Научная статья на тему 'Трансформация подходов к управлению устойчивым развитием региона: опыт ХМАО-Югра'

Трансформация подходов к управлению устойчивым развитием региона: опыт ХМАО-Югра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / REGIONAL STRATEGY / УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Оксана Александровна, Петрова Вера Станиславовна

В последнее время происходит трансформация подходов к устойчивому развитию, новое осмысление теории управления устойчивым развитием региона, а также разработка современных теоретико-методологических положений в данной области. Авторами статьи были рассмотрены общие изменения в области устойчивого развития принятые в новой доктрине ООН, отражены элементы трансформации, которые в большей степени направлены на интеграцию усилий государства, частного сектора и общественных организаций, а также всех стейкхолдеров. На основе анализа социально-экономического положения ХМАО-Югры выделены два возможных сценария устойчивого развития округа с учетом его особенностей и направленных на долгосрочную перспективу, дана характеристика как консервативного, так и инновационного вариантов. Проведена экспертная оценка соответствия положений принятой стратегии развития региона до 2030 года с учетом ключевых семнадцати целей доктрины ООН, что отражает актуальность региональной политики. Проведенный аудит стратегии развития ХМАО-Югры и принятой концепции «Бережливого региона» позволил сделать вывод о происходящих изменениях в системе управления регионом, отразить устойчивость регионального развития в том числе и как возможность быстрой адаптации под изменяющиеся факторы внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлова Оксана Александровна, Петрова Вера Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION: THE EXPERIENCE OF HMAO-YUGRA

In recent times, there has been a transformation of approaches to sustainable development, a new understanding of the theory of management of sustainable development of the region, as well as the development of modern theoretical and methodological provisions in this area. The authors of the article considered the General changes in the field of sustainable development adopted in the new UN doctrine, reflected the elements of transformation, which are more aimed at integrating the efforts of the state, the private sector and public organizations, as well as all stakeholders. Based on the analysis of social and economic situation of HMAO-Yugra two possible scenarios of sustainable development of the district taking into account its features and directed on long-term prospect are allocated, characteristic of both conservative and innovative options is given. Expert assessment of compliance of the provisions of the adopted strategy of development of region till 2030 taking into account the seventeen key goals of the doctrine of the UN, reflecting the relevance of regional policy. The audit of the strategy of development of HMAO-Yugra and the adopted concept of" Lean region" led to the conclusion about the ongoing changes in the regional management system, to reflect the sustainability of regional development, including as a possibility of rapid adaptation to changing environmental factors.

Текст научной работы на тему «Трансформация подходов к управлению устойчивым развитием региона: опыт ХМАО-Югра»

экономические науки

Козлова Оксана Александровна, Петрова Вера Станиславовна ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ...

УДК 332.1; 332.7

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА: ОПЫТ ХМАО-ЮГРА

© 2018

Козлова Оксана Александровна, доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и менеджмента Петрова Вера Станиславовна, кандидат культурологии, доцент кафедры коммерции и менеджмента Нижневартовский государственный университет (628602, Россия, Нижневартовск, ул. Мира, 3 «Б», e-mail: [email protected])

Аннотация. В последнее время происходит трансформация подходов к устойчивому развитию, новое осмысление теории управления устойчивым развитием региона, а также разработка современных теоретико-методологических положений в данной области. Авторами статьи были рассмотрены общие изменения в области устойчивого развития принятые в новой доктрине ООН, отражены элементы трансформации, которые в большей степени направлены на интеграцию усилий государства, частного сектора и общественных организаций, а также всех стейк-холдеров. На основе анализа социально-экономического положения ХМАО-Югры выделены два возможных сценария устойчивого развития округа с учетом его особенностей и направленных на долгосрочную перспективу, дана характеристика как консервативного, так и инновационного вариантов. Проведена экспертная оценка соответствия положений принятой стратегии развития региона до 2030 года с учетом ключевых семнадцати целей доктрины ООН, что отражает актуальность региональной политики. Проведенный аудит стратегии развития ХМАО-Югры и принятой концепции «Бережливого региона» позволил сделать вывод о происходящих изменениях в системе управления регионом, отразить устойчивость регионального развития в том числе и как возможность быстрой адаптации под изменяющиеся факторы внешней среды.

Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегия региона, управление устойчивым развитием, региональная экономика.

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION: THE EXPERIENCE OF HMAO-YUGRA

© 2018

Kozlova Oksana Aleksandrovna, doctor of Economics, Professor, Department of Commerce and management Petrova Vera Stanislavovna, candidate of cultural studies, associate Professor, Department of Commerce and management Nizhnevartovsk state University (628602, Russia, Nizhnevartovsk, World street, 3 "B", e-mail: [email protected])

Abstract. In recent times, there has been a transformation of approaches to sustainable development, a new understanding of the theory of management of sustainable development of the region, as well as the development of modern theoretical and methodological provisions in this area. The authors of the article considered the General changes in the field of sustainable development adopted in the new UN doctrine, reflected the elements of transformation, which are more aimed at integrating the efforts of the state, the private sector and public organizations, as well as all stakeholders. Based on the analysis of social and economic situation of HMAO-Yugra two possible scenarios of sustainable development of the district taking into account its features and directed on long-term prospect are allocated, characteristic of both conservative and innovative options is given. Expert assessment of compliance of the provisions of the adopted strategy of development of region till 2030 taking into account the seventeen key goals of the doctrine of the UN, reflecting the relevance of regional policy. The audit of the strategy of development of HMAO-Yugra and the adopted concept of' Lean region" led to the conclusion about the ongoing changes in the regional management system, to reflect the sustainability of regional development, including as a possibility of rapid adaptation to changing environmental factors.

Keywords: sustainable development, regional strategy, sustainable development management, regional economy.

Устойчивое развитие уже давно является фундаментальной основой развития экономики разных стран и регионов, дискуссионным вопросов ученых и специалистов в данной области [1-7], но на данный момент времени требуется трансформация подхода. Это преобразование должно опираться на прошлый опыт и реально оценить будущее проблемы в быстро меняющихся глобальных условиях. Они должна привлекать всех участников процесса развития, частных лиц, предприятия и гражданское общество, правительства и мировое сообщество.

Эти изменения представлены уже на мировом уровне и отражаются в принятой в 2015 году ООН новой доктрине устойчивого развития на период до 2030 года, где установлены семнадцать ключевых целей [8]. Они предусматривают конкретные цели на следующие пятнадцать лет с обращением особого внимания, в частности таким направлениям как человеческое достоинство, региональная и глобальная стабильность, здоровая планета, формирование справедливых и устойчивых обществ, процветание экономики всех стран.

Аналитический центр при правительстве РФ представил на этой основе в 2016 году доклад о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия», где отразил возможности

адаптации принятых положений ООН с учетом специфики развития страны [9].

Подготовленная независимым исследовательским форумом повестка дня в области устойчивого развития (ГОР2015), предлагает новые принципы и подходы для интеграции экономической, социальной и экологической основ устойчивости. Авторами, на рисунке 1, были представлены элементы трансформации, которые позволяют вывести развитие стран на новый [10].

В основе данной трансформации находится изменение бизнес моделей предприятий, повышение уровня координации между частными лицами, организациями и правительствами, повышения уровня инвестиций в устойчивое развитие, в том числе с учетом развития индустрии 4:0. Разрушение разрыва между странами-получателями и странами-донорами, в сочетании с усилением влияния частного сектора и гражданского общества, призывы к новому и глобальному договору позволяют достичь большего в решении общемировых проблем.

Тем не менее, необходимо отметить, что все чаще региональные аспекты в развитии экономики страны играют ведущую роль, что и отмечается в разных научных работах и принятых на федеральном уровне документах [11-13]. В России это обусловлено тем, что регионы развиваются диспропорционально и это представляет со-

Kozlova Oksana Aleksandrovna, Petrova Vera Stanislavovna TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE MANAGEMENT ..

economic sceinces

бой острую проблему не только для устойчивого экономического развития, но и для устойчивого регионального развития. Поэтому, существенный спад производства, увеличение безработицы и гиперурбанизация, наличие серьезных экологических проблем требуют научно обоснованного и грамотного подхода к разрешению ключевых проблем регионального развития.

населения.

Таблица 1 - Динамика социально-экономического развития ХМАО-Югры в сравнении с РФ

Показатель Российская Федерация Югра

2016 2017 2016 2017

Индекс объема промышленного производства, в % 101,2 101,8 101,0 98,8

Индекс объема инвестиции в основной капитал,в % 99,4 104,8 91,9 116,8

Ввод в действие жилых домов, в % 94,5 93,6 97,1 107,5

Среднедушевой доход населения, в рублях 23352,9 29751,1 43151,1 42387,3

Располагаемые денежные доходы населения, в % 94,0 98,8 91,0 92,3

Начисленная среднемесячная зарплата, в рублях 35703,0 38570,0 62164,4 64763,0

3 ар аб отная пл ата. б % 100,1 102,9 97,1 97,5

Индекс объема оборота розничной торговли, б % 95,5 100,5 91,3 99,4

Индекс объема платных услуг населению, в % 99,5 100,2 96,9 100,9

Индекс потребительских цен, на конец периода (к декабрю предшествующего года), в % 104,1 101,7 105,5 102,5

Поступление нзлогобв консолидированный бюджет, млрд. рублей 10 529,7 4 220,6 1 238,6 1 585,1

Доляналоговс территорииЮгры в коне олидированномбюджете Рос сийской Федерации, % 11,8 12,6

Уровень официальной безработицы к экономически активному населению,в % 1,1 1,0 0,51 0,44

Рисунок 1 - Элементы трансформации системы устойчивого развития [7]

Основываясь именно на анализе существующих подходов, на принципах устойчивого развития в рамках региона современными учеными была предложена концепция устойчивого развития региона [3].

В современных условиях при разработке стратегии развития региона нужен комплексный подход при соблюдении принципов устойчивости стратегического управления. Именно на стратегии основываются программные документы, рассчитанные на разный срок реализации (как краткосрочные, так и долгосрочные) в которых должны быть отражены критерии оценки влияния различных факторов социально-экономического развития региона.

В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества [14].

Одним из стратегических регионов России является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Основу региона составляют предприятия нефте- и газодобычи. В этой сфере действуют 59 крупных предприятий, относящихся к крупным предприятиям, известными не только в России (ООО «Лукойл», ОАО «ВР», ОАО «Сибур» и другие). По состоянию на 1 января 2018 года в эксплуатации находится 256 месторождений [15].

Основные статистические данные по динамике развития региона в сравнении с показателями в целом по РФ представлены в таблице 1.

Среди регионов Российской Федерации, Уральского федерального округа Югра отличается высоким показателем величины номинальных денежных доходов населения (7 место среди субъектов РФ и 2 место среди субъектов УФО) [15]. Несмотря на снижение среднегодовой потребительской инфляции (с 8,6 % в 2016 году до 5,8 % в 2017 году) влияние роста цен на товары и услуги отрицательно отражается на динамике реальных доходов

Х - нет данных

Устойчивое социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры привлекательно для мигрантов из других регионов. Положительные тенденции демографического развития в Югре сохранены, этому способствует проведение демографической политики, развитие системы здравоохранения, направленной на увеличение продолжительности жизни, рост численности населения за счет естественного прироста населения, изменение возрастной модели рождаемости, ориентация системы ценностей на семью с двумя и более детьми [16].

На данный момент можно выделить два возможных сценария устойчивого развития округа с учетом особенностей социально-экономического развития, направленных на долгосрочную перспективу. Это консервативный и инновационный вариант развития. Каждый из сценариев будет основываться на степени реализации и развития вышеперечисленных факторов.

Администрацией округа продуманы и представлены сценарии развития по отдельным направлениям деятельности на период до 2030 года. На их основе составляются «дорожные карты». За основу стратегий взяты отчеты и прогнозы экономического, экологического и демографического развития автономного округа на период до 2030 года. Прогнозирование строилось на математических моделях, связанных с использованием «Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» [17]. Последний документ является обязательным и учитывается во всех программных документах.

Остановимся на возможных вариантах более детально. Так, консервативный вариант (или первый из возможных) может быть охарактеризован тем, что, несмотря на постепенное снижение объемов добычи нефти и газа, основанного на истощении ресурсов введенных в эксплуатацию месторождений, сохраняется доминирование базового сектора экономики региона. При этом остается допущение, что Югра сохранит за собой лидирующие позиции в экономике страны в целом как в объемах добычи углеводородов, так и по среднедушевой величине ВРП, объему налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы Российской Федерации. С учетом демографической ситуации, сложившейся в регионе, данный сценарий предполагает, что удельное соотношение показателей «рождаемость-смертность» будут ухудшаться. Обосновывается это тем, что уменьшается численность населения репродуктивного возраста, и в противовес ему увеличивается численность населения в возрастной категории «старше трудоспособного». Вместе с тем в округе сохранится уровень показателей естественного движения населения.

Второй вариант инновационный или базовый вариант будет характеризовать округ с позиций экономического роста и повышением инвестиционной привлекательно-

экономические науки

Козлова Оксана Александровна, Петрова Вера Станиславовна

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ...

сти. Для этого сценария важным будет модернизировать основную отрасль региона - нефтегазодобывающего. Вместе с тем в этом сценарии нужно предусмотреть ди-версификационные варианты роста. В качестве диверсификации региона нужно развитие новых видов деятельности, предусмотреть новые формы занятости, которые характерны для экономики знаний.

Если сравнить эти сценарии, представленные в таблице 2, то получим противоречие, которое появилось в решениях Администрации округа. Зная о том, что консервативный вариант развития событий в большей степени отражает превалирующие в настоящее время интересы экономических субъектов и вероятность его реализации гораздо выше, нежели инновационный вариант. В первую очередь это связано с тем, что имеющиеся ресурсы и уровень развития бизнеса, а также участие в инновационных отраслях экономики ниже, чем в добывающих и энергосырьевых. За второй, инновационный (базовый) сценарий в стратегии долгосрочного социально-экономического развития Югры на период до 2030 года ратует большинство экономистов и политиков. Он предусматривает для администрации муниципалитетов, и для бизнеса более сложную модель управления и связан с вложением в развитие человеческого капитала и инвестированием в высокотехнологичные проекты. При втором сценарии инновационные факторы должны превратиться в основной источник не только экономического роста, но и произвести прорыв в использовании имеющихся ресурсов, что приводит к улучшению социально-экономических параметров развития Югры.

Таблица 2 - Характеристика вариантов устойчивого развития в долгосрочном периоде

Фактор Консервативный вариант Инновационный вариант

Развитие с оциальной Частичные изменения социальной отрасли и частичная реализация целей социального развития в 2018 году Крупномасютабнаямодернизация социальной сферы: развитие системы обр азовання, здравоохранения, культуры, миграционной политики

Дополнительные расходы на оплату труд а Сохранность достигнутого уровня оплаты труда после 2018 года Относительно равномерныйрост оплаты труда после 2018 года

Инфр а структур а транспорта Преодоление «проблемных мест» при обеспечении развития тр экспортной инфр а структуры после2020года Реконструкция транспортной системы к 2020-2025 гг.Увеличение количества населенных пунктов, с круглогодичной транспортной доступностью с 36 % в 2018 году до 65 % в 2030 году

Конкурентные преимущества Использование потенциала нефтегазового сектора. Сохранение конкурентоспособности обрабатывающего сектора Повышение конкурентоспособности региона за счет развития межотраслевых кластеров с акцентом на развитие

Изменение структуры Доминирование сырьевого сектора экономики. Б структуре валового регионального продукта—более 55% Диверсификация экономики. Б структуре валового регионального пр одукта сырьевой сектор экономики — 44 % (2016 год—63 %). Прирост

Формирование н распределение бюджета Сохранность социальной напр авленно ста р а сходов бюджета. Исполнение приоритетов при жестком выборе и при формировании «бюджета развития». Сохранность социальной напр авленно сти бюджета,увеличение мер го суд ар ственной по да ержкн для инвестиционных проектов, имеющих отложенный мультипликативный эффект.

Финансир об ание экономического роста Доля инвестиций на уровне 27 % валового регионального проду кта Доля инвестиций на уровне 29 % валового регионального пр одукта

Окружающая среда Выполнение мер по защите в рамках действующего законодательства Программы сохранения природного потенциала, управления отходами, внедрение технологий «бережливого производства».

Югре» [19] Рассматривая данную концепцию необходимо все-таки отметить, что в ней отмечается некоторая дезинтеграция взаимодействия частного сектора, общественных организаций и населения, что не полностью отражает современные элементы устойчивого развития. Однако, в концепции присутствует представление о новых бизнес-моделях развития организаций региона на основе принципов объединения экономических, экологических и социальных вопросов [20].

Обобщая исследования относительно изменений в области управления устойчивым развитием региона нами был проведен опрос девяти экспертов на соответствие положений принятой Стратегии Хамо-Югры семнадцати принятым ООН целям устойчивого развития (табл.3). В целом необходимо отметить, что все основные направления были в достаточной полной мере учтены при разработке стратегии, и только по цели «Обеспечение тендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин» стоит низкая оценка, что экспертами было отмечено как неактуальное направление для региона и страны в целом.

Таблица 3 - Экспертная оценка соответствия положений региональной стратегии развития 17 целям устойчивого развития ООН по пятибалльной системе

№ Цель Уровень соответ- № Цель Уровень соответ-

1 Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах 3,4 10 Сокращение неравенства внутри 4,0

2 Обеспечение продовольственной безопасно сти и устойчивого развития сельского хозяйства 4,5 11 Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития 3,5

3 Обеспеченнездорового образа жизни и содействие благополучию 4,8 12 э кол огическо й у сто йчнво сти 4,8

4 возможности обучения 5,0 13 Обеспеченнеперехода к р ациональным моделям потреблениян производства 4,8

5 Обеспечение тендерного равенства ирасширенне прав и возможностей женщин 2,0 14 Принятие срочных мер по борьбе последствиями 4,0

Ь Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех 4,8 15 Сохранение ирациональное использование водных ресурсове интересах устойчивого развития 4,0

7 Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивыми современным источникам энергии для всех 3,5 16 Защита и восстановление экосистем суши н содействие нх рациональному использованию 3,5

5 С о д ействне у сто йчнво ыу экономнческомуросту, полной и производительной занятости 4,0 17 С о действие по стр о ению миролюбивого и открытого общества 4,0

9 Создание стойкой инфраструктуры, содействие устойчивой индустриализации и р азвнтню инноваций 4,5

Анализируя принятую стратегию развития ХМАО-Югры необходимо отметить, что, акцентируя внимание на инновационном варианте развития в основу стратегии были заложены современные элементы устойчивого развития. В документе отмечается необходимость «.. .рационального и безопасного использования имеющегося природно-ресурсного потенциала, предотвращение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения на основе применения инновационных средств «зеленой» экономики» [18], а также рассматриваются мероприятия в области активной политики по развитию человеческого капитала, которая предполагает развитие системы образования, здравоохранения, культуры, миграционной политики.

На наш взгляд, инновационным подходом в новой стратегии развития является и принятая концепция «Бережливого региона», которая представляет собой «.систему взглядов, определяющих приоритеты внедрения технологий бережливого производства в деятельность всех участников общественных отношений в

В заключении стоит подчеркнуть, что сущность экономической категории «устойчивость регионального развития» заключается в общей способности региона функционировать с постоянством, а также в долгосрочной перспективе развиваться с учетом стремительно изменяющихся факторов внутренней и внешней среды. Такое развитие основывается на гармонизации различных подсистем: социальной, экономической и экологической и направлено на формирование возможных путей перехода на инновационную модель, которая обеспечивает возрастающий темп роста производства и возможности удовлетворить потребности не только современного, но и будущих поколений в том числе позволяет сохранить окружающую среду. Управление таким развитием должно осуществляться с учетом происходящих трансформаций в системе управления и в соответствии с принятыми мировыми положениями в рамках проводимой региональной социально-экономической политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хашева З.М. Построение модели управления устойчивым развитием региональных социально-экономических систем // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - №4. - С. 67-73.

2. Щукина Л.В. Теоретические аспекты устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Псковский регионологический журнал. - 2015. - №21. - С. 38-50.

3. Пивень И.Г. Концептуальный основы страте-

Kozlova Oksana Aleksandrovna, Petrova Vera Stanislavovna TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE MANAGEMENT ..

economic sceinces

гического управления устойчивым развитием региона // Статья поступила в редакцию 06.05.2018 Новые технологии. - 2014. - № 3. Статья принята к публикации 25.06.2018

4. Щербик Е.Е. Структурно-экономические сдвиги региональной экономической системы: миф или реальность? // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. -2014. -№ 2. - С. 153-159.

5. Хайруллов Д.С., Гараев И.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития региона в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 126-133.

6. Шаталов М.А. Обоснование адаптивных инструментов обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем // Вестник НГИЭИ. 2017. № 1 (68). С. 75-83.

7. Червяков И.М. Стратегическое планирование выхода из нестабильного состояния регионального промышленного комплекса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 199-202.

8. Agenda for Sustainable Development 2030// URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/sustainable-de-velopment-goals/

9. Цели устойчивого развития ООН и Россия: Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации Под редакцией С. Н. Бобылева, Л. М. Григорьева 2016

10. Post-2015: framing a new approach to sustainable development// URL: https://sustainabledevelopment.un.org/ content/documents/874irf2015.pdf

11. Конкурентоспособность региона и организаций в новых экономических условиях: Монография // Под общ. ред. О.А. Козловой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. - 246 с.

12. Копылова Ю.В. Региональные особенности социально-экономического развития ХМАО // матер. II всероссийской научно-практич. конф. «Культура, наука, образование: проблемы и перспектива», отв. ред. А.В. Коричко. 2013. С. 162-164.

13. Проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agen-da/povestka/evolution/strategy/problem/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Козлова О.А. Маркетинговый подход к повышению конкурентоспособности региона в глобальной экономике// Труды Уральского государственного экономического университета: [сб. науч. ст.]: в 2 т. / [отв. за вып. Е. Б. Дворядкина ; ред. кол. : В. Ж. Дубровский, М. С. Марамыгин, А. Ю. Коковихин, В. П. Соловьева]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. Т. 1. - С. 72-76

15. Управление федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/

16. Петрова В.С. Проблемы социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № S1. - С. 36-41.

17. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ macro/prognoz/doc20120428_0010

18. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ugra2030.admhmao.ru/upload/ dokumenty/Strategiya_2017.pdf

19. Бережливый регион. Официальный сайт администрации ХМАО-Югры [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://leanregion.admhmao.ru/

20. Тагирова А.В. Концепция Бережливого производства в сфере высшего образования // Система образования и технологии бережливого производства: материалы региональной научно-практической конференции. 2017. С. 55-59._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.