Приоритетные направления устойчивого развития северных моносырьевых регионов на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: оценка, формирование и реализация
Priority areas for the sustainable development of northern regions monosyrevyh the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra: evaluation,
formation and implementation
Лебедева Илона Дмитриевна, аспирант кафедры экономики Института менеджмента и экономики ФГБОУ ВО
«Югорский государственный университет»,
г. Ханты-Мансийск, e-mail: [email protected]
Lebedeva Ilona Dmitrievna, graduate student of the Department of Economics, Institute of Management and Economics FGBOU
in «Ugra State University»
Аннотация: в настоящее время роль устойчивого развития северных моносырьевых регионов России возрастает как на государственном, так и на международном уровне. Поскольку данные регионы воспринимаются, прежде всего, как сырьевые экспортно ориентированные территории, в которых собственное «несырьевое» производство практически отсутствует, важным аспектом становится оценка приоритетов их устойчивого развития, а также формирование и реализация приоритетов с учетом возможностей и ограничений. В данной статье произведена попытка рассмотреть и оценить приоритеты устойчивого развития северных моносырьевых регионов на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представлен разработанный автором алгоритм формирования и реализации приоритетов устойчивого развития северных моносырьевых регионов России.
Abstract: at present the role of sustainable development in the northern regions of Russia monosyrevyh increases at both the national and international level. As these regions are perceived primarily as a raw material export-oriented areas in which their own «non-commodity» production is virtually absent, an important aspect is to assess the priorities of sustainable development, as well as the formation and implementation of the priorities in view of the possibilities and limitations. This paper attempted to review and evaluate priorities for the sustainable development of northern regions monosyrevyh the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, represented by an algorithm developed by the author of the formation and implementation of the priorities of sustainable development in the northern regions of Russia monosyrevyh.
Ключевые слова: устойчивое развитие, приоритеты, сырье, северный моносырьевой регион, инновации, сырьевой и несырьевой сектор экономики.
Keywords: sustainable development, priorities, raw, northern monosyrevoy region, innovation, raw materials and non-oil sector of the economy.
Вопросы устойчивого развития территорий всегда являлись актуальной темой, как для мирового сообщества, так и на внутригосударственном уровне. Мировые экономико-политические кризисы, предпринимаемые санкции, нестабильность рынка углеводородного сырья ставит под угрозу устойчивое развитие территорий. В особенности, данные проблемы негативно отражаются на моносырьевых регионах, которые принято считать так называемыми стратегическими регионами России. Именно генерация импульсов устойчивого развития на региональном уровне дает толчок к социально-экономическому процветанию страны в целом, это обусловливает актуальность темы исследования.
Российское государство достаточно богато природными ресурсами и обладает значительной территорией, немалая часть которой относится к «Северу». Своеобразные климатические условия, низкий уровень инфраструктурного и транспортного развития, огромные расстояния между
населенными пунктами и общая территориальная удаленность накладывают свой отпечаток как на характер расселения жителей северных регионов и формирование территориальных образований, так и на характер трудовой миграции и недостаток квалифицированной рабочей силы. Отсутствие пропорциональности между площадью территорий и ее фактическим заселением, огромные контрасты уровня заработной платы различных категорий населения северных регионов в сочетании с определенными преференциями в социальном обеспечении предопределяют определенные риски для благоприятного состояния общества, устойчивого развития экономики и минимизации урона, наносимого окружающей среде [1].
В настоящее время в условиях неблагоприятных международных отношений, посткризисного восстановления мировых хозяйственных связей, антироссийких санкций оценка, формирование и реализация приоритетов развития страны достаточно важная, но сложно достижимая цель. Исходя из конституционных положений, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения - ключевой приоритет органов власти страны и входящих в нее регионов [6]. Для воплощения в жизнь данных положений органами власти определены, сгруппированы и реализуются наиболее значимые для общества и государства стратегические задачи.
Зачастую декларированные в концептуально-правовых документах цели не достигаются и не корректируются с учетом внешних проявлений посткризисных ситуаций. В Концепциях устойчивого развития большинства северных регионов, утвержденных в середине-конце первого десятилетия XX века, не вносились сценарии развития в случае изменения мировой цены на углеводородное сырье, финансово не оценены и риски от потери связей и контрактов с крупными зарубежными партнерами. Вместе с тем, устойчивое региональное развитие должно предполагать дифференциацию основных угроз, наличие альтернативных направлений в случае краха основного сценария развития, грамотную оценку, формирование, реализацию
приоритетов, и, соответственно, в целом, квалифицированное управление на пути к устойчивому развитию.
На наш взгляд, в сферу непосредственного внимания властей должны попасть регионы, зависящие от экспорта углеводородов или так называемые «сырьевые» регионы России. К примеру, к таким регионам относится Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, где добыча полезных ископаемых обеспечивает 61 % ВРП, 85 % доходной части бюджета и 72% инвестиций [12]. Проблема моносырьевого развития территориальных образований России влияет и на привлечение внешних ресурсов, хотя, в целом, объемы добычи углеводородов, к примеру, в Югре снизились на 1,5 % за период 2015 года. Непростая экологическая обстановка явившаяся последствием деятельности предприятий нефтегазодобывающего комплекса в сочетании с суровым климатом еще более усугубляют достижение стратегической цели устойчивого регионального развития. Поэтому для формирования научно обоснованного мнения автора относительно устойчивости развития северных моносырьевых регионов России обратимся к ключевым понятиям, составляющим базис данной научной работы.
Понятие «приоритеты развития» относительно социально-экономического северного региона достаточно широко применяется в рамках исследования устойчивости развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, как в документах нормативного правового характера, так и представителями научного сообщества. К примеру, в стратегических документах автономного округа понятие «приоритеты развития» базируется на связи административного, финансового и информационного ресурсов и обеспечивается координацией поступательного взаимодействия государства, общества и бизнеса [11]. В целом, автор придерживается трактовки определения «приоритеты развития», данной в концептуальных документах Ханты-Мансийского автономного округа, однако, считает не совсем корректным применение данного термина без его увязки с проблемой устойчивого гармоничного развития, поскольку именно обеспечение
устойчивости развития регионов, всецело зависящих даже не от одной отрасли экономики, а от добычи одного вида сырья в рамках одной отрасли, сегодня является как никогда важным и актуальным как теоретико-методическим аспектом, так и весьма значительно с практической точки зрения. Кроме того, «приоритеты устойчивого развития» должны быть направлены как на обеспечение достойной жизни населения в настоящем, так и направлены на удовлетворение, по крайне мере, элементарных потребностей будущих поколений.
Необходимо отметить, что понятие «устойчивое развитие» применяется и в документах территориального планирования Югры и само по своей сути неразрывно связано с гармоничным развитием трех основных подсистем региона - экономической, социальной и экологической [8].
Для анализа динамики развития, процессов формирования и реализации приоритетов устойчивого развития Югры рассмотрим приоритеты через призму бюджетно-финансовой составляющей и целевой направленности, реализуемых государственных программ, а в их рамках задач и направлений. Государство, реализуя поставленные задачи, использует бюджетные средства, поэтому от того, насколько то или иное направление приоритетно зависит и объем выделяемых средств, количество же и целевая направленность программ показывают какие проблемы руководство страны и регионов пытается решить в первоочередном порядке.
В 2013 году руководством Ханты-Мансийского автономного округа утвержден перечень приоритетных для региона государственных программ (всего в перечень включены 25 программ), выделены следующие приоритетные направления: развитие человеческого потенциала, трудовых ресурсов, повышение уровня жизни; социальная поддержка и защита населения; отраслевое развитие экономики; развитие инфраструктуры и транспорта; обеспечение безопасности и развитие гражданского общества; развитие инвестиций и инноваций; эффективное государственное и муниципальное управление [10].
Наибольший объем финансирования, выделяемый на реализацию приоритетных задач направлен на развитие здравоохранения, образования, жилищной сферы (более 70 %).
Формирование и реализация приоритетов устойчивого развития регионов требует ревизии их территориальной специфики. Возможности и ограничения вытекают из сильных и слабых сторон регионального развития. На наш взгляд, угрозы устойчивого развития нужно соотносить с приоритетами, которые в свою очередь показывают первоочередность выполнения поставленных тактических задач на пути к стратегической цели - достижении устойчивого гармоничного сбалансированного развития в долгосрочной перспективе.
Определение стратегических целей устойчивого развития моносырьевых регионов - Strategic Goal (SGmr) требует оценки соотношения приоритетов -Priorities (Pmr) и ограничений - Limits (Lmr) развития. Данную взаимозависимость условно можно представить как:
SGmr = F , где: Gmr - стратегическая цель достижения устойчивого
развития моносырьевого региона,
Pmr - конкретный приоритет развития моносырьевого региона,
Lmr - соответствующее ограничение избранного направления по достижению устойчивого развития моносырьевого региона.
При этом, необходимо учитывать следующее:
1. Priorities (Pm) > 0, так как в любом моносырьевом регионе для достижения устойчивого развития всегда разрабатываются приоритеты.
2. Limits (Lm) > 0, поскольку достижение стратегической цели и решение приоритетных задач возможно только относительно доступных ограниченных ресурсов.
3. Lm > Pm, то max SGmr =1, поскольку ограничений всегда больше, чем необходимых приоритетных задач, требующих решения. Также это обусловлено ограниченностью информации и неопределенной политико-экономической ситуацией.
Поскольку достижение стратегической цели устойчивого развития моносырьевых регионов возможно только при достижении ряда долгосрочных и тактических целей и задачи, стратегическую цель моносырьевого региона можно выразить как SGmr = gmr2,•••,gn). Следовательно, приоритеты Pmr = ФтЬ pmr2,— ,pmm), ограничения Lmr = (lmr1, 1щ2, - • -Лп).
Рассмотрев, реализуемые в настоящее время государственные программы на территории Югры, можно сделать вывод о наличии приоритетов устойчивого развития в сырьевом и несырьевом секторах экономики, при этом на долю сырьевого сектора экономики приходится более 65 % валового регионального продукта Югры.
Важным для понимания того, как условно можно разграничить сырьевой и несырьевой сектор экономики, регионов является рассмотрение понятия «сырье» в существующих научных трудах, а также классифицирующие признаки видов сырья.
В современном экономическом словаре под сырьем понимается «добытые полезные ископаемые и другие природные ресурсы, произведенные из них материалы, подлежащие дальнейшей переработке» [13].
А.Б. Борисов трактует понятие «сырье» как «добытые полезные ископаемые, природные ресурсы или произведённые из них материалы, необходимые для получения либо конечного полезного продукта (блага), либо промежуточного продукта (полуфабриката) в техпроцессе производственного цикла» [13].
К сырью относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственной продукцию (зерно, картофель, свекла) (рисунок 1). При этом различают первичное сырье, к которому относят добытую руду, нефть, песок, торф, хлопок-сырец, и вторичное сырье - это пришедшие в негодность готовые изделия: металлолом, макулатура и др.
По происхождению сырья выделяют:
«- ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира);
- ресурсы природно-территориальных комплексов (горно-промышленные, водохозяйственные, лесохозяйственные и др.) [13]».
Таким образом, сырье - это «материалы минерального, растительного или животного происхождения, предназначенные для дальнейшей обработки и изготовления готовой продукции. При этом сырье является исходным компонентом любого технологического процесса. От качества сырья, его соответствия технологическим требованиям, стоимости и доступности во многом зависят качественные и количественные характеристики выпускаемой продукции [13]».
Рис. 1 - Классификация видов сырья [13] В результате, к сырьевому сектору экономики Югры можно отнести
предприятия, функционирующие на базе углеводородного сырья, а к
несырьевому, в первую очередь относятся обрабатывающие производства,
сфера услуг, туризм и финансовая деятельность и др.
«Для реализации долгосрочной региональной политики и интегрированных в нее стратегий и целевых программ необходим комплексный инструментарий управления и принятия решения в процессе реализации и использования эффектов от достижения стратегических результатов, который будет включать информационное, организационно-методическое, ресурсное
обеспечение, а также совокупность механизмов согласования решений на всех этапах реализации» [4].
На наш взгляд, формирование и реализация приоритетов устойчивого развития северного региона на примере Ханты-Мансийского автономного округа может включать шаги, отображенные на рисунке 1.
Рис. 2 - Алгоритм формирования и реализации приоритетов устойчивого развития моносырьевых регионов (разработан автором)
Краткое описание алгоритма:
1. Первый этап включает в себя оценку потенциальных возможностей регионального развития, как с ресурсной точки зрения, так и возможность достижения определенного уровня социально-экономического развития с позиции задействования всех имеющихся ресурсов, производств, мощностей и рабочей силы. В рамках данного этапа алгоритма посредством оценки
устойчивости всех подсистем регионального развития можно сделать вывод об общем уровне устойчивости развития территориального образования. При этом для корректной оценки текущего и достигнутого уровня устойчивости нужно использовать набор показателей соотносимый с региональными особенностями развития моносырьевых регионов, для чего необходимо разработать методическое обеспечение оценки уровня устойчивости северных моносырьевых регионов.
2. Второй этап заключается в разработке концептуальной основы к общему пониманию целей регионального развития как системе взглядов на будущее. При разработке концепции нужно учитывать федеральную составляющую, а именно, концепцию устойчивого социально-экономического развития страны в целом, международный опыт управления устойчивым развитием северных регионов, в том числе, в периоды кризиса, а также результаты оценки потенциальных возможностей сырьевого и несырьевого секторов экономики.
3. Третий этап состоит в формулировании стратегических положений развития региона посредством использования дерева целей, программно -целевого метода, реализации конкретных государственных программ и адресных проектов. Данный этап непосредственно сопряжен с реализацией приоритетных задач, поскольку дерево целей предполагает сочетание стратегии и тактики, мелких задач с крупными, возможностей и ограничений, имеющихся ресурсов с затратами и в целом содержит тактические мероприятия по достижению четко сформулированной задачи.
4. Четвертый этап позволяет осуществить мониторинг и оценку полученных итогов реализации приоритетов, формулируется вывод о соответствии полученных результатов поставленным целям. Мониторинг результатов осуществляется посредством использования, в основном, эконометрических методов в сочетании с частными методами математического, ситуационного и компаративистского анализа.
По итогам проведенного исследования представляется возможным сформулировать основные выводы:
1. Исследование развития северных регионов, зависимых от добычи углеводородов требует соотношения и поиск точек соприкосновения понятий «приоритет», «устойчивость развития» и «сырьевой регион» как с практической, так и с концептуальной точки зрения. В теории устойчивого развития проблемы моносырьевых регионов недостаточно изучены и требуют глубокого исследования и ревизии с позиции значительного экологического ущерба от добычи полезных ископаемых. Выбросы, в первую очередь, в виде выделяемого попутного газа, а также в результате аварий на месторождениях достаточно серьезно загрязняют окружающую среду (в 2015 году Югра заняла 2 место по объемам выбросов загрязняющих веществ). Неблагоприятная экологическая обстановка наносит определенный ущерб населению, окружающей среде, флоре и фауне и требует новых управленческих решений.
2. Нарастающее влияние негативных факторов внешнеэкономической обстановки ставит под сомнение возможность дальнейшего устойчивого развития моносырьевых территорий. Антироссийские санкции, предпринятые ответные меры, кризисные и посткризисные явления, проявляющиеся в экономике, обусловили необходимость пристального изучения моносырьевого регионального развития. Исследование и задействование имеющихся собственных ресурсов регионов становится актуальным источником регионального социально-экономического развития. Несырьевые отрасли экономики могут стать двигателями нового инновационного экономического роста. Стоит заметить, что постепенное развитие несырьевого сектора экономики будет способствовать поэтапному сокращению зависимости от базовой отрасли.
3. Рост внимания к формулированию корректных и достижимых направлений развития северных регионов связан с истощением запасов основных месторождений энергоресурсов, снижением цен на международном рынке энергоресурсов, обострение геополитической ситуации. Моносырьевые
регионы как никогда нуждаются в корректировании приоритетных направлений развития, поскольку дальнейшее инерционное движение на пути к заведомо сложным целям ставит под угрозу благоприятное развитие общества. Однако добыча полезных ископаемых - традиционный источник доходов бюджета региона и страны в целом. Поэтому кардинального изменения в структуре валового регионального продукта автономного округа в ближайшие годы и в перспективе до 2030 не произойдет. Вместе с тем, развитие использования инновационной составляющей в процессах разработки новых месторождений углеводородного сырья, а также при разработке трудно извлекаемых запасов становится важным фактором устойчивого уровня добычи нефти и газа и, соответственно, влияет на устойчивое развитие северных моносырьевых регионов. В данной связи, развитие инноваций также выходит на первый план.
4. Анализ, оценка, формирование и реализация приоритетных целей и задач требует разработки достаточно последовательного алгоритма действий на пути к намеченным стратегическим целям. При огромном спектре социальных, экологических и экономических проблем, существующих в северных регионах, при минимизации и сокращении доходов от добычи нефти достаточно непросто правильно выбрать и реализовать приоритеты регионального устойчивого развития. Не смотря на все негативные явления порожденные результатами деятельности отрасли «добыча полезных ископаемых», сегодня именно она является стабильным источником пополнения консолидированного бюджета. Использование авторского алгоритма может оказать содействие в разработке перспективных планов, концепций и стратегий устойчивого развития северных регионов. При соотнесении результатов с поставленными целями можно сделать вывод о достижении (не достижении) планируемых показателей. В случае не достижения поставленных задач необходимо корректировать содержание всех этапов алгоритма. При этом исследование собственных несырьевых возможностей развития северных регионов требует анализа потенциала несырьевого сектора, сопряженного с развитием нетрадиционных
для северных регионов видов экономической деятельности, например, туризма, инновационных и финансовых услуг.
Библиографический список:
1. Богомолова Л.Л. Концептуальные и практические аспекты реализации государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография / Л.Л. Богомолова, И.В. Такмашева. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир», 2014. - 310 с.
2. Богомолова Л.Л. Программно-целевой метод совершенствования государственной поддержки традиционного образа жизни и развития предпринимательства в традиционных промыслах коренных малочисленных народов Севера // Сборник научных трудов SWorld научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований», 2013. - Т. 35. - С. 8-10.
3. Боровская М.А. и др. Программно-целевой подход к реализации промышленной политики в многоуровневой экономике: инструментарный аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011. - № 30. - С. 4-7.
4. Кимельман С.А. Сырьевой сектор экономики России: состояние и возможности развития // Экономика региона, 2010. - № 4. - С.173-182.
5. Колмыкова Т.С. Когнитивные аспекты инновационного развития экономики // Известия Юго-Западного государственного университета, 2012. - № 2(41).Ч. 2. - С.19-22.
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
7. Листопад М.Е. Пономаренко Е.Е. Мищенко Л.Я. Особенности формирования концепции региональных инновационных систем в России в условиях риска и нестабильности внешней среды // Экономика устойчивого развития. 2012. №10. - С. 126-136.
8. Портал открытых данных исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // [Электронный ресурс]. - URL: http://data.admhmao.ru/datasets/depfin/ (дата обращения 18.04.2015).
9. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2014 № 506-п «Об утверждении схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ds .admhmao .ru/dokumenty/hmao/226011/ (дата обращения 18.04.2015).
10. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 г. № 321-рп «О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
11. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 № 101-р «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года и на период до 2030 года» [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.prirodnadzor.admhmao.ru/dokumenty/hmao/228753/ (дата обращения 22.04.2015).
12. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 672 с.
13. Словарь терминов. Сырье [электронный ресурс]. Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Business/l500_%D 0%A1%D 1 %8B%D 1 %80%D 1 %8C%D0%B5_Raw_materials_%D 1 %8D%D 1 %82%D0%BE# 1 (дата обращения 18.09.2016). - Загл. с экрана.