МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)
А. Б. ШУМЕЙКО
В данной статье предложена последовательность определения приоритетов инновационного развития региона; определены направления нивелирования рисков инновационной деятельности по сферам; разработана система показателей прогнозной оценки результативности инновационного развития региона; выявлены факторы, сдерживающие инновационное развитие добывающих регионов; определена структура механизма реализации приоритетов инновационного развития.
Ключевые слова инновационное развитие, научно-техническая политика, региональное развитие.
Развитие инновационной экономики для России крайне актуально. На современном этапе хозяйствования в развитых странах мира прирост ВВП на 75-90 % обеспечиваются за счет развития инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10 %. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд долл. в год. Следует отметить, что Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6 - в развитых странах и 3-4 - в России). Если такое положение сохранится, то этот разрыв будет неизбежно нарастать, и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда [2].
Так, в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информация и т. д., в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10 % к 2020 г. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых намного более благоприятны.
В сложившихся условиях актуальной задачей является обоснование и выбор приоритетных сфер экономики для инновационного развития регионов, которые являются добывающими, и эффективность их функционирования напрямую связа-
на с реализацией сырьевого сценария развития экономики.
В последнее время во многих регионах России в рамках государственных и региональных приоритетов разрабатываются собственные мероприятия, которые призваны стимулировать развитие инновационной деятельности в ключевых сферах экономики. В настоящее время законы о науке, научно-технической и инновационной деятельности приняты более чем в 20 субъектах Российской Федерации. Общей тенденцией является законодательное закрепление такой основной цели региональной научно-технической политики, как сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала для социально-экономического развития региона. Также в различных регионах (например, Ростовская, Томская области) разработаны и осуществляются мероприятия научно-технических направлений, которые также связаны с развитием инновационной деятельности. Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что есть необходимость комплексного исследования состояния научно-технической деятельности регионов, ее потенциальных возможностей и разработка предложений и мероприятий по выбору приоритетов реализации научно-технической политики в регионе с целью обеспечения инновационного развития его экономики.
Важнейшим условием обеспечения инновационного развития территорий является обоснованный выбор приоритетов их научно-технического развития и соответствующая концентрация
научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на их реализации.
В экономически развитых странах выбор приоритетных направлений развития науки и техники в последние годы признается проблемой национального масштаба. В России перечень приоритетных направлений в развитии науки и техники и критических технологий федерального уровня, утвержденный в 1996 г., был пересмотрен, уточнен и утвержден Президентом РФ Д. А. Медведевым.
К приоритетным направлениям развития науки и техники отнесены:
- информационно-телекоммуникационные технологии;
- космические и авиационные технологии;
- производственные технологии;
- новые материалы и химические технологии;
- технологии живых систем;
- новые транспортные технологии;
- перспективные вложения, военная и специальная техника;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии.
Для инновационной сферы характерен значительный временной интервал между инвестированием ресурсов и достижением реальных результатов. Если к моменту реализации выбранного приоритета инновационного развития произойдут существенные сдвиги в структуре целей, стоящих перед обществом, науке и промышленности, то средства, выделенные под ранее признанные приоритетными направления, могут быть неэффективно истрачены. В связи с чем важной государственной задачей, наряду с определением начальных приоритетов инновационного развития страны, является рассмотрение перечня научнотехнических и инновационных приоритетов развития ее территорий.
Совершенствование механизма определения приоритетных направлений развития регионов и перечня критических технологий позволит выявить и обеспечить государственную поддержку решения конкретных научно-технологических проблем в области социально-экономического развития территорий и обеспечения национальной безопасности всей страны.
Исходной информационной базой для выбора приоритетных направлений и критических технологий инновационного развития регионов должен служить долгосрочный прогноз научно-технического развития (представление о состоянии и будущем развитии науки и технологий) и соответст-
вующие направления реализуемой научно-технической политики.
Исходя из специфики реализации в России научно-технической политики, выбор приоритетов инновационного развития регионов должен включать три стадии:
1. Мониторинг научно-технической сферы региона:
- оценка информации по спросу на наукоемкие технологии (НИОКР) на территории региона;
- формирование банка научных и научнотехнических проектов региона для бизнеса и государства;
- организация и проведение независимых экспертиз научных и научно-технических проектов (НИОКР) по различным аспектам на различных стадиях реализации научных проектов для оценки возможных рисков;
- оценка реализации мероприятий с целью выявления отклонений от заданных параметров;
- проведение оценки научной активности по ключевым группам (крупный бизнес, муниципальные образования, государственные предприятия, бюджетные учреждения) с учетом уровня «воплощенной наукоемкости» в затратах или косвенных затрат предприятий и организаций этих групп.
2. Разработка приоритетов инновационного развития экономики региона:
- формирование «портфеля» предложений по уточнению приоритетных направлений развития и перечня критических технологий;
- экспертное оценивание «портфеля» предложений и подготовка предварительного перечня;
- согласование предварительного перечня;
- окончательный выбор и утверждение предложений по приоритетным направлениям развития и перечню критических технологий;
- согласование научных и научно-технических проектов, принятые к разработке в интересах региона, с отраслевыми департаментами и комитетами региона;
- законодательное закрепление научных и научно-технических проектов для приоритетной реализации на территории.
3. Разработка механизмов поддержки процесса реализации приоритетных направлений инновационного развития региона:
- разработка системы мер государственной поддержки проектов научных учреждений и организаций, входящих в состав приоритетных;
- реализация частичного возмещения фактически произведенных затрат на патентование, сертификацию и аккредитацию, приобретение маркетинговой информации, подготовку (разра-
ботку) бизнес-планов и ТЭО, участие в выставках и ярмарках по продвижению инновационной продукции (возможно гранты Губернатора, снижение ставок региональных налогов и т. д.);
- возмещение части затрат научных организаций, связанных с оплатой услуг по подготовке технико-экономических обоснований научных проектов, патентованию и др. (субсидии).
Разработка приоритетных направлений инновационного развития предъявляет особые требования к описанию рисков, имеющих наибольшую вероятность проявления на стадии их разработки и реализации.
Из множества видов рисков наиболее вероятными по проявлению являются следующие:
- ценовой риск (оказывает существенное влияние на возможность потери доходов и прибыли при плановых расчетах мероприятий, а так же при расчетах по затратному механизму, может проявиться в необоснованном завышенном или заниженном уровне цен, вложенных в расчеты);
- налоговые риски (может иметь ряд проявлений, негативных для реализации мероприятий: вероятность введения новых налоговых платежей, возможность увеличения уровня ставок действующих налоговых платежей и предоставление налогового кредита, вероятность отмены действующих налоговых льгот и т. д.);
- коммерческий риск (риск, связанный с недобросовестностью или неплатежеспособностью коммерческих партнеров при исполнении договорных обязательств по мероприятиям научнотехнических направлений: непоставка товаров, невозврат авансовых платежей поставщиками, несоответствие поставленных товаров, услуг договорным обязательством. Наиболее вероятно проявление коммерческих рисков на стадии реализации мероприятий);
- экономический риск (проявлением этого вида риска может выступать невыполнение запланированного объема получения товаров, работ, услуг, недостаток денежных средств на затраты по реализации. Этот вид риска может проявиться как на стадии разработки так и на стадии реализации мероприятий);
- финансовые риски (связаны с вероятностью потери финансовых ресурсов: 1) валютный риск присущ только тем направлениям, которые будут связаны с внешнеэкономической деятельностью (закупкой импортного оборудования, техники, стройматериалов, транспорта и др.). Он может проявиться в недополучении прибыли в
результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических торговых операциях; 2) процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке (как депозитной, так и кредитной). Причиной возникновения этого вида риска является изменение конъюнктуры денежного рынка под воздействием государственного регулирования учетной ставки, объема предложения свободных денежных ресурсов коммерческими банками, снижение спроса хозяйствующих субъектов на эти ресурсы и т. п.);
- инфляционный риск (носит постоянный характер, в условиях финансового кризиса, высоких темпов инфляции, инфляционный риск выделяется из группы финансовых рисков в самостоятельный негативно влияющий риск. Этот риск характеризует возможность обесценивания реальной стоимости капитала создаваемого научнотехническим направлением);
- социальные риски (могут проявиться в увеличении численности безработных (увеличении уровня безработицы) вследствие резкого выброса низкоквалифицированной рабочей силы на рынок труда. Этот риск необходимо учесть на стадии разработки мероприятий);
- экологические риски (могут проявиться на заключительной стадии. Негативные проявления экологических рисков: выбросы в атмосферу, сбросы в воду, повышенное содержание вредных веществ, вредность производства и др., могут повлиять на окружающую среду).
Автором для оценки эффективности реализации приоритетов инновационного развития региона предложена система показателей, позволяющих дать оценку результативности научнотехнической политики в различных периодах (рис. 1).
Ханты-Мансийский автономный округ - Юг-ра - один из самых экономически стабильных субъектов РФ, обеспечивающий значительную часть российский бюджетных поступлений [1]. В округе создан крупнейший в стране топливноэнергетический комплекс, на который приходится основная доля добычи углеводородного сырья и производства электроэнергии. Округ занимает одно из ведущих мест в российском рейтинге по основным техническим показателям. Это обусловлено наличием богатейших природных ресурсов, мощного производственного потенциала, развитой промышленной и социальной инфраструктуры.
Характеризующие процесс инновационного развития региона
Экономические
- изменение валового регионального продукта (ВРП);
- изменение производительности труда;
- изменение удельного веса сектора услуг в ВРП;
- изменение общего объема вложений в НТП;
- изменение объема привлеченных
средств в научные исследования и НТП
Социально-экономические
- создание высококвалифицированных рабочих мест;
- прирост численности исследователей;
- увеличение численности получивших поддержку аспирантов;
- повышение доли новых социальных услуг по отраслям;
- снижение индекса безработицы;
- увеличение реальных доходов населения.
- изменение структуры занятости по отраслям
Бюджетные
- изменение затрат бюджета на реализацию мероприятий;
- увеличение бюджетной возвратности;
- изменение дохода консолидированного бюджета, полученного за счет научных и научно-технических направлений;
- увеличение доходов бюджета от реализации мероприятий
ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Характеризующие результативность реализуемых мероприятий по периоду
Показатели, отражающие ход реализации мероприятий инновационного развития в краткосрочном периоде
Показатели, отражающие ход реализации мероприятий инновационного развития в среднесрочном периоде
Показатели, отражающие ход реализации мероприятий инновационного развития в долгосрочном периоде
Экологические
- увеличение доли созданных экологически чистых продуктов и технологий;
- повышение экологической эффективности от реализации природоохранных мероприятий;
- снижение затрат на экологические мероприятия
Финансовые
- повышение суммарной экономической эффективности;
- появление новых источников финансирования;
- снижение среднего срока окупаемости
Характеризующие результативность проектов по этапам
Показатели самодостаточности проекта
- соотношение собственных и бюджетных средств в начале реализации проекта;
- соотношение собственных и бюджетных средств на этапе завершения проекта;
- доля привлеченных средств от спонсоров, инвесторов за весь период реализации проекта;
- доля доходов проекта, вложенных в новые исследования;
- количество проектов, производных от реализованного (для которых реализационный проект стал необходимой научно-технической основой)
Показатели промежуточных результатов
- экономические (срок осуществления капительных вложений; срок начала окупаемости проекта);
- научно-технические (количество поданных заявок на патенты и изобретения; количество публикаций и защищенных диссертаций);
- показатели качества услуг (количество рекламаций, претензий от заказчиков; частота нарушения сроков выполнения работ, услуг; уровень предоставляемых услуг)
Показатели конечного результата
- чистая приведенная стоимость;
- норма прибыли;
- срок окупаемости;
- показатели бюджетной эффективности;
- показатели социальной эффективности;
- показатели экологической эффективности
Рис. 1. Система показателей прогнозной оценки инновационного развития региона
Наиболее важным элементом инвестиционной деятельности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является научно-технический комплекс. При общей тенденции сокращения численности занятых в научном и научно-техническом секторе России (в среднем на 13-23 % за последние три года) в автономном округе наблюдается значительный рост активности занятых в исследованиях и разработках - численность которых по уровню 2009 г. увеличилась в 3 раза.
Исследования ведутся, в основном, по следующим направлениям:
- исследования в области нефтегазовой промышленности (разработка новых энергосберегающих камер сгорания и методов бесконтактной диагностики пламени и факелов, исследования рынка предложений технологий, оборудования и технологических установок по переработке нефтяного попутного газа, для средних и малых нефтегазовых месторождений ХМАО -Югры, и т. д.);
- геологические исследования (подготовка геологических материалов для лицензионных со-
глашений на системы ППД месторождений ХМАО, изучение физико-химических свойств флюидов и горных пород и т. д.);
- исследования окружающей среды, экологические исследования (оценка состояния рыбных запасов в водоемах ХМАО, аналитическая оценка состояния природной среды ХМАО);
- социологические исследования (изучение общественного мнения населения автономного округа по исполнению программ реализации национальных проектов, изучение общественного мнения населения Югры по реализации проекта в сфере здравоохранения);
- педагогические исследования (разработка принципов и программ оптимизации городских образовательных сетей, разработка оценочных материалов для аттестации педагогов).
В результате оценки социально-экономического развития региона выявлены факторы, сдерживающие его инновационное развитие:
1) организационные (проводимые исследования содержат перспективу максимум на 2-3 года; не ведутся глобальные инновационные иссле-
дования по разработке и применению новых технологий; не ведутся исследования по развитию сельского хозяйства, развития здравоохранения и медицины в регионе);
2) экономические (привлечение к научным исследованиям преимущественно компаний из других регионов не позволяет рационально расходовать бюджетные средства; недостаточная инвестиционная привлекательность научной и научно-технической сферы в сравнении с другими отраслями; недостаток собственных денежных средств предприятий; недостаток финансовой поддержки со стороны государства);
3) производственные (технологическая отсталость и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции ряда отраслей; отсутствие достаточных производственных площадей и низкий научный потенциал предприятий; техникоэкономические возможности большинства предприятий могут обеспечить производство продукции лишь по технологиям третьего, в лучшем случае четвертого технологического уклада);
4) конъюнктурные (низкий спрос со стороны потребителей на наукоемкую продукцию, неразвитость рынка технологий);
5) инфраструктурные (отсутствие венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления научными и научно-техническими проектами; неразвитость научной инфраструктуры (посреднические, информационные, консалтинговые, маркетинговые, юридические и прочие услуги).
В настоящее время Ханты-Мансийский автономный округ - Югра стоит перед выбором: продолжить движение по инерции, экстенсивному пути развития в инновационной сфере или перейти к интенсивному варианту развития экономики на основе собственных научных и научно-технических разработок.
Инерционный вариант - сохранение сложившихся темпов притока ресурсов в научный сектор и экстенсивное развитие сфер экономики.
При условии осуществления эффективной программно-целевой поддержки научной и научно-технической деятельности, формирования
банка идей, научных и научно-технических проектов, обеспечения конкурентоспособности научного сектора, формирования эффективной инфраструктуры науки и стимулирования технологической модернизации отраслей экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры будет обеспечен переход к интенсивному развитию науки и научно-технической деятельности.
В Ханты-Мансийском автономном округе были утверждены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, которые включают:
- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
- новые промышленные материалы и химические технологии;
- производственные технологии;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии;
- технологии живых систем.
В соответствии с данными приоритетными направлениями автором разработаны критические технологии:
- поиск, добыча, транспортировка и переработка нефти и газа;
- высокопроизводительные вычислительные системы;
- глубокая переработка и воспроизводство лесных ресурсов;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- компьютерное моделирование;
- генодиагностика и генотерапия;
- природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов;
- новые транспортные технологии и технологии в дорожном строительстве;
- фармакология и фармацевтика;
- производство стекла и высокочистых кварцев;
- газохимия;
- применение новых эффективных строительных материалов и технологий в строительстве;
- сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия;
- лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии;
- элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров;
- распознавание образов и анализ изображений.
Данный перечень критических технологий с одной стороны, отражает специфику развития добывающего региона как поставщика полезных ископаемых, но в то же время отражает вектор постепенного отхода от сырьевой зависимости.
В соответствии с приоритетными направлениями автором разработан механизм их реализации (табл. 1).
Таблица 1
Механизм реализации приоритетов инновационного развития добывающего региона
Элементы механизма Содержание элементов механизма
E§ ^ ё и R о В л - максимально быстрый выход создаваемых при государственной поддержке субъектов научной и научнотехнической деятельности на режим самоокупаемости; - баланс государственных интересов и интересов предпринимательского сектора, который достигается формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов научной системы
субъектный состав мероприятий - инфраструктурные элементы региональной научной системы (Департамент инвестиций, науки и технологий автономного округа); - инфраструктура производства знаний, фундаментальных и прикладных исследований (НИИ и их подразделения, вузы и учебные организации и т. д.); - сеть областных предприятий, учреждений, организаций, физических лиц в лице органов государственной и муниципальной власти (Торгово-промышленная палата ХМАО-Югры, Фонд поддержки предпринимательства, Фонд преемственности поколений)
- о м Д л я ей ОЛ s *ф £ нед м s о - содействие в продвижении продукции организаций на региональные и внешние рынки; - содействие в привлечении инвестиций для крупных научных исследований; - координация взаимодействия участников крупных научных исследований; - гарантии паритетного финансирования РФФИ, РГНФ и другими российскими и зарубежными организациями участников региональных адресных, ведомственных целевых программ, конкурсов, объявляемых региональными органами власти
формы финансовой поддержки - компенсации части процентных ставок по банковским кредитам; - предоставления налоговых кредитов в соответствии с окружным законом о бюджете на очередной финансовый год; - предоставление в установленном порядке государственных грантов ХМАО - Югры; - налоговые льготы научным предприятиям в пределах, предусмотренных действующим законодательством; - привлечение средств предпринимательского сектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; - привлечение средств международных фондов, заинтересованных в научных исследованиях и научнотехнических разработках
мероприятия по реализации приоритетных направлений - создание на территории округа современной научной инфраструктуры; - определение приоритетов в развитии научных исследований, которые позволят сконцентрировать ресурсы в ключевых сферах экономики; - координация и обмен информацией в области разработки новых технологий; - содействие развитию научных исследований в промышленности и сфере государственного управления; - введение форм материального вознаграждения, стимулирующих привлечение и профессиональный рост ведущих специалистов; - увеличение финансирования научных исследований
Положительный эффект для окружного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (дисконтированная разница денежных потоков бюджета автономного округа за весь период реализации приоритетных научно-тех-нических направлений в размере 4 530,4 млн руб.) в результате реализации данного механизма будет достигнут к концу 2014 г., т. е. в пределах сроков реализации приоритетных научно-технических направлений.
Литература
1. Богомолова Л. Л., Исламутдинов В. Ф., Левче-ня М. К. Социально-экономическая оценка приоритетных направлений развития научной и научнотехнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Ханты-Мансийск, 2010.
2. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики // Материалы центра экономического анализа. иКЬ: http://www.buzdalin.ru/text/innovation_rus
* * *
THE MECHANISM OF FORMATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT PRIORITIES OF MINING REGIONS (ON THE EXAMPLE OF KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG -YUGRA)
A. B. Shumeyko
In this article the sequence of definition of innovative development priorities of region is offered; directions of leveling of innovative activity risks are defined at realization of innovative development priorities of region on spheres; the system of indicators of a look-ahead estimation of productivity of realization of innovative development priorities of region is developed; the factors constraining innovative development of mining regions are revealed; the structure of the mechanism of realization of innovative development priorities is defined.
Key words: innovative development, scientific and technical policy, regional development.