ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2015 г. Выпуск 4 (39). С. 57-62_
УДК 332.1; 338.45
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА
Т. Н. Бессонова
Современное развитие регионов в значительной степени определяется возможностями территории перейти на инновационный путь развития. В условиях конкуренции и глобальной экономики наиболее успешными оказываются регионы, приоритеты развития которых связаны с наукой, образованием, инновациями. Такое развитие требует создания в регионе инновационной системы.
Региональная инновационная система определяется как составная часть социально-экономической политики региона, направленная на реализацию конкурентных преимуществ региона при осуществлении национальных научно-технических приоритетов и содействующая экономическому росту региона и переходу его экономики на инновационный путь развития [12].
Также региональная инновационная система в свою очередь рассматривается как сегмент национальной инновационной системы, состоящий из комплекса активно взаимодействующих учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения новых технологий, а также организационно-правовые условия его хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научно-технической политики, проводимой на федеральном уровне, и стратегией социально-экономического развития региона [11].
Становление российской инновационной системы, в отличие от инновационных систем промышленно развитых стран, происходит в условиях нестабильной экономики, не сформировавшихся в полной мере рыночных отношений и слабости частного капитала, который мог бы быть направлен на разработку и освоение новейшей техники и технологий.
Серьезное внимание властей всех уровней к проблемам научно-технического развития и инновационной деятельности способствует диверсификации экономики с высоким уровнем специализации производства, подверженных большему риску при изменении конъюнктуры рынка при наступлении экономических кризисов. Таким образом, обеспечение регионального инновационного развития - это не только экономическая, но и важная социально-политическая задача, требующая серьезного внимания со стороны правительства и региональных (муниципальных) органов власти [2].
Выстраивание региональной инновационной системы должно учитывать специфику условий и возможности развития региональных хозяйственных комплексов. Диспропорции экономического развития российских регионов велики. Обеспеченность плодородными землями, природными и трудовыми ресурсами, наличие производственных предприятий и инфраструктуры, различные климатические условия оказывают определяющее воздействие на становление региональной инновационной системы.
Современные исследования показывают, что основными причинами, сдерживающими формирование и развитие региональных инновационных систем в России, являются:
1. Низкий уровень конкуренции.
2. Неразвитость рынка научных разработок, а также инновационной инфраструктуры и системы ресурсного обеспечения.
3. Нехватка специалистов, обслуживающих весь инновационный процесс - от изобретения до его практического использования.
4. Несформированность современной законодательной и нормативной базы инновационной деятельности [11].
В научных публикациях и стратегических документах, а также и на практике (по крайней мере, в развитых странах) все реже можно встретить тезис о несовместимости понятий «сырьевой регион» и «инновационный путь развития». Напротив, подчеркивается необходимость активного технологического развития именно таких регионов и стремление к сбалансированному росту всех секторов экономики (как ресурсной, так и инновационной сфер). Это становится все более актуальным, поскольку ресурсная база развития добывающих отраслей ухудшается (в структуре запасов преобладают мелкие и сложные месторождения с комплексным составом сырья; происходит опережающий рост издержек и неуклонное снижение отдачи), существуют серьезные технологические проблемы в развитии сырьевых отраслей [7].
Среди российских субъектов лидером по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых является Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО). В структуре ВРП ХМАО более 67 % общего объема приходится на сектор добычи полезных ископаемых. В структуре инвестиций данный сектор составляет 72,3 % (2012 г.) [3, 9].
Подобная структура экономики позволяет получать больше доходов, но затрудняет сервисную модернизацию. Тенденции развития региона позволяют сделать вывод о продолжении нефтяного сценария, инвестиционная привлекательность альтернативных (несырьевых) отраслей регионального хозяйства сохраняется на стабильно низком уровне.
ХМАО среди субъектов РФ является лидером не только по добыче нефти, объем которой в 2014 г. составил 250,2 млн. т., но и по целому ряду основных экономических показателей и занимает первое место в стране по производству электроэнергии. Второе место регион занимает: по объему промышленного производства, добыче газа, поступлению налогов в бюджетную систему. По объему инвестиций в основной капитал ХМАО занимает третье место. При этом численность населения региона составляет менее 2 % от общероссийской.
В ХМАО на 1 января 2015 года функционировало 153 инновационные компании. Большая часть (123) являются резидентами Технопарка высоких технологий, 15 компаний создано при Сургутском государственном университете, 4 - при Югорском государственном университете, 1 - при Ханты-мансийской государственной медицинской академии и 10 независимых компаний [6]. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2013 г. составил 8 %, незначительно увеличившись по сравнению с предыдущим годом (табл. 1). Организации осуществляют преимущественно технологические инновации, что объясняется специализацией региона. В ХМАО деятельность половины всех организаций, осуществляющих отдельные виды инноваций, связана с приобретением машин и оборудования (рис. 1). Данные показатели позволяют говорить об «иммитационном характере» российской инновационной системы (ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных прорывных технологий) [7].
Таблица 1
Организации, осуществляющие технологические, маркетинговые, организационные
инновации в ХМАО [4]
Совокупный уровень инновационной активности организаций, % Удельный вес организаций, осуществляющих инновации отдельных типов, в общем числе организаций, %
Технологические маркетинговые организационные
2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013
Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии и воды
7,6 8,0 7,1 7,2 0,5 0,5 2,0 2,4
Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг
3,4 4,3 3,0 3,0 0,4 1,7 0,9 1,7
Наличие глобально конкурентоспособных бизнес-структур - нефтегазовых компаний, обладающих высоким инвестиционным потенциалом, мощной и разветвленной нефте- и газотранспортной системами, является сильной стороной регионального нефтегазового ком-
плекса. Слабыми сторонами являются ухудшение свойств и структуры нефтяных активов, низкие темпы модернизации ресурсных компаний, внедрения инновационных технологий в сферы добычи и геологоразведки, а также несовершенство институциональной структуры нефтегазового комплекса.
Большинство крупных и гигантских нефтяных месторождений региона находится в стадии падающей добычи, 70 % текущих запасов нефти относится к категории трудноизвлекае-мых. Обводненность действующих скважин достигла 80 % [8].
Обучение и подготовка персонала Другие виды подготовки производства Приобретение программных средств Из них приобретение прав на патенты и лицензии Приобретение новых технологий Приобретение машин и оборудования Производственное проектирование Исследования и разработки Маркетинговые исследования Прочее
-г!
0 0
( 0
5,9
17
14,7
23,5
,6
29,4
35,3
10 15 20
25 %
50
30 35 40 45 50
0
5
Рисунок 1 - Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации
в 2013 г. ХМАО [4]
Необходимость применения инноваций в добывающем секторе очевидна и требует комплексного подхода к сложившейся ситуации. Анализ зарубежного опыта позволяет определить различные рычаги управления государства по стимулированию и регулированию производственных инноваций. К ним относятся: стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика; система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам, включая иностранных; поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров [7].
Важным элементом в процессе формирования инновационной сферы региона является государственная поддержка организаций инновационной инфраструктуры, т. к. они позволяют решать проблемы субъектов инновационной деятельности, возникающие в процессе создания и коммерциализации инновационной продукции [1].
Современная региональная инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства в ХМАО представлена следующими организациями:
1. Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Технопарк высоких технологий».
2. Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Югры».
3. Некоммерческая организация «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
4. Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
5. ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор».
В рамках государственного задания Технопарк высоких технологий организует и проводит экспертизу инновационных проектов, организует проведение научных исследований,
направленных на реализацию инновационных проектов малых и средних инновационных компаний, организует сертификацию продукции, содействует охране результатов интеллектуальной деятельности, осуществляет ведение реестра инновационных проектов малых и средних инновационных компаний, проводит семинары, тренинги и стажировки в области инновационной деятельности для малых и средних инновационных компаний.
За 2013 год при содействии Технопарка высоких технологий с инновационными компаниями получено 13 патентов на изобретение, полезную модель, государственную регистрацию базы данных, подано 7 заявок на регистрацию полезных моделей.
Несмотря на то, что в ХМАО имеется современная инфраструктура инновационной сферы, численность персонала, занятого исследованиями и разработками за 2007-2013 гг. сокращалась. Положительная динамика данного показателя наблюдалась только за 2014 г. (рис. 2).
3500 3266 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2634 2641
1958 2044
1958 1876
1683 1665
И1|1Ш
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Численность исследователей ♦ Численность персонала - всего
Рисунок 2 - Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками,
по категориям в ХМАО [13]
Специфика формирования инновационной системы в ХМАО состоит в том, что ее основу составляет нефтегазодобывающая отрасль, в рамках которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. В этих условиях актуальной становится задача стимулирования малых и средних предприятий к созданию инновационных технологий, поддержка новых компаний на стадии становления инновационного бизнеса.
В настоящее время для повышения инновационной модернизации и распространения инновационного типа поведения хозяйствующих субъектов предлагается использовать институт стимулирования инновационного поведения, под которым понимается совокупность норм, правил, поощрений, санкций и механизмов, способствующих созданию стимулов для выбора хозяйствующими субъектами из имеющихся альтернатив инновационного типа поведения [5].
Современные сырьевые регионы должны использовать местные инновационные возможности для саморазвития территориальных социально-экономических систем. Под инновационным саморазвитием территорий понимается создание инноваций как с использованием базовых разработок из центральных мест, так и территориальных научных и образовательных ресурсов [10].
Данная задача может быть решена путем консолидации усилий всех участников инновационного процесса. Такое объединение возможно в рамках Технополиса Югры.
Технополис Югры должен объединить научную и предпринимательскую деятельность, организовать сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, органами
государственной власти. Данная организационная форма создается с целью укрепления взаимодействия научно-исследовательского и промышленного секторов, обеспечения коммерциализации результатов научных исследований.
Также в регионе поддержана стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей». Данное направление разработано АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». В рамках инициативы предполагается создание сети опорных ресурсных центров («Детские технопарки»), реализующих программы дополнительного образования, где акцент будет сделан на научно-технические направления дополнительного образования детей и отраслевые профориентационные программы.
Успешное инновационное развитие регионов с сырьевой специализацией возможно, если усилия региональных властей направлены на управление природными ресурсами, а также на создание и эффективное использование нематериальных активов (таких как социальный капитал, знания, институциональные условия). В настоящее время наиболее актуальными являются следующие подходы к обоснованию региональной инновационной политики российских сырьевых регионов:
- необходимо интегрировать реальный сектор экономики с инновационной сферой, формируя связи по линии «спрос на инновации - предложение инноваций», в т. ч. с учетом межрегиональных связей. Причем северные сырьевые регионы в большей степени должны стремиться к формированию спроса на инновации, нежели к их предложению;
- особенности регионов. Для регионов с сырьевой экономикой важны стадия освоения природных ресурсов, степень диверсифицированности структуры экономики, уровень инновационности и т. д.;
- инновационная политика должна в полной мере быть составной частью экономической политики и формироваться в контексте общего социально-экономического развития территории (целей, условий и факторов влияния);
- важнейшая роль инновационной политики состоит в том, чтобы сформировать механизмы, которые облегчают получение и освоение локальных и внешних знаний;
- нужно максимально использовать все формы господдержки в развитии инновационной сферы;
- необходимо участие всех групп интересов и согласование их позиций (лиц, принимающих решения, и тех, кто их будет реализовывать) [7].
Роль инноваций в социально-экономическом развитии становится определяющим фактором устойчивого развития сырьевого региона. В настоящее время в ХМАО реализуется значительное количество современных организационно-экономических мер в сфере поддержки инновационного развития.
Для главного нефтегазодобывающего региона страны важнейшим направлением развития инновационной сферы должно стать полноценное функционирование Технополиса Югры. Данная структура будет способствовать формированию предпринимательских сетей и кластеров по приоритетным направлениям развития региона. Учитывая, что инновационная сфера является капиталоемкой, концентрация финансовых ресурсов позволит повысить качество и количество инновационной продукции региона, что положительно скажется на его экономическом развитии в условиях снижающихся объемов добычи нефти.
Литература
1. О государственной поддержке инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: окружной закон от 5 апреля 2013 г. № 34-оз.
2. Движение регионов России к инновационной экономике [Текст] / Под ред. А. Г. Гран-берга, С. Д. Валентея ; Ин-т экономики РАН. - М. : Наука, 2006. - 402 с.
3. Инвестиции в России. 2015 : Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 190 с.
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: статистический сборник / Н. В. Го-родникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2015. - С. 245.
5. Исламутдинов, В. Ф. Методология управления инновационным поведением хозяйствующих субъектов на основе развития институтов стимулирования [Текст] : дис.... докт. экон. наук / В. Ф. Исламутдинов. - Новосибирск, 2014. - 48 с.
6. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.depeconom.admhmao.ru/wps/portal/ecr/home/ser_hmao
7. Севастьянова, А. Е. Подходы к обоснованию инновационной политики северных регионов [Текст] / А. Е. Севастьянова // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: гуманитарные науки. - 2015. - Т. 8, Supplement (февраль). - С. 98-107.
8. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2007 году. / ГП ХМАО - Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана». - Екатеринбург : Издат-кий Дом «ИздатНаукаСервис», 2008. - 182 с.
9. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 652 с.
10. Румянцев, А. А. Научно-инновационное пространство макрорегиона: перспективы инновационного развития территорий [Текст] / А. А. Румянцев // Проблемы прогнозирования. - 2015. - № 4. - С. 85-95.
11. Тишков, С. В. Формирование региональной инновационной системы в северном приграничном регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук [Текст] / С. В. Тишков. - Петрозаводск, 2011. - 30 с.
12. Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике (на примере Северо-Запада России) / Под ред. В. В. Окрепи-лова. - СПб. : Наука, 2010. - 595 с.
13. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/scie nce/