ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Использование стратегического подхода к развитию малого
бизнеса региона Такмашева И. В.
Такмашева Ирина Вениаминовна / Takmasheva Irina Veniaminovna - кандидат экономических
наук, доцент, кафедра экономики, Институт менеджмента и экономики Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: целью настоящей статьи является разработка стратегий развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включающих инерционный, инновационный и оптимальный сценарии развития малого бизнеса в долгосрочной перспективе. Кроме того, автором осуществлена попытка обоснования выбора одного из вариантов стратегии развития малого бизнеса региона. Ключевые слова: стратегическое управление, стратегический подход, стратегическое планирование, стратегии, принципы регионального управления, этапы стратегического управления.
Термин «стратегическое управление» начал использоваться в конце 1960-70 гг. для того, чтобы обозначить границу между текущим управлением, осуществляемым на уровне производства, и управленческими решениями высшего звена, принимаемыми топ-менеджерами. Переход к новой модели управления в условиях меняющейся внешней среды обусловил необходимость проведения такого различия.
Выделяют четыре фактора-условия, определяющие актуальность стратегического управления:
1) Во второй половине XX века число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению исходя из опыта, полученного в первой половине XX в.
2) Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
3) Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.
4) Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость [2, с. 6].
Изучив труды современных ученых в области стратегического управления регионами, отраслями и предприятиями, необходимо отметить, что подходы к выделению основных этапов стратегического управления являются идентичными. Так, к основным этапам стратегического управления, как правило, относят 5 этапов:
1) Анализ внутренней и внешней среды.
2) Определение цели и задач стратегического управления.
3) Формирование стратегий и выбор наилучшей из них.
4) Реализация выбранной стратегии.
5) Оценка и контроль результатов реализации стратегии [1] (Рис. 1).
-\
ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
д.
Рис. 1. Основные этапы стратегического управления регионом Источник: разработано автором
Основу стратегического управления составляют стратегии, включающие в себя заранее спланированные варианты поведения на изменение условий внешней среды, обеспечивающие максимизацию полученного конечного результата и минимизацию потерь. Сформулируем стратегические альтернативы развития малого бизнеса на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Рис. 2).
ПРОГНОЗНЫЕ СЦЕНАРИИ
СТРАТЕГИЯ №1 СТРАТЕГИЯМ 2 СТРАТЕГИЯ №3
ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ
БИЗНЕС КЛИМАТ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ
БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ
НЕИГРАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕГИОНА
- Виды деятельности:
торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом; - Показатели: объема инвестиций б основной капитал МП;
1 числа ИП, МП; | оборота субъектов МП
I
- Виды деятельности:
строительство, лесопромышленный, рыбохозяйственный, агропромышленный комплексы; туризм; интеллеклуапшые услуги; - Показатели: | объема инвестиций в основной капитал МП; Т числа ИП, МП; | оборота субъектов МП
X
- Виды деятельности:
торговля, строительство, лесопромышленный, рыбохозяйственный, агропромышленный комплексы; туризм;
- Показатели: стабильность объема инвестиций в основной капитал МП; стабильность числа ИП, МП; | оборота
субъектов МП }/
Рис. 2. Прогнозные сценарии развития малого бизнеса ХМАО - Югры Источник: разработано автором
Стратегия № 1. Инерционный сценарий развития малого бизнеса в ХМАО -Югре.
Бизнес-климат для ведения предпринимательской деятельности характеризуется следующими условиями:
1) В экономике автономного округа сохраняется доминирование нефтегазодобывающей отрасли, при этом, объемы добычи углеводородов неуклонно снижаются, что обусловлено истощением ресурсов основных месторождений [3].
2) В таких условиях потребуется усложнение технологий добычи углеводородов, что приведет к росту спроса нефтяного сектора на услуги электроэнергетики, транспорта, связи, а также увеличению затрат на добычу трудноизвлекаемых ресурсов.
3) Снижение объемов добычи нефти приведет к существенному снижению объемов финансирования мероприятий государственной поддержки малого бизнеса региона.
Стратегия № 2. Инновационный сценарий развития малого бизнеса в ХМАО - Югре.
Бизнес-климат для ведения предпринимательской деятельности характеризуется следующими условиями:
1) Экономика ХМАО - Югры развивается по инновационному пути. Инновационное развитие будет обусловлено, в первую очередь, масштабами внедрения технологических инноваций крупными нефтяными, энергетическими и транспортными компаниями (Газпром, Транснефть, Трансгаз), действующими на территории автономного округа [3].
2) Собственные инновационные разработки в автономном округе также будут развиваться, в том числе за счет эффективности деятельности Технопарка высоких технологий ХМАО - Югры, при этом основные усилия органов региональной власти будут направлены на развитие сотрудничества с российскими и международными центрами научно-технического развития, Технопарками, Технополисами.
3) В связи с повсеместным внедрением инноваций произойдет модернизация и диверсификация региональной экономики.
4) Роль нефтедобывающей отрасли постепенно снижается, что обусловлено истощением природных ресурсов и появлением других локомотивов роста региональной экономики: лесопромышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспорта и связи, финансовых организаций, сферы услуг (базирующейся на образовании, здравоохранении, этнографическом туризме).
Стратегия № 3. Оптимальный сценарий развития малого бизнеса в ХМАО -Югре.
Включает в себя отдельные элементы инерционного и инновационного сценариев развития малого бизнеса Югры, представляет собой симбиоз Стратегии № 2 и Стратегии № 3.
Бизнес-климат для ведения предпринимательской деятельности характеризуется следующими условиями:
1) Экономика автономного округа по-прежнему базируется на нефтегазодобывающей отрасли, при этом, в связи с тем, что снижаются объемы добычи углеводородов и истощаются ресурсы основных месторождений, крупные нефтяные компании начинают повсеместно внедрять технологические инновации. Нефтегазодобывающая сфера от «среднетехнологического» уровня переходит к «высокотехнологическому», основанному, в том числе, на использовании экологически чистых технологий.
2) Собственные инновационные разработки в автономном округе будут стабильно развиваться, в том числе за счет эффективности деятельности Технопарка высоких технологий ХМАО - Югры, при этом основные усилия органов региональной власти будут направлены на развитие сотрудничества с российскими и международными центрами научно-технического развития, Технопарками, Технополисами.
3) Наряду с нефтегазодобывающей отраслью появляются новые отрасли-локомотивы роста, а именно: лесопромышленный, рыбохозяйственный, агропромышленный комплексы, транспорт и связь, финансовая деятельность, сфера услуг (базирующаяся на образовании, здравоохранении, этнографическом туризме).
Выбор стратегии развития малого бизнеса.
Анализ предлагаемых к реализации сценариев развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, инновационный сценарий содержит все доминирующие в настоящее время интересы экономики Югры, он отражает то, к чему необходимо стремиться органам региональной власти в долгосрочной перспективе. Мировая и российская
32
экономика предъявляет новые вызовы экономикам субъектов РФ, в связи с чем, основой развития современных региональных экономик, бесспорно, является внедрение и развитие во всех без исключения отраслях инноваций, создание благоприятного инвестиционного климата на территории региона. Вместе с тем, данный сценарий требует значительного количества ресурсов для его реализации. Путь превращения инновационных факторов в ведущий источник экономического роста региона является очень сложным. На сегодня уровень организации бизнеса и занятость населения в инновационных секторах экономики ХМАО - Югры являются очень слабыми. Кроме того, для реализации инновационного сценария необходима более сложная модель управления регионом, а также создание новых форм взаимодействия органов региональной власти с бизнесом с целью внедрения новых технологий и инвестирования в высокотехнологичные проекты.
Во-вторых, инерционный сценарий характеризуется более высокой вероятностью реализации, он отражает текущее положение дел в сфере поддержки и развития малого бизнеса. Такой сценарий не подразумевает усилия органов региональной власти по изменению сложившейся ситуации. В экономике автономного округа долгое время сохранялось доминирование нефтегазодобывающей отрасли, в которой применялись экстенсивные методы разработки. Современная ситуация обусловлена истощением ресурсов основных месторождений, что в случае реализации инерционного сценария, приведет к ухудшению основных социально-экономических показателей, в том числе, в сфере малого бизнеса. Основная опасность реализации данного сценария заключается в том, что в связи с тем, что будет сохраняться высокая зависимость экономики автономного округа от мировых цен на нефть и состояния нефтегазодобывающего сектора экономики, велика вероятность того, объемы финансирования мероприятий государственной поддержки малого бизнеса региона существенно снизятся, а это повлечет за собой резкое падение показателей бюджетной, экономической, социальной и инвестиционной эффективности механизма государственной поддержки малого бизнеса.
В-третьих, на наш взгляд, наилучшей в современных экономических условиях является реализация оптимального сценария развития малого бизнеса в ХМАО -Югре, включающего в себя элементы инерционного и инновационного сценариев. Объективно отказ от развития нефтегазодобывающей отрасли региона в настоящее время невозможен, так как долгое время именно данный сектор являлся локомотивом роста всей региональной экономики. Однако, учитывая новые вызовы мировой экономики, нефтегазодобывающая отрасль должна совершить переход от «среднетехнологического» уровня развития к «высокотехнологическому». Кроме того, несмотря на дальнейшее развитие базовой отрасли, органам региональной власти необходимо сконцентрироваться на новых отраслях, таких как: лесопромышленный, рыбохозяйственный, агропромышленный комплексы, транспорт и связь, финансовая деятельность, сфера услуг (базирующаяся на образовании, здравоохранении, этнографическом туризме). Актуальным на сегодня становится внедрение собственных инновационных разработок, тем более, что база и ресурсы для этого уже имеются (на территории округа функционируют Технопарк высоких технологий ХМАО - Югры, Центр инноваций социальной сферы, Центр поддержки экспорта Югры, Центр кластерного развития). Особое внимание следует обратить также на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и условий для развития интеллектуальных услуг.
Подготовка и публикация статьи осуществлены при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках научного проекта «Историко-культурное наследие и экономическая оценка государственной поддержки развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности», соглашение №15-12-86002/16 от 12.04.2016 г.
Литература
1. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 1998. 296 с.
2. Давлетов И. И., Черданцев В. П., Тронина М. В. Стратегическое управление инновационными процессами в организации: учебное пособие. ФГБОУ ВО «Пермская ГСХА». Пермь, 2015. 290 с.
3. О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 г. № 101-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 31.03.2013. № 3 (часть II). Ст. 304.
Особенности поведения российского потребителя при принятии
решения о покупке Фомкина А. О.
Фомкина Алина Олеговна /Fomkina Alina Olegovna - студент магистратуры, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: сейчас в связи с ростом фирм, становится все сложнее и сложнее контактировать с покупателями напрямую и соответственно понимать их предпочтения. Для того чтобы удовлетворить свою потребность в приобретении какого-либо товара, покупателю нужно принять решение о покупке, это будет являться центральным действием потребителя. Процесс принятия решения о покупке проходит по-разному, в зависимости от ситуации, в которой находится покупатель. Рассмотрим некоторые особенности в принятии решения российского покупателя.
Ключевые слова: принятие решения, производительность труда, психографические факторы, типология потребителей.
Проанализировав особенности поведения российских потребителей, можно понять, какое он конкретно имеет отношение к товару, из чего складывается его мнение, почему он думает так и никак иначе.
Как правило, перед покупкой потребитель взвешивает выгоды и издержки, которые он получит после покупки товара, в этом проявляется его индивидуалистический рационализм. Данная модель поведения потребителя подходит для цивилизаций Запада, развитие которых основано на ценностях протестантской этики. Что касается России, то ее цивилизация основана на коллективистских ценностях, то есть, когда интересы и нужды семьи, трудового коллектива, либо же государства ставятся выше личностных предпочтений. В результате чего, у потребителя сложился определенный стереотип поведения, пессимисты и оптимисты называют такое поведение по-разному:
• у пессимистов - душевные ценности ставятся выше рассудочных;
• у оптимистов - человек не чувствует себя как самостоятельную и полноценную личность, способную принимать свои собственные решения.
Исходя из этого, делаем вывод, что российский потребитель не приучен тщательно и обдуманно принимать решения, его поступки импульсивны и его решения склоняются к мнению большинства [1].