Научная статья на тему 'Проект "цифровой город" как вектор развития цифровой экономики в регион'

Проект "цифровой город" как вектор развития цифровой экономики в регион Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1192
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ТЕЛЕФОН / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / ЧЕЛОВЕК / ГАДЖЕТЫ / CITY / TELEPHONE / ECONOMY / FI NANCE / PEOPLE / GADGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Татьяна Виталиевна

Представленная статья посвящена вопросам цифровизации городской среды. В ней определено понятие «умного города», приведены различные подходы к внедрению цифровых технологий в крупнейших мегаполисах мира, исследован российский опыт, определена стратегия развития данного направления в России. Наибольший интерес представляет предложенный в статье проект «Цифровой город», разработанный в Саратовском социально-экономическом институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT “DIGITAL CITY” AS A DIRECTION FOR FUTURE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

The article focuses on the digitization of the urban envi-ronment, defi nes the concept of a “smart city”, examines dif-ferent approaches to the introduction of digital technologies in the largest megacities of the world, describes the Russian practice of digitalization, and suggests a strategy for the de-velopment of digitalization in Russia. The authors put for-ward an original project “Digital City” which has been devel-oped in Saratov socio-economic institute (branch) of Plekha-nov Russian University of Economics.

Текст научной работы на тему «Проект "цифровой город" как вектор развития цифровой экономики в регион»

ÜHSSZ

УДК 332:004

ПРОЕКТ «ЦИФРОВОЙ ГОРОД» КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНЕ

PROJECT "DIGITAL CITY" AS A DIRECTION FOR FUTURE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

Муравлева Татьяна Виталиевна

Muravleva Tatyana Vitalievna

доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и учета, профессор кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Doctor of Economics, professor, dean of the faculty of Finance and Accounting, professor of the department of taxation and tax management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

Представленная статья посвящена вопросам цифро-визации городской среды. В ней определено понятие «умного города», приведены различные подходы к внедрению цифровых технологий в крупнейших мегаполисах мира, исследован российский опыт, определена стратегия развития данного направления в России. Наибольший интерес представляет предложенный в статье проект «Цифровой город», разработанный в Саратовском социально-экономическом институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Ключевые слова: город, телефон, экономика, финансы, человек, гаджеты.

The article focuses on the digitization of the urban environment, defines the concept of a "smart city", examines different approaches to the introduction of digital technologies in the largest megacities of the world, describes the Russian practice of digitalization, and suggests a strategy for the development of digitalization in Russia. The authors put forward an original project "Digital City" which has been developed in Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.

Keywords: city, telephone, economy, finance, people, gadgets.

Забытый телефон утром дома для человека, живущего в ритме современного города, зачастую кажется страшным сном. А еще 20 лет назад сотовый телефон был уделом избранных, а тридцать лет назад мы не имели понятия не только о сотовых телефонах, но и о компьютере, принтере, ксероксе. Даже самые замечательные писатели-фантасты того времени не мечтали о тех гаджетах, которые сегодня стали значительной составляющей нашей повседневной жизни. Мир уже сегодня становится цифровым.

Мы уверено идем к тому, что в ближайшем будущем исчезнет посредник между клиентом и услугой, товаром или информацией. Их постепенно будут вытеснять электронные сервисы, современные средства коммуникации, планшеты и смартфоны.

Федеральные и местные компании будут работать посредством цифровых технологий.

Что получат горожане? Время, удобство и снижение цены на привычные товары и услуги. И все чаще мы слышим об умном городе. Понятие умного, электронного или цифрового города начало складываться в начале XXI века, ког -да ведущим урбанистам планеты стало ясно, что без применения /Г-технологий мегаполисы становятся неуправляемыми территориями монстрами с плохой экологией, поглощающими громадные природные ресурсы. Цифровые города или Smart Cities - города, в которых мобильные и цифровые технологии призваны максимально удовлетворять потребности жителей города и упрощать взаимодействие с государственными структурами и местными органами власти. Сегодня одно из наиболее востребованных направлений нового типа взаимодействия в процессе применения цифровых технологий охватывает отношения налогоплательщиков в процессе выполнения налоговых

обязательств и формирования соответствующих территориальных бюджетов [1].

Сейчас в мире существует несколько десятков крупных городов, в которых внедрены элементы «умного города». Это Барселона, Ницца, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Копенгаген, Гамбург и другие. Барселона выделяется тем, что там с самого начала был реализован по-настоящему комплексный подход, была создана концепция «умного города», все элементы работают без дублирования структуры. Это и освещение, общественный транспорт, парковки, вывоз мусора, городской wi-fi для жителей и для бизнеса, информационные платформы по обмену информации для бизнеса.

В июне 2017 г. команда PwC провела исследование «Будущее близко: индекс готовности городов». На основании которого выстроили рейтинг 10 городов мира: Москва, Лондон, Барселона, Нью-Йорк, Сидней, Сингапур, Шанхай, Токио, Торонто и Гонконг. В результате, пятерка лидеров общего рейтинга готовности выглядит следующим образом: Сингапур (62 %), Лондон (59 %), Шанхай (55 %), Нью-Йорк (53 %) и Москва (53 % готовности).

Как показывают результаты опроса социальной готовности, меньше половины населения рассматриваемых городов, за исключением Шанхая (76 %) и Гонконга (53 %) готовы активно использовать технологии будущего в своей повседневной жизни. При этом наиболее консервативными оказались жители Лондона (42 %) и Торонто (41 %). В Москве также чуть меньше половины жителей (47 %) готовы к использованию высокотехнологичных решений, в наибольшей степени - в сферах виртуальных сервисов (65 %), проактивной безопасности (58 %) и цифровой экономики (55 %), а в наименьшей - в сфере электронного здравоохранения (39 %), беспилотного транспорта (37 %), образования нового формата (38 %), культуры и туризма (34 %).

На текущий момент наиболее успешными по внедрению умных технологий в сфере ЖКХ являются Барселона (61 %) и Сингапур (64 %), но Торонто (57 %) и Лондон (54 %) также имеют стратегию развития умного города и стремятся повышать свою эффективность. Практически все крупные города, в том числе и Москва, создают условия и финансируют строительство умных зданий, создание умных систем. По совокупности всех исследованных факторов Москва заняла 5-е место в топе циф-

ровых городов мира. Москва занимает ведущие позиции по таким показателям, как сервис для горожан, инфраструктурная готовность, открытое адаптивное образование и цифровая экономика. Кроме того, именно благодаря наличию большого числа виртуальных сервисов по взаимодействию с горожанами, Москва занимает 1-е место по решению городских проблем и краудсорсингу идей городских проектов.

И Москва продолжает активно двигаться в этом направлении. В апреле 2018 г. мэр Москвы Сергей Собянин поручил руководителю департамента информационных технологий разработать новую программу «Умный город». Количество электронных сервисов растет. И этот процесс нуждается в регулировании, контроле и стимулировании со стороны властей.

Уже сейчас в Москве интеллектуальная транспортная система включает 1 700 светофорных объектов, 2 048 видеокамер, 6 741 детектор условий дорожного движения, 700 км волоконно-оптических линий связи, 143 табло отображения информации, 4 000 видеодетекторов, 800 комплексов фото- и видеофиксации, сеть передачи данных, и наконец - Единый городской диспетчерский центр (данные середины 2014 г.). Прибавьте к этому 20 тысяч домовых камер наблюдения и тысячи таких же камер на объектах; средний москвич попадает в поле зрения 24 камер ССТУ в сутки - ни о какой окупаемости этих систем в чисто коммерческом смысле просто не может быть речи. Но отчего-то именно эта часть систем «умного города» развивается быстрее других и с явным опережением.

Москвичам сложно представить себя без электронных услуг, школьников и родителей -без «электронного дневника» и «Московской электронной школы», посетителей поликлиник и больниц - без работы ЕМИАС, пассажиров общественного транспорта - без «Тройки» и электронных билетов.

И Москва - не единственный город, который активно развивается в этом направлении. Проект «Умный и безопасный город Казань» даже в чем-то обгоняет столицу. Кроме того, казанский проект является самоокупаемым и реализуется в рамках частных инвестиций и государственно-частных партнёрств. Реализация проекта должна снизить затраты в сфере ЖКХ на 80 %, затраты на освещение города -на 40 %, уменьшить количество транспортных

пробок на четверть. Кроме того, в Казани повысится безопасность, на 50 % возрастёт эффективность пользования общественным транспортом. Создание инфраструктуры ляжет на частных инвесторов, а город будет пользоваться ею на возмездной основе.

Проект предусматривает единую городскую сеть wi-fi и видеонаблюдения, интеллектуальную транспортную систему, контроль городской среды и экологической обстановки, «умную» парковку, «умный» автобус, «умное» уличное освещение, контекстную рекламу, «умное» ЖКХ. В том числе планируется внедрение интеллектуальных мусорных контейнеров. По словам разработчиков, на каждый бак установят датчик, позволяющий определять, на сколько процентов он заполнен. Эти данные будут поступать операторам, которые и зададут мусоровозам оптимальный маршрут. Как положительный итог - уменьшение расходов на мусоровозы, а также полноценный контроль за водителями и машинами. Так как все они будут видны на GPS-карте. Экономия может достигать десятков миллионов рублей, а также снизить негативное воздействие на экологию. При желании можно даже обойтись без оператора, если сделать весь процесс автоматическим.

Посредством системы ситуационного видеомониторинга, объединяющей существующие системы видеонаблюдения Казани, можно получить доступ к видеокамерам различных ведомств, городских и коммунальных служб. При этом необходимость просмотра множества видеопотоков отсутствует, что позволяет перейти непосредственно к реальному управлению событиями, формируемыми, к примеру, системами видеоанализа. Это будет способствовать снижению криминогенной обстановки и росту безопасности в городах, в том числе и экономической (рост занятости, увеличение налогового потенциала региона) [4].

В последние годы все больше внимания уделяется экономической безопасности. Это понятие всеобъемлющее и охватывает практически все сферы и отрасли государственной деятельности и организации, хотя чаще всего речь идет в контексте развития информационных технологий и развития крупных фирм [2].

Создание «Умного города» - уже не фантастика, а объективная реальность. В марте 2018 г. Минстрой России выступил с предложением включить проект «Умный город» в госпрограмму «Цифровая экономика». Заявка

на включение темы «Умного города» в госпрограмму уже направлена, сейчас идет работа над включением этого направления в паспорт приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». Минстрой планирует завершить подготовку банка типовых решений для «умного города» и справочника эффективных технологий в ЖКХ. Будут отобраны наилучшие муниципальные практики и создана общая база данных. Кроме того, необходимо сформировать единое понимание принципов создания «умного города», общую терминологию, а также определение подходов к измерению «интеллектов» городов. Работа в этом направлении ведется.

Институт развития интернета (ИРИ) выступил инициатором и создания рейтинга «умных городов России». В состав экспертов вошли представители правительства РФ и ведущих министерств, причастных к вопросам создания и развития «умных городов» в нашей стране. Выстроенный рейтинг на сегодняшний день выглядит следующим образом [3]:

1) Москва;

2) Санкт-Петербург;

3) Новосибирск;

4) Екатеринбург;

5) Нижний Новгород;

6) Казань;

7) Челябинск;

8) Омск;

9) Самара;

10) Ростов-на-Дону;

11) Уфа;

12) Красноярск;

13) Пермь;

14) Воронеж;

15)Волгоград;

16) Краснодар;

17)Саратов;

18) Тюмень.

Саратов находится в этом рейтинге на 17-м месте. Не самое хорошее место в рейтинге, но многие регионы вообще в него не попали. Это свидетельствует, что мы идем в верном направлении, но не достаточно интенсивно.

Весной 2018 г. Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова выступил с инициативой по разработке проекта «Цифровой город» в нашем регионе. Мы адекватно оцениваем наши возможности и ставим реальные задачи.

Целью нашего проекта является создание специализированного приложения для смартфо-

ШшшяШ

нов, планшетов, компьютеров, путем разработки открытой информационно-управляющей системы, которая позволит повысить обеспеченность жизненного цикла жителей/гостей Саратова

Приложение будет устанавливать месторасположение пользователя, и благодаря системе навигации он сможет:

- узнать все обо всех зданиях, находящихся в городе;

- записаться на прием к любому министру, врачу, в любую организацию и т. д.;

- получить подробную информацию о транспортной системе, например, местоположение транспортного средства, расчетное время прибытия на остановочный пункт, схемы движения;

- благодаря интеграции имеющихся приложений: вызов такси, портал государственных и муниципальных услуг, «школьный дневник», новостные ленты, афиши (включая приобретение электронных билетов), бронирование гостиниц и ресторанов, вызов скорой помощи, полиции, пожарной и газовой службы, коммунальных рабочих и других приложений мы по-

лучаем наиболее востребованный продукт «Все в одном»,

Для того чтобы достичь поставленные цели, надо двигаться четко в их направлении. Не все будет просто с выстраиванием в единую логическую цепочку министерств и ведомств, окупаемостью ряда предложенных элементов проекта. Но уже сегодня вполне реально «оцифровать» городской транспорт. Схему движения транспорта, местоположение транспортного средства, расчетное время прибытия на остановочный пункт и пр. Тем более, что аналогичные приложения уже созданы и функционируют в России.

Реализация данного проекта будет способствовать не просто развитию цифровой инфраструктуры, обеспечит экономический рост и резкий рывок в качестве жизни наших земляков. Эффект внедрения высоких технологий в управление городами должен быть нацелен на простого человека, формирование для него максимально комфортной, экологичной и безопасной среды.

Библиографический список

1. Кириллова О.С. Современные налоговые тренды модернизации экономики России // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики : сб. ст. по итогам IV Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 94-101.

2. Муравлева Т.В. Налоговая безопасносность как составная часть экономической безопасности малого бизнеса // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 57-60.

3. Официальный сайт совместного проекта «Интернет + город» Института развития интернета, Национальной ассоциации участников рынка промышленного интернета, «Ростелеком». URL: http://xn--c1acnlfiapv6f.xn--h1aax.xn--p1ai.

4. Севостьянов И.А. Роль и значение налога на прибыль организаций в доходах бюджетов различных уровней // Финансовая система России: проблемы и перспективы развития : сб. ст. по итогам науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е.А. Нестеренко. Саратов : ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 182.

References

1. Kirillova O.S. (2016) Sovremennyye nalogovyye trendy modernizatsii ekonomiki Rossii // Modernizatsiya Rossii: aktual'nyye voprosy nalogovo-finansovogo regu-lirovaniya ekonomiki : sb. st. po itogam IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Current fiscal trends in the modernization of the Russian economy // Modernization of Russia : current issues of fiscal regulation of the economy : Collection of articles from the IV International scientific-practical conference]. Saratov. P. 94-101.

2. Muravleva T.V. (2018) Nalogovaya bezopasnosnost' kak sostavnaya chast' ekonomicheskoy bezopasnosti malogo biznesa [Fiscal security as an integral part of the economic security of small businesses] // Ekonomicheskaya bezopas-nost' i kachestvo. № 1 (30). P. 57-60.

3. Ofitsial'nyy sayt sovmestnogo proyekta «Internet + gorod» Instituta razvitiya interneta, Natsional'noy assotsiat-sii uchastnikov rynka promyshlennogo interneta, «Rostelekom» [Official website of the joint project "Internet + City" of the Institute for Development of the Internet, National Association of Industrial Internet Market Participants, Rostelecom]. URL: http://xn--c1acnlfiapv6f.xn--h1aax.xn--p1ai.

4. Sevost'yanov I.A. (2016) Rol' i znacheniye naloga na pribyl' organizatsiy v dokhodakh byudzhetov razlichnykh urovney [Role and significance of the corporate tax in the budgets of different levels] // Finansovaya sistema Rossii: problemy i perspektivy razvitiya : sb. st. po itogam nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. Ye.A. Nesterenko. Saratov : SSEI (filial) REU im. G.V. Plekhanova. P. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.