«Умный» город в цифровой экономике
Г.В.Есаулов, МАРХИ (государственная академия), Москва
«Умные» города рассмотрены как модель урбанизации в XXI веке. Анализ примеров реализованных проектов городов, построенных с учетом возможностей информационно-коммуникационных технологий, дает возможность выявить подходы к территориально-пространственной организации «умных» городов в условиях цифровой экономики.Найденные модели дают возможность модернизировать структуры управления пространственным развитием исторически сложившихся городов. Развитие системы «умных» городов дает основания для формирования «умной» системы расселения.
Ключевые слова: «умный» город, цифровая экономика, «умная» система расселения, информационно-коммуникационные технологии, территориально-пространственная организация.
Smart City in Digital Economy
G.V.Esaulov, Moscow Architectural Institute (MArchI), Moscow
"Smart" cities are considered as a model of urbanization in the twenty-first century. The analysis of examples of implemented projects of cities built with consideration of the capabilities of information and communication technologies makes it possible to identify approaches to the territorial organization of "smart" cities in the digital economy. The models found provide an opportunity to modernize the structure of spatial development management of historically developed cities. The development of "smart" cities system gives grounds for the formation of "smart" settlement system.
Keywords: "smart" city, digital economy, "smart" settlement system, information and communication technologies, spatial organization.
В XXI веке развитие городов идет двумя путями: модернизация сложившихся и строительство новых.
Если первое направление встречается в отечественной и мировой практике почти повсеместно, то второе представлено отдельными примерами.
Эти примеры носят, скорее, характер моделей урбанизации. Построенные на новом месте города являют образцы современной архитектуры и планировочной культуры, ориентированные на максимальное применение новейших технологий организации городской жизни [1-3]. В этом их
отличительные черты. Рассмотрим примеры инновационных городов: smart-cities, или «умные города».
Опыт формирования «умных городов»
Российские примеры представлены инновационным центром «Сколково» и «Иннополисом» в Республике Татарстан. Строящиеся изначально по мастер-планам и тот, и другой представляют собой модель поселения, ориентированного на цифровую экономику. ICT лежит в основе организации их жизнедеятельности.
В российской практике это единичные и наиболее полные примеры концентрации новейших технологий как в организации жизни города, так и в производимом его населением продукте.
При разработке мастер-плана Иннополиса (рис. 1) сингапурский архитектор Тай Лиу Кер [4] учитывал и особенности участка строительства. Город расположен
68 4 2017
на скалистых берегах Волги и Свияги, вблизи лесных массивов. Архитектура зданий и благоустройство территории выполнили казанские проектировщики «Иннополис Архитект» (1ппоро1^ АгсЫпес^. Комплексы застройки представляют собой современные решения, отличающиеся минималистским художественным подходом и оптимальным функциональным построением. Центральным композиционно-функциональным звеном в городе является здание технопарка им. А.С. Попова цилиндрической формы, полое внутри. Пространство технопарка разделено на три условные зоны: камень, дерево и зелень, что способствует лучшей ориентации внутри здания, а также «связывает» с природой интерьер постройки.
Иннополис основан в 2012 году, а с 1 января 2015 года получил статус города. Площадь муниципального образования равна 2,2 кв. км, в том числе площадь Иннополиса составляет 12,74 га [5]. На расчётный срок (2035), согласно мастер-плану, население Иннополиса составит 155 000 человек, из них 60 000 специалистов [5]. Основной принцип Иннополиса, заложенный в генплане города, - «создать такие условия, в которых комфортное проживание будет соседствовать с великолепной рекреационной и образовательной средой» [5, с. 16]. Иннополис встроен в уникальную природную среду, Город и Природа гармоничны в создании условий для его жителей.
В центре городского пространства расположен технопарк им. А.С. Попова как символ города и информационной эпохи, порождением которой и стал сам Иннополис. На принципах «умного города» проектируется и российский город Циолковский1 у космодрома «Восточный», рассчитанный на 25 тыс. жителей.
К числу городов, спроектированных по принципам «умного города» относят Масдар и Сонгдо, Искандер и Неом.
Наиболее ярким примером синтеза глобальных технологических новаций и тренда культурной идентичности является строящийся в Эмирате Абу-Даби (ОАЭ) эко-город Масдар (Masdar-city) (рис. 2), воплощаемый в формах традиционной восточной архитектуры на принципах устойчивого развития с использованием новейших достижений науки, «зелёных технологий», нового технического оснащения и оборудования2.
«Масдар» в переводе с арабского - «источник». Строительство города началось в 2008 году по проекту «Фостер энд Партнерс» («Foster & Partners»). По проекту население Масдара будет составлять примерно 50 000 жителей. Площадь города охватит 6 кв. км. Проект планировалось завершить в 2018 году. Предполагалось, что ежедневно сюда на работу будут прибывать 60 000 человек, которые будут заняты в сферах содержания городской структуры, производстве экологически чистых материалов и разработке экологичных проектов. Город планировалось окружить стеной, защищающей от раскалённых выбросов пустыни. Планировка города имеет прямоугольную форму. Архитектура Масдара создаётся в стилистике традиционных для арабского Востока форм, приёмов их компоновки и планировочных решений. Глухие фасады, орнаментальные ограждения балконов, просечные перегородки, напоминающие о древней художественной традиции, узкие улицы. Таким образом, с точки зрения морфологии и семантики форм проектировщики нацелены на достижение художественного и символического своеобразия традиционной городской застройки. Новейшие технологии и материалы могут стать феноменологическим стимулом современности и новизны. Например, решётчатые пальмовые жалюзи на фасадах домов и гигантские раскрывающиеся зонты, защищающие от лучей солнца на улицах Масдара, глухие и полностью стеклянные стены зданий - признаки единства истории и современности. Создаваемая архитектурная культура города, обогатившись опытом прошлого, обращается в будущее. Для этого используются и простые геометрические формы, выполненные в новых строительных материалах.
Как будет жить этот город, станет ли он полноценной средой для его обитателей или пройдут десятилетия в обретении собственной истории, без которой не бывает городской культуры,
1 Петров М. Строящийся город у космодрома Восточный сделают умным // IOT.ru/ - Режим доступа: https://iot.ru/gorodskaya-sreda/stroyashchiysya-gorod-u-kosmodroma-vostochnyy-sdelayut-umnym (дата обращения 28.11.2017).
2 Масдар - самый экологичный город будущего // Экологичные штучки. -Режим доступа: http://ecofriendly.ru/masdar-samyi-ekologicheskii-gorod-budushchego (дата обращения 28.11.2017).
окажется ли он «дорогим экспериментом» или станет образцовой моделью, практическим примером для создаваемых в будущем городов, - покажет время [1, с. 31]. Пока задержки в реализации проекта привели к смещению срока завершения на 2030 год. В городе с 2010 года запущена система беспилотного электротранспорта - Personal rapid transit (PRT).
Сегодня в городе проживает 300 человек, почти все аспиранты местного Института науки и техники. Ежедневно в Масдар на работу приезжает около 2000 человек [6]. Проект «ноль-углеродного» города в пустыне пока не реализован, хотя намечалось это сделать в 2017 году, более того, появились и сомнения в возможности достижения первоначально заявленных характеристик.
Южно-корейский Сонгдо (рис. 3) интегрирует целый ряд качеств «умного города» и также рассматривается как модель подобного направления развития городов. Учёт возможностей информационно-коммуникационных технологий еще в процессе проектирования города позволяет построить его с нуля на новых принципах. С помощью современных IT-решений здесь осуществляются задачи предоставления городских услуг самого высокого уровня и повышения качества жизни обитателей города, в том числе обеспечения детской безопасности, безопасности всех жителей города, управления транспортной, энергетической и другими системами жизнеобеспечения города, контроля экосостояния и др.
Площадь, занимаемая городом, составляет 53,3 кв. км (по другим источникам3 - 85 кв. км), планируемая численность населения Сонгдо - 253 000 жителей4. Строительство города началось в 2003 году и должно завершиться к 2020 году.
Создание Сонгдо, расположенного в северо-восточной Азии на векторе трафика Азия-Европа, в виде высокотехнологичного центра ориентировано на обслуживание глобальных бизнес-процессов. «Умный» город Сонгдо спроектирован как новое образование, созданное из плотно расположенных многоэтажных зданий, связанных в систему разветвленного «информационного дерева». На примере Сонгдо проявляется новая роль информационно-коммуникационных технологий в планировании и формировании городской среды:влияние технологий на её пространственную структуру.
В городе построено самое высокое в Южной Корее здание делового центра (высотой 305 м) - North East Asia Trade Tower. Образ города формируется как кристаллическая структура, насыщенная информационными ресурсами и являющаяся их воплощением, в отличие от Масдара, сочетающего исторические традиции в создании архитектуры высокотехнологичной среды с новейшими материалами и оригинальными объёмно-пространственными решениями. Коренное отличие Сонгдо от
3 Апанасенко, С. Город, в который трудно поверить / С. Апанасенко // «Зелёный город». - 28 июля 2015 года.
4 К 2016 году / CompactSmart City //24-7.Songdo-dong,2013. - Songdo-dong, 2013. - P. 16-17.
других городов в том, что он построен вокруг «Центрального парка» площадью 420 га.
Город имеет развитые транспортные связи с Ичхоном и столицей Южной Кореи Сеулом. Сам же «умный» город буквально испещрён велосипедными дорожками, общая длина которых равна 25 км. Расстояние от жилых и деловых районов города до парка пешеход преодолевает примерно за 15 минут, что делает парк доступным и привлекательным местом для всех жителей. Установки информационной связи дадут возможность работы в удалённом доступе, что резко сократит потребности в поездках на транспорте. 95% парковок находится под землёй5.
«Умный» город Искандер (Малайзия) (рис. 4) строится с 2006 года напротив Сингапура, на «верхушке» полуострова Малакка. В современной практике урбанизации это первый реализуемый проект мегаполиса - трёхмиллионного экологического, энергоэффективного города. Строящийся Искандер задаёт целый ряд векторов для развития урбанизации в Юго-Восточной Азии: энергию город будет получать из возобновляемых источников, в городе будут общественный экологический транспорт, мусор будет перерабатываться и направляться на повторное использование.
Намечены и возможные формы социальной интеграции жителей: парки, зелёные зоны будут не только обеспечивать релаксацию горожан, но и содействовать их сплочённости.
5 Манжула, К. Города будущего: 4 «умных» города, в которых уже живут люди [Электронный ресурс] / К. Манжула // Rusbase - Режим доступа: https:// rb.ru/story/future-city/ (дата обращения 21.11.2017.
6 Ультрасовременный город Искандер вырастет напротив Сингапура [Электронный ресурс] // Экологические известия. - Режим доступа: World. eizvestia.com
7 Закиянов, Д. 5 строящихся $100-миллиардных городов [Электронный ресурс] / Д. Закиянов // Forbes Украина. - Режим доступа: http://forbes. net.ua/nation/1391318-5-stroyashchihsya-100-miLLiardnyh-gorodov (дата обращения 21.11.2017).
8 В Саудовской Аравии появится «самый инновационный город в мире» [Электронный ресурс] // Is1amtoday.ru. - Режим доступа: http://is1am-today. ru/novosti/2017/10/24/v-saudovskoj-aravii-poavitsa-samyj-innovacionnyj-gorod-v-mire/ (дата обращения 28.11.2017).
Планируется, что расчётной численности (3 млн человек) город на площади 2,2 кв. км достигнет к 2025 году6.
C 2006 по 2014 год в строительство города было вложено около 21 млрд долларов, то есть 49% планируемой суммы, к 2025 году запланирована общая сумма инвестиций в 109 млрд долларов7.
Примеры подобного подхода есть и в других странах. Один из них - в Саудовской Аравии - город Неом на побережье Красного моря. Пока это проект, но проект амбициозный, тоже рассчитанный на многомиллиардную планку инвестиций. Город также позиционируют как насыщенный «умными» технологиями, глобальный центр инноваций и торговли. «Саудовская Аравия в рамках стратегии развития до 2030 года создаёт глобальный город нового поколения Neom, инвестиционный хаб, который станет глобальным центром пересечения цивилизаций», - отмечено в презентации проекта. Предполагают, что город станет связующим звеном между арабскими странами и Америкой, Европой, Африкой и Азией8.
Экогород Тяньцзинь (рис. 5) - флагманский проект сотрудничества Сингапура и Китая. Площадь города 30 кв. км, с 2008 года застроено 8 кв. км на юге городской территории. Инфраструктура города включает множество «умных» решений: альтернативное энергосбережение, оборотное водоснабжение, опреснение морской воды, переработку отходов, создание транспортной сети без моторизованного транспорта.
В городе в настоящее время проживает 70 000 человек (запланированная численность населения - до 350 000 человек). Проект рассчитан до 2020 года.
Вместе с тем современный мировой опыт показывает, что приведённые примеры не исчерпывают вариантов реализации концепции «"умный" город», возможных соотношений и интеграции архитектурной формы, природного ландшафта и высокотехнологичной функции.
Города, построенные на новом месте за короткие сроки, буквально начинены всевозможными информационно-технологическими системами и их сетями и по-новому сочетают архитектурные формы и информационно-коммуникационные технологии организации жизнедеятельности города XXI века.
«Умный» город в будущем
По расчётам экспертов McKinsey к 2020 году в мире будет около 600 «умных» городов. К 2025 году эти города будут генерировать почти две трети мирового ВВП. По оценкам консалтинговой компании «Агир», к 2020 году мировой рынок «умных» городских услуг составит 400 млрд долларов в год [6].
«Навигант Ресёч» (Navigant Research) выделяет пять основных составляющих «умного» города: Smart Energy, Smart Water, Smart Buildings, Smart Government, Smart Transport [6].
Обратимся к технологиям Smart transport, которые более других связаны с использованием территории в традиционных формах и одновременно с новыми способами организации движения. Флагманами этого смарт-сектора являются:
1) Hooperloop One (проект скоростного вакуумного поезда, согласно которому планируется обслуживать пассажиров к 2022 году);
2) доставка дронами груза максимальным весом в 2,4 кг (Amazon с проектом Prime Air);
3) Tube Logistics - трубопроводные или тоннельные перевозки [Cargo Sons Terrain - швейцарский проект подземной сети для транспортировки грузов; CargoCap - немецкая система тоннельной перевозки; Maxitube - российский проект, представляющий собой организацию доставки по трубопроводным магистралям с использованием капсул-контейнеров: «логистическая цепь, которая объединит малый бизнес (кафе, рестораны, аптеки, отели) с более крупными структурами (складские кмплексы, гипермаркеты, банки, больницы), первозка грузов по 5-7 кг] [6].
Развитие технологий «умный» город неразрывно связано с отношением населения к высоким технологиям. Данные мониторинга инновационного поведения населения ИСИЭЗ НИУ ВШЭ дали возможность выявить, какие технологии предпочитает население России.
«Спрос россиян на новые технологии сравнительно невысок - ни одно из технологических решений не заинтересовало более половины опрошенных... наибольший интерес россияне проявили к таким технологиям, как бытовая солнечная батарея, устанавливаемая на крыше дома (51%), умная одежда, меняющая свои свойства в зависимости от погодных условий (50%), бытовые датчики загрязнения среды, предупреждающие о наличии вредных веществ в воздухе или воде (50%).
Самыми же «бесполезными», с точки зрения россиян, оказались новые технологии в сфере городского транспорта (каршеринг - 55% против, и беспилотные такси - 50% против) и такое решение из сферы рационального природопользования, как биотопливный мини-завод (49%). Почти половина опрошенных мотивировали свой отказ от использования тем, что не испытывают в них нужды»9.
Вместе с тем число пользователей технологиями, как показывает опыт, будет расти. В частности, это демонстрирует практика каршеринга в Москве. В столице услугами карше-ринга уже пользуется 300 000 граждан, у 64% пользователей имеется автомобиль, почти 40% из них готовы от него отказаться - совсем или при поездках по городу10.
Id и территориально-пространственная организация
Для градостроителя, специалиста по процессам урбанизации исключительное значение имеет прогнозирование взаи-
9 Войнилов, Ю. Ближе к быту / Ю. Войнилов, К. Фурсов // Поиск. - 3 марта 2017. - № 9-10 (1447-1448). С. 16.
10 Бисембаева А. Каршеринг по-итальянски: как европейский сервис привился на московской почве [Электронный ресурс] // forbes.ru/ - Режим доступа: http://www.forbes.ш/nodesearch?search_api_views_fulJtext=как+ европейский+сервис+привился++&sort_order=DESC&sort_by=created (дата обращения 21.11.2017).
мосвязей 1СТ и территориально-пространственной структуры города. Предварительный анализ показывает, что принципы планировочной организации «умных» городов проектировщики еще только нащупывают. Близость природы, воды, изоляция транспортных потоков и пешеходов, усиление роли общественных пространств в социальной «разметке» города - всё это привычно и идёт от поисков оптимальных условий для жителей города. Как это и связано ли это с «умным» городом? Вероятно, 1СТ, в основном ориентированное на оптимизацию процессов городской жизни, ещё дадут определенные механизмы построения городских структур, насыщения их объёмно-планировочными формами. Сегодня в новых городах соотношение численности населения и площади весьма различно (табл. 1).
Безусловно, что всё актуальнее становится задача определения роли цифровизации в территориально-пространственном развитии, разработка цифровых моделей жизнедеятельности градостроительных структур на разных уровнях территориальной организации. Постепенно происходит изменение роли функциональных составляющих и значений плотностных показателей в территориально-пространственном потенциале города. В качестве примера мы видим процесс расширения деятельности интернет-магазинов, требующий совсем иных логистики и построения цепочек движения товара.
Первые примеры организации Бт^аЧу показывают различные результаты. Искусственно создаваемые на новом месте города, требующие гигантских вложений, сложно вживаются в сформированную ранее систему расселения (Масдар-сити) как независимые самодостаточные структуры.
Очевидно что, не будучи изначально встроены в существующую сеть городов, они неизбежно включаются в этот процесс. Их технологическая самостоятельность не является гарантией планомерного успешного развития. Эффективность, видимо, может достигаться сочетанием технологического совершенства жизнедеятельности города с его участием в процессах более высокого территориально-пространственного масштаба.
«Умные» города в цифровой экономике занимают свою нишу аттракторов будущего. Эта экономика и эти города имеют общие генетические основания в виде 1СТ, поэтому, вероятно, и обладая такими опорными векторами, они будут развиваться
Таблица 1
Город, страна Годы строительства (расчётный срок) Площадь, кв.км Планируемое население (тыс.жителей на расчётный срок)
Иннополис, Россия 2012-2035 2,2 155,0
Искандер, Малайзия 2006-2025 2,2 3000,0
Масдар, ОАЭ 2006-2017...2030 6,0 50,0
Неом,Саудовская Аравия 2017-2030 26000
Сонгдо, Южная Корея 2003-2020 53,3-85,0 253,0
Тяньцзинь, Китай-Сингапур 2008-2020 30,0 350,0
синхронно разработке и внедрению 1СТ по трём сценариям: подстройка их под традиционные формы жизни и деятельности; создания новых условий быта горожан и жизнедеятельности города; и третий, наиболее вероятный, «гибридный», содержащий традицию и новацию. Именно большинство городов исторически сложившихся, используя «умные» технологии, обретают черты, лежащие в основе новых моделей городского развития, и воплотившихся в новых «умных» городах.
«Цифровые» модели в территориально-пространственном развитии
Проектирование «умных» городов становится полигоном для отработки моделей, которые могут применяться для совершенствования «умных систем» в исторически сложившихся городах. Очевидно, что отработка таких систем должна опираться на выводы предсказательной аналитики. Цифровые модели должны обладать высоким уровнем адекватного представления жизни города, в том числе и в использовании пространственно-планировочных ресурсов. Наиболее чётко связано распределение этого ресурса с решением транспортных задач в виде соотношения протяжённости улично-до-рожной сети города и количества автомобилей, возможности парковки машин, включая всё более осознаваемые возможности эффективного использования подземного пространства.
Очевидно, что в сложившихся городах особое значение приобретает разработка цифровой матрицы целевых показателей как управленческого ресурса «умной» системы и ограничений как описания сложившейся объёмно-планировочной структуры города над- и подземной. Именно сочетание ожидаемых показателей и адекватных пространственным ресурсам застройки города возможностей даёт основу выявления векторов развития систем и порогов их фактической реализации, так называемых порогов определённости.
Несмотря на интерес к цифровым моделям на основе больших данных, реализуемых в новых городах, сегодня разработчики «умных» систем достигают наиболее высоких результатов в «старых» городах. Подтверждением этому стали ежегодные мировые рейтинги «умных» городов.
В 2013 году в рейтинги «умных» городов мира11 вошли города, использующие технологические достижения для создания благоприятной, комфортной безопасной среды жизнедеятельности: Вена, Торонто, Париж, Нью-Йорк, Лондон, Токио, Берлин, Копенгаген, Гонконг, Барселона, Бостон, Сан-Франциско, Амстердам, Карамай, Сингапур, Сонгдо, Сан-Паулу12. Перечень городов показывает, что это большей частью уже сложившиеся города, имеющие продолжительную историю развития: Нью-Йорк, Вена, Сан-Франциско, Амстердам, Рим, Токио...
В 2017 году самым технологически развитым из 500 городов мира признан Копенгаген. Затем в десятку лучших по этому показателю городов вошли Сингапур, Стокгольм, Цюрих, Бостон, Токио, Сан-Франциско, Амстердам, Женева, Мельбурн. При этом учитываются наличие скоростного интернета, снабжение экологически чистой энергией, высокая активность населения, благоприятная для представителей бизнеса среда и др.13
Информационные технологии оказывают всё большее влияние не только на объёмно-планировочные решения отдельных построек, но и на территориально-пространственное решение локальных градостроительных объектов и в целом всей системы расселения, в которой, наряду с единичными образованиями, сосуществуют и их объединения в виде городских агломераций. В свою очередь агломерации [7, с. 17] объединяются в структуру более высоких уровней. На все названные системы, в том числе на их проектирование, формирование, в целом весь жизненный цикл, влияют информационно-коммуникационные технологии. Всё это заставляет разрабатывать новые методики социально-экономического моделирования, интегрированные с технологиями проектирования и строительства (в том числе В1М-технологиями).
Использование информационных ресурсов будет способствовать формированию иерархически организованной, экономически и социально эффективной сети населённых мест.
Это же относится к уровням «агломерация» и «город», которые получают всё более полное осмысление в прогнозировании развития [8; 9], опираясь на аналогию «умного» города, было предложено прогнозирование развития систем расселения в условиях становления информационного общества как «умных систем расселения»: от локальных до общегосударственной в масштабах страны [10, с. 19-20].
Вероятно, что в этом случае возникают свои информационные агломерационные эффекты, проявляющиеся не только в традиционных формах стимулирования деятельности в социальной, производственной, трудовой и культурно-бытовой сферах, но и прежде всего в сфере информационно-пространственной.
Её развитие, безусловно, окажет влияние на все процессы, протекающие на конкретной территории: агломерации, локальной системы расселения и в целом системы расселения на территории страны.
Исключительно важную роль при прогнозировании включения 1Т в систему «"умный" дом - "умный" город - "умная" система расселения» приобретают пороговые значения, определяющие процесс перехода традиционных типов -«дом-город-система расселения», в качественно новые сочетания, благодаря насыщенности ИКТ.
11 Cohen, B. The Top 10 Smart Cities On The Planet [Электронный ресурс] // Co.Design. - Режим доступа https://www.fastcodesign.com/1679127/the-top-10-smart-cities-on-the-planet (дата обращения 21.11.2017).
12 Тихомиров, В. 10 «смарт-городов» мира [электронный ресурс] // Коммерсант.™. - «Огонёк». - 06.05.2013. - №17 (5273). - Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/2182748 (дата обращения 21.11.2017).
13 Москва заняла 77-е место в рейтинге «умных городов» мира [Электронный ресурс] // Интерфакс. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/moscow/58 6719 (дата обращения 21.11.2017).
Пороговые значения могут определяться двумя подходами: плотностью объектов, имеющих элементы «умных» систем и связностью отдельных элементов в единую сеть, которая способна придать новое качество в деятельности вошедшим в неё объектам.
Очевидно, что системы расселения при названных подходах предстают 1Т-моделями с постоянным мониторингом показателей (индикаторов) и прогнозированием состояний, этапов и сценариев развития. Это трансдисциплинарная задача, решение которой во многом будет определять успешность формирования полноценной среды жизнедеятельности человека в XXI веке, ориентированной на концепцию устойчивого развития.
Литература
1. Есаулов, Г.В. «Умный город» как модель урбанизации XXI века / Г.В. Есаулов, Л.Г. Есаулова // Градостроительство.
- 2013. - № 4. - С. 27-31.
2. Есаулов, Г.В. От «умного» города к «умной» системе расселения / Г.В. Есаулов // Современная архитектура мира.
- М.-СПб, 2015. - Вып. 5. - С. 9-20.
3. Есаулов, Г.В. Информационно-коммуникационные технологии в архитектурно-градостроительном формировании среды жизнедеятельности // Архитектура и современные информационные технологии. Спецвыпуск. - ноябрь 2015.
4. Нестандартный город для нестандартных людей: путеводитель по архитектуре Иннополиса [Электронный ресурс] // PVSM - Режим доступа: http://www.pvsm.ru/ агНйекйига/107132 (дата обращения 23.12.2015).
5. Генеральный план муниципального образования «Город Иннополис» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» [Электронный ресурс] / Казань. 2015 // Документы территориального планирования республики Татарстан. - Режим доступа: http://maps.tigp.ru/graddoc/ pages.php?id=gp_verch_innopoLis (дата обращения 28.11.2017).
6. Зябкин, М. Технологии «умных» городов и прогнозы их развития [Электронный ресурс] // VC.RU. - Режим доступа: https://vc.ru/26713-smart-city (дата обращения 22.11.2017).
7. Любовный, В.Я. Городские агломерации России: проблемы развития и регулирования / В.Я. Любовный // Проблемы развития агломерации России. - М., 2009. - С. 17-33.
8. Любовный, В.Я. Проблемы регулирования развития городов и городских агломераций в условиях реструктуризации угольной промышленности / В.Я. Любовный. - М., 2015. - 168 с.
9. Малоян, А.Г. Агломерации - градостроительные проблемы // Г.А. Малоян. - М., 2010. - 116 с.
10. Есаулов, Г.В. От «умного» города к «умной» системе расселения // Современная архитектура мира. Вып. 5. - М.-СПб, 2015 - С. 9-20.
Literatura
1. Esaulov G.V. «Umnyj gorod» kak model' urbanizatsii XXI veka / G.V. Esaulov, L.G. Esaulova // Gradostroitel'stvo. - 2013.
- № 4. - S. 27-31.
2. Esaulov G.V. Ot «umnogo» goroda k «umnoj» sisteme rasseleniya / G.V. Esaulov // Sovremennaya arhitektura mira.
- M.-SPb, 2015. - Vyp. 5. - S. 9-20.
3. Esaulov G.V. Informatsionno-kommunikatsionnye tehnologii v arhitekturno-gradostroitel'nom formirovanii sredy zhiznedeyatel'nosti // Arhitektura i sovremennye informatsionnye tehnologii. Spetsvypusk. - noyabr' 2015.
4. Nestandartnyj gorod dlya nestandartnyh lyudej: putevoditel' po arhitekture Innopolisa [Elektronnyj resurs] // PVSM - Rezhim dostupa: http://www.pvsm.ru/ arhitektura/107132 (data obrashheniya 23.12.2015).
5. General'nyj plan munitsipal'nogo obrazovaniya «Gorod Innopolis» Verhneuslonskogo munitsipal'nogo rajona Respubliki Tatarstan» [Elektronnyj resurs] / Kazan'. 2015 // Dokumenty territorial'nogo planirovaniya respubliki Tatarstan.
- Rezhim dostupa: http://maps.tigp.ru/graddoc/pages. php?id=gp_verch_innopolis (data obrashheniya 28.11.2017).
6. Zyabkin M. Tehnologii «umnyh» gorodov i prognozy ih razvitiya [Elektronnyj resurs] // VC.RU. - Rezhim dostupa: https://vc.ru/26713-smart-city (data obrashheniya 22.11.2017).
7. Lyubovnyj V.Ya. Gorodskie aglomeratsii Rossii: problemy razvitiya i regulirovaniya / V.Ya. Lyubovnyj // Problemy razvitiya aglomeratsii Rossii. - M., 2009. - S. 17-33.
8. Lyubovnyj V. Ya. Problemy regulirovaniya razvitiya gorodov i gorodskih aglomeratsij v usloviyah restrukturizatsii ugol'noj promyshlennosti / V.Ya. Lyubovnyj. - M., 2015. - 168 s.
9. Maloyan A.G. Aglomeratsii - gradostroitel'nye problemy // G.A. Maloyan. - M., 2010. - 116 s.
10. Esaulov G.V. Ot «umnogo» goroda k «umnoj» sisteme rasseleniya // Sovremennaya arhitektura mira. Vyp. 5. - M.-SPb, 2015 - S. 9-20.
Есаулов Георгий Васильевич, 1953 г.р. (Москва). Академик РААСН, доктор архитектуры, профессор, проректор по научной работе Московского архитектурного института (Государственной академии), председатель Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Архитектура». Сфера научных интересов: история и теория архитектуры, современные тенденции в архитектуре и градостроительстве, экология культуры и проблемы архитектурного образования. Тел.: (495) 629-24-35. E-mail: [email protected].
Esaulov Georgy Vasilievich, born in 1953. Moscow. Academician of RAACS, doctor of architecture, professor, prorector on scientific work of the Moscow Architectural Institute (State Academy), chairman of the Federal Educational and Methodological Association for Architecture. Sphere of scientific interests: history and theory of architecture, modern tendencies in architecture and urban planning, ecology of culture and problems of architectural education. Tel: +7 (495) 629-24-35. E-mail: [email protected].