1УДК 332.14 ББК 85.118
МОДЕЛЬ «УМНОГО» ГОРОДА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА
М. В. Аргунова
Аннотация. Рассмотрена концепция «умного» города - обеспечение современного качества жизни за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности. Модель «умного города» («умная экономика», <умная мобильность», «умные люди», «умная окружающая среда», <умное проживание», «умное управление») отражает особенности нового шестого технологического уклада, основанного на НБИК-конвергенции, где Н - это нано, Б - био, И - информационные, К - когнитивные технологии. Обсуждаются специалисты и их компетенции, которые потребуются умным городам. В целях профориентационной работы со старшеклассниками подготовлена учебно-методическая разработка (ролевая игра) «Экологичный умный город - город будущего».
Ключевые слова: «умный город», шестой технологический уклад, НБИК-конвергенция, проф-ориентационная работа.
THE „SMART CITY'' MODEL AS A MANIFESTATION OF THE NEW TECHNOLOGICAL MODE
M. V. Argunova
Abstract. The article considers the concept of a „smart" city - ensuring modern quality of life through the use of innovative technologies which provide economic and eco-friendly usage of urban systems of life. The model of „smart city" („smart economy", „smart mobility", „smart people", „smart environment", „smart accommodation", „smart management") reflects features of the new sixth technological mode based on NBIC-convergence where the N is nano, B - bio, I - information, C - cognitive technologies. Experts and their competences which will be required to the smart cities are discussed. The educational and methodical development (role-playing game) „Green smart city of the future" has been worked out for vocational guidance work with high school students.
Keywords: „smart city", sixth technological mode, NBIC-convergence, vocational guidance work.
Образование - это золотой ключик к созданию опережающих время технологий.
В. Н. Боглаев, гендиректор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»
Научно-технический прогресс является основным двигателем развития мировой экономики. Его результатом выступают технологические инновации, которые приводят к росту производительности труда, модернизации средств производства и трансформации действующего технологического уклада. Согласно теории ученого-экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева (18921938) о периодических волнах подъема и спада
экономики, технологические уклады (совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства) чередуются по циклам продолжительностью около 50 лет (рис. 1).
На данный момент сменилось пять технологических укладов и после преодоления экономического кризиса мировое сообщество вступает в новую эру шестого технологического уклада. Отличительные особенности нового
Радио \ J Бт*Л \
/ 1 Телеграф Телефон 1 Интернет
' * Пароходы ; ГиСридшй
Каналы 1 Жепемые дороги 1 Автомобили * Авиатранспорт автомобиль
* ; Электричество ! /' и t
» Паровой двигатель Уп>ль Т нефтъ * Атомная энергия Резнергетика
±
1925 I I
1®72 1897 | l I «
1950 1973 | I I I
Технологии«*«« зм «лке и«ес«е>й териодииаиим Технологическая эре пантовой и Циклы Кондратьева
Рис. 1. Соотношение волн экономического роста Кондратьева и смены технологических укладов (http:// www.youngscience.ru/dyn_images/expose/big5927.jpg)
технологического уклада показаны на инфо-грамме, подготовленной Международным форумом технологического развития в 2012 г. (рис. 2). Смену технологических укладов можно проследить по изменению ключевого фактора экономического развития - от текстильных машин и парового двигателя к электродвигателю и двигателю внутреннего сгорания и, наконец, от нефтехимии к микроэлектронным компонентам.
В любой экономике присутствуют элементы нескольких технологических укладов. Уровень развития экономики государства определяется степенью принадлежности ее к действующему на данном этапе развития укладу. Например, на
2010 г. в США доля производительных сил четвертого технологического уклада составляла 20%, пятого - 60%, и около 5% приходилось на шестой уклад [1]. Переход от постиндустриального к информационному обществу определяется развитием инновационных циклов шестого технологического уклада; базовыми технологиями станут нано- и биотехнологии (рис. 3).
На схеме мы видим, что новые технологии развиваются на подъеме циклов экономического развития (циклов Кондратьева продолжительностью 4560 лет), вместе с тем развитие инноваций зависит и от периодов подъема и спада мощностей различных производств (циклы Китчина продолжительностью 3-4 года), и от колебаний инвестирования различных проектов (циклы Жю-гляра продолжительностью 7-11 лет).
9-10 июня 2016 г. при поддержке Правительства РФ в Новосибирске состоится IV Международный форум технологического развития «ТЕХН0ПР0М-2016» (ИНрУДесИпоргот.поуоБ^ expo.ru/wp/ru/). В рамках форума пройдет выставка инфраструктуры технологического развития, передовых технологий и разработок. Здесь будут представлены новейшее оборудование, технологии и инновации - от идеи и про-
Рис. 2. Шесть технологических укладов (http://technoprom.novosibexpo.ru/wp/ru/) Наука и Школа № 3'2016
Рис. 3. Схема развития инновационных циклов нового технологического уклада [2]
тотипа до серийного производства - способные стать основой перехода российской экономики к шестому технологическому укладу.
В настоящее время развитие наук и технологий идет по пути их конвергенции, то есть взаимопроникновения. Новый научно-технологический уклад базируется на так называемых НБИК-технологиях (Н - нано, Б - био, И -информационные, К - когнитивные технологии, основанные на изучении сознания, поведения живых существ). В нашей стране этим направлением занимается Курчатовский комплекс НБИКС-технологий, созданный в 2009 г. В комплексе проводятся исследования в области нано-, био-, информационных, когнитивных, социогуманитарных наук и технологий с использованием рентгеновского, синхротронно-го и нейтронного излучений. Научно-исследовательский центр «Курчатовский институт» (http://www.nrcki.ru/) реализует конвергентный подход в создании природоподобных технологий, например, ведет разработку искусственного интеллекта.
Переход к шестому технологическому укладу открывает перед человечеством большие возможности. Синтез достижений по основным технологическим направлениям (био- и нано-технологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, микромеханика, фотоника, термоядерная энергетика) может привести, например, к созданию квантового компьютера или искусственного интеллекта. Возможен также выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом,
экономикой. «Информатизация приводит к перераспределению труда. Мы идем к тому, чтобы повышалось качество жизни людей. Все изменится: машина будет делать трудную работу, человек - умную» [3], - отмечает генеральный директор российского представительства компании Cisco Systems Павел Бетсис.
Передовые города XXI в. уже вступили в новую эпоху - эпоху трансформации, подразумевающей создание на той же территории совсем другого современного умного и эффективного города, адаптирующегося под информационные и социальные технологии, требования мобильности и экологичности, под образ жизни современного человека. Обычные города шаг за шагом становятся умными, используя повсеместно распространенные «умные» технологии во всех аспектах жизни горожан - «умные» фонари, скамейки, телефонные будки, урны и т. д. Это и скорость реагирования на критические повреждения и угрозы, борьба с автомобильными пробками, создание комфортных условий жизни для граждан, автоматизация городского хозяйства и так далее. Модели развития городов уже в четвертый раз обсуждались на международном форуме «Умный город будущего», который прошел 17-18 ноября 2015 г. в Москве.
Умный город - это обеспечение современного качества жизни за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности. Первый национальный стандарт по экологиче-
ским требованиям к строительству появился в России в 2013 г. Среди основных требований -необходимость использования экологически чистых материалов для строительства объектов недвижимости. Рекомендуемые показатели предусматривают снижение энергопотребления, строительство рядом с «зелеными» объектами искусственных водоемов, велосипедных паркингов и зарядных постов для электромобилей и гибридных авто. Стандарт включает также экономное потребление воды и активное использование строительных отходов. НП «Центр зеленых стандартов» и Минприроды России разработали новую систему сертификации жилья. Новая система получила название «Карта качества». Она поможет оценить качество жизни жителей России и посодействует в обеспечении экологической, санитарной и эпидемиологической безопасности [4, с. 7].
Модель «умного города» основывается на шести основных характеристиках [5, с. 31]:
1. «Умная экономика» подразумевает экономику, основанную на высокотехнологичных отраслях промышленности, включающих ИКТ и те отрасли промышленности, которые используют ИКТ на разных стадиях производственного цикла.
2. «Умная мобильность» предполагает устойчивые, инновационные и безопасные транспортные системы на основе ИКТ-инфраструк-туры, которые улучшают городское движение и мобильность городских жителей в повседневной городской жизни.
3. «Умные люди» - это жители города, которые обладают высоким уровнем образования и квалификации и активно интегрированы в общественную жизнь города.
4. «Умная окружающая среда» включает в себя привлекательные для жизни естественные условия, а также реализацию мер по охране окружающей среды.
5. «Умное проживание» означает высокий уровень развития различных составляющих феномена качества жизни (культура, здравоохранение, безопасность, жилье, туризм...).
6. «Умное управление» - делегирование функций и диверсификация власти являются основой социального взаимодействия социальных институтов в «умном городе», поскольку для перехода индивидуальных и групповых когнитивных и ценностных установок в интерсубъективную сферу важен разделяемый (общий) социальный контекст, формируемый различными практиками институционально-личного взаимодействия государства и граждан.
Одним из европейских примеров успешного проекта «умного города» может служить финский город Лаппеенранта. Через взаимодействие с наукой (ЛТУ) городские власти одновременно решали две задачи: до 2028 г. Лаппеенранта намерена перейти на экологичные технологии, для того чтобы стимулировать развитие инновационных компаний, а также реализуется курс на создание максимально комфортных условий для жизни, что превратит его в «умный зеленый» город. Электроэнергия и пар для обогрева вырабатываются из отходов предприятий лесопереработки, работающих в городе; идет работа над осуществлением проектов автобуса-гибрида, солнечной и ветроэнергетики, разработана специальная технология «умных» сетей для обмена энергией между потребителями.
Самым амбициозным проектом строительства «умного» эко-города является Масдар
Рис. 6. PRT (Personal Rapid Transit) -персональный автоматический транспорт голландского производителя 2getthere (http:// www.2getthere.eu/)
(http://www.masdar.ae/), что в переводе с арабского означает «Источник». Проект был запущен в 2006 г. В Объединенных Арабских Эмиратах недалеко от международного аэропорта Абу-Даби к 2023 г. предполагается возведение первого в мире города, обеспечиваемого солнечной энергией, другими возобновляемыми источниками энергии и имеющего устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу, а также системой полной переработки отходов городской деятельности. Населить город планируют учеными, работающими над высокотехнологичными зелеными проектами и другими инновационными проектами (рис. 4).
Население составит 45-50 тыс. человек. Все архитектурные элементы тесно увяжутся и переплетутся между собой. Сверху Масдар-Сити будет накрыт специально разработанными ажурными надстройками (рис. 5), на которых закрепят многосекционные солнечные панели. Конструкция призвана вырабатывать электроэнергию, а также создавать затенение и защищать от солнца, что для пустынного города весьма актуально.
Все постройки будут выполнены в технологично-космическом антураже, водопады и фонтаны утонут в зелени, а по улицам будут ездить футуристические электромобили (рис. 6).
В Китае также осуществляется подобный проект. Эко-сити в Тяньцзине станет первым «самодостаточным» ресурсосберегающим городом, благодаря использованию альтернативных источ-
ников энергии. Эко-сити будет построен к 2020 г. Город рассчитан на 350 тыс. жителей (http://aenergy.ru ) (рис. 7).
Одним из первых городов России, где внедряют электронное правительство, технологии «Безопасный город», системы открытых данных, электронной навигации, стал Краснодар. В 2014 г. программа «Умный город» начала реа-лизовываться в Казани [4, с. 12]. Проект включает такие комплексные решения как:
• ШиН-покрытие главных объектов городской инфраструктуры;
• информационные гиды для туристов;
• система «умного» транспорта (видеофиксация нарушений, информационные табло для пассажиров, реклама в зависимости от геолокации автобуса);
• «умное освещение», регулирующее яркость в зависимости от количества людей;
• централизованный сбор информации и автоматизированные решения (сигнал в полицию о драках и других ситуациях, регулирование трафика дорожного движения светофорами и изменением скорости при повышении загазованности);
• «умное ЖКХ» (увеличение точности учета расхода коммунальных ресурсов, управление нагрузкой, распределением энергоресурсов в зависимости от потребления, времени суток).
Новый город, нацеленный на достижение шестого технологического уклада, расположился в Республике Татарстан и получил название Иннополис (http://innopolis.ru/). Город строился 3 года и был открыт 9 июня 2015 г. Экономика города основана на высокотехнологичных индустриях. Создана уникальная городская среда с современной жилой инфраструктурой, экологией, безопасной средой, широкими возможностями для образования и профессионального развития. Университет Иннополис (рис. 8) - интеллектуальное ядро но-
Рис. 7. Проект Эко-сити в Китае (http://aenergy.ru )
Рис. 8. Университет Иннополис (http://innopolis.ru/)
вого города и новый российский вуз, специализирующийся на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий.
Иннополис - это проект международного уровня, специализирующийся на высоких технологиях. Здесь концепция «Умный город» реализуется на территории застройки более 1200 га. Перспективная численность населения 155 тыс. человек. В городе уже построена вся необходимая инфраструктура, при этом активная застройка продолжается (рис. 9).
Зрелость умного города будет проявляться не только в использовании информационных технологий, но прежде всего в переносе акцента с процессов производства/строительства объектов материальной среды на процессы эффективной эксплуатации непрерывного жизненного цикла объектов. Неотъемлемой частью умного города является создание единой городской геоинформационной среды.
О том, какие специалисты потребуются умным городам, рассуждает декан Школы архитектуры и дизайна 1Е Марта Торн: «В жизнь в умных городах вовлечено много людей и профессий: от политиков, которых избирают для того, чтобы те их возглавляли, до индивидов-граждан, которых эти политики представляют и которые хотят превратить город в умный, а также многие другие между ними. В этой сфере очень важны городские менеджеры: эти люди часто учатся на урбанистов, архитекторов, экономистов или инженеров. Они должны понимать, как организовать работу городских служб наиболее рационально и справедливо. Компании, которые занимаются разработкой умных технологий, необходимы для развития и распределения новых решений. Сегодня я вижу множество стартапов и предпринимателей, которые разрабатывают приложения, позволяющие сделать города более умными. Кроме того,
те специалисты, которые занимаются человеческим поведением и понимают его, также будут играть ключевые роли в умных городах. Некоторые модели поведения не поддаются изменению, но остальные можно менять. Понимание этих явлений является важным для того, чтобы научить город гибко реагировать на потребности людей... Архитекторы - это эксперты широкого профиля, но благодаря своему умению видеть и понимать проблему с многих точек зрения они особенно хорошо подготовлены к работе в современных городах. Конечно, также важны и специалисты по
Рис. 9. Спорткомплекс и жилые дома Иннополиса(Ъйр://тпоро^.т/)
большим данным, и по коммуникациям, и психологи, которые занимаются поведенческими вопросами» [6].
В соответствии с современными тенденциями мобильной, непрерывно трансформирующейся, информационно насыщенной городской среды предъявляются новые требования к условиям подготовки квалифицированных специалистов. Профессиональное образование все больше встраивается в производственный процесс, и поэтому специалисты обучаются в течение всей жизни, осваивая прикладные области.
Управление «умной» городской средой требует от специалистов следующих компетенций [5, с. 34-35]:
• навыки стратегического управления (постановка целей и формирование стратегии, разработка ключевых показателей эффективности концепции «умного» развития конкретного города);
• навыки проектного управления (использование инновационных технологий для решения актуальных проблем);
• аналитические способности (оперативная работа с объемными информацион-
ными потоками, грамотная интерпретация данных);
• владение современными ИКТ (ведение электронного документооборота, работа с электронными порталами);
• способность обеспечения обратной связи (публичные выступления, информирование граждан, формирование новых принципов работы с населением).
Современное школьное образование призвано подготовить учащихся к освоению необходимых компетенций и сориентировать в мире профессий будущего, дать представление о тенденциях развития научно-технического прогресса на пути восхождения к шестому технологическому укладу. В том числе необходимо познакомить школьников с концепцией «умных» городов, в которых им, возможно, предстоит жить и работать.
Урок «Экологичный умный город -город будущего»
Разработан для курса «Основы экологии» (10-11-й класс), входящего в обязательную предметную область «Физкультура, экология и ОБЖ» в соответствии с требованиями ФГОС средней школы, а также может быть использован в системе дополнительного образования, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Данная технология подойдет и при организации командной работы при проведении олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Цель - обобщить знания об основных экологических проблемах городов, подвести учащихся к осознанию комплексного решения экологических проблем, познакомить с современными проектами строительства экогородов.
Задачи: воспитание экологической культуры, формирование бережного отношения к окружающей среде, развитие умения работать с различными источниками информации, развитие навыков сотрудничества.
Урок строится по трехстадийной технологии развития критического мышле-нияв соответствии с компетентностью и системно-деятельностным подходами.
1 стадия - актуализация знаний -ответ на вопрос: «Каким вы представляете себе город будущего?»
2 стадия - осмысление - проведение игры «Строим экологичный умный город будущего».
Справочная информация для учащихся
Передовые города XXI в. вступили в новую эпоху трансформации, подразумевающей создание на той же территории совсем другого современного умного и эффективного города, адаптирующегося под информационные и социальные технологии, требования мобильности и эколо-гичности, под образ жизни современного человека. Обычные города шаг за шагом становятся умными, используя повсеместно распространенные «умные» технологии во всех аспектах жизни горожан - «умные» фонари, скамейки, телефонные будки, урны и т. д. Это и скорость реагирования на критические повреждения и угрозы, борьба с автомобильными пробками, создание комфортных условий жизни для граждан, автоматизация городского хозяйства и так далее.
Для реализации «умной» стратегии развития городского пространства большое значение будут иметь следующие взаимодействующие инициативные группы:
1. Городские власти (электронные государственные услуги, муниципальные онлайн-сер-висы).
2. Представители бизнеса («умные решения» применения инновационных технологий в различных сферах городской жизни).
3. Сообщества граждан (инициативы по решению проблем городской среды).
Во многих городах реализуются экспериментальные технологии городского хозяйства:
• «нанодом» в Москве (композитная сетка для укрепления фасадов, пеностекольный ще-
Рис. 10. Примерный план местности
Рис. 11. Скриншоты приложения «Умный город»
бень для теплоизоляции крыши и подземной стоянки, двухкамерные солнцезащитные сте-клопакеты, светодиодное освещение и т. д.);
• «умное» управление системой образования в Туле (электронная очередь в ДОУ, современная информационная система для преподавания, академическая и организационно-финансовая самостоятельность школ, участие общественности и т. д.);
• «умные лифты» в Екатеринбурге (умная система подсчитывает пассажиропоток, встречает пассажиров, накапливает энергию во время торможения);
• «умные счетчики» электроэнергии в Сочи (расчет электроэнергии по зонам суток, отключение сети при «токах утечки», автоматическая передача показаний);
• «умные перекрестки» в Самаре (распознание до 20 видов нарушений ПДД, обеспечение «зеленой улицы» для спецавтотранспорта);
• аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» в Уфе и Марий Эл (системы жизнеобеспечения, данные транспортной, дорожной инфраструктуры, сведения о метеообстановке, чрезвычайных происшествиях, преступлениях и пр.);
• мобильное приложение «Гражданский патруль» в Новосибирске (простая и оперативная подача жалоб по фактам нарушений в сфере ЖКХ, торговли, о состоянии дорог и т. д.).
Ход игры
Игра проводится коллективно по группам.
1. Составьте схему рельефа местности с речкой, вытекающей из озерка, и пересекающим ее участком железной дороги (рис. 10).
2. Изготовьте макеты разнообразных строений (многоэтажных домов, коттеджей, производственных помещений), а также водозаборных станций, аэропорта, деревьев, луга, поля и др.
Таблица
Группы специалистов Кол-во учащихся Решаемые задачи
Социологи 2 Социологические опросы населения
Ландшафтоведы 2-3 Размещение города
Отдел планирования городов 3 Функционально-территориальное деление города
Архитекторы 3 Планировка города, архитектурные сооружения
Служба дорожного планирования 2 Планирование дорог и транспортных сооружений
Руководитель транспортного отдела 1 Общественный и частный транспорт
Специалисты по энергетике и коммуникациям 2-3 Энергообеспечение и городские коммуникации
Сельскохозяйственный отдел 2-3 Продовольственное снабжение населения города. Развитие пригородного сельского хозяйства. Переработка сельскохозяйственной продукции
Коммунальное хозяйство 2-3 Очистка и утилизация бытовых и промышленных отходов
Горзеленстрой 2 Озеленение города, зеленые насаждения, видовой состав растений.
Санэпидемстанция, ученый-зоолог 2 Санэпидемнадзор, домашние и дикие животные в городе
Госкомприрода 2-3 Рекреация (отдых). Особо охраняемые территории
Департамента образования 2 Размещение и задачи образовательных учреждений
Департамент здравоохранения 2 Медицинское обслуживание населения, организация здравоохранения
3. Придумайте название будущего города. Каково его назначение? На сколько жителей он рассчитан?
4. Подумайте, какие специалисты нужны для планирования и строительства города? Объединитесь в группы специалистов по заданию учителя. Каждая группа специалистов выполняет соответствующее задание (таблица).
5. Представьте результат работы группы. Какие специалисты входят в состав вашей группы? Какие проекты вы планируете осуществить при строительстве города? Как ваши задумки согласуются с остальными группами специалистов?
6. Коллективно обсудите планирование города на основании проведенных исследований.
7. Какие «умные» технологии будут реализованы в вашем городе? Какие из технологий будут играть решающую роль в построении города будущего? Какие можно отнести к второстепенным?
3 стадия - рефлексия - ответ на вопрос: «Соответствует ли построенный город будущего Вашим первоначальным замыслам?»
Для дистанционного образования и самообразования можно использовать электронный аналог игры.
По заказу Министерства образования и науки РФ в 2013 г. разработан ресурс по экологическому образованию учащихся общеобразовательных учреждений, воспитанников учреждений дополнительного образования детей и студентов учреждений среднего профессионального образования. Приложение «Умный город» (доступно по адресу: http:// energoeducation.ru/smartcity/) - это стратегическая игра, в которой в «реальном времени» необходимо выстраивать город, проходя этапы развития от существующих технологий и методов управления энергоресурсами к современным инновационным технологиям и методам управления энергоресурсами (рис. 11).
Игроку становятся доступными здания инфраструктуры (аэропорт, вокзал, порт, жилые дома, фонтан, школа, больница, театр) и предприятия промышленности (фабрики и заводы по добыче и переработки ресурсов, здания по генерации энергии). Перед игроком стоит задача - построить энергоэффективный экогород.
Широкое использование информационного интерактивного учебно-методического приложения «Умный город» для развития общей экологической культуры среди учащихся образовательных учреждений в учебном процессе относится к числу тех инноваций, которые призваны обеспечить новый уровень и новое качество современного экологического образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каблов, Е. Н. Шестой технологический уклад [Текст] / Е. Н. Каблов // Наука и жизнь. - 2010. - № 4.
2. Бевза, С. А. Механизмы управления инновационными циклами в формировании кластерной структуры промышленных систем [Текст]: автореферат дис. ... канд. экон. наук /С. А. Бевза. - М.: Ин-т экономики РАН, 2012.
3. Паршин, М. А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски [Электронный ресурс] / М. А. Паршин, Д. А. Круглов // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5. -Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/ 2014/05/33059 (дата обращения: 24.05.2016).
4. Информационный бюллетень «Умный город. Городские технологии» [Электронный ресурс]. - № 1 (1) апрель 2015 // ИА «Монитор». - Режим доступа: http://www.icenter.ru/ docs/pilot_2015-2/vUGGT %231_1.pdf (дата обращения: 11.05.2016).
5. Коршунова, Е. В. Образовательный потенциал управления «умным городом»: анализ стандартов подготовки государственных служащих [Текст] / Е. В. Коршунова, Е. А. Кутергина // Научный электронный журнал «Бизнес. Общество. Власть». - НИУ ВШЭ, 2014. - № 20.
6. Работа будущего: что такое умный город и какие специалисты ему нужны: [Цикл интервью с профессорами и выпускниками IE Business School "Masters of future"] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// future.theoryandpractice.ru/12002-ie-smart-cities (дата обращения: 11.05.2016).
7. Ковальчук, М. В. Путь к искусственному интеллекту [Текст] / М. В. Ковальчук, В. А. Демин // В мире науки. - 2016. - № 3.
8. Экология Москвы и устойчивое развитие: учеб. пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ [Текст] / Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун; под ред. Г. А. Ягодина. - 2 изд., дополн. - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2013.
REFERENCES
1. Kablov E. N. Shestoy tekhnologicheskiy uklad. Nauka i zhizn. 2010, No. 4.
2. Bevza S. A. Mekhanizmy upravleniya innovat-sionnymi tsiklami v formirovanii klasternoy struktury promyshlennykh sistem. Extended abstract of PhD Dissertation (Economics). Moscow: In-t ekonomiki RAN, 2012.
3. Parshin M. A., Kruglov D. A. Perekhod Rossii k shestomu tekhnologicheskomu ukladu: voz-mozhnosti i riski. Sovremennye nauchnye issle-dovaniya i innovatsii. 2014, No. 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33059 (accessed: 24.05.2016).
4. Informatsionnyy byulleten "Umnyy gorod. Gorodskie tekhnologii". No. 1 (1) Apr 2015. IA "Monitor". Available at: http://www.icenter.ru/ docs/pilot_2015-2/vUGGT%231_1.pdf (accessed: 11.05.2016).
5. Korshunov E. V., Kutergina E. A. Obrazovatelnyy potentsial upravleniya "umnym gorodom": analiz standartov podgotovki gosudarstvennykh sluzhash-chikh. Nauchnyy elektronnyy zhurnal "Biznes. Ob-shchestvo. Vlast". NIU VShE, 2014, No. 20.
6. Rabota budushchego: chto takoe umnyy gorod i kakie spetsialisty emu nuzhny. Available at: http://future.theoryandpractice.ru/12002-ie-smart-cities (accessed: 11.05.2016).
7. Kovalchuk M. V., Demin V. A. Put k iskusst-vennomu intellektu. Vmire nauki. 2016, No. 3.
8. Yagodin G. A., Argunova M. V., Plyusnina T. A., Morgun D. V. Ekologiya Moskvy i ustoychi-voe razvitie: ucheb. posobie dlya 10 (11) klas-sov srednikh obshcheobrazovatelnykh shkol. Moscow: GAOU VPO MIOO, 2013.
Аргунова Марина Вячеславовна, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития e-mail: [email protected]
Argunova Marina V., ScD in Education, PhD in Biology, Professor, Director of the Center for Ecological Education and Sustainable Development e-mail: [email protected]