ISSN 1994-5G94 ♦-
13 -♦
Sergey Yuryevich Naumov,
Doctor of History, director,
Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Igor Petrovich Voloshin,
PhD in Technical Sciences, associate professor,
head of the department of information systems in economics,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
Tatyana Vitalievna Muravleva,
Doctor of Economics, professor,
dean of the faculty of finance and accounting,
professor of the department of taxation and tax management,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
Сергей Юрьевич Наумов,
доктор исторических наук, профессор,
директор,
Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Игорь Петрович Волошин,
кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой информационных систем в экономике, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Татьяна Виталиевна Муравлева,
доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и учета, профессор кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
УДК 378
ЦИФРОВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ВуЗОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Статья посвящена вопросам подготовки кадров для цифровой экономики. Основное место в работе уделено трансформации программ для бакалавров и магистрантов, адаптированных к современным условиям цифровизации. Кроме того, предложены конкретные меры по развитию новых профессиональных (цифровых) компетенций у лиц, уже работающих в различных отраслях и сферах народного хозяйства страны. Выявлены задачи, которые необходимо решить для успешного выполнения дорожной карты по направлению «Кадры и образование» в рамках государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Ключевые слова: кадры, технологии, экономика, подготовка, цифровизация, гаджеты.
DIGITAL VECTOR IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMICS-ORIENTED UNIVERSITIES
The article deals with the issues of training labor force for the needs of digital economy. The article focuses on the transformation and modernization of educational programs for bachelor and masters' studies adapted to current requirements of digitalization. In addition, the authors suggest a number of measures to create and improve new professional (digital) competencies among persons already working in various sectors and spheres of the national economy. Major issues that need to be addressed for the successful implementation of the roadmap "Human resources and Education" in the framework of the state program "Digital Economy of the Russian Federation" are identified.
Keywords: human resources, technology, economics, training, digitalization, gadgets.
В настоящее время цифровая экономика является одним из основных драйверов развития. С каждым днем компьютерные технологии, интернет-технологии занимают все больше места в нашей повседневной жизни, рабочем процессе, новых формах организации предпринимательской деятельности и не только. Облачные сервисы и вычисления, роботизация, большие данные (big data), цифровые продукты, телемедицина набирают все большую популярность. Цифровизация - понятие, которое охватывает практически все сферы и отрасли государственной деятельности и организации, хотя чаще всего речь идет о развитии информационных технологий и крупных фирм [2].
Под действием стремительных процессов цифровизации мирового общества также меняется конфигурация глобальных экономических систем [6]. Традиционные рынки теряют свою актуальность,
и все большую значимость приобретают те секторы экономики, которые генерируют новые потребности. Ключевыми и определяющими дальнейшее развитие становятся кардинально новые исследования и разработки, требующие создания комплексной системы, включающей подготовку специалистов нового, цифрового мышления.
28 июля 2017 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В программе определено, что цифровая экономика « повышает конкурентоспособность нашей страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и ее национальный суверенитет». Базовыми направлениями программы по развитию цифровой экономики являются:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
14 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
На Петербургском международном экономическом форуме 1 июня 2017 г. президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Мы намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов» [4].
С этим сложно не согласиться. Общество нуждается в деятельных, активных, творческих молодых людях, которые могли бы адаптироваться к современным реалиям. Необходимых специалистов можно условно разделить на несколько групп.
Во-первых, речь идет непосредственно о специалистах в ИТ-направлении. Это те, кто будет создавать, поддерживать и развивать информационно-технологическую инфраструктуру, необходимую в цифровой экономике.
Подготовка кадров для решения задач цифровой экономики по направлениям подготовки в области ИКТ («Бизнес-информатика», «Прикладная информатика», «Прикладная математика и информатика») включает изучение таких предметов, как:
- программирование 1С;
- конфигурирование 1С;
- хранение и обработка больших данных;
- системы искусственного интеллекта;
- интеллектуальный анализ данных;
- информационная безопасность.
Программы для этих направлений похожи на
лакмусовый индикатор изменений как в информационных технологиях, так и в системе управления предприятием.
Во-вторых, необходимо готовить специалистов, обладающих компетенциями в части описания, моделирования и оптимизации бизнес-процессов. Дело в том, что информационные технологии - это всего лишь инструмент автоматизации существующих процессов, и если оцифровывать и автоматизировать хаос, то мы получим всего лишь цифровой и автоматизированный хаос, а не эффективно работающую систему. Поэтому многие привычные нам профессии будут трансформироваться. И вузам уже сегодня надо быть готовыми к этому. При этом не стоит отрицать, что в российских вузах база для формирования профессионалов нового формата уже есть. Цифровые технологии требуют профессионалов нового формата. В самом словосочетании «цифровая экономика» заложена мысль о том, что для реализации этой программы требуются специалисты в смежных областях, одинаково
хорошо разбирающиеся в экономике, финансах, учете, менеджменте и ИТ. Уже сегодня нужна трансформация подготовки специалистов по таким направлениям, как «Бухгалтерский учет» или «Банковское дело» [3].
Примером этого может являться подготовка специалистов по банковскому делу в Саратовском социально-экономическом институте РЭУ им. Г.В. Плеханова. Уже в 2019 г. по этому направлению стартуют новые программы и по бакалавриату («Деньги, банки и финансовые рынки»), и по магистратуре («Финансовые технологии и финансовый инжиниринг в банке»).
Уже само название программы для бакалавров отражает тот факт, что деятельность современных банков выходит далеко за рамки традиционных банковских операций, а сами банки превращаются в финансовые супермаркеты, предлагающие клиентам предельно широкий спектр финансовых (а порой и не только финансовых) услуг. Помимо банков, элементами банковской системы сегодня являются многочисленные небанковские финансово-кредитные организации, а Центральный банк Российской Федерации выполняет функции мегарегу-лятора всех финансовых рынков.
Впрочем, изменения коснутся не только названия, но и содержания образовательной программы. В частности, такая теоретическая дисциплина, как «Деньги, кредит, банки», будет включать фундаментальные положения о феномене электронных денег, обращении криптовалют, применении блок-чейна в банковском деле, функционировании электронных платежных сервисов и осуществлении электронного банкинга.
Практико-ориентированные дисциплины «Организация банковского обслуживания», «Организация банковского кредитования», «Финансовый анализ деятельности коммерческого банка» и «Учет банковских операций» дадут бакалаврам знания о новых моделях финансово-банковского бизнеса, основанных на массовом и качественном анализе больших баз данных и использовании искусственного интеллекта при принятии решений, основанных на этих данных.
О том, как будет планироваться, организовываться, контролироваться, реализоваться и координироваться гигантская деятельность банков по активному использованию информационных данных, студенты узнают из дисциплин «Банковский менеджмент» и «Банковские риски».
Новые знания студентов будут подкреплены умениями и навыками ведения профессиональной деятельности в условиях полного погружения в цифровую среду. Это призвано обеспечить такие дисциплины, как «Информационные технологии и системы» и «Профессиональные компьютерные программы».
С умным производством финансовых услуг, его новыми цифровыми сервисами, технологиями и продуктами студентов познакомят дисциплины «Финансовые рынки», «Инвестиции», «Международные валютные и кредитные отношения», «Организация учетно-операционной работы в банке».
ISSN 1994-5094 ♦-
15 -♦
Активная информатизация изменяет поведение не только банков, но и потребителей их услуг. Акцент на потребительские нужды, поиск инновационных подходов к производству и продвижению банковских продуктов и услуг становятся обязательными составляющими деятельности современного коммерческого банка, с которой студентов будут знакомить дисциплины «Рынок банковских услуг», «Банковский маркетинг» и «Банковская культура».
Изменения коснутся не только содержания дисциплин, но и организации процесса обучения. В частности, одна из наиболее эффективных современных образовательных технологий «Проектное обучение» будет реализована в такой дисциплине программы, как «Банковский аудит».
Все изменения, вносимые в программу подготовки бакалавров, призваны обеспечить соответствие получаемой квалификации требованиям профессиональных стандартов финансового рынка, увеличить шансы выпускников на успешное трудоустройство и построение профессиональной карьеры в динамичной и изменчивой среде цифровой экономики.
Что касается программы для магистров, то она будет реализовываться одновременно двумя кафедрами Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова: кафедрой банковского дела, денег и кредита и кафедрой информационных систем в экономике.
Дисциплина «Актуальные проблемы денежного обращения, кредита и банков» обращена к фундаментальным категориям, раскрывающим содержание, роль и законы развития денег, кредита и банков в цифровой экономике, позволяющим магистрантам рассмотреть любой вопрос конкретной практики через призму банковской науки, дающим возможность овладеть логикой исследования, в том числе логикой эксперимента.
Дисциплины «Финансовые технологии в банке», «Финансовый инжиниринг в банке» и «Новые банковские продукты» сочетают фундаментальную теоретическую подготовку с развитием и углублением специальных знаний, умений и навыков применения новых финансовых инструментов, конструирования сложных банковских продуктов и разработки комбинированных стратегий, которые используются банками для перераспределения финансовых ресурсов, рисков, ликвидности, доходности и информации в соответствии с собственными интересами, специфическими потребностями клиентов и переменами в микро- и макросреде.
В целом все это будет способствовать формированию нового поколения высококвалифицированных банковских менеджеров, имеющих соответствующее международным стандартам образование, обладающих необходимыми для цифровой экономики компетенциями, способных генерировать на основе финансовых технологий и финансового инжиниринга инновационные идеи, внедрять их в банковскую практику и обеспечивать повышение конкурентоспособности российской банковской системы.
Благодаря созданию в институте Центра сертификационного обучения по 1С на базе кафедры информационных систем в экономике студенты
получили возможность проходить обучение по сертифицированным курсам:
- 1С: Бухгалтерия;
- 1С: Зарплата и управление персоналом;
- 1С: Управление торговлей;
- 1С: ERP Управление предприятием 2.
Но говорить только о формировании нового поколения профессионалов в области цифровой экономики явно недостаточно. Что делать с теми, кто сегодня обладает профессиональными компетенциями в области экономики, полон сил, энергии и хотел бы вписаться в новые условия, но получал свое образование тогда, когда еще цифровые технологии были только уделом исключительно программистов?
Развитие новых профессиональных компетенций у руководителей и специалистов предприятий и организаций в условиях цифровой экономики уже стало сегодня архиважной задачей, поскольку менеджмент компании должен выработать четкую стратегическую линию по внедрению и адаптации современных ИТ-технологий [7].
В системе бизнес-образования Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова проходят обучение более 1500 представителей предприятий, организаций и бизнес-сообщества Саратовского региона. Был осуществлен системный мониторинг их потребностей в обучении по направлениям развития цифровой экономики, и ряд вопросов был включен в программы обучения:
- возможность принимать криптовалюту как оплату за товар и услуги;
- понимание смарт-контракта и возможность его самостоятельного создания и использования;
- анализ своего бизнес-проекта для применения в нем технологии блокчейна.
Кроме того, специально была разработана дополнительная образовательная программа «Блок-чейн-технология в бизнесе». К реализации данной программы приглашены лучшие специалисты-практики в области цифровой экономики региона. Обучение по данной программе даст ясное представление о пользе блокчейн-технологии для своего текущего или будущего бизнеса [1].
Перед всеми образовательными учреждениями также стоит задача по повышению доли населения, обладающего цифровыми навыками. Это не только подготовка новых кадров, переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов, но и проведение курсов компьютерной грамотности в университете третьего поколения. Эти курсы позволяют пожилым людям освоить сервисы цифровой экономики (онлайн- и мобильный банк) и получать электронные государственные услуги, продолжать активную жизнь с максимально комфортным и эффективным вхождением в новые элементы цифрового мира.
Кроме того, вполне логичен и объясним всплеск интереса к научной работе в направлении развития цифровой экономики. Только за последний год в нашем вузе проводились и круглые столы, и конференции, посвященные этому вопросу, на которых особое внимание уделялось обсуждению перспектив развития предпринимательского образования в высшей школе в условиях цифровой экономики [5].
16 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
К наиболее интересным можно отнести:
- круглый стол «Развитие предпринимательского образования в высшей школе в условиях цифровой экономики» (19 июня 2018 г., ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова);
- круглый стол «Предпринимательство в эпоху цифры - новые правила игры?» (29 мая 2018 г., ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова);
- круглый стол «Бухгалтерский учет, внутренний контроль и анализ: перспективы развития в условиях информационно-цифрового пространства» (23 мая 2018 г., ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова);
- VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления в условиях цифровизации: теория и практика» (3 июля 2018 г., ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова).
Интерес к данной теме только растет. Трудно найти сегодня журнал или газету, которые бы остались в стороне от дискуссии на тему цифровой экономики. В Саратовском социально-экономическом институте выпускается научно-практический журнал «Экономическая безопасность и качество», в котором есть следующие рубрики:
- Цифровая экономика: аспекты в качестве и безопасности;
- Цифровые технологии обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса;
- Информационные технологии обеспечения экономической безопасности бизнеса и государства.
Журнал новый, но его популярность растет очень быстро.
Для выполнения дорожной карты по направлению «Кадры и образование» необходимо будет решить несколько задач.
1. Мотивировать граждан и содействовать им, в том числе лицам старшего возраста, в освоении ключевых компетенций цифровой экономики.
Для будущих абитуриентов появится система распространения персональных цифровых сертификатов для оценки уровня компетенций, результаты которой дадут преимущества поступающим в вузы. Хотя его и сравнивают с цифровым аналогом нормативов ГТО, но больше он выглядит как аналог ЕГЭ. А значит, необходимо будет учесть ошибки, чтобы не появился «цифровой туризм», как аналог «учебного туризма» для сдачи экзаменов по ЕГЭ. С результатами «учебного туризма» столкнулись многие вузы России, особенно столичные.
2. Система высшего и среднего профессионального образования должна работать в интересах подготовки и адаптации граждан к условиям цифровой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики.
3. Система дополнительного профессионального образования работает в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики.
Для того чтобы учебные заведения смогли качественно выполнить эти задачи, в самом вузе, во-первых, должны быть разработаны программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики. Но для качественной подготовки таких курсов необходимо, чтобы
несколько ведущих преподавателей сами прошли обучение. Это потребует от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации руководства формированием некоторой совокупности курсов повышения квалификации и доведения информации о возможности обучения по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики, что позволит качественно решить данную проблему.
Во-вторых, для выполнения этих задач учебным заведениям необходимо постоянно находиться в тренде изменений программного обеспечения для цифровой экономики. Это требует существенных расходов как на программное, так и на аппаратное обеспечение для учебного процесса. Для снижения финансовой нагрузки на учебные заведения желательно создание репозитария бесплатного программного обеспечения для учебных учреждений. Таким образом, учебные заведения получат возможность готовить кадры на современном программном обеспечении, которое используется в настоящее время или будет внедрено в ближайший период. Подобный опыт был в свое время осуществлен для школ в виде комплекта «Первая помощь», что дало школьникам возможность полноценного изучения программы по информатике и ИКТ.
Процесс цифровизации неизбежен. Но установить его временные сроки невозможно. Сложно определить, когда он начался: с возникновения первого калькулятора, персонального компьютера или же смартфона. И, по всей видимости, он будет бесконечным. Но к этому мало быть готовым, необходимо учить и воспитывать поколение нового формата, которое будет шагать впереди этого процесса и которому предстоит жить и работать в завтрашнем дне.
1. Волошин И.П. Управление доступом на основе блок-чейн // Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4 (28-29). С. 5-8.
2. Муравлева Т.В. Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности малого бизнеса // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 57-60.
3. Наумов С.Ю., Константинова Л.В. Решение задач развития цифровой экономики как перспективное направление работы Саратовского социально-экономического института // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 34-37.
4. Речь Путина В.В. на Петербургском международном экономическом форуме 1 июня 2017 года // Информационное агентство РИА новости. URL: https://ria.ru/economy/2017 0602/1495682313.html.
5. Ржевская М.А., Муравлева Т.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров во внеучебной работе // Современные тренды и эффективные подходы в образовании: сб. ст. М., 2017. С. 46-50.
6. Солнышкова Ю.Н. Развитие экологического налогообложения в Российской Федерации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). С. 87-89.
7. Феоктистов С.С., Гуреева О.В. Управление кредиторской задолженностью: стратегический подход // Финансовая система России: проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. по итогам НИР. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.