ПРОЕКТ США «БОЛЬШАЯ ЮЖНАЯ АЗИЯ»: ИНТЕРЕСЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КЛЮЧЕВЫХ НЕРЕГИОНАЛЬНЫХ АКТОРОВ
Атаджан ЯЗМУРАДОВ
магистр политических наук (Центральная Азия), стажер Женевского центра политики безопасности (Женева, Швейцария)
В в е д е н и е
Следуя сложившейся практике, вплоть до недавнего времени администрация Белого дома рассматривала Центральную Азию как отдельный регион, связанный с Россией и странами СНГ и включающий в себя пять бывших республик СССР: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Однако в конце 2005 года Соединенные Штаты изменили свои подходы к ЦА как к региону. В новом подходе, лоббируемом Госдепартаментом США и основанном на принци-
пиально иной региональной концепции, данная территория связывается с Южной Азией в рамках единого сверхрегиона, названного нами Большая Южная Азия.
В предлагаемой статье мы анализируем проект «Большая Южная Азия» с точки зрения интересов стран ЦА, исследуем его влияние на четырех других ключевых «игроков» в Центральной Азии, интересы которых будут затронуты в результате реализации этого проекта: Пакистан и Индию, а также Россию и Китай.
Проект «Большая Южная Азия» и цели государств ЦА
Реализация анализируемого проекта несет для республик Центральной Азии как позитивные, так и негативные последствия. К позитивным можно причислить содействие стабилизации обстановки в Афганистане, появление еще одного транспортного и энергетического коридора, а также снижение зависимости стран региона от России и Китая. К негативным следует отнести увеличение потока наркотиков в краткосрочной перспективе, исламскую «радикализацию» государств ЦА под воздействием «культурного» влияния Афганистана и Пакистана и «размывание» концепции Центральной Азии как отдельного единого региона.
Инициируя данный проект, США преследуют свои собственные интересы. Некоторые из них совпадают с национальными целями стран Центральной Азии. Одной из основных задач проекта является содействие стабилизации положения в Афганистане, контролируемом Вашингтоном. И если сам контроль США над Афганистаном вызывает вопросы, то в стабилизации обстановки в этом государстве однозначно заинтересованы все республики ЦА. К тому же три из них — Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — имеют общую границу с Афганистаном. Граница Таджикистана с Афганистаном составляет 1 206 км1, Туркменистана — 7442, Узбекистана — 1373. В связи с этим проблемы Афганистана сказываются и на этих странах, что было особенно заметно во время гражданской войны в этом государстве.
Именно с территории Афганистана в тот период шел в Таджикистан поток оружия и исламских «добровольцев», что внесло значительный вклад в эскалацию этого конфликта. На территории Афганистана находились базы таких радикальных организаций, нацеленных на дестабилизацию обстановки в Центральной Азии, как Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Последующие вторжения боевиков ИДУ в страны Центральной Азии (1999—2000 гг.) продемонстрировали всю опасность соседства с «провальным» государством, ставшим пристанищем экстремистов. Однако военные действия антитеррористической коалиции и ее последующие усилия способствовали разгрому и ослаблению этих формирований, а также тому, что Афганистан стал менее «благоприятной» территорией для размещения подобных организаций. В частности, Исламское движение Узбекистана потеряло одного из своих лидеров — Джуму Наман-гани и было вынуждено перебазироваться из Афганистана в пакистанскую провинцию Южный Вазиристан4.
Другой проблемой для безопасности стран Центральной Азии стал вопрос превращения Афганистана (опять же в период гражданской войны) в ведущего производителя опия-сырца и его производных. Согласно данным ООН, в те годы площади, отведенные в Афганистане для выращивания опиумного мака, неуклонно увеличивались. Так, в 1986 году они составляли около 30 тыс. гектаров, в 1993-м — примерно 60 тыс., в 2000-м —
1 См.: The World Factbook, Tajikistan, U.S. Central Intelligence Agency [https://www.cia.gov/cia/publications/ factbook/geos/ti.html], 5 августа 2006.
2 См.: The World Factbook, Turkmenistan, U.S. Central Intelligence Agency [https://www.cia.gov/cia/ publications/factbook/geos/tx.html], 5 августа 2006.
3 См.: The World Factbook, Uzbekistan, U.S. Central Intelligence Agency [https://www.cia.gov/cia/publications/ factbook/geos/uz.html], 5 августа 2006.
4 Бывшие соратники Тахира Юлдашева рассказывают о том, что такое «Исламское движение Узбекистана» сегодня [http://www.asiaplus.tj/news/1/5187.html], 5 августа 2006.
5 См.: UN Warns of Afghan «Drug State» // BBC, 18 November 2004 [http://news.bbc.co.Uk/2/hi/south_asia/ 4022197.stm#map], 5 августа 2006.
80 тыс.5 В итоге к 2005 году 89% всего опиума, продававшегося на мировом черном рынке, было произведено в Афганистане6.
К тому же, согласно оценкам экспертов, 25—30% афганских наркотиков идет транзитом через страны Центральной Азии7 (при этом часть из них оседает в государствах региона), где в связи с этим увеличивается потребление наркотиков, в настоящее время составляющее показатель, равный 1% от всей численности населения региона8. Это весьма тревожно, особенно на фоне аналогичных индексов по Европе — 0,75% (в Западной Европе — 0,41%) и в Азии — 0,32%9.
При этом транзит наркотиков через ЦА способствует не только увеличению их потребления в регионе, но и повышению уровня коррумпированности властных органов. В бизнес по транзиту и продаже наркотиков зачастую вовлекаются чиновники высшего уровня, представители силовых и правоохранительных структур. Эта проблема особенно актуальна для Таджикистана, но аналогичные тенденции прослеживаются и в других странах региона.
В настоящее время лишь военная и экономическая помощь внешних акторов (США и государств ЕС) стабилизирует Афганистан и удерживает его от возврата к гражданской войне. Одной из целей проекта «Большая Южная Азия» является способствование стабилизации Афганистана экономическими мерами. Очевидно, что данная цель адекватно воспринимается в странах ЦА, заинтересованных в стабильности и развитии своего южного соседа.
Следующий аспект связан с тем, что основой проекта «Большая Южная Азия» является создание транспортных и энергетических коридоров, проходящих через Афганистан. Предполагается, что по этим коридорам государства Центральной Азии смогут экспортировать свои энергоресурсы, сырье и товары в Индию, Пакистан и в другие страны. В связи с этим следует сделать небольшой экскурс в отношении основных аспектов упомянутых «коридоров»: нефте- и газопроводов, линий высоковольтных передач и автодорог.
В настоящее время основными запасами нефти и газа в регионе обладают Казахстан, Туркменистан и Узбекистан (см. табл. 1); следовательно, именно они должны стать ключевыми поставщиками углеводородов в южном направлении.
Таблица 1
Доказанные запасы нефти и газа в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане
Страна Нефть (млрд баррелей)10 11 Газ (трлн куб. м)11 1
Казахстан 9 1,84
Туркменистан 0,55 2
Узбекистан 0,59 1,87
Итого ^ 10,14 1 ,7 5,
6 См.: World Drug Report 2006, United Nations Office on Drugs and Crime. Vol. 1: Analysis. P. 12 [http:// www.unodc.org/pdf/WDR_2006/wdr2006_volume1.pdf], 5 августа 2006.
7 См.: Стратегическая Программа для Центральной Азии на 2004—2007. Региональное представительство ЮНОДК в Центральной Азии [http://www.unodc.org/uzbekistan/en/spf.html], 5 августа 2006.
8 Там же.
9 Там же.
10 Составлено на основе данных World Proved Crude Oil Reserves, 1 January 1980 — 1 January 2006 Estimates, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/ international/iealf/crudeoilreserves.xls], 5 августа 2006.
11 Составлено на основе данных World Crude Oil and Natural Gas Reserves, 1 January 2005, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/international/iea2004/ table81.xls], 5 августа 2006.
Таблица 2
Доказанные запасы нефти и газа в Индии и Пакистане
Страна Нефть (млрд баррелей)12 Газ (трлн куб. м)13 1
Индия 5,8 0,85
Пакистан 0,28 0,76
Итого ^ 6,08 1 ,6 1
Согласно проекту «Большая Южная Азия» основными потребителями энергоресурсов республик ЦА должны стать в Южной Азии Индия и Пакистан. Вопрос о востребованности в этих государствах нефти и газа из стран Центральной Азии мы осветим далее. Однако уже из сравнения таблиц 1 и 2 видно, что доказанные запасы углеводородов в государствах Центральной Азии с населением около 60 млн человек в несколько раз превосходят аналогичные ресурсы Индии и Пакистана с населением 1 261 млн человек14.
В настоящее время наиболее вероятным проектом для экспорта углеводородов из Центральной Азии в Южную является Трансафганский газопровод. Исходя из его технико-экономического обоснования, подготовленного Азиатским банком развития, стоимость трубопровода, рассчитанного на поставки 33 млрд куб. м газа в год, приближается к 3,3 млрд долл. Г азопровод длиной 1 680 км протянется от туркменского газового месторождения «Довлета-бад» до населенного пункта Фазилка на границе Пакистана и Индии15.
Еще в декабре 2002 года премьер-министр Пакистана Зафрулла Хан Джамали, глава Туркменистана Сапармурат Ниязов и президент Афганистана Хамид Карзай подписали соглашение, в котором оговаривались правовые условия для компаний, намеревающихся инвестировать в проект, а также вопросы безопасности и оплаты за транзит16. Однако реализация проекта тормозилась из-за ряда факторов, среди которых основными были нестабильность в Афганистане, ненадежность Туркменистана как потенциального поставщика газа и наличие конкурирующего проекта строительства трубопровода для транспортировки газа из Ирана.
Следует отметить, что на пресс-конференции в Исламабаде (5 апреля 2006 г.) заместитель Госсекретаря Соединенных Штатов по вопросам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер заявил, что США «пытаются поддерживать (насколько они могут)» проект трансафганского газопровода, выразив озабоченность по поводу газопровода из Ирана17.
12 Составлено на основе данных World Proved Crude Oil Reserves, 1 January 1980 — 1 January 2006 Estimates, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/ international/iealf/crudeoilreserves.xls], 5 августа 2006.
13 Составлено на основе данных World Crude Oil and Natural Gas Reserves, 1 January 2005, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/international/iea2004/ table81.xls], 5 августа 2006.
14 Подсчитано на основе данных the CIA World Factbook [https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/ index.html], 5 августа 2006.
15 См.: Завершена разработка ТЭО строительства трансафганского газопровода // Turkmenistan.ru, 17 января 2005 [http://www.turkmenistan.ru/?page_id=3&lang_id=ru&elem_id=5880&type=event&highlight_words= %D0%A2%D0%AD,%D0%A2%D 1 %80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D 1 %84%D0%B3%D0%B0%D0% BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3,%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0% B2%D0%BE%D0%B4&sort=date_desc], 5 августа 2006.
16 См.: Central Asian Leaders Seal Deal on Trans-Afghanistan Pipeline // Radio Free Europe, 27 декабря 2002 [http://www.rferl.org/newsline/2002/12/6-SWA/swa-271202.asp?po=y], 5 августа 2006.
17 См.: Press Conference in Islamabad, Pakistan. Пресс-конференция помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричарда Ваучера в Пакистане [http://www.state.gov/p/sca/rls/rm/2006/ 64319.htm], 5 августа 2006.
В то время как планы по строительству трансафганского газопровода полностью укладываются в рамки проекта «Большая Южная Азия», проект газопровода из Ирана не только составляет ему конкуренцию, но и усиливает позиции Тегерана, регионального соперника Вашингтона.
18 мая 2006 года Кабинет министров Индии принял решение о присоединении Дели к проекту трансафганского газопровода, что стало значительным шагом вперед, так как прежде переговоры по этому проекту проходили в трехстороннем формате — между Афганистаном, Пакистаном и Туркменистаном18. Данное решение правительства Индии имеет большое значение для осуществления всего проекта, ввиду того что внутреннего рынка одного лишь Пакистана недостаточно для реализации всех объемов газа, которые планируется поставлять по трансафганскому газопроводу.
Здесь следует отметить один факт, связанный с предложением, подготовленным Министерством нефти и газа Индии для Кабинета министров в преддверии упомянутого заседания. Как сообщила 11 мая 2006 года влиятельная индийская газета «Индиан экспресс», в письме в Миннефтегаз страны, связанном с этим вопросом, министр иностранных дел Индии заявил, что данный шаг, «имеющий большее значение, чем просто обеспечение энергетических нужд... также согласовывается с новым стратегическим мышлением США относительно [Центрально-Азиатского] региона»19.
Следующим моментом является вопрос экспорта электроэнергии из стран Центральной Азии в южном направлении. Нефтегазовые запасы Туркменистана и Узбекистана могут быть использованы для генерирования электроэнергии. В то же время Кыргызстан и Таджикистан, не обладающие подобными ресурсами, имеют значительный потенциал гидроэнергетики.
Уже сегодня Таджикистан и Туркменистан экспортируют электроэнергию в Афганистан, а Узбекистан начинает строительство линии электропередачи в эту страну (стоимостью около 198 млн долл.)20. Однако экспортные возможности стран ЦА не реализуются в полной мере из-за отсутствия сети энерготранспортных магистралей. Как, в частности, заявил президент Таджикистана Э. Рахмонов, республика уже в настоящее время готова экспортировать 1,5 млрд кВт/ч электроэнергии, однако в связи с отсутствием высоковольтных линий электропередачи не в состоянии реализовать эту возможность21.
С учетом нужд стран региона и Афганистана, а также в полном соответствии с концепцией «Большая Южная Азия» Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан достигли в Исламабаде (10 мая) договоренности о строительстве линии электропередачи, которая пройдет через Джелалабад и Кабул22. Предполагается, что ведущую роль в инвестировании проекта стоимостью 700 млн долл. по строительству линии электропередачи длиной 900 км и мощностью 1 тыс. МВт сыграет Всемирный банк23. Как подчеркивается в сообщении ПРАЙМ-ТАСС, данный проект активно поддерживают США24.
Проект «Большая Южная Азия» предполагает также создание транспортных коридоров через Афганистан, в частности автотрассы Алматы — Карачи. В результате этого,
18 См.: India to Join U.S.-Backed Gas Pipeline Project // The Hindu, 19 мая 2GG6 [http://www.hindu.com/ 2GG6/G5/19/stories/2GG6G519198116GG.htm], 5 августа 2GG6.
19 См.: Iran Pipeline Not Easy, Delhi Turns to Turkmen Gas Fields // The Indian Express, 11 мая 2GG6 [http:// www.indianexpress.com/story/4187.html], 5 августа 2GG6.
2G См.: Кабул купит электроэнергию в Узбекистане // Afghanistan.ru, 9 января 2GG6 [http://www. afghanistan.ru/doc.xhtml?id=4879], 5 августа 2GG6.
21 См.: Таджикистан готов к экспорту электроэнергии в Афганистан // Afghanistan.ru, 16 января 2GG6 [http://www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=4938], 5 августа 2GG6.
22 См.: Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Киргизия договорились о строительстве 900-км линии электропередачи // ПРАЙМ-ТАСС, 1G мая 2GG6 [http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=59G531&ct=news].
23 Там же.
24 Там же.
в дополнение к Северному коридору, проходящему через Россию, и Западному, пролегающему через страны Кавказа, появится новый Южный транспортный коридор через государства Южной Азии.
Республики Центральной Азии являются «запертыми» государствами, не имеющими прямого выхода к Мировому океану. Эта проблема особенно актуальна для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, не имеющих доступа к Каспийскому морю, в результате чего при транспортировке своих экспортных и импортных товаров они зависят от других государств. При этом подобная зависимость является не только экономической проблемой, но и вопросом политическим.
С экономической точки зрения диверсификация транспортных маршрутов позволяет участникам внешнеторговых связей выбирать для себя наиболее целесообразные варианты доставки товаров, а с политической — позволяет снизить зависимость от стран, по которым проходят другие маршруты. Последнее особенно актуально в ситуации, когда ключевые магистрали для транспортировки товаров из республик ЦА проходят через территорию России, претендующей на усиление своего влияния в регионе.
Таким образом, в случае появления нового транспортного коридора, проходящего через страны Южной Азии, конкурентоспособность товаров из республик ЦА повысится за счет снижения транспортных расходов, а сами эти республики станут менее зависимыми от других транзитных стран, включая Россию, то есть можно говорить о том, что создание еще одного транспортного коридора в южном направлении также в интересах государств данного региона.
Геополитическим последствием успешной реализации проекта «Большая Южная Азия» должно стать как укрепление в регионе позиций Вашингтона, так и ослабление позиций Москвы и Пекина. Учитывая амбиции РФ и усиливающейся КНР, с которой три из пяти государств Центральной Азии имеют общие границы, наличие в регионе третьей силы способно оказаться сдерживающим фактором для возможных гегемонистских устремлений упомянутых стран. Другими словами, можно говорить о том, что и данный фактор в интересах государств ЦА.
Создание транспортных коридоров через Афганистан, в том числе автодороги Алматы — Карачи, наряду с нарастанием перевозок легальных грузов неизбежно повлечет за собой в краткосрочной перспективе увеличение потока наркотиков, проходящего транзитом из Центральной Азии в Россию и государства Европы. Мы уже упоминали об угрозах, которые этот транзит несет не только названным странам, но и республикам ЦА, в связи с чем последним и международному сообществу необходимо быть готовыми к тому, чтобы противодействовать этой тенденции.
К тому же следует отметить, что проект «Большая Южная Азия» в случае его успешной реализации, содействуя росту транзита наркотиков в краткосрочной перспективе, может стать в долгосрочной перспективе одним из факторов его снижения. Это объясняется тем, что данный проект ориентирован на экономическое развитие Афганистана, влекущее за собой укрепление государственных институтов и (в силу обоих факторов) снижение производства наркотиков.
Проект США нацелен и на увеличение потоков «людей и идей» внутри Большой Южной Азии. Однако, учитывая уровень сознания и политическую культуру жителей Афганистана и в некоторой степени Пакистана, такой «обмен идей» обернется для стран Центральной Азии ростом исламской радикализации. И республикам ЦА следует быть готовыми к подобному повороту событий.
И, наконец, последнее, но не менее важное — новый проект Вашингтона подразумевает распространение в политических и академических кругах идеи сверхрегиона Большая Южная Азия, следствием чего станет «размывание» концепции Центральной Азии как единого региона.
В связи с вышеизложенным можно говорить, что подобная тенденция способна стать одним из факторов, снижающих интеграционный потенциал Центральной Азии как единого и независимого от внешних акторов региона. В этом смысле данная инициатива Соединенных Штатов действует аналогично проектам ЕврАзЭС и ШОС, лоббируемым Россией и Китаем и также являющимся их попытками «встроить» ЦА в свое экономическое и политическое пространство.
Проект «Большая Южная Азия» в свете задач Пакистана и Индии
Проектом «Большая Южная Азия» республикам ЦА отводится роль не только поставщиков энергоресурсов и сырья для государств Южной Азии и на рынки других стран, но и потребителей товаров из Южной Азии и с других рынков. Предполагается, что не имеющие выхода к Мировому океану республики региона проявят заинтересованность в еще одном транспортном и энергетическом коридоре, который планируется создать в результате реализации этого проекта. По нашему мнению, новый проект «Большая Южная Азия» выгоден (кроме самих США) прежде всего Пакистану и Индии, являющимся ключевыми странами Южной Азии.
В настоящее время Пакистан является импортером нефти: в 2004 году он закупил около 109 млн баррелей из необходимых ему 133 млн25. При этом, по оценке Администрации энергетической информации Департамента энергетики США, доказанные запасы нефти на территории Пакистана составляют 289 млн баррелей26. Таким образом, исходя из этих данных, можно говорить, что без внешних поставок и при нынешнем уровне потребления доказанные запасы нефти в этой стране могут быть исчерпаны за 2,1 года. В отношении газа Пакистан относительно самодостаточен — в 2003 году он производил столько же голубого топлива, сколько потреблял, — 23,8 млн куб. м27. К тому же в стране достаточно велики доказанные запасы природного газа — 759,7 млрд куб. м28, которых при нынешнем уровне потребления хватит примерно на 32 года.
Однако следует учитывать, что экономика Пакистана развивается довольно быстрыми темпами, в 2004 и 2005 годах прирост составил около 7% от ВВП29, что является одной из причин прогнозируемого увеличения потребления нефти и газа30. Исходя из незначительных запасов собственной нефти, Исламабад сделал особый акцент в своей экономике на использование газа, в результате чего в этом государстве в настоящее время за счет газа покрывается 49% необходимости в энергоресурсах31. Кроме того, Пакистан занимает третье место в мире среди стран, использующих газ как топливо для автомобилей,
25 Подсчитано на основе данных the World Factbook, Pakistan, U.S. Central Intelligence Agency [https:// www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/pk.html], 5 августа 2006.
26 См.: World Proved Crude Oil Reserves, 1 January 1980 — 1 January 2006 Estimates, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy http://www.eia.doe.gov/pub/international/iealf/ crudeoilreserves.xls], 5 августа 2006.
27 См.: The World Factbook, Pakistan, U.S. Central Intelligence Agency [https://www.cia.gov/cia/ publications/factbook/geos/pk.html], 5 августа 2006.
28 Ibidem.
29 Ibidem.
30 См.: Country Analysis Briefs, Pakistan, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/Pakistan/Full.html], 5 августа 2006.
31 Ibidem.
и намерен интенсивно использовать природный газ в качестве источника для производства электроэнергии32.
В интервью газете «Файнаншел таймс» (май 2005 г.) Первез Мушарраф заявил, что его страна уже сейчас нуждается в дополнительных энергоресурсах. «У нас наблюдается недостаток энергии. Нам нужен газ немедленно. Страдает наша индустрия, страдают инвестиции в Пакистан, поэтому интересы Пакистана в том, чтобы побыстрее получить доступ к газу»33. Он говорил об этом, комментируя сложившуюся ситуацию с тремя проектами газопроводов — в Пакистан и Индию из Туркменистана, Ирана и Катара, реализация которых в настоящее время находится на рассмотрении заинтересованных сторон. Отсюда становится очевидным, что Исламабад заинтересован в поставках энергоресурсов из государств Центральной Азии.
В итоге можно говорить о том, что благодаря реализации проекта «Большая Южная Азия» Исламабад получит как геоэкономические, так и геополитические выгоды. В первую очередь в случае реализации энергетических проектов он получит доступ к энергоресурсам республик ЦА. Через территорию Пакистана пойдет транзитный поток, и именно его порты будут задействованы для прохождения грузов, которые будут экспортировать из государств Центральной Азии и Афганистана и импортировать в эти страны. Очевидно, что благодаря этому Пакистан не только получит экономические выгоды, но и обеспечит рост своего влияния в республиках ЦА и Афганистане.
В ходе визита президента США Дж. Буша в Пакистан (начало марта 2006 г.) Первез Мушарраф дал понять, что Исламабад намерен поддержать проект Вашингтона «Большая Южная Азия», позиционировал свою страну как союзника США в реализации планов Белого дома по созданию инфраструктуры, коммуникаций и энергетических коридоров, проходящих через территорию Афганистана и связывающих таким образом Южную и Центральную Азию.
На официальном обеде с президентом Соединенных Штатов (4 марта 2006 г.) Первез Мушарраф заявил: «.стратегически расположенный на перекрестке Южной Азии, Центральной Азии и Восточной Азии Пакистан обладает потенциалом стать центром экономической активности и катализатором прогресса своих соседей. Мы намерены исполнить эту предназначенную нам роль и выполнить планы по развитию инфраструктуры, коммуникаций и энергетических коридоров. Стратегическое партнерство, подтвержденное сегодня, способствует нашему успеху в реализации наших общих устремлений к миру и развитию в этом критически важном регионе мира»34.
Как отметил 5 апреля 2006 года на пресс-конференции в Исламабаде заместитель Госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер, Пакистан и США уже обсуждали роль Афганистана как транспортного коридора: «Впервые я услышал об этих идеях, когда президент Мушарраф обсуждал их несколько лет назад с Госсекретарем Пауэллом»35. Отсюда мы можем сделать вывод, что и ранее эти страны проводили переговоры по вопросам, имевшим отношение к нынешнему проекту «Большая Южная Азия».
В силу геополитических и геоэкономических выгод, которые Пакистан может получить в результате осуществления проекта «Большая Южная Азия», он является для США «естественным» союзником в вопросе его реализации. Весьма вероятно, что во многом именно Исламабад лоббировал претворение в жизнь данного проекта, так что его реа-
32 См.: Country Analysis Briefs, Pakistan, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/Pakistan/Full.html], 5 августа 2006.
33 Burnett V. Energy: Three Routes to Meet Rising Demand for Gas // Financial Times, 31 May 2005.
34 См.: Bush, Pakistan’s Musharraf Outline Bright Future for Alliance [http://usinfo.state.gov/sa/Archive/ 2006/Mar/04-804574.html], 5 августа 2006.
35 См.: Press Conference in Islamabad, Pakistan.
лизацию можно назвать в некотором смысле еще и «шагом Вашингтона навстречу Исламабаду».
Что касается Индии, то в 2003 году она израсходовала 846 млн баррелей нефти36, занимая по этому показателю восьмое место в списке стран-потребителей нефти37, в том числе импортировала 762,8 млн баррелей. А доказанные запасы нефти в стране, по оценке Администрации энергетической информации Департамента энергетики США, составляют 5,8 млрд баррелей38. На основе этих данных можно говорить, что без внешних поставок эти объемы могут быть исчерпаны за 6,8 лет. В отношении газа положение складывается лучше. Государство производит столько же газа, сколько потребляет, по данным за 2003 год, — 27,1 млрд куб. м39. При нынешнем уровне потребления доказанных запасов газа (853,5 млрд куб. м) Индии хватит на 31,5 лет40.
Однако ее экономика развивается быстрыми темпами, составляющими ежегодно в среднем 7% процентов от ВВП41. В связи с этим ожидается, что к 2010 году потребление нефти в стране возрастет до 3,1 млн баррелей в день (с 2,5 млн баррелей в день в 2005-м)42. Потребление газа также увеличивается, при этом темпы роста превышают уровень потребления иных видов топлива. Составив в 1995 году лишь 0,63 трлн куб. футов, в 2003-м году потребление газа выросло до 0,96 трлн куб. футов (около 27 млрд куб. м), и ожидается, что к 2010-му оно возрастет до 1,4 трлн, а к 2015-му — до 1,8 трлн. Однако прогнозируется, что производство газа в Индии не будет успевать за ростом потребления, так что она будет вынуждена импортировать голубое топливо43.
Как заявил в интервью «Файнаншел таймс» премьер-министр страны Манмохан Сингх, «энергетическая безопасность имеет критическое значение для Индии. В нашей повестке дня она занимает второе место, сразу же за продовольственной безопас-ностью»44. В своей статье «Энергетическое наступление Индии в Центральной Азии» Стефан Бланк отмечает: «Необходимость Индии обеспечить поставки нефти и газа представляет для нее жизненно важный интерес, что демонстрирует стремление ее энергетических компаний приобрести долю в месторождениях России, Анголы, Судана, Венесуэлы, но более всего — в месторождениях Ирана или в договорах с такими странами, как Иран»45.
Выступая 7 апреля 2006 года перед членами Конфедерации индустрий Индии, помощник Госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер упомянул о возможностях, которые предоставляет проект «Большая Южная Азия», в том числе обеспечение энергетической безопасности Индии. Он, в частности, заявил: «Я вижу значительные возможности для связей, которые могут «доставить» энергию, дороги,
36 Подсчитано на основе данных the World Factbook, India, U.S. Central Intelligence Agency [https:// www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/in.html], 5 августа 2006.
37 См.: Rank Order — Oil Consumption, the World Factbook, U.S. Central Intelligence Agency [https:// www.cia.gov/cia/publications/factbook/rankorder/2174rank.html], 5 августа 2006.
38 См.: World Proved Crude Oil Reserves, 1 January 1980 — 1 January 2006 Estimates, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/international/iealf/ crudeoilreserves.xls], 5 августа 2006.
39 См.: The World Factbook, India, U.S. Central Intelligence Agency [https://www.cia.gov/cia/publications/ factbook/geos/in.html], 5 августа 2006.
40 Ibidem.
41 Ibidem.
42 См.: Country Analysis Briefs, India, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/India/Full.html], 5 августа 2006.
43 Ibidem.
44 Luce E. Head to Head in the Quest for National Energy Security: India’s Overseas Competition with China has an Effect on Diplomacy // Financial Times, 17 November 2004.
45 Blank St. India’s Energy Offensive in Central Asia // Central Asia — Caucasus Analyst, 9 марта 2005 [http://www.cacianalyst.org/view_article.php?articleid=3117&SMSESSION=NO], 5 августа 2006.
коммуникации и торговлю вдоль пути от Казахстана до Пакистана и Индии»46. По его словам, «регион Южной Азии выиграет от позитивного развития стран Центральной Азии. В то время как Центральная Азия развивается, Индия и другие государства получат огромную прибыль в открытии новых рынков и торговых путей в Центральную Азию»47.
При этом и для Индии Баучер использовал образ нового «открытого» Афганистана. «Представьте день, когда любой сможет путешествовать и перевозить грузы, а также осуществлять сервисные услуги, начиная от Индии, через Пакистан и Афганистан в Центральную Азию. Мы будем приветствовать участие Индии в предприятии, которое усилит новый статус Афганистана в качестве коридора, а не барьера, отделяющего Южную Азию от Центральной Азии», — сказал он.
В своей речи он также отметил возможность регионального лидерства Индии и упомянул один момент, который он не затрагивал в Пакистане: вопрос демократизации. «Привнесение вашего опыта в развитие, демократию, образование и другие сферы является другим важным путем для Индии продемонстрировать региональное лидерство к выгоде для всех». Таким образом, становится очевидным, что Вашингтон рассматривает возможность задействования «демократического» потенциала Индии в регионе Большая Южная Азия. Данный шаг представляется логичным с точки зрения политики администрации США в сфере демократизации и долгосрочного успешного опыта Индии на этом направлении.
Как пишет Стефан Бланк, уже в настоящее время Индия «проявляет интерес к участию в газопроводе из Туркменистана через Афганистан»48, а в Казахстане она «официально сделала предложение о незамедлительном участии в месторождениях «Тенгиз» и «Каш-ган», а также в блоках Курмангазы и Дархан. Кроме того, Индия заинтересована в девяти других исследовательских блоках в Каспийском море и вокруг него»49. При этом в середине 2005 года Индия попыталась купить (за 3,6 млрд долл.) канадскую нефтяную компанию «ПетроКазахстан», работающую в РК. Однако в этой сделке интересы Дели столкнулись с устремлениями Пекина, который выиграл «соревнование», предложив за эту фирму 4,2 млрд долл.
В итоге, с геоэкономической точки зрения можно говорить о внимании Индии к поставкам энергоресурсов из республик Центральной Азии, следовательно, о заинтересованности в проекте США «Большая Южная Азия».
Однако с геополитической точки зрения ответ на вопрос по поводу того, насколько реализация данного проекта в интересах Дели, не столь ясен. С одной стороны, участие в проекте позволяет Индии (в сотрудничестве с США) усилить свои позиции в странах ЦА и Афганистане. В то же время это позволяет ослабить влияние в регионе Китая, конкурирующего с Индией. Кроме того, совместная реализация экономических проектов позволит Индии улучшить отношения с Пакистаном, тем самым ослабляя его связи с КНР. С другой стороны, проект «Большая Южная Азия» можно рассматривать как противоречащий интересам России, с которой Индия имеет налаженные отношения. Кроме того, последняя заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с РФ. При этом в Дели рассматривают возможность влияния на республики ЦА совместно с Россией в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в которую Индия в качестве наблюдателя вошла в 2005 году. Но если деятельность Индии в рамках ШОС будет блокироваться Китаем, то она может сделать акцент на проект «Большая Южная Азия».
46 См.: The U.S.-India Friendship: Where We Were and Where We’re Going. Выступление помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричарда Ваучера в Нью-Дели [http:// www.state.gov/p/sca/rls/rm/2006/64230.htm], 5 августа 2006.
47 Ibidem.
48 Blank St. Op. cit.
49 Ibidem.
Проект «Большая Южная Азия» в контексте устремлений России и Китая
Проект можно рассматривать как противостоящий региональным интересам двух ключевых внешних игроков в ЦА — России и Китая, так как он фактически ведет к ослаблению их позиций в регионе. В частности, такой вывод можно сделать на основе сказанного помощником Г оссекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричардом Ваучером на пресс-конференции, состоявшейся в Исламабаде 5 апреля 2006 года: «Они (страны Центральной Азии. — А.Я.) нуждаются в выходах и разных возможностях и не желают быть «зажатыми» между двумя большими державами»50.
Согласно оценкам Администрации энергетической информации Департамента энергетики США, в РФ доказанные запасы нефти ныне составляют 60 млрд баррелей (4,6% мировых)51. В отношении резервов газа Россия занимает еще более сильные позиции. По данным журналов «Oil and Gas Journal» и «World Oil», ее доказанные запасы газа равны соответственно 47,6 и 66,26 трлн куб. м52, то есть 27,8 и 33,7% мировых53.
В 2004 году Россия экспортировала 1,87 млрд баррелей нефти и 157,2 млрд куб. м газа (преимущественно на рынки Европы), а импортировала 27,3 млн баррелей нефти и 12 млрд куб. м газа54. При этом РФ занимает второе место в мире как по добыче нефти, так и по ее экспорту55.
Вместе с тем наблюдается явная заинтересованность российского газового монополиста «Газпром» в закупках газа в государствах Центральной Азии и совместных с ними проектах (особенно с Туркменистаном и Узбекистаном) в регионе. В апреле 2003 года РФ и Туркменистан заключили 25-летнее соглашение, предусматривающее с 2007 года начало закупок Россией от 60 до 70 млрд куб. м газа в год56. В начале 2006 года «Газпром» и Ашхабад договорились о поставках 30 млрд куб. м газа на текущий год и до 50 млрд куб. м в течение последующих трех лет57.
Что касается Ташкента, то «Газпром» и Государственная компания «Узбекнефте-газ» заключили соглашение, предусматривающее закупки узбекского газа до 2012 года, а также договорились об инициировании «Газпромом» ряда проектов на территории Узбекистана на условиях Соглашения о разделе продукции58.
В статье «Нефть и газ дают влияние», опубликованной «Файнаншел таймс», Аркадий Островский отмечает: «Производство «Г азпрома» не растет последние пять лет, а три его крупнейших месторождения, на долю которых приходятся две трети добычи, находятся на
50 См.: Press Conference in Islamabad, Pakistan.
51 Подсчитано на основе данных World Proved Crude Oil Reserves, 1 January 1980 — 1 January 2006 Estimates, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/ international/iealf/crudeoilreserves.xls], 5 августа 2006.
52 Ibidem.
53 Ibidem.
54 См.: The World Factbook, Russia, U.S. Central Intelligence Agency [https://www.cia.gov/cia/publications/ factbook/geos/rs.html], 5 августа 2006.
55 См.: Top World Oil Producers 2004, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/topworldtables1_2.html], 5 августа 2006.
56 См.: Torbakov I. Russian-Turkmen Pacts Mark Strategic Shift for Moscow in Central Asia // Eurasianet,
15 апреля 2003 [http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav041503.shtml], 5 августа 2006.
57 См.: «Газпром» будет закупать у Туркмении до 50 млрд куб. м газа ежегодно // РосБизнесКонсалтинг,
19 апреля 2006 [http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/policy/2006/04/19/19004430_bod.shtml], 5 августа 2006.
58 См.: В 2005 году Россия закупит у Узбекистана 5 млрд куб. м газа // Газэкспорт [http://www. gazexport.ru/default.asp?pkey1=0000200017&id=107718б], 5 августа 2006.
спаде. К тому же «Газпром» отложил планы по освоению гигантских месторождений на Ямале как минимум на 10—12 лет. Он утверждает, что дешевле покупать газ в Центральной Азии, чем разрабатывать собственные месторождения при искусственно заниженных внутренних ценах на газ. Такая тактика, наряду с другими факторами, снимает потенциальную угрозу конкуренции стран Центральной Азии с «Газпромом» на экспортном рынке»59.
Подобные действия «Газпром» мог позволить себе в условиях практически полного контроля над поставками газа из республик ЦА. В связи с тем что транспортировка природного газа иными способами, а не по трубопроводам стоит дорого и требует очень больших инвестиций, страны региона зависят от трубопроводной системы Средняя Азия — Центр, которая досталась «Газпрому» «в наследство» после распада СССР. Туркменистан, Узбекистан и Казахстан вынуждены прокачивать основную часть своего экспортного газа по трубопроводам России.
В этом контексте следует также отметить, что в настоящее время и значительное количество нефти из государств Центральной Азии также идет транзитом через территорию России, в частности по магистрали Каспийского трубопроводного консорциума пропускной способностью 560 тыс. баррелей нефти в день60.
С геополитической точки зрения за счет контроля над транспортными артериями, по которым поставляют нефть и газ из стран ЦА, Россия обладает значительными рычагами влияния на эти страны. Кроме того, за счет этого Москва получает возможность влиять на европейских потребителей энергоресурсов данного региона. Очевидно, что с точки зрения энергетической безопасности Европа заинтересована в снижении своей зависимости от России. В свою очередь, и государства ЦА заинтересованы в снижении своей зависимости от РФ в этом чувствительном для них вопросе.
Это осознавали и осознают как в Европе, так и в США, проявляющих интерес ко всему, что касается мирового рынка энергоресурсов, и имеющих амбиции на глобальную гегемонию. В результате с европейской стороны появился проект ИНОГЕЙТ, нацеленный на содействие в транспортировке нефти из Каспийского региона через страны Кавказа и снижающий при этом зависимость от России как «для себя», так и для государств ЦА и Кавказа. По инициативе США такими разработками стали проекты нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровода Баку — Тбилиси — Эрзерум, являющиеся частью Западного энергетического коридора.
Проект «Большая Южная Азия» нацелен на создание Южного энергетического и транспортного коридора, связывающего ЦА с Южной Азией, в результате чего «запертые» страны Центральной Азии смогут получить еще один выход на мировые рынки. В этом отношении проект «Большая Южная Азия» является аналогом Западного энергетического и транспортного коридора, проходящего через государства Кавказа и связывающего страны ЦА и Кавказа с Турцией и Европой.
Очевидно, что при реализации упомянутых проектов частично переориентируются энергетические и транспортные потоки, а также снизится значение России как транзитного государства. В результате этого сократятся не только доходы РФ от данного транзита, но и ее влияние на страны Центральной Азии. В то же время Москва может потерять свои позиции в газовой сфере Ашхабада и Ташкента, что чревато срывом долгосрочных планов «Газпрома», связанных с ожидаемыми поставками газа из республик ЦА. Таким образом, как с геоэкономической, так и с геополитической точек зрения при успешной реализации проекта «Большая Южная Азия» РФ подвергнется риску снижения доходов и влияния в государствах региона.
59 Ostrovsky A. Oil and Gas Bring Influence // Financial Times, 21 April 2006.
60 См.: Country Analysis Briefs, Caspian Sea, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/Caspian/Full.html], 5 августа 2006.
Если говорить об интересах Пекина, то, по оценке Администрации энергетической информации Департамента энергетики США, запасы нефти Китая составляют 18,2 млрд баррелей61, в 2004 году ее добыча была равна 1,27 млрд баррелей, потребление — 2,29 млрд баррелей62; оставшуюся же разницу (1 млрд баррелей) КНР покрыла за счет импорта. В этом контексте следует отметить, что по объему потребляемой нефти Китай ныне занимает второе место в мире (после США)63 и уже в 2003 году обогнал по этому показателю Японию64. Таким образом, можно предположить, что при сегодняшнем потреблении нефти без внешних поставок Китай исчерпает свои доказанные запасы за 7,9 года.
По данным журналов «Oil and Gas Journal» и «World Oil», доказанные запасы газа КНР составляют 1,5 и 1,45 трлн куб. м соответственно65. В 2003 году Китай добыл 35 млрд куб. м, потребил — 33,44 млрд куб. м (при экспорте 2,79 млрд куб. м)66. Таким образом, при сохранении нынешнего уровня потребления, запасами газа страна обеспечена на 43—45 лет. Однако экономика КНР развивается бурными темпами, в частности, в 2005 году рост ВВП страны составил 9,3%, то есть ожидается повышение потребления энергоресурсов. По прогнозам Администрации энергетической информации США, к 2025 году потребление нефти в Китае возрастет до 5,18 млрд баррелей, а ее импорт — до 3,97 млрд баррелей67. Кроме того, КНР увеличивает использование природного газа; ожидается, что к 2010 году его потребление вырастет в два раза68.
В связи с этим страна ведет активную кампанию по обеспечению своего энергетического будущего. Данный вопрос является ключевым в повестке дня переговоров президента КНР Ху Цзиньтао с руководством разных государств — начиная от России, где Пекин намерен разрабатывать газовые месторождения и откуда он хочет получать газ по двум новым трубопроводам69, и заканчивая Нигерией, с которой он заключил соглашение в формате «инвестиции в обмен на нефтяные концессии», причем китайские инвестиции составят около 4 млрд долл.70
Одна из трех ведущих нефтяных госфирм КНР — Китайская национальная нефтяная компания (КННК) — уже обладает нефтяными концессиями в Азербайджане, Канаде, Венесуэле, Судане, Индонезии, Ираке и Иране71, а также сделала попытку приобрести (за 18,5 млрд долл.) «Юнокал» — одну из ведущих нефтяных компаний США72. И хотя эта попытка не удалась по причине противодействия со стороны американских властных
61 См.: World Proved Crude Oil Reserves, 1 January 1980 — 1 January 2006 Estimates, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/international/iealf/ crudeoilreserves.xls], 5 августа 2006.
62 Подсчитано на основе данных the World Factbook, China, U.S. Central Intelligence Agency [https:// www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/ch.html], 5 августа 2006.
63 См.: Rank Order — Oil Consumption, the World Factbook, U.S. Central Intelligence Agency [https:// www.cia.gov/cia/publications/factbook/rankorder/2174rank.html], 5 августа 2006.
64 См.: Country Analysis Briefs, China, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/china.html], 5 августа 2006.
65 См.: World Crude Oil and Natural Gas Reserves, 1 January 2005, the Energy Information Administration of the U.S. Department of Energy [http://www.eia.doe.gov/pub/international/iea2004/table81.xls], 5 августа 2006.
66 См.: The World Factbook, China, U.S. Central Intelligence Agency [https://www.cia.gov/cia/publications/ factbook/geos/ch.html], 5 августа 2006.
67 См.: Country Analysis Briefs, China.
68 Ibidem.
69 См.: Koliandre A. Russia Keeps China Energy Options Open // BBC, 21 марта 2006 [http://news. bbc.co.uk/2/hi/business/4830768.stm], 5 августа 2006.
70 См.: China’s Hu Urges More Africa Ties // BBC, 27 апреля 2006 [http://news.bbc.co.uk/2Zhi/africa/ 4949688.stm], 5 августа 2006.
71 См.: Country Analysis Briefs, China.
72 См.: Chinese Firm Abandons Unocal Bid // BBC, 2 августа 2005 [http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/ 4738939.stm], 5 августа 2006.
элит, она тем не менее свидетельствует о серьезности намерений Пекина в вопросе обеспечения энергетической безопасности страны.
Аналогичную политику активной экспансии КНР осуществляет и в Центральной Азии. В этом плане наибольшую «энергичность» Китай проявляет в Казахстане, учитывая его близкое соседство, а также наличие в РК, пожалуй, самых больших в регионе запасов нефти. В конце 2005 года КННК приобрела здесь (за 4,2 млрд долл.) компанию «ПетроКа-захстан», зарегистрированную в Канаде, но работающую только в Казахстане и обладающую правом на ряд месторождений в республике. Причем интересы КННК сначала пересеклись с устремлениями индийской государственной «Oil & Natural Gas Corporation»73, а затем с целями российской фирмы «ЛУКойл»74. Кроме того, следует отметить, что КНР обладает в Казахстане 60%-й долей в компании «Актобемунайгаз»75. В декабре 2005 года заработал нефтепровод Казахстан — Китай протяженностью в 1 000 километров76 и стоимостью 700 млн долл.77, предназначенный для поставок в западные провинции КНР около 73 млн баррелей нефти в год78.
Вместе с тем КНР относительно недавно активизировала свою деятельность в Туркменистане и Узбекистане, обладающих значительными запасами углеводородов. Так, в ходе состоявшегося в апреле 2006 года визита президента Туркменистана в Китай стороны подписали соглашение о строительстве газопровода из Туркменистана в КНР79. В соответствии с названным документом предполагается, что с 2009 года Туркменистан будет поставлять в Китай около 30 млрд куб. м газа80. Следует также указать, что Туркменистан предоставил КНР право на разработку газовых месторождений на своей территории. В этой связи вызывает интерес предложение Казахстана о строительстве в Китай газопровода, который сможет послужить и для экспорта туркменского газа81.
В мае 2005 года, в ходе визита в КНР президента Узбекистана, КННК и госкомпания «Узбекнефтегаз» подписали договор о создании совместного предприятия82. При этом Китай согласился инвестировать в эту структуру по разведке и добыче узбекской нефти 600 млн долл.83
Кроме того, КНР увеличивает экспорт своей готовой продукции в страны региона. Таким образом, мы можем сделать вывод, что проект «Большая Южная Азия» затронет интересы Пекина как с геоэкономической, так и с геополитической точек зрения.
3 а к л ю ч е н и е
Реализация проекта «Большая Южная Азия» обусловит ряд позитивных последствий для стран Центральной Азии: их национальным интересам соответствуют содействие стабилизации обстановки в Афганистане, появление еще одного транспортного и энергетического коридора, а также уменьшение зависимости от России и Китая.
73 См.: Bush J. China and India: A Race for Oil // Business Week, 5 сентября 2005.
74 См.: CNPC Secures PetroKazakhstan Bid // BBC, 26 октября 2005 [http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/ 4378298.stm], 5 августа 2006.
75 См.: Country Analysis Briefs, China.
76 См.: MacWilliam I. Kazakh-China Oil Pipeline Opens // BBC, 15 декабря 2005 [http://news.bbc.co.uk/2/ hi/asia-pacific/4530426.stm], 5 августа 2006.
77 См.: Country Analysis Briefs, China.
78 Ibidem.
79 См.: Туркменский газ пойдет на восток // Turkmenistan.ru, 4 апреля 2006 [http://www.turkmenistan.ru/ ?page_id=5&lang_id=ru&elem_id=7965&type=event&sort=date_desc], 5 августа 2006.
80 Там же.
81 См.: Gorst I. Scramble to Grab Central Asia’s Gas // Financial Times, 5 мая 2006.
82 См.: Yeh A. Uzbekistan Signs $600m Oil Deal with China // Financial Times, 26 мая 2005.
83 Ibidem.
Вместе с тем реализация этого проекта может повлечь за собой и ряд негативных последствий. По нашему мнению, в их числе: увеличение в краткосрочной перспективе потока наркотиков, исламская «радикализация» стран Центральной Азии под воздействием «культурного» влияния Афганистана и Пакистана, а также «размывание» концепции Центральной Азии как отдельного региона.
В реализации этого проекта США намерены опереться на Пакистан и Индию, резонно предполагая, что данные страны заинтересованы в экспорте энергоресурсов из государств Центральной Азии, импорте товаров в эти республики, а также в увеличении своего влияния в ЦА. При этом претворение проекта в жизнь способно ослабить в данном регионе влияние России и Китая за счет уменьшения их экономического и политического воздействия на его республики.