Научная статья на тему 'ПРОЕКТ РШБА «ЧИТАЮЩАЯ РОССИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ»:НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЧТЕНИЮ МОЛОДЫХ'

ПРОЕКТ РШБА «ЧИТАЮЩАЯ РОССИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ»:НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЧТЕНИЮ МОЛОДЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / дети / чтение / школьная библиотека / проект / психология / педагогика / информация / мышление / Russia / children / reading / school library / project / psychology / pedagogy / information / thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Т.Д.

Автор статьи, президент Ассоциации школьных библиотек России, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», рассматривает вопросы приобщения детей 2020-х годов к книге и чтению в контексте технологического перекоса, который приводит к «расчеловечиванию» не только отдельных личностей, но и наций; говорит о барьерах, мешающих воссоздать «Россию Читающую», указывает на необходимость государственно-общественного подхода к проблеме, предлагает пути ее решения, в частности, через масштабный проект ассоциации «Читающая Россия: воспитание лидеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSLA PROJECT “READING RUSSIA: DEVELOPING LEADERS”:NEW APPROACHES TO YOUNG PEOPLE’S READING

The author of the article, President of the Russian School Library Association, editor-in-chief of "School Library" and "Chitayka"magazines, examines the issues of introducing children of the 2020s to books and reading in the context of a technological bias that leads to the "dehumanization" of not only individuals, but also nations; talks about barriers preventing the reconstruction of "Reading Russia", points to the need for a state-public approach to the problem, suggests ways to solve it, in particular, through a large-scale project "Reading Russia: Developing Leaders ".

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ РШБА «ЧИТАЮЩАЯ РОССИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ»:НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЧТЕНИЮ МОЛОДЫХ»

ПРОЕКТРШБА «ЧИТАЮЩАЯРОССИЯ: ВОСПИТАНИЕЛИДЕРОВ»:НОВЫЕПОДХОДЫ КЧТЕНИЮМОЛОДЫХ ЖуковаТ.Д. (Москва, РШБА) rusla@rusla.ru

Аннотация.Автор статьи, президент Ассоциации школьных библиотек России, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», рассматривает вопросы приобщения детей 2020-х годов к книге и чтению в контексте технологического перекоса, который приводит к «расчеловечиванию» не только отдельных личностей, но и наций; говорит о барьерах, мешающих воссоздать «Россию Читающую», указывает на необходимость государственно-общественного подхода к проблеме, предлагает пути ее решения, в частности, через масштабный проект ассоциации «Читающая Россия: воспитание лидеров».

Ключевые слова: Россия, дети, чтение, школьная библиотека, проект, психология, педагогика, информация, мышление.

RUSLA PROJECT "READING RUSSIA: DEVELOPING LEADERS" :NEW APPROACHES TO YOUNG PEOPLE'S READING Zhukova T.D. (Moscow, RSLA)

Abstract. The author of the article, President of the Russian School Library Association, editor-in-chief of "School Library" and "Chitayka"magazines, examines the issues of introducing children of the 2020s to books and reading in the context of a technological bias that leads to the "dehumanization" of not only individuals, but also nations; talks about barriers preventing the reconstruction of "Reading Russia", points to the need for a state-public approach to the problem, suggests ways to solve it, in particular, through a large-scale project "Reading Russia: Developing Leaders ".

Keywords: Russia, children, reading, school library, project, psychology, pedagogy, information, thinking.

Сегодня все государственные усилия в России направлены на то, чтобы наша страна перешла на инновационный путь развития в соответствии с теми богатейшими духовными и интеллектуальными ресурсами, которыми мы обладаем. И предметом нашей библиотечной сферы являются три важнейших составляющих, влияющих на эти процессы: это книга, библиотека и чтение. На одной из конференций замечательную фразу сказалВ-ладимир Семеновича Крейденко: «Все мы, собравшиеся здесь, занимаемся важным, если хотите, - планетарным для человечества вопросом - его чтением. И на нашей стороне много великих людей - лидеров мира и России»(Крейденко В.С., 2007, С.20).

Проект «Читающая Россия: воспитание лидеров», поддержанный Агентством стратегических инициатив (АСИ), транслирует идеи, которые продолжают отечественные традиции педагогики и воспитания через творческое чтение. Они были заложены целой плеядой русских деятелей культуры.

В чтении великих образцов литературных произведений они видели могущественное средство, при помощи которого «юношество приобретает связь с родиной и человечеством» и, как говорил Виктор Петрович Острогорский, «забирает с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в годы сурового мужества, добрые стремления, поддерживающие и предохраняющие человека от измельчания и опошления».

И как отмечал Фазиль Искандер в своих литературных заметках: «Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти все, культурный человек, по сравнению с

обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства его хранятся не в "кубышке", а в Банке Мирового Духа» (Искандер Ф.)

Возникает глобальная опасность для человечества и для будущего наших детей -управление мыслями, манипулирование их неокрепшим сознанием.И в этом контексте во всем мире повышается роль школьного библиотекаря как социального библиотерапевта, информационного лидера школы, главного контентщика и коуча. И, как центральный мозг школы, библиотеки во многих уголках мира становятся дружественными мозгу ребёнка и когнитивным ресурсом инновационных процессов.

Правильно говорят, что технологии должны создаваться под смыслы. Поэтому очень важно в этом контексте, что библиотека становится для ребенка пространством для входа в новые Смыслы, территорией социальной и информационной безопасности, где учат работать с информацией, развивая внутренний фильтр, что гораздо важнее технологических фильтров, настоящей аптекой для души, как называют библиотеку с древности.

Ещё Сократ говорил, что главное в обучении и воспитании - взращивание души человека. А наш известный психолог Владимир Петрович Зинченко отмечал: «... Воспитание души - вечная проблема. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. И то, что человечество все ещё существует, - лучшее свидетельство тому, что такие пути в конце концов отыскиваются...»

Замечательно, что одним из стратегических векторов развития российской школы стало направление воспитания духовно-нравственной личности школьника.

Юрий Михайлович Лотман отмечал: «Есть два главных условия развития образованного и порядочного человека: это иметь возможность разговаривать с умным человеком и читать умные книги». Всего два рецепта! И нам профессионально даны эти рецепты. В дореволюционных школах, которые имели великолепное качество образования, было стыдно учиться только по учебникам, много читали, и для этого были великолепные фонды, великолепная среда развития и для учащихся, и для учителей! А в наших библиотеках давно реализуется педагогика сотрудничества.И библиотекари всегда были представителями российской интеллигенции, и, что очень важно, они своим примером взращивали новые поколения интеллигентов. Давайте возрождать традиции нашей отечественной школы, главная из которых: «Сперва любить, потом учить».

Всех сегодня умиляет, что наши дети хорошо уже с двух лет справляются с современными гаджетами. И мало кто задумывается, что они просто быстрее нас нажимают на кнопки. А как они понимают информацию без серьёзных навыков чтения? Родители рады, что они научили ребенка рано читать, тогда как он только научился складывать буквы. А главное - как они расшифровывают смыслы и мысли, стоящие за буквами.

Сегодня идёт достройка современного человека: искусственный интеллект, дополненная реальность, сложный мир, но сегодня существует технологический перекос и опасность расчеловечивания. Следует развивать не только искусственный интеллект, робототехнику: необходимо формировать у наших детей личностные компетенции, эмоциональный интеллект, способность жить в быстро меняющемся цифровом мире и при этом сохранять человечность.

Весной 2020 года во время пандемии 1,5 миллиарда учащихся в 188 странах в течение шести недель были вынуждены перейти в режим удаленного обучения. И это показало нам, что мы находимся в сложной, достаточно непредсказуемой зоне турбулентности, к которой мы и наши дети теперь должны привыкать. «Роботы нас обогнали только по скоростям, а вот инсайт, воображение, интуиция - это священный дар, данный человеку, и именно это надо развивать сегодня у наших детей». (Т.В. Черниговская). И через чтение мы можем дать ребенку золотой ключик творчества.

Сегодня существует противоречие между низким качеством образования (функциональной неграмотностью школьников) и запросом государства в области образования: это воспитание гармоничной духовно-нравственной личности и вхождение России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования, а это, прежде всего, высокая читательская грамотность. Проект РШБА «Читающая Россия: воспитание лидеров» решает эти задачи.

Проект разработан на основе лучшего российского опыта и успешного опыта зарубежных стран-лидеров чтения. Кризис детского чтения наблюдался в России еще 100 лет назад. В.П. Острогорский стал автором идеи практик семейного чтения.

Побывав в разных странах на образовательных стажировках, в частности, в странах Юго-Востока, где образовательный вектор направлен на развитие креативного мышления школьников, я, в поисках интересного опыта выхода из кризиса детского чтения, в одной из школ Шанхая познакомилась с великолепным опытом, который мы назвалиШанхай-ским секретом.

Успешный опыт зарубежных стран - лидеров чтения - подтверждает их эффективность и демонстрирует, что решением данной проблемы является установление многостороннего партнерства между школой, семьей, профессиональными педагогическими и библиотечными сообществами, социально ответственным бизнесом и обществом в целом. Мы предлагаем создание трех читательских дискуссионных клубов в каждой школе: это детский и подростковый, семейный и профессиональный клубы для педагогов. Сегодня общемировой тренд - это развитие читательских клубов как клубов мышления. Особенно это развито в Великобритании, где это направление патронируют представители королевской семьи и при поддержке Национального фонда грамотности открываются клубы лидеров чтения.

В Сингапуре успешно реализуется инициированный библиотечным советом нацпроект детских книжных клубов, а «шанхайский секрет» лидирующих в рейтинге PISA китайских школьников заключается в открытии комнат читающих мам в школах региона.

Мы предлагаем широкое внедрение симбиоза эффективной современной зарубежной системы стран-лидеров по уровню грамотности чтения и собранных ассоциацией методик отечественных специалистов, направленных на повышение уровня функциональной грамотности в повседневную среду российских школьников.

В 2020-2021 году в тяжелый период пандемии мы с партнерами провели резонансную акцию «Обнимем ребёнка с книгой». Более 1000 работ поддержали нас в борьбе с одиночеством ради укрепления психического здоровья. Также мы провели онлайн-конкурс «Читающая школа - читающая мама - читающая страна». И снова потрясающая активность, более 1000 работ из 62 регионов России. Конкурс, направленный на популяризацию семейного чтения, стал возможен благодаря активной поддержке АСИ.

Примечательно, что нами создана и действует декларация Всероссийского движения «Читающие мамы», где мамы призывают всех к семейному чтению, говоря, что ни компьютер, ни гаджет не обнимет ребенка так, как мы можем обнять ребенка с книгой. Опорой нашего проекта стала созданная Ириной Ивановной Тихомировой книга «Добру откроем сердце. Школа развивающего чтения для мам». В этой книге в треугольнике автор, произведение, читатель опора сделана на читателя, и вопросы - это методические подсказки современным мамам: как вести разговор с ребенком после прочтения книги. Для книги был выбран жанр содержательного короткого рассказа, который содержит глубокие смыслы. Нашим мамам мы говорим и о важности интонации: это ответ на вопрос «как читать». А на вопрос «что читать» в России всегда отвечали: то, что утешает и возвышает.

Проект приобретает особую важность в период пандемии COVID-19 в связи с биб-лиотерапевтическим эффектом чтения. Книги укрепляют психическое здоровье, борются с одиночеством и депрессией, часто встречающимися в результате мер профилактического

дистанцирования и самоизоляции граждан, что подтвердили опросы Агентства по чтению Великобритании. Там сегодня созданы удивительные книжные клубы для подростков, которые находятся в депрессии. Библиотерапевтический вектор в работе педагогов-библиотекарей, заложенный нашим Николаем Александровичем Рубакиным, и сегодня очень актуален.

В рамках проекта «Читающая Россия: воспитание лидеров»: сейчас разрабатывается проект «Книжный клуб для подростков - Аптека для души».

В 2015 году самое влиятельное международное исследование качества школьного образования ПИЗА добавило в число проверяемых компетентностей «глобальную компетентность», которая подразумевает наличие у человека знаний и навыков, позволяющих прилагать усилия для обеспечения коллективного благополучия и устойчивого развития на планете, видеть и понимать картину мира, уважать точку зрения других людей. Примечателен в этом контексте созданный сегодня при ООН книжный клуб.

В контексте войн и конфликтов, происходящих на планете, актуальнамысль Юрия Михайловича Лотмана: «Мы живём потому, что разные. Общество человеческое держится на различии между людьми, на том, что никто сам по себе не составляет даже части истины, а все мы вместе составляем путь к ней. Если бы мы были выполнены по самым лучшим рецептам, мы бы давно вымерли. Надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему право - быть другим... У нас нет культуры ценить другого человека... Мы воспитаны на нетерпении к другому человеку, мы хотим только, чтобы нам было просто с ним общаться... Надо уважать своеобразие, не пресекать его, начиная со школы. Ведь уже в школе люди уравниваются».

Мы успешно реализуем пилотные мероприятия в рамках проекта. На Камчатке, в Нижнем Новгороде, Курске, Екатеринбурге, в Калининграде и других регионах мы получили поддержку в школах, где проводили родительские собрания по чтению, педсоветы по чтению, посвящение первоклашек в «Читайки». Там открываются комнаты читающих мам, а региональные СМИ транслируют идеи проекта на широкую аудиторию общества.

Литература

1. Жукова Т.Д. Когнитивная миссия современной школьной библиотеки:Форумы школьных библиотекарей Российской Федерации 2007-2013 гг.: ст. и докл. М.: РШБА, 2013. 32 с.

2. Жукова Т.Д. Как создать читающую нацию // Школьная библиотека. 2021. №9. С.21-31.

3. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия /под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. М.: РШБА, 2013. 432 с.

4. Крейденко В.С. Теория и технология чтения в преподавании библиотечных дисциплин // Чтение в системе социокультурного развития личности. М.: РШБА, 2007. С.12-28.

5. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб.: Искусство, 2005. 624 с.

6. Сайкс Дж. А. Школьные библиотеки, дружественные мозгу / науч. ред. В. В. Звере-вич;пер. В. В. Зверевич, Т. О. Зверевич. Вып.7. М.: РШБА, 2014. 152 с.

7. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения: (читаем, размышляем, выражаем в слове) // И.И.Тихомирова. Методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками. В помощь педагогу-библиотекарю.Вып. 1-2. М.: РШБА, 2014. 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.