УДК 37
Кашкаров Андрей Петрович
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, [email protected], Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ И... СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Kashkarov Andrei Petrovich
Russian State Pedagogical University of name of A. I. Herzen, [email protected], St.-Petersburg
TO A QUESTION ON EFFICIENCY OF THE PROGRAMS OF PROGRESS OF READING AND... MODERN LIBRARY
Изучение формальных закономерностей предполагает изучение закономерностей исторических
Владимир Пропп, лингвист (1928) «Морфология волшебной сказки»
Вопрос, поставленный самой реальностью современной жизни в России в 11-м году XXI века, волнует многих... Речь пойдет о настоящем и будущем библиотек. Один предполагаемый вариант - без книг и чтения как универсальный информационный центр на примере библиотеки им. Б. Ельцина в Санкт-Петербурге. Другой вариант - гуманистический центр на базе библиотеки с целью и задачей поддержки читающего человека в информационно насыщенном обществе с развитой коммуникацией. Поговорим не о чтении как таковом, а о воспитании чтением. Относительно руководителей или активных специалистов программ по продвижению чтения - наша цель особенная - эффективное воспитание человека, помощь в его становлении гармоничной личностью, а лишь средство - чтение. Не секрет, что ничтожно мало количество - только 5-10% - доброкачественной литературы (от общего числа распространяемой в магазинах и в глобальной сети Интернет), а остальное «имитация», то есть те произведения, что хоть и попадают в общую канву художественной или познавательной литературы, но, по сути, в полной мере таковыми не являются. Очевидно, что чтение само по себе -еще не показатель развития личности.
На тему продвижения чтения в последние годы написаны много статей уважаемых авторов. действительно уважаемых, поскольку некоторые из них являются моими учителями и сегодня. Но у меня другой путь: мне не интересно констатировать факты (о «нечтении» в России и понижении интереса к библиотекам вообще), писать беззубое, комплиментарное сочине-
ние. Я не хотел бы, чтобы уважаемый читатель еще раз прочувствовал свою ущербность в части малой возможности влияния на ситуацию, активности в чтении, считал себя виноватым, винил собственных детей в безынициативности и лени или клял собственное невезение от того, что родился в этой стране... Как показывает многовековая практика на всех континентах - козла отпущения найти не сложно. Но ни наша жизнь, ни активность читателей в лучшую сторону не изменится; а для того, чтобы что-то изменить в настоящих реалиях, сделать эффективными новые жизненные стратегии нужен коренной пересмотр взглядов, инициативные люди новой формации и. поддержка государства. Пока этого не будет, мы, специалисты по детскому чтению в России напоминаем горе-врачевателей, которые лечат флюс, нежно поглаживая щеку и приговаривая: «икотка, икотка, ступай до Федот-ки», что, с позволения сказать, на мой взгляд, непрофессионально и даже вредно. Нужно учиться добиваться устранения проблем (а для этого устранить их причины), и только в крайних случаях принимать как должное - их последствия, если «болезнь нечтения» в масштабах страны действительно неизлечима.
Ведь если какая-то тема, или вопрос вызывают у вас сильные чувства (гнев, раздражение, негодование) - значит, вольно или невольно автор зацепил проблемную зону, которую - для улучшения - полезно проработать.
Гармония и самоорганизация - для ребенка
Чтобы учиться и расти как личность, вы должны свободно устанавливать связь с тем, чем хотите, и отказываться от всего, чего не хотите.
Стив Павлина
Главное, что требуется сделать для воспитательных целей гармоничной личности - сформировать у ребенка потребности и способности самоорганизации, большой частью которого сегодня является умение работать (анализировать) с информацией и коммуникативные навыки общения. Что касаемо глобальной сети - Интернета, виртуальные коммуникативные навыки вытесняют натуральные (на которые времени остается все меньше); информативность глобальной сети бесконечно огромна, но без анализа, умения мыслить, имея за плечами стержень моральных принципов и установок, отделить «зерна от плевел» сможет далеко не каждый. В этой части хорошую книгу, которая прививает ребенку именно способность думать, сопереживать, анализировать - пока не заменит никто и ничто. Энергия и сила активных читателей множится в десятки и сотни раз на энергию и силы автора, и их соединенным силам будут не страшны никакие трудности обучения и воспитания первых. В этом смысле глобальная сеть хороша тем, что позволяет очень оперативно (при надобности) связаться с самим автором, обсудить, предложить, критиковать. Форумы читателей в рунете, измеряемые тысячами, где единомышленники и оппоненты делятся впечатлениями,
тоже способствуют интересу к чтению, продвижения культуры. Поэтому в Сети имеется перспективный сегмент и для детей (тем более, что они и без этих слов активные пользователи, что бы мы тут не говорили), нужно только уметь правильно использовать их личностный интерес.
«Без интереса никакого созидания не бывает», - сказала Ирина Ивановна Тихомирова, ведущий специалист по детскому чтению в России (доцент ГУКИ, Санкт-Петербург). И я с ней полностью согласен.
В. А. Сухомлинский говорил: «Воспитание, побуждающее к самоорганизации, - это и есть... воспитание».
Очевидно, что любое воздействие родителя, педагога, наставника только тогда эффективно, когда оно созвучно внутренним потребностям ребенка, когда оно вызывает их собственную активную деятельность, направленную на осуществление поставленных задач, то есть - дополнительно к мотивировке интереса - еще и на самоорганизацию. И здесь родитель маленького читателя может сделать намного больше - этой проблемой давно растревожены библиотекари и педагоги.
Президент России говорит о высокой значимости русского языка и повышении грамотности, а в комплексе документов новых стандартов (ФГОС для основной школы) и нового закона об образовании, нет ни одного слова, касающегося школьной библиотеки, будто ее вообще не существует на свете.
Идеи и методы
Чтобы расти, нужно постоянно отвечать на новые вызовы и обдумывать новые идеи. Если же вы просто пережевываете одни и те же впечатления, то впадаете в застой, а ваши умственные способности атрофируются.
Стив Павлина
Как правило, именно простые решения - в соответствии с реальной ситуацией - становятся наиболее эффективными.
К примеру, ресурс популярного сайта «Дневник. ру» (www. dnevnik.ru) можно успешно использовать как мотивационный в части чтения - школьного и внеклассного.
Исходя из постулата «Читают взрослые - читают и дети, а не наоборот», который подтверждается исследованиями не только отечественных ученых (Беленькая, 2005; Тихомирова 2003, 2009 и др.), но и нашими зарубежными коллегами (Дж. Трилиз, 1996 и др.), приобщение к чтению родителей школьников является действенным способом опосредованного приобщения к чтению самих ребят. Основанием для такой гипотезы является фактор подверженности детей семейному влиянию и хорошей восприимчивости к влиянию со стороны - в возрасте 2-12 лет. Очевидно, в качестве инновации полезна разработка программ, направленных на повышение мотивации детского чтения в семье. Казалось бы, в чем здесь проблема, ибо нужно только мотивировать или приучить взрослых читателей к книге, и навыки чтения, личностный интерес будет привит их детям почти «автоматически»?
Проблема в том, что родительская индифферентность к чтению вообще и к проблемам детского чтения - в частности, стала знаковой преградой реформы образования.
Осуществляется издание методических рекомендаций для родителей; программа предотвращения «Летнего спада чтения», программа «Общие начинания», представляющая собой систему мер социально-педагогического сопровождения родителей в процессе развития культуры чтения ребенка. Одним из важных составляющих приобщения к чтению также является роль педагога начальной школы.
В качестве реального приобщения к чтению родителей младших школьников разумно предложить работу педагога детского чтения в формате интерактивного «Читательского дневника для родителей». С 1. 01. 2011 сеть «Дневник. ру» заработал на новом уровне: теперь отметки учащимся выставляются в интерактивном режиме, видны всем родителям, есть возможность общения с преподавателем в режиме вопросов и комментариев.
Введение в данный формат еще и «Читательского дневника» предполагает расширение функциональности первого с пользой в приобщении к чтению - как родителей, так и их детей. В марте-апреле 2011 года на базе Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий (РЦОКО и ИТ, Санкт-Петербург) сделана реальная попытка создания сети «Читательского дневника» с соответствующими методическими рекомендациями. Системная организация в пределах федерального и регионального компонента наглядно представлена на рис. 1.
Распределенная организационно-технологическая схема реализации проекта __________«Читательский дневник»_______________
Федеральный уровень
Региональный уровень: Комитет по образованию, РЦОКОиИТ, АППО____________________________________
~ —I
18 районов , (районные координаторы проекта)
700 ОУ ] (школьные координаторы проекта (и педагоги по чтению)
Рис. 1. Организация сетевого дневника читателя в электронном виде
Специально организуется общение с особой целью - приобщения к чтению. Ведет проект педагог детского чтения (учитель начальных классов, школьный библиотекарь, педагог-психолог дополнительного образования -по специализации детского чтения).
Как это происходит в реалии?
1. В читательском дневнике родители описывают впечатления по прочитанным книгам; так достигается рефлексия родителей на прочитанное.
2. Впечатления родителей-читателей в интерактивном режиме доступны для других родителей; так возникает рефлексия других родителей (рефлексия родителей на информацию других родителей).
3. В этом же формате рефлексируют на прочитанную книгу дети.
4. Рефлексия детей (школьников) на информацию по теме одноклассников (рефлексия детей на информацию детей).
В процессе рефлексии, анализа на прочитанное и понимания своих интересов, ребенок осознает («пропускает») саму ситуацию через себя. Рефлексия проходит в групповой и индивидуальной формах - с записью в соответствующем поле интерактивной программы.
Организация данного процесса предполагает нестандартный форум общения, с непременной отличительной чертой и одновременно кажущейся «сложностью» в том, что подобные сообщества являются самоорганизующимися; поэтому ими относительно сложно управлять; нужен модератор с четкой постановкой правил и направленностью обсуждения в «Читательском дневнике». Функции модератора возложены на педагога чтения, который является главным организатором процесса.
Задачи и особенности «Читательского дневника»:
1. Повышение эффективности и результативности в приобщении к чтению родителей
2. Организация существующих Интернет-проектов на примере «Дневник. ру» (и аналогичных) с добавлением специально организованных форумов «Читательский дневник родителя»
3. Ограничение доступа: локальными группами допускаются только родители учеников одного класса (параллельного школьного потока).
В результате рефлексивного общения происходит формирование «библиотеки класса», обмен ссылками, обсуждение новинок литературы, обмен книгами. После подведения промежуточных (скользящих) итогов педагог-ведущий читательского дневника обеспечивает электронную рассылку (месячная периодичность) с рекомендациями о новинках литературы. Здоровая конкуренция предполагает соревновательный процесс - «кто больше прочитал» за определенный (рекомендуется месячный - с подведение скользящих итогов) период времени; этот процесс заставляет родительское сообщество самоорганизоваться с вполне очевидной мотивацией к чтению, нацеленной на конкретный результат - «быть не хуже других».
Итак, родители на страницах «Читательского дневника родителя» записывают свои мнения о прочитанной книге в трех форматах:
1. О том, что прочитали сами в порядке личной инициативы
2. О том, что прочитано вместе с детьми
3. О том, что прочитано в рамках внеклассного чтения: что надо было прочитать ребенку по школьной программе.
Во время рефлексии родителям помогают опросы:
«Что вы хотели получить в процессе чтения конкретной книги?»
«Что получили на самом деле?»
«В чем совпадения и несовпадения планов, ожиданий и реальных результатов?»
«В чем причины несоответствий?».
Важно, чтобы результаты рефлексии стали основанием для планирования родителем и педагогом последующей деятельности по обучению ребенка.
Рефлексивная деятельность взрослого профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. В данном случае основная стратегия состоит в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь; ведь рефлексия - не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления.
Читательские дневники в «бумажном» оформлении (особенно в начальной школе) и списки летнего (внеклассного) чтения активно практикуются в ряде школ. Но эта практика на сегодняшний будничный учебный день весьма разрознена, не систематизирована, и, как следствие - не обязательна к применению педагогами. В качестве новации предлагается системный подход - и это главное отличие (кроме электронной сетевой оболочки программы и формата записей, рефлексии на прочитанное) от уже существующих проектов.
Альтернативным путем заинтересования детей в части чтения станет и создание отдельного сайта по той же методике. Причем заинтересованные педагоги, библиотекари, родители не лишены возможности сделать подобный проект в любом регионе. Нужно обязательно выделить для данного ресурса отдельного администратора (группу для смены), наделив их всеми полномочиями виртуального общения с детьми.
По заказу одного из издательств методисты РЦОКО и ИТ написали информационный ресурс, где дети от старшего детсадовского возраста до выпускников школы могут отвечать на вопросы викторины по книгам, которые они прочитали, и получать за это призовые очки. В свою очередь призовые очки с положительной стороны стимулируют соревнование. Неправильные ответы приводят к потере очков.
Это разделение сделано намеренно - чтобы те, кто не прочел книгу, не могли угадывать или повторять правильные ответы. Регистрация на сайте производится учителем в индивидуальном или групповом порядке.
Дополнительным стимулом является то, что активные читатели, набрав определенной количество призовых баллов, получают в конце полугодового периода работы реально осязаемые призы - книги, сувениры, программы для развития (не компьютерные игры) - по собственному выбору. Очевидно, что у лучших читателей вполне закономерно будет высокая оценка по предмету, ведь учитель контролирует («мониторит») успехи своим подопечных.
Тем не менее, участие в данном проекте должно стать абсолютно добровольным; это главный принцип современного обучения.
О библиотеке замолвите слово
Как сказал Апостол Павел, «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто».
К Римлянам 14:14
Библиотека от общества не оторвана. Какие читатели (в частности дети) есть в обществе сегодня - с теми и надо работать, иначе все уйдет в слова и изоляцию и без того мало популярную среди основной массы людей библиотеку.
К примеру, мздоимец работает в полиции, и при этом не перестает быть сыном своего отечества (хоть его и ругают направо и налево). Возьмем любую сферу - от медицины до юриспруденции - все то же самое. Значит, изолироваться библиотеке от общества, ориентированного на удовольствия, нельзя (мотивация: «образование + удовольствие», и использовать ли это удовольствие как поощрительную конфету для того, чтобы мотивировать образование?). Но потакать тоже нельзя.
Одна знакомая мама уже достигла в своем частном опыте поразительных «вершин» педагогического искусства в части чтения: 12-летний сын читает 18 книг, она за это покупает ему новый «мобильник». Такова мораль общества потребления, гедонистического общества, ориентированного на удовольствия, на удовлетворения собственных потребностей. Принцип «ты мне я тебе» давным-давно (к сожалению) работает в связке родитель-ребенок. К слову, взросление моей 14-летней дочери тоже не проходит без изменений, наверное, также и потому, что она не «на Луне» живет. Так и с библиотеками в настоящее время: обособленно от веяний общества остаться нельзя (Интернет технологии надо принимать), полностью поддержать ориентацию на запад или заигрывание с детьми (поощрения за каждую прочитанную книгу) тоже нельзя, да и ресурсов маловато (и душа протестует), викторины, которыми безмерно увлекаются питерские (да и не только) библиотекари весьма напоминает репетицию ЕГЭ. Вижу один выход: учиться и ждать. Впитывать знания, новации, думать, анализировать. Придет время: не исключая Интернет-технологий (без прогресса никуда) вернуть читателя к душевному
общению с книгой. Воспитывать его на примере вдумчивого чтения, а не простого (бездумного) получения информации, что практикуется сегодня.
«В наше время потребительство до такой степени завоевало все пространство вокруг нас, что найти круг общения, например, для разговоров о том же Чехове становится все сложнее и сложнее. Запретить детям ничего нельзя, как и любому человеку, а способов получения информации сегодня так много! Но это время такое, что уж тут поделаешь. При этом невозможно человеку сразу дать читать Кафку или смотреть Сокурова, если перед этим он не прочитал Маршака или не посмотрел Рязанова. Тут в крайности переходить никак нельзя.
Все происходящее вокруг ребенка - это ежедневный образовательный процесс, он должен быть вдумчивым и обстоятельным, торопиться в изучении любого предмета не надо - будь то кинематографический или литературный язык. Но сегодня все происходит в беготне и в спешке. Да и учиться никто не хочет. А телевидение делает все, что возможно, чтобы внушить нам: мы не хотим работать, не хотим учиться и постигать вершины, человек видит и верит в то, что можно ткнуть пальцем в правильный ответ и получить за это миллион просто по воле случая. Народ сидит перед ящиком и думает, что он все знает и обучается. Наше будущее поколение - заложники того, что им предлагают школа и улица. И все наши с женой попытки пресечь поглощение безумного контента из телевидения и Интернета не очень успешны пока.
В интервью Метро TV Guide 31. 03. 2011 (с. 8) актер Алексей Серебряков
Если бы меня спросили - что нужно делать сегодня, чтобы приобщить ребят к чтению, я сказал бы: забудьте о библиотеке! Переучить библиотекарей труднее, чем новых читателей научить читать. Как выход - ориентированный на подростков книжный рынок и Интернет... Для этого нужно иметь открытую культуру, волевое решение демократической власти и команду специалистов-профессионалов, способных разработать, запустить и в перспективе поддерживать программы продвижения чтения. Без этих предпосылок тезис о духовно-нравственном воспитании в гедонистическом обществе будет лишь красивой сказкой.
Современные библиотечные проблемы - что делать?
Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов.
А. Г. Рубинштейн
Интересно, что те из директоров библиотек, кто каким-то образом захотел (успел) в 90-е годы XX века вписаться в коммерциализацию, и сумел сделать это, тот «живет». Сегодня для этого существует масса препятствий законодательного плана. Государство не заботится, по большому счету, о библиотеках, но и практически ничего не дает делать. А законы «нулевых» ставит массу палок в колеса практически по любому поводу.
К примеру, если мы хотим за это получить какие-то денежки, то нужна лицензия на оказание телематических услуг. В современной библиотеке (за редчайшим исключением библиотек федерального уровня) элементарно нет кадров (экономистов, юристов, бухгалтеров), чтобы всем этим заниматься. На практике иногда фирмы проводят свои семинары (банальная аренда), но всегда нужно договор составить так, чтобы это не показывать, в противном случае пожалуйте в Госимущество и отдайте все заработанные за аренду зала деньги им. Да, библиотека остается сегодня привлекательной (при всех многих составляющих и если заработан авторитет) местом, где услуги бесплатны. Правда это иногда вредит (там, где бесплатно - плохо, не придут товарищи, которым надо тряхнуть мошной, да они и так не ходят).
Сегодня главенствующая проблема, которую все же можно решить, не прибегая к радикальным шагам, что называется - «на лицо»: все государственные, федеральные, муниципальные, школьные библиотеки озабочены оказанием государственных услуг в электронной форме (электронные каталоги и оцифровка документов). Это требуют «сверху», это востребовано «снизу». Но. не продумано, ресурсов, по большому счету, нет, но результат - «вынь да полож».
В большинстве библиотек по стране нет главного - это не прихоть, а жизненная необходимость - электронного каталога и доступа к нему из глобальной сети (что уже давно практикуется в библиотеках многих и действительно развитых зарубежных стран)
Сегодня в отечественной библиотеке нет харизматических личностей, не лоббируются наши библиотечные интересы на уровне власти (даже муниципальной) и почти нет библиотечных традиций. Вот где работы - «поле непахано».
Интересно: сегодняшний финский опыт
Местные библиотеки в финском городе Иматра (неделеко от границы с Санкт-Петербургом) имеют каждая - свое название: «Коскен кирьясто», «Патсаан кирьясто» и «Вуоксеннискан кирьясто», но по способу организации работы мало чем отличаются друг от друга; зато сильно - от соседней России. Этот опыт может быть интересен отечественным библиотекарям.
«Читателей городской библиотеки, число которых постоянно растет, ждут новые знания и впечатления. В фондах библиотек имеются газеты, журналы, книги, учебные пособия, аудиозаписи, DVD, CD-диски и другие самые свежие материалы. Информацию о фондах библиотеки можно найти в Интернете по адресу http://priima. іта^а. /г. Библиотечный каталог системы «Ргііта» объединен с каталогами местных библиотек муниципалитетов Йоутсено, Пуумала и Руоколахти.
Благодаря комплексному обслуживанию, предлагаемому библиотекой, читатели могут получить исчерпывающую информацию об официальных учреждениях и немедленно связаться с ними. В пунктах комплексного обслуживания, в частности, можно взять буклеты и бланки органов городской администрации, «KELA», магистрата, полицейского управления, местной
общины и бюро по трудоустройству, заполнить и отдать бланки, здесь помогут навести любые справки и найти нужные адреса.
В пункте комплексного обслуживания главной городской библиотеки работает также государственная касса по продаже билетов на культмассовые мероприятия».
Перевод А. П. Кашкарова с сайта http://imatra. fi
Библиографический список
1. Грудзинская, Е. Ю. Активные методы обучения в высшей школе. Учебнометодические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» [Текст] / Е. Ю. Грудзинская, В. В. Марико. - Нижний Новгород, 2007. - 182 с.
2. Бородина, В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективы [Текст] / В. А. Бородина // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сб. науч.-практ. работ. - М.: МЦБС, 2007. -С. 19-30.
3. Ивашина, М. В. Роман с библиотекой. Параллели и парадоксы. [Текст] / М. В. Ивашина // Библиотечное дело. - 2010. - №23. - С. 15.
4. Кашкаров, А. П. Личностный интерес ребенка. [Текст] / А. П. Кашкаров // Вестник детской литературы. - Выпуск 2. - СПб., 2011. - С. 126-130.
5. Кашкаров. А. П. Чтение подростка. Пособие для отцов [Текст] / А. П. Кашкаров,
З. Н. Овсянкина. - М.: Либерея-Бибинформ. - 2011. - 256 с. - Вып. 129 (серия: «Библиотекарь и время. XXI век).
6. Полякова Т. И. Роль школьной библиотеки в развитии интереса к чтению [Текст] / Т. И. Полякова // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. межд. науч. -практ. семинара. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - С 220-231.
7. Путь к книге: методическое пособие для проведения библиотечно-библиографических занятий и внеклассных мероприятий по пропаганде чтения / авт. -сост. Т. И. Полякова. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 80 с.
8. Тихомирова И. И. Детское чтение: тенденции и приоритеты [Текст]/ И. И. Тихомирова // Журнал международного института чтения им. А. А. Леонтьева. Секция «Психология и педагогика чтения» Рос. психолог, общества. -М., 2005. - № 4. - С. 26-28.
8. Чтение с листа, с экрана и на слух: опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения [Текст] / сост.: Е. Ю. Гениева. Ю. П. Мелентьева. - М.: РШБА , 2009. - 256 с. // Трилиз Джон. Новое руководство по чтению вслух. // с. 96-137.
9. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. -СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
Интернет-источники:
1. Бородина, В. А. Пространство чтения: термин и проблемы; дела и результаты [Эл. Ресурс] // Интернет-конференция «Библиотека для молодого поколения в начале XXI века: новые вызовы и новые возможности» - Екатеринбург: СОБДЮ, 2009. - 23 с. Режим доступа http//www. uraledu.ru
2. Программа «Общие начинания» (Shared Beginnings) http://www.
sharedbeginnings.org.uk