Научная статья на тему 'Проект по минимизации потерь продукции хозяйств населения'

Проект по минимизации потерь продукции хозяйств населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
безналичная предоплата / бескомиссионная работа / веб-платформа / доставка продукции / карта-навигатор / мессенджер платформы / оптимальный маршрут / отзыв / пилотный проект / система рейтинга / non-cash prepayment / commission-free work / web platform / product delivery / map navigator / platform messenger / optimal route / pilot project / rating system / review

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиев Рустам Равилович, Аренс Хайнц Диетмар

Введение. Неразвитость инфраструктуры сбыта продукции некоммерческих хозяйств населения способствует потере до 5 % всего продовольствия. Проблемы сбыта продукции хозяйств населения не способствуют увеличению ими объемов производства. В условиях нехватки в стране собственного производства продовольствия и действия беспрецедентных экономических санкций западных стран вопросы налаживания сбыта излишков продукции некоммерческих хозяйств населения становятся всё более актуальными. Материалы и методы. Исследование проведено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Проект разработан расчетно-конструктивным методом. Результаты. Для минимизации потерь продукции хозяйств населения предлагается создание «цифрового рынка» (интернет-ярмарки) с помощью веб-платформы. Это даст возможность в любое время виртуально аккумулировать покупки и продажи продукции хозяйств населения с доставкой или самовывозом. Также появляются у хозяйств населения стимулы увеличить объемы производства и сбыта продукции. На платформе должна быть возможность сортировки по географическому признаку (расстоянию), по виду продукции, по производителю и по заказчику. Она должна обеспечить безопасность сделки, навигацию по маршруту доставки, ранжирование продавцов и покупателей по отзывам. Обсуждение. Польза разрабатываемого проекта для общества была бы очень велика, если бы проект нашел достаточное признание. Идею стоит попробовать реализовать, даже если вначале успех будет ограниченным, т. к. признание может возрасти со временем. Конечно, новая система не предназначена для замены старой, тем не менее, она может стать ценным дополнением к удовлетворению желаний и возможностей некоторых групп производителей и потребителей. Заключение. До сих пор исследования таких ниш рынка не проводились и в последующем, до запуска стартапа, необходим более подробный анализ рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project to Minimize Loss of Production of Household Farms

Introduction. The underdevelopment of the infrastructure for marketing the products of non-profit households contributes to the loss of up to 5 % of all food. The problems of marketing the products of households do not facilitate an increase in their production volumes. Given the lack of domestic food production in the country and the unprecedented economic sanctions of Western countries, the issues of marketing the surplus production of non-profit households are becoming increasingly relevant. Materials and Methods. The study was conducted on the basis of data of the Territorial Authority of the Federal State Statistics Service for the Republic of Bashkortostan and the Office of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography for the Republic of Bashkortostan. The project was developed by the calculation-constructive method. Results. To minimize the loss of products of households, it is proposed to create a «digital market» (Internet fair) using a web platform. This will make it possible at any time to virtually accumulate purchases and sales of household products with delivery or pickup. There are also incentives for households to increase the volume of production and marketing of products. The platform should be able to sort by geographic location (distance), by type of product, by manufacturer and by customer. It should ensure the security of the transaction, navigation along the delivery route, ranking sellers and buyers according to reviews. Discussion. The benefits of the project being developed for society would be very great if the project found sufficient recognition. The idea is worth trying to implement, even if at first success will be limited, because. recognition may increase over time. Of course, the new system is not intended to replace the old one, but it can nevertheless be a valuable addition to the desires and capabilities of some producer and consumer groups. Conclusion. Until now, studies of such market niches have not been carried out and in the future, before launching a startup, a more detailed market analysis is needed.

Текст научной работы на тему «Проект по минимизации потерь продукции хозяйств населения»

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 338.439.65

Б01: 10.24412/2227-9407-2022-4-103-113

Проект по минимизации потерь продукции хозяйств населения

Рустам Равилович Галиев1^, Хайнц Диетмар Аренс2

1 Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия, grr79@mail.ruм, https://orcid.org/0000-0003-2815-6480

2 Университет Галле-Виттенберг, Германия, h.d.ahrens@gmx.de, https://orcid.org/0000-0001-9798-6205

Аннотация

Введение. Неразвитость инфраструктуры сбыта продукции некоммерческих хозяйств населения способствует потере до 5 % всего продовольствия. Проблемы сбыта продукции хозяйств населения не способствуют увеличению ими объемов производства. В условиях нехватки в стране собственного производства продовольствия и действия беспрецедентных экономических санкций западных стран вопросы налаживания сбыта излишков продукции некоммерческих хозяйств населения становятся всё более актуальными.

Материалы и методы. Исследование проведено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Проект разработан расчетно-конструктивным методом.

Результаты. Для минимизации потерь продукции хозяйств населения предлагается создание «цифрового рынка» (интернет-ярмарки) с помощью веб-платформы. Это даст возможность в любое время виртуально аккумулировать покупки и продажи продукции хозяйств населения с доставкой или самовывозом. Также появляются у хозяйств населения стимулы увеличить объемы производства и сбыта продукции. На платформе должна быть возможность сортировки по географическому признаку (расстоянию), по виду продукции, по производителю и по заказчику. Она должна обеспечить безопасность сделки, навигацию по маршруту доставки, ранжирование продавцов и покупателей по отзывам.

Обсуждение. Польза разрабатываемого проекта для общества была бы очень велика, если бы проект нашел достаточное признание. Идею стоит попробовать реализовать, даже если вначале успех будет ограниченным, т. к. признание может возрасти со временем. Конечно, новая система не предназначена для замены старой, тем не менее, она может стать ценным дополнением к удовлетворению желаний и возможностей некоторых групп производителей и потребителей.

Заключение. До сих пор исследования таких ниш рынка не проводились и в последующем, до запуска старта-па, необходим более подробный анализ рынка.

Ключевые слова: безналичная предоплата, бескомиссионная работа, веб-платформа, доставка продукции, карта-навигатор, мессенджер платформы, оптимальный маршрут, отзыв, пилотный проект, система рейтинга

Для цитирования: Галиев Р. Р., Аренс Х. Д. Проект по минимизации потерь продукции хозяйств населения // Вестник НГИЭИ. 2022. № 4 (131). С. 103-113. БОТ: 10.24412/2227-9407-2022-4-103-113

© Галиев Р. Р., Аренс X. Д., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш Project to Minimize Loss of Production of Household Farms

Rustam R. Galiev1B, Hainz D. Ahrens2

1 Bashkir State Agrarian University, Ufa, Russia, grr79@mail.ruM, https://orcid.org/0000-0003-2815-6480

2 University of Halle-Wittenberg, Germany, h.d.ahrens@gmx.de, https://orcid.org/0000-0001-9798-6205

Abstract

Introduction. The underdevelopment of the infrastructure for marketing the products of non-profit households contributes to the loss of up to 5 % of all food. The problems of marketing the products of households do not facilitate an increase in their production volumes. Given the lack of domestic food production in the country and the unprecedented economic sanctions of Western countries, the issues of marketing the surplus production of non-profit households are becoming increasingly relevant.

Materials and Methods. The study was conducted on the basis of data of the Territorial Authority of the Federal State Statistics Service for the Republic of Bashkortostan and the Office of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography for the Republic of Bashkortostan. The project was developed by the calculation-constructive method.

Results. To minimize the loss of products of households, it is proposed to create a «digital market» (Internet fair) using a web platform. This will make it possible at any time to virtually accumulate purchases and sales of household products with delivery or pickup. There are also incentives for households to increase the volume of production and marketing of products. The platform should be able to sort by geographic location (distance), by type of product, by manufacturer and by customer. It should ensure the security of the transaction, navigation along the delivery route, ranking sellers and buyers according to reviews.

Discussion. The benefits of the project being developed for society would be very great if the project found sufficient recognition. The idea is worth trying to implement, even if at first success will be limited, because. recognition may increase over time. Of course, the new system is not intended to replace the old one, but it can nevertheless be a valuable addition to the desires and capabilities of some producer and consumer groups.

Conclusion. Until now, studies of such market niches have not been carried out and in the future, before launching a startup, a more detailed market analysis is needed.

Keywords: non-cash prepayment, commission-free work, web platform, product delivery, map navigator, platform messenger, optimal route, pilot project, rating system, review

For citation: Galiev R. R., Ahrens H. D. Project to Minimize Loss of Production of Household Farms // Bulletin NGIEI. 2022. № 4 (131). P. 103-113. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2022-4-103-113

Введение

Чуть меньше половины сельскохозяйственной продукции по-прежнему производится в стране хозяйствами населения. Продажа излишков продукции некоммерческих хозяйств населения осуществляется периодически как соседям, знакомым, так и оптовым заготовителям, перекупщикам, на городских рынках, сельскохозяйственных ярмарках. Она является определенным подспорьем для семейного бюджета. Однако самостоятельная продажа излишков продукции на городских рынках и сельскохозяйственных ярмарках вызывает определенные затруднения.

Во-первых, там нет камер хранения, холодильного оборудования, а аренда торговой площади

на городских рынках платная. На сельскохозяйственных ярмарках отсутствуют даже минимально необходимые условия, хоть и торговая площадь предоставляется бесплатно.

Во-вторых, нет гарантии продажи всего привезенного объема. В таких условиях приходится скоропортящуюся продукцию продавать по заниженным ценам в розницу или отдавать оптовым заготовителям или перекупщикам по ещё более низким ценам. Иначе если в течение дня всё не продать, то остатки придётся увезти обратно и решать вопрос хранения до следующего торгового дня.

В экосистеме Россельхозбанка более года уже функционирует электронная сельскохозяйственная ярмарка «Свое.Родное». К сожалению, она также не

экономика и управление народным хозяйством]

решает проблемы сбыта и потерь продукции некоммерческих хозяйств населения. На электронной платформе размещать предложения о продаже продукции могут только лица, зарегистрированные в налоговом органе в качестве предпринимателя. Как известно, личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности.

Неразвитость инфраструктуры сбыта продукции некоммерческих хозяйств населения способствует потере до 5 % всего продовольствия (в пересчете на производимую продукцию хозяйств населения -до 12 %, на потребляемые сельскохозяйственные продукты городским населением - до 8 %).

Перечисленные проблемы сбыта продукции хозяйств населения не способствуют увеличению ими объемов производства. Следовательно, в условиях нехватки в стране собственного производства продовольствия и действия беспрецедентных экономических санкций западных стран вопросы налаживания сбыта излишков продукции некоммерческих хозяйств населения становятся всё более актуальными.

Материалы и методы

Исследование проведено расчетно-конструктивным методом по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Проект разработан расчетно-конструктивным методом.

Результаты

В Республике Башкортостан выделяются две категории производителей сельскохозяйственной продукции - коммерческие и некоммерческие лица. К коммерческим относятся сельскохозяйственные предприятия и фермеры. Сбыт их продукции осуществляется с минимальными потерями, централизованно в перерабатывающие предприятия пищевой промышленности. Далее переработанная продукция реализуется населению через логистическую сеть продовольственных магазинов. Сельскохозяйственные предприятия и фермеры в совокупности производят 57 % продукции (табл. 1).

Таблица 1. Структура производителей сельскохозяйственной продукции Республики Башкортостан (2020 г.)

Table 1. Structure of agricultural producers in the Republic of Bashkortostan (2020)

Производитель / Manufacturer

Млн руб. / Million rub. Доля, % / Share, %

Сельскохозяйственные предприятия / Agricultural enterprises Крестьянские (фермерские) хозяйства / Peasant (farming) households

Хозяйства населения / Households of the population Всего / Total

Источник: составлено авторами на основании данных

81 718,6

27 724

82 362,8 191 805,4

43

14 43 100

Остальную часть (43 %) сельскохозяйственной продукции республики производят некоммерческие лица. Некоммерческие хозяйства населения отчасти решают проблему обеспечения продуктами питания отдельных малообеспеченных слоёв населения (пенсионеры, многодетные, инвалиды, безработные, подростки, студенты и т. п.). Государство допускает существование некоммерческих хозяйств

населения, не требует от них государственной регистрации и уплаты налогов, как у производителей недостающей в стране сельскохозяйственной продукции.

Структура производимой хозяйствами населения сельскохозяйственной продукции приводится в таблице 2.

Таблица 2. Структура производства хозяйств населения Республики Башкортостан (2020 г.)

Table 2. The structure of production of households of the population of the Republic of Bashkortostan (2020)

Вид продукции / Product type

Млн руб. / Million rub.

Доля, % / Share, %

Продукция животноводства / Livestock products Продукция растениеводства / Crop production Всего / Total

Источник: составлено авторами по данным

55 851,8 26 511 82 362,8

68 32 100

!economics and national economy management

Как видно из таблицы 2, хозяйства населения специализируются на производстве продукции животноводства и только 1/3 их производства приходится на продукцию растениеводства.

Вклад хозяйств населения в объемы производства отдельной сельскохозяйственной продукции республики наглядно виден на рисунке 1.

молоко / milk овощи / vegetables

Рис. 1. Доля хозяйств населения в объемах производства продукции Республики Башкортостан Fig. 1. The share of households in the volume of production of the Republic of Bashkortostan

Источник: составлено авторами на основании данных

1, 2

Выделяют шесть (6) основных категорий некоммерческих хозяйств населения - это владельцы участков: 1) садовых некоммерческих товариществ; 2) дачных некоммерческих товариществ; 3) личных подсобных хозяйств; 4) для коллективного и инди-

видуального животноводства; 5) для индивидуального жилищного строительства; 6) служебных наделов. Структура их по численности и по используемым площадям приводится в таблице 3.

Таблица 3. Структура хозяйств населения по численности и по используемым площадям Республики Башкортостан (2020 г.)

Table 3. Structure of households by number and area used in the Republic of Bashkortostan (2020)

Количество / Площадь угодий

Quantity / Land area

Владельцы участков / Plot owners тыс. ед. / тыс. га / thousand ha

thousand units % %

Личных подсобных хозяйств / Personal subsidiary plots 616,0 42 145,3 56

Садовых некоммерческих товариществ / Garden non-profit partnerships 507,7 35 32 12

Индивидуального жилищного строительства / Individual housing construction 259 18 26,2 10

Дачных некоммерческих товариществ / Dacha non-profit partnerships 43,4 3 6,7 3

Коллективного и индивидуального животноводства /

Collective and individual animal husbandry 14,7 1 32 12

Служебных наделов / Service allotments 10,5 1 16,5 6

Всего / Total 1 451,3 100 258,7 100

Источник: составлено авторами на основании данных

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖЖХЖ

Как видно из таблицы 3, по численности и по используемым площадям в структуре хозяйств населения наибольший удельный вес занимают владельцы личных подсобных хозяйств, садово-огороднических некоммерческих товариществ, для индивидуального жилищного строительства.

Для минимизации потерь продукции таких хозяйств населения предлагается создание «цифрового рынка» (интернет-ярмарки) с помощью веб-платформы. Это даст возможность в любое время виртуально аккумулировать покупки и продажи продукции хозяйств населения с доставкой или самовывозом. Также появляются стимулы у хозяйств населения увеличивать объемы производства и сбыта продукции [1; 2].

Виртуальный рынок будет иметь следующие характеристики [3; 4]:

- продавцы: хозяйства населения. У них вызывает определенные неудобства то, что городские сельскохозяйственные ярмарки проводятся только в официально объявленные дни и только в указанных местах;

- покупатели: граждане и организации, совершающие покупки агропродуктов у хозяйств населения. У них появляется возможность совершать покупки натуральных местных продуктов с доставкой или самовывозом без посредников [5].

Веб-платформа должна выглядеть как интегрированный с электронной картой систематизированный каталог, где размещаются объявления с предложениями и спросом продукции некоммерческих хозяйств населения. В объявлениях указываются объем, цена, срок и адрес доставки или самовывоза. Адреса автоматически отображаются в интегрированной с сайтом Яндекс.Карты [6; 7; 8]. На платформе должна быть возможность сортировки по географическому признаку (расстоянию), по виду продукции, по производителю и по заказчику. Она должна обеспечить безопасность сделки, навигацию по маршруту доставки, ранжирования продавцов и покупателей по отзывам [9; 10].

Разрабатываемая веб-платформа будет способна выполнять функции [11; 12; 13]:

1) онлайн-витрины с объемом предложения и спроса, радиусом и временным промежутком доставки или самовывоза;

2) оптимизатора маршрута и карты навигатора в процессе доставки или самовывоза продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) расчета с продавцом, за минусом комиссии владельца платформы;

4) мессенджера для связи между контрагентами и решения споров;

5) книги отзывов и предложений, а также сервиса ранжирования продавцов и покупателей по рейтингу.

Продавцы и покупатели на онлайн-витрине размещают предлагаемые или запрашиваемые товары, указывают объем, адрес и ориентировочное время доставки или самовывоза. Адреса клиентов при оформлении предложения или заказа автоматически перенесутся в интегрированную с платформой электронную карту. Последняя построит оптимальный маршрут доставки или самовывоза и выполнит функции навигатора [14; 15; 16].

В качестве источника финансирования разработки запрашивается грант конкурса «УМНИК» в размере 500 тыс. руб. на 2 года. Конкурсная программа направлена на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей.

Поэтапный план и стоимость разработки веб-платформы приводится в таблице 4.

В рамках реализации юридического плана предстоит поэтапно проделать следующее:

1) регистрация общества с ограниченной ответственностью;

2) выбор кода по ОКВЭД: 63.11.9 Деятельность по предоставлению услуг по размещению информации прочая;

3) постановка на учет в налоговой службе. Подходящая система налогообложения - общая (аутсорсинг).

Закон об основах госрегулирования торговой деятельности предусматривает разработку и утверждение органом местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов. Конституционный суд РФ указал4, что на разносную торговлю эти схемы не распространяются. И органы местного самоуправления не вправе запрещать ее на территории своих муниципальных образований. Суть такой торговли состоит в продаже товаров непосредственно по месту нахождения (пребывания) покупателей без использования торговых объектов как стационарных, так и нестационарных. Таким образом, разносная торговля в местах, не включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, не запрещена. Следовательно, компания, продавая продукцию по месту нахождения покупателя, закон об основах госрегулирования торговой деятельности не нарушает.

!economics and national economy management

Таблица 4. Диаграмма Ганта Table 4. Gantt Chart

Стоимость, т. р. / Cost, thousand rubles 2022 2023

№ I II III IV I II III IV

Этап тестирования гипотез /Hypothesis testing stage 200

1

2

3

4

5

б

7

8

9

Проведение проблемного интервьюирования / Conducting problem interviews

Формулирование функционала программного кода / Formulating the functionality of the program code Разработка экспериментального образца / Development of an experimental sample Полевое исследование экспериментального образца / Field study of an experimental sample Доработка экспериментального образца / Refinement of the experimental sample

Этап разработки и внедрения / Stage of development and implementation Разработка прототипа веб-платформы / Web platform prototype development Полевое исследование прототипа веб-платформы / Field study of a web platform prototype Модификация и доработка прототипа / Modification and refinement of the prototype Разработка окончательного варианта веб-платформы / Development of the final version of the web platform

10 Нагрузочные тестирования веб-платформы / Load testing of the web platform

11 Внедрение на рынок и продвижение веб-платформы / Market introduction and promotion of the web platform

ИТОГО/TOTAL

25

25

50

50

50

300

50

50

50

50

50

50

500

Источник: составлено авторами субъективным методом, основанном на суждениях и личном опыте

На разрабатываемой веб-платформе размер комиссии планируется 5 % от сделки, начиная со второго месяца после регистрации. Для роста бизнеса рассматривается также возможность привлечения гранта по программе СТАРТ. Программа «Старт» (далее - Программа) направлена на создание новых и поддержку существующих малых инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития и стремящихся разработать и освоить производство новой продукции, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих значительный потенциал коммерциализации. Программа реализуется в 2 этапа: 1-й этап Программы (Конкурс «Старт-1»); 2-й этап Программы (Конкурс «Старт-2»).

В ходе реализации 1-го этапа Программы (конкурс Старт-1) проводятся прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, которые позволят проверить реализуемость заложенных в НИОКР научно-технических подходов и решений для снятия научно-технических рисков реализации проекта в целом, а также позволят оценить возможность создания на последующих стадиях реализации проекта продукта, востребованного на рынке. Результаты НИОКР в течение 1-го этапа выполнения Программы должны создавать предпосылки для привлечения инвестора для софинанси-рования проекта со 2-го этапа Программы.

Основные параметры предоставляемой поддержки по конкурсу «Старт-1»: размер гранта - до 3 млн рублей5, а «Старт-2» - размер гранта - до

экономика и управление народным хозяйством]

7 млн рублей6. В рамках дальнейшего развития проекта малого инновационного предприятия успешно завершившие Программу (конкурсы «Старт-1» и/или «Старт-2») могут подать конкурсную заявку на получение финансового обеспечения расходов, связанных с коммерциализацией созданной продукции (за

исключением расходов на выполнение НИОКР) в рамках программы «Бизнес-Старт». Основные параметры предоставляемой поддержки по конкурсу «Бизнес-Старт»: размер гранта - до 10 млн рублей7.

В таблице 5 производится расчет целевого сегмента рынка пилотного региона.

Таблица 5. Размер целевого сегмента рынка Республики Башкортостан Table 5. Size of the target market segment of the Republic of Bashkortostan

Доли по категориям / Shares by category

Всего / Total

Население, млн чел. / Population, million people в т. ч. городское, % / including urban, % сельское, % / rural, %

Валовая продукция с.-х., млрд р. / Gross agricultural output, billion rubles в т. ч. предприятия и фермеры, % / including enterprises and farmers, % хозяйства населения, % / households, % Целевой сегмент, % / Target segment, %

в т. ч. населения, тыс. чел. / including population, thousand people с.-х. продукции, млрд р. / agricultural products, billion rubles Источник: составлено авторами на основании данных ,

4 62 38 192 57 43

5 200

10

Из таблицы 5 видно, что на сельскохозяйственные рынки и ярмарки, как излишек продукции хозяйств населения, может поступать ежегодно до 10 млрд руб. сельскохозяйственной продукции республики.

Потенциальный и реально достижимый объем рынка определен в трех вариантах: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный сценарии (таблица 6).

Таблица 6. Потенциальный и реально достижимый объем рынка по сценариям, млрд руб. Table 6. Potential and actually achievable market size by scenarios, billion rubles

Сценарии / Scenarios

Показатель / Indicator пессимистичный / реалистичный / оптимистичный /

pessimistic realistic optimistic

Потенциальный объем рынка / Potential Available Market Общий объем целевого рынка / Total Addressable Market Доступный объем обслуживаемого рынка / Serviceable Available Market Достижимый объем обслуживаемого рынка / Serviceable Obtainable Market Источник: составлено авторами субъективным методом, основанном на суждениях и личном опыте

8

3

1

0,5

10

5

2

1

16

Обсуждение

Идея возникла у руководителя студенческой команды (автора) в ходе интенсивов «Архипелаг 2121» Университета НТИ 20.35 и <^аГирНоше» Университета Иннополис. Для реализации проекта требуется совершить два «шага»:

1) разработка веб-платформы, отображающей спрос и предложение продукции хозяйств населения;

2) создание и управление стартапом, который обеспечивает функционирование этой платформы.

Проектная студенческая команда участвует с данной идеей в конкурсе УМНИК (участник молодежного научно-инновационного конкурса) -единственная в стране массовая программа выявления и поддержки молодых ученых, стремящихся к самореализации через инновационную деятельность.

Владельцем стартапа будет студенческая команда. Схема управления и функциональные роли участников проекта представлены на рисунке 2.

8

4

2

!economics and national economy management

Руководитель проекта / Project Manager

Команда разработчиков / H Команда внедренцев / Development Team ^Ж Команда внедренцев

Бэкенд, фронтенд / Backend, frontend

Дизайнер / Designer

Тестировщик / Tester

Экономист, бухгалтер / Economist accountant

Юрист / Lawyer

Маркетолог / Marketer

Рис. 2. Схема управления проектом Fig. 2. Project management scheme Источник: составлено авторами субъективным методом, основанном на суждениях и личном опыте

Стартап является у них предметом практико-ориентированного проектного обучения. Основная задача стартапа - реализовать новую идею и опробовать ее конкурентоспособность. Известно, что 19 из 20-ти стартапов терпят неудачу. Если даже только один из многих преуспеет, то эта идея приносит обществу существенный прогресс. Польза разрабатываемого проекта для общества была бы очень велика, если бы проект нашел достаточное признание. Идею стоит попробовать реализовать, даже если вначале успех будет ограниченным, т. к. признание может возрасти со временем. Конечно, новая система не предназначена для замены старой, тем не менее, она может стать ценным дополнением к удовлетворению желаний и возможностей некоторых групп производителей и потребителей.

Заключение До сих пор исследования таких ниш рынка не проводились и в последующем, до запуска стартапа, необходим более подробный анализ рынка. В ходе этого анализа необходимо выяснить, какие факторы

могут ограничить желание производителей участвовать на электронной ярмарке? Есть ли какие-то аспекты вопроса психологии или какой-либо социопсихологии?

Существует теория множественного использования времени [17]. На ярмарке люди могут одновременно совершать сделки, разговаривать с друзьями, хвастаться новым платьем, наслаждаться солнцем и т. п. [18; 19; 20] Это особенно актуально в обществе, где времени на коммуникации становится всё меньше. По этой причине следует также уяснить, какие факторы могут ограничить желание потребителей участвовать на онлайн-ярмарке? Преследует ли совершение покупки на сельскохозяйственной ярмарке только цель запастись едой? Играют ли какую-нибудь роль человеческие и эмоциональные факторы, такие как личные контакты, встречи с другими людьми, традиции, свежий воздух и солнце, впечатления от события? Однако это уже предмет другого исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания:

1 Сельское хозяйство Республики Башкортостан: статистический сборник. Уфа : Башкортостанстат, 2021. 176 с.

2 Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения Республики Башкортостан: статистический сборник. Уфа : Башкортостанстат, 2021. 64 с.

3 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2020 году. Уфа : Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, 2021. 230 с.

4 Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71767116 (дата обращения 21 марта 2022 г.).

ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖЖХЖ

5 Срок выполнения НИОКР составляет 12 месяцев (в 2 этапа) с даты заключения договора гранта; участники - физические лица или юридические лица.

6 Срок выполнения НИОКР составляет 12 месяцев (в 2 этапа) с даты заключения договора гранта; внебюджетное софинансирование: не менее 50 % суммы гранта; участники - юридические лица.

7 Срок коммерциализация результатов НИОКР составляет 12 месяцев (в 2 этапа) с даты заключения договора гранта; внебюджетное софинансирование: не менее 50 % суммы гранта; участники - юридические лица, завершившие любой этап программы «Старт».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Безрученко В. А. Маркетплейс как ответ на изменения потребительских предпочтений // Директор по маркетингу и сбыту. 2020. № 7. С. 43-49.

2. ДмитриеваМ. А. Онлайн-маркетплейс: потенциальные возможности и угрозы // Интернет-маркетинг. 2018. № 4. С. 250-254.

3. Маркетплейсы: как купить фермерскую продукцию, не вставая с дивана // Рынок мяса и мясных продуктов. 2021. № 8. С. 33.

4. Лазарева Т. С., Лямина И. М. Обзор онлайн-рынка фермерских продуктов // Итоги и перспективы развития агропромышленного комплекса. с. Соленое Займище : ГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук», 2020. С. 591-593.

5. Котляров И. Д. Сельский маркетинг: нетрадиционные модели сбыта продуктов питания // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2012. № 6. С. 484-491.

6. Кочитов М. Е. Использование интерактивных карт с помощью сервиса Яндекс.Карты на javascript // Постулат. 2019. № 1-1 (39). С. 19.

7. Кочитов М. Е. Использование картографичного сервиса Яндекс.Карты для нанесения на карту торговых точек и других географических объектов // Постулат. 2020. № 1 (51). С. 24

8. Пилипенко С. А. Алгоритм построения маршрутов в электронных картах на примере сервиса Яндекс.Карты // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. 2017. № 1 (9). С. 149-151.

9. Сидоров И. А. Разработка мультиплатформенных приложений с помощью веб-технологий // Международный журнал информационных технологий и энергоэффективности. 2019. Т. 4. № 4 (14). С. 3-14.

10. Лодягина А. А., Культин Н. Б. Исследование моделей коммерциализации программного продукта // Информатика и кибернетика (ComCon-2015). С-Пб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. С. 375-378.

11. Куликова О. М., Суворова С. Д. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 6 (48). С. 50-55.

12. Табышова А. К. Маркетплейс (онлайн-платформа электронной коммерции) как эффективная бизнес-модель торговли в условиях пандемии // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2020. № 5. С. 113-117.

13. Тарасов А. М. Электронный банкинг и проблемы его безопасности // Вестник Академии права и управления. 2011. № 23. С. 41-52.

14. Иванов А. С., Кублин И. М. Повышение качества реализации товаров через интернет-торговлю // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. Курск : Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 112-116.

15. Колесов В. А. Концепция системы безопасных сделок с применением технологии блокчейн для краудсорсинговой платформы «mephorce» // Молодежный научный вестник. 2018. № 6 (31). С. 78-83.

16. Караваева Е. Д. Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 4. С. 587-598.

17. Linder S. B. The harried leisure class. New York: Columbia University Press 1970. 182 p.

18. Galiev R. R. Viability of Farm Households in Russia: Theoretical Approaches and Practical Conclusions // Studies on Russian Economic Development. 2019. V. 30. № 3. P. 279-290. DOI: 10.1134/S1075700719030043

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш

19. Galiev R. R., Ahrens H. D. Part-Time Farmers in Russia: Phenomenon and Social Functions Based on the Example of the Republic of Bashkortostan // Studies on Russian Economic Development. 2018. V. 29. № 3. P. 257-266. DOI: 10.1134/S107570071803005X

20. Набиева А. Р., Ткач А. В., Суглобов А. Е., Каурова О. В., Малолетко А. Н., Балалова Е. И., Хафи-зов Д. Ф. Аграрная экономика регионов России в системе национальной продовольственной безопасности. М. : «Дашков и Ко», 2021. 354 с.

Дата поступления статьи в редакцию 21.01.2022, одобрена после рецензирования 21.02.2022;

принята к публикации 24.02.2022.

Информация об авторах: Р. Р. Галиев - к.э.н., доцент, кафедра «Экономика и менеджмент», Spin-код: 1793-8679. Х. Д. Аренс - доктор экономики, почетный профессор университета Галле-Виттенберг

Заявленный вклад авторов: Галиев Р. Р. - подготовка первоначального варианта текста.

Аренс Х. Д. - написание окончательного варианта текста, перевод на английский язык.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Bezruchenko V. A. Marketpleis kak otvet na izmeneniya potrebitel'skikh predpochtenii [Marketplace as a response to changes in consumer preferences], Direktor po marketingu i sbytu [Marketing and Sales Director], 2020, No. 7. pp. 43-49.

2. Dmitrieva M. A. Onlain-marketpleis: potentsial'nye vozmozhnosti i ugrozy [Online marketplace: potential opportunities and threats], Internet-marketing [Internet marketing], 2018, No. 4, pp. 250-254.

3. Marketpleisy: kak kupit' fermerskuyu produktsiyu, ne vstavaya s divana [Marketplaces: how to buy farm products without leaving the couch], Rynok myasa i myasnykh produktov [Market of meat and meat products], 2021, No. 8. p. 33.

4. Lazareva T.S., Lyamina I.M. Obzor onlain-rynka fermerskikh produktov [Review of the online market for farm products], Itogi i perspektivy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Results and prospects for the development of the agro-industrial complex], s. Solenoe Zaimishche: GBNU «Prikaspiiskii agrarnyi federal'nyi nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii nauk», 2020, pp. 591-593.

5. Kotlyarov I. D. Sel'skii marketing: netraditsionnye modeli sbyta produktov pitaniya [Rural marketing: non-traditional models of food sales], Marketing i marketingovye issledovaniya [Marketing and marketing research], 2012, No 6. pp. 484-491.

6. Kochitov M. E. Ispol'zovanie interaktivnykh kart s pomoshch'yu servisa Yandeks.Karty na javascript [Using interactive maps using the Yandex.Maps service for javascript], Postulat [Postulate], 2019, No. 1-1 (39), pp. 19.

7. Kochitov M. E. Ispol'zovanie kartografichnogo servisa Yandeks.Karty dlya naneseniya na kartu torgovykh tochek i drugikh geograficheskikh ob"ektov [Using the Yandex.Maps cartographic service to map outlets and other geographic objects], Postulat [Postulate], 2020, No. 1 (51), pp. 24

8. Pilipenko S. A. Algoritm postroeniya marshrutov v elektronnykh kartakh na primere servisa Yandeks.Karty [Algorithm for constructing routes in electronic maps on the example of the Yandex.Maps service], Nauchnyi vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Informatsionnye tekhnologii v stroitel'nykh, sotsial'nykh i ekonomicheskikh sistemakh [Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Information technology in building, social and economic systems], 2017, No. 1 (9), pp. 149-151.

9. Sidorov I. A. Razrabotka mul'tiplatformennykh prilozhenii s pomoshch'yu veb-tekhnologii [Development of multi-platform applications using web technology], Mezhdunarodnyi zhurnal informatsionnykh tekhnologii i energoeffek-tivnosti [International Journal of Information Technology and Energy Efficiency], 2019, Vol. 4, No. 4 (14), pp. 3-14.

ХХХЖХХЖХХэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖЖХЖ

10. Lodyagina A. A., Kul'tin N. B. Issledovanie modelei kommertsializatsii programmnogo produkta [Research of models of software product commercialization], Informatika i kibernetika [Informatics and Cybernetics], Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskii politekhnicheskii universitet Petra Velikogo, 2015, pp. 375-378.

11. Kulikova O. M., Suvorova S. D. Marketpleis: biznes-model' sovremennoi torgovli [Marketplace: a business model of modern trade], Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2020, No. 6 (48), pp. 50-55.

12. Tabyshova A. K. Marketpleis (onlain platforma elektronnoi kommertsii) kak effektivnaya biznes-model' torgovli v usloviyakh pandemii [Marketplace (online e-commerce platform) as an effective business model of trade in a pandemic], Izvestiya VUZov Kyrgyzstana [Izvestiya Vuzov Kyrgyzstan], 2020, No. 5. pp. 113-117.

13. Tarasov A. M. Elektronnyi banking i problemy ego bezopasnosti [Electronic banking and its security problems], Vestnik Akademii prava i upravleniya [Bulletin of the Academy of Law and Management], 2011, No. 23, pp. 41-52.

14. Ivanov A. S., Kublin I. M. Povyshenie kachestva realizatsii tovarov cherez internet-torgovlyu [Improving the quality of the sale of goods through Internet trade], Ekonomicheskaya bezopasnost': pravovye, ekonomicheskie, ekologicheskie aspekty [Economic security: legal, economic, environmental aspects], Kursk: Yugo-Zapadnyi gosudar-stvennyi universitet, 2019, pp. 112-116.

15. Kolesov V. A. Kontseptsiya sistemy bezopasnykh sdelok s primeneniem tekhnologii blokchein dlya kraudsorsingovoi platformy «mephorce» [The concept of a secure transactions system using blockchain technology for the Meforze crowdsourcing platform], Molodezhnyi nauchnyi vestnik [Youth Scientific Bulletin], 2018, No. 6 (31), pp. 78-83.

16. Karavaeva E. D. Planirovanie logisticheskikh zatrat pri realizatsii tovarov cherez marketpleis [Planning of logistics costs when selling goods through the marketplace], Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2020, Vol. 14, No. 4, pp. 587-598.

17. Linder S. B., The harried leisure class, New York: Columbia University Press 1970. 182 p.

18. Ahrens H. D., Galiev R. R. Viability of Farm Households in Russia: Theoretical Approaches and Practical Conclusions, Studies on Russian Economic Development, 2019, Vol. 30, No. 3, pp. 279-290, DOI 10.1134/S1075700719030043.

19. Galiev R. R., Ahrens H. D. Part-Time Farmers in Russia: Phenomenon and Social Functions Based on the Example of the Republic of Bashkortostan, Studies on Russian Economic Development, 2018, Vol. 29, No. 3, pp. 257-266, DOI 10.1134/S107570071803005X

20. Nabieva A. R., Tkach A. V., Suglobov A. E., Kaurova O. V., Maloletko A. N., Balalova E. I., Ha-fizov D. F. Agrarnaya ekonomika regionov Rossii v sisteme nacional'noj prodovol'stvennoj bezopasnosti [Agrarian economy of Russian regions in the system of national food security], Moscow, Publ. «Dashkov and Co» 2021, 354 p.

The article was submitted 21.01.2022; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 24.02.2022.

Information about the authors: R. R. Galiev - Ph. D. (Economy), Associate Professor of the Department of Economics and Management, Spin-code: 1793-8679;

H. D. Ahrens - Professor emeritus of the University of Halle-Wittenberg, Germany.

Contribution of the authors: Galiev R. R. - preparation of the initial version of the text. Ahrens H.D. - writing the final text, translation in to English.

The author declares no conflicts of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.