Научная статья на тему 'ПРОЕКТ МАРКЕТПЛЕЙСА АГРОЛАНДШЕРИНГОВОГО КООПЕРАТИВА'

ПРОЕКТ МАРКЕТПЛЕЙСА АГРОЛАНДШЕРИНГОВОГО КООПЕРАТИВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИЙ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / НАТУРАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / ПРОДУКТОВАЯ КОРЗИНА / САЙТ-АГРЕГАТОР / СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / СОЛИДАРНОЕ СООБЩЕCТВО / СТЕЙКХОЛДЕРЫ ПРОЕКТА / ЧАСТИЧНЫЕ ФЕРМЕРЫ / AGRITOURISM / SOURCE OF INVESTMENT / COMPETITIVE STRATEGY / NATURAL PRODUCTS / PERSONALIZED FOOD / PILOT PROJECT / CONSUMER COOPERATIVE / GROCERY BASKET / AGGREGATOR SITE / JOINT USE / SOLIDARITY COMMUNITY / PROJECT STAKEHOLDERS / PARTIAL FARMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиев Рустам Равилович, Ковшов Виталий Алексеевич, Гусманов Расул Узбекович

Введение. По мнению экспертов, с началом пандемии коронавируса мир уже не будет таким, каким он был раньше. Для облегчения приспособления городских и сельских жителей к изменяющимся условиям требуется создать новую рыночную структуру. Цель разрабатываемого проекта - содействовать в течение ближайших 10-12 лет частным фермерам в функционировании как солидарное аграрное сообщество и в выполнении своих общественных функций, горожанам в улучшении своего досуга и питания за счет натуральных продуктов. Материалы и методы. Исследование проведено экономико-статистическим методом по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При разработке проекта применен расчетно-конструктивный метод. Результаты. В Республике Башкортостан половину продукции сельского хозяйства производят хозяйства населения, из которых 30 тыс. (2 %) высокотоварные. Мы их называли частичными фермерами. На долю частичных фермеров приходится 20 % угодий, используемых в сельскохозяйственном производстве или больше 80 % угодий хозяйств населения. Они выполняют важные функции, относящиеся ко всему обществу. Обсуждение. Нами предлагается создать маркетплейс потребительского кооператива. Действительными членами кооператива будут являться частичные фермеры, внесшие вступительный взнос. Они заключат договор с кооперативом, разместят информацию об агротуристических возможностях и ассортименте производимой продукции. Ассоциированные члены кооператива - это заказчики агротура или продукции частичного фермера. Оформление заказа и предварительная оплата есть ассоциированный членский взнос кооператива. Получение услуг кооператива есть возврат паевого взноса с последующим исключением из списка ассоциированых членов. Заключение. Формат солидарного ведения сельского хозяйства является общемировым трендом развитых стран, а персонализированное питание - трендом цифровой экономики (Foodnet). Пилотный вариант проекта реализуется в Республике Башкортостан. В перспективе он может быть масштабирован на всю Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галиев Рустам Равилович, Ковшов Виталий Алексеевич, Гусманов Расул Узбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROLANDSHERING COOPERATIVE MARKETPLACE PROJECT

Introduction. Acording to experts, with the onset of the coronavirus pandemic, the world will no longer be the same as it was before. To make it easier for urban and rural residents to adapt to life in a changing environment, a new market structure needs to be created. The article proposes to create a marketplace for an agrolandsharing cooperative. The goal of the project being developed is to assist, over the next 10-12 years, partial farmers in functioning as a solidarity agricultural community and in fulfilling their public functions, citizens in improving their leisure time and nutrition at the expense of natural products. Materials and methods. The study was carried out by the economic and statistical method according to the data of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Bashkortostan and the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography. When developing the project, a computational-constructive method was applied. Results. In the Republic of Bashkortostan, half of agricultural products are produced by households, of which 30 thousand (2 %) are high-end products. We called them partial farmers. Partial farmers account for 20 % of the land used in agricultural production, or more than 80 % of the land of households of the population. They perform important functions related to the entire society. Discussion. We propose to create a consumer cooperative marketplace. The full members of the cooperative will be partial farmers who have paid an entry fee. They will conclude an agreement with the cooperative, post information about agritourism opportunities and the range of products. Associate members of the cooperative are the customers of the agricultural tour or the products of a partial farmer. Ordering and prepayment is the associated membership fee for the cooperative. Receiving the services of a cooperative is a return of the share contribution with subsequent exclusion from the list of associated members. Conclusion. The format of solidarity farming is a global trend in developed countries, and personalized nutrition is a trend in the digital economy (Foodnet). The pilot version of the project is being implemented in the Republic of Bashkortostan. In the future, it can be scaled to the whole of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ МАРКЕТПЛЕЙСА АГРОЛАНДШЕРИНГОВОГО КООПЕРАТИВА»

08.00.05 УДК 338.432

DOI: 10.24411/2227-9407-2021-10019

Проект маркетплейса агроландшерингового кооператива

Р. Р. Галиев*, В. А. Ковшов, Р. У. Гусманов

Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа, Россия

[email protected]

Аннотация

Введение. По мнению экспертов, с началом пандемии коронавируса мир уже не будет таким, каким он был раньше. Для облегчения приспособления городских и сельских жителей к изменяющимся условиям требуется создать новую рыночную структуру. Цель разрабатываемого проекта - содействовать в течение ближайших 10-12 лет частным фермерам в функционировании как солидарное аграрное сообщество и в выполнении своих общественных функций, горожанам в улучшении своего досуга и питания за счет натуральных продуктов. Материалы и методы. Исследование проведено экономико-статистическим методом по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При разработке проекта применен расчет-но-конструктивный метод.

Результаты. В Республике Башкортостан половину продукции сельского хозяйства производят хозяйства населения, из которых 30 тыс. (2 %) высокотоварные. Мы их называли частичными фермерами. На долю частичных фермеров приходится 20 % угодий, используемых в сельскохозяйственном производстве или больше 80 % угодий хозяйств населения. Они выполняют важные функции, относящиеся ко всему обществу. Обсуждение. Нами предлагается создать маркетплейс потребительского кооператива. Действительными членами кооператива будут являться частичные фермеры, внесшие вступительный взнос. Они заключат договор с кооперативом, разместят информацию об агротуристических возможностях и ассортименте производимой продукции. Ассоциированные члены кооператива - это заказчики агротура или продукции частичного фермера. Оформление заказа и предварительная оплата есть ассоциированный членский взнос кооператива. Получение услуг кооператива есть возврат паевого взноса с последующим исключением из списка ассоциированых членов. Заключение. Формат солидарного ведения сельского хозяйства является общемировым трендом развитых стран, а персонализированное питание - трендом цифровой экономики (Foodnet). Пилотный вариант проекта реализуется в Республике Башкортостан. В перспективе он может быть масштабирован на всю Россию.

Ключевые слова: агротуризм, источник инвестиций, конкурентная стратегия, натуральная продукция, персонализированное питание, пилотный проект, потребительский кооператив, продуктовая корзина, сайт-агрегатор, совместное использование, солидарное сообщество, стейкхолдеры проекта, частичные фермеры.

Для цитирования: Галиев Р. Р., Ковшов В. А., Гусманов Р. У. Проект маркетплейса агроландшерингового кооператива // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117). С. 101-112. DOI: 10.24411/2227-9407-2021-10019

Introduction. Acording to experts, with the onset of the coronavirus pandemic, the world will no longer be the same as it was before. To make it easier for urban and rural residents to adapt to life in a changing environment, a new market structure needs to be created. The article proposes to create a marketplace for an agrolandsharing cooperative. The goal of the project being developed is to assist, over the next 10-12 years, partial farmers in functioning as a solidarity agricultural community and in fulfilling their public functions, citizens in improving their leisure time and nutrition at the expense of natural products.

Agrolandshering cooperative marketplace project

R. R. Galiev , V. A. Kovshov, R. U. Gusmanov

Bashkir State Agrarian University, Ufa, Russia [email protected]

Abstract

© ®

© Галиев Р. Р., Ковшов В. А., Гусманов Р. У., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Materials and methods. The study was carried out by the economic and statistical method according to the data of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Bashkortostan and the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography. When developing the project, a computational-constructive method was applied.

Results. In the Republic of Bashkortostan, half of agricultural products are produced by households, of which 30 thousand (2 %) are high-end products. We called them partial farmers. Partial farmers account for 20 % of the land used in agricultural production, or more than 80 % of the land of households of the population. They perform important functions related to the entire society.

Discussion. We propose to create a consumer cooperative marketplace. The full members of the cooperative will be partial farmers who have paid an entry fee. They will conclude an agreement with the cooperative, post information about agritourism opportunities and the range of products. Associate members of the cooperative are the customers of the agricultural tour or the products of a partial farmer. Ordering and prepayment is the associated membership fee for the cooperative. Receiving the services of a cooperative is a return of the share contribution with subsequent exclusion from the list of associated members.

Conclusion. The format of solidarity farming is a global trend in developed countries, and personalized nutrition is a trend in the digital economy (Foodnet). The pilot version of the project is being implemented in the Republic of Bashkortostan. In the future, it can be scaled to the whole of Russia.

Keywords: agritourism, source of investment, competitive strategy, natural products, personalized food, pilot project, consumer cooperative, grocery basket, aggregator site, joint use, solidarity community, project stakeholders, partial farmers.

For citation: Galiev R. R., Kovshov V. A., Gusmanov R. U. Agrolandshering cooperative marketplace project // Bulletin NGIEI. 2021. № 2 (117). P. 101-112. (In Russ.). DOI: 10.24411/2227-9407-2021-10019

Введение

Задачи проекта:

По мнению экспертов, с началом пандемии коронавируса мир уже не будет таким, каким он был раньше [1; 2]. Людям придется перестроить свой привычный образ жизни [3; 4; 5].

1) дать возможность горожанам:

- совершать агротуры к сельским жителям республики;

В первую очередь трансформация коснётся туризма. Он станет локальным, региональным. Все больше спросом будут пользоваться загородные агротуры выходного дня с целью разнообразить удаленную работу на дому в самоизоляции [6; 7].

- воочию и методом проб убедиться в натуральности технологии производства, ресурсов и продукции;

- совершать покупки продуктов сельских жителей без посредников, в т. ч. из дома или с доставкой на дом;

Во-вторых, трансформируется способ совершения покупок домохозяйствами. Предпочтение будет отдаваться способу покупок с доставкой на дом или из дома, минуя посредников [8; 9].

- реализовать излишки сельскохозяйственных продуктов, в т. ч. из дома или с доставкой на дом;

- расширить сферу приложения своего труда за счет агротуристических услуг;

2) дать возможность селянам:

В третью очередь трансформироваться будет питание населения. Оно станет более здоровым, т. е. с большим количеством натуральных и свежих фермерских продуктов взамен полуфабрикатов пищевой промышленности [10; 11].

- повысить своё благосостояние и занятость за счет увеличения объема и ассортимента производимых продуктов.

Для облегчения приспособления городских и сельских жителей к жизни в изменяющихся условиях требуется создать новую рыночную структуру [12].

Цель исследования - разработать проект, содействующий в течение ближайших 10-12 лет (1) частичным фермерам в функционировании как солидарное аграрное сообщество и в выполнении своих общественных функций; (2) горожанам в улучшении своего досуга и питания за счет натуральных продуктов.

Исследование проведено экономико-статистическим методом по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан и Федеральной службы государственной регистрации, ка-

Материалы и методы

дастра и картографии. Проект разработан с использованием расчетно-конструктивного метода.

Результаты В Башкортостане 2,8 млн чел. проживают в городах [14, с. 12] или округленно 1 млн домохо-зяйств. В условиях самоизоляции или дистанционной офисной работы часть горожан ностальгируют о физическом движении вместо сидячего образа жизни «взаперти», натуральных продуктах питания без промышленной переработки, о размеренном сельском быте, а дети ещё и о милых сельскохозяйственных животных. В то же время некоторые семьи не могут позволить себе загородный дом или дачу по финансовым вопросам, а также не имеют близких родственников на селе. Число таких домо-хозяйств из года в год возрастает.

Из-за пандемии, карантинных и самоизоляционных мер, дистанционной работы ухудшается нервное и психическое самочувствие живущих в многоквартирных домах. В условиях ускоренной урбанизации люди иногда теряют связь с «корнями» - предками, их землей, бытом и повседневностью, «традиционным» смыслом жизни. Горожане из года в год всё больше потребляют продукты питания, изготовленные пищевой промышленностью без использования натурального сельскохозяйственного сырья. Такие продукты вызывают сомнения как по качеству, так и по влиянию на здоровье.

В Республике Башкортостан 50 % продукции сельского хозяйства производят 1,4 млн хозяйств населения. Доля их в объемах производства конкретных видов продукции приводится на рис. 1 [15, с. 27-28].

яйца / eggs

скот и птица/ livestock and poultry

картофель / potatoes 100%

шерсть / wool

мёд / honey

молоко / milk

овощи / vegetables

Рис. 1. Доля хозяйств населения в объемах производства продукции сельского хозяйства Fig. 1. The share of households in the production of agricultural products Источник: составлено авторами на основании данных Госкомстата Республики Башкортостан

Конечно, большинство хозяйств населения носит натуральный характер производства (для собственных нужд). Тем не менее среди них есть около 30 тыс. (2 %) высокотоварных хозяйств. Если даже официально не зарегистрированы, мы их называем частичными фермерами [16], т. к. они частично работают на своём хозяйстве и частично на стороне. Из-за скудности рабочих мест на селе некоторые не могут найти себе рабочее место на полную занятость и свободное время тратят на своём хозяйстве. Поскольку фермерством занимаются частично, они не находят смысла регистрироваться как ИП Глава

КФХ, а организационно-правовой формы частичного фермерства в российском законодательстве не предусмотрено. Деятельность у частичных фермеров - владельцев личных подсобных хозяйств не считается предпринимательской.

В развитых странах частичное фермерство не переходное решение, а скорее элемент сельскохозяйственной структуры, т. е. они были, есть и будут всегда. Частичные фермеры выполняют важные функции, относящиеся ко всему обществу: в области использования сельского пространства людьми и недопущения «одичания» аграрного ландшафта, а

также в области самообеспечения страны отдельными продуктами [17].

В России и Республике Башкортостан на долю частичных фермеров также приходится почти 20 % угодий, используемых в сельскохозяйственном производстве или больше 80 % угодий хозяйств населения. Площади угодий, используемых ими, составили, по последним данным, в Башкортостане около 1,4 млн га [18, с. 40], а в целом по стране 78 млн га [19, с. 73]. Тем не менее, как «несуществующий» или «фантомный» феномен сельского хозяйства России, они остаются «за бортом» всяких мер господдержки и даже проекта Россельхозбанка «Своё фермерство» [20].

Частичные фермеры существуют не благодаря, а вопреки, т. к. у них есть конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества маленьких частичных фермеров по сравнению с большими фермерами полной занятости заключаются в следующем [21]:

• гибкость структуры и размера;

• отсутствие издержек (собственной) работы и (собственной) земли, а также (собственной) деятельности по менеджменту;

• низкий финансовый и хозяйственный риск;

• более надежная доходная часть бюджета домохозяйства за счет того, что взрослые члены семьи обеспечивают поступление денежных средств за счет заработков на стороне, вне пределов фермерского хозяйства;

• незначительные транзакционные издержки, особенно издержки сбора информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля.

Обсуждение

Обоснование актуальности проектного решения. Перечисленные проблемы частичных фермеров и горожан носят системный характер и могут быть решены только проектным подходом. Отталкиваясь от прогноза экспертов, нами предлагается создать маркетплейс агроландшерингового кооператива (сайт-агрегатор агротуристического потре-бительско-сбытового кооператива совместного пользования землей по подписке). Разрабатываемый проект нацелен облегчить приспособление частичных фермеров и горожан к измененной жизни в условиях пандемии на принципах солидарного аграрного сообщества.

Продукт проекта и его особенности. Действительными членами агроландшерингового кооператива будут являться сельские товаропроизводители - частичные фермеры, внесшие вступительный

взнос. Они заключат договор с кооперативом, разместят информацию об агротуристических возможностях и ассортименте производимой продукции.

Ассоциированные члены агроландшерингового кооператива - это заказчики агротура или продукции частичного фермера. Оформление заказа и предварительная оплата есть ассоциированный членский взнос кооператива. Получение услуг агротура или предоставление «продуктовой корзины» есть возврат паевого взноса с последующим исключением из ассоциированного членства в кооперативе.

Сайт-агрегатор агроландшерингового кооператива будет помогать частичным фермерам и горожанам найти друг друга, дистанционно заключать договор и совершать безопасную сделку. Через сайт-агрегатор агроландшерингового кооператива собираются заказы на агротур и «продуктовые корзины». Там же собираются отзывы и ведется работа с рекламацией. Распространение информации о кооперативе и возможностях его членов осуществляется через средства массовой информации, таргети-рованную (персонализированную, прицельную) интернет-рекламу.

Потребители продукта проекта. Потребителями продукта проекта (маркетплейса агроландше-рингового кооператива) являются горожане, преимущественно проживающие в многоквартирных домах.

Проект ориентирован на сегмент рынка Р2Р (person-to-person). Бизнес-модель должна работать по схеме частичный фермер - потребитель без участия третьих лиц (государственных органов, банков, сертифицирующих органов, агрохимиков, ветеринаров и т. п.). В качестве связующего звена между ними выступит только агроландшеринговый кооператив с сайтом-агрегатором.

В уставе кооператива необходимо будет указать запрет использования минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, стимуляторов роста, антибиотиков и т. п. Также необходимо оговорить запрет использования шумных механизмов и сельхозмашин (тракторов) в дни или часы агротуризма и других массовых мероприятий.

Стейкхолдеры проекта. Реестр заинтересованных сторон проекта и их выгоды приводятся в таблице 1.

На рисунке 2 наглядно отражены степень заинтересованности и влияния конкретных стейкхол-деров на проект.

Анализ макроокружения. Анализ макроокружения проведен методом STEP-анализа. Результаты приводятся в таблице 2.

Таблица 1. Реестр заинтересованных сторон проекта Table 1. Register of project stakeholders

Наименование / Name

Выгоды или мотивы заинтересованных сторон / Benefits or motives of stakeholders

3

4

5

Команда учредителей / Founding team

Частичные фермеры / Partial farmers

Горожане / Towns people

Государственные органы управления / Government bodies Муниципальные органы управления / Municipal authorities Источник: составлено авторами

Возможный источник доходов в будущем / Possible source of income in the future

Возможность повысить своё благосостояние и занятость за счет ассортимента продукции / The opportunity to increase your well-being and employment through a range of products

Возможность совершать агротуры и покупки без посредников натуральных продуктов / The ability to make agricultural tours and purchases without intermediaries of natural products

Развитие сельского хозяйства региона, повышение продовольственной безопасности и независимости / Agricultural development in the region, increasing food security and independence

Повышение занятости сельского населения, обустроенность сельской территории / Increasing employment of the rural population, equipping the rural area

субъективным методом, основанным на суждениях и личном опыте

1

2

-3

-2

-1

+1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+2

+3

<и о й <и Горожане / Towns people Команда учредителей / Founding team Частичные фермеры / Partial farmers

й 1—1 К К « к ч PQ Государствен ные органы управления / Government bodies

Муниципаль

ные органы

управления /

Municipal

authorities

Заинтересованность / Interest

Рис. 2. Карта заинтересованных сторон Fig. 2. Map of stakeholders Источник: составлено авторами субъективным методом, основанным на суждениях и личном опыте

2

1

Анализ жизненного цикла отрасли. Отрасли туризма и сельского хозяйства находятся на стадии зрелости своего жизненного цикла. На рынке преобладают опытные покупатели. Ключевым фактором успеха является наличие определенных программ коммуникации с этими потребителями (CRM).

Анализ ближнего окружения проведен методом 5-ти сил Портера:

1. Власть поставщиков - частичных фермеров в первое время высока, а со временем снижается за счет увеличения их количества.

2. Власть покупателей низка за счет большого количества горожан - жителей многоквартирных домов.

3. Товары-заменители - туры за рубеж под ограничением, а продукты супермаркета не такие натуральные, как деревенские.

4. Потенциальные участники рынка. Некоторые частичные фермеры могут сами создать группу Вконтакте, подать объявление на Авито, на Юле. Они серьезную власть на рынке не имеют из-за маленького размера.

5. Прямым конкурентом является интернет-магазин натуральных фермерских продуктов «Свое. Родное» Россельхозбанка. Он работает только с официально зарегистрированными фермерами пол-

Таблица 2. STEP-анализ макроокружения Table 2. STEP analysis of the macroenvironment

ной занятости. На платформе продажа продукции ведется отдельно, агротуры отдельно. На сегодняшний день там нет ни одного предложения по агроту-ризму в Республике Башкортостан. Вопрос логистики также остается открытым. Также имеются следующие условные конкуренты: «Уфа Ферма», «Деревенские продукты УФА», «Терем здравия», «Продукты сельских подворий» и др.

Фактор / Factor

Как действует на кооператив / How does the cooperative work

Ключевые факторы успеха / Key success factors

S: Старение населения / Population aging

Высокая сельская безработица / High rural unemployment

T: Развитие IT-технологий / Development of IT technologies

Е: Стабильный курс рубля / Stable ruble exchange rate Р: Санкции / Sanctions

Потребители более старшего возраста / Older consumers

Частичные фермеры-стейкхолдеры / Partial Farmers Stakeholders

Натуральные продукты и спокойные агротуры / Natural products and tranquil agriturismo Даём возможность самозанятости селянам / We give the opportunity for self-employment to villagers Цифровые технологии совершения зака- Простые мобильные приложения, зов и оплат / Digital technologies for mak- доступные людям старшего воз-ing orders and payments раста / Simple mobile apps availa-

ble to older people прогнозирова- Подписка на месяц или год / Monthly or Yearly Subscription

Возможно долгосрочное ние / Long-term forecasting possible Оживляют отечественное сельское хо- Продвигаем местные продукты / зяйство / Revitalize domestic agriculture We promote local products

Источник: составлено авторами субъективным методом, основанным на суждениях и личном опыте

Стратегические карты. На стратегической карте «Масштаб деятельности - Ассортимент» место проектируемого маркетплейса между электронной ярмаркой «Свое. Родное» Россельхозбанка и

прочими социальными сетями. Ключевой фактор успеха: широкий ассортимент - средний масштаб деятельности (рис. 3).

U

а

о о m

s н а о К Л

ч

U £

U

Ч

ю й H

Проектируемый маркетплейс / The projected marketplace

? Avîto 4 юла

Ассортимент / assortment

Рис. 3. Стратегическая карта «Масштаб деятельности - Ассортимент» Fig. 3. Strategic map «Scale of activity - Assortment» Источник: составлено авторами субъективным методом, основанным на суждениях и личном опыте

106

На стратегической карте «Цена - Качество» место проектируемого маркетплейса ниже всех указных конкурентов по цене и шире по качеству.

Источник: составлено авторами субъективным

Конкурентная стратегия. На основе проведенного маркетингового анализа разработана конкурентная стратегия:

1. Сайт-агрегатор должен выступить CRM-платформой, а кооператив - гарантом сохранности средств заказчиков, а также выполнения обязательств частичными фермерами (Нет, обману и мошенничеству!).

2. Частичные фермеры должны избегать банковских процентов благодаря авансу за счет членских взносов подписчиков кооператива (Нет, кредитам под проценты!).

3. Риски несвоевременной поставки из-за неурожая или болезней сельскохозяйственных животных должны минимизироваться благодаря кооперации частичных фермеров по принципам партнерства и взаимопомощи (Да, разделу рисков!).

4. Стоимость агротура и натуральной продукции должна позволять производителям получать доходы для умеренно-расширенного воспроизводства, в то же время не сильно отличаться от средних цен ритейла, что сделает их выгодными и для потребителей (Да, разделу доходов!).

Ключевой фактор успеха: низкая цена - широкое разнообразие качества натуральных продуктов (рис. 4).

ом, основанным на суждениях и личном опыте

Потребность в финансировании. До начала функционирования агроландшерингового кооператива инвестиции не требуются, т. к. все проектно-документационные работы выполняются самими учредителями. Сайт будет создан также членами команды учредителей в процессе коллаборации. В последующем финансировании деятельности агро-ландшерингового кооператива осуществляется за счет вступительных взносов членов кооператива и 10 % от стоимости заказа.

Источник и условия получения инвестиций. Стартовый капитал в размере 10 000 руб. предполагается сформировать за счет личных сбережений членов команды учредителей. В качестве взноса в уставной капитал Агроланшерингового кооператива вносится запатентованный код программы сайта-агрегатора. С началом деятельности кооператива последующие инвестиции формируются из вступительных взносов действительных членов (частичных фермеров) и части членских взносов ассоциированных членов кооператива (горожан-подписчиков).

о о

ев X

юла ? Avito

Проектируемый маркетплейс / The projected marketplace

Качество / Quality Рис. 4. Стратегическая карта «Цена - Качество» Fig. 4. Strategic map «Price - Quality»

Таблица 3. Этапы реализации проекта Table 3. Stages of project implementation

Этап / Stage I пол./ half 2021 г./y. II пол./ half 2021 г./y. I пол./ half 2022 г./y. II пол./ half 2022 г./y. 2035 г./y.

Анализ конкурентов и целевой аудитории / Analysis of competitors and target audience Разработка полноценного бизнес-плана / Development of a complete business plan

Создание прототипа сайта-агрегатора на конструкторе / Creating a prototype of an aggregator site on a constructor Тестирование прототипа сайта-агрегатора / Testing a prototype aggregator site Написание уникального кода сайта-агрегатора / Writing a unique code for the aggregator site Регистрация прав на код сайта-агрегатора / Registration of rights to the code of the aggregator site Государственная регистрация кооператива / State registration of a cooperative Реклама и сбор предложений (объявлений) / Advertising and collection of offers (announcements) Реклама и сбор заказов (агротуров и продуктов) / Advertising and collection of orders (agricultural tours and products) Источник: составлено авторами субъективным методом, основанным на суждениях и личном опыте

Таблица 4. Оценка влияния неблагоприятных факторов Table 4. Assessment of the influence of unfavorable factors

Влияние факторов / Influence of factors

Степень риска / Risk degree

Вероятность / Probability

Выход одного или нескольких членов команды из проекта / One or more team members leave the project Прототип сайта-агрегатора не проходит тестирование / Aggregator site prototype fails testing

Полноценный бизнес-план показывает невыгодность проекта / A complete business plan shows the disadvantage of the project

Неудачная рекламная кампания / Unsuccessful advertising campaign

Получение аванса и невыполнение заказа членом кооператива / Receiving an advance payment and non-fulfillment of an order by a member of the cooperative

Отказ в регистрации прав на код сайта-агрегатора / Refusal to register rights to the aggregator site code Отказ в государственной регистрации кооператива / Refusal in state registration of a cooperative

Отказ частичных фермеров подавать объявления на сайте-агрегаторе Refusal of partial farmers to submit ads on the aggregator site Отказ горожан осуществлять заказы на сайте-агрегаторе / Refusal of citizens to place orders on the aggregator site Источник: составлено авторами субъективным методом, основанным на

допустимый /

permissible допустимый /

permissible допустимый /

permissible допустимый /

permissible допустимый / permissible

средняя / average средняя / average средняя / average средняя / average средняя / average

допустимый / низкая / low

permissible критический / низкая / low critical

/ катастрофический / низкая / low catastrophic катастрофический / низкая / low catastrophic суждениях и личном опыте

Этапы реализации проекта и ожидаемые результаты.

Ожидаемым результатом реализации проекта является солидарное аграрное сообщество горожан агротуристов-потребителей и сельчан - частичных фермеров, работающее без посредников, на полном взаимном доверии и взаимопомощи. На сайте кооператива размещаются объявления заинтересованных частичных фермеров - действительных членов кооператива с предложениями агротура и натуральных сельскохозяйственных продуктов. Поступают заказы на агротуры и «продуктовые корзины» из числа ассоциированных членов кооператива - горожан. В последующем цикл «замыкается» и число членов агроландшерингового кооператива возрастает, в т. ч. и доходы кооператива.

Оценка степени риска проекта. Для оценки степени риска применен качественный анализ. Выделены три степени вероятности наступления неблагоприятного события - низкая, средняя, высокая, а также три степени риска:

- допустимый - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

- критический - возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет собственных средств;

- катастрофический - возможны потеря капитала, имущества и банкротство (табл. 4).

Заключение

Миссия агроландшерингового кооператива будет заключаться в обеспечении всем желающим

горожанам доступа к национальному богатству -земле в сельских районах республики и возможности пользоваться ее плодородием, а селянам - открыть канал реализации агротуристической и сельскохозяйственной продукции без посредников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная цель проектируемого бизнеса -наилучшее удовлетворение потребностей горожан в агротурах и натуральных продуктах частичных фермеров. Учредители будут зарабатывать на процентах от сделки, а прибыль будет индикатором успешности проекта.

Партнерские отношения горожан и частичных фермеров по принципу предварительного финансирования сельскохозяйственных работ в развитых странах существуют давно, в Москве и Санкт-Петербурге - с 2014 г. Например, фермерские продукты с выездом (агротуром) на ферму, в т. ч. с доставкой на дом, в Москве реализуют «Лесные сады», «LavkaLavka», «Местная еда», «Ferma in BOX»; в Санкт-Петербурге - Гатчинский фермер, Tasty-Farm, Ферма Никола-Ленивец, Аистиное гнездо и др.

Пилотный вариант проекта реализуется в Республике Башкортостан. В перспективе он может быть масштабирован на всю Россию. Формат солидарного ведения сельского хозяйства является общемировым трендом развитых стран, а персонализированное питание - трендом цифровой экономики (Foodnet).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иохин В. Я. Мир в посткоронавирусном пространстве и времени // Философия хозяйства. 2020. № 4 (130). С. 128-152.

2. Фирсов Е. Д., Жегалин Л. С. Новая реальность: как изменится мир после пандемии // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 345-350.

3. Кондратьев В. Б. Коронавирус и мировая экономика // Перспективы. Электронный журнал. 2020. № 3 (23). С. 96-116.

4. Хасбулатов Р. И., Бяшарова А. Р. Коронавирусный экономический кризис в мировой экономике: особенности и последствия // Международная экономика. 2020. № 5. С. 7-21.

5. Дынкин А. А., Телегина Е. А. Шок пандемии и посткризисный мир // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 8. С. 5-16.

6. РысаеваМ. А., Кабиров И. С. Перезапуск российского туризма - коллапс по имени СОУГО-19 // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 3 (55). С. 20-23.

7. Белякова М. Ю. Влияние пандемии СОУГО-19 на состояние туризма и возможности его развития после прекращения пандемии // Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира. Сборник научных статей. Под редакцией О. В. Архиповой, А. И. Климина. Санкт-Петербург, 2020. С.14-20.

8. Аджарян А. С., Малинская А. И., Забарная Ж. В. и др. Специфика потребительского поведения россиян в условиях пандемии // Финансовая экономика. 2020. № 8. С. 131-136.

9. Юдина Т. Н. От «цифровой экономики» к «коронаэкономике» в эпоху глобальной турбулентности (как реальное мирохозяйство превращают в виртуальный, а человечество переформатируют) // Теоретическая экономика. 2020. № 5 (65). С. 68-79.

10. Ярмак О. В., Панова Е. М., Маранчак А. Г. и др. Коронавирус как социальный драйвер трансформации повседневности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2020. № 3 (207). С. 27-35.

11. Шарюков С. В. Влияние пандемии коронавируса на потребителей и бренды // Бренд-менеджмент. 2020. № 2. С. 82-96.

12. Абрамов А. В., Багдасарян В. Э., Бышок С. О. и др. Пандемия COVID-19: конец привычного мира? // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 3-83.

13. Фадеева О. П. Сельские сообщества и хозяйственные уклады: от выживания к развитию. Научный редактор З. И. Калугина. Новосибирск, 2015. 262 с.

14. Республика Башкортостан: статистический справочник. Уфа : Башкортостанстат, 2019. 46 с.

15. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: статистический сборник. Уфа : Башкортостанстат, 2019.183 с.

16. Галиев Р. Р., Аренс Х. Д. Фермеры неполной занятости в России: феномен и общественные функции (на примере Республики Башкортостан) // Проблемы прогнозирования. 2018. № 3 (168). С. 45-57.

17. Аренс Х. Д., Галиев Р. Р. Жизнеспособность фермерских домохозяйств в России: теоретические подходы и практические выводы // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3 (174). С. 65-79.

18. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2019 году. Уфа, 2020. 247 с.

19. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году. М. : Росреестр, 2020. 206 с.

20. Красновская Е. Будущее аграриев за цифровыми технологиями // Свиноводство. 2020. № 7. С. 4-7.

21. Ушачев И. Г., Папцов А. Г., Серков А. Ф. и др. Устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС. Москва, 2018. 320 с.

Дата поступления статьи в редакцию 19.11.2020, принята к публикации 28.12.2020.

Информация об авторах: ГАЛИЕВ РУСТАМ РАВИЛОВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Адрес: Башкирский государственный аграрный университет, 450001, Россия, Уфа, 50-летия Октября, 34 E-mail: [email protected] Spin-код: 1793-8679

КОВШОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

Адрес: Башкирский государственный аграрный университет, 450001, Россия, Уфа, 50-летия Октября, 34

E-mail: [email protected]

Spin-код: 3674-8236

ГУСМАНОВ РАСУЛ УЗБЕКОВИЧ,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Адрес: Башкирский государственный аграрный университет, 450001, Россия, Уфа, 50-летия Октября, 34 E-mail: [email protected] Spin-код: 5759-5196

Заявленный вклад авторов: Галиев Рустам Равилович: подготовка текста статьи.

Ковшов Виталий Алексеевич: участие в обсуждении материалов статьи; визуализация / представление данных в тексте.

Гусманов Расул Узбекович: участие в обсуждении материалов статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

110

REFERENCES

1. Iokhin V. Ya. Mir v postkoronavirusnom prostranstve i vremeni [The world in post-coronavirus space and time], Filosofya khozyaistva [Economyphilosophy], 2020, No. 4 (130), pp. 128-152.

2. Firsov E. D., Zhegalin L. S. Novaya real'nost': kak izmenitsya mir posle pandemii [New reality: how the world will change after the pandemic], Vestnik Akademii znanii [Bulletin of the Academy of Knowledge], 2020, No. 4 (39), pp. 345-350.

3. Kondrat'ev V. B. Koronavirus i mirovaya ekonomika [Coronavirus and the World Economy], Perspektivy. Elektronnyi zhurnal [Perspectives. Electronic journal], 2020, No. 3 (23), pp. 96-116.

4. Khasbulatov R. I., Byasharova A. R. Koronavirusnyi ekonomicheskii krizis v mirovoi ekonomike: osoben-nosti i posledstviya [Coronavirus economic crisis in the global economy: features and consequences], Mezhdunarod-naya ekonomika [International Economics], 2020, No. 5, pp. 7-21.

5. Dynkin A. A., Telegina E. A. Shok pandemii i postkrizisnyi mir [Pandemic shock and post-crisis world], Mirovaya ekonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya [World economy and international relations], 2020, Vol. 64, No. 8, pp. 5-16.

6. Rysaeva M. A., Kabirov I. S. Perezapusk rossiiskogo turizma - kollaps po imeni COVID-19 [Restarting Russian tourism - a collapse named chovid-19], Vestnik Natsional'noi akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 2020, No. 3 (55), pp. 20-23.

7. Belyakova M. Yu. Vliyanie pandemii COVID-19 na sostoyanie turizma i vozmozhnosti ego razvitiya posle prekrashcheniya pandemii [The impact of the COVID-19 pandemic on the state of tourism and the possibilities of its development after the end of the pandemic] Rossiya i mir. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya v epokhu mnogopolyarnogo mira. Sbornik nauchnykh statei [Russia and the world. World economy and international relations in the era of a multipolar world. Collection of scientific articles], In O. V. Arkhipova, A. I. Klimina (eds.), Sankt-Peterburg, 2020, pp. 14-20.

8. Adzharyan A. S., Malinskaya A. I., Zabarnaya Zh. V. i dr. Spetsifika potrebitel'skogo povedeniya rossiyan v usloviyakh pandemii [Specificity of consumer behavior of Russians in a pandemic], Finansovaya ekonomika [Financial Economics], 2020, No. 8, pp. 131-136.

9. Yudina T. N. Ot «tsifrovoi ekonomiki» k «koronaekonomike» v epokhu global'noi turbulentnosti (kak real'nyi mirokhozyaistvo prevrashchayut v virtual'nyi, a chelovechestvo pereformatiruyut) [From «digital economy» to «crown economy» in the era of global turbulence (how a real world economy is turned into a virtual one, humanity is reformatted)], Teoreticheskaya ekonomika [Theoretical Economics], 2020, No. 5 (65), pp. 68-79.

10. Yarmak O. V., Panova E. M., Maranchak A. G. and etc. Koronavirus kak sotsial'nyi draiver transformatsii povsednevnosti [Coronavirus as a social driver of the transformation of everyday life], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions. North Caucasian region. Social Sciences], 2020, No. 3 (207), pp. 27-35.

11. Sharyukov S. V. Vliyanie pandemii koronavirusa na potrebitelei i brendy [Impact of the coronavirus pandemic on consumers and brands], Brend-menedzhment [Brand management], 2020, No. 2, pp. 82-96.

12. Abramov A. V., Bagdasaryan V. E., Byshok S. O. i dr. Pandemiya COVID-19: konets privychnogo mira? [Pandemic jovid-19: the end of the familiar world?], VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University], 2020, No. 2, pp. 3-83.

13. Fadeeva O. P. Sel'skie soobshchestva i khozyaistvennye uklady: ot vyzhivaniya k razvitiyu. Nauchnyi redaktor Z. I. Kalugina. [Rural communities and economic structures: from survival to development. Scientific editor Z. I. Kalugin], Novosibirsk, 2015, 262 p.

14. Respublika Bashkortostan: statisticheskii spravochnik [Republic of Bashkortostan: statistical reference book], Ufa: Bashkortostanstat, 2019, 46 p.

15. Sel'skoe khozyaistvo Respubliki Bashkortostan: statisticheskii sbornik [Agriculture of the Republic of Bashkortostan: statistical collection], Ufa: Bashkortostanstat, 2019, 183 p.

16. Galiev R. R., Ahrens H. D. Fermery nepolnoi zanyatosti v Rossii: fenomen i obshchestvennye funktsii (na primere Respubliki Bashkortostan) [Part-time farmers in Russia: the phenomenon and social functions based on the example of the Republic of Bashkortostan], Problemy prognozirovaniya [Studies on Russian Economic Development], 2018, No. 3 (168), pp. 45-57.

17. Ahrens H. D., Galiev R. R. Zhiznesposobnost' fermerskikh domokhozyaistv v Rossii: teoreticheskie podkhody i prakticheskie vyvody [Viability of Farm Households in Russia: Theoretical Approaches and Practical

Conclusions], Problemy prognozirovaniya [Studies on Russian Economic Development], 2019, Vol. 30, No. 3, pp.279-290.

18. Gosudarstvennyi (natsional'nyi) doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Respublike Bashkortostan v 2019 godu [State (national) report on the state and use of land in the Republic of Bashkortostan in 2019], Ufa, 2020, 247 p.

19. Gosudarstvennyi (natsional'nyi) doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Rossiiskoi Federatsii v 2019 godu [State (national) report on the state and use of land in the Russian Federation in 2019], Moscow: Rosreestr, 2020, 206 p.

20. Krasnovskaya E. Budushchee agrariev za tsifrovymi tekhnologiyami [The future of agrarians is in digital technologies], Svinovodstvo [Pig breeding], 2020, No. 7, pp. 4-7.

21. Ushachev I. G., Paptsov A. G., Serkov A. F. i dr. Ustoichivoe razvitie i povyshenie konkurentosposobnosti sel'skogo khozyaistva Rossii v usloviyakh uglubleniya integratsii v EAES [Sustainable development and increasing the competitiveness of Russian agriculture in the context of deepening integration into the EAEU], Moscow, 2018, 320 p.

The article was submitted 19.11.2020, accept for publication 28.12.2020.

Information about the authors: GALIEV RUSTAM RAVILOVICH,

Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor of the chair of economics and management

Address: Bashkir State Agrarian University, 450001, Russia, Ufa, 50 Years of October Str., 34

E-mail: [email protected]

Spin-code: 1793-8679

KOVSHOV VITALY ALEXEEVICH,

Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor of the chair of economics and management

Address: Bashkir State Agrarian University, 450001, Russia, Ufa, 50 Years of October Str., 34

E-mail: [email protected]

Spin-code: 3674-8236

GUSMANOV RASUL UZBEKOVICH,

Dr. Sci. (Economy), associate professor, professor of the chair of economics and management Address: Bashkir State Agrarian University, 450001, Russia, Ufa, 50 Years of October Str., 34 E-mail: [email protected] Spin-code: 5759-5196

Contribution of the authors: Rustam R. Galiev: writing of the draft.

Vitaly A. Kovshov: participation in the discussion on topic of the article, visualization / presentation of the data in the text.

Rasul U. Gusmanov: participation in the discussion on topic of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.