Научная статья на тему 'ПРОЕКТ ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЯ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЗДАНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА'

ПРОЕКТ ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЯ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЗДАНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саенко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЯ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЗДАНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА»

Проект онлайн-фестиваля как комплексный метод вовлечения молодежи в создание антитеррористического контента

Саенко Александр Владимирович - аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в социальных сетях и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Задача профилактики терроризма и экстремизма, заложенная в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 года № Пр-2665), продолжает оставаться актуальной все последние годы [1, 2, 3]. Практика показала преимущество нестандартных форм профилактики, вовлекающих целевую аудиторию в творческий созидательный процесс.

В отличие от распространенного формата лекций, конкурсы и фестивали способствуют более активному вовлечению целевой аудитории в профилактический процесс. Одно из мероприятий, реализующих данное направление, — фестиваль социального медиаконтента «Я против терроризма и экстремизма», который проводит Национальный центр информационного противодействия терроризму

и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет под эгидой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Фестиваль проходит в рамках исполнения мероприятий по пункту 2.2.1 Комплексного плана и представляет собой интернет-конкурс медиа-материалов и интернет-ресурсов, посвященных профилактике распространения экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде.

Неизменными целями Фестиваля (пункт 1.4. текущего Положения) является вовлечение молодежи в общественно значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма, в том числе посредством сети Интернет.

Задачами Фестиваля (пункт 1.5. текущего Положения) являются:

- содействие формированию у молодёжи неприятия экстремизма и терроризма и их идеологии;

- содействие способности противостоять информационным угрозам;

- повышение роли молодежных сообществ и студенческих организаций образовательных организаций высшего образования в профилактике экстремистской и террористической идеологии;

- создание базы материалов и перечня интернет-ресурсов, направленных на информационное противодействие пропаганде терроризма и экстремизма с использованием новых технологий, для их дальнейшего распространения в сети Интернет и молодёжной среде.

Первый фестиваль социального контента «Я против терроризма и экстремизма» был проведен в 2017 году. Именно тогда были созданы фирменный стиль фестиваля, название, лендинг (одностраничный сайт), а также определена процедура проведения. На тот момент к участию в фестивале принимались только видеоматериалы.

Фестиваль 2017 года привлек 140 человек (138 заявок) из 40 городов Российской Федерации. Из них проверку на технические требования прошли 63 видеоматериала — 37 созданных авторскими коллективами и 26 — одиночными авторами. Остальные не соответствовали техническим или содержательным требованиям, из-за чего были отклонены. Более 2000 человек принимали участие в финальном голосовании.

В отборочной кампании Фестиваля 2019 года приняли участие 80 человек. Техническую

проверку прошли 46 материалов. Данный фестиваль характерен возросшей диверсификацией прошедшего материала — 23 изображения, 12 социальных роликов, 9 текстов, а также по одному подкасту и флешмобу.

В 2020 году численные показатели Фестиваля составили более 60 заявок, из них 53 были допущены к основному конкурсу. Наибольшее количество работ было подано участниками из Центрального федерального округа (25 % от общего числа заявок), Южного федерального округа (19 %) и Уральского федерального округа (15 %). В форматах преобладали изображения (23 заявки) и видеоролики (20 заявок), однако были и тексты (пять заявок), аудиоподкасты (три), сайт, группа «ВКонтакте» и одна видеоигра.

Рисунок 1.

Проект-победитель Фестиваля 2020 года

Обязательные критерии отбора в целом оставались неизменными в течение всего периода проведения Фестивалей. Первым из них являлся возраст автора или, по крайней мере, одного из участников коллектива — от 18 до 30 лет. Не допускались работы, не соответствующие задачам и целям Фестиваля. Кроме того, отклонялись произведения, содержащие символику запрещённых организаций, фрагменты и цитирования материалов, включённых в Единый реестр запрещённых материалов или же прямо пропагандирующие межнациональную, межрасовую или иную рознь. По морально-этическим соображениям отклонялись работы, содержащие элементы или сцены насилия.

Большую часть отклонённых за 2017-2020 годы материалов составляют не соответствующие вышеуказанным критериям, оставшуюся — не соответствующие техническим. Таким образом, несмотря на некоторую нестабильность в числе поданных заявок, соотношение отобранных участников к заявкам неуклонно возрастает, что позволяет говорить о качественном росте участников. Кроме того, остаётся стабильным количество голосующих в финальной части Фестиваля.

Традиционно высокую долю материалов с 2019 года составляют изображения: фотоакции, рисунки, агитационные плакаты. Доля и количество текстов, наоборот, упали к 2020 году. Наблюдается некоторая тенденция к росту числа подкастов (0 в 2017, 1 в 2019 и 3 в 2020 годах).

Иные формы медиаконтента (сайт, группа в социальной сети, видеоигра, флешмоб) остаются эпизодическими, о каком-то стабильном интересе участвующих можно будет говорить только при их неоднократном появлении в будущих Фестивалях.

За годы проведения Фестиваля партнёрами НЦПТИ, кроме Министерства образования и науки Российской Федерации, выступали Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств, ГБОУ ВО «МИРЭА - Российским технологический университет», Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации, а Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) и Центр изучения региональных угроз (г. Ташкент, Республика Узбекистан).

В целом можно говорить о сложившейся целевой аудитории, а также о состоятельности идеи дистанционного фестиваля, позволяющего при минимальных затратах создать и провести эффективное профилактическое мероприятие. Контент-анализ тематики и содержания полученных заявок представляется перспективной темой, нуждающейся в отдельном исследовании, поэтому производиться в рамках данной статьи не будет.

В 2020 году Фестиваль проходил с 30 апреля по 31 октября, заявки поступили из всех восьми федеральных округов и 29 субъектов Российской Федерации. К участию принимались работы, созданные с 1 января 2019 по 20

сентября 2020 года, на русском языке. Важным отличием от предыдущих лет являлось участие авторов из СНГ, что позволяет говорить о выходе Фестиваля на международный уровень.

Первое место по итогам голосования интернет-пользователей заняла тематическая группа «ВКонтакте» «Отвага и антитеррор» (А. И. Комиссарова). Проект является своеобразным ответвлением сайта «Отвага» (существует с 2002 года) — одного из старейших военно-патриотических проектов российского сегмента Интернета. По состоянию на начало 2021 года число подписчиков данной группы превысило 11 тысяч человек, при этом достигаются высокие показатели как публикационной, так и пользовательской активности.

Второе место принадлежит проекту творческого коллектива Института социологии и регио-новедения Южного Федерального Университета «TikTok против экстремизма». В серии коротких роликов, выполненных в формате и стиле актуальной социальной сети, учащиеся с юмором представили актуальные идеи о недопустимости радикальных идей.

Третье место занял видеоролик «Старый друг» Д. С. Серикова. Короткий социальный ролик в нестандартной форме показывает взаимодействие двух старых друзей, один из которых увлекся радикальными идеями.

Отдельно можно выделить прошедшую вне конкурса игру FRIENDLY INTERNET, созданную студенткой АНОО ВО Воронежский институт высоких техноло-

гий Екатериной Миляковой. Игра представляет собой текстовый квест с различными вопросами по ежедневной безопасности в сети Интернет. Используя распространённый игровой формат Ren'Py и узнаваемую стилистику, автору удалось создать редкий сплав интерактивного теста с интерактивным художественным произведением. Подобное направление можно считать перспективным, поскольку позволяет геймифицировать вопро-

сы как цифровой гигиены, так и профилактики терроризма/экстремизма. Кроме того, с учётом популярности субкультуры ани-ме среди подростков и молодежи, представляется важной аккуратная работа в данном поле [4].

Все работы, поданные на конкурс в 2017-2020 годах и прошедшие в финальную его часть, были размещены на одностра-ничном сайте Фестиваля, в соответствующем году разделе [5].

Одной из причин, почему Фестиваль можно назвать примером удачной социальной акции, является разноплановость поданных работ. Для привлечения авторов используются варьирующиеся механизмы вовлечения в творческую деятельность, в зависимости от типа личности. Условно их можно разделить на методы подхода, стимулы вовлечения и вознаграждение.

К методам подхода относятся [6] творческая работа (реализовано творческой сущностью конкурса), работа малой группой (реализовано ориентацией на творческие коллективы) и задачи открытого типа. Последнее также лежит в основе Фестиваля — поставленная задача создания актуального позитивного контента предполагает множество направлений действия, без ограничения способов её достижения или форме/характеру.

К стимулам вовлечения [6], частично проистекающим как из стратегии, так и из методов подхода, относятся материальные (ожидаемые участниками призы, реклама, возможная награда от университета) и нематериальные (также ожидаемые сертификаты,

возможность получения практики и опыта по интересующим направлениям деятельности).

Как стратегия, так и стимулы вовлечения влияют на характер выбираемого организаторами вознаграждения. К нему относится наличие (и выбор) призов/ грамот/практики, предоставление площадки для рекламы творческих групп. Обеспечиваемое методологией саморазвитие является важным нематериальным вознаграждением.

Выбранная стратегия вовлечения тесно взаимосвязана с социальной стороной проекта. Для неё характерно объединение в себе воедино как методов подхода, так и стимулов вовлечения вместе с вознаграждениями.

С одной стороны, она диктует общественный, творческий формат работы участников Фестиваля. С другой — является своеобразным стимулом вовлечения. С третьей — обеспечивает чувство социальной значимости, являющееся ещё одним вознаграждением.

При безусловно важных общественной и социальной целях Фестиваля, не менее важна практическая сторона, более заметная для участников. Несмотря на свою нематериальность, она затрагивает всех его акторов.

Участники при создании конкурсных материалов нарабатывают определенный опыт в создании мультимедийного контента, что поможет им в дальнейшем саморазвитии. Кроме того, творческий процесс побуждает искать нестандартные подходы и взгляды на сущность и происхождение проблем терроризма

и экстремизма. Примером тому могут служить участники 2020 года. Серия роликов «TikTok против экстремизма» и игра Friendly Internet — это непривычные форматы социальной рекламы. Однако актуальность социальной сети и распространенность компьютерных игр вместе с субкультурой аниме делают их крайне востребованными в текущих реалиях.

С другой стороны, профилактические структуры получают обратную связь от собственно объекта профилактики, а также получают наглядный пример актуального антитеррористического и антиэкстремистского контента, созданного в тесном взаимодействии с целевой аудиторией. Подобный опыт может

помочь как в проведении аналогичных мероприятий и создании позитивного контента, так и в совершенствовании тактики построения профилактических мер.

Таким образом, Фестиваль социального контента «Я против терроризма и экстремизма» по ряду причин представляется удачным комплексным методом вовлечения молодежи в создание антитеррористического контента по следующим причинам:

— используемая организаторами стратегия вовлечения (сочетание нескольких методик и механизмов вовлечения), позволяет привлечь широкий пласт творческой молодежи, что ведёт к качественному развитию социального контента.

Логотип «Фестиваля социального медиаконтента»

— методики и механизмы вовлечения обеспечивают возможность для поиска новых форматов социальной рекламы, что в перспективе благотворно повлияет на разнообразие представленных площадок.

— падающее соотношение поданных материалов к допущенным до финального голосования на фоне возрастания общего роста числа поданных заявок свидетельствует о общем качественном росте.

— международный масштаб мероприятия свидетельствует о качественном развитии, что представляется крайне важным в контексте современных интеграционных теорий [7].

Литература и ссылки

1. Беляева Т. Н., Борисов С. В. Противодействие экстремизму (терроризму): приоритетное направление правоохранительной деятельности в аспекте обеспечения национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2020. №4 (56). С. 105—116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ protivodeystvie-ekstremizmu-terrorizmu-prioritetnoe-napravlenie-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-v-aspekte-obespecheniya-natsionalnoy (дата обращения: 20.02.2021).

2. Гаджигасанова Н. С. Особенности межэтнических представлений и социальных практик учащейся молодежи в контексте вузовского образования (на примере обучающихся ЯрГУ им. П. Г. Демидова) // Противодействие идеологии терроризма в

образовательной сфере и молодежной среде: сборник статей / составитель В. В. Каберник. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Москва: МГИМО— Университет, 2019. С. 59—72.

3. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде / под ред. А. П. Новикова. СПб.: ООО «Издательство «Русь», 2018. 96 с.

4. Страница в социальной сети «Вконтакте» с публикацией игры FRIENDLY INTERNET. URL: https:// vk.com/wall—112267450_5354.

5. Страница онлайн-фестива-ля «Я против терроризма и экстремизма». URL: https://videofest. ncpti.ru/.

6. Журавская Н. Т. Активизация самостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестник ТГПУ. 2010. №4. URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/ aktivizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-kak-faktor-formirovaniya-ih-innovatsionnogo-myshleniya (дата обращения: 26.02.2021).

7. Батоврина Е. В., Сорокина Т. А., Шестоперов А. М. Механизмы вовлечения молодежи в инновационную деятельность в Союзном государстве // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mehanizmy-vovlecheniya-molodezhi-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-soyuznom-gosudarstve (дата обращения: 20.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.