Научная статья на тему 'ПРОЕКТ О МЕДАЛЯХ ФРАНЧЕСКО АЛЬГАРОТТИ'

ПРОЕКТ О МЕДАЛЯХ ФРАНЧЕСКО АЛЬГАРОТТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧЕСКО АЛЬГАРОТТИ / МЕДАЛИ / МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО / XVIII ВЕК / ИСТОРИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьякова Марина Владимировна

В статье рассматривается проект о медалях Франческо Альгаротти. В своем «Очерке российской истории в медалях» Альгаротти предложил увековечить важные события истории России в медалях, таким образом отметив периоды правления Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Автор приходит к выводу, что сочинение Альгаротти способствовало созданию объективного образа России в глазах просвещенной части европейцев и укреплению престижа России как державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ABOUT MEDALS BY FRANCESCO ALGAROTTI

The article discusses the project about the medals of Francesco Algarotti. In his «Essay on Russian History in Medals», Algarotti proposed to perpetuate important events in the history of Russia in medals, thus noting the periods of the reign of Peter I, Anna Ioannovna, Elizabeth Petrovna, Catherine II. The author of the article comes to the conclusion that Algarotti’s essay contributed to the creation of an objective image of Russia in the eyes of the enlightened part of Europeans and strengthened the prestige of Russia as a power.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ О МЕДАЛЯХ ФРАНЧЕСКО АЛЬГАРОТТИ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 50-56 Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 50-56

https://imo.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-1-50-56

Научная статья

УДК [737.2(450):94(470+571)]|17|+929Альгаротти

Проект о медалях Франческо Альгаротти

М. В. Третьякова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет, Арзамасский филиал, Россия, 607220, г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, д. 36

Третьякова Марина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, обществознания и права, marinatretyakova@mailru, https://orcid.org/0000-0002-6158-8800

Аннотация. В статье рассматривается проект о медалях Франческо Альгаротти. В своем «Очерке российской истории в медалях» Альгаротти предложил увековечить важные события истории России в медалях, таким образом отметив периоды правления Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Автор приходит к выводу, что сочинение Альгаротти способствовало созданию объективного образа России в глазах просвещенной части европейцев и укреплению престижа России как державы. Ключевые слова: Франческо Альгаротти, медали, медальерное искусство, XVIII век, история России

Для цитирования: Третьякова М. В. Проект о медалях Франческо Альгаротти // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 50-56. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-1-50-56 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Project about medals by Francesco Algarotti M. V. Tretyakova

National Research State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, 36 K. Marx St., Arzamas, N. Novgorod region 607220, Russia Marina V. Tretyakova, marinatretyakova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6158-8800

Abstract. The article discusses the project about the medals of Francesco Algarotti. In his «Essay on Russian History in Medals», Algarotti proposed to perpetuate important events in the history of Russia in medals, thus noting the periods of the reign of Peter I, Anna Ioannovna, Elizabeth Petrovna, Catherine II. The author of the article comes to the conclusion that Algarotti's essay contributed to the creation of an objective image of Russia in the eyes of the enlightened part of Europeans and strengthened the prestige of Russia as a power. Keywords: Francesco Algarotti, medals, medal art, XVIII century, history of Russia

For citation: Tretyakova M. V. Project about medals by Francesco Algarotti. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2022, vol. 22, iss. 1, рр. 50-56 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-1-50-56

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Франческо Альгаротти (1712-1764) - представитель итальянского Просвещения, венецианский полимат, философ, поэт, эссеист, англофил, художественный критик и коллекционер, посетивший многие европейские страны1, побывавший в России в 1739 г., автор многочисленных сочинений, среди которых «Путешествие в Россию» и «Очерк российской истории в медалях». У Франческо Альгаротти А. С. Пушкин позаимствовал выражение «окно в Европу». Среди друзей и знакомых корреспондентов Франческо Альгаротти были Фридрих II Прусский, Вольтер, Жан-Батист де Буайе, маркиз д'Аржан, Пьер Луи Моро де Мопертюи, Жюльен Офре де Ламетри, Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд,

Томас Грей, Пьетро Метастазио, Бенедикт XIV, граф Генрих фон Брюль и др.

О графе Франческо Альгаротти известно, что он родился в семье богатого торговца Рок-ко Альгаротти, жившего в Венеции2. Его предки были родом из Падуи, отец и дядя занимались коллекционированием. В отличие от своего старшего брата Бономо Франческо Альгаротти не пошел по стопам родни, а решил стать писателем. Образование он получил в Венеции, Риме, Флоренции и Болонье. Изучал астрономию, физику, оптику, математику, древние языки3. Чтобы совершенствовать свое образование, в течение двух лет после 1732 г. жил в Падуе, Флоренции, Риме, а затем в 1734 г. отправился в турне4 по Ев-

ропе, побывав в Париже (с 1734-го по 1736-й г.), Лондоне (с марта по сентябрь 1736 г.)5. Его путешествие в Париж, Лондон и в Санкт-Петербург - не что иное, как гран-тур. В XVIII в. было принято, что молодые люди предпринимали обязательное путешествие - так называемый гран-тур -для совершенствования своего образования, расширения кругозора, приобретения разного рода впечатлений, с надеждой на то, что знакомства, завязанные в период этого вояжа, помогут в дальнейшей карьере, да и просто так было модно. Для молодых английских путешественников путь пролегал через Францию, Центральную Европу, Италию. Русские путешественники через Германию и Швейцарию добирались во Францию (Париж) и Англию (Лондон), не забывая побывать и в Италии. Маршрут Гран-тура мог быть и таким: Париж, Рим, Венеция, Флоренция и Неаполь6. Собственно, в этих городах, кроме Неаполя, и побывал Альгаротти, но в этот маршрут им были включены Лондон, города Пруссии, Саксонии и даже столица России.

Его умение поддержать беседу, приятная внешность, прекрасные манеры, образованность и эрудиция производили благоприятное впечатление как на парижских, так и английских его собеседников, включая светских дам. В Англии Альгаротти по рекомендации Вольтера был принят в Лондонское Королевское общество, а также стал членом и общества антиквариев7. В стране туманного Альбиона Франческо Альгаротти первый раз провел полгода, совершенствуя свой английский язык. Здесь он стал дружен (близок) с Джоном Харви, 2-м бароном Харви (16961743) и леди Мэри Уортли-Монтегю (1689-1762), став частью любовного треугольника. Очарованы Альгаротти были как Джон Харви, так и леди Мэри.

Одним из самых ранних произведений Фран-ческо Альгаротти, принесших ему известность, является работа Neutonianismo per le dame («Нью-тонизм для дам, или Диалоги о цвете и свете»), содержавшая информацию по астрономии, физике, математике, которая была завершена в 1737 г. После Англии Альгаротти вернулся в Италию. Там он останавливался в Венеции, Болонье, Милане, где завершил свой труд, затем перебрался во Францию и, наконец, снова вернулся в Англию.

В 1739 г. Альгаротти оказался в свите лорда Чарльза Калверта Балтимора, 5-го барона Балтимора (1699-1751), который на корабле «Августа» 21 мая отплыл из Грейвзенда в Балтийское море. Официальная делегация Великобритании во главе с лордом Балтимором, который должен был представлять английского короля Георга II на свадьбе Анны Леопольдовны Мекленбург-ской (Елизавета Катарина Кристина, принцесса Мекленбург-Шверинская (1718-1746) - внучка Ивана V по матери, правительница (регент) Российской империи с 9 ноября 1740 по 25 ноября

1741 г. при малолетнем императоре Иване VI) с Антоном Ульрихом Брауншвейг-Вольфенбют-тельским, направлялась в Санкт-Петербург. Свадьба состоялась 3 июля 1739 г.8 Участие в этой поездке Франческо Альгаротти можно объяснить его дружбой с Антиохом Кантемиром, с которым он был знаком с 1736 г. Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), русский дипломат молдавского происхождения, поэт, деятель раннего русского Просвещения, находился в Лондоне в 1732-1738 гг. на дипломатической службе.

Франческо Альгаротти и Антиоха Дмитриевича Кантемира связывала не только дружба. Последний перевел «Ньютонизм для дам» (до нас перевод не дошел) на русский язык9

С 1739 г., т. е. после пребывания в Санкт-Петербурге, началась служба Франческо Альга-ротти у Фридриха Прусского (1712-1786), короля Пруссии с 1740 г. Обратный маршрут в Англию проходил через Данциг и Гамбург. Вместо того чтобы сразу отплыть в Англию, путешественники задержались на континенте10, посетив Дрезден, Лейпциг, Берлин, Потсдам и Райнсберг, чтобы встретиться с кронпринцем Фридрихом Прусским. Вернувшись в Гамбург, отбыли в Англию. После ее посещения Альгаротти вернулся ко двору Фридриха Прусского, который стал в 1740 г. королем Пруссии.

В 1740 г. Франческо Альгаротти и его брат Бономо получили титул графа Пруссии. В 1741 г. Франческо Альгаротти сопровождал Фридриха в Байрейт, Кель, Страсбург и замок Мойланд, где они встречались с Вольтером, который был на водах в Клеве. Фридрихом II Франческо Альгаротти был отправлен как дипломат в Турин. Помимо дипломатических поручений, Франче-ско Альгаротти на службе у Фридриха II занимался пополнением художественных коллекций его, а также Августа III Саксонского. Франче-ско Альгаротти купил 21 полотно, среди которых были работы Жана-Этьена Лиотара, Джованни Баттиста Тьеполо для двора Августа III Саксонского (1696-1763), короля польского и великого князя литовского (с 30 июня 1734 г.), курфюрста саксонского (с 11 февраля 1733). Особо выделялась картина Жана-Этьена Лиотара «Прекрасная шоколадница», одна из жемчужин коллекции Дрезденской галереи старых мастеров. Сам Франческо Альгаротти весьма высоко отзывался об этой работе Лиотара. Кстати, кисти Ж.-Э. Лиотара принадлежит и портрет Франческо Альгаротти, написанный в 1745 г. Картина находится в Рейксмузеуме в Амстердаме. На полотне изображен молодой мужчина приятной внешности в голубом элегантном одеянии, подбитом мехом (горностая?).

В период с 1741-го по февраль 1753 г. Аль-гаротти жил то в Дрездене, то в Потсдаме, то в Берлине, периодически отлучаясь в Италию. Например, он уезжал туда, чтобы посетить археологические раскопки в Геркулануме. В 1747 г.

Франческо Альгаротти получил должность камергера при дворе короля Пруссии. В феврале 1753 г. он вернулся в Италию, чтобы поправить здоровье, сначала жил в Венеции, потом поселился в Болонье11. В 1762 г. Альгаротти перебрался в Пизу, считавшуюся тогда бальнеологическим курортом, где и умер от туберкулеза в 1764 г. Похоронен он на пизанском кладбище Кампосанто. По инициативе Фридриха II ему был поставлен памятник с надписью (по латыни): «Альгароту, сравнявшемуся с Овидием, ученику Ньютона -Фридрих Великий». Полное собрание сочинений Франческо Альгаротти было издано в 17 томах в Венеции в 1791-1794 гг.

В России (в Санкт-Петербурге) Альгаротти был летом 1739 г. Свои впечатления о стране он выразил в работах «Путешествие в Россию» (1760 г.), «Ода Ее Величеству Анне Иоанновне Императрице Всея Руси» (1739 г.) и «Очерк российской истории в медалях» (1764 г.). Самая ранняя работа - это 8 писем об этом путешествии, адресованных лорду Харви12. В первых двух письмах Альгаротти пишет о плавании по Северному морю, о Голландии, Дании и шведском побережье до входа в Балтийское море. Третье письмо написано в Кронштадте, остальные (пять) посвящены описанию военного, политического и экономического устройства Российской империи. Затем к этим письмам, датированным 1739 г., были добавлены еще четыре, написанные между 1750 и 1751 гг. и адресованные писателю, историку и археологу Шипионе Маффеи (1675-1755). В них были включены рассказы о попытках англичан установить английскую монополию в каспийской торговле. Полностью письма Альгаротти были опубликованы в 1759 г. в Париже на итальянском языке под названием «Письма о России» (Lettere sulla Russia)13.

Вторая работа - ода «Ода Ее Величеству Анне Иоанновне Императрице Всея Руси» -написана в 1739 г.14 Это стихотворное произведение, в котором в аллегорическом ключе воспевается русская императрица.

Третье сочинение «Очерк российской истории в медалях» написано в 1764 г.15 В переписке с графом М. И. Воронцовым (1714-1767) Аль-гаротти высказывает мысль о чеканке медалей на сюжеты русской истории16. В письме М. И. Воронцову от 13 февраля 1764 г. Альгаротти пишет: «Не устаю удивляться тому, что, хотя и существует увековеченная в металле история Франции времен Людовика XIV, никто до сих пор не позаботился создать подобную же историю России -а ведь Россия и в силу величия монархов, правивших ею, и в силу обширности ее земель совершила великие деяния во всех областях»17. Затем вниманию М. И. Воронцова он предлагает свой проект о медалях в честь памятных дат в истории России. В нем Альгаротти предложил увековечить важные (по его мнению) вехи

истории России в медалях, разбив отрезки истории России на периоды правления Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II. В основном события, которые должны быть увековечены медалями, это - военные кампании, строительство новой столицы Санкт-Петербурга, создание флота, просветительские проекты и т. п.

Формой памяти Франческо Альгаротти избрал медали18. Свой выбор он объясняет отсылкой к аналогичной коллекции медалей периода правления Людовика XIV, когда во Франции было популярно медальерное искусство. Напомним, что медаль (фр. medaille, от лат. metallum -металл) - «монетообразный памятный знак, обычно из металла, с изображениями и соответствующими поводу чеканки надписями; служат также почетными знаками и знаками, вручаемыми за заслуги. По форме медали обычно круглые или овальные»19. Кроме того, предложение Франческо Альгаротти отчеканить памятные медали можно объяснить и тем, что Италия считалась родиной медальерного искусства в Европе. Первые произведения этого рода относятся к концу XIV в. Основателем медальерного искусства считается живописец Антонио Пизано (около 1392-1395-1455), более известный под именем Пизанелло20 медальер. В Италии медальерное искусство было развито в XV-XVП вв., в XVIII в. оно переживало спад.

В такой форме увековечивания памяти исторических событий России сказались и предпочтения самого Альгаротти и его знакомство с коллекциями минцкабинетов Фридриха Прусского, Августа Саксонского, и традиции европейские, и тем, что медальерное искусство в России только зарождалось, хотя практика награждениями медалями существовала и ранее.

Первоначально в России функцию медалей выполняли монеты. В XV-XVП вв. участников того или иного сражения в русском государстве награждали «золотой деньгой»21. Первым правителем, при котором стали чеканить «золотые» (отвечающие по весовому стандарту венгерским, португальским и другим золотым монетам), предназначавшиеся только для награждения, был Иван III. В русских документах упоминается награждение «золотыми», начиная с 1469 г. Такая чеканка монет-медалей продолжалась и в последующие столетия, в XVI-XVП вв. В основном такие медали-монеты предназначались для лиц, участвовавших в военных походах и битвах. Золотые награды высших достоинств носили в допетровской Руси на золотых нагрудных цепях, остальные пришивались на одежду -на левый рукав кафтана или шапку.

Г. А. Мурашев пишет, что «в конце XVII -начале XVIII в. в России были учреждены первые медали как специально изготовленные почетные знаки отличия, не имевшие никакой связи с монетами. На аверсе, как правило, помещался портрет

царя с титулом, а на реверсе - сцена сражения и дата события, послужившего причиной для учреждения данной медали. Традиция выдачи особой медали всем участникам решающего сражения или победной кампании была сохранена»22. Традиция награждения отличившихся воинов в военных действиях развивалась и позднее. Особенно интенсивно поощрение медалями (монетами)23 практиковалось в период правления Петра I. В 1699 г. Петр I отметил золотыми медалями всех участников взятия Азова24. События Северной войны также были увековечены в медалях25. Например, медали в честь победы над шведами под деревней Эрестфер в Ливонии, в связи с морской победой над шведами у мыса Гангут, в честь победы под Полтавой в 1709 г. Над штемпелями работали Соломон Гуэн (?-1707) и Готфрид Гаупт (?-?). Лицевая сторона - портрет Петра I, обратная - изображения на военные темы26. В 1721 г. в честь Ништадтско-го мира со Швецией для награждения высшего и среднего командного состава была отчеканена27 золотая медаль28, для солдат - аналогичная по рисунку серебряная медаль размером в рублевую монету.

После смерти Петра I традиция массовых награждений медалями в русской армии была временно утрачена. Во второй половине XVIII в. в России вновь стали учреждаться наградные медали29. В 1759 г. российско-австрийская армия под командованием генерала П. С. Салтыкова (1700-1772) в битвах при Пальциге 12(23).07.1759 г. и Кунерсдорфе 1(12).08.1759 г. разгромила прусскую армию под командованием Фридриха Великого. Елизавета Петровна повелела отчеканить серебряные медали рублевого достоинства в качестве награды (как медаль) и вознаграждения (как деньги) русским воинам. Лицевая сторона медали - портрет императрицы, на обратной - фигура русского солдата на поле (работа медальера Т. И. Иванова).

В 1762 г. на российский престол в результате дворцового переворота взошла Екатерина II. По ее распоряжению в том же году были отчеканены из золота монеты рублевого достоинства, которые были розданы участникам дворцового переворота30. Эти золотые монеты по сути являлись наградами от императрицы гвардейским офицерам в ознаменование восшествия на престол, которому они активно способствовали.

Особое внимание качеству исполнения медалей стали уделять лишь при Петре I. Тогда же в «России впервые появились круглые монеты довольно изящной работы, изготовленные

31

выписанными из-за границы медальерами»31. В царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны над памятными медалями работал Якоб Штелин (1709-1785). При Екатерине II еще больше внимания стали обращать на художественность изготовления монет и медалей, в 1764 г. был основан особый медальерный класс

в Императорской академии художеств. Первым профессором медальерного искусства был француз Пьер-Луи Вернье. Одним из ведущих художников русской медальерной школы считается Тимофей Иванович Иванов (1729-1802) - автор многих медалей и памятных знаков, посвященных знаменательным историческим событиям времен царствования Петра I и Екатерины II. В царствование Екатерины II и Павла I известностью пользовались в России медальеры Иоганн Бальтазар Гасс (1730-1813), Иоганн Георг Каспар Иегер (1750-е - после 1791) и Карл Александрович Леберехт (1755-1827).

Вернемся к проекту чеканки медалей Аль-гаротти. В своем проекте он отмечает те события, которые, по его мнению, достойны памяти. Работа представляет собой небольшой очерк в несколько страниц, где приведен текст - лозунг (событие) на латыни. В издании на русском языке, которым мы пользовались, сохранен латинский текст и дан соответствующий перевод на русский. Франческо Альгаротти не пишет, что должно быть изображено на медали, видимо, оставляя это на усмотрение медальера, которого должны были бы привлечь к проекту.

Франческо Альгаротти выделил для чеканки памятных медалей в истории России четыре эпохи (периода): правления Петра I (1682-1725), Анны Иоанновны (1730-1740), Елизаветы Петровны (1741-1762) и Екатерины II (1762-1796), не удостоив своим вниманием правление Екатерины I (1725-1727), Петра II (1727-1730) и Петра III (1762).

По мнению Франческо Альгаротти, в память об эпохе Петра Великого следует отчеканить 24 медали, которые должны увековечить путешествие Петра I по Европе (великое посольство и его работу на верфях Саардама (2 медали)), основание Петербурга и освоение близлежащих к нему территорий (3 медали), создание флота (2 медали), военные победы (6 медалей), освоение морей (3 медали), основание Академии наук (1 медаль), оценка значения деятельности царя (5 медалей) и роль России в мире (2 медали)32.

Как видим, это турне русского царя по Европе, основание новой столицы, расширение территорий страны, оценка личности Петра в истории России и Европы, активное участие России в делах как Европы, так и Востока.

Отметим, что хотя проект Альгаротти и не был осуществлен, все-таки некоторые его идеи были реализованы. Например, были отчеканены следующие медали: медаль «В память учреждения флота в России», 1699 г.33 медаль «В память основания г. С. Петербурга»34, медаль «На возвращении Петра I из-за границы»35, 1717 г., медаль «В память учреждения флота на Балтийском море», где есть надпись - «Плавание по Балтийскому морю обезопасено»36, медаль «В память сооружения флотов на четырех мо-рях»37, серия медалей в честь Северной войны38,

среди которых отметим медаль «За Полтавскую баталию» - медаль в честь победы в Полтавской битве39. С одной стороны, Франческо Альгаротти предлагает свое видение памяти правления русского императора, а с другой стороны, многие его идеи были осуществлены уже при самом Петре I.

Для эпохи Анны Иоанновны Франческо Альгаротти предлагает отчеканить 14 медалей40, в которых должны были быть отражены события, достойные памяти: военные и политические победы (8 медалей), сооружение канала (1 медаль), торговля с Китаем (1 медаль), создание Кадетского корпуса (1 медаль), освоение новых земель (географические открытия) (3 медали).

В этой эпохе - отмечены сражения, войны в Европе и с турками и географические открытия. Но, как отмечают комментаторы текста «Очерка российской истории в медалях» Фран-ческо Альгаротти, «ни одна медаль, отражающая события царствования Анны Иоанновны, не значится в справочниках по русскому медальерному искусству XVIII в. Медали, о которых пишет Альгаротти, скорее всего, лишь предполагалось изготовить»41.

Следует все-таки отметить, что существуют и реальные медали, которые в какой-то степени соответствуют идеям Альгаротти, это медаль «Победа над татарами при Азове», 1736 г.42, которая была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе. Медальер лицевой стороны Г. В. Фестнер. Надписи на оборотной стороне медали: по окружности - «Настал день, в который женское оружие ниспровергло ваши замыслы», внизу под обрезом - «В сражении с татарами Азов взят у турок 1736»43 и медаль «Мир с Турцией», 1739 г.44 («На заключение мира с Турцией. 7 сентября 1739 г. (Слава Империи)». Л. ст.: «Крест короны между буквами «Т» и «I». На торгах 30 сентября 2017 г. аукционного дома «Империя» медаль была выставлена как лот 56, ее эстимейт составил 38 000-42 000 руб. (630700 $)45.

Последняя медаль была выполнены медальером Иоганном Карлом Гедлингером (1691-1771), швейцарским медальером, работавшим в Швеции и в России в 1735-1737 гг. Кроме этой медали, им были выполнены и штемпели «медалей в честь императрицы Анны Иоанновны, в память мира с Турцией в 1739 году, в честь вице-канцлера А. И. Остермана, адмирала Н. Ф. Головина и на штемпеле с портретом Елизаветы Петровны (неосуществлённой медали)»46.

В периоде правления Елизаветы Альгаротти выделил 12 событий47 и предложил отчеканить 3 медали в ознаменование прихода императрицы к власти, 3 медали в ознаменование ее военных и политических побед, медаль в знак благоустройства столицы, медаль в память о проведении реформы налогообложения, 4 медали, в которых была бы дана оценка значения деятельности царицы. В этой эпохе отмечены сражения,

войны в Европе, расширение границ, обустройство Петербурга, подчеркнута ее преемственность как правителя после периодов правления Петра I и Екатерины I, а также оценена личность правительницы.

Комментаторы «Очерка российской истории в медалях» полагают, что «из медалей, содержащихся в перечне Ф. Альгаротти и отражающих события царствования Елизаветы Петровны, только одна, с легендой: «Clementia augusta -Августейшая милость, которая прославляет милосердное деяние, а именно снятие оков с заключенных 15 декабря 1741 г.» - упоминается в справочнике В. П. Смирнова «Описание русских медалей» на с. 11448. Хотя есть и медаль «В память восшествия на престол Елизаветы Петровны», 1741 г.49, и медаль «На заключение мира со Швецией», 1743 г.50, и медаль «На прощение казенных недоимок», 1754 г.51

В эпохе Екатерины II Франческо Альгаротти выделил всего 7 событий52 - меньше всего, но период ее правления только начался. Фактически Альгаротти застал только два года ее правления, но итоги их оценил весьма высоко, в основном акцент сделав на ее просветительской деятельности, активно используя эпитет - Минерва, прилагаемый к Екатерине II ее современниками.

Для периода правления Екатерины II Альга-ротти предложил отчеканить 7 медалей: увековечивание законодательной (2 медали) и просветительской (1 медаль) деятельности императрицы, учреждение ею воспитательных домов (1 медаль), открытость страны (1 медаль), оценка личности императрицы (2 медали).

В основном надписи на медалях, предложенные Франческо Альгаротти, свидетельствует о том, что в русской императрице он видит в первую очередь мудрого и просвещенного правителя, подчеркивает ее интерес к законодательству, отмечает ее ум и любовь как к подданным, так, наверное, и любвеобильность к особо подданным, если расширительно толковать надпись последней медали, предложенной Альгаротти для правления Екатерины II: «Minerva Venusque in una/Минерва и Венера в ней сошлись»53.

Естественно, что и эти медали не были отчеканены, хотя в период правления Екатерины II были отчеканены медаль «На учреждение С. П. Б. воспитательного дома», 1763 г.54 и медаль «Для депутатов при Комиссии по составлению проекта »Нового уложения»», 1766 г.55

Несмотря на то, что проект Франческо Аль-гаротти так и остался невоплощенным в жизнь, некоторые его идеи были все-таки реализованы. Правда, не думаем, что по его предложению. Можно сказать, что в какой-то степени идеи Франческо Альгаротти были выражены в портретной серии медалей русских князей и царей и исторической серии, посвященной событиям древней русской истории - от Гостомысла до Яро-полка. Портретная серия русских князей и царей

была основана на средней части «Краткого русского летописца», написанного М. В. Ломоносовым совместно с А. И. Богдановым в 1760 г.56 По мнению А. С. Шкурко, «все медали этой серии однотипны. На их лицевых сторонах помещены портреты князей и царей, окружённые надписями с их именами, на оборотах - надписи. Над созданием медалей работали несколько медальеров, в частности И. Б. Гасс, И. Г. Вех-тер и С. Юдин. Серия была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе в 60-70-е годы XVIII века»57.

Вторая серия - серия исторических медалей - связана с именем Екатерины II58, которая в своих «Записках касательно российской истории», относящихся к 1783-1784 гг., сделала частью «описания проектов медалей, которые завершали каждый раздел, посвящённый тому или иному правлению. Всего было создано 235 проектов. ... Лицевые стороны заняты портретными изображениями князей для целого княжения. На оборотах - изображения и надписи, объясняющие события»59. Над штемпелями работали «медальеры Санкт-Петербургского монетного двора Т. Иванов, С. Юдин, И. Б. Гасс, И. К. Егер, И. Г. Вехтер, П. Бобровщиков, Н. и С. Алексеевы, С. Васильев»60.

Обращает на себя внимание и число медалей, которые предлагает отчеканить Альгаротти, привязав их к периодам правления монархов. Фактически две пары сакральных чисел: первая - 24 для периода правления Петра I и 12 для эпохи Елизаветы Петровны, и вторая - 14 для периода правления Анны Иоанновны и 7 для времени Екатерины II. Отсчетом для Франческо Альгаротти является именно эпоха Петра I, время петровских преобразований в России, которые были продолжены в период правления его преемников. Поэтому для этого времени и было предложено максимальное количество медалей. В связке с ним идет и период правления его дочери - Елизаветы, которому, соответственно, предназначается лишь 12 медалей. Затем идет следующая пара - Анна Иоанновна и Екатерина I, которым тоже отведены сакральные числа 14 и 7. Их, наверное, объединяет схожесть пути прихода к трону русских императриц через брак. Логичнее, конечно бы, с современной точки зрения, отчеканить большее количество медалей для периода Екатерины II. Но, возможно, что Франческо Альгаротти руководствовался другими соображениями, одним из которых было желание попытать удачи, найдя себе место при дворе Анны Иоанновны. Но не сложилось.

Таким образом, в своем «Очерке российской истории в медалях» Франческо Альгаротти пишет о значимых событиях в истории России, которые, по его мнению, достойны быть отраженными в медалях. Это, в первую очередь, военные и политические победы России, основание новой

столицы, строительство флота и освоение морей, географические открытия, законодательная и просветительская деятельность монархов, значение деятельности правителей для России и мира в целом. Многие идеи Франческо Альгаротти, особенно если речь шла об увековечивании военных побед, а также иных важных событиях в истории России, были уже воплощены в реальных медалях, отчеканенных по указу русских монархов. В любом случае можно сказать, что это сочинение так же, как и «Путешествие в Россию», способствовало созданию положительного образа России в глазах просвещенной части Европы и укреплению престижа России как державы, имевшей славное прошлое и активно участвовавшей в международной жизни стран Запада и Востока.

Примечания

1 Smeall Ch. L. How to become a renowned writer : Francesco Algarotti (1712-1764) and the uses of networking in eighteenth-century Europe. Department of History McGill University, Montreal. August 2010. A thesis submitted to McGill University in partial fulfilment of the requirements of the degree of Doctor of Philosophy. Montreal : McGill University, 2010. Р. 2.

2 Ibid. Р. 54.

3 См.: Володина И. П. Русские впечатления Франческо Альгоротти // Альгаротти Ф. Путешествие в Россию / изд. подгот. И. П. Володина и А. Ю. Миролюбова. СПб. : Наука, 2014. С. 202.

4 Smeall Ch. L. Op. cit. Р. 24.

5 Ibid. Р. 125.

6 Ibid. Р. 24.

7 Ibid. Р. 130.

8 См.: Володина И. П. Указ. соч. С. 227.

9 Там же. С. 208-211.

10 Smeall Ch. L. Op. cit. Р. 49, 213.

11 См.: Володина И. П. Указ. соч. С. 203.

12 Там же. С. 221-247.

13 Smeall Ch. L. Op. cit. Р. 206.

14 См.: Володина И. П. Указ. соч. С. 212-221.

15 Algarotti F. Saggio di storia metallica della Russia // Opere del Conte Algarotti, Cavaliere dell' Ordine del Merito e Ciamberlano di S. M. il Re di Prussia. T. 1-8. Livorno : M. Coltellini, 1764-1765. T. 5 : Opere varie. P. 21-25.

16 См.: Володина И. П. Указ. соч. С. 247.

17 Альгаротти Ф. Письма//Альгаротти Ф. Путешествие в Россию. С. 191.

18 См.: Щукина Е. С. Два века русской медали : Медальерное искусство в России. 1700-1917 гг. М. : ТЕРРА : ТЕРРА-Кн. клуб, 2000. С. 3.

19 Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. М. : Радио и связь, 1982. С. 175.

20 Там же. С. 176.

21 Мурашев Г. А. Титулы, чины, награды. СПб. : ООО «Издательство Полигон», 2001. С. 174.

22 Там же. С. 175.

23 См.: Щукина Е. С. Указ. соч. С. 7.

24 См.: Смирнов В. П. Описание русских медалей / сост. по поручению С.-Петербургского монетного двора д. чл. Имп. археологического ин-та, горный инженер В. П. Смирнов. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский монетный двор, 1908. 160. С. 77.

25 См.: Шкурко А. С. Медальерное искусство России XVIII века = Medallic Art in Russia XVIII c. // Дом Бурга-нова. Пространство культуры : научно-аналитический журнал. 2020. № 1. С. 94. URL: https://burganova-text.com/wp- content/uploads/2020/04/alla- s. - shkurko_ .pdf (дата обращения: 10.08.2021).

26 Там. же. С. 94.

27 См.: Смирнов В. П. Указ. соч. 209. С. 101.

28 См.: Шкурко А. С. Указ. соч. С. 95.

29 См.: Мурашев Г. А. Указ. соч. С. 176.

30 См.: Смирнов В. П. Указ. соч. 244/a. С. 126.

31 Шкурко А. С. Указ. соч. С. 80-99.

32 Algarotti F. Op. cit. P. 21-23.

33 Смирнов В. П. Указ. соч. 159/а. С. 76.

34 Там же. 168. С. 80-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Там же. 205/в. С. 99.

36 Там же. 169. С. 81.

37 Там же. 196/а. С. 94.

38 См.: Щукина Е. С. Указ. соч. С. 32.

39 См.: Смирнов В. П. Указ. соч. 181. С. 87-88.

40 Algarotti F. Op. cit. P. 23-24.

41 Примечания // Альгаротти Ф. Путешествие в Россию / изд. подгот. И. П. Володина, А. Ю. Миролюбова. С. 350.

42 Смирнов В. П. Указ. соч. 222. С. 110.

43 Монеты и медали царской России, СССР - numar.ru. Национальный электронный нумизматический архив. URL: https://numar.ru/medals/anna-ioannovna/voennye/ prices1830 (дата обращения: 16.08.2021).

44 Смирнов В. П. Указ. соч. 224. С. 111-112.

45 ООО Аукционный Дом «Империя». URL: http://www. auction- imperia. ru/ wdate. php ? t=offline&i = 68524 (дата обращения: 16.08.2021).

46 Шкурко А. С. Указ. соч. С. 96.

47 Algarotti F. Op. cit. P. 24-25. 48Примечания... С. 352.

49 См.: Смирнов В. П. Указ. соч. 226. С. 113.

50 Там же. 231/а. С. 116-117.

51 Там же. 235. С. 119.

52 Algarotti F. Op. cit. P. 25.

53 Ibidem.

54 См.: Смирнов В. П. Указ. соч. 248/а. С. 129.

55 Там же. Указ. соч. 258. С. 135.

56 См.: Щукина Е. С. Указ. соч. С. 40.

57 Шкурко А С. Указ. соч. С. 98-99.

58 См.: Щукина Е. С. Указ. соч. С. 70.

59 Там же. С. 71.

60 Там же.

Поступила в редакцию 25.08.2021; одобрена после рецензирования 05.09.2021; принята к публикации 10.11.2021 The article was submitted 25.08.2021; approved after reviewing 05.09.2021; accepted for publication 10.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.