Научная статья на тему 'Парные портреты на европейских и русских медалях'

Парные портреты на европейских и русских медалях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО / MEDALLIC ART / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ПОРТРЕТ / PORTRAIT / СИМВОЛ / SYMBOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Ульяна Михайловна

В статье освещается история появления и развития в европейском медальерном искусстве парного портрета в овальных или круглых рамках, а также история заимствования этого портрета и его последующая трансформация в русской медали XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Double portraits on the European and Russian medals

The article deals with the history and evolution of the double portrait in the round or oval frames in the European medallic art and its adaptation and transformation in the Russian medal of the 19 th century.

Текст научной работы на тему «Парные портреты на европейских и русских медалях»

У.М. ВОЛКОВА аспирант МПГУ

Парные портреты на европейских и русских медалях

Традиция парного портрета восходит к античной нумизматике и глиптике, когда бюсты супругов или соправителей помещали, как правило, на гладком фоне. Таков, например, ауреус с портретами императоров Кара (282-283) и Карина (283-285), отчеканенный в 283 г.1. Из ранних произведений глиптики можно привести в пример камею конца I в. до н.э. с изображением Друза Старшего и Антонии и инталию с портретами Октавии и Октавиана (I в. до н.э.)2. В античной и средневековой нумизматике встречаются изображения бюстов в декорированных рамках, хотя это более характерно для одиночных портретов.

Заключать два портретных бюста в декорированные рамки на европейской медали начали лишь с XVII в. Чаще всего такой тип портрета использовался в медальерном искусстве Священной Римской империи в период правления Леопольда I (1657-1705). Портреты на медалях напоминают камеи и инталии в оправе или монеты. В таком виде предстают как одиночные, так и парные портреты, кроме того часто можно встретить групповые портреты, оформленные в виде династических древ. Овальные или круглые рамки оформляются различными декоративными элементами, имеющими символическую связь с событием, которому посвящена медаль.

В 1690 г. Леопольд I короновал свою третью жену Элеонору императрицей, а своего сына Иосифа I - римским королем. На это событие нюрнбергский мастер Г. Хаутч создал медаль, на лицевой стороне которой представлены бюсты супругов Леопольда I и Элеоноры в овальных рамках. В качестве элемента, формирующего декоративное обрамление портретов, медальер использовал изображение коронованного двуглавого орла -символа власти и герба Священной Римской империи, -который придерживает эти портреты в клювах. На оборотной стороне той же медали в центре помещен бюст Иосифа I в круглой рамке и по кругу семь овальных медальонов с

Волкова Ульяна Михайловна, e-mail: ylianavolkova3@gmail.com

1 См.: Kluge B., Alram M. Gold Giganten. Das große Gold in der Münze und Medaille. Berlin, 2010, № II. 1.2.

2 См.: Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог. Л., 1988, № 68; Он же. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Каталог. Л., 1976, № 99.

изображениями курфюрстов Майнца, Кёльна, Саксонии, Пфальца, Бранденбурга, Баварии и Трира.

В последующее время парный портрет в овальных или круглых рамках практически исчезает из европейской медали -изображения парных бюстов располагаются на гладком фоне, а декоративные элементы, обрамляющие их, устраняются.

В России еще до возникновения искусства медали парные портреты можно встретить на донативных золотых монетах, относящихся ко времени регентства Софьи в 1682-1689 гг.1. На оборотных сторонах здесь помещены бюсты соправителей Петра и Иоанна, чуть выше которых изображен государственный герб - двуглавый орел. В медалях, связанных с событиями русской истории, использование парного портрета на гладком фоне связано, главным образом, с работами европейских медальеров. Одна из первых медалей с таким портретом была отчеканена в Берлине Я. Абрахамом. Она была посвящена союзу, заключенному между русским императором Петром III и прусским королем Фридрихом II в 1762 г. Затем на Санкт-Петербургском монетном дворе И.К.Г. Егер создал лицевую сторону для медали на бракосочетание великого князя Павла Петровича с Наталией Алексеевной в 1773 г.2. В русской медали XVIII в. парный портрет в декоративных рамках практически не встречается.

В европейском медальерном искусстве интерес к парному портрету в декоративных рамках возобновился во второй трети XIX в. В 1833 г. французский медальер Ж.-Ж. Барре создал медаль на посещение королевской семьей Парижского монетного двора3. Композиция ее лицевой стороны представляет собой уже известный тип парного портрета: две богато декорированных овальных рамки с бюстами короля Луи Филиппа I (18301848) и его супруги Марии Амалии. Над ними простирает руки крылатая богиня Виктория, внизу два амура держат коронованный щит, а на их фигуры наложена лента с надписью. Композиция отличается обилием деталей - вся поверхность лицевой стороны занята изображением. В последующем Ж.-Ж. Барре неоднократно использовал этот тип портрета для лицевых сторон медалей Луи Филиппа. Среди них медаль 1836 г. на посещение Парижского монетного двора королем обеих Сицилий Фердинандом II (1830-1859) и принцем Салерно.

Изображения Виктории, а точнее, тот мифологический элемент, который она привносит в эти медали, никак не связаны с событиями и не несут практически никакой смысловой

1 См.: Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1962, с. 119.

2 См.: Собрание русских медалей. Вып. III. СПб., 1841, № 172.

3 См.: Ganiage J. La medaille miroir des rois de France // La monnaie miroir des Rois. P., 1978, № 16.

или символической нагрузки, а выступают лишь в качестве декоративного элемента. Для французского медальерного искусства обращение к античной мифологии при инвенции изображений было традиционным. К началу XIX в., в эпоху Наполеона I (1799-1815), античные мифологические и даже нумизматические реминисценции стали особенно популярны1. Однако в последующие годы осмысление античных аллегорических образов в традиционном символическом ключе почти утрачивается - античные персонажи и их атрибуты играют роль лишь декоративных элементов. Медальерное искусство Ж.-Ж. Барре и его современников развивается в этом русле.

Работы Ж.-Ж. Барре 1833 и 1836 гг. повлияли на инвенцию парных медальных портретов в других европейских странах. Примером может служить медаль на открытие железнодорожного сообщения между Брюсселем и Парижем в 1846 г.2. Автором ее был бельгийский медальер Л.И. Харт. На лицевой стороне в центре помещены портреты бельгийского и французского королей - Леопольда I (1831-1865) и Луи Филиппа, хозяев двух соединенных железной артерией столиц. Среди немецких работ XIX в. можно привести в пример медаль на прибытие кронпринца Фридриха Вильгельма с супругой в Пруссию после их бракосочетания в 1858 г.3. Автором эскиза был А. Фишер, резчиком - В. Кулльрих, а чеканились медали в мастерской Лоос в Берлине. На лицевой стороне изображены портреты Фридриха Вильгельма и Виктории в овальных рамках, декорированных по образцу работы Ж.-Ж. Барре. Крылатый Гений держит над портретами ленту с растительным орнаментом, внизу изображены объединенные гербы супругов.

Если в европейском медальерном искусстве парный портрет в декорированных рамках встречается достаточно часто на протяжении нескольких веков, то в России он появляется только в эпоху правления императора Александра II (1855-1881). К наиболее ранним примерам относится изображение на наградной медали «За полезное», которая вручалась на выставке Императорского экономического общества в 1860 г. Автором эскиза был П.П. Уткин, резчиком штемпеля лицевой стороны -М.В. Кучкин, а оборотной - А.А. Семенов4. Композиция напоминает работы Ж.-Ж. Барре: в центре лицевой стороны помещены два круглых медальона с портретами императрицы Екатерины II

1 См.: Todd R. Napoleon's medals: Victory to the arts. Stroud, 2009.

2 См.: Wurzbach-Tannenberg W. Katalog meiner Sammlung von Medaillen, Plaketten und Jetons. Band 1. Zürich, 1943, № 1019.

3 См.: Steguweit W, Kluge B. Suum cuique. Medaillenkunst und Münzprägung in Brandenburg-Preußen. Berlin, 2008, № 165.

См.: Иверсен Ю.Б. Медали, выбитые в царствование императора Александра II. СПб., 1880, № 20.

и императора Александра II. Выше изображена крылатая Виктория (или Гений), держащая над медальонами лавровый венок и лавровую ветвь, ниже - сельскохозяйственные орудия и снопы пшеницы. В 1865 г. медальер М.В. Кучкин скопировал эту работу П.П. Уткина для наградной медали в память 100-летия Императорского экономического общества.

Позднее, в 1873 г., В.В. Алексеев вырезал штемпель лицевой стороны для памятной медали на 100-летие Горного института, а в 1888 г. - на открытие Томского университета. Две эти работы объединяются схожими композициями, причем первая была практически полностью скопирована с медалей Ж.-Ж. Барре. Русский мастер мог познакомиться с его произведениями во время своей поездки во Францию в 1864 г.,1 куда он был командирован для обучения работе на копировально-гра-вировальной машине. Однако В.В. Алексеев, как и некоторые другие отечественные медальеры, не просто копировал европейские медали, но при сохранении внешнего сходства менял смысл изображения - портреты императрицы Екатерины II и императора Александра II подчеркивают преемственность и юбилейный характер медали 1873 г. В качестве декоративного обрамления В.В. Алексеев использовал изображение Виктории, держащей над портретами лавровые венки и лавровую ветвь; как и во французской медали, эта богиня не связана напрямую с темой произведения. В.В. Алексеев немного изменил декор медальонов и нижнюю часть композиции: вместо щита с датой визита Луи Филиппа и его супруги на Парижский монетный двор на русской медали изображен коронованный гербовый щит с эмблемой Горного ведомства. Фигуры амуров были уместны рядом с портретом французской королевской четы, где они символизировали супружескую любовь, но для работы В.В. Алексеева они утратили значение. Мастер украсил гербовый щит дубовыми ветвями, перевязанными лентой. Лицевая сторона медали 1888 г. отличается от работы, выполненной 15 годами ранее: мастер избавился от обилия декоративных элементов, а портреты императоров Александра II и Александра III поместил в круглые рамки. Элементы европейской символики замещаются атрибутами российской государственной власти - императорской короной с лентами и гербовым щитом Российской империи, украшенными лавровыми ветвями.

Парный портрет в декорированных рамках появлялся в русском медальерном искусстве и в последующие годы. Например, в 1874 г. была отчеканена медаль на 100-летие Александ-

1 См.: Смирнов М.И. Со знаком «С.П.Б.»... Очерки истории Санкт-Петербургского монетного двора 1724-1994. Тольятти, 1994, с. 119.

ровского пушечного завода в Олонецком округе1. Автором лицевой стороны был медальер П.А. Мещеряков. В центре композиции на лицевой стороне, как и у предыдущих медалей -два овальных медальона с портретами Екатерины II и Александра II, заимствованных с медали В.В. Алексеева 1873 г. Над портретами изображена императорская корона с лентами, вплетенными в перекрещенные лавровые ветви. Между медальонами помещена эмблема Горного ведомства, а под ними - коронованный щит с гербом Олонецкой губернии, обрамленный лентой и наложенный на перекрещенные горные молоты. На заднем плане - две перекрещенные пушки, обвитые дубовыми ветвями. Вокруг гербового щита - пять снарядов, выпускавшихся на заводе (шарохи и коническая граната). Лицевые стороны медалей В.В. Алексеева и П.А. Мещерякова близки как композиционно, так и по смыслу: произведения были созданы в память учреждений, входящих в сферу Горного ведомства, и передают его символику.

Отечественные мастера переняли символический язык и основы построения композиции, характерные для европейского медальерного искусства. На примере того, как русские медальеры XIX в. использовали в своем творчестве парный портрет в декоративных рамках, хорошо виден процесс заимствования и трансформации европейских традиций в русской медали. Этот тип портрета дополняется понятными в России символами и атрибутами и становится одним из способов пропаганды достижений Российской империи.

Волкова У.М. Парные портреты на европейских и русских медалях. В статье освещается история появления и развития в европейском медальерном искусстве парного портрета в овальных или круглых рамках, а также история заимствования этого портрета и его последующая трансформация в русской медали XIX в.

Ключевые слова: медальерное искусство, культура, традиция, портрет, символ.

Volkova U.M. Double portraits on the European and Russian medals. The article deals with the history and evolution of the double portrait in the round or oval frames in the European medallic art and its adaptation and transformation in the Russian medal of the 19th century.

Key words: medalic art, culture, tradition, portrait, symbol.

1 См.: Смирнов В.П. Описание русских медалей. СПб., 1908, № 729.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.