КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 069
ПРОЕКТ «МУЗЕЙ ИСТОРИИ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК» В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДРОВЬЯ
Дмитриева Мария Александровна,
кандидат культурологии, директор (главный редактор), МБУ «Медиа центр Крапивинского муниципального района» (пгт. Крапивинский, Российская Федерация). E-mail: dmitrieva8484@inbox.ru
В статье раскрывается роль современного музея в процессе социокультурной адаптации аудитории с особыми потребностями. Одним из значимых условий в адаптационном процессе представляется построение музейной экспозиции в соответствии с принципами универсального дизайна. Согласно проекту «Музей истории народной игрушки» экспозиционное пространство смоделировано по принципам универсального дизайна и доступно посетителям всех возрастных групп, обладающими различными навыками, ресурсами и функциональными способностями. Это обеспечивает ее доступность для всех категорий участников, определяет стратегии использования музейного пространства и моделирует педагогически осмысленную и психологически аранжированную комфортную среду, привлекательную как для общества в целом, так и для аудитории с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: социокультурная адаптация музейными средствами, универсальный дизайн музейной экспозиции, социализация людей с ограниченными возможностями здоровья средствами народного творчества.
THE PROJECT «MUSEUM OF HISTORY OF FOLK TOYS» IS IN THE SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES
Dmitrieva Maria Alexandrovna,
candidate of Culturology, Director (editor) of the municipal budget institution «Media center of Krapivinskiy municipal district» (village Krapivinskiy, Russian Federation). E-mail: dmitrieva8484@inbox.ru
The article reveals the role of modern Museum in the process of adaptation of audience with special needs. One of the most important conditions in the adaptation process is the construction of the Museum exhibition in accordance with the principles of universal design. In accordance with the project «Museum of the history of folk toys» the exhibition space is modeled on the principles of universal design and is available to visitors of all age groups with different skills, resources and functional abilities. It makes it is available to all categories of participants, determines the strategy for the use of the Museum space and models pedagogically meaningful and psychologically arranged, comfortable environment that it is attractive as for society in General, as for audiences with disabilities.
Keywords: sociocultural adaptation by the museum means, universal design of the Museum exhibition, socialization of people with disabilities by means of folk art.
Сегодня исследователи отмечают «лавинообразное нарастание числа музеев, количества посетителей, специалистов в музейной сфере» [3, с. 3]. Возможно, в определенной степени это связано с изменением функций и структуры музейного сообщества, «с глубокими трансформациями, происходящими с самим музейным организмом» [12, с. 103]. Современный музей - это не только институт исторической памяти, но и активный
агент социальных процессов, для которого характерно усиление практической направленности его деятельности [13, с. 9, 19]. Обладая выработанной системой критериев и устойчивым положительным образом [10, с. 121-123], музей играет все более значительную роль «в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации» [8, с. 377].
По данным, приводимым Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии основной целевой аудиторией музейных мероприятий в нашей стране являются дети, а на втором по численности месте - социально незащищенные группы населения [7, с. 151]. Среди участников музейных программ значительную долю составляют люди с психофизическими нарушениями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с задержкой психического развития, а также социально незащищенные и маргинальные группы людей, нуждающиеся в социальной и культурной адаптации [17, с. 9]. Адаптация этих групп населения к условиям современной жизни с помощью различных культурных практик все чаще понимается музеями как одно из важных направлений деятельности. Это позволяет предположить, что «практика, связанная с активным использованием музеев в решении социальных проблем, является одним из механизмов, определяющих вектор их дальнейшего развития» [16, с. 376].
Те знания, которые «особые» посетители не могут освоить с помощью классических педагогических методик, можно передать в альтернативном формате. В музеологии осуществляется активный поиск средств, форм, методов, подходов, которые могли бы способствовать решению этих задач. В частности, к категории современных технологий относится заимствование из смежных сфер апробированных способов взаимодействия с аудиторией, нуждающейся в особых подходах. Одной из таких форм является зарекомендовавшая себя достаточно продуктивно в социальной педагогике технология создания универсального дизайна, учитывающего возможности различных категорий посетителей.
Следует отметить, что концепция и собственно определение «универсальный дизайн» находятся в стадии формирования. Практики и исследователи процесса, а также специалисты из смежных областей дискутируют на тему того, что входит в это понятие [14; 9]. Согласно формулировке Лори Рингерт, директора отдела научных исследований школы общественного здравоохранения (Университет штата Северная Каролина), научного сотрудника Канадского центра по изучению инвалидности, универсальным дизайном, или «дизайном для всех», следует считать «дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий их применяемости всеми людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей последних» [11, с. 4].
По определению статьи 2 Конвенции о правах инвалидов, универсальным является «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизай-
на». С другой стороны, неотъемлемым свойством универсального дизайна является его «гибкость», позволяющая совмещение со вспомогательными технологиями и применение дополнительных (ассистивных) устройств, если это необходимо для конкретных пользователей [19]. При проектировании в русле универсального дизайна учитываются не параметры некоего «среднестатистического пользователя», а интересы и потребности людей с различными интеллектуальными и физическими возможностями. В данном случае механизм универсального дизайна способствует безопасности, удобству и возможности более продуктивной эксплуатации пространства.
Универсальный дизайн - это нечто значительно большее, нежели просто определенный архитектурный стиль. Главная цель универсального дизайна - создание равных возможностей для участия всех людей в социокультурной жизни общества. В «Записке по вопросам системы вспомогательных технологий», составленной Министром по делам ветеранов США Г. Мэнсфилдом, универсальный дизайн определяется как «образ мышления о самом процессе дизайна, а также о том, как обеспечить комфорт и удобство для всех людей» [18, с. 14].
В последние годы понятие «универсальный дизайн» получило широкое распространение. Его роль в процессе обеспечения равенства для людей с ограниченными возможностями трудно переоценить, поскольку он призван к созданию «общества всеобщего включения». Критерием аутентичности универсального дизайна являются семь принципов, разработанных в Государственном университете штата Северная Каролина, США [20].
Принципы универсального дизайна раскрывают его сущность, задают алгоритм будущих решений, используются для оценки новых и уже внедренных проектов:
1. Дизайн предполагает равноправие в использовании для людей с разными физическими и интеллектуальными возможностями. Его характеризует отсутствие «сегрегации или стигматизации кого бы то ни было из числа пользователей» [11, с. 23].
2. Дизайн предусматривает возможность выбора способов применения, является гибким в использовании и соответствует широкому диапазону индивидуальных возможностей.
3. Дизайн предполагает простое и интуитивное использование, подкрепленное обеспечением эффективной поддержки и обратной связи в ходе выполнения задачи и после завершения процесса.
4. Дизайн эффективен при трансляции необходимой пользователю информации, независимо от его сенсорных способностей, дублируя представленную информацию с помощью изобразительных, вербальных, тактильных средств.
5. В случае ошибочных или непреднамеренных действий дизайн минимизирует их неблагоприятные последствия путем устранения или изоляции опасных элементов, а также благодаря сохранению работоспособности системы при отказе отдельных элементов.
6. Использование дизайна предполагает низкое физическое усилие потребителя и сохранение его физических сил при сведении к минимуму повторяемости действий и объема продолжительных физических усилий. При этом предусматривается возможность пребывания пользователя в нейтральном положении.
7. Дизайн обеспечивает соответствующий размер и место для доступа, досягаемости, манипулирования и использования компонентов в пределах комфортной досягаемости для пользователя, а также для вспомогательных приспособлений или оказания помощи со стороны другого человека.
Таким образом, в основе философии универсального дизайна лежит идея создания безопасной и эргономичной среда, отвечающей интересам всех потребителей. В музейной практике универсальный дизайн, призванный обеспечить доступ учреждения для инвалидов, одновременно повышает комфортность и для других посетителей, которые могут пользоваться пандусами, этикетками с укрупненным шрифтом, а также предметами из экспозиции тактильного доступа.
Критерии универсального дизайна концептуально учтены в социокультурном проекте «Музей истории народных игрушек». Проект направлен на создание доступной музейной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, улучшение качества жизни детей-инвалидов, формирование психологической культуры и толерантного сознания современного российского общества.
Проект имеет социотерапевтическое значение, поскольку он не только обеспечивает людям с ограниченными возможностями здоровья универсальную комфортную среду пребывания и свободный доступ к музейным ценностям, но и создает условия для их самореализации, занимается организацией разнообразного досуга и активного образа жизни, предоставляет возможность неформального общения, расширения кругозора, обмена впечатлениями. Многолетний опыт наблюдений говорит о том, что люди, особенно дети, ограниченные по той или иной причине в своих возможностях, очень часто обладают ярко выраженной индивидуальностью проявляющейся в творческой деятельности. Искусство и творчество иногда становятся единственной принимаемой формой диалога больных людей с окружающим миром. Согласно проекту люди с ограниченными возможностями здоровья могут ярко заявить о себе, продемонстрировав свое восприятие окружающей действительности. Приоритетными в ра-
боте являются не только творческие результаты деятельности в создаваемой в музее группе, но и позитивные изменения в их мироощущении и социальном функционировании.
Проект решает одну из серьезных проблем нашего времени - отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения в приобщении детей к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям, воспитании национального достоинства детей. Еще начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит цели возрождения генетической и культурной памяти детей, утверждению в создании моста своего «я» в системе «семья» -«род» - «народ» - «человечество». Система духовно-нравственного воспитания ребенка строиться на и через приобщения его к культурному наследию своего народа. И известно, что особую роль в приобщении ребенка к культурному наследию играет народная игрушка как средство выражения национального характера. При этом развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо еще с дошкольного возраста. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку и другом, и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.
Социокультурный проект «Музей истории народной игрушки» направлен на сохранение общенационального культурного наследия России и содействует формированию единого культурного пространства через знакомство с историей народной игрушки, с народными художественными промыслами. На протяжении многих веков народная игрушка изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности. В музее истории народной игрушки посетитель знакомясь с известными народными игрушечными промыслами нашей многонациональной страны, погружается в истоки народной культуры, приобщается к ее ценностям, взаимодействует с материальной и историко-бы-товой культурой народа, с его творчеством, искусством, фольклором. Музей истории народной игрушки демонстрирует культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность национальной культуры народов России, способствует уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур, дает мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми.
Результатом социокультурного проекта является музей истории народной игрушки экспозиционное пространство, которого смоделировано по принципам универсального дизайна и доступно
посетителям всех возрастных групп, обладающими различными навыками, ресурсами и функциональными способностями. Основой экспозиции является коллекция мастера плетения берестой Николаевой Ирины Владимировны. Уникальность данной коллекции в том, что она состоит из подлинных произведений народного искусства. Коллекция народной игрушки делится на три части: глиняная игрушка, деревянная игрушка, текстильная игрушка. Приобретенные экспонаты созданы мастерами центров народного творчества Центральной России, Алтая, Сибирского региона и Дальнего Востока по той технологии народного ремесла, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.
Ахитектоника музея позволит проводить му-зейно-педагогические занятия, как для обычных посетителей, так и для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Это отвечает первому принципу универсального дизайна - равноправие в использовании для людей с разными возможностями. В музее витрины при навесном варианте размещены на высоте, доступной для визуального восприятия с коляски, а при горизонтальном размещении - предусмотрено достаточное пространство для ног при подъезде коляски вплотную. Таким образом, в соответствии с седьмым принципом обеспечивается размер и место для доступа и использования.
Одним из отличительных свойств универсального дизайна является его эффективность при трансляции необходимой пользователю информации, путем ее дублирования с помощью изобразительных, вербальных и тактильных средств (принцип четвертый). В музее истории народной игрушки возможности для дублирования информации, способствующие ее восприятию, предоставляет экспозиционное пространство музея, где для посетителей специально подобраны предметы-копии музейных экспонатов, а также, муляжи, макеты, предметы из научно-вспомогательного фонда.
Наличие комфортных сидений в экспозиционном зале предполагает сохранение физических сил потребителя при передвижениях в ходе программы (принцип шестой).
Народная игрушка по своей природе выполняет коммуникативную функцию, поскольку служит средством полноценного, содержательного, позитивного общения. Народная игрушка является близким и понятным для восприятия, легко позволяет, в соответствии с третьим принципом универсального дизайна, понять предназначение экспозиции вне зависимости от опыта, знаний, навыков аудитории. Через познание народной игрушки в музее происходит приобщение к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа, а интерактивные игровые формы, занятия в мастерской ремесел предоставят воз-
можность всесторонне проявлять свою творческую активность.
Работа с разными каналами восприятия информации позволяет обратиться к воображению участников и создает атмосферу полного погружения в происходящее. Занятия, которые строятся в соответствии с игровыми практиками и методами, содействуют формированию социальных навыков у «особых» посетителей, так как требуют взаимодействия участников. Программа соответствует их реальным возможностям и потребностям, поскольку отвечает их физическим особенностям, возрасту, уже приобретенным социальным навыкам.
Программа включает в себя как разовое мероприятия: образовательные и театрализованные экскурсии, лекции, концерты, так и специально разработанные арттерапевтические циклы занятий, рассчитанные на несколько лет. На занятиях органично соединилось арттерапевтическое воздействия произведений декоративно-прикладного искусства и народного фольклора с психолого-педагогическим эффектом феномена общения. Беседа, диалог, в процессе которого происходит сопереживание, одушевление произведений декоративно-прикладного искусства и народного фольклора вызывают у посетителей эмоциональные отклики, которые закрепляются во время занятий декоративно-прикладным творчеством, поэтому занятия состоят из двух частей: на экспозиции музея, где посетители знакомятся с подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства и в мастерской, где существует возможность выполнения творческого задания под руководством опытного мастера.
Наличие коллекции для тактильного осмотра и технические ресурсы мастерской ремесел способствуют реализации второго принципа универсального дизайна: гибкость в использовании и соответствие широкому диапазону индивидуальных возможностей. При разработке методологии обратной связи учтены особенности различных участников: помимо вербальной связи, существует возможность выполнения творческого задания -в мастерской ремесел они могут получить и закрепить навыки работы в различных областях декоративно-прикладного искусства под руководством опытного мастера. На музейном сайте будет организована выставка-продажа детей-инвалидов средства, которой пойдут на дальнейшее развитие проекта. На средства от продажи билетов и сувенирной продукции в музее планируется приобретение аудио-гида, что сделает музей доступным для людей с нарушением слуха. Затем создание экспозиций для людей, лишенных зрения, тактильные и звуковые экспонаты, которые можно будет и потрогать и услышать. Согласно проекту, все семь принципов, характеризующие
универсальный дизайн, реализовались в экспозиции музея истории народной игрушки.
Таким образом, современный музей, сохраняя традиционные составляющие коммуникативной функции - образовательную, воспитательную, рекреационную, - в последнее время активно добавляет к ним новую - адаптационную. Этому способствуют изученные и доказанные экспертами в области музейной деятельности «гибкость» музея как культурной формы, его «адаптивность» как социокультурного института, его «долголетие» как исторического явления» [8, с. 377]. Реализуя адаптационную функцию, музей содействует социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Одним из значимых условий в адаптационном процессе представляется построение музейной экспозиции в соответствии с принципами универсального дизайна.
Согласно социокультурному проекту экспозиционное пространство музея истории народной игрушки смоделировано по принципам универсального дизайна и предполагает многостороннее эстетическое воздействие на посетителя: визуально - знакомство с музейной коллекцией, развитие эстетического восприятия произведений народного искусства и собственная творческая
деятельность, когда из посетителя-созерцателя формируется созидатель. При проектировании экспозиции в русле универсального дизайна в первую очередь учтены интересы и потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае музейное пространство становится реабилитационным полем для «особых» людей, расширяет информационные и коммуникативные возможности участников, доставляет им мгновения душевного покоя и радости.
Одним из последующих шагов реализации социокультурного проекта станет организация междисциплинарного симпозиума, в рамках которого можно было бы обсуждать роль творческого самовыражения в развитии человеческого потенциала, социализации и лечении, значение занятий народным искусством и творчеством как здоровьесберегающий ресурс. Проблема доступности музейной среды, создание адаптационных просветительских программ и экспозиций, методы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами народного искусства и творчества требуют научного осмысления и соответствующих социологических исследований, которыми продолжат заниматься в процессе реализации описываемого проекта.
Литература
1. Ваньшин, С. Н., Ваньшина, О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами / С. Н. Ваньшин, О. П. Ваньшина. - М.: Изд-во ГДМ, 2009. - 76 с.
2. Донина, И. Н. Гуманистический потенциал музейно-педагогических программ для детей с особыми потребностями (из опыта Государственного музея истории религии) / И. Н. Донина // Горизонты образования: Психология. Педагогика: Научно-методический журнал. - Севастополь, 2012. - № 3. - С. 36.
3. Дриккер, А. С. Музей в современном мире / А. С. Дриккер // Вопросы музеологии. - 2011. - № 1. - С. 3.
4. Именнова, Л. С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы: диссертация... доктора культурологии: 24.00.01 / Л. С. Именнова; [Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств]. - Москва, 2011. - 350 с.
5. Инновационные разработки. Музеям - от реабилитологов. [Электронная версия]. - Метод доступа: http://www.rehacomp.ru/indevelop/musium/
6. Клюкина, А. И. Музей и социализация инвалидов / А. И. Клюкина // Музей. - 2012. - № 2. - С. 8-10.
7. Лобанова, В. Музей как фактор развития территории / В. Лобанова // Музей и регион. - М., 2011. - С. 151.
8. Мастеница, Е. Н. Многомерный феномен музея / Е. Н. Мастеница // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конференции. - М., 2010. - С. 377.
9. Международная конференция «Универсальный дизайн, дружественная архитектура и публичное пространство». - Рига, 2012 г. - [Электронная версия]. - Метод доступа: http://www.ud2012.no/home.cfm
10. Никонова, А. А. Роль музея в формировании культурной идентичности / А. А. Никонова // Вопросы музеологии. - 2010. - № 2. - С. 119-123.
11. Рингерт Лори. Введение в универсальный дизайн: Канадско-российская программа по инвалидности. -2006. - [Электронная версия]. - Метод доступа: http://belvoi.ru/bez_bareer/Vvedenie V disain.doc
12. Сапанжа, О. С. Турист в современном музее: философия просвещения, технология просвещения / О. С. Са-панжа // Вопросы музеологии. - 2010. - № 2. - С. 103-106.
13. Соболева, Е. С., Эпштейн, М. З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире / Е. С. Соболева, М. З. Эпштейн // Вопросы музеологии. - 2011. - № 1. - С. 3.
14. Третья Международная конференция «Равные права - Равные возможности. Универсальный дизайн: новые концепции и лучшие примеры». // Секция «Современные методы адаптации музейных экспозиций для посетителей с разными видами инвалидности». - М., 2011. - [Электронная версия]. - Метод доступа: http://www.dszn.ru
15. Фролова, И. Е. Безбарьерная среда в музее: начать с начала / И. Е. Фролова // Музей. - 2012. - № 2. - С.12-15.
16. Шляхтина, Л. М. Современное музееведение и стратегия развития музеев XXI века / Л. М. Шляхтина // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конференции. - М., 2010. - С. 376.
17. Шляхтина, Л. М., Мастеница, Е. Н. Музейно-педагогическая мысль в России / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница // Исторические очерки. - СПб., 2006. - С. 9.
18. Assistive Technology Network Issue Brief (California) on Assistive Technology and Universal Design // Лори. Введение в универсальный дизайн: Канадско-российская программа по инвалидности. - 2006.
19. Jeffrey, Jerome. Simple Solutions: Home Automation Technology for Easy, Safe, and Accessible Living // Design Research and Methods Journal. - 2011. - Vol 1. - N1. - Center for Universal Design Archives.
20. North Carolina State University. College of Design. Center оf Universal Design and services or assistance. - [Электронная версия]. - Метод доступа: http://www.ncsu.edu/project/design-projects/udi/contact/
Refereces
1. Vanshin, S. N., Vanshina, O. P. Sotsiokul'turnaya reabilitatsiya invalidov muzeynymi sredstvami [Sociocultural rehabilitation of disabled people museum means]. - M.: GDM publishing house, 2009. - 76 p. (In Russ.).
2. Donina, I. N. Gumanisticheskiy potentsial muzeyno-pedagogicheskikh programm dlya detey s osobymi potrebnost-yami (iz opyta Gosudarstvennogo muzeya istorii religii) [Humanistic potential of museum and pedagogical programs for children with special needs (from experience of State Museum of the History of Religion)] / I. // the education Horizons: Psychology. Pedagogics: Scientific and methodical magazine. - Sevastopol, 2012. - No. 3. - P. 36. (In Russ.).
3. Drikker, A. S. Muzey v sovremennom mire [Muzeum in the modern world]. Voprosy muzeologii [Muzeologiya Questions]. - 2011. - № 1. - P. 3.
4. Imennova, L. S. Muzey v sotsiokul'turnoy sisteme obshchestva: missiya, tendentsii, perspektivy: dissertatsiya... doktora kul'turologii: 24.00.01. [Muzeum in sociocultural system of society: mission, tendencies, prospects: thesis. doctors of cultural science: 24.00.01]. L. S. Imennova; Mesto zashchity: Moskovskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv [Place of protection: Moscow State University of culture and arts]. - Moscow, 2011. - 350 p. (In Russ.).
5. Innovatsionnye razrabotki. Muzeyam - ot reabilitologov [Innovative developments. To the museums - from reabil-itolog]. Elektronnaya versiya [Electronic version]. - Access method: http://www.rehacomp.ru/indevelop/musium/
6. Klyukina, A. I. Muzey i sotsializatsiya invalidov [Muzey and socialization of disabled people]. - Muzey. - 2012. - № 2 [Museum. - 2012. - N. 2.]. - P. 8-10. (In Russ.).
7. Lobanova, V. Muzey kak faktor razvitiya territorii [Muzeum as factor of development of the territory]. Muzey i region [Museum and region]. - M, 2011. - P. 151. (In Russ.).
8. Mastenitsa, E. N. Mnogomernyy fenomen muzeya [Multidimensional phenomenon of museum]. Nasledie v epokhu sotsiokul'turnykh transformatsiy: Materialy mezhdunarodnoy konferentsii [Heritage during an era of sociocultural transformations: Materialy mezhdunarodnoy konferentsii. - M, 2010. - P. 377.
9. International conference «Universal Design, Friendly Architecture and Public Space». - Threshing barn, 2012 - [The electronic version]. - Access method: http://www.ud2012.no/home.cfm
10. Nikonova, A. A. Rol' muzeya v formirovanii kul'turnoy identichnosti [Rol of the museum in formation of cultural identity]. Voprosy muzeologii [Muzeologi ya Questions]. - 2010. - N. 2. - P. 119-123. (In Russ.).
11. Ringert Laurie. Vvedenie v universal'nyy dizayn: Kanadsko-rossiyskaya programma po Introduction to universal design: Canadian-Russian program for disability. - 2006. - [Electronic version]. - Access method: http://belvoi.ru/ bez_bareer/Vvedenie v disain.doc
12. The Sapanzha, O. S. Turist v sovremennom muzee: filosofiya prosveshcheniya, tekhnologiya prosveshcheniya [Turist in the modern museum: education philosophy, technology of education]. Voprosy muzeologii [Muzeologiya Questions]. - 2010. - N. 2. - P. 103-106. (In Russ.).
13. Soboleva, E. S., Epstein, M. Z. Evolyutsiya kontseptsii muzeev v menyayushchemsya mire [Evolution of the concept of the museums in the changing world]. Voprosy muzeologii [Muzeologiya Questions]. - 2011. - N. 1. - P. 3. (In Russ.).
14. Tret'ya Mezhdunarodnaya konferentsiya «Ravnye prava - Ravnye vozmozhnosti. Universal'nyy dizayn: novye kontseptsii i luchshie primery» [The third International conference «The equal rights - Equal opportunities. Universal design: new concepts and the best examples»]. Sektsiya «Sovremennye metody adaptatsii muzeynykh ekspozitsiy dlya posetiteley s raznymi vidami invalidnosti» [Section «Modern Methods of Adaptation of Museum Expositions for Visitors with Different Types of Disability»]. - M, 2011. - [Electronic version]. - Access method: http://www.dszn.ru
15. Frolova, I. E. Bezbar'ernaya sreda v muzee: nachat' s nachala [The barrier-free environment in the museum: to begin with beginning]. Muzey [Museum]. - 2012. - N. 2. - P. 12-15. (In Russ.).
16. Shlyakhtina, L. M. Sovremennoe muzeevedenie i strategiya razvitiya muzeev XXI veka [Modern museology and development strategy of the museums of the XXIst century]. Nasledie v epokhu sotsiokul'turnykh transformatsiy: Materialy mezhdunarodnoy konferentsii [Heritage during an era of sociocultural transformations: Materials of the international conference]. - M, 2010. - P. 376. (In Russ.).
17. Shlyakhtina, L. M., Mastenitsa, E. N. Muzeyno-pedagogicheskaya mysl' v Rossii [A museum and pedagogical thought in Russia]. Istoricheskie ocherki [Historical sketches]. - SPb., 2006. - P. 9. (In Russ.).
18. Assistive Technology Network Issue Brief (California) on Assistive Technology and Universal Design // Lori. Introduction to universal design: Canadian-Russian program for disability. - 2006. (In Eng.)
19. Jeffrey, Jerome. Simple Solutions: Home Automation Technology for Easy, Safe, and Accessible Living // Design Research and Methods Journal. - 2011. - Vol 1. - N1. - Center for Universal Design Archives. (In Eng.)
20. North Carolina State University. College of Design. Center оf Universal Design and services or assistance. - [Electronic version]. - Access method: http://www.ncsu.edu/project/design-projects/udi/contact/ (In Eng.).
УДК 069
КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ШЕСТАКОВСКОГО ИСТОРИКО-ПРИРОДНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
Кулемзин Анатолий Михайлович,
доктор культурологии, профессор, ведущий научный сотрудник, ФБГУО «Кемеровский государственный институт культуры» (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: kulemzin41@mail.ru
Обосновывается необходимость создания в Кемеровской области музея-заповедника на базе комплекса уникальных объектов исторического, культурного и природного наследия у с. Шестаков в Среднекийской микрокотловине1. Здесь на небольшой территории плотно сосредоточены археологические памятники от верхнего палеолита до раннего средневековья, три местонахождения окаменелостей динозавров и других животных Раннемелового периода, обширное болото - место обитания редких и исчезающих животных и растений, три потухших вулкана и другие объекты. Предлагается концепция музея - основа для разработки проекта музея.
Ключевые слова: Кемеровская область, Шестаково, Среднекийская микрокотловина, памятники археологии, уникальные объекты природы, наследие, динозавры, музеефикация.
THE CONCEPT AND METHODOLOGY OF CREATING SHOSTAKOVSKIY HISTORICAL AND NATURAL MUSEUM-RESERVE
Kulemzin Anatoly Mikhaylovich,
doctor of Culturology, Full Professor, leading researcher, Kemerovo state Institute of culture (Kemerovo, Rusian Federation). E-mail: kulemzin41@mail.ru
In the article the necessity of creation in the Kemerovo Region Museum-Reserve on the basis of a complex of unique objects of historical, cultural and natural heritage near Shestakovo village in middle basin of the river Kiya.
The archaeological sites from the Upper Paleolithic to the early Middle Ages, three location of fossils of dinosaurs and other animals of the Early Cretaceous period, a vast swamp - the habitat of rare and endangered animals and plants, three extinct volcanoes, and other objects are densely concentrated on a small area. Author proposes the concept of the museum as the basis for the development of the museum project. Keywords: Kemerovo region, Shestakovo, the middle basin of the river Kiya, archaeological monuments, unique objects of nature, heritage, dinosaurs, museumification..
В нашей стране и за рубежом Кемеровская область известна как Кузбасс - край угольной, металлургической, химической и машиностроительной промышленности. Вместе с тем Ке-
меровская область богата памятниками истории и культуры, а также уникальными объектами природного наследия. Здесь имеются прекрасные примеры сохранения и использования объектов
1. Более подробная концепция и проект музея-заповедника изложен в «Кулемзин А.М. Восьмое чудо Кузбасса. Шестаковский музей-заповедник: концепция создания и развития [Текст]: методическое пособие / А.М.Ку-лемзин.- Кемерово: Кемеров. Гос. Ун-т культуры и искусств, 2015. 106 с.»