Научная статья на тему 'Проект модельного закона Содружества Независимых государств «Об обеспечении безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий»: основания разработки, перспективы и предложения'

Проект модельного закона Содружества Независимых государств «Об обеспечении безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий»: основания разработки, перспективы и предложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MODEL LAW / SPORTS EVENTS / THE COMMONWEALTHS OF INDEPENDENT STATES / MEMBER STATES / SAFETY / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВА УЧАСТНИКИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пролетенкова Светлана Евгеньевна, Беликов Александр Павлович

В статье исследуются вопросы необходимости разработки и принятия модельного закона Содружества Независимых Государств «Об обеспечении безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий». Авторами представлен проект указанного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пролетенкова Светлана Евгеньевна, Беликов Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFT OF MODEL LAW OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES «ON ENSURING THE SECURITY OF MAJOR INTERNATIONAL AND MASS SPORTS EVENTS»: THE BASE OF DEVELOPMENT, PROSPECTS AND PROPOSALS

The article questions the need for the development and adoption of Commonwealths of Independent States model law «On ensuring the safety of large international and mass sports events». The presented project of the act.

Текст научной работы на тему «Проект модельного закона Содружества Независимых государств «Об обеспечении безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий»: основания разработки, перспективы и предложения»

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА

УДК 796 ББК 75

© 2016 г. С. Е. Пролетенкова,

главный научный сотрудник НИЦ № 4 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России доктор юридических наук, доцент. Тел.: 8 (916) 143-93-49.

А. П. Беликов,

старший научный сотрудник отдела по обеспечению деятельности научной секции, научно-консультативного совета и подготовки научных кадров Центра организации обеспечения научно-исследовательских работ Всероссийского научно-исследовательского института МВД России кандидат юридических наук. Тел.: 8 (926) 166-61-32.

ПРОЕКТ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»: ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В статье исследуются вопросы необходимости разработки и принятия модельного закона Содружества Независимых Государств «Об обеспечении безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий». Авторами представлен проект указанного закона.

Ключевые слова: модельный закон, спортивные мероприятия, государства - участники Содружества Независимых Государств, безопасность.

S. E. Proletenkova - Chief Scientific officer, Scientific Centre № 4, all-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Associate Professor.

A. P. Belikov - Senior Researcher, Department Ensuring the Scientific Sections Activities, Scientific Advisory Board and Research Training Centre to provide Scientific Research all-Russian Research Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

DRAFT OF MODEL LAW OFTHE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES «ON ENSURING THE SECURITY OF MAJOR INTERNATIONAL AND MASS SPORTS EVENTS»: THE BASE OF DEVELOPMENT, PROSPECTS AND PROPOSALS

The article questions the need for the development and adoption of Commonwealths of Independent States model law «On ensuring the safety of large international and mass sports events». The presented project of the act. Key words: model law, sports events, the Commonwealths of Independent States, member states, safety.

Важной составной частью социально-экономической политики каждого государства является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Не случайно именно эти вопросы достаточно часто становятся предметом обсуждения первых лиц государства. На одном из последних масштабных мероприятий - заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта в городе Казани (22 апреля 2016 года) - Президент России В. В. Путин дал ряд поручений по «разработке комплекса мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого развития физической культуры и спорта в России» [1].

В ведущих государствах мира речь сегодня идет о коренном изменении социального статуса физической культуры и спорта как одной

из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ жизни людей, жизнеспособность населения, престиж государства [2, с. 3]. В связи с этим, являясь носителем общественных интересов, каждое государство стремится сформировать не только общенациональную модель физкультурно-спортивно-го движения, но и интегрироваться в мировую систему спортивных связей, имеющую многочисленные направления: спортивное, лечебно-реабилитационное, профессионально-прикладное, физкультурно-рекреативное, адаптивное, физкультурно-гигиеническое и пр. Многообразность проявлений указанной системы, ее многофункциональность и разноплановость требуют, как и другие сферы деятельности людей, нормативно-правового регулирования и обеспечения. Появление междуна-

родных нормативных правовых актов в сфере физической культуры и спорта обусловлено, с одной стороны, выработкой единообразной политики в физкультурно-спортивной отрасли и неких единых принципов последующей деятельности, а с другой стороны, необходимостью создания единой нормативной правовой базы для работы с национальными федерациями и министерствами, клубами и спортсменами.

Так, в настоящее время приняты и успешно действуют Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 года, Спортивная хартия Европы 1992 года, Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте 2005 года, Международная конвенция против апартеида в спорте 1986 года, Кодекс спортивной этики Совета Европы 1985 года, Конвенция против применения допинга 1989 года, Най-робский договор об охране олимпийского символа 1981 года и др.

Целый ряд международных правовых актов направлен на противодействие негативным проявлениям в сфере спорта, борьбу с правонарушениями в ходе проведения спортивных мероприятий. Среди них особое значение имеют: Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей 1985 года, Декларация Совета Европы «О борьбе с насилием среди зрителей» 1999 года, Рекомендации Совета Европы по борьбе с хулиганством в футболе 1999 года, Рекомендации Совета Европы относительно идентификации нарушителей и обмена информацией во время чемпионатов Европы и мира по футболу 2000 года, Резолюция Европейского союза по профилактике и борьбе против хулиганства в футболе 1997 года и др. Некоторые из международных документов регламентируют общие вопросы, связанные с сотрудничеством в сфере борьбы с преступностью, затрагивая при этом вопросы спортивной деятельности: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений 1983 года и пр. Особо следует отметить, что в настоящее время происходит согласование проекта Конвенции Совета Европы о едином подходе к обеспечению безопасности, охране общественного порядка и обслуживанию во время спортивных соревнований (Страсбург, Франция).

Существенное внимание вопросам проведения физкультурно-спортивных мероприя-

тий и развитию спорта уделяется в рамках СНГ. Так, Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ приняты Модельный закон о студенческом спорте (Санкт-Петербург, 16 июня 2003 года), Модельный закон о национальных видах спорта (Санкт-Петербург, 26 марта 2002 года), Модельный закон о профессиональном спорте (Санкт-Петербург, 31 мая 2007 года).

Советом глав правительств СНГ утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года (Ашхабад, 30 мая 2012 года), в которой определены основные цели, задачи и направления межгосударственного сотрудничества в деле развития физической культуры и спорта в СНГ.

Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание к сфере обеспечения безопасности в спорте, общемировые тенденции позволяют говорить о том, что не все проблемы в этой области решены. Многие авторы отмечают сложности при подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий, связанные с повышенной опасностью совершения террористических актов. В частности, И. А. Селезнев указывает на то, что «крупные спортивные мероприятия, и прежде всего Олимпийские игры, используются террористами для достижения своих целей. При этом цели террористов включают не только нанесение максимального материального ущерба и человеческие жертвы, но и получение возможности широкой рекламы» [3, с. 7].

Факты свидетельствуют о недопустимо высоком числе случаев экстремистских действий, групповых нарушений общественного порядка, хулиганского поведения в местах проведения массовых мероприятий, в том числе спортивных соревнований. При этом подобные негативные проявления наиболее часто возникают при проведении соревнований по игровым видам спорта международного уровня либо при участии в спортивных соревнованиях команд, являющихся центром активных фанатских движений, имеющих длительную историю взаимного противоборства.

В рамках СНГ указанные проблемы наиболее часто проявляются в Российской Федерации, Беларуси, Казахстане.

Анализ нормативного правового обеспечения сферы спортивной безопасности позволяет утверждать о неравномерности его развития в странах СНГ. Так, Беларусь, Россия, Казахстан, Молдова предпринимают определенные усилия по нормативной модерниза-

ции данного сектора безопасности, другие страны, которые составляют большинство, в повседневной практике руководствуются общими правовыми предписаниями в сфере организации и проведения массовых мероприятий, что минимизирует возможность воздействия на специфические признаки общественных отношений, существенно снижает предупредительно-профилактические возможности деятельности уполномоченных субъектов обеспечения безопасности в рассматриваемой сфере. «В настоящее время ни одно государство - участник СНГ не обладает систематизированной нормативной правовой базой по обеспечению безопасности при проведении спортивных мероприятий либо даже единым нормативным правовым актом, регламентирующим подобного рода правоотношения» [4, с. 21].

Такое положение дел несет в себе как минимум три существенных негативных тенденции: 1) создает реальную и потенциальную незащищенность всех категорий участников массовых спортивных соревнований, проводимых в рамках СНГ, от угроз безопасности в сфере спорта; 2) несет имиджевые потери, связанные с организацией и проведением крупных спортивных соревнований в рамках СНГ; 3) тормозит интеграцию стран СНГ в общемировую систему обеспечения спортивной безопасности.

Это свидетельствует в пользу необходимости разработки и принятия модельного закона СНГ «Об обеспечении безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий» (далее - Модельный закон), который стал бы отправной точкой единообразного развития нормативной правовой базы государств - участников СНГ в указанной сфере. Вместе с тем справедливо отметить, что в современных условиях имеется целый ряд объективных и субъективных причин, позволяющих утверждать, что одно лишь принятие модельного закона вряд ли повлияет на существующее положение дел. Таким образом, представляется, что разработка и принятие модельного закона актуальны только в том случае, если, будучи подчиненным логике нормотворчества, он послужит основой для системы соподчиненных нормативных актов, которые в совокупности представляют собой матрицу принятия конкретных организационных, финансовых, хозяйственных, управленческих решений и действий, направленных на всестороннее обеспечение безопасности массовых спортивных мероприятий.

В связи с вышеизложенным главными це-

лями правового регулирования модельного закона должны выступать:

1) внедрение в СНГ единообразных подходов к законодательному закреплению полномочий органов государственной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий;

2) установление единообразного порядка организации и проведения массовых спортивных мероприятий;

3) нормативное решение всех вопросов, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка, в том числе распределением ответственности между всеми субъектами обеспечения безопасности, выработкой требований к технической оснащенности объектов спорта, сертификацией и категорированием объектов спорта, закреплением основ межгосударственного взаимодействия в рассматриваемой сфере и др.;

4) нормативное закрепление рекомендаций по привлечению к юридической ответственности за нарушение правопорядка и общественной безопасности в период проведения спортивных мероприятий.

Предметом регулирования модельного закона должны быть общественные отношения, возникающие в связи с проведением международных массовых спортивных мероприятий на территории СНГ. Действие модельного закона не может распространяться на иные зрелищные мероприятия, проводимые в рамках СНГ.

Основными задачами модельного закона должны являться:

- распределение ответственности за обеспечение безопасности лиц, участников спортивных мероприятий;

- внедрение единообразной терминологии в сфере обеспечения безопасности массовых спортивных мероприятий;

- координация деятельности всех субъектов организации и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на спортивных сооружениях;

- разработка и реализация нормативных актов, устанавливающих порядок и правила проведения массовых мероприятий и поведения участников спортивных соревнований, технические требования, национальные стандарты к физкультурно-спортивным сооружениям, а также меры уголовной и административной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения;

- пропаганда среди населения, в первую очередь среди молодежи, направленная на борьбу с насилием в спорте и хулиганством;

- улучшение качества социально-профилактической работы с болельщиками;

- создание эффективной системы связи с общественностью (предоставление информации в СМИ, организация встреч с болельщиками и др.), координация обмена информацией с соответствующими ведомствами и организациями зарубежных стран;

- обеспечение эксплуатационной надежности строительных конструкций физкультур-но-спортивных сооружений.

Примерная структура проекта модельного закона может включать в себя следующие главы, содержащие дополнительные разделы по конкретизации общих положений:

Глава 1 . Общие положения.

Глава 2. Порядок организации и проведения спортивного или иного массового мероприятия (в том числе закрепление требований к организаторам спортивных мероприятий; к местам, объектам, трассам и т. д. проведения спортивных мероприятий; к порядку приостановления, запрещения спортивных мероприятий, взаимодействия всех лиц, участвующих в организации и обеспечении безопасности мероприятия, особенно распорядителей, стюардов, волонтеров и др.; к ограничению продажи спиртных напитков, проносу запрещенных предметов, использованию во время проведения соревнований запрещенных средств поддержки).

Глава 3. Безопасность спортивных и иных массовых мероприятий, а также сооружений (в том числе основы сертификации и катего-рирования объектов спорта; требования к коммерческим службам, привлекаемым к обеспечению безопасности; основы распределения ответственности за обеспечение безопасности между субъектами обеспечения безопасности; требования к оснащению мест проведения

Литература

1. http://www.kremlin.ru/press/announcements/ 51766

2. Медведев С. А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

3. Селезнев И. А. Противодействие политическому терроризму в сфере международного спорта: дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.

4. Красовский С. Я. К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Право. 2013. № 4.

спортивных мероприятий техническими средствами охраны; установление запрета на возбуждение вражды и призывы к насилию, на незаконное проникновение на территорию спортивных объектов или иных мест проведения спортивных мероприятий в период подготовки и их непосредственного проведения).

Глава 4. Правила поведения участников мероприятия.

Глава 5. Ответственность за нарушения в сфере организации и проведения массовых спортивных мероприятий (предусмотреть исчерпывающий перечень деяний, влекущих административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую ответственность, с указанием конкретных правовых норм, рекомендуемых к имплементации в национальные законодательные системы, а также рекомендуемых к установлению видов и размеров наказания).

Глава 6. Заключительные положения.

Представляется, что в качестве основы для разработки проекта модельного закона может быть использован проект федерального закона «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» (наиболее целесообразно - после прохождения процедуры принятия в качестве федерального закона).

Кроме того, по нашему мнению, в текст модельного закона необходимо включить положения, касающиеся создания единого на пространстве СНГ автоматизированного банка данных на правонарушителей, склонных к совершению деликтов в ходе спортивных мероприятий. При этом должны быть предусмотрены механизмы соединения указанного банка данных с данными автоматизированных систем продажи билетов на авиа- и железнодорожный транспорт, иные виды междугородного и международного транспорта.

Bibliography

1. URL: http://www.kremlin.ru/press/announce-ments/51766

2. Medvedev S. A. Theoretical and legal aspects of functioning of physical culture and sports in the Russian state: abstract dis. ... PhD in law. Volgograd, 2006.

3. Seleznyov I. A. Combat political terrorism in the sphere of international sport: dis. ... PhD of political Science. Moscow, 2008.

4. Krasovskii S. Y. To the question of the legal regulation of physical culture and sport // Bulletin of South Ural state University. Series: Right. 2013. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.