Научная статья на тему 'Проект Международный интеграционный корчаковский лагерь "Наш Дом" (1993-2018)'

Проект Международный интеграционный корчаковский лагерь "Наш Дом" (1993-2018) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА / МЕТОДЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демакова Ирина Дмитриевна

Описание мероприятий и достигнутых результатов. Критерии оценки. Участники. Эффект проекта в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект Международный интеграционный корчаковский лагерь "Наш Дом" (1993-2018)»

У Молодёжного Центра накоплен многолетний опыт по оказанию помощи и поддержки детям группы риска, включая детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, в том числе детей из социально неблагополучных, малообеспеченных, неполных и многодетных семей. Лагерь является открытой учебной площадкой для демонстрации и изучения работы педагогов в условиях интеграции.

Проект Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом» (1993-2018)

• волонтёры • студенческая молодёжь • интеграция • содержание проекта • методы • критерии оценки результатов • эфефектив-ность

В этом проекте студенты — волонтёры, участники корчаковского движения России, Украины, Голландии, Германии, Испании, Швейцарии и США — работают с детьми разных социальных групп, национальностей и вероисповеданий. Опыт показывает, что большая степень свободы вожатых, их идеологическое единство обеспечивают создание в лагере условий для развития самостоятельности, толерантности, доброжелательности детей, укрепления чувства их собственного достоинства.

В основе концепции лагеря — идеи Я. Корчака о правах ребёнка, о диалоге между взрослыми и детьми как доминанте их взаимоотношений, о необходимости прощения. По Корчаку, ребёнок — человек, который способен сам организовать свою жизнь, если взрослые признают его право на уважение, которое Корчак понимал как право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня его жизни, мистерии исправления, усилий и доверчивости, право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на движение, игру, собственность.

На процесс личностного роста детей положительное воздействие оказывает то, что жизнь в лагере способствует рождению у каждого из них чувства принадлежности к общности, что компенсирует для многих детей отсутствие настоящей семьи, обеспечивает эмоциональную стабильность их бытия, даёт возможность пережить радостные минуты принятия себя взрослыми и детьми, рождает чувство защищённости и психологического комфорта.

Опыт показывает, что условия личностного роста детей разного возраста, социальных

групп, рас, национальностей, стран, состояния здоровья; детей из семей разного уровня материального достатка в значительной степени обеспечиваются искренностью, открытостью, готовностью к диалогу, принятием, уважением, эмпатией, помощью и пониманием ровесников и взрослых.

В лагере большое внимание уделяется задаче формирования коллектива детей и взрослых, воодушевлённого идеями организации радостной и творческой совместной жизни.

Главным результатом воспитательной деятельности лагеря является воспитание у детей интереса к другим, опыт диалогического общения, взаимопомощь. Одновременно обеспечивается процесс самопознания детей, поиск каждым из них ответа на вопрос о том, кто он, какой он, каковы его нравственные ценности. В ответах на эти вопросы каждый ребёнок ориентируется на ценности лагеря, открыто и чётко заявленные педагогическим сообществом. Для детей-инвалидов и сирот важно приобретение ими позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, проживания в «нормальной», не изолированной среде. Для здоровых детей, имеющих родителей, лагерь создаёт возможности для приобретения опыта сопереживания, сочувствия и помощи товарищам, для нравственного роста.

Подводя итоги сказанному, я бы хотела вспомнить прекрасные слова о смысле обращения к Корчаку, сказанные однажды В. Гальпериным. Эти слова стали на долгие годы своеобразным девизом нашей работы с молодёжью: «С определённого времени Корчак стал для меня главным человеком. Не думайте, что только в России есть проблемы воспитания, поведения. Во всём мире идёт, на мой взгляд, деградация, утрата чувства деликатности, ответственности по отношению к ребёнку, а значит, и по отношению к себе, потому что нельзя уважать себя, если не уважаешь другого. Для меня Корчак — сильный человек, у которого был особый талант — не обижать не только детей, но и взрослых. Все, кто общался с Корчаком, подтверждают, что его уникальность заключалась в том, что у него хватало времени на всех, терпения на всех, он умел всегда найти самое нужное слов. Я преклоняюсь перед тем, что

он всегда умел выслушать, а не только говорить. Я думаю, что сейчас не очень много педагогов, которые умели бы так устанавливать контакт — спонтанно, без позы, без требований. В заключение скажу, что Корчак интересует нас как историческая фигура, но сегодня он также отвечает нам на самые главные вопросы. Корчак доказывает нам день за днём, что нужно уважать и любить ребёнка, и в то же время нужно объяснять ребёнку границы дозволенного».

Описание проекта

Цели проекта

Обеспечение психолого-педагогических условий совместного отдыха и развития детей из разных социальных групп, включая сирот и детей с ограниченными возможностями в летнем интеграционном лагере «Наш Дом».

Социализация и интеграция детей.

Накопление и распространение педагогического опыта работы в условиях интеграционного лагеря.

Задачи проекта

Создание программы летнего интеграционного лагеря «Наш Дом»-2009, отбор и подготовка вожатых для работы в летнем лагере.

Проведение 18-го интеграционного летнего лагеря «Наш Дом».

Создание базы для проведения стажировок студентов педагогических и социальных учебных заведений и для обмена опытом с другими общественными объединениями, организующими летние интеграционные лагеря;

Подведение итогов работы лагеря, планирование деятельности Молодёжного центра «Наш Дом» на 2010 г.

Основное содержание проекта

Проект предусматривает проведение летнего интеграционного лагеря «Наш Дом» на базе «Химик» (Краснодарский край Туапсинского района) для 85 детей, включая детей-инвалидов (незрячие и с нарушениями опорно-двигательного аппарата), детей из семейных детских домов, сирот

и детей как из социально запущенных, так и благополучных семей в возрасте от 4 до 17 лет; а также 30 взрослых — студентов, включая молодых людей с ограниченными возможностями.

Лагерь также является открытой учебной площадкой для демонстрации и изучения работы педагогов в условиях интеграции.

Обеспечение условий для интеграции, отдыха и развития детей планируется с помощью следующих методов:

Применение на практике основных идей гуманистической педагогики Януша Корчака: принципов уважения, прощения, диалоговых форм общения между детьми и взрослыми.

Организация демократического правового пространства: анкетирование ребят, детский парламент, свобода участия в мероприятиях, добровольная поощряемая помощь.

Создание «семейной», домашней обстановки: вместо отрядов — «семьи» по 10— 12 человек, вместо вожатых — «папы» и «мамы», ежевечерние семейные сборы — «свечки».

Обеспечение возможности творческого и интеллектуального развития, самовыражения: организация праздников, творческих и интеллектуальных игр, работа кружков.

Организация оздоровления детей, внимания к вопросам их адаптации, реабилитации, компенсации ограниченных возможностей в условиях лагеря: проведение лагеря на территории санатория, психологические тренинги и ролевые игры, проводимые специально приглашёнными психологами и социальными работниками.

Знакомство с культурой других стран — участников проекта: общение с детьми и вожатыми из других стран на иностранном языке, игры, фестивали культур.

Актуальность проекта

1. У Молодёжного Центра накоплен многолетний опыт по оказанию помощи и поддержки детям группы риска, включая детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, в том числе детей из социально неблагополучных, малообеспеченных, неполных и многодетных семей. Имеющийся

опыт позволяет нам утверждать, что социально-педагогическая среда, в которой живут и учатся дети вышеперечисленных категорий, препятствует нормальному развитию личности ребёнка.

Для этих детей характерно:

— отсутствие положительного опыта взаимодействия со значимым взрослым (родитель, педагог);

— низкий уровень развития социальных навыков;

— отсутствие опыта накопления общекультурных ценностей;

— ограниченность круга общения рамками своей социальной группы (школы-интернаты, детские дома).

2. В России нет достаточного количества площадок, которые дают возможность поделиться опытом работы в подобной интеграционной среде, из-за чего работа с этими детьми не может иметь более широкое распространение.

Очевидно, что вышеперечисленные проблемы позволяют сделать вывод о том, что проведение летнего интеграционного лагеря «Наш Дом» является актуальным. Помимо отдыха, лагерь создаёт уникальное интеграционное пространство социализации детей — пространство приобретения положительного опыта общения со взрослыми и сверстниками из различных социальных групп. Кроме того, лагерь позволяет растить специалистов и уже много лет является учебной площадкой для передачи опыта и подготовки педагогов, работающих в условиях интеграции.

Участники проекта

I. Дети в возрасте от 4 до 17 лет, среди них:

— дети-инвалиды по зрению из школы-интерната № 1 г. Москвы в возрасте от 9 до 17 лет. В этом интернате воспитываются дети-инвалиды по зрению из Москвы, Московской области и других регионов России. Дети из школы-интерната № 5 Московской области и Болышевской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей; дети, рекомендуемые центральным правлением Всероссийского общества слепых;

— дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата из Московских многодетных семей;

— дети из детских домов и приёмных семей в возрасте от 4 до 17 лет: семейный детский дом Быховых г. Пущино Московской области (существует с ноября 1989 г.), дети из московских приёмных семей, рекомендуемые общественными организациями-партнёрами;

— сироты в возрасте от 6 до 17 лет, воспитываемые другими членами семьи;

— дети из социально неблагополучных семей в возрасте от 6 до 17 лет из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Казани.

II. Кадровое обеспечение

За годы работы Молодёжного Центра сложился творческий коллектив вожатых, работающих в летних и зимних лагерях, периодически пополняемый новыми волонтёрами. Это студенты и молодые люди разных профессий: психологи, педагоги, социальные работники, врачи и т.д. Среди них — те, кто начинал ездить в лагерь ещё ребёнком, в том числе молодые люди с ограниченными физическими возможностями.

В лагерь ежегодно приглашаются специалисты — психологи, дефектологи — для проведения программ тренингов и ролевых игр с детьми, индивидуальной консультативной работы, а также люди творческих профессий: актёры, художники и музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Амстердама (Голландия) — члены международного корчаковского движения.

Все сотрудники лагеря работают бесплатно.

Конкретные ожидаемые результаты

Подготовка команды вожатых, хорошо владеющих навыками работы с детьми «группы риска» в условиях интеграционного лагеря.

Успешное проведение летнего лагеря, что включает в себя интеграцию детей группы риска, то есть их активное участие в жизни лагеря, а именно: с долей собственной ответственности расширение их социаль-

ных контактов, создание такой атмосферы в лагере, чтобы каждый чувствовал себя защищённым и раскрепощённым.

Дети приобретут положительный опыт общения со взрослыми, будут учиться им доверять. Многие вожатые становятся значимыми взрослыми в дальнейшей судьбе детей.

Осознание ребёнком себя личностью со своими правами и обязанностями.

5. Получение ребёнком возможности для самовыражения, что становится стимулом для дальнейшего саморазвития и роста.

Для многих детей становятся значимыми такие понятия, как дом, семья, друг, ответственность.

Критерии оценки результатов проекта

Эффективность результатов проекта оценивается, прежде всего, по анкетам участников проекта, как детей, так и взрослых.

Вторым методом оценки является анализ работы педагогического коллектива лагеря, проводимый ежегодно на сентябрьском семинаре вожатых.

Важный критерий для нас — и положительные отзывы о лагере детей, и их родителей или лиц их заменяющих, после их участия в проекте (в сентябре).

Показательный критерий оценки результатов проекта — это желание или нежелание ребёнка (подростка) принять участие в лагере на следующий год.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Уже сейчас в проекте работают молодые люди — бывшие ранее детьми в лагере. Двое из них организовали свои интеграционные лагеря для детей-инвалидов, сирот и детей из благополучных семей. Многие 15— 17-летние подростки, отдыхающие сейчас в лагере «Наш Дом», тоже стремятся стать вожатыми и работать в будущем в этом или другом подобном проекте. В долгосрочной перспективе таких лагерей станет больше, число волонтёров, желающих работать в них, вырастет, но не только за счёт подростков, отдыхающих сейчас в лагере, но и

за счёт тех интересующихся нашим проектом, которые приезжают в лагерь на один день, чтобы посмотреть и познакомиться, или на всю смену, чтобы перенять опыт.

Опыт лагеря используется не только Москвой. Стажёры лагеря из других регионов (Санкт-Петербург, Иркутск, Казань) не раз принимали участие в нашем проекте и уже организовали подобные детские сообщества (например, в Иркутске), а также используют опыт лагеря, в частности элементы педагогики Я. Корчака в своей работе с детьми.

Многие участники проекта решают посвятить себя работе с детьми. Есть основания утверждать, что большинство из них будут придерживаться основных положений гуманистической педагогики в своей дальнейшей жизни.

Лагерь показывает, что жизнь многих детей так называемой группы риска, в том числе детей с ограниченными физическими возможностями, меняется после знакомства с участниками лагеря. У них расширяются интересы, многие вожатые лагеря «Наш Дом» принимают в дальнейшем активное участие в жизни каждого конкретного ребёнка, например помогают в учёбе, поступлении в специальные, а иногда и в высшие учебные заведения. Дети становятся желанными гостями в домах сотрудников лагеря. Такая опека, направленная на наиболее нуждающихся в особенном внимании детей, становится для взрослых участников проекта уже традиционной.

Распространение результатов проекта планируется через

— семинары, на которые приглашаются участники из других регионов России, работающие в подобных проектах;

— издание брошюр и информационных бюллетеней, а также публикации в средствах массовой информации (например, в «Учительской газете», газете «Первое сентября);

— активное распространение информации о лагере участниками проекта;

— создание подобных лагерей бывшими участниками проекта.

Краткое описание деятельности организации

Молодёжный Центр организует летние и зимние лагеря для детей-инвалидов, детей из семейных детских домов, сирот и детей из социально запущенных семей в возрасте от 4 до 17 лет, интегрируя их в среду детей из благополучных семей. В период между лагерями проводятся различные встречи, экскурсии и другие мероприятия, нацеленные на поддержание и укрепление интеграции. Молодёжный Центр привлекает подростков вышеперечисленных групп к активному участию в проектах, возлагая на них ответственность за то или иное дело. Особенность подхода Центра к работе с детьми состоит в том, что, взрослея, ребята могут остаться в организации, постепенно расширяя круг своей ответственности. Для интересующихся подростков (16 — 20 лет) Центр проводит регулярные занятия по психологии общения и тренинги по работе в группе, которые являются одновременно подготовкой для работы с детьми в лагере.

Краткое описание мероприятий и достигнутых результатов

С 1993 г. организация ежегодно проводит летние, а с 1997 г. и зимние интеграционные лагеря для сирот, детей из семей группы риска,детей-инвалидов.

За годы существования (с 1991 г.) организация объединила вокруг себя студенческую молодёжь, которая стремится помогать детям с ограниченными физическими возможностями и сиротам. Студенты в течение года работают в детских домах, школах-интернатах для слабовидящих и незрячих детей, объединяя их в процессе совместных экскурсий, игр, праздников, встреч с «домашними» детьми. Главными формами работы являются летние и зимние интеграционные лагеря, построенные на основе гуманистической педагогики Януша Корчака (польского врача, педагога и писателя, работавшего с детьми в детских домах). Данная система педагогических взглядов, прежде всего, говорит о праве ребёнка на уважение, о приоритете диалоговых форм общения между взрослыми и детьми, о щадящей педагогике, где воспитатель не борется с ребёнком, а помогает ему. С 1993 г. образовано 23 летних лагеря: в Таганроге, Евпатории, Судаке, Солотче

Рязанской области, Пущино Московской области, Темрюке Краснодарского края, Луге Новгородской области, Светлогорске Калининградской области, Мстёре и Коврове Владимировской области, Городце, Ейске, Туапсе, Балаково Саратовской области. Организовано 5 семинаров для молодёжи из Москвы, Петербурга, Курска, Казани, Рязани, работающей с детьми-сиротами и детьми-инвалидами.

Основные достижения:

— завязавшиеся в лагере и поддерживаемые после контакты между детьми «целевой группы проекта» и благополучными детьми;

— изменение самооценки детей из «целевой группы проекта» и изменение отношения детей из благополучных семей к детям из детских домов и школ-интернатов для инвалидов;

— расширение волонтёрской команды, работающей в проекте;

— участие молодых людей с ограниченными возможностями или воспитывавшихся в детских домах или социально неблагополучных семьях и бывших раньше детьми в лагере в проекте в роли вожатых. Их желание работать в проекте можно считать и критерием нашей с ними работы;

— благополучная дальнейшая интеграция в общество большинства участников проекта (поступление в высшие учебные заведения, устройство на работу и т.д.); расширение сети подобных проектов. Бывшие вожатые лагеря «Наш Дом» организовали летом 2000 года два лагеря «Наш Дом»-2 и лагерь для детей-сирот, в том числе детей с ограниченными возможностями. Опыт работы лагеря «Наш Дом» используется в организации летних лагерей в сиротских домах города Иркутска;

— организация оздоровления детей, внимания к вопросам их адаптации, реабилитации, компенсации ограниченных возможностей в условиях лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.