Научная статья на тему 'Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»'

Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЛОНТЁРЫ / ВОЖАТЫЕ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СТАЖЁРЫ / INTEGRATION CAMPS / PERSONAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / VOLUNTEERS / COUNSELORS / ROLE PLAYING / PSYCHOLOGICAL TRAINING / PEDAGOGICAL ANALYSIS / CONSULTING / INTERNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демакова Ирина Дмитриевна, Бородина Алёна Андреевна, Кажевина Юлия Игоревна, Киржой Евгения Всеволодовна

Проведение летних и зимних интеграционных лагерей для отдыха, оздоровления, личностного развития, социализации и интеграции детей. Визитная карточка лагеря. Идея «семьи» как основная организационная форма. Направления воспитательной работы. Специальная подготовка команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»»

МЕЖДУ НАРОДНЫЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ корчлковский лагерь «Наш Дом»

Ирина Дмитриевна Демакова,

заведующая кафедрой педагогики и психологии АПКиППРО, вице-президент Российского общества Януша Корчака, председатель правления Региональной общественной организации «Молодёжный центр «Наш Дом», научный руководитель корчаковского лагеря «Наш Дом», доктор педагогических наук

Алёна Андреевна Бородина, Юлия Игоревна Кажевина, Евгения Всеволодовна Киржой,

вожатые и руководители лагеря «Наш Дом», члены правления Региональной общественной организации «Молодёжный центр «Наш Дом»

• интеграционные лагеря • личностное развитие • социализация • волонтёры

• вожатые • ролевые игры • психологические тренинги • педагогический анализ

• консультирование • стажёры

В

июне 1991 года по инициативе педагогов-энтузиастов Москвы было создано Российское общество Януша Корчака (РОЯК).

Главное дело центра с 1993 года — проект «Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом». Летом 2010 года лагерь отметил своё восемнадцатилетие. За эти годы в нём провели каникулы (зимние и летние) более 2 тысяч детей и около 200 вожатых и стажёров из разных стран мира и многих городов России.

Проект предусматривает проведение летних и зимних интеграционных лагерей для отдыха, оздоровления и личностного развития, социализации и интеграции детей в возрасте от 6 до 17 лет, в том числе: здоровых детей из благополучных семей,

детей-инвалидов по зрению, детей из семейных детских домов, сирот, педагогически запущенных детей, детей из дезадаптированных семей и детей в кризисной ситуации. Важнейшей задачей является также накопление и распространение педагогического опыта работы вожатых в условиях интеграции детей разных социальных групп в единое детское сообщество.

Визитная карточка лагеря «Наш Дом»

Лагерь «Наш Дом» международный.

С 1994 года в лагерь приезжают работать вожатыми студенты — волонтёры из разных стран и многих городов России. Это люди разных профессий и интересов, но их объединяет то, что все они — участники корчаковского движения. За прошедшие годы в лагере побывали вожатые из Украины, Голландии, Германии, Бельгии, США, Швейцарии, Испании.

Вместе с вожатыми из других стран приезжают и дети — так расширяется международное детско-взрослое сообщество. Из года в год дети осваивают иностранные языки, культуру других стран, знакомятся с их традициями и историей. Одновременно воспитывается интерес, толерантное отношение, уважение друг к другу, рождается и сохраняется на долгие годы любовь, дружба и стремление к общению. У вожатых и детей из других стран формируется огромный интерес к русскому языку, культуре и истории России, уважение к её народу.

Лагерь «Наш Дом» интеграционный. Два

раза в год (зимой и летом) в нём проводят каникулы дети разных национальностей, социальных групп.

Интеграция понимается как совместная жизнь детей и взрослых независимо от состояния их здоровья, как активное участие всех детей в жизни лагеря, что помогает каждому ребёнку реализовать себя, расширить рамки общения, приобрести друзей. Для детей-инвалидов и сирот важно приобретение позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, проживание в «нормальной», не изолированной среде.

Для здоровых детей из благополучных семей лагерь создаёт возможности для приобретения опыта сопереживания, сочувствия и помощи нуждающимся в этом сверстникам.

Лагерь «Наш Дом» корчаковский. В основе концепции лагеря лежат идеи Януша Кор-чака — выдающегося польского педагога, более трёх десятилетий руководившего в Варшаве детским домом «Дом сирот» и интернатом «Наш дом» и трагически погибшего вместе с воспитанниками в августе 1942 года в газовых камерах концлагеря Треблинка. Накопленный им богатейший опыт стал основой его гуманной, оригинальной, новаторской педагогической системы, на главные принципы которой (уважение к ребёнку, диалог как основная форма взаимоотношений детей и взрослых и принцип прощения) мы опираемся в своей работе.

Наша жизнь

Лагерь называется «Наш Дом», и эта его «семейная направленность» требовала от нас поиска адекватных форм организации жизни. Так возникла идея «семьи» как основной организационной формы объединения детей. Следующим шагом было «переименование» вожатых в «родителей». В лагере появились «мамы» и «папы». Опыт показывает, что такая игровая форма организации жизни способствует рождению у детей чувства

принадлежности к общности, компенсирует для многих из них отсутствие полной семьи,даёт эмоциональную стабильность, возможность пережить радостные моменты принятия себя взрослыми и детьми.

Из дневника лагеря «Наш Дом» (лето 2010)

Утро

Каждое утро в лагере не похоже одно на другое. В первые дни из-за очень организационных моментов, проблем адаптации к новым условиям утро напоминает улей: кто-то уже носится по лагерю, а кто-то никак не проснётся. Вожатые пытаются одновременно сделать несколько дел сразу — умыться, привести себя

ИД. Демакова, A.A. Бородина, Ю.И. Кажевина, Е.В. Киржой. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»

в порядок, организовать тех, кто уже встал, и поднять тех, кто ещё спит.

Спустя пару дней, когда всё входит в привычное русло, наше утро выглядит иначе: дежурная семья будит всех песнями, утренними поцелуями и добрыми пожеланиями. Ответственный за зарядку проводит её в свободной форме под весёлую музыку, поднимающую настроение. Постоянных участников этого утреннего шоу поощряют сладким призом.

Особое утро — последнее, перед отъездом. Обычно отъезд из лагеря проходит в первой половине дня, и за короткое время нужно сделать много дел. Поэтому многие дети собирают свои чемоданы ещё вечером. Чтобы сэкономить время на сон, некоторые ложатся спать одетыми. Но утром для них становится неожиданностью, что их единственная неупакованная, а иногда и единственная чистая одежда может быть перемазана зубной пастой, зелёнкой или ещё чем-нибудь. И тогда остаток времени перед отъездом они мучаются вопросом: разобрать чемодан, отстирать одежду или ехать в чём есть?

День

После обеда наступает тихий час, когда можно пойти отдохнуть или заняться чем-нибудь в каком-либо кружке. Кружки у нас самые разнообразные, причём вести их может кто угодно: от мала до велика. Чему можно научиться? Игре на гитаре, вышивке, рисованию, валянию шерсти, игре в футбол, иностранному языку и т.д. После этого наступает самая насыщенная часть дня: поход на море или игра «по станциям». Как правило, каждый день имеет тематику: Дни Праздников, Любви, Самоуправления, Корчака, Походы, День рождения и день «Спасибо». Перечислять можно бесконечно. В общем, мы всегда что-нибудь делаем. Например, в день рождения «Нашего Дома» днём не встретишь ни одного человека, слоняющегося без дела — все мастерят подарки другим семьям, придумывают поздравления. Ближе

к ужину начинается «борьба» за костюмы — дети подыскивают наряды для своей семьи. Так незаметно наступает вечер и приходит время ужинать.

Вечер

После ужина у нас есть 10—15 минут, чтобы надеть галстуки и подготовиться к сбору. Сбор — это одна из самых важных традиций, проводится каждый вечер. Все дети (а это, как правило, около 120 человек) встают в большой круг и, обнимаясь, поют песни, принимают участие в играх. После этого в круг выходят руководители лагеря и рассказывают всем об итогах прошедшего дня. После этого есть возможность сказать «спасибо» кому-то или сделать объявление. Далее говорится о следующем дне, выбираются дежурные на следующий день, и дежурная семья на день получает лагерный флаг. Флаг в нашем лагере — копия того, что был в детском доме Корчака: на зелёном поле нарисован жёлтый клевер. У клевера вообще-то три лепестка, но у нашего четыре — на счастье. Потом даётся 10—15 минут, чтобы подготовиться к презентациям или к какому-нибудь другому мероприятию, запланированному на день. Это может быть дискотека, или какой-нибудь спектакль, или игра, или «свечка».

Свечка — это особенный момент. Она бывает семейная (где вся семья собирается и проводит время вместе: играет, разговаривает, ест что-нибудь специально приготовленное вожатыми) и общелагерная.

Общелагерная «Свечка» очень важна. Если погода позволяет, она проводится на улице. Расставляются стулья и зажигается много свечей. Когда все собираются, мы поём лирические песни, читаем стихи и рассказы. Каждый устраивается поудобней: самые маленькие садятся поближе к свечкам, которые горят в середине круга, другие устраиваются рядом с вожатыми, кладут головы им на колени;

некоторые держат свечи у текста какого-нибудь произведения, чтобы, когда закончится песня, прочесть его; а кто-то просто поёт и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Получается, что каждый занят чем-то своим и в то же время входит в некую целостность. И в этот момент возникает та самая атмосфера лагеря, которую все чувствуют. Это не поймёшь, если не испытаешь сам, а если испытаешь, то не забудешь никогда.

Ночь

Во время отбоя у вожатых есть традиция проходить по палаткам и желать детям спокойной ночи.

Ночью в лагере проходят планёрки. На них вожатые обсуждают прошедший день и планы на следующий, проводятся тренинги на сплочение. Они организуют праздники и мероприятия для детей, украшают корпус. Перед Днём рождения лагеря, Днём Голландии и Днём Любви вожатые готовят своим детям подарки. По традиции, которую нам подарили голландские вожатые, в ночь перед праздником каждый ребёнок выставляет один ботиночек за дверь, в эти ботиночки мы кладём подарки, и дети утром их находят.

Основные направления организации воспитательной деятельности

1. Одно из главных направлений — интеграция в единое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей; детей с проблемами в обучении и общении, детей-изгоев, не принятых школьными педагогами, и прекрасно успевающих детей; детей разных национальностей, культур и религиозных конфессий.

2. Важнейшее направление — физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями (они принимают участие в посильных спортивных мероприятиях). Реабилитация детей не заменяет лечение, но продолжает и дополняет его. Она направлена на достижение максимально полной физической адаптации ребёнка, повышение активности физиологических систем его организма, активизацию естественной системы адаптации, улучшение состояния

центральной и вегетативной нервной системы, стимулирование психической активности. Физическая реабилитация представляет собой комплекс оздоровительных мероприятий, применяемых по чётко организованной программе. Характерная черта физической реабилитации в лагере состоит в том, что она строится с учётом состояния здоровья каждого ребёнка.

3. Одна из задач лагеря — развитие правовой культуры, построение отношений демократического общества, где дети и взрослые имеют равные права. В лагере педагоги уважают мнение детей, стремятся учитывать в работе их привычки, привязанности, трудности и проблемы, помогать в их решении.

Здесь открыто говорят об ошибках, о непонимании и конфликтных ситуациях. В концепции лагеря нашли отражения права ребёнка, которые разработал Януш Корчак: право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня, мистерии исправления, усилий и доверчивости, право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на движение, игру, собственность.

4. Важнейшее направление жизни лагеря — организация самоуправления. Ежегодно мы проводим День само-

ИД. Демакова, A.A. Бородина, Ю.И. Кажевина, Е.В. Киржой. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»

управления, когда все вожатые передают свои полномочия старшим детям, которые берут на себя полную ответственность за весь день от подъёма до отбоя. В лагере остаётся несколько вожатых, остальные в этот день отдыхают. Для старших детей это реальная возможность проявить себя, реализовать в роли вожатого (мамы или папы), увидеть всю сложность организаторской деятельности.

По образцу корчаковских детских домов у нас в лагере работает детский парламент, выпускается газета, проходят дежурства. Быть дежурной семьёй в лагере большой почёт — они будят лагерь, проводят зарядку, собирают ребят на мероприятия, дают смешные задания для прохода в столовую и так далее. Вечером на традиционном сборе собираются все семьи, поют песни, обсуждают прошедший день. Когда приходит время говорить «спасибо», в первую очередь благодарим дежурную семью. А она передаёт флаг другой семье, которая будет дежурить завтра.

Как у Януша Корчака, в лагере вывешиваются почтовые ящики, в которые дети могут анонимно опускать письма и записки, есть доска объявлений, проводятся плебисциты по поводу самых важных событий — всё это обеспечивает вожатых «обратной связью», помогает оперативно принимать решения.

5. Важнейшую задачу мы видим в интеллектуальном и творческом развитии детей. В лагере ежедневно работают кружки, мастерские, некоторые из которых проводят и сами дети. Дети изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, учатся играть на гитаре, активно участвуют в праздниках и конкурсах. Популярны в лагере ролевые игры, психологические тренинги, проводимые вожатыми или приглашёнными специалистами.

6. Интересное направление работы — знакомство с культурой и традициями других стран. Здесь мы прежде всего обращаемся за помощью к вожатым и детям из других

стран. Само их присутствие в лагере стимулирует изучение детьми иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор, воспитывает терпимость к людям других национальностей, религиозных конфессий. В лагере ежегодно проводятся фестивали культуры России, Украины, Голландии, Германии, карнавалы и другие массовые мероприятия. Дни Голландии, дни Татарстана всегда красочны и интересны. Один из самых любимых дней — 22 июля — день рождения Януша Корчака. В этот день все встают очень рано, а потом идут встречать рассвет (обычно на берег моря, реки). На берегу мы садимся в круг, зажигаем свечи, поём песни, вспоминаем Януша Корчака, его подвиг, его трагическую судьбу, его жизнь, читаем отрывки из поэмы «Кадиш» Александра Галича. Этот день полностью посвящён Корчаку: проходят беседы о Корчаке, о правах детей, границах дозволенного, проводятся игры по станциям, просматриваются фильмы, вечером проходит общелагерная корчаковская «свечка».

Помимо Дня Корчака, в лагере проходят и другие традиционные мероприятия: День Любви, День Рождения «Нашего Дома», презентация семей, концерт «Спасибо», когда дети благодарят родителей, а мамы и папы — детей.

Вожатые лагеря «Наш Дом»

Качество воспитательной деятельности лагеря напрямую зависит от уровня педагогической подготовки вожатых. Идеалом педагога для Корчака был «разумный воспитатель», руководствующийся в своей работе уважением к личности ребёнка и его правам. Основную свою задачу «разумный воспитатель», по Корчаку, видит в создании условий для развития ребёнка, и идёт к этому через повышение уровня своей деятельности.

Подготовка разумного, думающего, творческого педагога, в том числе вожатого,

остаётся актуальной проблемой и в наши дни. В нашем лагере помогает решению этой задачи сам уклад жизни. Созданная благодаря ему особая атмосфера, основанная на взаимоуважении и принятии всех участников лагеря, оказывает воспитательное воздействие не только на детей, но и на взрослых.

Основа педагогического управления в лагере — отказ от директивного руководства и гиперконтроля, с одной стороны, и, с другой, помощь каждому вожатому в поиске индивидуального стиля работы. Ежедневно в лагере проводятся планёрки, на которых не только намечаются мероприятия на следующий день, но и обсуждаются проблемные педагогические ситуации, проводятся тренинго-вые упражнения, направленные на рефлексию и укрепление команды вожатых, коллективно принимаются важные для лагеря решения. Несмотря на наличие традиционных и обязательных мероприятий, план-сетка лагеря не утверждается заранее, каждый вожатый в течение смены может предложить свою идею — как провести тот или иной день, взять на себя ответственность за его подготовку и проведение. Благодаря «мягкому» управлению, «родители» имеют возможность в зависимости от ситуации и динамики развития отношений в «семье» выбрать наиболее подходящий вид деятельности своей семьи. Так формируется творческое, «авторское» отношение каждого вожатого к происходящему в лагере.

Не менее значимым условием, необходимым для достижения поставленных целей, является специальная подготовка команды вожатых, направленная на определение педагогических ценностей и приоритетов, обучение работе с детьми разных социальных групп, формирование навыков рефлексии, механизмов понимания и организации коммуникации.

Условно подготовку вожатых можно разделить на 3 этапа:

• до проведения лагеря: организация выездных психолого-педагогических семинаров, регулярных встреч с вожатыми, на которых обсуждаются значимые педагогические проблемы;

• во время проведения лагеря: тренинги, ежедневные вожатские планёрки, индивидуальные консультации;

• по окончании лагеря: семинар, направленный на рефлексию, анализ проделанной работы.

Концепция подготовки вожатых лагеря опирается на корчаковскую идею параллельного решения нескольких важных задач: изучение каждого ребёнка, создание условий для его самореализации, организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество и, наконец, педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребёнка в детском и детско-взрослом сообществах.

Организационные формы работы с вожатыми

Педагоги, руководители лагеря используют в работе с вожатыми различные формы: индивидуальные и коллективные.

В индивидуальной работе используются разнообразные методы: консультирование, педагогический анализ, формирование стратегии профессионального развития, информационная поддержка.

Методы коллективной работы — это

групповые дискуссии, деловая игра, тре-нинговые упражнения, лекции, инструктаж.

Содержательная составляющая такой работы включает следующую тематику:

1) организационно-педагогическую:

• структура и традиции лагеря («семьи», программа, планёрка, сбор, самоуправление);

• логика развития лагерной смены;

• дисциплина в лагере;

• права и обязанности вожатого;

• план мероприятий для будущего лагеря — копилка идей;

• голландцы и русские: разные языки, разный менталитет, с чем придётся столкнуться;

ИД. Демакова, A.A. Бородина, Ю.И. Кажевина, Е.В. Киржой. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»

2) психолого-педагогическая тематика:

• Януш Корчак: его идеи и их актуальность для нашего лагеря;

• педагогические принципы работы вожатых «Нашего Дома»;

• особенности работы с детьми с ограниченными возможностями;

• возрастная психология;

• интеграция в лагере;

• агрессия у детей;

• «особенный» ребёнок в семье;

• педагогические игры: как выйти из сложной ситуации;

3) акмеологическая тематика, направленная на личностное развитие вожатого:

• с чем вы идёте к детям (что можете, хотите им дать)? Ваши сильные и слабые стороны;

• ваше детство;

• работа в команде, групповая динамика;

• конфликты и их разрешение;

• вожатые и стажёры в лагере: общее и различие, опыт тех и других;

• нравственный облик вожатого;

• подготовка объявления в газету: «Ищем вожатого в лагерь «Наш Дом», он должен обладать следующими качествами...».

Разделение по тематическим группам условно. Например, такая актуальная тема, как «Дисциплина» может быть рассмотрена в трёх различных позициях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организационно-педагогической (определение режима дня, вопросы купания, походов в город и т.д.);

• психолого-педагогической (дискуссионное определение зон дисциплины «Нашего Дома»: зелёной (разрешено по собственному желанию ребёнка), жёлтой (относительная свобода в пределах границ; «можно при условии»), оранжевой (обычно нельзя, но в исключительных случаях можно), красной (нельзя ни при каких обстоятельствах);

• акмеологической (развитие личных качеств, помогающих удерживать дисциплину в группе детей).

Выбор зависит от конкретной ситуации в лагере и от времени проведения: первый вариант характерен для обсуждения на первой планёрке в самом начале смены, второй — для педагогического семинара перед лагерем, третий — для работы со стажёрской группой.

Стажёры лагеря «Наш Дом»

Важным направлением в лагере является поддержка молодых педагогов. В «Нашем Доме» организована Школа для стажёров, ориентированная на юношей и девушек 17 — 19 лет, пробующих себя в работе с детьми. В школе каждый |день проводятся теоретические и методические занятия, которые совмещаются с практической работой ребят в «семьях». Руководители стажёрской группы курируют работу своих подопечных, а по завершении лагеря дают свои рекомендации относительно продолжения ими педагогической деятельности.

Практика показала, что оптимальное время проведения занятий — около 1 часа в день, при этом стажёр обязательно должен иметь возможность обратиться к руководителю ста-жёрской группы за консультацией в течение всего дня. Желательно, чтобы количество стажёров в группе не превышало 5—6 человек.

Приведём основные принципы работы вожатого в лагере, используемые для обсуждения во время занятий со стажёрской группой:

1. Принцип опоры на тексты Я. Корчака (знай, принимай, понимай и воспринимай право каждого ребёнка быть таким, какой он есть).

2. Принцип полноценности каждого ребёнка, независимо от его особенностей и недостатков.

3. Принцип необходимости слушать, говорить и узнавать потребности каждого ребёнка (особенно это касается детей с ограниченными возможностями).

4. Принцип ежедневного внимательного наблюдения за каждым ребёнком. Необходимо обращать внимание на то, как играет ребёнок, как общается с другими детьми. Особое внимание необходимо обратить на детей, склонных «уходить в себя».

5. Принцип раскрытия и развития талантов и способностей каждого ребёнка.

6. Принцип создания благоприятной атмосферы между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми для раскрытия талантов каждого из них.

7. Принцип создания ситуации успеха для каждого ребёнка. Педагог, работающий с детьми, должен уметь находить в каждом ребёнке то, за что его можно и нужно похвалить.

8. Принцип знания вожатыми лагеря «Наш Дом» нюансов и особенностей различных видов инвалидностей. В этом им поможет как чтение специальной литературы, так и заблаговременные разговоры с родителями и самими детьми с ограниченными возможностями.

9. Принцип обсуждения с детьми вопросов различных видов инвалидностей, направленн

на осознание того, что ребёнок с ограниченными возможностями обычный ребёнок.

10. Принцип нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку. Даже если ребёнок не хочет ничего о себе говорить, вожатому нужно стимулировать его написать о себе, используя для этого психолого-педагогические методики (например, опиши свою мечту, придумай сказку, напиши письмо вожатому и т.п.).

11. Принцип рассказа детям о примерах тех, кто смог добиться успеха, несмотря на ограниченные возможности здоровья.

Программа стажёрских занятий динамична: на встречах обсуждаются не только общие психолого-педагогические вопросы, но и конкретные педагогические ситуации, происходящие в лагере. Каждый стажёр имеет право инициировать обсуждение наиболее актуальных для него на текущий момент проблем, что помогает оказывать поддержку именно там, где это необходимо.

Таким образом, работа в лагере «Наш Дом» со стажёрами, как, впрочем, и с вожатыми — это поиск каждым собственного педагогического пути, исследовательский подход, стремление к самосовершенствованию.

Критерии эффективности работы лагеря

Как определить, удался лагерь или нет? Для нас главный критерий оценки — мнение ребят. Для этого мы уже 18 лет проводим специальное анкетирование. Анализ ответов детей на вопросы анкет показывает, что больше всего дети ценят радостную атмосферу, теплоту, дружбу, заботу, любовь, которую они в лагере испытывают постоянно.

ый

Не менее важны для руководства лагеря мнение вожатых, особенно тех, кто

ИД. Демакова, АЛ. Бородина, Ю.И. Кажевина, Е.Б. Киржой. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»

приехал в лагерь впервые. Приведём один пример: «В первую очередь, мне понравилась атмосфера тотальной, повсеместной, невероятной любви и заботы, в которую ныряешь с головой и всплывать не хочешь! Кроме того, не могу не отметить сплочённость всего дома, сплочённость детей и вожатых. Действительно, как одно целое, как семья! Но что особенно важно — такой единый организм готов принимать в свой состав новых членов, и детей и взрослых, так, что ты не чувствуешь себя лишним.

Хочу ещё сказать о творческом направлении работы. Всё направлено на креатив и генерирование интересных идей. Обязан отметить, не побоюсь этого слова, профессионализм вожатых. Пускай не все педагоги. Самое главное — любовь к детям, забота, внимание, понимание! Всё это и многое другое у вас есть! Ну и, конечно, традиции! Я просто поверить не мог своим ушам, когда дети наизусть пели десятки потрясающих песен. Я радовался, если хоть 3—4 песни выучивали дети в моём прежнем лагере, последнее

время гитарная романтика не так актуальна. В конце отмечу то, что дети не только способны, но и настроены на рефлексию, их не приходится «раскачивать». Они говорят то, что думают, не стесняются этого, а думают они о правильных вещах. И ещё для меня важный показатель: мне снятся яркие и интересные сны про лагерь! Значит всё прошло успешно!!!»

Лагерь после лагеря

Когда заканчивается смена, начинается обработка и анализ материалов, готовятся фотоальбомы, презентации, публикуются научные и публицистические материалы. Вожатые-«корчаковцы» принимают участие в российских и международных конференциях, семинарах, участвуют во встречах, обсуждениях, обмениваются опытом. Но главное — ведётся интенсивная подготовка к новому лагерю, которого с нетерпением ждут вожатые и дети.

В 2003 году лагерю исполнилось 10 лет. К этому событию было приурочено издание книги, которую мы назвали «Ты да я да мы с тобой» (из истории Корчаковско-го лагеря «Наш Дом»). Книга вышла в Амстердаме на двух языках: русском и голландском. Последняя глава этой книги называлась «Сокровища нашего дома». В ней был список вожатых, которые работали в нашем лагере в эти годы. В списке — 140 человек из России, Украины, Голландии, Германии, США и Швейцарии... Сегодня число вожатых увеличилось вдвое. НО

Полную версию статьи с векторами планирования, изюминками форм и методов работы читайте в журнале «Воспитательная работа в школе» № 3. 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.