Научная статья на тему 'Что дальше? Первый лагерь третьего десятилетия: Казань-2013'

Что дальше? Первый лагерь третьего десятилетия: Казань-2013 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА / ПРОГРАММА / ЭТИКА ОБЩЕНИЯ / ПРАВИЛА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демакова Ирина Дмитриевна

Предложения по проведению двадцать первой летней смены Детского интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что дальше? Первый лагерь третьего десятилетия: Казань-2013»

Традиции «нашего Дома». Правила жизни. Права и обязанности вожатого. Этика общения с людьми, имеющими ограниченные физические возможности.

• целевая группа • программа • этика общения

• правила жизни

Постановка проблемы

Известно, что дополнительное образование играет большую роль в решении проблем становлении личности ребёнка, привития детям верных моральных и нравственных ценностей, ценностей здоровья, патриотического воспитания детей, их успешной социальной адаптации, развитии способностей одарённых детей. Особенно полезными средства дополнительного образования могут оказаться при работе с детьми социально незащищённых групп, таких как дети с особыми образовательными потребностями и дети из малообеспеченных семей. В учреждениях дополнительного образования может решаться проблема здоровой интеграции в общество таких детей. Однако работа основателей проекта с детьми-инвалидами по зрению в 1992 году показала, что эти дети школьные годы проживают в замкнутом пространстве интерната и фактически не имеют контактов со зрячими сверстниками. Следствием этого является то, что мало кто из них решается преодолеть барьер круга привычного общения, расширить социальные рамки своей жизни. Таким образом, возникла идея интеграционного лагеря, где под одной крышей будут вместе жить дети разных социальных групп, в том числе дети с физическими ограничениями и так называемые здоровые дети. Начало проекта Интеграционного лагеря «Наш Дом» — 1993 год. Заметим, что в это время проектов такого типа практически не существовало, что позволяет и сегодня считать его пионерским, инновационным. 20 лет в лагере «Наш Дом» успешно происходит взаимодействие детей разных социальных групп. В результате мероприятий, которые проводятся в лагере под бережным надзором педагогов, происходит адаптация детей к условиям работы в группах, раскрытие творческих способностей детей, приобретение детьми положительного опыта участия во внешкольных мероприятиях, общения с внешним миром, нравственное воспитание детей. Как долгосрочный результат у детей вырабатывается мотивация к обучению в учреждениях дополнительного образования,

Что дальше? Первый лагерь третьего десятилетия: Казань-2013

в том числе у детей с особыми образовательными потребностями и детей из малообеспеченных семей.

Цели проекта:

• появление у детей мотивации к обучению в учреждениях дополнительного образования;

• адаптация и интеграция детей разных социальных групп (см. Целевая группа) в единое сообщество;

• социальное и эмоциональное развитие детей;

• приобретение детьми опыта жизни в гуманной, доброжелательной атмосфере, в атмосфере тепла и уважения.

Задачи проекта:

• создание условий для самореализации каждого ребёнка и переживания им чувства успешности,

• воспитание у детей толерантности по отношению к другим людям, к другим культурам,

• расширение границ внутреннего мира за счёт знакомства с другими культурами и субкультурами,

• распространения опыта корчаковского интеграционного лагеря.

Целевая группа (на кого непосредственно направлен проект):

• дети с ограниченными физическими возможностями (слабовидящие и незрячие, больные: астма, болезни сердца и др.) и здоровые;

• дети из проблемных (безработица, алкоголизм и пр.) и социально благополучных семей;

• дети из детских домов; дети, оставленные родителями и проживающие с родственниками; дети из полных, неполных и многодетных семей;

• дети из бедных и материально обеспеченных семей;

• дети разных национальностей и из разных стран (Россия, Украина, Голландия и др.),

• дети разного возраста: от 6 до 17 лет.

Участники проекта

Молодёжный Корчаковский центр. Голландское общество Януша Корчака. Программа

Кроме праздников и театральных представлений, в лагере много спорта (футбол, волей-

бол, походы). Работает много кружков, что обеспечивает детям возможность выбора: кружки по изучению иностранных языков, обучению игре на разных музыкальных инструментах, театральный, ручной труд, кружок рисования и т.д. Подростки наравне с вожатыми участвуют в составлении программы, могут взять на себя ответственность за какое-то мероприятие. В лагере проводятся психологические тренинги для старшеклассников и специальные занятия для вожатых.

Все вожатые, руководители и организаторы лагеря работают в проекте добровольно и бесплатно.

Благодарим Вас за заполнение нашей анкеты! Она поможет педагогам, инструкторам, врачу быстрее узнать Вашего ребёнка и индивидуально решить возникающие вопросы и проблемы, разделить с ним радости и победы, которых, безусловно, будет больше! Сведения, указанные в анкете, будут доступны начальнику лагеря, педагогам и инструкторам, работающим с участником, врачу.

Младшие дети в лагере

Опыт богатый, но разный. Не малыши, но младшие дети, младшие семьи.

Специфика:

• Своя жизнь, свой режим, свой мир, параллельный и в то же время вместе со всем лагерем.

• Почти все дети с непростыми, несмотря на малый возраст, судьбами. Что мы о них знаем, что нужно знать? Читал ли анкету, беседовал с родителями?

• Хотят быть рядом со взрослыми — и самостоятельными.

• Желание быть в центре внимания — но быстро устают. Как это может проявляться?

• Не могут быть долго неподвижными, сосредоточивать внимание.

• Должны уставать за день!

• Основное занятие — игра!

• Дети лучше вас помнят все ваши обещания.

• Ревностно относятся к своим и семейным вещам.

• Любят задавать «провокационные вопросы».

• Проверяют каждого взрослого на прочность, определяют границы дозволенного. Как?

• Любят помогать. Нельзя:

• Настаивать на словах «мама», «папа».

• Настаивать на участии во всех делах.

• Тискать ребёнка, позволять «висеть» на себе (в меру).

• Врать, обещать невозможное.

• Кричать часто.

Самое главное:

• Ребёнок — не игрушка!

• Не забывать себя в детстве.

• Ты в ответе за тех, кого приручил.

• Хвалить конкретно (время и событие), ругать тоже конкретно. Почему нельзя сказать ««Ты плохой»?

• Узнать о ребёнке от родителей, но не очень доверять этой информации. Почему?

• Мелочи: устал, что болит? Температура, ноги сухие? Без шапки на солнце? Хочет пить, есть?

Вожатым младших семей:

• Не бояться извиниться, сказать: «Не знаю».

• Излишней заботой тоже можно покалечить. Как?

• Система запретов должна быть чёткой, но разумной. Примеры?

• Дети будут плакать, писаться, обижаться, драться, ругаться, кусаться, брать чужое, падать по ночам с кровати, скучать по дому, не слушаться, просить вечером поесть...

• Нервный, уставший вожатый — ужасные дети.

• Настаивать на режиме, одежде, еде, мытьё и т.п. — дело вожатого.

• Интересно записывать за детьми.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРО «НАШ ДОМ»

2. КТО ЕСТЬ КТО В ЛАГЕРЕ?

2.1. Семья и дети;

2.2. Мамы и папы;

2.3. Стажёры и стажёрки;

2.4. Руководители лагеря. Планёрки.

3. ЯНУШ КОРЧАК И ПЕДАГОГИКА ЛАГЕРЯ

3.1. Принципы общения с детьми в лагере;

3.2. Особенные дети в лагере;

3.3. Комната Корчака и символика лагеря;

4. ТРАДИЦИИ «НАШЕГО ДОМА»

• Презентация семей;

• Свечки: семейная, общелагерная, поэтическая;

• Сбор;

• День памяти Корчака;

• Кружки;

• Концерт «Спасибо!»;

• День рождения «Нашего дома»;

• Праздники, экскурсии, походы;

• Дежурная семья.

ПРИЛОЖЕНИЕ

• Правила жизни «Нашего дома»

• Права и обязанности вожатого

• Этика общения с людьми с ограниченными возможностями

1. ПРО «НАШ ДОМ»

Молодёжный центр «Наш Дом» существует с декабря 1991 года в рамках Российского общества Януша Корчака. Вместе с другими корчаковскими обществами, существующими в разных странах земного шара (Нидерланды, Франция, Израиль, Бразилия, Швейцария, Польша и т.д.), «Наш Дом» осуществляет ряд важных волонтёрских проектов.

Актив Молодёжного центра сегодня составляют молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет из разных городов России. Кроме москвичей, в работе центра принимают участие студенты, аспиранты, молодые педагоги, психологи и социальные работники из Казани, Курска, Орла и Санкт-Петербурга, а также из городов Голландии и Украины.

Ежегодно члены Молодёжного центра, студенты и школьники, принимают участие в многочисленных конференциях, семинарах и тренингах, летних и зимних лагерях как в России, так и за рубежом. Традиционным мероприятием, где встречаются все друзья корчаковского центра, является «Декабрьский сбор» в Москве.

Руководитель центра — доктор педагогических наук, профессор Ирина Дмитриевна Демакова (ИДД).

Главный проект Молодёжного центра — Детский интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом».

Идея создания интеграционного лагеря, где под одной крышей будут вместе жить дети разных социальных групп, в том числе дети с физическими ограничениями и так называемые здоровые дети, возникла в результате знакомства организаторов лагеря в 1992 году с жизнью слепых и слабовидящих детей.

Первая встреча с детьми — инвалидами по зрению показала, что эти дети школьные годы проживают в замкнутом пространстве интерната и фактически не имеют контактов со зрячими сверстниками. Следствием этого является то, что мало кто из них решается преодолеть барьер круга привычного общения, расширить социальные рамки своей жизни.

Работа педагогов лагеря с подростками из обычных школ показала «оборотную сторону медали»: стало очевидным, что за время обучения они тоже никогда и нигде не общаются с ровесниками, имеющими физические ограничения. Вследствие этого незнания и непонимания у здоровых школьников формируется стереотипное представление о них как о непохожих на остальных, непонятных людях, что, естественно, рождает страх, желание избежать общения и любого соприкосновения с ними.

Уникальность проекта «Наш Дом» заключается в следующем:

— Проект осуществляется систематически (более 20 лет), что позволяет большинству его участников приезжать в лагерь много раз. Многократность пребывания в лагере расширяет круг общения детей, укрепляет дружеские связи, позволяет формировать успех и постоянно его укреплять через развитие способностей и талантов детей в том или ином виде деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Среди вожатых лагеря также есть люди с ограниченными физическими возможностями (зрения, слуха, передвижения). Для слепых ребят чрезвычайно важно, что эти вожатые сумели успешно реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, добились успеха в жизни и работе. Такие молодые люди становят-

ся для детей примером для подражания. Лагерь помогает понять, что жизнь человека не должна ограничиваться стенами интерната, что для самореализации гораздо больше возможностей, чем это кажется на первый взгляд. Параллельно идёт и другой позитивный процесс: преодоление стереотипного представления об инвалидах как о несчастных, беспомощных и неинтересных людях.

В каждом лагере «Наш Дом» мы ставим перед собой цель:

— социальное и эмоциональное развитие детей; адаптация и интеграция детей разных социальных групп в единое сообщество;

— приобретение детьми опыта жизни в гуманной, доброжелательной атмосфере, в атмосфере тепла и уважения;

— создание условий для самореализации каждого ребёнка и переживания им чувства успешности,

— воспитание у детей толерантности по отношению к другим людям, к другим культурам — расширение границ внутреннего мира за счёт знакомства с другими культурами и субкультурами,

— распространения опыта корчаковского интеграционного лагеря.

В каждом проекте участвуют совершенно разные дети:

— с ограниченными физическими возможностями (слабовидящие и незрячие, больные: астма, болезни сердца и др.) и здоровые;

— из проблемных и социально благополучных семей;

— из детских домов; дети, оставленные родителями и проживающие с родственниками; дети из полных, неполных и многодетных семей;

— из бедных и материально обеспеченных семей;

— разных национальностей и из разных стран (Россия, Украина, Голландия и др.),

— разного возраста: от 6 до 17 лет.

Безусловно, от слаженной работы вожатых будет во многом зависеть успех всего проекта. Поэтому каждый Руководитель искренне надеется на помощь, понимание и взаимовыручку своей вожатской команды.

В отношении работы с командой лагеря руководители:

— проводят индивидуальные встречи по семьям с обсуждением вопросов коммуникации и интеграции детей и вожатых в семье;

— проводят индивидуальную работу с отдельными вожатыми (помощь в самореализации; увидеть, в чём талантлив вожатый; эмоциональная и профессиональная поддержка);

— осуществляют помощь в разрешении конфликтных ситуаций между партнёрами и между вожатыми и детьми;

— проводят Планёрки для координации жизни лагеря;

— обеспечивают замену вожатого в случае его болезни, выходного и т.д.

— помогают вожатым в работе с детьми (трудные ситуации, контакт с отдельным ребёнком);

— координируют работу бессемейных работников лагеря, планируют и обсуждают их деятельность;

— общаются с детьми, устраивают встречу для новых детей и вожатых «Нашего дома». Обсуждают, как им в лагере;

— реагируют на проблемные ситуации и обсуждают их с вожатыми и детьми;

— подготавливают и проводят вечерний «Сбор»;

— обеспечивают соблюдение режимных моментов лагеря;

— поддерживают телефонный контакт с родителями;

— организуют экскурсии, выезды лагеря, вожатские вечеринки.

Если вам необходим ответ на вопрос или иная профессиональная или педагогическая помощь, вы всегда можете обратиться к Руководителям лагеря.

Ещё одной возможностью обсудить вопросы, связанные с жизнью Вашей семьи или общелагерными событиями, является «Планёрка вожатых», которая проходит ежедневно после отбоя. На планёрках обсуждаются итоги прошедшего дня, план на следующий день, разбираются сложные ситуации с детьми, а также организуются игры и задания на сплочение команды вожатых. На каждой планёрке обязательно присутствие хотя бы одного вожатого от семьи.

На протяжении лагеря случаются совершенно разные, не всегда позитивные ситуации,

выход из которых кажется сложным. Не стесняйтесь подойти и задать вопрос, если вы что-то не знаете или у вас никак не налаживается контакт с отдельным ребёнком. У ваших коллег и руководителей лагеря накоплен большой опыт общения с разными детьми и они всегда готовы вам помочь!

В лагере «Наш Дом» существует свод прав и обязанностей вожатого, с которыми можно познакомиться в Приложении к Памятке.

Опорой педагогической работы с детьми в лагере являются сформулированные ниже принципы.

Принцип опоры на текст Я. Корчака (Знай, принимай, понимай и воспринимай право каждого ребёнка быть таким, какой он есть).

Принцип полноценности каждого ребёнка независимо от его особенностей и недостатков.

Принцип необходимости слушать, говорить и узнавать потребности каждого ребёнка, особенно это касается детей с ограниченными возможностями.

Принцип ежедневного внимательного наблюдения за каждым ребёнком. Необходимо обращать внимание на то, как играет ребёнок, общается с другими детьми. Особое внимание необходимо обратить на детей, склонных «уходить в себя».

Принцип раскрытия и развития талантов и способностей каждого ребёнка.

Принцип создания благоприятной атмосферы между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми для раскрытия талантов каждого из них.

Принцип создания ситуации успеха для каждого ребёнка. Педагог, работающий с детьми, должен уметь находить в каждом ребёнке то, за что его можно и нужно похвалить.

Принцип знания вожатыми лагеря «Наш Дом» особенностей различных видов инва-лидностей. В этом им поможет как чтение специальной литературы, так и подробные разговоры с родителями и самими детьми с ограниченными возможностями.

Принцип обсуждения с детьми вопросов различных видов инвалидностей, направленный на осознание того, что ребёнок с ограниченными возможностями прежде всего — обычный ребёнок.

Принцип нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку. Даже если ребёнок не хочет ничего о себе говорить, то вожатому нужно стимулировать его написать о себе (например: опиши свою мечту, придумай сказку, напиши письмо вожатому и т.п.)

Принцип рассказа детям о примерах тех, кто смог добиться успеха, несмотря на ограниченные возможности здоровья.

2. КТО ЕСТЬ КТО В ЛАГЕРЕ?

2.1. Семья и дети

Основной структурной единицей лагеря является «семья». Выбор этой формы работы созвучен самой идее лагеря как дома («Наш Дом»). Кстати, имя лагеря появилось от названия одного из детских домов, которыми руководил Я. Корчак.

В семье живут 10— 12 детей примерно одного возраста и 2 вожатых, которых дети называют «Мама» и «Папа». Большое внимание в «семье» уделяется поощрению взаимопомощи и созданию доверительных отношений. В «семье» создаются условия для хорошего эмоционального самочувствие каждого ребёнка.

Каждая семья в лагере носит своё собственное имя, придуманное детьми, или, по традиции, берёт фамилию Папы. Здорово, если в течение лагеря у вас получится сплотить детей в полноценную «семью» и дать им почувствовать опыт жизни, основанный на человеческом тепле, принятии и уважении каждого. Обратите внимание, что в вашей семье могут быть дети из неполной семьи, детского дома, а также дети с ограниченными возможностями. Для того чтобы создать для них комфортную атмосферу, поговорите об их особенностях с родителями и руководителями лагеря, которые дадут вам всю необходимую информацию.

Жизнь жителей «Нашего Дома» регламентирована Правилами, представленными в приложении к Памятке. Обязательно прочитай их и обсуди с детьми на первой семейной свечке.

2.2. Мамы и папы

Вожатый—профессия, которой вряд ли научат в вузе, ведь это скорее призвание и состо-

яние души. Стать, хотябы и на время, мамой и папой для нескольких детей требует, прежде всего, любви и уважения к детям, умения принимать другого таким, какой он есть, энергии, терпения и личностной зрелости.

Вожатый всегда рядом с детьми, он — лидер, мечтатель, зажигалка, вдохновляющий и формирующий мировоззрение и характер, он — взрослый и ребёнок одновременно.

«Почему потухшие глаза, морщины, неопрятные седые волосы или уставшее безразличие вызывают большее уважение?»

Ребёнок имеет право на оптимальные условия для роста и развития. «Мы требуем: долой голод, сырость, зловоние, тесноту, перенаселённость!»

Ребёнок имеет право жить настоящим. «Дети — это не люди будущего, это люди сегодняшнего дня».

Ребёнок имеет право быть самим собой. «Ребёнок не лотерейный билет, от которого ждут выигрыша главного приза».

Ребёнок имеет право на ошибки. «Среди детей не больше дураков, чем среди взрослых».

Ребёнок имеет право на неудачу. «Следует отвергать обманчивое стремление сделать ребёнка совершенным».

Ребёнок имеет право на то, чтобы его принимали всерьёз. «Кто спрашивает его мнение или согласие?»

Ребёнок имеет право, чтобы его ценили за то, что он есть. «Ребёнок, будучи маленьким, имеет низкую рыночную цену».

Ребёнок имеет право на тайну. «Уважайте их секреты».

Ребёнок имеет право на уважение его собственности, «...какой бы незначительной или малоценной она ни была».

Ребёнок имеет право на уважение его огорчений. «Даже если это всего лишь потеря красивого камушка».

2.3. Стажёры и стажёрки

В лагере существует понятие «Стажёр», под которым мы понимаем начинающего вожатого, пробующего себя в работе с детьми.

Часто стажёры — это старшие дети, которые выросли в «Нашем доме», или молодые люди, в которых есть потенциал и желание стать лагерными мамами и папами.

Обычно в летнем лагере формируется «ста-жёрская группа», которая помимо работы с детьми ежедневно посещает занятия, где по программе изучают особенности и принципы педагогической работы с детьми. На стажёрских занятиях молодые вожатые получают задания по изучению и наблюдению за отдельным ребёнком, мониторингу атмосферы в семье и т.д.

Для детей нет разницы, Вожатый ты или Стажёр. Стажёры выполняют все те же обязанности, что и вожатые (они лишь формально не несут ответственность за жизнь и здоровье детей).

Обратим внимание, что для эффективной работы в семье крайне важен принцип равенства, уважения и диалога. Очень важно передавать опыт стажёрам в процессе всего лагеря: не только на стажёрках, но и в семье. Вожатым важно периодически отпускать инициативу и давать стажёрам возможность самостоятельно провести свечку, попробовать себя в придумывании праздника, в индивидуальной беседе с ребёнком. А затем, при возможности, обсудить с ними, что получилось хорошо и какие моменты можно улучшить.

Те, чей опыт стажёрской работы в лагере оказывается успешным, становятся полноценными вожатыми следующего зимнего или летнего лагеря. Некоторым рекомендуется повторить стажёрскую группу в следующем лагере.

2.4. Руководители лагеря. Планёрки

Для того чтобы осуществить очередной летний или зимний проект, необходимы люди, которые возьмутся за его подготовку и проведение. Эти люди — Руководители лагеря.

Руководители несут ответственность за всё, что происходит в лагере: за детей и вожатых, за гостей и программу лагеря, за координацию работы и решение вопросов с руководством базы, за соблюдение режимных моментов и атмосферу, за поддержание кор-чаковского духа и педагогическую работу с вожатыми и т.д.

3. ЯНУШ КОРЧАК И ПЕДАГОГИКА ЛАГЕРЯ

3.1.Принципы общения с детьми в лагере

В основе концепции лагеря лежат гуманистические идеи выдающегося польского педагога, врача и писателя Януша Корчака (1878 — 1942), главными из которых являются право ребёнка на уважение, принцип прощения и партнёрские отношения между детьми и взрослыми.

Большое значение придаётся организации детского самоуправления. Самоуправление рассматривается как средство самореализации каждого участника лагеря. Так, подростки могут активно участвовать в жизни лагеря: помогать вожатым младших семей, проводить кружок или секцию, организовывать различные праздники, оформлять лагерь, делать настенную газету, подготавливать походы для младших семей и пр.

Основой интеграции является совместная деятельность ребят с ограниченными физическими возможностями и здоровых детей из разных городов и стран (театр, спорт, музыка, туризм, экскурсии), в процессе которой дети естественным образом вступают в контакт друг с другом.

Залогом развития гуманных отношений, формирования толерантности и демократических начал является работа в лагере международной и межнациональной команды вожатых. Важно, что в лагерь приглашаются люди из разных городов России, которые впоследствии организуют подобные лагеря в своём регионе.

Руководство лагерем носит мягкий, недирективный характер, оно осуществляется через создание гуманной атмосферы, организацию диалогового взаимодействия. Все вожатые, руководители и организаторы лагеря работают в проекте добровольно и бесплатно.

Права детей

Януш Корчак говорил о необходимости создать декларацию о правах детей задолго до того, как подобные документы были разработаны в рамках Женевской конвенции (1924) и Генеральной Ассамблеи ООН (1959). Он представлял себе эту декларацию прав не как призыв к доброй воле, а как требование активных действий.

Ребёнок имеет право на любовь. «Любите ребёнка, не только своего собственного».

Ребёнок имеет право на уважение. «Давайте потребуем уважения для сияющих глаз, гладких лбов, юной энергии и доверчивости.

3.2. Особенные дети в лагере

Лагерь «Наш Дом» в определённом смысле можно назвать педагогическим. И не только потому, что его коллектив в своей работе опирается на гуманистические идеи польского педагога Януша Корчака, но и потому, что главное в «Нашем Доме» — это педагогическое обеспечение условий развития каждого ребёнка. Главная ценность лагеря — ребёнок со своим неповторимым внутренним миром.

На протяжении многих лет в лагерь приезжают дети и вожатые с ограниченными возможностями. Многие незрячие ребята в течение долгих лет продолжают общаться со своими зрячими друзьями по лагерю, стремятся к продолжению образования, поступают в вузы, некоторые из них уже делают успешную карьеру. Важно отметить, что и среди организаторов и руководителей лагеря тоже есть молодые люди с ограниченными возможностями.

Ознакомиться с «Этикой работы с людьми с ограниченными возможностями» Вы можете в Приложении к Памятке.

3.3. Комната Корчака и символика лагеря

Каждый год в большом холле корпуса, где располагается лагерь, в один из первых дней появляется так называемая Комната Корчака, которая хранит историю и традиции «Нашего дома».

Старшая семья и вожатые украшают холл фотографиями прошлых лагерей, портретами Януша Корчака и его детей, расставляют свечи, домики, которые мы коллекционируем из года в год. В Комнате Корчака обычно проходят общелагерные свечки, а также презентации, кружки, мастер-классы и мероприятия. Здесь же устраивается встреча с новичками лагеря.

Символом «Нашего дома» является золотистый четырёхлистный клевер на тёмно-зелёном фоне. Этот символ присутствует на нашем флаге, зелёных галстуках и фут-

болках как символ «зелёного знамени надежды» Я. Корчака.

Также в лагере есть свой гимн, с которым вы познакомитесь на сборе или одной из свечек.

4. ТРАДИЦИИ «НАШЕГО ДОМА»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Презентация семей» — концерт, к которому вы готовите с вашей семьёй творческое выступление о том, какая ваша семья, как она называется. В дальнейшем на протяжении лагеря к вам будут обращаться именно по тому имени, которое вы презентуете на выступлении.

«Семейные свечки», когда семья собирается вместе, чтобы пообщаться, обменяться впечатлениями о прошедшем дне, поиграть, попеть, придумать презентацию, обсудить итоги дня.

«Общелагерные свечки» — свечки, на которые собираются все жители «Нашего дома», зажигают свечи и поют лагерные песни. Свечка может быть поэтической, где любой желающий может прочитать стихи или прозу любимого автора или собственного сочинения.

«Вечерний сбор», когда все участники лагеря становятся в круг, обняв друг друга за плечи. На сборе подводятся итоги дня, делаются объявления, каждый, кто хочет, говорит «спасибо» товарищам и вожатым за то или иное дело. Здесь вместе поются песни, вместе переживаются радости и огорчения. Сбор помогает «новичкам» почувствовать себя частью большого сообщества.

«День памяти Корчака» — особый день в лагере, когда мы вспоминаем Януша Корчака, говорим о правах детей, устраиваем ранний подъём и шествие парами на берег реки или моря, молча, держась за руки, вспоминая день гибели Корчака и его детей. К этому дню, совместно с детьми, готовятся музыкально-поэтические композиции, игры корчаковской тематики.

В каждом лагере на протяжении дня (по заранее сформированному расписанию) устраиваются различные кружки и мастер-классы, которые ведут и дети, и вожатые. Каждый житель «Нашего дома»

может присоединиться к одному кружку или посещать разные каждый день.

Традиционные мероприятия «Нашего дома»: День рождения лагеря, где семьи поздравляют друг друга; День любви, в который работает загс; Дни культур разных стран и экскурсии; Вожатский концерт; День праздников, в который мы справляем за один день все праздники года; финальный концерт «Спасибо», где дети и родители благодарят друг друга.

«Корчаковские» формы работы: почтовый ящик для писем вожатым (каждый ребёнок может написать письмо, в том числе анонимное, если у него есть проблема и ему трудно сказать о ней), доска объявлений (каждый может написать на ней всё, что считает нужным), газета-дневник лагеря, на страницах которой дети и взрослые обмениваются впечатлениями. Кроме праздников и театральных представлений, в лагере много спорта (футбол, волейбол, походы).

Подростки наравне с вожатыми участвуют в составлении программы, могут взять на себя ответственность за какое-то мероприятие лагере.

«День самоуправления» — день, в который в лагере остаются два взрослых человека, а остальные взрослые покидают лагерь. Старшие дети планируют и готовят этот день самостоятельно, заранее обсуждают его с вожатыми семей, принимают на планёрке полномочия вожатых и руководителей. Этот день они организуют самостоятельно.

«Дежурная семья». Каждый вечер на сборе мы передаём флаг одной из семей, и она становится дежурной. Эта семья оригинальным способом устраивает утренний подъём лагеря, на протяжении дня собирает всех на обед, мероприятия, проверяет чистоту комнат, по необходимости дежурит в столовой, а также готовит помещение к вечернему мероприятию.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫЙ КОРЧАКОВСКИЙ ЦЕНТР ЛАГЕРЬ «НАШ ДОМ»

ПРАВИЛА ЖИЗНИ «НАШЕГО ДОМА»

«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп. Меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый».

Я. Корчак

Дети имеют право на защиту и помощь со стороны взрослых.

Дети имеют право на уважение со стороны взрослых и сверстников, то есть:

— право на сегодняшний день,

— на тайну,

— на ошибку,

— на сокрытие от других плохого в себе и на проявление хорошего в себе,

— на собственность,

— на выбор,

— на игру,

— на отдых и свободное время.

Дети имеют право перейти в другую семью, обсудив это с вожатыми своей семьи или с руководителями лагеря, если им плохо в своей.

Дети имеют право на равные стартовые возможности, независимо от состояния здоровья, особенностей умственного и физического здоровья, расы, национальности и возраста. В нашем лагере нет «плохих». Мы уважаем каждого человека и принимаем его таким, какой он есть.

В «Нашем доме» принято говорить вожатым, куда ты отправился и что собираешься делать. Нельзя уйти куда-либо, не договорившись с вожатыми (помни, что вожатый отвечает за твою жизнь и здоровье).

«Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». В лагере

разрешается всё, что не причиняет вреда другим людям.

Дети должны соблюдать режим лагеря и чистоту в комнатах!

Нельзя самостоятельно покидать территорию лагеря.

Нельзя купаться без вожатых.

Ты живёшь в коллективе: считайся со своими товарищами и вожатыми.

Не шуми, когда другие отдыхают.

В нашем лагере мы не бьём, не издеваемся, не дразнимся.

Касается старших детей

Курение в лагере не поощряется. Имей в виду, что в лагере есть люди, которые не переносят табачного дыма.

Алкоголь в лагере под строгим запретом.

Любовь — прекрасное чувство, здорово, если оно посетит тебя в лагере, но пусть оно не испортит тебе и окружающим тебя людям отдых.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО «НАШ ДОМ»

Обязанности:

1. Вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.

2. Вожатый обязан присутствовать при купании детей и обеспечивать их безопасность на воде.

3. Вожатый обязан знать местонахождение каждого своего ребёнка.

4. Вожатый следит за тем, чтобы ребёнок достаточно ел, спал, был одет по погоде.

5. Вожатый обязан соблюдать режимные моменты лагеря и следить за ихсоблюдением детьми.

6. Вожатый должен знать план на день и информировать о нём своих детей.

7. Обязательное присутствие всех вожатых и детей на общем вечернем сборе.

8. Вожатый принимает участие во всех общих

делах лагеря и поощряет к участию своих детей.

9. Обязательное присутствие хотя бы одного вожатого от семьи на планёрке. Присутствовавший обязан передать новую информацию своему коллеге (коллегам).

10. Вожатый может курить только в строго отведённых для этого местах и не вместе с детьми.

11. Не допускается нецензурная брань, грубость.

12. Употребление алкоголя в лагере не поощряется, и в любом случае — не при детях, некрепкие спиртные напитки, в ограниченных количествах, не в рабочее время и так, чтобы это не отражалось на работе.

13. Не допускаются никакие физические действия по отношению к детям, то есть не бить, не давать подзатыльников и т.д. Не допускаются также действия сексуальной направленности.

14. Вожатый должен пресекать и предотвращать возможность агрессии и издевательств между детьми и немедленно информировать других вожатых о подобных инцидентах.

15. Вожатый должен помнить, что работает в команде: его действия не должны противоречить действиям других вожатых.

16. У нас нет чужих детей! Дети из другой семьи также заслуживают твоего внимания. Не проходи мимо ребёнка, которому нужна помощь старшего.

17. Вожатый обязан выслушать ребёнка перед принятием решения о нём.

18. Плохое настроение вожатого не должно отражаться на детях и его коллегах.

Всё, кроме первого пункта, относится и к стажёрам.

Права:

1. Право на личную жизнь не в ущерб работе.

2. Право на любые чувства в пределах разумного.

3. Право на два выходных (в летнем лагере).

4. Право на отдых.

5. Право на несогласие с руководством лагеря.

6. Право на помощь со стороны руководства и вожатых лагеря.

В проекте 2013 года в силу 14-дневного, а не 21 -дневного лагеря вожатым предоставляется один полноценный выходной (предположительно в День самоуправления) и возможность отъезда из лагеря на несколько часов по предварительной договорённости с руководителями и напарником.

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Основные рекомендации

Дни, проведённые в лагере «Наш Дом» — наиболее запоминающееся, интересное и волнующее время. Это касается большинства ребят, в том числе и имеющих ограниченные физические возможности. Многие из них проводят значительную часть своей жизни в школе-интернате, где каждый день похож на другой, редко выезжая куда-либо за пределы школы.

Избегайте таких слов, как «инвалид», «глухой» или «слепой». Вместо них используйте выражения «люди с ограниченными физическими возможностями», «слабослышащие», «незрячие».

Не стесняйтесь спрашивать вожатых, имеющих ограниченные физические возможности, о том, как лучше обращаться к такому ребёнку.

Ребята, имеющие ограниченные физические возможности, могут нуждаться или не нуждаться в помощи, хотеть её принимать или нет в каждой конкретной ситуации. Поэтому, прежде чем предоставить такую помощь, спросите разрешения. Выслушайте любые инструкции, которые ребёнок может вам дать. Ведь скорее всего он сам знает, какая именно помощь ему требуется.

Вы можете поговорить с ребятами уже заранее (по телефону) или сразу же по приезде в лагерь, чтобы выяснить, какая помощь им может быть необходима или желательна. Не будьте настойчивы в предложениях своей помощи ребёнку. Это может быть

расценено им как сомнение в его способностях действовать самостоятельно, вызвать раздражение и усложнить ваши отношения в будущем.

Обсуждая с ребёнком возможную помощь, которая ему потребуется, будьте тактичны. Не делайте это в присутствии других ребят.

Перед тем как что-либо спросить, подумайте, а действительно ли вам нужна эта информация. Спрашивайте только о том, что вам реально может пригодиться, чтобы оказать ему необходимую помощь.

Имейте в виду, что это исключительно право ребёнка — отвечать или не отвечать на ваши вопросы, если они покажутся ему очень личными.

Слабовидящие и незрячие

Существуют разные уровни потери зрения. Некоторые люди могут быть абсолютно слепы, в то время как другие — иметь лишь частичную потерю зрения. В каких-то случаях необходимо использовать лишь очки для чтения, кому-то же нужен увеличенный шрифт, иногда и то и другое. Незрячие ребята используют шрифт на языке Брайля.

Когда вы заходите в помещение, объявите о своём присутствии.

Важно спросить ребят, нужна ли им какая-либо помощь, затем подождать ответа, прежде чем эту помощь оказывать. Кому-то действительно может понадобиться дополнительная помощь, но только сам ребёнок вправе решать это.

Говоря с ребятами, имеющими проблемы со зрением, не повышайте голос. Большинство людей, имеющих зрительные ограничения, имеют очень хороший слух. Если у них также проблемы со слухом, они скажут вам об этом. Не говорите с ребёнком через третье лицо. Называйте его имя, когда обращаетесь к нему.

Важно называть окружающих по имени. Когда вы закончили разговор и собираетесь уйти, сообщите об этом ребёнку.

Ваши жесты и артикуляция не помогут вам при общении с незрячим человеком. Поэтому держите их при себе и выражайтесь ясно.

Говоря о месторасположении, расстоянии и направлениях, старайтесь быть ясными. Например, незрячему ребёнку ничего не скажет такая фраза, как: «иди к той двери» или «сядь с другой стороны стола». Люди, имеющие зрительные ограничения, предпочитают держаться за чьё-то плечо; вы также можете предложить свою руку или взять их за руку. С самого начала объясните ребёнку, куда и зачем вы собираетесь направиться, помогая ему это сделать и одновременно комментируя: «идём вправо», «поднимаемся по лестнице, три ступеньки» и т.д.

В столовой важно, чтобы ребята сидели на одних и тех же местах в течение всей

смены. Садясь за стол, расскажите, кто сидит вместе с вами, где лежат столовые приборы, что сегодня в меню.

Когда кто-то из зрячих ребят делит комнату вместе со слабовидящими и незрячими, напомните им, что для ребят, которые плохо видят или не видят вообще, важно, чтобы все вещи лежали на своих местах. Если же в комнате что-то передвигается или перекладывается, это необходимо оговаривать.

Когда вы приезжаете в лагерь, в первый же день пройдитесь с ребятами, чтобы показать им — что где находится (комната, туалет, душ, столовая, др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.