Научная статья на тему 'Молодёжь в корчаковском движении России: ресурсные проекты'

Молодёжь в корчаковском движении России: ресурсные проекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНЫЙ КОРЧАКОВСКИЙ ЦЕНТР / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ КОРЧАКОВСКИЙ ЛАГЕРЬ / "НАШ ДОМ" / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демакова Ирина Дмитриевна

Сплочение студентов разных университетов, пришедших в Российское общество Я. Корчака вслед за талантливыми и яркими взрослыми, составившими первое поколение новой общественной организации страны. Создание интеграционного лагеря для детей разных социальных групп, в том числе детей с физическими ограничениями и так называемых здоровых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодёжь в корчаковском движении России: ресурсные проекты»

Молодежный корчаковский центр был создан 18 декабря 1991 г. по инициативе правления Российского обществаЯнуша Корчака. Его презентация состоялась на физическом факультете Московского педагогического университета. В сущности, его открытие ознаменовало приход в корчаковское движение студенческой молодёжи.

• Молодёжный корчаковский центр • интеграционный корчаковский лагерь • «Наш дом» • дети-инвалиды • социальные группы • программа деятельности • образовательное направление • информационное

Официальная дата рождения Российского общества Януша Корчака — 6 июня 1991 г. Таким образом, Российское общество Я. Корчака существует в России уже более 22 лет и у него есть своя история. Остановимся на главном. С самого начала взрослые члены РОЯК, среди которых были педагоги и врачи, журналисты и учёные, инженеры и переводчики, актёры и художники, выбрали в качестве приоритетного направления своей деятельности привлечение в его ряды молодёжи. Актуальность этой задачи была связана с тем, что к девяностым годам ХХ в. в корчаковских организациях разных стран мира в актив входили в основном весьма пожилые люди, на долю которых выпало пережить Вторую мировую войну, гетто и лагеря смерти. Корчаковские общества остро нуждались в обновлении и омоложении. Правление РОЯК приложило серьёзные усилия, чтобы привлечь в корчаковское движение молодёжь, и прежде всего студентов. За прошедшие годы на призыв изучать наследие Я. Корчака с готовностью отозвались студенты из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Курска, Перми, позже — Ульяновска, Саратова, Улан Удэ и т.д.

Усилия по привлечению молодёжи в корчаковское движение сразу же были замечены и поддержаны старейшинами: бессменными руководителями корчаковских обществ разных стран мира. Так, Владимир Гальперин (президент Общества Корчака в Швейцарии) после международного семинара, который мы организовали в Суздале, сказал в одном из интервью: «Я нахожусь под сильнейшим впечатлением

Проект «Молодёжный корчаковский центр»

сопровождение

Молодёжь в корчаковском движении России: ресурсные проекты

активности группы российской молодёжи. Мне больше всего понравилось, что, с одной стороны, ребята стараются изучать Корчака, читают его, а читать его нужно внимательно, самому, без принуждения, а с другой стороны, они работают с детьми в детском доме, больницах. Это замечательно: ведь и Корчак начал свою работу в 15 лет воспитателем, так что молодые в России идут следом за ним по прямой линии. Прощаясь с группой российской молодёжи, я сказал, что, когда мы вернёмся в Женеву, мы сядем и обсудим, как найти путь, чтобы сделать в Швейцарии то, что делаете вы. Наверное, нужно создать группу студентов, которые не только ходят на семинары, но воплощают в жизнь идеи Корчака своим альтруизмом и чувством ответственности, так как у Корчака речь идёт (и это важно) именно о чувстве индивидуальной и коллективной ответственности».

Об этом же говорил и Эрих Дауценрот (президент общества Корчака Германии): «Я думаю, что Корчак нашёл свой путь в Россию. Особенно впечатляющим было участие в семинаре молодёжи: студентов, молодых россиян, которые, возможно, впервые услышали здесь о педагогике свободы, прав человека, солидарности и мира. Совершенно замечательной была атмосфера семинара. Она была сердечной, здесь завязалось много дружеских связей. Я надеюсь, что в международных корчаковских встречах наши российские друзья примут активное участие. Я надеюсь и на то, что страны Западной Европы активизируют корчаковское движение».

Подводя итоги сказанному, я хочу вспомнить прекрасные слова о смысле обращения современного человека к Корчаку, сказанные В. Гальпериным. Эти слова стали на долгие годы своеобразным девизом нашей работы с молодёжью: «Не думайте, что только в России есть проблемы воспитания, поведения. Во всём мире идёт, на мой взгляд, деградация, утрата чувства деликатности, ответственности по отношению к ребёнку, а значит, и по отношению к себе, потому что нельзя уважать себя, если не уважаешь другого. Януш Корчак — сильный человек, у которого был «особый талант» — не обижать не только детей, но и взрослых. Все, кто общался с Корчаком, подтверждают, что его уникальность заключалась в том, что у него хватало времени на всех, терпения на всех,

он умел всегда найти самое нужное слово. Он умел выслушать, а не только говорить. Я думаю, что сейчас не очень много педагогов, которые умели бы так устанавливать контакт — спонтанно, без позы, без требований. В заключение скажу, что Корчак интересует нас не только как историческая фигура. Сегодня он также отвечает нам на самые главные вопросы. Корчак доказывает нам день за днём, что нужно уважать и любить ребёнка и в то же время нужно объяснять ему границы дозволенного». В 90-е годы ХХ в. молодых людей, активно участвующих в корчаковском движении, можно было пересчитать по пальцам. Поэтому то, что на семинаре в Суздале летом 1992 г. число молодых участников составило 50 человек (треть присутствующих), было отмечено всеми как весьма позитивная тенденция. Заметим, что все эти молодые люди к лету 1992 г. были членами Молодёжного корчаковского центра. Этот центр был создан 18 декабря 1991 г. по инициативе правления Российского общества Януша Корчака. Его презентация состоялась на физическом факультете Московского педагогического университета. В сущности, его открытие и ознаменовало приход в корчаковское движение студенческой молодёжи.

Первые годы деятельности центра — время сплочения студентов разных университетов, пришедших в Российское общество Я. Корчака «на ясный огонь» трагической судьбы великого педагога, его идей, пришедших вслед за талантливыми и яркими взрослыми, составившими первое поколение новой общественной организации страны — Российское общество Януша Корчака.

Собравшись под зелёным корчаковским флагом с золотым клевером, студенты делали первые шаги к Корчаку, постигали педагогику человека с внимательным взглядом детского врача, бесстрашием близкой дистанции с ребёнком, трезвым и уважительным отношением к детям, ироничной манерой общения с ними. В 1992 г. участвовали во Всемирном слёте молодёжи, посвящён-ном памятному дню — 50-летию со дня гибели Януша Корчака в Треблинке. В эти годы студенты прочли книгу «Как любить ребёнка», отрывки из Дневника, познакомились с корчаковской интеллигенцией Польши и Израиля, Австрии и Голландии, Швейцарии и Франции, Бельгии и Бразилии, США и Германии. И именно в эти годы они начали

ТЕХНОЛОГИЯ

И ПРАКТИКА

в свободное время приходить к детям в больницы и детские дома. Заметим, что работа с детьми вовсе не была жертвой, потому что никто не собирался отказываться от того, что называется «студенческая жизнь». Первые молодые члены ММЦ (теперь все называют их просто «корчаки») часто встречались, обожали валять дурака и смеяться до слёз, петь песни под гитару, влюбляться и писать стихи, путешествовать, обрастая друзьями и единомышленниками. Но одновременно шёл поиск Дела, которому было не жалко посвятить молодые годы. С 1993 г. таким Делом стал детский интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом» для детей-инвалидов и здоровых детей из детских домов, многодетных, полных и неполных, благополучных и неблагополучных семей. Осенью 1993 г., после рассказа студентов о первом лагере в Таганроге на встрече в Варшаве с профессором А. Левиным, они услышали оценку своей деятельности: «Вы идёте корчаковским путём в новых условиях, творчески действуете в духе Корчака. Желаю вам и дальше разворачивать эту работу. Это дорога для других».

Программа деятельности корчаковского Молодёжного центра

Молодёжный центр «Наш Дом» был организован в декабре 1991 г. в рамках Российского общества Януша Корчака (РОЯК). В 1998 г. Центр стал самостоятельной общественной организацией, получившей название Региональная (московская) общественная организация «Молодёжный центр «Наш Дом». За прошедшие годы члены Молодёжного центра, студенты и школьники, приняли участие в многочисленных конференциях, семинарах и тренингах, летних и зимних лагерях как в России, так и за рубежом. Традиционными стали Декабрьский сбор для всех членов и друзей Молодёжного центра и весенний семинар для вожатых корчаковского лагеря.

Актив Молодёжного центра составляют молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Руководителем центра на протяжении долгих лет являлась доктор педагогических наук, профессор Ирина Дмитриевна Демакова. Осенью 2009 г. произошло переизбрание членов МЦНД, и его возглавила Юля Кажевина.

Помимо москвичей, в работе центра принимают участие студенты, аспиранты, молодые педагоги, психологи и социальные работники из Казани, Курска, Орла, Санкт-Петербурга и Саратова, а также из городов Голландии и Украины.

Основные направления работы

1. Главный проект Молодёжного центра — Детский интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом».

Идея создания интеграционного лагеря, где под одной крышей будут вместе жить дети разных социальных групп, в том числе дети с физическими ограничениями и так называемые здоровые дети, возникла в результате знакомства организаторов лагеря в 1992 г. с жизнью слепых и слабовидящих детей. Первая встреча с детьми-инвалидами по зрению показала, что эти дети школьные годы проживают в замкнутом пространстве интерната и фактически не имеют контактов со зрячими сверстниками. Следствием этого является то, что мало кто из них решается преодолеть барьер круга привычного общения, расширить социальные рамки своей жизни.

Работа педагогов лагеря с подростками из обычных школ показала «оборотную сторону медали»: стало очевидным, что за время обучения они тоже никогда и нигде не общаются с ровесниками, имеющими физические ограничения. Вследствие этого незнания и непонимания у здоровых школьников формируется стереотипное представление о них как о непохожих на остальных, непонятных людях, что, естественно, рождает страх, желание избежать общения и любого соприкосновения с ними.

Уникальность данного проекта заключается в следующем:

Проект осуществляется систематически (более 15 лет), что позволяет большинству его участников приезжать в лагерь много раз. Многократность пребывания в лагере расширяет круг общения детей, укрепляет дружеские связи, позволяет формировать успех и постоянно его укреплять через развитие способностей и талантов детей в том или ином виде деятельности.

Среди вожатых лагеря также есть люди с ограниченными физическими возможно-

стями (зрения, слуха, передвижения). Для слепых ребят чрезвычайно важно, что эти вожатые сумели успешно реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, добились успеха в жизни и работе. Такие молодые люди становятся для детей примером для подражания. Лагерь помогает понять, что жизнь человека не должна ограничиваться стенами интерната, что для самореализации гораздо больше возможностей, чем кажется на первый взгляд. Параллельно идёт и другой позитивный процесс: преодоление стереотипного представления об инвалидах как о несчастных, беспомощных и неинтересных людях.

В основе своей деятельности волонтёры МЦ используют педагогические постулаты Януша Корчака, концепцию интеграции и психологическую поддержку.

2. Образовательное направление.

2.1. Изучение педагогического наследия Януша Корчака.

Корчаковские чтения: провести месячник, посвящённый имени Януша Корчака. Встречи раз в неделю на 4—6 часов, на первой встрече рассказать биографию Я. Корчака (презентация), на каждой последующей встрече обсуждать значимые моменты из книг Януша Корчака, использовать игровые приёмы. В конце месячника устроить «экзамен» в виде театральных постановок — сценок из книг. По окончании выдать свидетельство о прохождении школы Я. Корчака. Встречи организовать для детей лагеря, стажёров, вожатых, возможно приглашение гостей. По окончании проекта выпустить альбом с отрывками из книг Корчака, которые будут проиллюстрированы фотографиями мероприятий месячника.

По мере окончания проекта возможен обмен опытом, приглашение Корчаковского театра в Москву (одновременно и междугородный/международный опыт).

2.2. Семинары по интеграции.

Провести установочный семинар в Москве по интеграции на 4 часа с теорией и практическими упражнениями. Пригласить специалистов из «Перспективы», плюс помощь наших лагерных ребят: Люда Фёдорова, Маша Генделева. Члены МКЦ могут рассказать о своих ощущениях, своей практике и показать в целом свой пример как успешного активного члена общества.

На семинаре уделить особое внимание проблематике людей с ограниченными возможностями, отношению общества к ним. К тому же необходимо показать практические примеры по работе с детьми и вожатыми с разными возможностями.

Семинар можно провести как для вожатых, которые традиционно проходят интеграцию на установочном семинаре в мае, так и для детей, стажёров, «шишек». При желании не членов МЦНД принять участие в семинаре можно пригласить и их, в зависимости от количества свободного места.

2.3. Педагогические семинары. Образовательные программы для членов Молодёжного центра.

3. Взаимодействие с другими общественными организациями.

Участие членов МЦНД в семинарах, конференциях, встречах, выездах.

Необходимо сотрудничество с международными центрами Януша Корчака, проведение и участие в совместных конференциях.

Ближайшим международным событием в Корчаковском мире станет конференция в Токио для членов международных обществ Януша Корчака.

Помимо проведения своих проектов, обозначенных выше, возможно проведение проектов, предложенных Международной Ассоциацией Януша Корчака на конференции в Варшаве (здесь необходимы консультация и разъяснения членов Ассоциации).

4. Информационное сопровождение деятельности МЦНД.

4.1. Создание собственного сайта в Интернете, где будет постоянно обновляться информация о деятельности членов Правления, вестись статистика о встречах, результатах деятельности.

На сайте необходимо сделать обязательным разделы о Корчаке (педагогический уголок), о МЦНД, об интеграции, и, конечно же, о самом лагере «Наш Дом». Можно вывесить уже вышедшие публикации о лагере на сайте.

4.2. Нужно продолжать традицию предоставления информации о нашей деятельности на радио и в других средствах медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.