Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 13 (395). Филологические науки. Вып. 104. С. 69-75.
УДК 070.4; 37.022 ББК 74.48; 76.006.5
ПРОЕКТ-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ СФЕРЫ: ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Е. С. Дорощук
Казанский федеральный университет, Казань, Россия
Рассматриваются способы реализации методики проект-менеджмента как средства управления образовательной и самообразовательной деятельностью будущих работников медиасферы. Специфика проект-менеджмента представлена через призму коммуникационного, трансдисциплинарного и конвергентного подходов. Анализ практики подготовки специалистов в области медиакоммуникаций позволяет смоделировать образовательную деятельность и определить траектории саморазвития, опираясь на структурно-функциональные особенности современного медиакоммуникационного процесса.
Ключевые слова: проект-менеджмент, медиасфера, образовательная деятельность, подготовка специалистов, саморазвитие.
Медиакоммуникации сегодня становятся той сферой деятельности, которая объединяет самые различные направления публичных выступлений и свобод. Этот термин все более популяризирует обобщенную идею комплексности и трансдисциплинарности, согласно которой современные исследования в области социогуманитарных наук могут проводиться, как подчеркивает Кристоф Вульф, на основе стремлений ученых «придать своим специальным исследованиям в отдельной дисциплине трансдисциплинарное направление» [5. С. 223].
Наряду с трансдисциплинарным подходом широко применяется конвергентный подход, который считается одним из перспективных для исследования социально-гуманитарной сферы, что подтверждается исследованиями процесса конвергенции [15]. В основе конвергенции, как утверждают исследователи, лежит междисциплинарный подход, без учета которого невозможно создание нового научного, образовательного и практического продукта. Медиакоммуникации - это пространство бесконечных возможностей для демонстрации междисциплинарных форм взаимодействия, а также для разработки принципов конвергент-ности в практической деятельности субъектов коммуникации, поэтому обучение в медиа-коммуникационной сфере предъявляет особые требования к субъектам образовательной деятельности. Чтобы описать их, необходимо
обозначить специфику и современные тренды медиакоммуникаций.
Медиакоммуникации в отечественной науке определяются по самым разнообразным основаниям: от простого (коммуникации при помощи медиа) до сложного - коммуникации, опосредованные медийными формами и структурными образованиями. Многие исследователи рассматривают медиакоммуникации как синоним термина «массовые коммуникации» [3; 4; 9], выделяя при этом такие устойчивые признаки данного явления:
1) процессуальный характер передачи, получения, сохранения и актуализации информации как основы социальной адаптации и идентификации [1. С. 23];
2) воздействие на социальную установку в зависимости от особенностей той или иной социальной системы, где наблюдается процесс массового взаимодействия/общения;
3) технические средства и их роль в процессах регулярного тиражирования и функционирования продукции медиакоммуникации.
Н. Н. Богомолова подчеркивает, что медиа-коммуникация решает две крупнейшие социальные задачи: создание общей картины мира и создание картины отдельной общности [2].
Е. А. Войтик предлагает определять ме-диакоммуникацию как информационное взаимодействие между социальными субъектами на основе производства, распространения и потребления массовой информации. Социаль-
ные субъекты, по мнению исследователя, могут быть представлены как личности, группы, организации [3]. М. Г. Шилина подчеркивает в своих работах необходимость комплексного исследования медиакоммуникации и определяет ее как процесс создания, трансляции, обмена информацией медиа в индивидуальном, групповом, массовом формате по различным каналам при помощи различных коммуникативных средств, к которым относятся вербальные, визуальные и иные средства. При этом исследователь предлагает классифицировать медиакоммуникацию по признакам ориентации на цели, задачи, аудитории, определив ее как внутреннюю, внешнюю и смешанную [13].
Проведенный анализ направлений современных исследований медиакоммуникации позволил выделить ее характерные черты и обозначить особенности развития, влияющие на содержание и цели образования будущих специалистов-медиакоммуникаторов. К ним относятся:
1) организация особого типа взаимодействия субъектов (медиа и аудитории) в публичном пространстве;
2) интенсификация процессов сбора, обработки и передачи информации;
3) наличие различных форм выражения информации (вербальных и визуальных);
4) опора на человеческое общение как на исходный эмпирический материал;
5) упорядочение информационного потока как основа содержания;
6) наличие средств и технологий, обеспечивающих массовое взаимодействие как социальное управление.
Такой предстает медиакоммуникационная сфера, открытая для внедрения и оценки разнообразных новых методов и способов распространения качественного информационного контента и управления этими процессами. Главным субъектом данных процессов становится будущий специалист в области медиакоммуни-каций: журналист, специалист по связям с общественностью, специалист в области рекламы и так далее. Его подготовка может быть эффективной при учете выше обозначенных характеристик медиакоммуникационной среды и актуализации процессов внедрения проективных форм образовательной деятельности как наиболее отвечающих современным вызовам трансдисциплинарных сфер социальной практики.
При очевидном приоритете экономической составляющей не только деятельности масс-
медиа, но и образовательной системы, укрупняются информационно-коммуникативные задачи, такие как задачи воздействия и участия, решение которых является важным этапом деятельности специалиста в области медиаком-муникаций. Проективная форма образования, находящая свое выражение в проект-менеджменте образовательной/самообразовательной деятельности обучающегося является, на наш взгляд, наиболее соответствующей современным условиям подготовки будущих медиаком-муникаторов.
В основе предлагаемой модели проективного обучения лежат следующие положения:
1. Медиакоммуникации основаны на социальном действии, способность к которому становится одной из главных компетенций, приобретаемых в проективных процессах профессионального обучения. Развивая способности к социальному действию в проективном процессе, обучающийся закладывает основы создания личностного профиля, что находит различное выражение в зависимости от культуры профессии. Основу культуры профессии составляет так называемое практическое знание, приобретаемое в проективной деятельности. Практическое знание и социальные действия -два основания проективного обучения.
2. Медиакоммуникация - это действие человека со ссылкой на уже существующую социальную практику - опосредованное информационным продуктом, отражающим социальную значимость включенной в него, обработанной и облеченной в специальную форму информации. Для закрепления компетенции социального действия необходимо включение обучающегося в процесс создания социальной практики, что предоставляет проективное обучение.
Проективное обучение, или метод проектов известен достаточно давно. Впервые о нем заговорили еще в США во втором десятилетии XX в. В основе его лежали идеи гуманистического направления в философии и образовании, и связан он с именами Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика. В России создание и распространение этого метода связано с именем русского педагога С. Т. Шацкого. Как подчеркивают исследователи, современный метод проектов направлен на развитие познавательных навыков обучаемых, умение самостоятельного конструирования собственных знаний, развитие критического мышления и умения ориентироваться в информационном
пространстве [12]. Он очень хорошо сочетается с групповым обучением и всегда предполагает решение какой-либо теоретической или практической проблемы, при этом при решении практической проблемы всегда вырабатывается продукт, готовый к внедрению. Существенным является тот факт, что, по мнению И. А. Зимней, этот метод лежит в основе одной из образовательных тенденций будущего, отражающей необходимость формирования проектной культуры, включающей искусство планирования, прогностические компетенции, культуру исполнения и оформления [7].
Главным средством проективного обучения для специалистов медиакоммуникационной сферы является медиапроектирование, то есть создание медиапроекта. Все выводы и обоснования применения проективного метода обучения специалистов в сфере медиакоммуникаций базируются на многолетней преподавательской деятельности автора статьи на отделении массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета и социально-гуманитарном отделении Набережно-челнинского института КФУ, а также анализе проведенных педагогических экспериментов на отделениях журналистики и связей с общественностью в 2005-2015 гг.
Медиапроект рассматривается нами в условиях подготовки будущих специалистов в области медиакоммуникаций как форма трансдисциплинарного исследования, задаваемая специальными целями обучения/образования и самообучения/самообразования. В основе проектирования лежит всегда значимая творческая задача, требующая интегрированных знаний для решения. Практико-направленная кооперация становится главной отличительной чертой данного образовательного формата. Поэтому необходим высокий уровень развития коммуникационных компетенций участников медиапроектирования, демонстрация развитых навыков медийной и образовательной кооперации. Выделяются необходимые личностные и профессиональные черты, которые должны быть сформированы у всех участников проективного обучения: любознательность и повышенный интерес к неозначенным сферам медиакоммуникативной практики; открытость как исследователя и способность к контакту; гибкость в постановке проблем и выработке решений, а также видение перспектив проекта.
Развитие профессиональных компетенций медиакоммуникатора основано на формиро-
вании в процессе проективного обучения коммуникации, которая имеет ярко выраженный многоплановый характер, что позволяет создать новое качество образовательного продукта, отражающее всю систему его взаимосвязей.
Главными задачами участников проективного обучения являются:
- освоение процессов ориентации в социальном поле/пространстве коммуникаций;
- расширение своего (участников обучения) жизненного мира в пространстве коммуникаций;
- создание новых возможностей коммуникационного действия с применением обобщенного опыта других коммуникаторов и собственного отрефлексированного опыта.
Проективное обучение включает создание медиапроекта с как можно более высокой возможностью его реализации в медиакомму-никациях (например, СМИ, интернет-СМИ, интернет-представительство, социальная сеть и так далее). Важным является то, что в рамках этого процесса создается социальная среда медиакоммуникации, просчитывается процесс воздействия медиапродукта, его результативность.
Проективное действие становится возможным благодаря тому, что в его процессе обучающиеся создают практическое знание в разнообразных видах и формах, бытующих в ме-диакоммуникациях:
а) в нем облекаются в звуковой и буквенный ряды мысли и чувства, что, по выражению П. Н. Киричка, обеспечивает социально-технологическую возможность человеческого общения [9];
б) в нем происходит интенсивный обмен мыслями и чувствами, которые возникают в процессе проективной деятельности;
в) в нем происходит соединение/объединение индивидов в общность поначалу на основе решения практических познавательных задач, а далее - на основе формирования чувства причастности к происходящим событиям и отражению их в медиакоммуникациях.
Еще одним аспектом моделирования проективного обучения в сфере медиакоммуникаций является актуализация управленческих характеристик проекта как метода решения управленческих образовательных задач.
Необходимо подчеркнуть, что современные медиакоммуникации - это неотъемлемая часть информационного общества, одно из определений которого, данное У. Эко, характеризует
его как общество современных информационных технологий, развивающихся в контексте идеологии зрелища [14], что означает возможность каждого стать создателем своего медиа-продукта или новой формы коммуникации и контролировать/корректировать процесс его распространения и воздействия, то есть управлять коммуникацией. Исходя из этого важным становится процесс оперирования информацией для создания новых форм коммуникации [6]. Именно эти новые формы актуализируют процесс управления медиакоммуникациями через медиапроекты.
Российский ученый Н. А. Вознесенский был одним из первых, кто в 1930-е гг. разработал проектные методы управления, в которых был заложен потенциал эффективной концентрации ресурсов на заданных направлениях и решения конкретных задач [10]. Метод получил название проект-менеджмент или проектное управление. Проект в этом контексте определяется как комплекс «взаимосвязанных и оформленных в определенную технологию мероприятий, предназначенных для достижения <...> поставленных задач с четко определенными параметрами» [10. С. 9]. А. Т. Зуб особо выделяет в определении проекта его комплексный характер, главным в котором становится «комплекс действий, состоящий из взаимосвязанных задач» [8. С. 16]. Комплексность проекта придает ему значимости, которая выдвигает его на одно из первых мест в управлении [11].
Выделим ряд характерных черт проекта, которые, на наш взгляд, являются опорными при постановке задач в рамках проективного обучения:
- комплексность проекта: если сам проект - это комплекс действий, то он требует комплексного подхода для решения возникающих задач;
- результативность или продуктивность проекта, что выражается в направленности проекта на результат;
- временные и ресурсные ограничения, что приводит к необходимости соблюдения строго обозначенных временных рамок, в условиях строго бюджета и с ограниченным ресурсным потенциалом;
- новизна или уникальность проекта, что проявляется в создании нового.
Рассматривая проект как систему технологий создания медиапродуктов (предназначенных для медиакоммуникации), сформулируем опорную практическую задачу: разработать
комплекс решений с приращением практических знаний и учетом временных, бюджетных и ресурсных ограничений.
Проективное обучение специалистов ме-диакоммуникационной сферы обладает рядом преимуществ перед другими методами образовательной деятельности, более того, как показывают результаты экспериментальных исследований, проективное обучение позволяет активизировать самообразовательную деятельность более чем в два раза, сформировав при этом компетенцию организации и осуществления самостоятельной деятельности обучающегося.
В модели проективного обучения специалистов в сфере медиакоммуникаций действует механизм осуществления проектирования, включающий:
а) выявление, изучение особенностей аудитории, для которой предназначается медиапро-дукт;
б) разработку и реализацию комплекса присоединения медиапродукта к непрерывному процессу воздействия на индивидуальное и массовое сознание в контексте массовой коммуникации;
в) удовлетворение потребностей аудитории с одновременным воздействием на общественное сознание;
г) управление информационными потоками и массовой коммуникацией.
Сегодня прослеживается опыт структурирования проективного обучения в образовательной практике КФУ по подготовке специалистов медиакоммуникационной сферы, выраженный в следующих позициях:
1. Изучение проблематики медиакоммуни-кационных процессов как основа для выбора темы медиапроекта.
2. Определение типа медиапроекта (исследовательский, творческий, менеджерский).
3. Постановка проблемы проекта.
4. Определение состава команды проекта с распределением ролей участников проекта.
5. Распределение задач и обсуждение возможных методов решения.
6. Самостоятельная работа участников проекта.
7. Оформление проекта. Подготовка презентационного материала.
8. Защита проектов, рецензирование (форма - конкурс проектов, конференция проектов и так далее).
9. Обсуждение проектов (в форме пресс-конференции).
Таким образом, в результате проведенного исследования по определению места и роли проективного обучения в подготовке специалиста в области медиакоммуникаций значительное внимание отводилось методике проективного обучения, содержательной стороне проект-менеджмента и моделированию проектного обучения при подготовке будущих журналистов, специалистов по связям с общественностью.
Показано, что проект-менеджмент становится одной из наиболее актуальных и органично вписывающихся в образовательный
процесс коммуникационных технологий, позволяющих создавать медиапродукт повышенного качества и спроса, ориентируясь на социальное действие и актуализацию практических знаний. Успешность проект-менеджмента зависит от постановки образовательных задач, учитывающих ресурсное, информационное, креативное, содержательное наполнение ме-диапродукта, а смыслом любой проектной деятельности становится комплексное решение поставленных задач, определяющихся образовательной целью медиапроекта.
Список литературы
1. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин.- М., 2003. - 174 с.
2. Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н. Н. Богомолова.-М., 2008. - 191 с.
3. Войтик, Е. А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия / Е. А. Войтик // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 1 (49). - С. 26-31.
4. Войтик, Е. А. Информация как единица коммуникативного процесса и ее значение в медиакоммуникации / Е. А. Войтик // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 1 (292). - Филология. Искусствоведение. Вып. 73. - С. 24-28.
5. Вульф, К. Антропология: история, культура, философия / К. Вульф. - СПб., 2008. - 280 с.
6. Дорощук, Е. С. Арт-текст в социальных сетях: к вопросу о задачах информационного управления / Е. С. Дорощук // Мультимедийная журналистика Евразии - 2013: интертекстуальность новых медиа и феномены культуры в медиапрактике в едином глобальном информационном пространстве Востока и Запада. Евразия молодая - 2013: сб. материалов и науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 11-12 декабря 2013 г. - Казань, 2014. - С. 391-396.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / А. И. Зимняя. - М., 2000. - 432 с.
8. Зуб, А. Т. Управление проектами / А. Т. Зуб. - М., 2014. - 422 с.
9. Киричек, П. Н. Медиакоммуникация и массовое сознание: принципы и механизмы формирования / П. Н. Киричек. - М., 2007. - 36 с.
10.Киричек, П. Н. Проектные методы управления информационными коммуникациями / П. Н. Киричек, А. Н. Колесников, А. И. Шипилов. - М., 2013. - 64 с.
11.Первушин, В. Практика управления инновационными проектами / В. Первушин. - М., 2010. - 324 с.
12.Тихонова, Л. П. Проектный метод в гуманитарной подготовке студента средней профессиональной школы / Л. П. Тихонова, Г. М. Багавиева, К. Л. Свечников // Пед. наука Поволжья. - 2007. - № 1. - С. 79-90.
13.Шилина, М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций / М. Г. Шилина // Медиаскоп. - 2009. - Вып. 3. - URL: http:// www .mediascope. ru/node/404.
14.Эко, У. Пять эссе на темы этики / У. Эко. - СПб., 2007. - 158 с.
15.Bogatkina, M. Converging Innovations in the Modern Humanitarian Science / M. Bogatkina, E. Doroschuk, R. Gazizov // The Social Sciences. - Vol. 10, is. 7. - Pp. 1932-1934.
Сведения об авторе
Дорощук Елена Сергеевна - доктор педагогических наук, профессор Казанского федерального университета. Казань, Россия.
74
E. C. flopo^yK
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 13 (395). Philology Sciences. Issue 104. Pp. 69-75.
PROJECT MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS' MEDIA COMMUNICATIONS AREAS: PRINCIPLES
E. S. Doroschuk
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia. [email protected]
The article considers the problems of applying projective training as project management in the preparation of future specialists in the field of media communications. In the context of transdisciplinary and convergent approaches presents the objectives, content and ways of implementation of project learning into the educational process. Methodology project-management - media production - positioned as a management tool for educational and self-educational activity of the future employees of the media sphere. The author develops the projective model of learning, based on structural and functional features of modern media communication process. In these circumstances, media production appears as a form of transdisciplinary research with the solution of a significant creative task with the use of integrated knowledge. Form of educational cooperation becomes a practice-focused cooperation based on the communication competence of the participants in media production in which students create practical knowledge in a variety of types and forms prevalent in media communications.
Keywords: project management, media, educational activity, training, self-development.
References
1. Berezin V.M. Massovaja kommunikacija: sushhnost', kanaly, dejstvija [Mass communication: the nature, the channels, of the action]. Moscow, 2003. 174 p. (In Russ.).
2. Bogomolova N.N. Social'naja psihologija massovoj kommunikacii [Social psychology of mass communication]. Moscow, 2008. 191 p. (In Russ.).
3. Vojtik E.A. K voprosu opredelenija mediakommunikacii kak ponjatija [To the question of definition of media communication as concepts]. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie [Open and distance education], 2013, no. 1 (49), pp. 26-31. (In Russ.).
4. Vojtik E.A. Informacija kak edinica kommunikativnogo processa i ee znachenie v mediakommunikacii [Information as a unit of communication process and its importance in media communication]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2013, no. 1 (292), pp. 24-28. (In Russ.).
5. Vul'f K. Antropologija: Istorija, kul'tura, filosofija [Anthropology: History, culture, philosophy]. St. Petersburg, 2008. 280 p. (In Russ.).
6. Doroschuk E.S. Art-tekst v social'nyh setjah: k voprosu o zadachah informacionnogo upravlenija [Art text on social networks: on the problems of information management]. Mul'timedijnaja zhurnal-istika Evrazii - 2013: intertekstual'nost' novyh media i fenomeny kul'tury v mediapraktike v edinom global'nom informacionnom prostranstve Vostoka i Zapada. Evrazija molodaja - 2013. Sbornik mate-rialov i nauchnyh statej VIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 11-12 dek-abrja 2013 goda [Multimedia journalism of Eurasia - 2013: intertextuality new media and cultural phenomena in mediapraktike in a single global information space of the East and the West. Young Eurasia - 2013. Collection of materials and scientific articles VII International Scientific and Practical Conference]. Kazan, 2014. Pp. 391-396. (In Russ.).
7. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology]. Moscow, 2000. 432 p. (In Russ.).
8. Zub A.T. Upravlenieproektami [Project Management]. Moscow, 2014. 422 p. (In Russ.).
9. Kirichek P.N. Mediakommunikacija i massovoe soznanie: principy i mehanizmy formirovanija [The media communication and mass consciousness: principles and mechanisms of formation]. Moscow, 2007. 36 p. (In Russ.).
10.Kirichek P.N., Kolesnikov A.N., Shipilov A.I. Proektnye metody upravlenija informacionnymi kommunikacijami [Project management methods information communications]. Moscow, 2013. 64 p. (In Russ.).
11.Pervushin V. Praktika upravlenija innovacionnymi proektami [The Practice of innovative projects management]. Moscow, 2010. 324 p. (In Russ.).
12.Tihonova L.P., Bagavieva G.M., Svechnikov K.L. Proektnyj metod v gumanitarnoj podgotovke studenta srednej professional'noj shkoly [Project method in the humanitarian training of students of professional secondary school]. PedagogicheskajanaukaPovolzh'ja [Pedagogical science of the Volga region], 2007, no. 1, pp. 79-90. (In Russ.).
13.Shilina M.G. Mediakommunikacija: tendencii transformacii. Novye paradigmy issledovanij massovyh kommunikacij [Media communication: trends of transformation. New paradigms of mass communication research]. Mediaskop. Jelektronnyj nauchnyjzhurnal [Mediastop. The electronic scientific journal], 2009, no. 3. Available at: http://www.mediascope.ru/node/404, accessed 25.01.2016. (In Russ).
14.Eco U. Pjat' jesse na temy jetiki [Five essays on themes of ethics]. St. Petersburg, Symposium Publ., 2007. 158 p. (In Russ.).
15.Bogatkina M., Doroschuk E., Gazizov R. Converging Innovations in the Modern Humanitarian Science. The Social Sciences, 2015, no. 10 (7), pp. 1932-1934.