Научная статья на тему '«и физики, и лирики»: детерминанты современного медиаобразования'

«и физики, и лирики»: детерминанты современного медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / МЕДИА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефанов Александр Александрович

В статье осуществляется теоретическое обоснование дуалистического подхода к медиаобразованию сочетание социогуманитарного и технико-технологического блоков. Доказывается, что представленный подход является продуктивным как при подготовке будущих специалистов в сфере медиа, так и при переподготовке профессионалов, а также при реализации медиаобразовательной программы в средней и высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««и физики, и лирики»: детерминанты современного медиаобразования»

УДК 37.01

А. А. Ефанов

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Москва

«И ФИЗИКИ, И ЛИРИКИ.»: ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

В статье осуществляется теоретическое обоснование дуалистического подхода к медиаобразованию - сочетание социогуманитарного и технико-технологического блоков. Доказывается, что представленный подход является продуктивным как при подготовке будущих специалистов в сфере медиа, так и при переподготовке профессионалов, а также при реализации медиаобразовательной программы в средней и высшей школе.

Ключевые слова: медиаобразование, журналистика, медиакоммуникации, медиа, компетенции.

Современные медиакоммуникационные реалии обусловливают внесение значительных коррективов в традиционную медиаобразовательную систему. Несмотря на то, что существует устойчивое понимание деятельности в сфере медиа, основанной на филологической, исторической, социологической, философской, культурологической, политологической и психологической базе, формирующей личностное и профессиональное мировоззрение, аналитическое мышление, критическую (верифицирующую) позицию при восприятии социальной действительности и объективации данных, технологическая доминанта заставляет специалистов овладевать новыми практиками - не только получать, но и распространять контент на более совершенных мультимедийных и трансмедийных платформах.

Если рассматривать привычную для отечественной теории и практики программу подготовки бакалавров и магистров «Журналистика», то в ней в некоторой степени уже учитываются вызовы времени. В частности, большее внимание уделяется таким курсам, как «Интернет-журналистика», «Конвергентная журналистика» и пр. При этом основной акцент по-прежнему делается на так называемые «традиционные» СМИ (периодическую печать, радио, телевидение). Двухуровневая система подготовки журналистов представляет собой во многом правопреемницу ликвидированной программы специалитета (сохраняются около 70 % учебных курсов либо содержательное наполнение дисциплин, изменивших свое название).

Однако, безусловно, в процессе интегрирования с зарубежной образовательной системой и заимствования прогрессивного опыта развитых стран настала необходимость если не переосмысления программы подготовки журналистов, то, по крайней мере, выделения нового медиаобразовательного вектора - направления «Медиакоммуникации» (Е. А. Войтик [2], И. М. Дзялошинский [3], Е. Я. Дугин [4], С. Л. Уразова [10], Е. А. Кожемякин [7] и др.). Одноименный федеральный государственный образовательный стандарт был создан по инициативе профессорско-преподавательского состава департамента медиа НИУ «Высшая школа экономики» и утвержден Министерством образования и науки РФ в 2015 году. В справке-обосновании (концепции) указывается, что «новые технологические условия стимулируют развитие направлений, находящихся на стыке медиа и других сфер деятельности, таких как онлайн-услуги (в том числе система предоставления государственных услуг), музейно-выставочные, театрально-концертные, образовательные мультимедийные проекты; поисковые системы; сетевые видеоигры и др. Массовый контент и мультимедийную продукцию производят сегодня не только СМИ, но и организации самой разной направленности» [1].

Обращаясь к «Закону о СМИ» от 1991 года, можно вспомнить, что под средствами массовой информации понимаются «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» [6]. Термин «медиа» вбирает в себя одновременно две дефиниции: 1) «набор технических средств, которые окружают человека, делают жизнь комфортнее, позволяют выстроить эффективную коммуникацию как с «миром», так и с конкретным

индивидом, и этот набор индивидуализирован и зависит от множества социальных факторов (могут быть проанализированы и выстроены определенные зависимости между экономическими, социальными, культурными, демографическими, поселенческими и иными детерминантами и уровнем, качеством коммуникационной среды)» [8. С. 28]; 2) высокий уровень проникновения коммуникационных технологий в жизнь индивида, в результате чего они стали представлять собой естественную среду обитания. Таким образом, медиа включают в себя как «традиционные» СМИ, так и сетевые издания («новые медиа»), социальные сети, мессенджеры и блоги («социальные медиа»), а также кино, музыку, игры («культурные медиаиндустрии») и различные онлайн-ресурсы (порталы по предоставлению услуг).

Как следствие, на данной основе стало вычленяться новое научное и прикладное направление «Медиакоммуникации». Главное его отличие от направления «Журналистика» состоит в том, что в фокусе внимания преимущественно оказывается не факт и его документальное подтверждение в текстовой форме, а вымышленные образы, кейсы (как продукт авторского созидательного труда) и проектирование информационно-коммуникационных платформ (где творческая компонента реализуется в большей степени на технологическом уровне). Если рассматривать актуальные образовательные стандарты, большинство положений обоих направлений (общая укрупненная группа «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», перечни универсальных и общепрофессиональных компетенций, требования к кадровому обеспечению и условиям реализации программ) являются идентичными. Единственная разница заключается в том, что во ФГОС «Медиакоммуникации», наряду с проектной, проектно-аналитической, редакторской, организационно-управленческой, социально-организаторской и производственно-технологической деятельностью, выделяется также рекламно-информационная деятельность, что подтверждает ранее выдвинутый тезис о современной тенденции к пиаризации медиа [5]. Кроме того, во ФГОС «Медиакоммуникации» указан профессиональный стандарт «Системный аналитик», акцентирующий внимание на технологической и аналитической сторонах деятельности, особенно востребованной в настоящее время.

Если изучить учебный план программ подготовки бакалавриата и магистратуры «Медиакоммуникации» НИУ «Высшая школа» (где в 2019 году осуществится первый выпуск по данному направлению), можно обнаружить ряд инновационных для отечественной образовательной системы дисциплин (Таблица 1).

Таблица 1

Перечень инновационных дисциплин направления подготовки «Медиакоммуникации» НИУ

«Высшая школа экономики»

Бакалавриат Магистратура

Введение в видеоигры как новые медиа Анализ аудитории культурного проекта

Введение в геймдизайн Звуковые среды

Взгляд сквозь призму фотографии Идеологические и эстетические коды западного кино

Вирусный маркетинг, или Как создать «заразительный» контент Коммуникационный дизайн

Городское пространство и медиа Прагматика киноискусства

Машинное обучение и нейросети Продюсирование цифровых проектов

Медиакоммуникации в государственном управлении и политике Трансмедийный сторителлинг

Медиа, культура и критика Gamification

Основы музыкального бизнеса Media, Culture and Critique

Основы программирования компьютерных игр на языке C#

Пользовательские интерфейсы для разных платформ, терминалов, аудиторий

Популярная музыка и политика

Производство проектов в виртуальной и дополненной реальности

Самопубликуемые медиа и управление сообществами

Театр и медиа: возможности, технологии, проекты

Теория игр

Трансмедийное рассказывание историй: повествовательные конструкции, новые технологии, глобальная аудитория

Трансмедийные технологии в создании и продвижении контента

Из представленного списка хорошо видно, что подобные курсы требуют особых технологических компетенций. Данный принцип диалектически заложен в самом названии магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Проекты в рамках занятий студенты представляют в форме лонгридов или таймлайнов, что позволяет, с одной стороны, закрепить теоретические знания и практические навыки, с другой - облечь в технологическую форму, делая образовательный процесс одновременно эффективным и небанальным.

В этой связи можно прийти к выводу, что в современных коммуникационных реалиях стереотипное отождествление работников в сфере медиа исключительно с гуманитариями кажется непродуктивным, поскольку творческая и технологическая стороны профессии оказываются соразмерны друг другу. Указанные детерминанты предполагают более высокий уровень овладения информационными технологиями, что предъявляет к образовательным организациям значительные требования в плане материально-технического оснащения и компетентности профессорско-преподавательского состава (в том числе при обучении школьников и студентов немедийных направлений основам медиаобразования).

Если говорить о заимствовании прогрессивного опыта НИУ «Высшая школа экономики», ряд крупнейших вузов страны (Белгородский государственный университет, Донской государственный технический университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Тюменский государственный университет и др.) уже начал подготовку бакалавров и магистров по направлению «Медиакоммуникации» (различия составляют сами названия образовательных программ, делающих акцент на той или иной сфере применения). Кроме того, некоторые эксперты из академического сообщества заявляют о необходимости превращения направления «Журналистика» в один из профилей направления «Медиакоммуникации». Обозначенный тезис можно объяснить двусторонним процессом: с одной стороны, дискредитацией (в том числе самодискредитацией) профессии, обусловливающей деинституционализацию [9] и обостряющей «кризис доверия» к СМИ, с другой - размытием границ между журналистикой и другими смежными сферами (рекламой, PR и т. д.), которые в классической теории считаются взаимоисключающими понятиями.

Что касается теоретической парадигмы, современная номенклатура научных специальностей также требует внесения существенных коррективов. Несмотря на то, что в отечественных традициях журналистика изначально зародилась в недрах литературного творчества (а потому как феномен стала изучаться литературоведами), настоящая специальность 10.01.10 - Журналистика (филологические науки) сегодня не «вмещает» в себя весь спектр поднимаемых и обсуждаемых тем, связанных с историческими, социологическими, философскими, культурологическими, политологическими и психологическими аспектами изучения медиа. В сущности, указанная специальность должна рассматривать преимущественно филологические процессы, иными словами, языковое своеобразие медиа (однако в практике защиты кандидатских и докторских диссертаций подобных рамок придерживаются далеко не всегда). В данном контексте защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора в области медиакоммуникаций (по аналогии с зарубежной моделью, где журналистика рассматривается исключительно как прикладная сфера) кажется наиболее корректной, поскольку позволит, с одной стороны, расширить теоретические рамки, с другой - привести номинацию (само название) и паспорт научной специальности к мировым стандартам.

Возвращаясь к основному тезису настоящей статьи, в качестве выводов отметим, что сочетание социогуманитарного и технико-технологического блоков окажется продуктивным как при подготовке будущих специалистов в сфере медиа, так и при переподготовке профессионалов, а также при реализации медиаобразовательной программы в средней и высшей школе. Безусловно, вышеизложенные аргументы во многом могут носить дискуссионный характер. Однако большинство представителей академического сообщества и непосредственно медиаиндустрии наверняка согласятся с тем, что сегодня назрела необходимость внесения изменений в традиционную медиаобразовательную систему. В свою очередь, форма и степень данных трансформаций должны стать предметом коллегиального обсуждения.

Список литературы

1. Бакалаврская программа «Медиакоммуникации» [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ, 2015. - URL: https://www.hse.ru/ba/media/documents (дата обращения: 22.09.2018).

2. Войтик, Е. А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия [Текст] / Е. А. Войтик // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 1 (49). - С. 26-31.

3. Дзялошинский, И. М. Субъекты медиакоммуникации: личностные и групповые характеристики [Текст] / И. М. Дзялошинский // Вопросы теории и практики журналистики. -2014. - № 4. - С. 49-72.

4. Дугин, Е. Я. Методология исследования медиакоммуникации в теории экранного искусства [Текст] / Е. Я. Дугин // Вестник электронных и печатных СМИ. - 2017. - № 1 (25). -С.4-15.

5. Ефанов, А. А. Феномен пиаризации медиа [Текст] / А. А. Ефанов // Коммуникология. -2018. - Т. 6. - № 3. - С. 34-40.

6. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации» [Текст].

7. Кожемякин, Е. А. Медиакоммуникации : от разочарования в постжурналистике к новой социальности [Текст] / Е. А. Кожемякин // Дискурсология и медиакритика средств массовой информации. Сборник научных работ по материалам Международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Полонского, М. Ю. Казак, С. В. Ушаковой. - Белгород: Издательский дом «Белгород», 2017. - С. 350-356.

8. Коломиец, В. П. Медиасоциология: теория и практика: Научная монография / Аналитический центр Vi [Текст] / В. П. Коломиец. - М.: ООО «НИПКЦ «Восход-А», 2014. - 328 с.

9. Серебрякова, З. О. Феномен деинституционализации современной российской журналистики как предмет социологического исследования : дис. ... канд. социол. наук [Текст] / З. О. Серебрякова. - Нижний Новгород, 2017. - 176 с.

10. Уразова, С. Л. Медиакоммуникации в аспекте цифровых трансформаций [Текст] / С. Л. Уразова // МедиаАльманах. - 2015. - № 6 (71). - С. 21-29.

"PHYSICS AND LYRICS": DETERMINANTS OF CONTEMPORARY MEDIA

EDUCATION

Yefanov A. A., State Institute of Russian Language named after A.S. Pushkin, Moscow,

yefanoff_91@mail. ru

The article substantiates the dualistic approach to media education - a combination of socio-humanitarian and technical-technological blocks. Despite the fact, that there is a stable understanding of media activities, based on the philological, historical, sociological, philosophical, cultural, political and psychological basis, that shapes the personal and professional worldview, analytical thinking, critical (verifying) position in the perception of social reality and objectification data, modern communication realities force specialists to master new information technologies - not only to receive, but also to distribute content on more advanced multimedia and media platforms. This approach is productive both in the training offuture specialists in the field of media, and in the retraining ofprofessionals, as well as in the implementation of the media education program in secondary and higher schools.

Of course, the above arguments can in many ways be of a debatable nature. However, most representatives of the academic community and the media industry themselves will certainly agree, that there is a needfor changes in the traditional media education system today. In turn, the form and degree of these transformations should be the subject ofcollegial discussion.

Key words: media education, journalism, media communications, media, competence.

References

1. Bakalavrskaya programma "Mediakommunikatsii" [=Bachelor's program "Media Communications"], in: NIU VShE [=NSU HSE], available at: https://www.hse.ru/ba/media/documents, accessed 22.09.2018. (in Russ.).

2. Voytik, Ye. A. (2013), "K voprosu opredeleniya mediakommunikatsii kak ponyatiya" [=On the definition of media communication as a concept], in: Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie [=Open and distance education], Tomsk, № 1 (49), pp. 26-31. (in Russ.).

3. Dzyaloshinskiy, I. M. (2014), "Sub'ekty mediakommunikatsii : lichnostnye i gruppovye kharakteristiki" [=Media communication subjects: personal and group characteristics], in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [=Questions of theory and practice of journalism], Irkutsk, № 4, pp. 49-72. (in Russ.).

4. Dugin, Ye. Ya. (2017), "Metodologiya issledovaniya mediakommunikatsii v teorii ekrannogo iskusstva" [=Methodology of media communication research in the theory of screen art], in: Vestnik elektronnykh ipechatnykh SMI [=Bulletin of electronic and print media], Moscow, № 1 (25), pp. 4-15. (in Russ.).

5. Yefanov, A. A. (2018), "Fenomen piarizatsii media" [=The phenomenon of media piarisation], in: Kommunikologiya [=Communicology], Moscow, Vol. 6, № 3, pp. 34-40. (in Russ.).

6. Zakon RF «O sredstvakh massovoi informatsii» [=Law of Russian Federation "On the Mass Media"] (1991), Moscow, № 2124-1. (in Russ.).

7. Kozhemyakin, Ye. A. (2017), "Mediakommunikatsii : ot razocharovaniya v postzhurnalistike k novoi sotsial'nosti" [=Media communications: from disappointment in post-journalism to a new sociality], in: Diskursologiya i mediakritika sredstv massovoi informatsii. Sbornik naunykh rabot po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [=Discourse and media criticism of the mass media. Collection of scientific works on the materials of the International Scientific and Practical Conference], Belgorod, pp. 350-356. (in Russ.).

8. Kolomiets, V. P. (2014) Mediasotsiologiya : teoriya i praktika : Nauchnaya monografiya [=Mediasociology: theory and practice: Scientific monograph], Moscow, 328 p. (in Russ.).

9. Serebryakova, Z. O. (2017) Fenomen deinstitutsionalizatsii sovremennoi rossiiskoi zhurnalistiki kak predmet sotsiologicheskogo issledovaniya [=The phenomenon of deinstitutionalization of modern Russian journalism as a subject of sociological research]: dis. ... kand. sotsiol nauk, Nizhny Novgorod, 176 p. (in Russ.).

10. Urazova, S. L. (2015), "Mediakommunikatsii v aspekte tsifrovykh transformatsii" [=Media communications in the aspect of digital transformations], in: MediaAl'manakh [=MediaAlmanakh], Moscow, № 6 (71), pp. 21-29. (in Russ.).

Ефанов Александр Александрович - кандидат социологических наук, доцент департамента медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.

yefanoff_91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.