АЗ. Фомкин
ГЛОССАРИИ ПО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Последние годы отмечены участившимися попытками создания обобщающих словарей по хореографическому искусству. Достаточно назвать словарь «Хореография», выпущенный в 2007 году новосибирским исследователем Н.В. Соковиковой, словарь «Балет, танец, хореография» (СПб., М., Краснодар, 2008.), «Краткий словарь танцев» (М., 2006). Все они в той или иной мере преследуя научные цели, расширяют наши представления о хореографии на базе терминов словаря «Балет» (М., 1980). И, если для науки о хореографии они, бесспорно, ценны, то для практики, в частности, для использования в сфере хореографического образования, они недостаточно пригодны. Причина этого в том, что в условиях набирающей обороты либерализации хореографического образования, расширения в федеральных государственных стандартах спектра образовательных программ (профилей) необходима четкая, внятная, применимая на практике терминология. Пусть она не будет полностью соответствовать всей глубине научной истины, но, будучи принятой всем академическим сообществом, позволит через единство понятий сохранить целостность образовательного пространства. Кроме того, наличие общепринятого глоссария позволит учебным заведениям достичь определенной степени согласованности в наименовании дисциплин в своих основных образовательных программах. Предлагаемый ниже глоссарий разрабатывался в соответствии с решением Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства (протокол № 1 от 15 сентября 2003 года) и в течение нескольких лет неоднократно обсуждался на заседаниях УМО и собраниях академической общественности.
Описания должностей работников хореографического искусства сделаны на базе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Рос-
сии (ныне - Минздравсоцразвиия). Авторы пользовались имеющимися словарями, однако, основным критерием при разработке была ориентация на практические нужды учебных заведений. Основным методологическим принципом явилось терминологическое разведение понятия «хореографическое искусство» на две составляющие: «искусство балета» и «искусство танца». Соответственно «хореографическое образование» в данном глоссарии представлено как совокупность образования в области балета и в области танца. Такой подход является принципиальным, ибо позволяет оттенить специфику подготовки артистов балета. Как показывают выполненные нами исследования, к специфическим особенностям балетного образования относятся:
ориентация на здоровье (телесная природа и специальные параметры) как определяющее условие обучения балету;
ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;
специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование доктором и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;
наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой неспособные дети исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам;
конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;
обязательная связь профессиональной подготовки с требованиями работодателя - государственного театра оперы и балета.
Традиционно сложившаяся структура подготовки артистов балета в России представляет собой сочетание в рамках единого учебного процесса нескольких уровней образования, при котором обучающийся одновременно осваивает образовательные программы общего, среднего и высшего профессионального
образования. Такая организация обучения предполагает особый вид балетного учебного заведения (помимо прочего включающего службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат, отдел практики, научный отдел, отдел технических средств обучения, нотную и учебную библиотеку). Кроме того, высшее образование в балете предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности Хореографическое искусство, квалификация артист балета и определенного стажа работы в балетной труппе. Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования.
Учитывая, что сохранение балетного образования в условиях реформ является приоритетной задачей Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства, данные организации готовы всемерно способствовать развитию и других видов хореографического творчества, представленных в вузах России. На решение этих задачи направлен проект данного глоссария.
А.В. Фомкин, В.М. Исаков, М.Н. Юрьева
ПРОЕКТ ГЛОССАРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Базовые понятия ФГОС направления подготовки Хореографическое искусство:
Хореографическое искусство, хореография
(Choreography)
- танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях; в соответствии с общеевропейским пониманием в настоящем документе х.и. рассматривается как совокупность двух областей
- искусства балета (Ballet) и искусства танца (Dance)._
Искусство балета (Ballet) - высшая, «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета -система европейского классического танца.
Искусство танца (Dance) - форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Сценический танец (Scenic dance) - один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.
Актерское Мастерство (Actor's skill) - принцип перевоплощения, когда актер как бы олицетворяет себя со своим персонажем и действует от его имени. Техника а. м. в хореографии отличается спецификой, прежде всего, связанной с ограниченным набором инструментов танцовщика (тело; танцевальная техника; музыкальность; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д.), исключающего использование голоса. Основой а.м. в хореографии служит музыка, содержание которой воплощается танцовщиком через танец. Однако техники а.м. в хореографии, существующие на основе этого общего принципа, могут значительно отличаться друг от друга. Основой этого отличия является степень нарративности воплощаемой в танце идеи или сюжета. В системе подготовки артистов балета дисциплина а.м. сформировалась в 1930-х гг. на основе системы КС. Станиславского, однако до сих пор не существует закрепленной методики ее преподавания.
Артист балета (The ballet dancer) - творческий работник театра, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в балетных спектаклях и других произведениях балетного искусства.
Артист танцевального ансамбля (коллектива) (The dancer) - творческий работник, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в спектаклях и других произведениях танцевального искусства.
Балетмейстер (The ballet master) - творческий работник театра, в соответствии с должностной характеристикой под руководством балетмейстера-постановщика (хореографа) участвующий в работе по созданию (сочинению) новых, возобновлению ранее поставленных хореографических произведений, и по выпуску их на сцену.
Хореограф (балетмейстер-постановщик) (The choreographer) - творческий работник театра, в соответствии с должностной характеристикой осуществляющий создание (сочинение) собственных хореографических произведений, возобновляющий ранее поставленные хореографические произведения и осуществляющий комплекс организационных мероприятий по их выпуску на сцену.
Преподаватель (The teacher) - работник учебного заведения, проводящий обучение студентов в разнообразных формах и формирующий у них определенные компетенции.
Преподаватель-тьютор (The teacher the tutor) - работник учебного заведения, педагог-профессионал, выполняющий функции помощника, консультанта, наставника, доверенного лица студента, являющийся организатором его жизнедеятельности и сопровождающим в его стремлении самостоятельно решать задачи образования.
Репетитор балета, (ансамбля) - творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой ведущий работу по разучиванию с артистами партий в новых и ранее созданных спектаклях, репетирующий спектакли текущего репертуара.
2. Термины образования в области балета:
Классический танец (Classical dance) - вид сценического танца, главное выразительное средство балетного искусства; система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В к. т. эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде (Л.Д. Блок). Основным средством достижения данного качества танца является выворотность. К.т. является основой подготовки артистов балета и интегрирует комплекс дисциплин, включающий: дуэтно-классический т., характерный т., исторический т., современный т. и актерское мастерство. В 1930-х гг. сложилась методика обучения к.т., автором которой является А.Я.Вагановой.
Дуэтно-классический танец (др. наим. -поддержка) (Pas de deux) - вид сценического танца, построенный на основе классического т. и предполагающий танец двоих с использованием поддержек. В системе подготовки артистов балета сложилась методика обучения д.-к.т., обобщившая опыт нескольких поколений педагогов Ленинградского балетной школы. Автором книги по технике д.к.т. является H.H. Серебренников.
Характерный танец (др. наим. - народ-но-характер-ный, народно-сценический) (Character dance) - вид сценического танца, предполагающий системный синтез элементов танцев различных народностей на основе классического танца. В результате этого народный элемент в х.т. обретает формальную абстрактность классического танца, его условность. X. т. создается балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета с 1930-х гг. сложилась методика обучения х.т. на основе классического экзерсиса, авторами которой являются А.В. Ширяев, А.В. Лопухов, А.И. Бочаров.
Исторический танец
(др. наим. -историко-бытовой, салонный бальный) (Historical dance)
- вид сценических танцев, представляющих собой переработку бальных, бытовых танцев различных эпох на основе классического танца. В результате этого бальная, бытовая сущность этих танцев обретает сценический, условный характер. И. т. создаются балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета в 1940-х гг. сложилась методика обучения и.-б.т., авторами которой являются Н.П. Ивановский и М.В. Васильева-Рождественская.
3. Термины образования в области искусства танца:
Народный (сценический) танец (National scenic dance) - вид сценического танца, предполагающий художественный синтез элементов народной хореографии на основе классического танца. В результате этого создаются сценические формы, ориентированные на яркое воспроизведение народного стиля, глубокое раскрытие в танце национального образа и характера в сочетании с техническими и актёрскими достижениями балетной школы. В хореографическом искусстве данный вид танца утвердил И.А.Моисеев. Созданный им репертуар привел к созданию особой системы воспитания танцовщиков.
Бальный танец (Ball dance) - вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях (в театре, кино, на телевидении и др.). Исторический бальный танец - любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия танцевальный спорт термин бальные танцы стал сводиться к достаточно узкому понятию спортивный бальный танец.
Cnop^B- иый 6aajibHbiü тaиeц (Sports ball dance) - тaнцeвaльный вид cпopтa, oбъeдиняющий двa cтиля cпopтивныx тaнцeв: Интepнaциoнaльный Cтaндapтный и Интepнaциoнaльный Лaтинoaмepи-кaнcкий стили, иcпoлнeниe кoтopыx пpoxoдит в ycлoвияx кoнкypcныx copeвнoвaний. В eвpoпeй-отую пpoгpaммy вxoдят: мeдлeнный вaльc, тaнгo, вeнcкий вaльc, мeдлeнный фoкcтpoт и квикcтeп (быcтpый фoкcтpoт). В лaтинoaмepикaнcкyю: caм-бa, чa-чa-чa, pyмбa, пacoдoбль и джaйв. В cпopтив-ньк бaльныx тaнцax ввeдeнa cиcтeмa клaccoв, oto-бpaжaющaя ypoвeнь пoдгoтoвки тaнцopoв, и cиcтeмa вoзpacтныx кaтeгopий, pacпpeдeляющaя тaнцopoв пo вoзpacтным гpyппaм.
Hapoдный (фoльклop-иый) тaиeц (National folklore dance) - вид нapoднoгo тaнцeвaльнoгo твopчecтвa, coздaн-ный этнocoм, pacпpocтpaнeнный в быту, oтpaжaю-щий этничecкиe ocoбeннocти, xopeoгpaфичecкий язык, плacтичecкyю выpaзитeльнocть этнoca или этничecкoй гpyппы, кoтopыe пpoявляютcя в xapa^ тepe, кoopдинaции движeний, в мyзыкaльнo-pитмичecкoй и мeтpичecкoй crpy^ype тaнцa, мaнe-pe eгo иcпoлнeния и дp.
Этнoxopeo-гpaфия - cинкpeтичecкий вид xopeoгpaфичecкoгo твopчe-cтвa, бaзиpyющийcя та тaнцeвaльнoм и raaCTme-cкoм тpaдициoннoм мaтepиaлe (oбpяды, pитyaлы) этнocoв c включeниeм музыки, пeния, cлoвa.
Coциaль-иый тaиeц (Social dance) - тaнцы мaccoвыe, oбщeдocтyпныe, бытoвыe, к ним oтнocятcя: лaтинoaмepикaнcкиe (caльca, мepeнгe и дp.), вocтoчныe тaнцы ^тец живoтa), aprem™-cкoe тaнгo, иpлaндcкий cтeп, флaмeнкo, тaк тазы-вaeмыe тaнцы улиц (xип-xoп, R'n'B, бpeйк и т.п.), клyбныe тaнцы, xacra, poк-н-poлл и джaз. Отличи-тeльным пpизнaкoм c.т. являeтcя импpoвизaциoн-
Taнeц Mo-дepи (Modern Dance) - нaпpaвлeниe иcкyccтвa тaнцa, paзвивaвшeecя в Eвpoпe и CШA в нaчaлe XX cтoлeтия, вeдyщими пpeдcтaвитeлями кoтopoгo являютcя Дopиc Xaм-фpи, Чapлз Beйдмaн, Mepи Bигмaн, Xaнья Xoльм, Xoce Лимoн, Лecтep XopTO^ Эpик Xoyкинc, Aннa Coкoлoф, Лoй Фyллep, Mapтa Гpэм, Aйceдopa Дун-кaн, Рут Ceн-Дeни, Teд Шoyн.
Танец Постмодерн (Postmodern Dance) - направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Ал-вин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.
Современный танец (Contemporary Dance) - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили ХХ-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Направление Соматик (Somatic) - совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей, и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа. В то время как существуют различные мнения на то, какие методики следует относить к Соматик, большинство теоретиков разделяют спектр соматических дисциплин на две категории: соматическая психология и структурно-функциональные методики. В 1988 году с целью объединения усилий и создания единой программы, этических норм и теоретической базы была создана Международная Ассоциация Соматической Терапии и Образования (^МЕТА), в которую вошли все наиболее признанные представители направления. В настоящее время в неё входят более 20-ти крупных организаций, имеющих отношение к различным школам.
3.1. Техники Модерн, Постмодерн и Современного танца (основные):
TexHHKa Tp3M (Graham Technique) - техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894-1991);
TexHHKa XaM^pn-BeH^MaH (Humphrey-Weidman Technique) - техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920-1930-е гг.;
TexHHKa ^h-moh (Jose Limon Technique) - техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (19081972) в I половине ХХ века;
TexHHKa Xop- toh (Lester Horton Technique) - техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906-1953);
TexHHKa Xo-yKHHC (Hawkins Technique) - техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хо-укинсом (1909-1994);
TexHHKa KaHHHHrx3M (Cunningham Technique) - техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).
Техника релиз (Release based Technique) - техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в начале урока, затем следует их практическая разработка в определенных упражнениях и танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым программам, являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом)). Важным аспектом техники релиз является обучение технике par terre (работы с полом), технике падения и смещения баланса.
Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) - техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т.п.
3.2. Вспомогательные (соматические) техники и методы:
TexHHKa A^eKcaH^epa (Alexander Technique) - метод, созданный между 1890 и 1900 гг. австралийским актёром Фредериком Маттиасом Александером (1869-1955), обучающий правильному движению и расслаблению, что позволяет танцовщику улучшить координацию и научиться владеть своим телом. Основное преимущество метода - свободное владение опорно-двигательным аппаратом как основным инструментом танцовщика.
AHa^H3 ^aöaHa (Laban Movement Analysis) - отдельное направление методологии танцевально-двигательной терапии, созданное австрийским танцовщиком, хореографом, педагогом и теоретиком движения Рудольфом фон Лабаном (1879-1958), представляющее собой индивидуальный подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяет максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика.
Ochobm EapTeHbe$$ (Bartenieff Fundamentals) - система упражнений, созданная и развитая на основе анализа Лабана танцовщицей Ирмгард Бартеньефф в 1860-70-х гг., гармонизирующая движение и обучающая правильному и экономичному использованию тела в движении.
TexHHKa Oe^baeHKpafic (Feldenkreis Technique) - терапевтический метод, базирующийся на работах теоретика движения Моше Пинхаса Фельденкрайса (1904-1984), в основе которого лежит способ осознания тела через движение путём наблюдения за колебательными движениями в суставах, что даёт возможность восстанавливать и улучшать координацию движений, сблансированно развивать и воспитывать устойчивость и гибкость как позвоночного столба, так и всего тела; помогает лучше понять свое тело: избавиться от боли в суставах, расслабить зажатые участки организма, привычные образцы движения меняются, освобождаясь от ненужного усилия, и приобретают легкость, эффективность и комфорт.
Техника Скиннер релиз (Skinner Release Technique) - система кинестетического тренинга (тренинга мышечного чувства), которая концентрируется на восприятии и представлении о движении; базируется на технике современного танца релиз. Техника разработана в 1960-х гг. американской танцовщицей и хореографом Джоан Скиннер (1923-2006).
Метод Боди-майнд сентеринг (Body-Mind Centering) - постоянно развивающаяся система исследования, тренировки, оздоровления и интеграции тела и сознания, основоположником которой является американский преподаватель и терапевт Бонни Бэнбридж Коэн (Bonnie Bainbridge Cohen), создавшая свою школу этого направления в США.
Метод Пилатес (Pilates) - система упражнений, направленная на интеграцию сознания и тела, и создание более стройной фигуры. Система была создана более 90 лет назад Джозефом Пилатесом, направленная на растяжку, укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости и чувства равновесия. Пилатес назвал свой метод «искусство контрологии» или «мышечный контроль», тем самым, подчеркнув, что сознание тоже участвует в работе мышц. Метод Пилатеса вобрал в себя элементы различных спортивных направлений и стилей от Китайской гимнастики до йоги, но при этом имеются основополагающие принципы, которые сводят эти элементы в единую систему Пилатеса.
Kинeзиoлoгия
(Kineziology)
- шута o движeнии мыcлeй, чyвcтв, мшц тeлa чeлoвeкa. Poдoнaчaльникoм K. являeтcя Дж. Гyдxapд, кoтopый в 1960 г. выcкaзaл идeю o вoзмoжнocти вoздeйcтвия нa мышцы в лeчeб-ныгс цeляx. Oпиcaл эту cиcтeмy так пpaктикy paбoты c клиeнтoм Дж. Ta^ В ocнoвe coвpe-мeнныx cиcтeм K. лeжит paзpaбoтaнный Дж. Гyдxapдoм мeтoд диaгнocтики — мышeчнoe тecтиpoвaниe. Пpиклaднaя K. зaнимaeтcя те-лecными пpoблeмaми (пpoвoдя, в ocнoвнoм, кoppeкцию пoзвoнoчникa, кocтeй чepeпa, cyc-тaвoв, мышц). Aвтopaми пcиxo-эмoциoнaльнoй K. являются Г. Оюта, Д. yarnca^ и K. ^л-лвэй. Еоли cтpecc пoтepи кoгo-либo или чeгo-либo блoкиpyeт cиcтeмы жизнeoбecпeчeния opгaнизмa, тo тaкoй opгaнизм пepecтaëт 6o-poтьcя, нapyшaютcя cиcтeмы гoмeocтaзa, oн нaчинaeт coпpoтивлятьcя вceмy xopoшeмy, что чeлoвeк нa coзнaтeльнoм ypoвнe xoтeл бы cAe-лaть (в K. это нaзывaeтcя "нeжeлaниeм шлу-чaть пoльзy"). Taкoгo чeлoвeкa тpyднo лeчить, oбyчaть, c ним тяжeлo взaимoдeйcтвoвaть; y нeгo '^cë вaлитcя из py^', '^o вcëм нe вeзëт", '^mero нe пoлyчaeтcя", '^cë нaдoeлo" и т. д. Пcиxoэмoциoнaльнaя K. ocyщecтвляeт пcиxo-кoppeкцию и пoзвoляeт ocвoбoдить opгaнизм oт cтapыx ^штивныи эмoциoнaльныx мвибpa-ций". Диaгнocтикa пpoвoдитcя нeинвaзивным и бeзaппapaтypным мeтoдoм мышeчнoгo тecти-poвaния. Paбoтa вeдeтcя так нa ypoвнe ocoзнa-ния, тaк и нa пoдcoзнaтeльнoм ypoвнe._
Йога
(санскр., связь,
единение, сосредоточение, усилие) (Yoga)
Палеохорео-графия
(Paleochoreogra-
phy)
- в самом общем смысле - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле И. составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные понятия и действия И.: подчинение функций и отправлений тела — яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта — охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостати-ческой системы (необратимости психических процессов), — самадхи. На основе идей и понятий И. развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). В современном танце й. используется как метод работы с собственным телом, дыханием, мышлением и сознанием, позволяющий танцовщику в процессе танца управлять своими эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать в процессе обучения самого себя и происходящие изменения._
- зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.
Taнцeвaльнaя тepaпия (Dancing therapy) - пcиxoтepaпeвтичecкoe иcпoльзoвaниe тaнцa и движeния так пpoцecca, cпocoбcтвyющeгo ин-тeгpaции эмoциoнaльнoгo и физичecкoгo co-cтoяния личнocти.
Xopeoлoгия (Choreology) - тeopия тaнцa, нayкa, изyчaющaя тaнeц кaк фopмy кoммyникaции и так oтдeльный вид те-кyccтвa, oпиpaяcь нa eгo ceмиoтичecкиe и фe-нoмeнoлoгичecкиe кaчecтвa. X. включaeт в ceбя нayчнoe изyчeниe вcex paзнoвиднocтeй тaнцa: и нapoднo-ayтeнтичнoгo, и нapoднo-cцeничecкo-гo, и иcтopикo-бытoвoгo, и бaльнoгo, и ^acc^ чecкoгo, и coвpeмeннoгo и дp., a тaкжe paзpa-бoткy пpинципoв зaпиcи тaнцa (нoтaции).