Научная статья на тему 'К проблеме профессионального отбора и профессиональной подготовки обучающихся специальности «Хореографическое искусство», квалификация «Артист балета»'

К проблеме профессионального отбора и профессиональной подготовки обучающихся специальности «Хореографическое искусство», квалификация «Артист балета» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
760
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТБОР ДЕТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / СИСТЕМА Б. КНЯЗЕВА / B. KNYAZEV'S SYSTEM / SELECTION OF THE CHILDREN / PHYSICAL QUALITIES / DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Силкин Петр Афанасьевич

Статья посвящена теме, которая крайне редко становится предметом обсуждения в научной печати. Отбор детей для обучения классическому танцу один из «профессиональных секретов» хореографического учебного заведения. В статье рассматривается проблема отбора и подготовки обучающихся специальности «хореографическое искусство», квалификация «артист балета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of the professional selection and professional preparing for education of profession «choreographic art», qualification of «ballet dancer»1

This article is dedicated to the topic which is rarely discussed in scientific publications. The selection of children for classical dance is one of «professional secrets» of choreographic school. In this article the problems of selection and preparing for training of «ballet dancers» is discussed.

Текст научной работы на тему «К проблеме профессионального отбора и профессиональной подготовки обучающихся специальности «Хореографическое искусство», квалификация «Артист балета»»

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО», КВАЛИФИКАЦИЯ «АРТИСТ БАЛЕТА»

П.А. Силкин

Статья посвящена теме, которая крайне редко становится предметом обсуждения в научной печати. Отбор детей для обучения классическому танцу - один из «профессиональных секретов» хореографического учебного заведения. В статье рассматривается проблема отбора и подготовки обучающихся специальности «хореографическое искусство», квалификация «артист балета».

Ключевые слова: отбор детей, профессиональные данные, развитие профессиональных данных, система Б. Князева.

Балет - высшая форма хореографии, т. к. танцевальное искусство в нем поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Создание такого представления возможно только совместными творческими усилиями коллектива авторов: сценариста, композитора, хореографа. Проводниками и носителями хореографии в балете - искусстве красоты и изящества движений человеческого тела - являются танцовщицы и танцовщики.

Неудивительно, что на всем протяжении многовековой истории балетного искусства краеугольным камнем его существования была и остается проблема профессионального отбора и профессиональной подготовки будущих служителей Терпсихоры.

Институт профессиональной подготовки танцовщиков имеет длинное прошлое, но короткую историю, он сложился в результате тысячелетней эволюции танца от его ранних древнейших форм до современного классического балета.

В ранних формах танца отражалась деятельность первобытнообщинного человека в различных сферах его бытия (военная, охотничья, трудовая, обрядовая). В древнейших формах танца принимали участие все члены общины. Естественно, что не существовало разделения на зрителей и исполнителей. Поэтому не было предпосылок для профессиональной специализации и отбора танцовщиков.

В период Античности уже произошло разделение на зрителей и исполнителей, появилась потребность определения качества танцовщиков. В трактате Лукиана «О пляске» находим описание внешнего вида танцовщика, но отсутствует даже минимальный перечень физических (функциональных)

данных и не содержатся рекомендации по их выявлению.

Не оставили этих рекомендаций не только представители искусства танца эпох Средневековья и Нового времени, но и великий реформатор западноевропейского балетного театра ХУНТ в. Ж.Ж. Новерр. Хотя в своей знаменитой книге «Письма о танце и балетах» он посвятил два письма описанию внешнего вида танцовщиков и некоторых их физических данных, например, выворотности [1].

Практика балетной педагогики показывает, что людей с идеальным телосложением и прекрасными физическими профессиональными данными почти не существует. Скорее всего, они исключение. Гораздо чаще педагоги хореографии имеют дело с учениками, которые обладают средними профессиональными данными, а иногда и ниже средних.

Это могут быть ограничения в выворотности, что может быть связано с расположением вертлужных впадин, недостаточная высота шага. Иногда встречаются индивиды, имеющие разную величину шага с правой и левой ноги. Это зависит от строения тазобедренных суставов и растяжимости мышц, особенно поджилок. Может быть мало выражен подъем. Довольно часто встречается проблема Ахиллова сухожилия. Оно может быть коротким и недостаточно эластичным.

Проблема выявления детей с хорошими физическими данными приобретает особую остроту в последние десятилетия. Причина этого кроется, на первый взгляд, в далеких от классического балета факторах, среди которых можно указать: экологические, социально-демографические и генетические. Загряз-

нение окружающей среды, снижение нормального воспроизводства народонаселения и, в результате, нарастающее хроническое ослабление генофонда новых поколений приводят к ослаблению физического здоровья детей, нарушению осанки, весьма важных качеств для овладения профессией «артист балета».

Другая проблема встает перед педагога-ми-специалистами хореографии - это развитие профессиональных данных обучающихся. Современное состояние искусства танца, в котором сосуществуют различные его формы (классический танец, неоклассический танец, модерн, джаз-танец и т. д.), требует от танцовщиков виртуозного владения обширным хореографическим лексиконом.

В то же время ситуация в мире изменилась коренным образом. В связи с демократизацией общества в нашей стране расширились контакты во всех областях деятельности человека, в т. ч. и в области хореографического искусства. Происходит взаимовлияние танцевальных культур и стилей. В чем это выражается? Классический репертуар, состоящий из балетов корифеев отечественной хореографии: М. Петипа, Л. Иванова, Л. Якобсона, В. Вайнонена, Р. Захарова, К. Сергеева, Ю. Григоровича, за последнее десятилетие пополнился произведениями известных зарубежных хореографов. Так, на сценах ведущих балетных театров России - Москвы, Петербурга, Перми - осуществлены постановки хореографов, которые не укладываются в рамки традиционного балета. Например, на сцене Мариинского театра состоялась премьера вечеров хореографии американского постановщика Уильяма Форсайта. Представитель американской школы танца, он развил уникальную балетную эстетику, которая, не отрицая традиционную балетную технику, расширяет ее. Другой пример - сотрудничество знаменитого французского балетмейстера Ролана Пети с Мариинским и Большим театрами. На сцене Мариинского театра довольно долго был представлен спектакль в его постановке «Собор Парижской богоматери», имевший успех у зрителя. Что касается Большого театра, то совсем недавно Р. Пети осуществил постановку балета «Пиковая дама» на известный сюжет А. С. Пушкина.

Нельзя не упомянуть о выдающемся хореографе XX в. Д. Баланчине. Выпускник Петербургской театральной школы, Георгий Баланчивадзе, танцевал на сцене Мариинского театра, принимал участие в «сезонах Дягилева» в Париже, затем переехал в Америку. Здесь он организовал свою школу и создал труппу балета, для которой им осуществлены постановки, признанные во всем мире, как эталон неоклассического танца.

Б. Эйфман, основатель Петербургского театра балета, наш современник, сохраняя в качестве основного выразительного средства классический танец, синтезирует его с элементами танца модерн, джаз-танца.

Указанные хореографы, да и не только они, способствуют весьма значительному развитию техники танца. Особенно это коснулось амплитуды исполнения движений, - в женском танце более высокий шаг, красивые линии, хорошо выгнутый подъем; мужской танец требует стабильного вращения, а значит, необходима отличная работа вестибулярного аппарата и т. д.

Для овладения современным лексиконом движений недостаточно иметь профессиональные задатки, их необходимо развивать и совершенствовать, а иногда и исправлять погрешности природы.

Погрешности природы можно нивелировать, зачастую и устранить на начальных стадиях обучения балету. Заниматься балетом на профессиональной основе следует начинать не ранее 8-9 лет. Известно, что более раннее начало приводит к приостановке роста ребенка из-за чрезмерной нагрузки на растущий организм. Об этом в свое время предупреждала английских педагогов балета наша знаменитая соотечественница Т.П. Карсавина, выпускница Петербургской театральной школы, балерина Мариинского театра, участница Русских сезонов В.П. Дягилева в Париже, вице-президент английской Королевской академии танца. В книге «Ballet technique» она писала, что заниматься классическим танцем на профессиональном уровне может «ребенок, потенциально одаренный физически к танцу, не моложе, чем 8 или 9 лет». И далее Карсавина констатировала: «напряжение, неизбежное в строгом тренинге профессиональных танцовщиков, должно быть щадящим для начинающих. Я видела много детей до восьми лет, подпа-

дающих под название «потерянный ребенок», и пришла к выводу, что преждевременное развитие мускулатуры останавливает нормальный рост» [2].

В практике балетных школ Европы известна и широко применяется система Бориса Князева. В то время как среди российских коллег она мало известна.

Автор этих строк впервые познакомился с методом Б. Князева в начале 1980-х гг. В методическом кабинете Ленинградского академического хореографического училища им. А.Я. Вагановой лежала всеми забытая папка, в которой находился машинописный перевод метода Князева: «Учите вашего ребенка балету. Балетная школа без станка. Упражнения на полу». К сожалению, в переводе не были указаны ни год, ни место выпуска издания, не назван переводчик.

Эта работа привлекла тем, что в ней было сказано: следуя этой системе, можно достичь правильной подготовки к танцам. Началась работа с учениками по освоению метода Князева, используя его как подготовку к основному уроку классического танца. Применение системы помогло ученикам преодолеть проблемы с их физическими данными, такими как полнота, искривления позвоночника, рахит, плоскостопие; приобрести упругость и эластичность всего тела, так необходимые танцовщикам.

Примером могут служить успехи трех лауреатов международных конкурсов артистов балета, делавших первые шаги на пути к овладению профессией артиста балета в классе автора статьи в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Это: Михаил Ильин (выпуск 1998 г.) - лауреат международных конкурсов: Ваганова-Рйх (Санкт-Петербург) - первая премия (1998), артистов балета в Нью-Йорке (США), серебряная медаль (2000); Сергей Упкин (выпуск 1999) -лауреат международных конкурсов: «Арабеск», Пермь (Россия) - первая премия, приз М. Барышникова (2000), Варна (Болгария) -третья премия (2001), Хельсинки (Финляндия) - вторая премия (2002); Владимир Шкляров (выпуск 2003 г.) - лауреат международного конкурса Ваганова-Рпх (Санкт-Петербург) - вторая премия (2002).

Каждый из них при поступлении в Академию имел проблемы с внешними и физическими данными. Так, у М. Ильина была

недостаточной гибкость (перегиб назад), величина шага (подъем ноги вперед, в сторону, назад на 90°) «желала лучшего». С. Упкин обладал коротким и жестким Ахилловым сухожилием, что всегда сказывается на освоении прыжков, его грудная клетка была с выступающей грудиной. Фигура В. Шкляро-ва выглядела весьма плотной, с чрезмерным прогибом в поясничном отделе позвоночника (лордоз), ноги правильной формы, но плотные. Указанные недостатки были преодолены благодаря применению системы Б. Князе -ва, что позволило названным выпускникам Академии достичь хороших результатов.

В 1993-1995 гг. автор данной статьи преподавал в Национальной Академии балета в Амстердаме, где произошла встреча с бывшей ученицей Б. Князева Вишней Попович. Она рассказала, что у нее есть книга о системе мастера на английском языке. Уникальный метод Б. Князева зафиксировал Джералд Северн (Gerald Severn). Под названием: «Teach your child ballet. Ballet School without a Barre. Exercises on the floor» («Учите вашего ребенка балету. Балетная школа без станка. Упражнения на полу») книга Северна была издана в Лондоне в 1958 г. Попович любезно разрешила сделать с нее ксерокопию [3].

Необходимо восстановить справедливость и вернуть из эмиграции имя Бориса Князева, его уникальную систему по развитию профессиональных данных танцовщиков. Вот его краткая биография.

Борис Князев родился в Санкт-Петербурге в 1900 г., умер в Париже в 1975 г. Русско-французский танцовщик, хореограф, педагог. Он учился у М.М. Мордкина в Москве и у Е.П. Соколовой в Петербурге. Имел дебют в опере г. Воронежа в 1916 г. В том же году он становится танцовщиком и балетмейстером в Харьковской опере. В 1917 г. Князев уехал в Константинополь, где создал свой первый балетный спектакль. В 1919-1920 гг. он танцовщик и балетмейстер Софийской оперы. Князев танцевал с многочисленными европейскими труппами, включая созданные им труппы: Les Ballet Stylisés (1926-1928) и Ballets Russes de Boris Kniaseff (1930). Он создал несколько балетов для своих трупп. В 1928 г. Князев танцовщик и хореограф театра на Елисейских полях, где он был партнером Ольги Спесивцевой, ставшей его женой.

32б

С 1932 по 1934 г. - танцовщик и балетмейстер Парижской опера Комик. В 1937 г. открыл студию в Париже, в которой он учил многих знаменитых танцовщиков и танцовщиц. Среди его учеников звезды французского балета: Ивет Шовире, Зизи Жанмэр, Лиан Дейде, Юлий Алгаров и другие. Преподавал также в Лозанне, Женеве, Риме, Афинах, Буэнос-Айресе. Вернулся в Париж. Преподавал в Интернациональной Академии танца по своей системе «barre par terre» (ученики лежат на полу) [4].

Урок Б. Князева ценен тем, что выполнение упражнений лежа на полу снимает большую нагрузку с позвоночника, которая в достаточной мере присутствует в уроке классического танца.

Нужно подчеркнуть, что данная система может быть использована только для подготовки учеников к уроку классического танца, но не подменять его. Урок может быть с успехом применен в восстановительный период профессиональной формы артистов балета после длительного пропуска занятий в силу разных причин, например, травмы.

В книге, где изложена система Б. Князе -ва, имеются инструкции о том, что выполнять упражнения нужно на скользкой поверхности (линолеум, приблизительно соответствующий длине тела и раскрытых рук); рекомендуется - не пробовать делать все упражнения сразу, результатом явится только путаница.

Сами упражнения предваряет словарь некоторых балетных терминов, употребляемых в данном уроке. Например, en dehors, en

dedans, tendue, levé, relevé, passé, developpé и т.д. Описаны положения рук и ног, которые необходимы при выполнении упражнений.

В уроке 30 упражнений. Каждое рассчитано на 16 или 32 такта музыкального сопровождения и в каждом из них преследуется определенная цель.

Все упражнения выполняются сначала лежа на спине, а затем повторяются лежа на животе.

Данный комплекс упражнений весьма полезен не только для людей, профессионально занимающихся балетом, но и тем, кто хочет иметь здоровое, красивое, правильно сформированное тело.

1. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М., 1965.

2. Karsavina T. Ballet technique. L., 1956.

3. Severn G. Teach Your Child Ballet, Based on Boris Kniaseffs New System. L., 1958.

4. Oxford dictionary of Dance. N. Y., 2004.

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.

Silkin Р.А. On the problem of the professional selection and professional preparing for education of profession «choreographic art», qualification of «ballet dancer». This article is dedicated to the topic which is rarely discussed in scientific publications. The selection of children for classical dance is one of «professional secrets» of choreographic school. In this article the problems of selection and preparing for training of «ballet dancers» is discussed.

Key words: selection of the children, physical qualities, development of physical qualities, B. Knyazev’s system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.