ЭКО. - 2012. - №5
ДОНЧЕНКО А.С., КАЛИЧКИН В.К., СВЕРЧКОВ С.Р.
В статье обсуждается идея проекта «Бараба», суть которого - создание высокотехнологичного сельскохозяйственного территориального кластера в Новосибирской и Омской областях*.
Статья может послужить началом обсуждения инновационных проектов возрождения Сибири.
Ключевые слова: проект «Бараба», высокотехнологичный территориальный сельскохозяйственный кластер, продукты питания
Проект «Бараба» как один из вариантов высокотехнологичного территориального кластера
A.С. ДОНЧЕНКО, вице-президент Россельхозакадемии, председатель Сибирского отделения РАСХН, академик Россельхозакадемии,
B.К. КАЛИЧКИН, доктор сельскохозяйственных наук, главный ученый секретарь СО РАСХН, С.Р. СВЕРЧКОВ, доктор физико-математических наук, заместитель председателя СО РАСХН, Новосибирск.
E-mail: sverchkovsr@yandex.ru
В России существуют примеры эффективных высокотехнологичных территориальных образований. Например, автомобильный кластер в Калужской области, рекреационный кластер в Краснодарском крае (Сочи), кластер цветных металлов в Красноярском крае (медь, никель, палладий и платина и др.), сельскохозяйственный кластер в Алтайском крае и др. Но их явно недостаточно.
В рамках стратегии инновационного развития России мы предлагаем проект создания кластера в Западной Сибири -специальной экономической зоны (не путать с СЭЗ) развития
* В прессе начинается новый виток публикаций, показывающих заинтересованность руководства страны в развитии Сибири и Дальнего Востока. Так, 26 марта 2012 г. в Московском центре международной торговли состоялось заседание «Меркурий-клуба» на тему «Проблемы государственно-частного партнерства по освоению Дальнего Востока и Байкальского региона». Вел заседание председатель правления клуба академик Е.М. Примаков.
Импульсом публикаций и интереса к теме стало выступление в ноябре 2011г. президента Д.А. Медведева и премьер-министра В.В. Путина с предложением создать акционерное общество со 100%-м государственным капиталом, которое занялось бы развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока.
«Бараба» - компактной территории в междуречье Иртыша и Оби, на которой предполагается реализовать множество крупномасштабных проектов в сфере инновационного сельского хозяйства, рационального природопользования и «чистой энергетики». Реализация проекта позволит создать новый технологический уклад в критически важном для России секторе экономики, полностью обеспечить Сибирский федеральный округ основными продуктами питания, создать экспортоори-ентированное агропромышленное производство глубокого передела. Одновременно с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий по привлечению и закреплению населения, в том числе за счет миграционных притоков из ближнего зарубежья, Крайнего Севера, военных пенсионеров. (Отметим, что предлагаемая стратегия несколько противоречит идеям свободного рынка и невмешательства государства в экономику.)
Исторические параллели, или «Бараба-1»
История освоения природных богатств Сибири упрощенно может быть представлена в виде волн переселения, пики которых приходятся на следующие периоды: первая - 1910 г. (Транссиб и столыпинские реформы); вторая - 1941 г. (эвакуация промышленности во время Великой Отечественной войны); третья - 1970 г. (нефтяной бум - Самотлор). В дальнейшем влияние прежних факторов, способствовавших притоку населения, угасало, происходили обратная миграция населения в европейскую часть России, и, как следствие, катастрофическая депопуляция огромных территорий Сибири, богатых природными ресурсами, устойчивое падение сельскохозяйственного производства и ухудшение экологической ситуации.
Барабинская низменность (Бараба), или Улу Бараба, как ее называли коренные жители, - междуречье Иртыша и Оби. На севере граничит с Васюганскими болотами, на юге - со степным Алтаем и Северным Казахстаном. Почти идеально плоская равнина, занятая лесостепью, озерами (их более 2000) и заливными лугами. С запада на восток пересекается Транссибирской магистралью и федеральной трассой «Байкал». Ее территория больше, чем многих европейских стран (табл. 1).
Бараба геополитически разделяет Россию (в экономическом, оборонном, транспортном и территориальном аспекте) на
Таблица 1. Сравнительные характеристики некоторых стран Европы и Барабинской степи
Территория Площадь, тыс. км2 Население, млн чел. Плотность, чел./ км2
Болгария 110910 7,4 66,7
Греция 131 940 11,3 85,6
Венгрия 92 030 10,1 109,7
Португалия 92 000 10,7 116,3
Барабинская степь 117 000 0,44 3,8
европейскую и азиатскую части. Приведем комментарий Збиг-нева Бжезинского к его книге1 о современной геополитике в связи со стратегией развития России.
«Если пространство пустое, спросите себя, как долго оно будет оставаться пустым? Посмотрите на карту и сравните по размерам российскую и нероссийскую Азию. Российская часть так же велика, как и остальная часть Азии. И сколько народу ее населяет? Всего 35 миллионов человек против 3,5-4 миллиардов с другой стороны. Там мощный Китай с городами и дорогами, как в Америке. Там поднимаются развивающаяся Индия, многообещающий Иран. Если Россия сможет привлечь на свой Дальний Восток и в Сибирь инвестиции и людей, направить туда иммиграционные потоки, что ж, тогда у вас есть будущее. У вас талантливые люди, сильное чувство национальной идентичности, но ваши старые имперские схемы изолируют вас и создают ситуацию, когда все ваши соседи не любят Россию и боятся ее».
Мы полагаем, что фундаментом проекта «Бараба» обязана стать новая инновационная технологическая платформа, которая должна обеспечить возможность увеличения добычи природных ресурсов (в том числе и в сельском хозяйстве) при кратном снижении занятых в экономике. Как можно это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся в 1913 г.
Аграрные преобразования, инициированные П. А. Столыпиным, предусматривали организацию массового переселения крестьян из европейской части России в Сибирь и на Дальний
1 Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его
геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 1998.
Восток. С этой целью в 1906 г. было реорганизовано Переселенческое управление. Выделялись специальные переселенческие районы, в каждом из которых создавались переселенческие организации, имевшие землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельскохозяйственной техники, агрономические отделы, свои школы и больницы. Всего за 1906-1914 гг. в Сибирь переселились более 3 млн человек. Для их расселения в основном использовались государственные, или кабинетские земли. Уникальная мелиоративная система, созданная под руководством генерала И.И. Жилинского в 1895-1917 гг., общей протяженностью 3100 км, позволила отвести воды обширных Васюганских болот и подготовить почти 4 млн га сельхозугодий.
В результате к 1913 г. Бараба стала одной из крупнейших агрозон дореволюционной России со специализацией на животноводстве. Здесь проживало 700 тыс. человек в 1700 населенных пунктах и работало 4800 маслоделен и заводов (табл. 2). В 1913 г. из Западной Сибири за границу было вывезено 47620 т масла на 65 млн золотых рублей. Также в 1906-1910 гг. из Сибири ежегодно экспортировалось около 300 тыс. голов крупного рогатого скота.
Таблица 2. Динамика количества маслодельных заводов в 1897—1913 гг.
Заводы 1897 1910 1913
Всего 51 3091 3936
кооперативные 10 1311 1865
частные 41 1180 2083
Источник: Обследование маслоделия в Сибири в связи с условиями перевозок масла. - Новосибирск, 1928. - С. 6.
Максимальный объем производства масла в Сибири -73,8 тыс. т- достигнут в 1913 г. Основная часть производимого масла вывозилась из Сибири и не предназначалась для внутреннего потребления. Масло имело лучшие качественные характеристики в сравнении с датским по уровню влажности и по высокому содержанию жировых веществ (86%).
Россия фактически вышла на первое место в мире среди стран-экспортеров сливочного масла (впрочем, как и по экспорту пшеницы, ржи, овса, яиц, птицы, льна, льняных жмыхов). Официально первое место занимала Дания, спекулировавшая также
сибирским маслом. Датские маслоделы перерабатывали его в «дозенбутер», то есть окрашивали специальным красителем в интенсивный желтый цвет, упаковывали в пергамент и запаивали в жестяные коробки, которые отправляли по всему миру под датским клеймом.
Сибирский масляный экспорт составлял 60% от российского и 16% от мирового уровня. Причем половина маслодельных заводов в Сибири принадлежала кооперации, и через нее продавалась большая часть масла.
Барабинское сливочное масло было самой признанной маркой в Европе. Так, например, в Лондоне в 1903 г. на выставке сливочного масла, учредителем которой был Людвиг Нобель (брат Альфреда Нобеля), обладателями призов за свою продукцию стали сибирские маслоделы, в частности А.Н. Бобин - ему был вручен серебряный цилиндрический сосуд с выгравированным двуглавым орлом и надписью «Людвиг Нобель. г. Каинскъ, 1.09.1903 годъ». П.А. Столыпин в 1910 г. заявил: «Вывоз сибирского масла имеет не только местное значение... Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».
Фактически в 1913 г. в Западной Сибири был создан высокотехнологичный инновационный сельскохозяйственный кластер. Кооперация и артельное движение позволяли закупать за рубежом самое современное для того времени оборудование, привлекать для работы на маслозаводах квалифицированных западных мастеров и обучать своих специалистов. В Сибирь завозились сельхозтехника американской компании «Маккормик» и оборудование для переработки молока шведской компании «Альфа Лаваль». Вот откуда в самых глухих селах Сибири появились сепараторы фирмы «Альфа Ла-валь», герметично закрывающиеся молочные фляги, лабораторное оборудование, молокоохладители и прессы. Необходимо отметить, что эти маслозаводы и сыроварни были по существу центрами коллективного пользования, их услугами могли воспользоваться не только члены артели или кооператива, но и любой производитель сельхозпродукции.
Успех государственной стратегии был достигнут благодаря продуманному сочетанию бюджетной, налоговой, миграционной
политики государства, предпринимательской активности населения и инновационной составляющей, как это ни странно звучит применительно к 1913 г.
Новый виток — «Бараба-II»
Перейдем теперь к 2012 г. и к нашим реалиям. Для простоты изложения и аргументации будем говорить о двух глобальных российских проектах: успешно реализованный проект «Бараба-I» (1912 г.) и гипотетический - «Бараба-II» (2012 г.).
Алгоритм реализации проекта «Бараба-II» - это повторение технологии и организации «Барабы-I», но на новом качественном уровне политических, управленческих, миграционных, финансовых, контрольных, фискальных, технологических и других параметров. Заинтересованный и информированный читатель легко продолжит ряд качественно измененных государственных преференций «Барабы-I» для «Барабы-II».
Физический резидент (переселенец) «Барабы-I» получал 30 соток земли в собственность, подъемные на строительство дома, две коровы, освобождение детей от армейской повинности и т.д. Юридическому резиденту (российской или западной компании) предоставлялись на льготных условиях сельскохозяйственные и лесные угодья, государственная защита от чиновников и бандитов, льготный железнодорожный тариф на перевозку продукции и оборудования.
Давайте попытаемся определить, быть или не быть новому витку проекта «Бараба»? Критический вопрос для истории государства Российского, а именно роль личности в истории (премьер Столыпин), решают результаты последних президентских выборов. Технологические параметры проекта - кто на новом качественном уровне сможет заменить фирмы «Мак-кормик» и «Альфа Лаваль», известны авторам данной статьи: это фирмы в области робототехники, беспилотных технологий, генной сельхозиндустрии, green farming и пр. Мы умышленно их не называем: если преференции «Барабы-II» будут значимыми, то западные компании сами придут и предложат свои услуги. Россия выберет лучших.
Поэтому попытаемся определить критические и инерционные точки проекта «Бараба-II». Мы будем базироваться на
близких нам по логике и духу рациональных и, если позволите, консервативных (взвешенных) стратегиях экономического развития Сибири академика В.В. Кулешова2. Приведем основные аргументы «против» и «за».
Аргументы «против»:
А1. В России переизбыток предложений по инвестиционным проектам. Приоритет отдается проектам, которые увеличивают добычу и экспорт углеводородов и металлов.
А2. Для проекта нужно создать новые госкорпорации (например, по строительству и по лесопереработке). А эффективность их деятельности - под вопросом, особую тревогу вызывает коррупция.
А3. Быстро создать конкурентоспособные масштабные проекты невозможно.
А4. Политический «ноль» Барабы в рамках стратегии развития современной России. 400000 человек, живущие на территории Барабы, сегодня не влияют на глобальную стратегию страны, на выборы губернаторов и президентов.
Аргументы «за»:
В1. Инвестиционные проекты для Сибири заражены общими хроническими «болезнями». Это «старые» проекты развития восточной части СССР (государственные программы развития Сибири), созданные нашими экономическими гениями в конце 70-80 годов ХХ века. Эти проекты сняли с пыльных полок, забыв про авторство, и трансформировали их алгоритмы в новую экономическую парадигму. Отметим, что на их создание Советский Союз потратил сотни миллионов долларов по старым ценам и, что неоценимо, героический труд наших ученых (геологов, нефтяников, геохимиков, геоматематиков, геофизиков и др.).
Всем этим «новым» проектам столько лет, что у них уже «инвестиционный» радикулит. Их первый этаж - это добыча ресурсов (главные инвестиции). Второй этаж - переработка добытых ресурсов. На втором этаже много пустых квартир.
2 Кулешов В.В. Стратегические проекты развития важнейших хозяйственных комплексов Сибири // Регион: экономика и социология -2006. - № 1. - С. 94-112; Кулешов В.В. Они были бедны, но бедности своей не знали... О перспективах социально-экономического роста Сибири // ЭКО. -2011.- №12.- С. 115-130.
И третий этаж - это обеспечение всех, кто будет жить на первом и втором этажах. Третий этаж пуст. Таких глобальных проектов третьего яруса в России нет вовсе.
Отметим и новый «вирус» инвестиционных проектов России. Как и большинство стран-экспортеров энергоресурсов, Россия находится в глобальной впадине роста разницы мировых цен на продовольствие и углеводороды. Поэтому цифры об эффективности проектов первого этажа лукавы и должны быть пересчитаны с учетом этого корреляционного коэффициента. Для тех стран, включая Россию, где экспорт углеводородов не связан напрямую с государственными дотациями уровня жизни населения и нет эффективного сельского хозяйства, каждый проданный баррель нефти приводит к обнищанию народа.
В2. Для проекта не нужно создавать новые госкорпорации, достаточно перевести уже созданные госструктуры, после завершения их работы, с олимпийских объектов Сочи и острова Русский в Барабу.
В3. Быстро создать конкурентоспособные и масштабные сельхозпроекты в Сибири возможно, учитывая растущий импорт продовольствия (включая картофель) из Китая в Сибирь.
В4. Политическая система должна быть такой, чтобы были представлены интересы населения всех регионов.
Но есть еще и факторы, которые могут изменить весь расклад. Например, такие.
С1. Невозможно предсказать, как будут в длительной перспективе расти мировые цены на углеводороды и на продовольствие.
С2. Появятся новые источники энергии. Например, управляемый термояд на базе гелия-4.
С3. То, что мы не можем предугадать.
Теперь кратко о проекте «Бараба-11».
Замысел проекта. Предполагается, что на территории специальной экономической зоны развития «Бараба» возможно в самые короткие сроки создать условия для комфортного проживания до 1 млн человек, там будет не менее 250 тыс. рабочих мест нового поколения в агропромышленном секторе, перерабатывающем производстве, а также в сфере услуг.
Ядром специальной экономической зоны должна стать особая природоохраняемая территория «Чановская озерная
система». В этой зоне, наряду с развитием рекреационных услуг, возможна организация особой формы хозяйствования -экологических ферм-усадьб нового типа, ориентированных на производство «чистой» животноводческой продукции, рыболовство, звероводство.
Вокруг этой зоны располагаются территории интенсивного агропромпроизводства, в основном на осушаемых и рекультивируемых землях. На последующих стадиях возможно дополнительное вовлечение территорий. При застройке предполагается использовать самые современные градостроительные технологии, например ИгЬапуД^ез (урбанизированные деревни), создать транспортную, информационную, энергетическую инфраструктуру. В районных центрах будут развиваться переработка, производство стройматериалов, сфера услуг. Ускоренное развитие получит новая городская агломерация Куйбышев - Барабинск с уже имеющимся населением более 100 тыс. человек.
Инвестиционная привлекательность. Предполагается, что, создав особые экономические условия, можно будет привлечь к реализации проекта широкий класс инвесторов, от стратегических иностранного происхождения до мелких частных российских. В основе привлекательности лежит уникальное сочетание следующих факторов:
1) плодородная земля, находящаяся в нераспределенном фонде, с потенциалом существенного увеличения за счет рекультивации с использованием озерного ила;
2) озерная система для создания крупных рыбоводческих хозяйств;
3) относительная близость (около 350 км) двух областных центров - Омска и Новосибирска;
4) достаточная для начала освоения инфраструктура, свободные трудовые ресурсы;
5) свободные энергоемкости Барабинской ТЭЦ;
6) ресурсы нефти и газа северо-западных месторождений Новосибирской области;
7) выдающиеся рекреационные возможности;
8) свободный (фактически брошенный) интеллектуальный, модельный, технологический капитал СО РАН, СО РАСХН и СО РАМН, потенциал накопленных элитных сортов и пород скота, который адаптирован и апробирован для Сибири.
Финансирование предусматривается из множества источников: бюджетное (на рекультивацию и инфраструктуру); институтов развития - создание современных производств, частная застройка в жилых поселениях. Однако фундаментом инвестиционной активности должны стать стратегические инвесторы - крупные агропромышленные холдинги, для
которых нужно создать особый режим приобретения рекультивируемых земель в дополнение к действующему законодательству. Дополнительным источником внутреннего финансирования также могут стать ускоренные нормы амортизационных отчислений, налоговые каникулы и льготы.
Несмотря на имеющийся исторический опыт, реализация проекта такого масштаба не имеет аналогов в современной России. Основные риски следующие.
• Организационный - несинхронный и несбалансированный по ресурсам рост. Для управления риском предлагается создать Дирекцию по управлению проектом «Бараба».
• Коррупционный - финансы и льготы будут израсходованы не по назначению или расхищены. Управление риском - организация прозрачных персонифицированных цепочек льгот и инвестиций до конечного физического и юридического лица. Все процессы - в Интернете и на \геЬ-камерах. У России уже накоплен опыт. Например, переносим все \геЬ-камеры и интернет-сопровождение с последних президентских выборов в Барабу.
• Бюрократический - утрата компетенции людьми, принимающими решения в рамках проекта. Возможный подход - децентрализация управления проектом, максимальный перенос принятия управленческих решений из Москвы в Сибирь. Все должно решаться на месте реализации проекта и по принципу «одного окна». Упрощенная регистрация физических и юридических резидентов через Интернет.
• Коммерческий - реализация проектов, не имеющих конечных потребителей в достаточном объеме. Необходима всесторонняя маркетинговая экспертиза перед утверждением проекта.
• Технологический - использование устаревших, опасных и вредных для окружающей среды решений. Предлагается осуществление всесторонней экспертизы, применение
современных и адаптированных технологий.
* * *
Проект «Бараба-11» - один из возможных кластерных проектов в России, и не исключено, что не самый эффективный.
В 2012 г. Китай намерен увеличить субсидии на исследования в области биотехнологии, производства семян и эффективного использования сельскохозяйственных земель. В 2011 г. на развитие сельского хозяйства государство выделило рекордные 400 млрд долл. - треть всех госрасходов КНР. Эксперты говорят, что это связано с вводом в строй нефтепровода «Россия-Китай». Для Китая дешевле расплачиваться за нашу нефть своей сельхозпродукцией. Поэтому для развития России требуются и другие аналогичные территориальные кластерные проекты.