Научная статья на тему 'Проект "Бараба" как один из вариантов высокотехнологичного территориального кластера'

Проект "Бараба" как один из вариантов высокотехнологичного территориального кластера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ "БАРАБА" / РROJECT "BARABA" / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / HIGH-TECH AGRICULTURAL TERRITORIAL CLUSTER / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / FOOD PRODUCTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Донченко А.С., Сверчков С.Р., Каличкин В.К.

В статье обсуждается идея проекта «Бараба», суть которого создание высокотехнологичного сельскохозяйственного территориального кластера в Новосибирской и Омской областях. Статья может послужить началом обсуждения инновационных проектов возрождения Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the idea of the project «Baraba», the basic meaning of which is the creation of high-tech agricultural territorial cluster in the Novosibirsk and Omsk regions. The article can serve as the beginning of the discussion of innovative projects of the regeneration Siberian economy.

Текст научной работы на тему «Проект "Бараба" как один из вариантов высокотехнологичного территориального кластера»

ЭКО. - 2012. - №5

ДОНЧЕНКО А.С., КАЛИЧКИН В.К., СВЕРЧКОВ С.Р.

В статье обсуждается идея проекта «Бараба», суть которого - создание высокотехнологичного сельскохозяйственного территориального кластера в Новосибирской и Омской областях*.

Статья может послужить началом обсуждения инновационных проектов возрождения Сибири.

Ключевые слова: проект «Бараба», высокотехнологичный территориальный сельскохозяйственный кластер, продукты питания

Проект «Бараба» как один из вариантов высокотехнологичного территориального кластера

A.С. ДОНЧЕНКО, вице-президент Россельхозакадемии, председатель Сибирского отделения РАСХН, академик Россельхозакадемии,

B.К. КАЛИЧКИН, доктор сельскохозяйственных наук, главный ученый секретарь СО РАСХН, С.Р. СВЕРЧКОВ, доктор физико-математических наук, заместитель председателя СО РАСХН, Новосибирск.

E-mail: sverchkovsr@yandex.ru

В России существуют примеры эффективных высокотехнологичных территориальных образований. Например, автомобильный кластер в Калужской области, рекреационный кластер в Краснодарском крае (Сочи), кластер цветных металлов в Красноярском крае (медь, никель, палладий и платина и др.), сельскохозяйственный кластер в Алтайском крае и др. Но их явно недостаточно.

В рамках стратегии инновационного развития России мы предлагаем проект создания кластера в Западной Сибири -специальной экономической зоны (не путать с СЭЗ) развития

* В прессе начинается новый виток публикаций, показывающих заинтересованность руководства страны в развитии Сибири и Дальнего Востока. Так, 26 марта 2012 г. в Московском центре международной торговли состоялось заседание «Меркурий-клуба» на тему «Проблемы государственно-частного партнерства по освоению Дальнего Востока и Байкальского региона». Вел заседание председатель правления клуба академик Е.М. Примаков.

Импульсом публикаций и интереса к теме стало выступление в ноябре 2011г. президента Д.А. Медведева и премьер-министра В.В. Путина с предложением создать акционерное общество со 100%-м государственным капиталом, которое занялось бы развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока.

«Бараба» - компактной территории в междуречье Иртыша и Оби, на которой предполагается реализовать множество крупномасштабных проектов в сфере инновационного сельского хозяйства, рационального природопользования и «чистой энергетики». Реализация проекта позволит создать новый технологический уклад в критически важном для России секторе экономики, полностью обеспечить Сибирский федеральный округ основными продуктами питания, создать экспортоори-ентированное агропромышленное производство глубокого передела. Одновременно с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий по привлечению и закреплению населения, в том числе за счет миграционных притоков из ближнего зарубежья, Крайнего Севера, военных пенсионеров. (Отметим, что предлагаемая стратегия несколько противоречит идеям свободного рынка и невмешательства государства в экономику.)

Исторические параллели, или «Бараба-1»

История освоения природных богатств Сибири упрощенно может быть представлена в виде волн переселения, пики которых приходятся на следующие периоды: первая - 1910 г. (Транссиб и столыпинские реформы); вторая - 1941 г. (эвакуация промышленности во время Великой Отечественной войны); третья - 1970 г. (нефтяной бум - Самотлор). В дальнейшем влияние прежних факторов, способствовавших притоку населения, угасало, происходили обратная миграция населения в европейскую часть России, и, как следствие, катастрофическая депопуляция огромных территорий Сибири, богатых природными ресурсами, устойчивое падение сельскохозяйственного производства и ухудшение экологической ситуации.

Барабинская низменность (Бараба), или Улу Бараба, как ее называли коренные жители, - междуречье Иртыша и Оби. На севере граничит с Васюганскими болотами, на юге - со степным Алтаем и Северным Казахстаном. Почти идеально плоская равнина, занятая лесостепью, озерами (их более 2000) и заливными лугами. С запада на восток пересекается Транссибирской магистралью и федеральной трассой «Байкал». Ее территория больше, чем многих европейских стран (табл. 1).

Бараба геополитически разделяет Россию (в экономическом, оборонном, транспортном и территориальном аспекте) на

Таблица 1. Сравнительные характеристики некоторых стран Европы и Барабинской степи

Территория Площадь, тыс. км2 Население, млн чел. Плотность, чел./ км2

Болгария 110910 7,4 66,7

Греция 131 940 11,3 85,6

Венгрия 92 030 10,1 109,7

Португалия 92 000 10,7 116,3

Барабинская степь 117 000 0,44 3,8

европейскую и азиатскую части. Приведем комментарий Збиг-нева Бжезинского к его книге1 о современной геополитике в связи со стратегией развития России.

«Если пространство пустое, спросите себя, как долго оно будет оставаться пустым? Посмотрите на карту и сравните по размерам российскую и нероссийскую Азию. Российская часть так же велика, как и остальная часть Азии. И сколько народу ее населяет? Всего 35 миллионов человек против 3,5-4 миллиардов с другой стороны. Там мощный Китай с городами и дорогами, как в Америке. Там поднимаются развивающаяся Индия, многообещающий Иран. Если Россия сможет привлечь на свой Дальний Восток и в Сибирь инвестиции и людей, направить туда иммиграционные потоки, что ж, тогда у вас есть будущее. У вас талантливые люди, сильное чувство национальной идентичности, но ваши старые имперские схемы изолируют вас и создают ситуацию, когда все ваши соседи не любят Россию и боятся ее».

Мы полагаем, что фундаментом проекта «Бараба» обязана стать новая инновационная технологическая платформа, которая должна обеспечить возможность увеличения добычи природных ресурсов (в том числе и в сельском хозяйстве) при кратном снижении занятых в экономике. Как можно это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся в 1913 г.

Аграрные преобразования, инициированные П. А. Столыпиным, предусматривали организацию массового переселения крестьян из европейской части России в Сибирь и на Дальний

1 Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его

геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 1998.

Восток. С этой целью в 1906 г. было реорганизовано Переселенческое управление. Выделялись специальные переселенческие районы, в каждом из которых создавались переселенческие организации, имевшие землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельскохозяйственной техники, агрономические отделы, свои школы и больницы. Всего за 1906-1914 гг. в Сибирь переселились более 3 млн человек. Для их расселения в основном использовались государственные, или кабинетские земли. Уникальная мелиоративная система, созданная под руководством генерала И.И. Жилинского в 1895-1917 гг., общей протяженностью 3100 км, позволила отвести воды обширных Васюганских болот и подготовить почти 4 млн га сельхозугодий.

В результате к 1913 г. Бараба стала одной из крупнейших агрозон дореволюционной России со специализацией на животноводстве. Здесь проживало 700 тыс. человек в 1700 населенных пунктах и работало 4800 маслоделен и заводов (табл. 2). В 1913 г. из Западной Сибири за границу было вывезено 47620 т масла на 65 млн золотых рублей. Также в 1906-1910 гг. из Сибири ежегодно экспортировалось около 300 тыс. голов крупного рогатого скота.

Таблица 2. Динамика количества маслодельных заводов в 1897—1913 гг.

Заводы 1897 1910 1913

Всего 51 3091 3936

кооперативные 10 1311 1865

частные 41 1180 2083

Источник: Обследование маслоделия в Сибири в связи с условиями перевозок масла. - Новосибирск, 1928. - С. 6.

Максимальный объем производства масла в Сибири -73,8 тыс. т- достигнут в 1913 г. Основная часть производимого масла вывозилась из Сибири и не предназначалась для внутреннего потребления. Масло имело лучшие качественные характеристики в сравнении с датским по уровню влажности и по высокому содержанию жировых веществ (86%).

Россия фактически вышла на первое место в мире среди стран-экспортеров сливочного масла (впрочем, как и по экспорту пшеницы, ржи, овса, яиц, птицы, льна, льняных жмыхов). Официально первое место занимала Дания, спекулировавшая также

сибирским маслом. Датские маслоделы перерабатывали его в «дозенбутер», то есть окрашивали специальным красителем в интенсивный желтый цвет, упаковывали в пергамент и запаивали в жестяные коробки, которые отправляли по всему миру под датским клеймом.

Сибирский масляный экспорт составлял 60% от российского и 16% от мирового уровня. Причем половина маслодельных заводов в Сибири принадлежала кооперации, и через нее продавалась большая часть масла.

Барабинское сливочное масло было самой признанной маркой в Европе. Так, например, в Лондоне в 1903 г. на выставке сливочного масла, учредителем которой был Людвиг Нобель (брат Альфреда Нобеля), обладателями призов за свою продукцию стали сибирские маслоделы, в частности А.Н. Бобин - ему был вручен серебряный цилиндрический сосуд с выгравированным двуглавым орлом и надписью «Людвиг Нобель. г. Каинскъ, 1.09.1903 годъ». П.А. Столыпин в 1910 г. заявил: «Вывоз сибирского масла имеет не только местное значение... Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».

Фактически в 1913 г. в Западной Сибири был создан высокотехнологичный инновационный сельскохозяйственный кластер. Кооперация и артельное движение позволяли закупать за рубежом самое современное для того времени оборудование, привлекать для работы на маслозаводах квалифицированных западных мастеров и обучать своих специалистов. В Сибирь завозились сельхозтехника американской компании «Маккормик» и оборудование для переработки молока шведской компании «Альфа Лаваль». Вот откуда в самых глухих селах Сибири появились сепараторы фирмы «Альфа Ла-валь», герметично закрывающиеся молочные фляги, лабораторное оборудование, молокоохладители и прессы. Необходимо отметить, что эти маслозаводы и сыроварни были по существу центрами коллективного пользования, их услугами могли воспользоваться не только члены артели или кооператива, но и любой производитель сельхозпродукции.

Успех государственной стратегии был достигнут благодаря продуманному сочетанию бюджетной, налоговой, миграционной

политики государства, предпринимательской активности населения и инновационной составляющей, как это ни странно звучит применительно к 1913 г.

Новый виток — «Бараба-II»

Перейдем теперь к 2012 г. и к нашим реалиям. Для простоты изложения и аргументации будем говорить о двух глобальных российских проектах: успешно реализованный проект «Бараба-I» (1912 г.) и гипотетический - «Бараба-II» (2012 г.).

Алгоритм реализации проекта «Бараба-II» - это повторение технологии и организации «Барабы-I», но на новом качественном уровне политических, управленческих, миграционных, финансовых, контрольных, фискальных, технологических и других параметров. Заинтересованный и информированный читатель легко продолжит ряд качественно измененных государственных преференций «Барабы-I» для «Барабы-II».

Физический резидент (переселенец) «Барабы-I» получал 30 соток земли в собственность, подъемные на строительство дома, две коровы, освобождение детей от армейской повинности и т.д. Юридическому резиденту (российской или западной компании) предоставлялись на льготных условиях сельскохозяйственные и лесные угодья, государственная защита от чиновников и бандитов, льготный железнодорожный тариф на перевозку продукции и оборудования.

Давайте попытаемся определить, быть или не быть новому витку проекта «Бараба»? Критический вопрос для истории государства Российского, а именно роль личности в истории (премьер Столыпин), решают результаты последних президентских выборов. Технологические параметры проекта - кто на новом качественном уровне сможет заменить фирмы «Мак-кормик» и «Альфа Лаваль», известны авторам данной статьи: это фирмы в области робототехники, беспилотных технологий, генной сельхозиндустрии, green farming и пр. Мы умышленно их не называем: если преференции «Барабы-II» будут значимыми, то западные компании сами придут и предложат свои услуги. Россия выберет лучших.

Поэтому попытаемся определить критические и инерционные точки проекта «Бараба-II». Мы будем базироваться на

близких нам по логике и духу рациональных и, если позволите, консервативных (взвешенных) стратегиях экономического развития Сибири академика В.В. Кулешова2. Приведем основные аргументы «против» и «за».

Аргументы «против»:

А1. В России переизбыток предложений по инвестиционным проектам. Приоритет отдается проектам, которые увеличивают добычу и экспорт углеводородов и металлов.

А2. Для проекта нужно создать новые госкорпорации (например, по строительству и по лесопереработке). А эффективность их деятельности - под вопросом, особую тревогу вызывает коррупция.

А3. Быстро создать конкурентоспособные масштабные проекты невозможно.

А4. Политический «ноль» Барабы в рамках стратегии развития современной России. 400000 человек, живущие на территории Барабы, сегодня не влияют на глобальную стратегию страны, на выборы губернаторов и президентов.

Аргументы «за»:

В1. Инвестиционные проекты для Сибири заражены общими хроническими «болезнями». Это «старые» проекты развития восточной части СССР (государственные программы развития Сибири), созданные нашими экономическими гениями в конце 70-80 годов ХХ века. Эти проекты сняли с пыльных полок, забыв про авторство, и трансформировали их алгоритмы в новую экономическую парадигму. Отметим, что на их создание Советский Союз потратил сотни миллионов долларов по старым ценам и, что неоценимо, героический труд наших ученых (геологов, нефтяников, геохимиков, геоматематиков, геофизиков и др.).

Всем этим «новым» проектам столько лет, что у них уже «инвестиционный» радикулит. Их первый этаж - это добыча ресурсов (главные инвестиции). Второй этаж - переработка добытых ресурсов. На втором этаже много пустых квартир.

2 Кулешов В.В. Стратегические проекты развития важнейших хозяйственных комплексов Сибири // Регион: экономика и социология -2006. - № 1. - С. 94-112; Кулешов В.В. Они были бедны, но бедности своей не знали... О перспективах социально-экономического роста Сибири // ЭКО. -2011.- №12.- С. 115-130.

И третий этаж - это обеспечение всех, кто будет жить на первом и втором этажах. Третий этаж пуст. Таких глобальных проектов третьего яруса в России нет вовсе.

Отметим и новый «вирус» инвестиционных проектов России. Как и большинство стран-экспортеров энергоресурсов, Россия находится в глобальной впадине роста разницы мировых цен на продовольствие и углеводороды. Поэтому цифры об эффективности проектов первого этажа лукавы и должны быть пересчитаны с учетом этого корреляционного коэффициента. Для тех стран, включая Россию, где экспорт углеводородов не связан напрямую с государственными дотациями уровня жизни населения и нет эффективного сельского хозяйства, каждый проданный баррель нефти приводит к обнищанию народа.

В2. Для проекта не нужно создавать новые госкорпорации, достаточно перевести уже созданные госструктуры, после завершения их работы, с олимпийских объектов Сочи и острова Русский в Барабу.

В3. Быстро создать конкурентоспособные и масштабные сельхозпроекты в Сибири возможно, учитывая растущий импорт продовольствия (включая картофель) из Китая в Сибирь.

В4. Политическая система должна быть такой, чтобы были представлены интересы населения всех регионов.

Но есть еще и факторы, которые могут изменить весь расклад. Например, такие.

С1. Невозможно предсказать, как будут в длительной перспективе расти мировые цены на углеводороды и на продовольствие.

С2. Появятся новые источники энергии. Например, управляемый термояд на базе гелия-4.

С3. То, что мы не можем предугадать.

Теперь кратко о проекте «Бараба-11».

Замысел проекта. Предполагается, что на территории специальной экономической зоны развития «Бараба» возможно в самые короткие сроки создать условия для комфортного проживания до 1 млн человек, там будет не менее 250 тыс. рабочих мест нового поколения в агропромышленном секторе, перерабатывающем производстве, а также в сфере услуг.

Ядром специальной экономической зоны должна стать особая природоохраняемая территория «Чановская озерная

система». В этой зоне, наряду с развитием рекреационных услуг, возможна организация особой формы хозяйствования -экологических ферм-усадьб нового типа, ориентированных на производство «чистой» животноводческой продукции, рыболовство, звероводство.

Вокруг этой зоны располагаются территории интенсивного агропромпроизводства, в основном на осушаемых и рекультивируемых землях. На последующих стадиях возможно дополнительное вовлечение территорий. При застройке предполагается использовать самые современные градостроительные технологии, например ИгЬапуД^ез (урбанизированные деревни), создать транспортную, информационную, энергетическую инфраструктуру. В районных центрах будут развиваться переработка, производство стройматериалов, сфера услуг. Ускоренное развитие получит новая городская агломерация Куйбышев - Барабинск с уже имеющимся населением более 100 тыс. человек.

Инвестиционная привлекательность. Предполагается, что, создав особые экономические условия, можно будет привлечь к реализации проекта широкий класс инвесторов, от стратегических иностранного происхождения до мелких частных российских. В основе привлекательности лежит уникальное сочетание следующих факторов:

1) плодородная земля, находящаяся в нераспределенном фонде, с потенциалом существенного увеличения за счет рекультивации с использованием озерного ила;

2) озерная система для создания крупных рыбоводческих хозяйств;

3) относительная близость (около 350 км) двух областных центров - Омска и Новосибирска;

4) достаточная для начала освоения инфраструктура, свободные трудовые ресурсы;

5) свободные энергоемкости Барабинской ТЭЦ;

6) ресурсы нефти и газа северо-западных месторождений Новосибирской области;

7) выдающиеся рекреационные возможности;

8) свободный (фактически брошенный) интеллектуальный, модельный, технологический капитал СО РАН, СО РАСХН и СО РАМН, потенциал накопленных элитных сортов и пород скота, который адаптирован и апробирован для Сибири.

Финансирование предусматривается из множества источников: бюджетное (на рекультивацию и инфраструктуру); институтов развития - создание современных производств, частная застройка в жилых поселениях. Однако фундаментом инвестиционной активности должны стать стратегические инвесторы - крупные агропромышленные холдинги, для

которых нужно создать особый режим приобретения рекультивируемых земель в дополнение к действующему законодательству. Дополнительным источником внутреннего финансирования также могут стать ускоренные нормы амортизационных отчислений, налоговые каникулы и льготы.

Несмотря на имеющийся исторический опыт, реализация проекта такого масштаба не имеет аналогов в современной России. Основные риски следующие.

• Организационный - несинхронный и несбалансированный по ресурсам рост. Для управления риском предлагается создать Дирекцию по управлению проектом «Бараба».

• Коррупционный - финансы и льготы будут израсходованы не по назначению или расхищены. Управление риском - организация прозрачных персонифицированных цепочек льгот и инвестиций до конечного физического и юридического лица. Все процессы - в Интернете и на \геЬ-камерах. У России уже накоплен опыт. Например, переносим все \геЬ-камеры и интернет-сопровождение с последних президентских выборов в Барабу.

• Бюрократический - утрата компетенции людьми, принимающими решения в рамках проекта. Возможный подход - децентрализация управления проектом, максимальный перенос принятия управленческих решений из Москвы в Сибирь. Все должно решаться на месте реализации проекта и по принципу «одного окна». Упрощенная регистрация физических и юридических резидентов через Интернет.

• Коммерческий - реализация проектов, не имеющих конечных потребителей в достаточном объеме. Необходима всесторонняя маркетинговая экспертиза перед утверждением проекта.

• Технологический - использование устаревших, опасных и вредных для окружающей среды решений. Предлагается осуществление всесторонней экспертизы, применение

современных и адаптированных технологий.

* * *

Проект «Бараба-11» - один из возможных кластерных проектов в России, и не исключено, что не самый эффективный.

В 2012 г. Китай намерен увеличить субсидии на исследования в области биотехнологии, производства семян и эффективного использования сельскохозяйственных земель. В 2011 г. на развитие сельского хозяйства государство выделило рекордные 400 млрд долл. - треть всех госрасходов КНР. Эксперты говорят, что это связано с вводом в строй нефтепровода «Россия-Китай». Для Китая дешевле расплачиваться за нашу нефть своей сельхозпродукцией. Поэтому для развития России требуются и другие аналогичные территориальные кластерные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.