2009 История №4(8)
УДК 94(47)08(571.1):325.11
С.А. Пахомчик, Р.В. Фракин
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СИБИРИ В ПЕРИОД СТОЛЫПИНСКОЙ РЕФОРМЫ НАЧАЛА XX в.
Рассмотрено развитие экономики Сибири в начале XX в. Столыпинская реформа предусматривала переселение крестьян из европейской части страны в восточные территории. В результате более 2 миллионов крестьян переселилось в Сибирь. В это время сельское хозяйство территории развивалось очень быстро. Сибирь превратилась в крупного производителя зерна, молока, мяса и других сельскохозяйственных продуктов в России. Одновременно здесь развивались аграрная наука, образование, сельскохозяйственная кооперация.
Ключевые слова: Сибирь, экономика, переселение.
Политика переселения крестьян за пределы европейской части России в Сибирь в период столыпинской реформы была направлена, с одной стороны, на расширение слоя самостоятельных крестьян-предпринимателей, с другой - на разрядку социального напряжения в деревне и разрешение земельного вопроса, свидетельствовавшего об остроте аграрного кризиса. На переселение крестьян были ассигнованы немалые средства по обустройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных ее членов), денежное пособие - 200 руб. на семью; мужчины освобождались от воинской повинности. Эти и другие правительственные мероприятия подтолкнули переселенческий процесс особенно сильно. Статистика того периода убедительно показывает, что этот процесс был массовым и целенаправленным.
В целом, оценивая результаты переселенческой политики (и положительные, и отрицательные), отметим: реформа означала заселение Сибири. Для сравнения: за 300 лет в Сибири накопилось 4,5 млн русских людей, а только за три года реформ, в 1907-1909 гг., сюда из европейских губерний переселилось 2 млн человек. Увеличение численности сибирского крестьянства, несомненно, способствовало освоению земельного богатства края. Содействуя решению проблемы рабочих рук в крае, переселение сопровождалось совершенствованием агрикультуры, отмечался несомненный рост применения машин в хозяйствах крестьян и т.д.
Переселенческое управление называли сибирским земством. Оно строило школы и больницы, проводило дороги, создало агрономические отделы с опытными станциями и полями, организовывало почвенно-ботанические экспедиции, мелиоративные и гидротехнические работы, распространяло через свои склады улучшенные сельскохозяйственные орудия. Это был, разумеется, очень медленный прогресс и далеко не достаточный для такого обширного края, но все же он знаменовал шаг вперед по сравнению с предыдущим периодом. До 1906 г. в Сибири было очень мало врачей - по 1-2 на
уезд. Если в Европейской России на 1 врача приходилось 288 кв. верст, то в Сибири - 19 364 кв. версты. За 1906-1910 гг. количество врачей и больниц в Сибири возросло к 2 раза. В 1907 г. в Сибири и на Дальнем Востоке было 374 больницы с 6,6 тыс. кроватей, а в 1913 г. - 663 больницы с 16 тыс. кроватей. Возросло также число врачебных и фельдшерских пунктов.
Большое значение для заселения Сибири имело дорожное строительство. За 1906-1916 гг. в 4 сибирских губерниях было построено, по данным отчетов Переселенческого управления, 12 989 верст грунтовых дорог. Расширились после 1906 г. и гидротехнические работы. За 1896-1905 гг. в Азиатской России было построено 1349 колодцев и 24 водохранилища, а с 1906 по
1915 г. - 13 771 колодец и 161 водохранилище. Стали проводиться мелиоративные работы в центральной и южной части Барабинской степи, где было проведено 915 верст водоотводных каналов и канав. Но темпы этих работ отставали от размеров переселения [1. С. 108-114].
Посещение П.А. Столыпином Сибири и Поволжья в 1910 г. имело серьезное значение для дальнейшего продолжения преобразований. Отдача от выезда главы правительства «на места» была быстрой и конкретной, что характерно для Столыпина вообще и поучительно для беззаконных правителей. Одно из следствий поездки - увеличение ввоза из-за границы улучшенных пород племенного скота и птицы, содействие возведению новых жилищ и хозяйственных построек путем льготного или бесплатного отпуска материалов. Резкий рост по стране сельскохозяйственных курсов (число их слушателей с 1906 по 1914 г. выросло с 48 тысяч до полутора с лишним миллионов человек) оживил работу земских агрономов и резко поднял общественную значимость профессии, начали создаваться новые сельскохозяйственные институты, проводиться ежегодные слеты сельских хозяев по губерниям.
Интересны выводы, к которым пришел П.А. Столыпин после поездки по районам Сибири, которая длилась с 19 августа по 19 сентября 1910 г.: «1. Необходимо отводить наделы старожилам и переселенцам Сибири не в пользование, как теперь, а в собственность. Только право собственности на землю даст прочность крестьянским хозяйствам и послужит основанием для последующего правильного разверстания земель между отдельными владельцами. Вместе с тем собственность и связанная с нею свобода распоряжения землей значительно облегчат последующий переход земель, отводившихся до сих пор с чрезвычайной щедростью, так что владельцы не могли обрабатывать и половины своих обширных наделов, - в руки новых пришельцев. Это поднимет и общий уровень использования производительных сил Сибири...
2. Необходимо достигнуть постепенного объединения правительственной политики до Урала и за Урал. С этой целью необходимо последовательно проводить, по возможности, при самом отводе наделов переселенцам и старожилам Сибири, начало покровительства мелкой единоличной собственности на землю. Вместе с этим необходимо теперь же развить и упорядочить начавшееся в Сибири, по почину самого населения, дело внутринадель-ного размежевания на землях, уже отведенных в надел старожилам и переселенцам в прежнее время.
3. В лучших сибирских районах своевременно перейти к продаже земель переселенцам. Нельзя по всей Азиатской России отводить и лучшие, и худшие земли одинаково даром. Нужно сообразовать условия получения участков с трудностью их заселения и с различными естественными и экономическими свойствами отдельных сибирских районов. Правильная расценка и продажа лучших земель, при единовременном усилении правительственной помощи в суровых местностях, - наиболее верное средство достигнуть планомерного и прочного заселения Сибири. Продажу участков казенной земли переселенцам производить на льготных началах, применительно к правилам Крестьянского Банка, соответственно дополнив пересматриваемый теперь в законодательных учреждениях указ 27-го августа 1906 года о предоставлении для устройства крестьян казенной земли в Европейской России.
4. Желательно восстановить свободу ходачества, так как приемы искусственного ограничения ходачества и предварительного распределения участков между ходоками, как показал опыт, не достигают цели. Вместе с тем желательно ограничить льготы по железнодорожному проезду переселенцев и ходоков, сообразовав размеры этих льгот с различием условий выхода и водворения переселенцев в отдельных местностях.
5. Денежные ссуды переселенцам на домообзаводство следует сообразовать не с большей или меньшей бедностью отдельных переселенцев, которая не поддается учету, а с большей или меньшей трудностью заселения данного района. Допускаемые теперь размеры ссуд (не свыше 165 р. на семью) в тайге недостаточны, тогда как на Алтае чрезмерны. Действующий ссудный закон необходимо изменить, основав его на мысли о порайонных нормах денежных ссуд и приблизив условия выдачи ссуд к действительным условиям водворения (расчистка тайги и пр.).
6. Необходимо создать и развить агрономическую помощь переселенцам. В новых непривычных условиях переселенцы часто беспомощны; нужно помочь им выяснить наиболее подходящие и выгодные для каждой местности отрасли земледельческого и вообще сельскохозяйственного промысла и развивать в Сибири не одно только земледелие, но и скотоводство, овцеводство, культуру промышленных растений. Для правильной постановки агрономической помощи настоятельно требуется скорейшее открытие на месте, в Сибири, сельскохозяйственных учебных заведений, которые могли бы подготовлять нужных деятелей. Кроме того, действительного успеха агрономических мероприятий можно ожидать лишь в связи с развитием среди переселенцев и старожилов Сибири начал правильного разверстания и единоличного владения землей, как необходимой основы прочных улучшений в хозяйстве.
7. Рядом с мелкими крестьянскими владениями надлежит обеспечить образование за Уралом также частной земельной собственности. Мысль эта уже была выражена в законе 8-го июня 1901 г., не получившем, однако, применения. Между тем потребность в образовании частновладельческих хозяйств в Сибири становится все более настоятельной. Соседство более крупных и более культурных хозяйств, чем обычные переселенческие, может помочь общему поднятию сельского хозяйства за Уралом, внести в него разнообразие и улучшенные приемы и дать крестьянскому населению под-
собные заработки. Кроме того, развитие частной собственности имеет и общее культурно-политическое значение: оно может дать приток сюда свежих сил, образованных и предприимчивых деятелей, без которых едва ли мыслимо правильно поставить и земское, и городское хозяйство.
8. Нужно озаботиться обеспечением сбыта сибирскому хлебу и другим продуктам сибирского хозяйства. С этой целью желательно: 1) провести южно-сибирскую магистраль Уральск - Семипалатинск, с выходом на Ачинск или на Новониколаевск, 2) связать водным каналом (Чусовая - Решетка) и шлюзованием рек бассейна Камы и Иртыша и 3) постепенно отменить челябинский перелом тарифа.
Сбыту сибирского хлеба на Дальний Восток могло бы тоже помочь, при предстоящем пересмотре торговых договоров с Китаем, обложение ввозною пошлиной маньчжурского хлеба. Еще большее значение мера эта имела бы для развития хлебопашества в самом Приамурье и ближайших к нему местностях Восточной Сибири; между тем, создать выгодность там земледельческого промысла - единственный способ привлечь туда широкий поток переселенцев и прочно закрепить за нами эту окраину.
9. Необходимо вообще расширить и углубить постановку переселенческого дела, привести переселенческие организации в соответствие с государственным значением прочного заселения Сибири и в связи с этим усилить и кредиты переселенческой сметы и т. д.» [2].
Продовольственный потенциал Сибири в годы столыпинской аграрной реформы значительно возрос. Характерным примером в этом отношении является Западная Сибирь. В начале XX в. в Сибири ее западная часть в составе Тобольской и Томской губерний, а также Акмолинской и Семипалатинской областей была наиболее освоенным и заселенным регионом. Из всего сибирского населения, составлявшего до Первой мировой войны 10,3 млн чел. около 8 млн чел. проживало в Западной Сибири. До 90% самодеятельного населения края было занято в сельскохозяйственном производстве.
Активное строительство и функционирование Сибирской магистрали совпало по времени с началом осуществления аграрной реформы П.А. Столыпина, одним из важнейших направлений которой была переселенческая политика. Из 3 054 000 переселенцев, которые приехали в Сибирь к 1913 г., порядка 2 млн чел. приходилось на западносибирский регион. Половина из них поселилась в Томской губернии.
Переселение в край многих сотен тысяч крестьян способствовало динамичному хозяйственному освоению огромных территорий и привело к заметному росту производства продовольствия. К 1907 г. в Западной Сибири посевная площадь составляла более 4,7 млн десятин. К этому времени на долю Тобольской и Томской губерний приходилось 36% всей посевной площади Азиатской России. Из общей посевной площади в 5,8 млн десятин, занятой под продовольственные хлеба в Сибири в 1912 г., на ее западную часть приходилось более 3,4 млн десятин. В 1912 г. в Западной Сибири продовольственных хлебов было получено больше, чем в среднем за пятилетие (1907-1911 гг.), более чем на 29 млн пудов (139%). В том году в крае было собрано более 155 млн пудов хлеба, что составляло заметную часть в обще-
российском урожае - более чем 4 млрд пудов. Из общего остатка продовольственных хлебов в объеме 32,5 млн пудов, который мог быть вывезен из Сибири на внешние рынки, на западносибирский регион приходилось 18,5 млн пудов. Только из Томской губернии в 1913 г. было отправлено 15,2 млн пудов товарного хлеба.
Значительное развитие в регионе в предвоенные годы получило и животноводство. Самое благоприятное воздействие на прогресс в этой отрасли сельского хозяйства оказала аграрная реформа П.А. Столыпина. К 1914 г. поголовье скота в Западной Сибири значительно выросло. При этом крестьянское население Западной Сибири было гораздо лучше обеспечено скотом, чем в целом по России. Так, если в 1914 г. в целом по стране на 100 жителей приходилось 29,3 головы крупного рогатого скота, то в Тобольской губернии этот показатель равнялся 62,1, в Томской - 71,7, а в Акмолинской области - 83,2.
Сложившаяся в начале XX в. специализация Западной Сибири в производстве продовольственных хлебов в земледелии и разведении молочного скота в животноводстве оказала решающее влияние на доминирование в обрабатывающей промышленности региона мукомольной и маслодельной отраслей. Накануне войны край производил в год не менее 30 млн пудов муки. Из них более 9 млн пудов вывозилось за пределы региона.
Чрезвычайно динамично развивалось в предвоенный период в крае маслоделие. За короткий срок Западная Сибирь стала главным центром производстве сливочного масла не только в Азиатской России, но и в масштабах всей страны. Общее количество масла, произведенного в Тобольской и Томской губерниях, Акмолинской и Семипалатинской областях, составляло до войны около 5 млн пудов на сумму 60,7 млн руб. Основная часть масла (80%) вывозилась за границу, остальное количество (20%) поступало на внутренние рынки России.
Значительный потенциал мясного скотоводства в Западной Сибири создавал благоприятные условия для развития мясоперерабатывающей промышленности. Накануне войны ежегодный забой достигал в год в регионе 300 тыс. голов крупного рогатого скота и такого же количества овец. Только на скотобойне Кургана в течение года забивалось до 40 тыс. голов скота, производилось до 50 тыс. пудов бекона. Всего из Западной Сибири за 19121914 гг. в Европейскую Россию отправлялось ежегодно более 2 млн пудов мяса. Совокупный вывоз из региона мяса и живого скота (в переводе на мясо) в 1913 г. составил более 4,1 млн пудов.
Таким образом, плодотворная работа тружеников западносибирской деревни в начале века позволила обеспечить в изобилии земледельческим и животноводческим сырьем отрасли перерабатывающей промышленности региона и создать накануне Первой мировой войны внушительный продовольственный потенциал. Вышеприведенные цифры, характеризующие динамику роста продовольственного потенциала Западной Сибири, приведены по материалам И.А. Еремина [3. С. 251-252].
В целом по Сибири развитие сельского хозяйства переживало в годы столыпинской аграрной реформы бум в своем развитии. Это имело место в производстве и растениеводческой продукции (особенно хлебных злаков) и в
животноводческой. Накануне Первой мировой войны количество лошадей увеличилось за 5 лет в 1,3 раза, крупного рогатого скота - в 1,7 раза, овец и коз - в 1,8 раза и свиней - в 3 раза. Увеличилось и количество скота на 100 душ населения. По этим показателям Сибирь по-прежнему занимала первое место среди районов России. В среднем в Сибири на одно хозяйство приходилось в 1917 г. по 16-18 голов разного скота, в то время как в губерниях Европейской России - по 8-9 голов. В годы реформы большого развития достигла кооперация сельхозпроизводителей. Особенно активно она шла в сфере кредитования и маслоделии.
Война создала дополнительные условия для широкого развития кооперативного движения. В жесткой конкурентной борьбе против частных торговцев потребительские кооперативы выходили победителями, как представители более крупного объединенного капитала. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьян в потребительную кооперацию. Заявления крестьянских обществ с просьбами о разрешении открыть в их селах кооперативы стали поступать широким потоком с 1915 г. Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать с частным капиталом, который стал спекулятивным. В результате в конце 1915 - начале
1916 г. в Сибири частный капитал в торговле потерпел серьезное поражение от кооперативного капитала.
Преобразования в аграрной сфере региона проявились в современном звучании следующим образом:
- развитие многоукладности в сельском хозяйстве, включая малые формы аграрного предпринимательства;
- содействие освоению новых «малонаселенных» территорий за Уралом, параллельно решение проблемы малоземелья в регионах России;
- принятие мер, направленных на повышение доходов крестьян, формирование среднего класса;
- учет национальных интересов при выборе направлений и мер аграрного реформирования;
- перевод сельского хозяйства на инновационный путь развития, направленный на совершенствование образования, аграрной науки, кооперации и т. д.
В целом, оценивая влияние столыпинской реформы в начале XX столетия, следует отметить, что она внесла очень большой вклад в хозяйственное освоение Сибири, оказав комплексное влияние на развитие производительных сил сибирских территорий.
Литература
1. Пахомчик С.А. Влияние столыпинской аграрной реформы на развитие производительных сил Сибири // Материалы Сибирской научно-практической конференции экономистов-аграриев. Омск, 2007.
2. Пахомчик С.А. Столыпинская аграрная реформа и ее влияние на аграрный строй России. Тюмень, 2006.
3. Еремин И.А. Продовольственный потенциал Западной Сибири накануне Первой мировой войны // Сибирская деревня: история, состояние, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2006. Ч. 1.