15. Невлева И. М. Деловая культура, универсальность и специфика: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. -Ростов-н/Д, 2002. - 242 с.
16. Очиров О.Р. Современная деловая культура Китая: сущность и специфика: на примере стратагемно-сти: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 - Чита, 2006. - 194 с.
17. Пушных В.А., Ерёменко М.С. Межкультурный менеджмент: учеб. пособие / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - 2-е. изд., перераб. - Томск, 2011. - С. 26.
18. Руденко Е.В. Культура делового взаимодействия: сущность, структура и критерии сформированности // Культурная жизнь Юга России. - 2007. - № 5. - С. 13-15.
19. Смирнов Г.Н. Восток-Запад: взаимодействие и противоречия деловых культур // Мир и политика. -2009. - № 28. - С. 85-90.
20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 218.
21. Суворова О.Д. Мозаика национальных культур в современном деловом мире // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2006. - № 2. - С. 91-97.
22. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. - М.: СЛ0В0/SL0V0, 2007. - 344 с.
---------♦'----------
УДК 339.16 С.Н. Орловский
ИСТОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (на примере родов Смирновых и Кусковых)
Анализируется история переселения крестьян из европейской части Российской империи на свободные земли Сибири. Рассматриваются три волны переселения: свободные крестьяне до отмены крепостного права; на строительство Транссибирской магистрали; по Столыпинской реформе. Прослеживаются жизненный путь переселенцев и их потомков, успехи становления.
Ключевые слова: переселение, Столыпин, типы помещиков, Енисейская губерния, Смирновы, их дети, Кусковы, родословная, развитие Сибири.
S.N. Orlovskiy
MIGRATION HISTORY IN THE YENISEY PROVINCE (on the example of Smirnov and Kouskov families)
The history of peasant migration from the Russian Empire European part to Siberian unoccupied lands is analyzed. Three migration periods: free peasants before serfdom abolition; for Trans-Siberian main line construction; according to Stolypin’s reform are considered. The life stories of migrants and their descendants, forming success are traced.
Key words: migration, Stolypin, landowner types, Yenisey province, the Smirnovs, Smirnovs’ children, the Kouskovs, genealogy, Siberia development.
Все мы носим в себе наследство предков и в каждом из нас есть что-то похожее на наших родственников, а потом ведь жизнь каждого человека, родственника или знакомого - это кусочек истории.
Борис Павлович Смирнов.
В истории переселения крестьян на свободные земли Сибири в основном знают Столыпинскую аграрную реформу, которая проходила в России с 1906 по 1917 год. Перемещение сельского населения центральных и западных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний Восток и Степной край - было направлено на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю. Переселение крестьян в Сибирь имело несколько волн. Рассмотрим три из них.
Первая волна переселения - на свободные земли по своей инициативе до отмены крепостного права. Свободное переселение крестьян в Сибирь до официальной отмены крепостного права в 1861 году инициировалось помещиками - владельцами крестьян. Причина этого в том, что одни помещики довольствовались доходами от рабского труда крестьян на барщине, другие хотели сделать своё хозяйство высокодоходным, третьи тяготились необходимостью заботы о ненужных им крестьянах и думали, как от них избавиться.
Первые дождались указа 1861 года об освобождении крестьян и «умыли руки», пустив дело на самотёк. Вторые, те, что хотели повысить доходность своих земель, понимали, что рабский труд не может быть эффективным и качественным, и пробовали превратить своё хозяйство, говоря современным языком,
- в «совхоз». Рассмотрим этот вариант освобождения крестьян из крепостной зависимости на примере известных в Красноярске родов Смирновых и Кусковых.
Григорий Степанов, крепостной крестьянин Воронежской губернии, получил вольную ещё задолго до официальной даты Манифеста об освобождении крестьян от крепостного права. Паспорт ему дали на фамилию Смирнов (вероятно, по его прозвищу в деревне, кличке или фамилии барина), и он рискнул уехать в Сибирь. Семейные архивы Смирновых сохранены полностью, очень многое для их систематизации сделал правнук Григория Борис Павлович Смирнов, сын городского головы Красноярска Павла Степановича Смирнова, внучатым племянником которого я являюсь. В его воспоминаниях есть такие строки [1]:
«Помнится рассказ деда о том, что его отец Григорий со своим семейством жил в Воронежской губернии. В 1835 году помещик решил отказаться от подневольного труда как малопроизводительного, чтобы улучшить показатели своего хозяйства. Для этого предложил крестьянам вольную, а «лишних» сократил. Прадеду сказал: «Ты своих 16 детей с надела не прокормишь, поезжай в Сибирь, там земли дадут, сколько хочешь». Дал ему за его земельный надел две телеги с конями и подарил подзорную трубу, привезённую им с Бородинской битвы (вероятно - трофей). Григорий погрузил на телеги вещи и малолетних детей, старшие шли рядом и помогали коням тащить перегруженные телеги.
И поехали они в Енисейскую губернию, где свободной земли было немеряно. Ехали два года, зимовали у крестьян, помогая им в работе за кров, прокорм и скромную плату. Наконец достигли Ачинска и, повернув к югу, остановились в Усть-Ербе (сейчас она относится к Боградскому району Красноярского края), на Енисее недалеко от Абакана. Там, получив земельные наделы, отец и старшие дети начали пахать землю, продавать хлеб, троих наиболее толковых (Павла, Степана и Афанасия) отправили учиться в Тобольскую духовную семинарию».
Павел - протоиерей, настоятель построенного им Св. Троицкого храма в с. Солгон Ачинского округа, далее - настоятель и благочинный Св. Троицкого собора в г. Ачинске. Имел орден Св. Анны 3-й степени и напёрстный крест Свт. Синода.
Степан - строитель Покровского храма в с. Беллык, настоятель и благочинный Вознесенского храма в с. Абаканском, директор Ачинского тюремного отделения. Награждён орденом Св. Анны 2-й и 3-й степени, бронзовым крестом на Владимирской ленте, напёрстным крестом Свт. Синода за то, что крестил язычников шаманского толка Хакасии и Тывы.
Афанасий окончил Томскую духовную академию и был преподавателем духовной семинарии в Красноярске. Его деятельность как председателя Союза мира и порядка получила печальную известность в 1904 году при разгоне митинга большевиков в театре. Афанасий в декабре того же года был ранен террористом и вскоре умер.
Остальные дети Смирновых в большинстве тоже «вышли в люди». Приведу их жизненный путь в виде списка занимаемых должностей и владения имуществом.
Смирновы - дети и внуки крепостного Григория Степанова (Смирнова)
1. Смирнов......Григорьевич, священник села Балыкского, Прокопьевской
церкви, законоучитель.
2. Смирнов Михаил Григорьевич - священник села Ново- Марьясовского, Троицкой церкви.
3. Смирнов Леонид Павлович, канц. служащий приказа общественного призрения.
4. Смирнов Павел Григорьевич - священник села Солгонского, Троицкой церкви, Ачинского округа.
Смирнов Степан Григорьевич (отец Стефан)
Смирнов Афанасий Григорьевич, председатель «Союза мира и порядка»
5. Смирнов Стефан Григорьевич - священник села Абаканское, Вознесенской церкви, Минусинского округа, далее - протоиерей Абаканский.
6. Смирнов Григорий Николаевич - преподаватель пения псалмов. Красноярское епархиальное женское училище.
7. Смирнов Афанасий Григорьевич - надворный советник, заседатель окружного суда, преподаватель гражданской истории. Кандидат богословия -Красноярская духовная семинария. Председатель «Союза мира и порядка».
8. Смирнов Павел Степанович - член санитарной комиссии общества врачей в Енисейской губернии (типолитография, переплётная мастерская, завод пиво- и мёдоваренный близ городского сада, аптека) - позже гласный Городской думы, далее - городской голова Красноярска.
9. Смирнов Александр Александрович - преподаватель древних языков.
Енисейская прогимназия.
10. Смирнов А. С. - мануфактура, готовое платье, обувь, чай, сахар, уголь. Угол Воскресенской улицы и Гимназического переулка.
11. Смирнова Софья Ивановна - аптекарский магазин и заведение искусственных минеральных вод, угол Воскресенской улицы и Падалкина переулка,
аптека - Воскресенская улица (собственный дом).
12. Смирнов Василий Александрович - коллежский советник, директор по избранию с высочайшего утверждения, губернский комитет попечительского общества о тюрьмах.
13. Смирнов Алекс. Павлович - священник села Балахтинского.
14. Смирнов Павел Григорьевич - протоиерей Ачинского собора.
15. Смирнов Вячеслав Михайлович - преподаватель греческого языка. Канд. богословия. Красноярская духовная семинария.
16. Смирнов Фёдор Павлович - священник Ачинского округа, законоучитель (Ачинское городское приходское училище).
17. Смирнов Александр Алексеевич - купец. Гласный. Красноярская городская дума.
18. Смирнов Пётр Петрович - губернский секретарь. Красноярский окружной суд.
19. Смирнов Михаил Михайлович - ст. врач, ст. советник - Краснояр. гор. б-ца общественного призрения.
20. Смирнова Александра Васильевна - домохозяйка.
21. Смирнов Павел Тимофеевич - секретарь в городской управе.
Сына своего Павла Степан желал видеть священником и отправил его на богословский факультете
университета Санкт-Петербурга. Но Павел хотел быть фармацевтом и, поехав в столицу, свернул в Казань, где поступил на медицинский факультет
университета по специальности «Фармакопея». Отец навсегда отказал ему в помощи. Павел, сам зарабатывая на жизнь, отлично окончил университет и приехал в Красноярск, где стал помощником аптекаря. На одном из благотворительных вечеров на танцах он познакомился с Софьей Кусковой, они полюбили друг друга, и будущий тесть, Иван Васильевич, правильно оценив их будущее, помог молодой семье встать на ноги. На приданое Софьи Павел построил на улице Воскресенской 5 аптекарский магазин и цех по приготовлению лекарств, а также просторный дом.
С 1910 года Павел Смирнов - городской голова. Под его руководством в Красноярске к 1914 году начинают работать водопровод, электрическая и телефонная станции, строится набережная в районе нынешнего речного вокзала. На 1918-й год планируется пуск трамвая. Софья преподаёт в
Красноярской гимназии математику, она же дама-патронесса - ведает благотворительностью в городе [2].
Некоторые помещики хотели избавиться от ставших ненужными крепостных. И таким крестьянином был тесть Павла Степановича Смирнова Иван Васильевич Кусков - мой прапрадед. Данные о его жизненном пути сохранились в начатых им семейных архивах, записях потомков, воспоминаниях внуков и правнуков [3, 4]. Иван был родом из семьи крепостного
Городской голова Красноярска Смирнов Павел Степанович
графов Шереметевых, известных своей усадьбой «Кусково». В 1835 году Шереметевы забросили усадьбу «Кусково» и переехали в «Останкино». Лишним крепостным дали вольные. Василий Кусков и его сын Иван, будучи крепостными, занимались снабжением усадьбы Шереметевых продуктами из их Рязанской вотчины. На воле они продолжили торгово-снабженческую деятельность, но Василий прожил недолго. Получив паспорт, Иван, понимая бесперспективность торговой деятельности в крепостной Рязанской губернии, продал всё своё имущество, закупил воз товаров и поехал из Рязани в Благовещенск.
Продав там привезённое, Иван закупил китайские товары (в основном предметы роскоши: шёлковые шали ручной работы, альбомы, экзотику) и поехал их продавать в европейскую часть России. Проезжая через Красноярск, он узнал об открытии золотых россыпей за Енисейском, оставил товар на сохранение и рванул на север. Там он нашёл золото, основал прииск в районе Южно-Енисейска и, приехав оформить бумаги в Красноярск, встретил там свою будущую жену Александру Петровну. После свадьбы они переехали жить на прииск, где у них родилось шестеро детей, но на 28-м году жизни Саша умерла.
После её смерти Иван Васильевич женился на Марии Иринарховне, которой только исполнился 21 год. От неё родилось ещё 8 детей, но хорошей матерью она была всем. Всего до отпущенного им срока дожили 11 детей. Иван Васильевич дожил до семидесяти четырёх лет, скончавшись от профессиональной болезни золотодобытчиков -ртутного отравления. Мария Иринарховна прожила 96 лет и похоронена на Покровском кладбище в Красноярске рядом с Иваном Васильевичем.
Иван Васильевич с Александрой Кускова Мария Все деньги, которые приносил прииск,
Петровной в день свадьбы Иринарховна (портрет) Иван Васильевич вкладывал в осуществление (даггеротип) своей мечты - дать детям высшее образование.
После окончания гимназии сыновья продолжали образование в университетах Санкт-Петербурга и Москвы, получив специальности врачей, юристов, инженеров. Никто из них не пошёл в коммерцию. Сложнее было с дочерями. Высшего образования женщинам в России не полагалось, и старшие дочери Олимпиада и Анна учились во Франции, в Сорбоннском и Тулузском университетах.
Младшая дочь Софья поступает на открывшиеся в столице Высшие Бестужевские курсы и успешно кончает их. Жена городского головы Красноярска Павла Степановича Смирнова, педагог, математик, меценат и активная деятельница в области благотворительности. Занималась вопросами образования, строительства приютов, училищ и школ.
Евгений и Александр - умерли в детстве. Леонид после окончания горного института работал главным инженером шахты в Донбассе, после революции в металлургическом тресте «Югосталь» в Ленинграде. В 1928 г. арестован по групповому делу инженеров, приговорён к 7 годам концлагеря и отправлен в Дальлаг, откуда не вернулся
Анатолий - горный инженер на Алтае Пётр - юрист Городской думы и Русско-Азиатского банка. Его жена - Кускова Екатерина Дмитриевна -известный общественный деятель, лидер Конституционнодемократической партии России, автор работы «Кредо», в полемике с которой Ленин написал «Материализм и эмпириокритицизм». При встрече с ним в Красноярске она доказала, что учение его ложно и путь тупиковый. За это, по указанию Ленина, она впоследствии была выслана в Берлин. В 1920-м Е.Д. Кускова убедила полярного исследователя Ф. Нансена вложить полученную им Нобелевскую премию в спасение голодающих Поволжья [5]. Иннокентий - практикующий врач в Красноярске.
Кускоеы: сидт - Сшрное П.С., Софь„, Влади"Р " °ФИ1« на Кавказе в Г?мном' лолковник'
Иван Васильевич, Владимир, Иннокентий. Кшстгжтчн - единстаенши из детей, к°т°р™у не
Красноярск 1887 г удалось получить высшее образование. Начав с юности
работать на прииске отца, далее служил управляющим приисками. Достаточно полно род Кусковых представлен на фотографии, датированной 9.07.1887 г.
Николай окончил медицинский факультет Санкт-Петербургского университета. Консультант учебных учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны, приват-доцент Императорской военно-медицинской академии, старший врач и помощник директора Мариинской больницы, доктор медицины, действительный статский советник.
У Николая Ивановича и Анны Ивановны Кусковых было четверо детей: дочь Мария, сыновья Николай,
Алексей и Дмитрий. В середине 90-х годов Н. И. Кусков перешёл на работу в качестве ординатора в
Мариинскую больницу, расположенную в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, 56. Вскоре он стал старшим врачом и помощником директора больницы. Одновременно он преподавал в Военно-медицинской академии (до 1881 года Медико-хирургическая), где стал приват-доцентом. В 1899 году доктор Кусков уже имел по табелю о рангах чин действительного статского советника, что соответствовало воинскому званию генерал-майор и давало потомственное дворянство и право именоваться «Ваше Превосходительство». Так внук крепостного крестьянина стал генерал-майором и Его Превосходительством.
После поездки в Трансвааль во главе миссии российского Красного Креста (1899-1900 годы) доктор Кусков стал главным врачом Мариинской больницы и занимал этот пост до 1918 года [6]. По представлению доктора Н.И. Кускова, восемь сотрудников его отряда были отмечены Золотой Анненской медалью. Сам Н.И. Кусков стал директором Мариинской больницы. После революции 1917-го года он потерял работу и служебную квартиру на территории больницы. Умер в декабре 1920 года от голода.
Вторая из рассматриваемых в данной работе волна переселения в Сибирь проводилась по инициативе отдела улучшения государственного имущества, возглавляемого И.И. Жилинским в
Министерстве государственного имущества. Переселение проводилось на земли Транссибирской
магистрали в целях их заселения и освоения, привлечения рабочих на прокладку железной дороги и её обслуживания. Особенно интенсивно заселялась Барабинская низменность.
Бараба, или Барабинская низменность, представляет собой переходную зону от северных таёжных болот Васюганья к степям Кулунды. Заселение её относится ко второй половине XVIII века и связано с прокладкой Сибирского почтового тракта. Само слово «Бараба» в переводе с татарского означает «не ходи далее». Это название появилось, видимо, потому, что кочевники встретили здесь препятствие в виде непроходимых болот и дремучих лесов и вынуждены были обойти эту территорию южнее. Для освоения Барабы была создана "экспедиция Жилинского" [7].
Началу работ предшествовала глубокая рекогносцировка, заключавшаяся в закладке двухлетних опытов по выращиванию сельскохозяйственных культур на осушенных землях. Было установлено, что наиболее эффективно следует использовать осушенные земли для выращивания кормовых трав. Это определило мясо-молочное направление сельского хозяйства на осваиваемых землях [8].
Плановое переселение крестьян в Барабу, предоставление переселенцам льгот (бесплатное оборудование колодцев, выделение леса на строительство, предоставление высокоудойной коровы голландской черно-пёстрой породы, освобождение от налогов) позволило быстро увеличить население региона более чем в 10 раз. В 1913 году население Барабы составило 1,34 млн человек. Объединение крестьян в кооперативы по инициативе брата известного живописца - баталиста Николая Васильевича Верещагина - позволило решить проблемы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Поставки сливочного масла из Барабы производились не только в Россию, но и в зарубежные страны, в том числе Америку и Австралию, и составляли 17 % его мирового экспорта [8].
После ввода в действие железной дороги в 1901 году сильная конкуренция со стороны Сибири стала угрожать сельскому хозяйству Центральной России, что вынудило правительство создать на Урале
Амбуланж (медсанбат) РОКК в прифронтовой полосе. Справа - доктор Кусков
таможенный барьер с обложением провозимых на Запад продуктов пошлиной в размере 30 % (так называемый Челябинский перелом).
Гидромелиоративные работы в Барабе позволили быстро освоить более 1 млн га пашни, сенокосов и пастбищ. За период с 1895 по 1915 год экспедицией было построено 1670 км магистральных каналов, 1502 км осушителей первого порядка и более 13000 км осушительных канав. Огромные трудности представлял найм рабочей силы. Местное малочисленное население отказывалось от выполнения тяжёлых земляных работ даже за очень высокую по тем временам оплату - в размере рубля в день. Большинству ссыльных такие работы были не под силу. Поэтому опытных землекопов приходилось нанимать в центральных областях России [7, 8].
Третья волна переселенцев в Сибирь - по Столыпинской реформе. Согласно приведённым в «Памятных книжках Енисейской губернии» данным, из европейской части России переселились в 1897 году 19954 человека [9], в 1901 году 125,8 тыс. чел. (Ачинский округ - 23; Красноярский - 2,8; Канский - 28 и Минусинский - 72 тыс. чел.) [10]. В 1903 году число переселенцев в Енисейскую губернию составило 96000 [11], 1905 г. - 7000 и 1909 - 32000 чел. Как видно из приведённых данных, наибольшей привлекательностью для переселенцев пользовался юг Енисейской губернии.
Всего за период 1861-1905 гг. в Сибирь переселились примерно 1820 тыс. человек, а за 1906-1914 гг.
- 3040 тыс., всего 4860 тыс. человек. Они вместе с коренными жителями Сибири, переселившимися ранее людьми и оставшимися строителями железной дороги образовали тот человеческий потенциал, который вдохнул новую жизнь в этот огромный, сказочно богатый край [12]. В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, представители других национальностей. Селившиеся вместе переселенцы одной национальности сохраняли свою культуру, быт, обычаи. Все они постепенно становились сибиряками, приобретали черты, порожденные сложностями жизни в этом достаточно суровом краю, который вырабатывал у них сибирский характер.
В Сибири началось быстрое строительство маслозаводов: в 1897 г. их было 51, в 1900 г. - 275, в 1906 г.
- 1474, а в 1913 г. - уже 4093. За 1901-1917 гг. Сибирь заняла одно из первых мест среди стран-экспортеров сливочного масла. В Енисейской губернии на деньги и усилиями учёной и общественного деятеля Веры Баландиной была построена железная дорога Ачинск - Минусинск. Строилась она с целью вывоза хлеба к Великому сибирскому пути и снабжения населения безлесных районов углём из освоенных ею залежей в Черногорске.
Реформой Столыпин совершил революционный сдвиг в русской жизни. С аграрной реформой, ликидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в одном ряду могут стоять лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог. Только из Белоруссии от 800 тысяч до 1,5 миллиона белорусских селян переселились в Сибирь [12].
Согласно статистическим данным по Красноярскому и Минусинскому уездам за 1900-1903 годы, большинство крестьян ехало на земли юга Енисейской губернии. В иные годы даже возникала нехватка нарезанных для заселения участков. Большинство переселенцев имели на руках деньги в размере до 100 рублей, полученные от продажи земельных наделов и имущества в европейской части России. Довольно много семей везли с собой лошадей и повозки. На строительство домов, продовольствие и обсеменение полей переселенцы получали безвозмездные ссуды. Их детям на 3 года отменялся призыв в армию [9-11].
При переселенческом движении наблюдался и возврат на прежнее место жительства, но он составлял доли процента. Возвращались в основном выходцы из Черниговской, Херсонской, Харьковской и Полтавской губерний.
Причины - комары и мошка, необходимость освоения земельных угодий с корчёвкой леса, лесоповал, трелёвка и распиловка леса для строительства дома. Части выходцев из названных выше губерний это было непривычно. В то же время в данных по возврату нет переселенцев из Нечерноземья России и Белоруссии [11].
Ничего не мешало стать крестьянину богаче, а следовательно, и начать жить лучше. Ведь что такое деревенская беднота - это семьи без детей или потерявшие кормильца, а также пьяницы и лентяи. Последняя категория никогда не меняет своего качества независимо от правительственных реформ и даже строя [12].
Из сказанного можно сделать вывод, что переселенцы являлись наиболее активной частью российского общества. Не каждый крестьянин решался бросить дом, землю, соседей, сменить привычный уклад и ехать незнаемо куда. А на новом месте надо было построить дом, раскорчевать и распахать землю, засеять поля, убрать и сохранить урожай, а затем вывезти и продать его. Большинство переселенцев справлялись с работой, эти люди заселили Сибирь и содействовали её расцвету.
Литература
1. Смирнов Б. Воспоминания // День и Ночь. - Красноярск, 1998. - № 4-5. - С. 40-54.
2. Орловский С.Н. История старинного сибирского рода // Пикник: альманах СФУ. - Красноярск, 2008. -
С. 57-75.
3. Орловский С.Н. Взлёт и падение известного сибирского рода // День и Ночь. - 2001. - № 3-4. -
С. 200-204.
4. Кускова Е.С. Давно минувшее // Во всей красе: альманах. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - С. 69-102.
5. Кускова Е.Д. Воспоминания «Давно минувшее» // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1955.
6. Кусков Н.И. Отрядъ Россмскаго общества Красного Креста въ Южно-Африканской республике Трансвааль въ 1900 г. // Отчётъ уполномоченнаго общества Н.И. Кускова. - СПб., 1901. - 63 с.
7. Жилинский И.И. Очерк гидротехнических работ в районе Сибирской железной дороги по обводнению
переселенческих участков в Ишимской степи и осушению болот в Барабе, 1895-1904 гг. - СПб.: ГУЗиЗ
- ОЗУ, 1907 г.
8. Орловский С.Н. Исторический опыт освоения Барабы // Почвоведение. - 2003. - № 10. - С. 1258-
1262.
9. Памятная книжка Енисейской губернии с адрес-календарём, составленная по 1-е января 1898 года /
Изд. Енисейского губернского статистического комитета. - Красноярск: Тип. Енисей. губерн. управления, 1897. - 292 с.
10. Памятная книжка Енисейской губернии с адрес-календарём на 1901 год / Изд. Енисей. губерн. стат. комитета. - Красноярск: Енисей. губерн. тип., 1901. - 255 с.
11. Памятная книжка Енисейской губернии на 1903 год / Изд. Енисей. губерн. стат. комитета. -Красноярск: Енисей. губерн. тип., 1905. - 221 с.
12. Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор: жизнь и смерть Петра Столыпина. - М.: Недра, 1991. - С. 107-109.