Научная статья на тему 'Продвижение ценностей здорового образа жизни в российской прессе: исследовательские перспективы'

Продвижение ценностей здорового образа жизни в российской прессе: исследовательские перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
555
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЖУРНАЛИСТИКА / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрига Елизавета Андреевна

Статья посвящена определению задач исследования связей между нарастающей потребностью общества и личности в укреплении здоровья и потенциалом средств массовой информации. Сформулированы цели и задачи исследования. Предложена программа исследования. Будут выработаны научно обоснованные рекомендации по усовершенствованию методов продвижения ценностей ЗОЖ в российской прессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promoting healthy lifestyle values in the Russian press: research perspectives

The article is devoted to the definition of the objectives of the study of relations between the growing need of society and the individual in health promotion and the potential of the media. Goals and objectives are defined. A research program has been proposed. Recommendations will be developed for improvement of methods for promoting the values of a healthy lifestyle in the Russian press.

Текст научной работы на тему «Продвижение ценностей здорового образа жизни в российской прессе: исследовательские перспективы»

Е.А. СТРИГА аспирант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова*

Продвижение ценностей здорового образа жизни в российской прессе: исследовательские перспективы

Настоящая статья посвящена определению задач, стоящими перед исследователями в понимании связей между нарастающей потребностью общества и личности в укреплении здоровья и потенциалом средств массовой информации. Соответствующей проблематике в СМИ уделяется немалое внимание, однако, как мы полагаем, возможности журналистики в данном направлении далеко не исчерпаны. Исходным моментом данного исследования является глубокое изучение самого феномена здорового образа жизни (ЗОЖ), который формирует цели и задачи, стоящие перед журналистикой.

Проблемный контекст, создающий актуальность подобных исследований, состоит в следующем: глобализация и повышение уровня жизни при одновременном ухудшении экологии создаёт угрозы здоровью человека, что актуализирует потребность ведения здорового образа жизни. Тем не менее, восприятие населением ЗОЖ как системы жизненно важных ценностей, следование которым позволяет сделать жизнь более полноценной, приживается с трудом, хотя данная тема достаточно популярна у аудитории. Налицо разрыв между возможностями СМИ в продвижении ценностей ЗОЖ и реальным освоением их массовым сознанием. Исследование этой проблемы становится тем более актуальным, что в понимании большинства людей закреплено обеднённое представление о ЗОЖ, не отражающее его системного характера и не указывающее на необходимость личной ответственности за здоровье.

Необходимо выявить основные характеристики современного контента общественно-политических медиа, посвя-

* Стрига Елизавета Андреевна, e-mail: striga_elizaveta@mail.ru

щённого ЗОЖ как системе ценностей, и определить, как они соотносятся с возможностями СМИ. Важно установить причины разрыва между необходимым и реальным положением с продвижением ценностей ЗОЖ в российской прессе. Следует выработать психологически обоснованные рекомендации для СМИ по эффективной, действенной методике убеждения аудитории всех возрастов в целесообразности следования принципам ЗОЖ и формирования индивидуальной ответственности за собственный здоровый образ жизни.

Здоровье - один из главных компонентов человеческого бытия. Это системная совокупность интеллектуальных и физических способностей воспроизводства и здоровья, и знаний, и профессиональной квалификации, умений и навыков, восприятия и развития культуры и этики. Здоровье для человека и общества - ценность абсолютная, на каком бы из более чем ста известных определений здоровья мы не остановились. Приведем наиболее известное из них -определение всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов1. Здоровье является интегральным феноменом и определяется характером взаимодействия внешних и внутренних факторов, а процесс сохранения и укрепления здоровья является результатом отношения личности к собственному здоровью.

Поясним актуальность изучения ЗОЖ (включая проблемы его медийного воплощения) более подробно. По различным аспектам исследования ЗОЖ защищены докторские и кандидатские диссертации. Исследованию ЗОЖ посвящены усилия экономистов, медиков, педагогов, социологов, психологов, философов, журналистов , работников культуры. В научных статьях представлена информация о результатах проведённых исследований по тематике ЗОЖ3. Написаны монографии

1 Устав (Конституция) принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Off. Rec. Wld Hlth Org., 2, 100) и вступил в силу 7 апреля 1948 г.

2 Шустер О.С. Психология здорового образа жизни и средства массовой информации: Дисс. ... д-ра психол. наук. СПб., 2005.

3 Кудряшова А.Л. Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе // Молодой ученый, 2014, № 21 (80); Тимофеева Т.А. Здоровый образ жизни - основа полноценной и радостной жизни. Челябинск, 2009.

и учебники1. Вопросы ЗОЖ обсуждаются на научных конференциях2. Многие сборники трудов посвящены ЗОЖ.

Таким образом, налицо широкий спектр научных направлений, включивших ЗОЖ в сферу своих научных интересов: исследуется влияние ЗОЖ на экономическую безопасность и благосостояние страны; изучаются педагогические технологии и методы формирования у детей, школьной и студенческой молодёжи мотивации к ведению ЗОЖ, как к существенной будущей профессиональной ценности; проявляется внимание к медико-гигиеническим основам формирования ЗОЖ; изучаются возможности привлечения подростков к ЗОЖ средствами просвещения и вовлечения в культурную деятельность; интерес представляет анализ психологических причин уклонения населения от ведения здорового образа жизни; социологи исследуют ЗОЖ в общественном мнении населения, проявляют интерес к возможностям формирования социальной ценности ЗОЖ, как способа интеграции в социум.

Следует подчеркнуть, что феномен здорового образа жизни достаточно исследован в профильной литературе, но объем медиаисследований весьма ограничен и нуждается в расширении и детальном изучении с учетом современных условий .

Многочисленные исследования привели к формированию различных определений ЗОЖ:

1 Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2010; Яшин В.Н. Здоровый образ жизни. М., 2011; Иванова СЮ. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни: Монография. Кемерово, 2009;.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997; Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащихся. М., 2007.

2 Международная конференция «Стратегия формирования здорового образа жизни». Тюмень, 17 октября 2018 г.; Всероссийская науч.-практ. конф. с междунар. участием «Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства». Нефтекамск, 14 декабря 2017 г.

3 Актуальные проблемы управления здоровьем населения: Сб. науч. тр. по итогам междунар. конф. Н. Новгород, 2016; Современные методы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи: Сб. науч. ст. по материалам I Республиканской науч.-практ. конф. с междунар. участием. Минск, 15 марта 2017 г.

4 Ахмедова Х.О. Научная литература, отражающая идею здорового образа жизни // Молодой учёный, 2013, №12(59).

1. ЗОЖ - это совокупность личных и социальных практик сохранения или достижение здоровья1.

2. ЗОЖ - это единство всех видов индивидуальной и социальной человеческой деятельности, а также природных, социальных и культурных условий, обеспечивающих достижение максимально возможного физического, духовного,

2

социального развития человека .

3. ЗОЖ, являясь одним из условий жизнедеятельности, определяющих жизненный потенциал и качество жизни индивида, представляет собой совокупность сформированных в процессе социализации мотивов, установок и убеждений, которые способствуют сохранению и укреплению фи-

3

зического, психического и социального здоровья .

4. ЗОЖ - это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека (академик РАМН Ю.П. Лисицын)4.

5. ЗОЖ - это последовательная стратегия постоянного уменьшения рисков для здоровья5.

6. ЗОЖ - это способ самоидентификации, показатель принадлежности к определенному социальному сообществу6.

7. ЗОЖ - это следование идеалу гражданина - поддерживать честь страны, местности, профессионального сооб-щества7.

Таким образом, здоровый образ жизни может быть определен как единство всех видов индивидуальной и социальной деятельности человека в среде экономических, социальных, культурных и природных условийс целью дости-

1 Рагимова О.А. Историко-философская ретроспектива представлений о здоровье // Философия здоровья / Под ред. В.В. Афанасьевой. Саратов: 2012, с. 15-23.

2 Афанасьева В.В., Воробьев Р.В. Онтология здоровья. Саратов, 2013.

3 Гиппократ. О здоровом образе жизни // Наставления. Минск, 1998, с. 111-139.

4 Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М., 2008.

5 Быковская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела // Мир психологии, 2000, № 1, с. 86.

6 Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Кентавр, 2000, № 22, с. 36-44.

7 Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья: Дисс. ... д-ра психол. наук. СПб.,1997.

жения максимально возможного физического, социального и духовного развития человека.

Значимой опорой для изучения медиапрактики является представление о компонентах здорового образа жизни: физиологические компоненты, необходимые для укрепления и сохранения физического здоровья (физическая активность, отказ от вредных привычек,рациональное питание и др.); психологические компоненты, характеризующие психологическое и психическое здоровье (степень самореализации, оптимизм, умение снижать стресс и др.); социальные компоненты (уважительное общение, сотрудничество и др.); экологические компоненты (забота об окружающей среде, экологическое питание и др.).

ЗОЖ улучшает состояние здоровья человека, повышает выносливость и способность адаптации к климатическим условиям, благоприятно отражается на удовлетворённости человека качеством жизни.

Следует также отметить, что представления о здоровом образе жизни сформировались в культуре достаточно давно, прежде всего - в мировых религиях. Традиционно здоровый образ жизни осмысляется: как путь к отсутствию болезней; как способ достижения человеком гармонии и целостности; как единство человеческого тела и духа; как единство человека и мира; как нравственное поведение; как необходимое условие благополучной человеческой жизни; как проявление мудрости; как способ ощутить всю полноту жизни.

В современном обществе рождаются новые смыслы здорового образа жизни: ЗОЖ как способ достижения профессионального, социального и личностного успеха; ЗОЖ как способ самоопределения и признания; ЗОЖ как следование гражданскому долгу; ЗОЖ как способ поддержания чести профессионального сообщества, местности, страны; ЗОЖ как важный критерий социального благополучия1.

На пути реализации ЗОЖ существуют многие реальные и потенциальные риски: чрезвычайно опасными с точки зрения здорового образа жизни являются экономические риски, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Неточный экономический прогноз может привести к неблагоприятным исходам: экономическим кризисам, снижению производства, понижению доходов, ухудшению финансового

1 Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение...

положения и уровня жизни людей, что сказывается на возможности поддержания человеком здорового образа жизни.

Технологические или производственные риски угрожают как отдельным людям, так и всему человечеству. ЗОЖ зависит и от политических рисков, которые почти всегда оказывают влияние на всех жителей страны. Политические решения и их последствия часто являются непредсказуемыми для граждан.

Своеобразны и многочисленны культурные риски. Продукты массовой культуры могут отрицательно влиять на нравственное и духовное здоровье людей, на психологическое и даже на телесное здоровье. Разновидность культурных рисков - это духовные или нравственные риски. В информационном пространстве мало положительных примеров, достойных подражания, что приводит к упадку нравственного здоровья.

Индивидуальные риски - поведенческие и потребительские, определяются личным выбором человека и часто не способствуют здоровому образу жизни. Продуманное воспитание и психологически оправданная пропаганда может минимизировать эти риски. В обществе появляется все больше людей с желанием рисковать - любителей риска, что не совместимо со здоровым образом жизни.

Особо следует выделить информационные риски. Растёт число источников информации, увеличивается объем информационных потоков. Информация противоречива, зачастую недостоверна. Это приводит аудиторию к ситуациям неопределенности и увеличивает риски. Многочисленные риски создаёт виртуализация современного социума. Это совершенно новые риски, которые два десятилетия назад практически отсутствовали.

Важно отметить, что задачи СМИ и журналистики, помимо научных представлений о ЗОЖ, должны вписываться в общенациональную стратегию его формирования и продвижения. Человеческое здоровье в современном мире является важнейшим социальным капиталом и важным ресурсом государства. Здоровье нации должно быть в центре внимания деятельности государства по поддержанию здоровья граждан. Должна существовать национальная стратегия формирования здорового образа жизни, направленная на поддержание биологического, психологического, социального и нравственного здоровья каждого человека.

Принятие национальной стратегии здорового образа жизни предполагает создание государственных органов разных уровней, разрабатывающих и осуществляющих политику по формированию здорового образа жизни. Правовая составляющая связана с совершенствованием законодательства, с разработкой и принятием государственных и региональных законов, позволяющих максимально эффективно реализовать государственную политику здорового образа жизни. Экономическая составляющая связана с введением ряда экономических мер, способствующих здоровому образу жизни всех граждан, с созданием специального экономического ресурса, направленного именно на нужды здоровья. Социальная составляющая включает в себя повышение качества медицинской помощи и профилактику заболеваемости населения; развитие современной инфраструктуры и ресурсного обеспечения систем здравоохранения, образования, сети профилактических и спортивно-оздоровительных учреждений; создание единой сети государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций и СМИ, основной деятельностью которых являлось бы формирование здорового образа жизни населения.

Идеологическая и культурная составляющие тесно связаны с возможностями и задачами СМИ. Они направлены на создание идеологии здоровья, подразумевающей эффективную организацию просвещения в области здоровья; пропаганду значимости здоровья и здорового образа жизни, его престижности, его связи с благополучием, с успехом во всех видах деятельности человека. Привитие населению навыков здорового образа жизни предполагает создание развитой информационно-воспитательной среды, культивирующей представления о здоровом образе жизни, в которой использовался бы весь потенциал мировых и отечественных традиций, направленных на здоровый образ жизни, весь ресурс конфессионального опыта.

Наконец, личностная составляющая в первую очередь должна включать в себя укрепление психологического здоровья населения; создание целой системы социальных, педагогических, психологических мероприятий по формированию развивающей социальной среды, психологически безопасной и ориентированной на осознание значимости человеческой жизни и ценности здоровья; формирование у

каждого человека психологической готовности к противо-

1

действию негативным влияниям социума .

Условия жизнедеятельности человека в России по многим причинам осложняются: это бытовые, общественные и производственные конфликты, неудовлетворительное питание, жилищные условия, материальное вознаграждение за труд, безработица, социальная незащищенность человека, тяжелые условия труда, несбалансированный режим дня, труда и отдыха, нерешенные семейные, межнациональные, политические конфликты, экономические проблемы, поток негативной информации, перенапряжения и стрессы. Очевидно, что в силу именно этих факторов Россия занимает 123 место среди 193 стран мира по показателю средней продолжительности жизни населения. В России она составляет 72,5 года2.

Это требует от людей способности адаптации к неблагоприятным обстоятельствам. ЗОЖ - это одно из средств, которое может её обеспечить. Однако здоровый образ жизни может быть достигнут только в результате осознанной и целеустремлённой деятельности человека - как на уровне индивида, так и на уровне социальных групп, с которыми связаны условия жизнедеятельности людей. Это делает необходимым привлечь СМИ к использованию научно обоснованной методики продвижения ценностей ЗОЖ в массовое сознание.

Так как между задачами СМИ и результатами их деятельности обозначается противоречие, то актуальными перед наукой о СМИ становятся серьёзные цели: выявить причины, которые мешают СМИ выполнять стоящие перед ними задачи и тормозят продвижение ценностей ЗОЖ в массовое сознание; разработать рекомендации для журналистов для повышения качества информационных потоков, содержащих информацию о ЗОЖ.

Достижение этих целей возможно при условии решения конкретных исследовательских задач:

1) определить миссию, функции и задачи СМИ по продвижению ценностей ЗОЖ в массы;

2) получить представление о практике продвижения ценностей ЗОЖ: выявить основные характеристики профильного контента (количественные и качественные: пред-

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2 Режим доступа: http://www.statdata.ru/prodolzhitelnost-zhizni-v-stranah-mira

метно-тематические, жанровые, авторские, «источнико-вые») общественно-политических медиа;

3) провести опрос и экспертные интервью журналистов для выявления реальной практики продвижения ценностей ЗОЖ, её соответствия национальным задачам;

4) оценить соответствие текущей практики российских СМИ объективной потребности общества в информации о здоровом образе жизни и определить, насколько оно соотносится с возможностями СМИ; выявить причины возможного несоответствия между должным и реальным в данной предметной области;

5) разработать психологическую модель коммуникаций СМИ с аудиторией и стратегию вовлечения всех слоев населения в пространство ценностей, убеждений и активности личности в отношении готовности к ведению здорового образа жизни.

6) выработать рекомендации для оптимизации профессиональной деятельности СМИ по продвижению ценностей ЗОЖ в широкие слои населения России.

Программа такого рода позволит провести анализ существующей практики продвижения ценностей ЗОЖ в российских СМИ и выработать научно обоснованные рекомендации по целенаправленному усовершенствованию реализации этой важнейшей миссии.

Стрига Е.А. Продвижение ценностей здорового образа жизни в российской прессе: исследовательские перспективы.

Статья посвящена определению задач исследования связей между нарастающей потребностью общества и личности в укреплении здоровья и потенциалом средств массовой информации. Сформулированы цели и задачи исследования. Предложена программа исследования. Будут выработаны научно обоснованные рекомендации по усовершенствованию методов продвижения ценностей ЗОЖ в российской прессе.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, средства массовой информации, журналистика.

Striga E.A. Promoting healthy lifestyle values in the Russian press: research perspectives. The article is devoted to the definition of the objectives of the study of relations between the growing need of society and the individual in health promotion and the potential of the media. Goals and objectives are defined. A research program has been proposed. Recommendations will be developed for improvement of methods for promoting the values of a healthy lifestyle in the Russian press.

Keywords: health, healthy lifestyle, mass media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.