организационно-методические условия ориентации студентов на здоровый образ жизни
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 15.09.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор С.Г. Добротворская1
1 Институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань
PROCEDURAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR ORIENTATION OF STUDENTS TO HEALTHY LIFESTYLE
Professor, Dr.Hab. S.G. Dobrotvorskaya1
1 Kazan Federal University, Institute of Psychology and Education, Kazan
Информация для связи с автором: sveta [email protected]
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что ситуация со здоровьем молодежи в России оставляет желать лучшего и главная причина этого -неправильный образ жизни. Цель исследования заключается в обосновании организационно-методических условий реализации системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни. Ведущим методом в исследовании данной проблемы явился метод анкетирования, позволивший выявить ситуацию относительно формирования вредных привычек в молодежной среде. Метод анализа результатов анкетирования показал недостаточную обоснованность содержательных, организационно-методических и процессуальных сторон решения проблемы ориентации студентов на здоровый образ жизни в теории, а также фрагментарное неметодичное их использование в практической деятельности. В исследовании приняли участие студенты КФУ. В статье представлены барьеры здоровья; проанализированы факторы повышения готовности студентов вести здоровый образ жизни; разработана технология формирования готовности студентов к здоровому образу жизни; определена содержательная сторона ориентаци-онной деятельности в вузе, побуждающая студентов к самооздоровлению и саморазвитию; обоснованы формы ориентационной работы; внесены предложения по оптимизации организационно-методических условий обучения. Материалы данной статьи представляют ценность для руководителей и преподавателей высших учебных заведений, а также самих студентов.
Ключевые слова: студент, здоровый образ жизни, педагогическая технология.
Annotation
The relevance of the research is connected with the fact that the situation with the youth health in Russia leaves much to be desired. The main reason for it is an unhealthy lifestyle of young people. The goal of this paper consists in justification of organizational and methodological conditions for the realization of a system of pedagogical orientation of students to a healthy lifestyle. The main technique used by us for studying this problem was questioning; it has allowed us to reveal the situation of pernicious habits among young people. The analysis of questioning results has demonstrated the insufficiency of substantive, organizational, methodological, and procedural issues of the current solution to the problem of the orientation of students to a healthy lifestyle in theory, as well as their fragmentary and nonconsecutive use in practice. The research involved students of Kazan (Volga region) Federal University. In this paper we presents health barriers, analyze factors that stimulate the willingness of students to lead a healthy lifestyle, develop a technology for stimulating students to leading a healthy lifestyle, and describe the substantial side of guidance activities in the university that stimulate students to personal health improvement and self-development. We also justify various types of guidance activities, propose certain ways to optimize organizational and methodological support of teaching. Results obtained in this paper can be of interest both to administration and faculty of higher educational establishments and to students.
Keywords: student, healthy lifestyle, pedagogical technology.
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. В последнее десятилетие прошлого столетия в связи с курсом социально-экономического развития и переходом России к рыночной экономике в обществе был потерян интерес к идеологии и к воспитательной деятельности. Воспитательная функция образования была почти сведена на нет. В результате в молодежной среде стала происходить переоценка социальных ценностей, эрозия нравственных норм, ориентация на прагматизм и меркантильность как критерии успеха, появились соци-
альная апатия и безразличие к судьбе Отечества. Кризис в обществе проявился и в усилении негативных тенденций в состоянии здоровья, а также в образе жизни молодежи.
При этом факторы, которые влияют на здоровье человека, можно представить следующим образом: на 60% здоровье зависит от образа жизни, на 20% - от генетики, на 15-20% - от экологии, а вот вклад здравоохранения в наше здоровье - только на 8-10% [5]. Барьером здоровья становятся прежде всего вредные привычки.
Появление вредных привычек у молодежи, так же как и у взрослых, связано с целым комплексом личностных и социально-экономических причин: подражание, стремление казаться взрослым, любопытство, потребность быть «своим» в группе сверстников, стремление к независимости, попытки испытать удовольствие и др. Закреплению вредных привычек у молодых людей способствуют особенности организма, а также определенные социальные и психологические факторы [2].
Чтобы воспитать у студентов готовность к здоровому образу жизни, необходимо ориентационную деятельность в вузе осуществлять системно, всеми методами и средствами учебно-воспитательного процесса, которые определяются ее содержанием, отвечающим на вопрос, чему обучать и воспитывать? Содержание ориентационной работы должно соответствовать ее задачам [1]. Каждой поставленной задаче, например обучение правильному питанию, должна соответствовать своя единица содержания, в данном случае - это информация о рациональном питании. Такими единицами содержания могут быть темы, затрагиваемые на лекционных и практических занятиях. Содержание ориентации должно соответствовать тематическим учебным планам по разным учебным дисциплинам, а также планам спортивных мероприятий, проводимых в вузе, между разными вузами и т.п. Технологию ориентации студентов на здоровый образ жизни можно представить в виде определенной деятельности на уровне эффективного функционирования системы педагогической.
Цель исследования - обоснование организационно-методических условий реализации системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни.
Методика и организация исследования. В 2015 г. было проведено анкетирование студентов - будущих юристов Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) по специально разработанной авторской анкете. В анкетировании приняли участие 324 человека: 160 девушек и 164 юноши. Метод анализа результатов анкетирования позволил выявить недостаточную обоснованность содержательных, организационно-методических и процессуальных сторон решения проблемы ориентации студентов на здоровый образ жизни в теории, а также фрагментарное неметодичное их использование в практической деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Были получены следующие данные: только 6% студентов КФУ причислили себя к категории здоровых людей, 12% считают себя больными. Жалобы, предъявляемые студентами, это прежде всего жалобы на состояние нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем. Студентов беспокоят частые простуды, некоторые имеют плохое зрение. При этом никто из студентов КФУ не признался в том, что злоупотребляет алкоголем, однако 50% студентов сказали, что употребляют алкоголь на дискотеках и вечеринках. Опрос студентов КФУ - будущих юристов показал, что 15% студентов курят, правда, это меньший процент по сравнению с прошлыми годами. Ситуация в КФУ улучшилась относительно ситуации на 2000 г., когда мы также проводили анкетирование студентов. Студенты гордятся тем, что сейчас модно быть здоровым, и многие из них следу-
ют этой тенденции. И цифра вроде бы небольшая, однако следующий вопрос был таков: «Курите ли Вы кальян, если Вам предлагают?», на этот вопрос 48% студентов ответили утвердительно.
Необходимо отметить недостаточную информационную осведомленность студентов КФУ относительно наркотиков. Так, 14% студентов 2015 г. считали, что есть наркотики, от которых не возникает зависимости, 4% затруднились с ответом на данный вопрос. Но ситуация в КФУ значительно лучше, чем в прошлые годы. Так, например, в 2000 г. 68% студентов - будущих журналистов считали, что есть безопасные наркотики. И если в 2000 г. пробовали наркотики хотя бы один раз 16,5% студентов, то сейчас - это 12%. Ситуация в КФУ в последние годы заметно улучшилась, однако она ухудшилась «на улице». И нужно быть очень стойким, чтобы противостоять негативному влиянию. Так, 38% студентов в 2000 г. получали предложение попробовать наркотики, сейчас эта цифра - 42%. У 36% студентов КФУ сегодня среди знакомых есть наркоманы. По некоторым вопросам студенты осведомлены даже слишком хорошо: 26% будущих юристов знают, где можно при необходимости приобрести наркотик, знают примерные цены.
При этом лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. И, к сожалению, здоровье сейчас стоит дороже, чем нездоровье. Так, признались, что не занимаются спортом регулярно 48% студентов КФУ. Многие из них хотят, чтобы физкультура как учебная дисциплина осталась на 4-5-м курсах, чтобы для них были более доступны оборудованные спортзалы, т.к. 34% студентов вынуждены посещать платные секции.
Системно-целевой подход к ориентации студентов на ЗОЖ должен предполагать пересмотр всех компонентов вузовской системы ориентации студентов на ЗОЖ. Организационно-методические условия реализации системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни следующие.
Прежде всего нужно проводить регулярные семинары для преподавателей и кураторов по проблемам сохранения здоровья студентов, приглашать ведущих специалистов по организации профилактической работы. Желательно обучить профилактической работе со студентами не только тех преподавателей, которые будут вести дисциплины, ориентирующие студентов на здоровый образ жизни, но и всех преподавателей вуза. Следует организовывать их учебу по типу круглых столов, с обменом ценной информацией и предоставлением новинок [3].
Необходимо обеспечить доступность для студентов ЗОЖ и недоступность нездорового. Этому будет способствовать создание студенческих клубов по интересам, условий для занятий массовым спортом. Надо устранить причины возникновения вредных привычек, контролировать свободное время студентов и т.д.
Молодежи необходимо движение, поэтому в вузе важно способствовать организации этого процесса, а также достаточная физическая нагрузка. Желательно, чтобы занятия физкультурой и спортом носили комплексный характер, способствовали развитию разных физических качеств. Студент может заниматься физкультурой в вузе, возможны
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с I-
и самостоятельные тренировки: занятия в спортклубах, в спортивных секциях, утренняя зарядка. Средством ориентации студентов на ЗОЖ является современное оборудование спортзалов - спортинвентарь. Необходимо оснащать современным оборудованием спортзалы спорткомплексов и спортзалы в студенческих общежитиях.
Важно совершенствовать физическую подготовку студентов: их физическое развитие и спортивно-технические показатели в том виде спорта, который выбран, правильное комплектование учебных спортивных групп, необходима разработка программ занятий физической культурой для студентов с нормальным здоровьем, а также для студентов с ослабленным здоровьем из специальных групп.
При этом физическое воспитание студентов нельзя отрывать от духовного развития. Это требует создания в вузе комфортной, высоконравственной образовательно-воспитательной среды. Необходимо смещать ценность «здоровье» в ценностной личностной структуре студентов на приоритетное место. Это предполагает изучение структуры жизненных смыслов, целей и ценностей студентов, а также всего содержания высшего образования с признанием первостепенной значимости здоровья и духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.
Средствами психологического воздействия на студенчество могут быть средства массовой информации: вузовские телеканалы, радиоцентры, газеты и т.д. Важно наладить качественное взаимодействие этих средств, организовав их системную деятельность.
Важно организовать научно-исследовательскую деятельность студентов по проблемам ЗОЖ. При этом желательно выносить интересные тезисы, статьи и репортажи, подготовленные студентами, на страницы печатных изданий, открывать и расширять подобные рублики в вузовских изданиях, размещать интересные материалы на сайтах интернета, популярных у студентов.
Возможно использовать средства наглядной агитации, организовывать конкурсы плакатов, рисунков и фотографий, пропагандирующих ЗОЖ среди студентов, размещая их в местах учебы, отдыха и проживания студентов. Необходимо создать запас учебно-методических средств ориентации студентов на ЗОЖ, подобрать все необходимые материалы, обеспечив в необходимом объеме сборниками по рекламе ЗОЖ библиотеки вузов.
Желательно создание объединений студентов, интересующихся проблемой самооздоровления, их подготовка к работе в группах здоровья среди населения с выдачей соответствующих дипломов о втором высшем образовании, с дальнейшей организацией деятельности в группах здоровья лучших студентов. Необходимо способствовать образованию студенческого актива: старост, профоргов, спорторгов и культоргов, проводить регулярную учебу студенческого актива на базе конференц-залов и компьютерных классов вуза. Для этих студентов можно запланировать выполнение практических заданий по поиску определенной информации, компьютерных тестов, занятия по педагогике, психопрофилактике, психологии здоровья, тренинги.
В процесс обучения целесообразно вводить курсы, формирующие готовность студентов к ЗОЖ в программы
вузов. Цель данных курсов - это прежде всего формирование установок соблюдения ЗОЖ, а также комплекса одобряемых ценностей, социально значимых норм, и прежде всего ценности здоровья. Важно сформировать у молодежи установки на сохранение здоровья, активизировать личность, научить приемам самообладания и самоконтроля.
Важны предотвращение чрезмерных стрессов в учебной деятельности студентов, организация работы центров и служб, которые следили бы за тем, чтобы учебный труд студентов соответствовал их возможностям, корректировали состояние предболезни, объединяли деятельность педагогов, психологов и медиков. Требует совершенствования система санаторно-курортного лечения студентов.
Вывод. В качестве организационно-методических условий ориентации студентов на ЗОЖ можно предложить следующие: ориентация преподавателей на него на основе повышения квалификации; обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья преподавателей и студентов с активным вовлечением преподавателей и студентов в занятия спортом; ориентация всех участников воспитательного процесса на духовное саморазвитие; создание в вузе среды, способствующей ориентации на ЗОЖ как студентов, так и преподавателей; введение учебных курсов, смещающих ценность здоровья на приоритетное место, организация научно-исследовательской деятельности и др. Литература
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Добротворская С.Г. Физиологические, психологические и социальные механизмы формирования и профилактики наркомании у молодежи / С.Г. Добротворская, Т.Л. Зефиров - Казань, Изд-во «Печать-Сервис-XXI век, 2014. - 148 с.
3. Добротворская С.Г. Диагностика склонностей личности к различным видам зависимостей: учеб. пособие / С.Г. Добротворская, Т.Б. Курбацкая, Н.И. Зиятдинова. - Казань: «Отечество», 2013. - 106 с.
4. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: автореф. ... докт. пед. наук / Н.В. Кузьмина. - Ленинград, 1965. - 39 с.
5. Лисицын Ю.П. Основной вопрос медицины. Образ жизни. Общественное здоровье. Санология / Ю.П. Лисицын // Актовая речь ВНИИМИ. - М., 1987. - С.7-14.
References
1. Andreev V.I. Pedagogika. Uchebny kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya (Pedagogics: Training Course for Creative Self-Development). - Kazan: Center for Innovative Technology, 2000. 608 P.
2. Dobrotvorskaya S.G., Zefirov T.L. Fiziologicheskie, psikhologicheskie i sotsial'nye mekhanizmy formirovaniya i profilaktiki narkomanii u molodezhi (Physiological, psychological, and social mechanisms of formation and prevention of drug abuse among young people). -Kazan: Pechat'-Servis-XXI vek, 2014. 148 P.
3. Dobrotvorskaya S.G., Kurbatskaya T.B., Ziyatdinova N.I. Diagnostika sklonnostey lichnosti k razlichnym vidam zavisimostey: ucheb. posobie (Diagnosis of personality inclinations to different types of dependencies. Textbook) / Kazan: Otechestvo, 2013, 106 P.
4. Kuz'mina N.V. Psikhologicheskaya struktura deyatel'nosti uchitelya i formirovanie ego lichnosti: avtoref... dokt. ped. nauk (Psychological structure of teacher's work and his personality: abstract of doct. thesis). - Leningrad, 1965. 39 P.
5. Lisitsyn Yu.P. Osnovnoy vopros meditsiny. Obraz zhizni. Obshchestvennoe zdorove. Sanologiya (Main problem of medicine. Lifestyle. Public health. Sanology) // Commencement address of VNIIMI. - Moscow, 1987. pp. 7-14.