Научная статья на тему 'Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ'

Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2415
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТ / СМИ / СПОРТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / HEALTHY LIFESTYLE / SPORTS / MASS MEDIA / SPORTS INFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Войтик Евгения Анатольевна

Объектом исследования стала тема «Спорт как элемент здорового образа жизни». Предметом медиатексты в общероссийских и региональных печатных и интернет-СМИ, посвященные ЗОЖ. В рамках проведенного анализа были выделены пять основных тематических блоков, которые дали возможность установить, что в раскрытии этой проблематики СМИ, прежде всего, обращают внимание на общие вопросы о влиянии физической культуры и спорта на здоровье человека, включая как пропаганду занятий спортом, так и советы по ведению рационального образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Войтик Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of disclosure of the subject «Sports as Healthy Lifestyle Element» in Russian modern mass media

The object of research in this paper is sports as a healthy lifestyle element investigated on the basis of media texts in the Russian central and regional printing and internet mass media devoted to healthy lifestyle. As a result of the carried-out analysis five main thematic units were allocated, allowing drawing a conclusion that mass media, first of all, pay attention to the general questions of influence of physical training and sports on the person’s health, including both promotion of occupations of sports, and advices for maintaining a rational way of life.

Текст научной работы на тему «Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ»

УДК 070:796 ББК 76.120.1 В 65

Войтик Е.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Томского государственного университета, e-mail: voj@yandex.ru

Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ

(Рецензирована)

Аннотация:

Объектом исследования стала тема «Спорт как элемент здорового образа жизни». Предметом - медиатексты в общероссийских и региональных печатных и интернет-СМИ, посвященные ЗОЖ. В рамках проведенного анализа были выделены пять основных тематических блоков, которые дали возможность установить, что в раскрытии этой проблематики СМИ, прежде всего, обращают внимание на общие вопросы о влиянии физической культуры и спорта на здоровье человека, включая как пропаганду занятий спортом, так и советы по ведению рационального образа жизни.

Ключевые слова:

Здоровый образ жизни, спорт, СМИ, спортивная информация.

Voytik E.A.

Candidate of Philology, Associate Professor of Teleradio Journalism Department of Faculty of Journalism, Tomsk State University, e-mail: voj@yandex.ru

Concepts of disclosure of the subject «Sports as Healthy Lifestyle Element» in Russian modern mass media

Abstract:

The object of research in this paper is sports as a healthy lifestyle element investigated on the basis of media texts in the Russian central and regional printing and internet mass media devoted to healthy lifestyle. As a result of the carried-out analysis five main thematic units were allocated, allowing drawing a conclusion that mass media, first of all, pay attention to the general questions of influence of physical training and sports on the person’s health, including both promotion of occupations of sports, and advices for maintaining a rational way of life.

Keywords:

Healthy lifestyle, sports, mass media, sports information.

Сегодня неоспорим тот факт, что физическая культура и спорт являются важнейшим средствам ведения здорового образа жизни. Их значение в этом процессе отмечено в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии

развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года». Это же отмечают в своих исследованиях теоретики спорта: В. Г Афанасьев, М. С. Безруких, В. В. Белоусова, Ю. И. Зотов, Ф. Ф. Королев, П. Ф. Лесгафт, Л. И. Лубышева, И. Н. Решетень, П. А. Рудик, В. И. Столяров, Н. А. Худадов и др. Для привлечения масс к этому явлению среди всех существующих средств продвижения и пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) особую роль играют СМИ. Они не только занимаются агитацией здорового образа жизни, но формируют отношение к ЗОЖу со стороны общества. В плане журналистских практик ведущими здесь становятся информационно-просветительная и аксиологическая (ценностноориентировочная) функции, которые позволяют представить здоровый образ жизни не только как одну из специфических форм спортивной медиакоммуникации, но и как самостоятельную систему с идейно-нравственными установками, где основным алгоритмом является «информационное начало», основанное, прежде всего, на раскрытии сущности этого феномена, а также на построении личностных и общественных отношений к нему. Прежде чем рассматривать содержательную составляющую, основанную на роли спорта и СМИ в этом процессе, необходимо понять саму дефиницию «здоровый образ жизни». В основе ее сущности лежит, в первую очередь, понятие «образ жизни». Согласно позиции академика РАМН Ю. П. Лисицына, образ жизни - «определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» [1: 6]. Сегодня он напрямую связан с потребностями и ценностно-мотивационными установками каждого индивида, способствующими его социально-профессиональному, психофизиологическому и интеллектуальному развитию.

Тем не менее, в рамках данной статьи нас интересует только часть образа жизни, представленная через систему знаний о «здоровом образе жизни», которая связана с развитием и сохранением здоровья человека через занятия физическими упражнениями. В настоящее время ЗОЖ рассматривается как многоаспектное понятие. Он напрямую ассоциируется с такими важными понятиями, как «уклад жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уровень жизни», «жизненный путь». В плане содержательных характеристик можно согласиться с исследователем Ж. В. Тома, которая пишет: «... здоровый образ жизни -это совокупность знаний, практических умений, навыков, ценностно-смысловых ориентаций и поведения, соответствующих возрасту и уровню развития человека, проявляющихся в специфических видах активности и жизнедеятельности, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья общества» [2: 11].

В современном мире в процессе приобщения человечества к ЗОЖ наряду с другими науками и сферами деятельности общества (медициной, биологией, психологией и т.д.) важную роль играет физическая культура. «Как фактор, определяющий образ жизни личности, физическая культура имеет важное значение в том, что двигательные потребности, превратившиеся в необходимость, активизируют многие другие жизненно важные потребности личности. Здесь, . развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций и социальных потребностей, что в итоге определяет тот или иной их образ жизни» [3]. А также спорт, точнее его часть, которая относится к оздоровительно-рекреативному виду. Сам термин рекреация (от лат. гесгеайо) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований [4: 56]. В этом случае, как указывает

немецкий ученый Г. Дигель, «спорт выступает как средство оздоровления» [5]. В состав оздоровительно-рекреативного спорта входят: занятия физическими упражнениями, фитнес, аэробика, йога; подвижные и спортивные игры - волейбол, теннис, городки, бадминтон; пешие (оздоровительная ходьба) велосипедные и лыжные прогулки, катание на роликовых коньках, плавание, бег, коньки, туризм, охота, рыбалка и другие физкультурно-спортивные развлечения, т. е. все то, чем может заняться современный человек в свое удовольствие, без особых усилий и физических перегрузок. Такой спорт позволяет личности не только быть в оптимальной физической форме (благодаря постоянным или частичным занятиям в спортивных залах, дома, на улице), уметь находить подходы в самореализации, но и в какой-то мере, способность к адаптации, т. е. быть духовно и физически подготовленным к перипетиям, происходящим в обществе. На основании выделенных выше характеристик, можно сказать, что в рамках действующей социальной темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» выделяются два ведущих объекта, на которые направлен основной информационный поток, - это личность и общество. Сам же информационный поток образуется при непосредственном содействии СМИ.

В журналистике в раскрытии темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» используются не только традиционные подходы, но и ведется поиск новых альтернативных путей в ее представлении (к примеру, с помощью компьютерных, интернет-, пиар-, рекламных и других технологий). Благодаря журналистским публикациям нередко пропаганда здорового образа жизни благоприятно сказывается на массовой популяризации спорта как на федеральном уровне, так и в регионах. Федеральные массмедиа имеют больше возможностей раскрыть саму сущность «здорового образа жизни». Тем не менее, частотность таких материалов в данных видах СМИ невелика (около 10% от всего массива публикаций о спорте). Существует и ряд специализированных спортивных изданий, включая русские версии иностранных журналов, а также некоторые медицинские издания. Всего - около 40, хотя спортивных журналов и газет в России выпускается более 400 (учитывая интернет-издания).

Региональная пресса проявляет заинтересованность в раскрытии данной темы наравне с федеральной. По сравнению с федеральными массмедиа, местные СМИ способны достичь большего успеха в популяризации здорового образа жизни благодаря доступности, близости к своему читателю. Им под силу осуществить комплексный подход к данной проблеме с учетом социокультурных особенностей отдельно взятого региона. Ведь информация, содержащаяся в СМИ, не только направлена на привлечение к борьбе за здоровый образ жизни реальных и потенциальных любителей спорта, но и способна серьезно активизировать деятельность лиц административного круга (руководителей спорткомитетов, представителей местных (федеральных) властей др.), от полномочий которых зависит решение тех или иных проблем, связанных с развитием массового спорта в отдельно взятой местности.

В рамках медиапространства тема «Спорт как элемент здорового образа жизни» объединяет различные журналистские материалы о здоровье, закаливании, разностороннем развитии физических способностей человека, занятиях физкультурой и спортом. Чтобы понять содержательную сущность этого процесса, было проведено социологическое исследование на основании мониторинга печатных СМИ. В выборку попало 12 изданий. Их выбор был обусловлен двумя подходами. В первом случае акцент был сделан на изучении специализированных СМИ, посвященных только изучаемой теме. Было проанализировано 8

различных изданий (общефедеральные журналы), разделенных на две подгруппы: в первую вошли глянцевые издания, предназначенные для широкой аудитории, в другую - научные и научно-популярные журналы, предназначенные для узкого круга специалистов. Во втором случае внимание уделялось публикациям на данную тему в областных (краевых, областных, республиканских) общественно-политических изданиях. В выборку попали четыре специализированных издания «Будь здоров!», «Здоровье и фитнес», «Регион здоровья», выходящие в российских городах (Брянск, Воронеж, Челябинск и Ханты-Мансийск). Это типичные издания в рамках специализированных о здоровом образе жизни, тем не менее оригинальные, потому что в регионах подобные газеты и журналы малочисленны. На декабрь 2012 г. их насчитывается чуть более десятка на всю Россию. Проблемой остается то, что они выпускаются очень короткое время - от одного года до трех лет. Дальше они закрываются по разным причинам, в основном по финансовым.

Время проведения исследования - январь-декабрь 2012 г. Цель исследования -определение тематического массива «Спорт как элемент здорового образа жизни» и раскрытие общих подходов к его содержанию, которые могли бы стать основой для дальнейших, более подробных научно-практических изысканий в этом направлении. Для полноты исследования этой темы также был проанализирован и ряд других печатных, интернет-изданий, включая отдельные медиатексты, посвященные ЗОЖ и опубликованные с 2007 по 2012 г.

Предмет исследования - анализ содержания медиатекстов (выявление основных тем, раскрывающих влияние спорта на поддержание здорового образа жизни. Кроме того, в качестве дополнительных параметров определялись основные жанры публикаций, а также устанавливалось авторство медиатекстов (так как в плане гипотезы было выдвинуто предположение, что, помимо журналистов, подобные медиатексты пишут представители других профессий (медики, спортсмены, тренеры и др.).

Было проанализировано 447 медиатекстов. Согласно их содержанию, весь информационный массив можно разделить на пять тематических блоков, вне зависимости от вида СМИ. Первые два блока, раскрывают общие подходы к информационной составляющей «здорового образа жизни»; еще один блок основан на информации о конкретных действиях и мероприятиях, проводимых в рамках ЗОЖ; четвертый блок включает советы, методики, раскрывающие особенности занятий «здорового образа жизни» в каждом отдельном случае; пятый блок посвящен ярким представителям «здорового образа жизни». В раскрытии сути данных тематических блоков значение имеют не только содержание, но и выбор жанра публикации, а также определение авторского подхода (который в каждом блоке проявляется «по-своему») и аудиторного фактора получения и восприятия подобной информации.

К первому тематическому блоку можно отнести публикации, где поднимаются «философские» и «социальные» вопросы, в частности такие, как «что такое здоровый образ жизни сегодня», «здоровый образ жизни - образ жизни личности или общества», «способен ли спорт повлиять на здоровье нации», «что такое физическое совершенствование» и т. д. Они позволяют обратить внимание, как на саму проблему, так и на отношение к ней общества. В большинстве своем это аналитические материалы, которые чаще всего появляются в специализированных печатных и интернет-изданиях, посвященных спорту и медицине: «Медицина и спорт» (Москва), «Вестник ЗОЖ» (Москва), «Культура здоровой жизни» (Москва), «Адаптивная физическая культура» (Санкт-Петербург), «Health Style»

(Иркутск), «Регион здоровья» (Ханты-Мансийск), «Slimmers.ru» и др. Реже такие материалы можно встретить в неспециализированных СМИ. Авторами таких текстов обычно становятся не только журналисты, но и специалисты в области спорта и медицины. Это позволяет глубже раскрыть тему с разных позиций, включая общественный, медико-профессиональный и сугубо спортивный «взгляды». Согласно исследованию, таких материалов очень мало -всего 5,36% от всего массива.

Второй тематический блок раскрывает общие вопросы о влиянии физической культуры и спорта на здоровье человека, включая не только пропаганду занятий спортом, но и советы, посвященные закаливанию, ведению рационального образа жизни (соблюдение распорядка дня, правильное питание и т. д.), противостоянию стрессовым нагрузкам (поддержание психоэмоционального равновесия) и негативным явлениям (курение, алкоголь, наркотики, асоциальное поведение) и т. д. При этом нередко упоминается о значении оздоровительной функции спорта, которая заключается в развитии силы, выносливости, координации движений, но без перегрузок организма, а также о прививании навыков гигиены, закаливании организма. Всего на эту тему было выявлено 176 текстов из 447. Большинство из них были напечатаны в научно-популярных изданиях о спорте. В публикациях на данную тематику в равной степени используются информационные и аналитические жанры (заметки, беседы, статьи, лекции и т. д.). В содержательном плане представление информации остается на уровне обобщающих подходов, без особого углубления в конкретику. Соответственно, в «обращении» к читателям заметно стремление к охвату самой различной аудитории вне зависимости от возраста, полового признака, статусного положения и без перехода на индивидуальность. Авторами материалов, кроме журналистов, также обычно выступают представители спорта и медицины, а также деятели, самостоятельно пропагандирующие здоровый образ жизни. Тем не менее, можно констатировать тот факт, что исходя из содержательной концепции (которая строится не только на пропаганде здорового образа жизни, но и на профилактике заболеваний и негативных явлений), большинство материалов такого плана обычно подготовлено медиками или при их непосредственном участии. Остальные участники «творческого процесса» в этом случае задействованы в меньшей степени.

Третий тематический блок включает журналистские материалы, где основной акцент, по сравнению с двумя предыдущими блоками, сделан не на общих вопросах, а на информировании о конкретных акциях, характерных для здорового образа жизни. Это может быть описание различных массовых мероприятий, проводимых в рамках страны или в отдельно взятом регионе: к примеру представление в СМИ Дня физкультурника,

отмечающегося в России во вторую субботу августа. Обычно в этот день проводятся различные спортивные праздники, целью которых является не только массовое привлечение к занятиям физкультурой и спортом, но и агитация к ведению здорового образа жизни. Многие массмедиа, особенно местные, стараются концентрировать на этом внимание. К подобным мероприятиям можно отнести освещение «Дня здоровья», «Дня бега», «Лыжни здоровья» и т. д., которые проводятся в каждом регионе «по-своему». В этот же блок входят и «рассказы», телесюжеты о конкретных видах спорта, упражнениях (оздоровительная зарядка, бег по утрам, купание в проруби и т. д.), помогающих поддерживать здоровье человеку. Жанровая палитра включает событийные зарисовки, реже - репортажи, отчеты. Данные публикации чаще всего встречаются в неспециализированной прессе. Особое внимание

данной теме уделяют региональные общественно-политические издания. В исследуемых СМИ общий объем таких медиатекстов составил 9,78%.

Четвертый тематический блок посвящен практическим рекомендациям и методикам, применяемым в поддержании ЗОЖа. Причем они могут быть представлены не только в рамках советов в журналах или газетах «Физическая реабилитация детей, взрослых и инвалидов», «Здоровье», «Вестник ЗОЖ», но и в других. Такие материалы помогают человеку укрепить организм, поддерживать себя в тонусе, быть физически активным. Поэтому эти рубрики пользуются определенной популярностью у девушек и женщин среднего возраста. В качестве экспертов и ведущих рубрик чаще выступают спортивные специалисты, реже - медики и журналисты. Это одна из активных тем в исследуемых печатных СМИ, ей посвящено 130 публикаций.

Пятый тематический блок отражает деятельность личностей, активно ведущих здоровый образ жизни (всего 74 публикации). В журналистских материалах обычно представлены две категории подобных героев. К первой категории относятся так называемые «любители» из «народа», которые самостоятельно занимаются поддержанием здорового образа жизни и выделяются своим «неординарным поведением». В основном это люди среднего и старшего поколения, реже - представители молодежи, которые своими физическими «действиями» (обливание холодной водой зимой на улице, купание зимой в проруби («моржевание»), утренняя пробежка «навстречу солнцу», «велопробег» из одного города в другой и т.д.), «философскими» размышлениями о поддержании своего здоровья привлекают внимание журналистов. В то же время, при всей своей «неординарности», они, благодаря журналистским публикациям, являются определенным примером для остальной массы людей. Вторая категория - «профессионалы». В основном это тренеры и инструкторы, ведущие «группы здоровья», занятия по фитнесу и йоге и т. д. Жанры, через которые раскрывается эта деятельность, - портретные интервью, зарисовки, очерки. Авторами таких публикаций, по сравнению с предыдущими блоками, обычно являются только журналисты.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема «Спорт как элемент здорового образа жизни» имеет полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. В каждой из них наблюдается собственное формирование специализированных знаний о ЗОЖе не только с медицинских, физиологических, психологических и педагогических позиций, но и со стороны спорта. В современном процессе поддержания здорового образа жизни многое строится на укреплении здоровья через выполнение комплекса физических упражнений; тех или иных действий, непосредственно связанных с подержанием физической формы человека. В рамках журналистики тема «Спорт как элемент здорового образа жизни» раскрывается, в первую очередь, через само понятие с представлением его ценностно-культурной сущности через информационно-просветительскую функцию с выявлением норм и правил, присущих данному явлению. Во-вторых, в рамках данной проблематики СМИ выполняют агитационную функцию, предоставляя аудитории материалы о конкретных событиях, происходящих в рамках ЗОЖа. Соответственно, они мотивируют отдельных личностей заняться простыми физическими упражнениями (утренняя зарядка, пробежка по утрам и т. д.).

Примечания:

1. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1982. 40 с.

2. Тома Ж.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2006. 22 с.

3. Семёнова А.О. Физическая культура в системе обеспечения социальной защищенности и формирования образа жизни граждан в современных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2013. Вып. 3. URL: http://vestnik.adygnet.ru//?2013.3.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта М.: Академия, 2003. 480 с.

5. Digel H. Sport and television - trends and problems of a lucrative relationship. URL: http://www.iaaf-rdc.ru/eng/index.html.

References:

Lisitsyn Yu.P. Life style and population health. M.: Znanie, 1982. 40 pp.

Toma Zh.V Formation of a healthy lifestyle of younger schoolchildren in the course of physical training at school: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Penza, 2006. 22 pp. Semyonova A.O. Physical culture in the system ensuring social security and the formation of citizens’ lifestyle under present-day conditions // The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2013. Iss. 3. URL: http://vestnik.adygnet.ru//? 2013.3.

Kholodov Zh.K., Kuznetsov VS. Theory and methodology of physical training and sports: M.: Academia, 2003. 480 pp.

Digel H. Sport and television - trends and problems of a lucrative relationship. URL: http://www.iaaf-rdc.ru/eng/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.