Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ'

ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / событийный туризм / продвижение территории / событийные мероприятия / ивент / креативные технологии / culture / event tourism / territory promotion / event events / event / creative technologies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — О.Н. Гененко, Н.В. Посохова

В статье исследованы проблемы продвижения территории посредством организации событийных культурных мероприятий. Рассмотрены виды событийных мероприятий и особенности их организации в сфере культуры. Определена роль ивента (мероприятия по формированию бренда) в продвижении территории. В статье проанализированы особенно значимые культурные событийные мероприятия России и Белгородской области. Отмечается положительный опыт продвижения территории посредством культурных событийных мероприятий. Событийные мероприятия рассмотрены в контексте развития креативных технологий, формирующих культурную индустрию страны и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — О.Н. Гененко, Н.В. Посохова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF THE TERRITORY THROUGH EVENT EVENTS: DOMESTIC AND REGIONAL EXPERIENCE

The article examines the problems of promoting the territory through the organization of event-based cultural events. The types of event events and the features of their organization in the field of culture are considered. The role of the event (brand formation event) in the promotion of the territory is determined. The article analyzes particularly significant cultural events in Russia and the Belgorod region. The positive experience of promoting the territory through cultural events is noted. Event events are considered in the context of the development of creative technologies that form the cultural industry of the country and the region.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 379.8

ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ

ОПЫТ1

ОН. Гененко1), Н.В. Посохова2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

1)e-mail: oks_genenko@mail.ru 2)e-mail: skd@bgiik.ru

В статье исследованы проблемы продвижения территории посредством организации событийных культурных мероприятий. Рассмотрены виды событийных мероприятий и особенности их организации в сфере культуры. Определена роль ивента (мероприятия по формированию бренда) в продвижении территории. В статье проанализированы особенно значимые культурные событийные мероприятия России и Белгородской области. Отмечается положительный опыт продвижения территории посредством культурных событийных мероприятий. Событийные мероприятия рассмотрены в контексте развития креативных технологий, формирующих культурную индустрию страны и региона.

Ключевые слова: культура, событийный туризм, продвижение территории, событийные мероприятия, ивент, креативные технологии.

Событийный туризм в России является активно развивающимся направлением, и все с каждым годом заметен рост событий различного масштаба в городах нашей страны. Бурное развитие и рост этого направления связан с укреплением позиций РФ на мировой туристкой

1 Статья подготовлена на основе доклада, представленного в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Креативные индустрии в производстве культурного капитала: теоретические и практические парадигмы» (25-26 апреля 2023 года, г. Белгород, БГИИК).

арене и развитием внутренних событий для граждан страны. Олимпийские игры в Сочи 2014 года. В 2014 году на территории г. Сочи были проведены Олимпийские игры. Это мероприятие открыло Россию для множества иностранных туристов и создало новый положительный образ нашей страны, который ранее подавался как отрицательный, со стороны ряда иностранных государств.

Подготовка к событию началась с 2007 года с момента создания федеральной целевой программы с целью развития профессионального спорта России под названием «Результат» (табл. 3):

Таблица 1

Финансовая поддержка программы «Результат»

Год Сумма (млрд. руб.)

2007 15,9

2008 31,6

2009 27,3

2010 22,2

2011 27,1

2012 26,3

2013 22,1

2014 8,4

Таким образом, Олимпийские игры 2014 года стали одним из самых финансируемых событий в истории туризма Российской Федерации. Статистические данные показывают, что до Олимпиады Сочи посещало около 3,5 миллиона туристов в год, но по самым последним подсчетам курорт закрыл календарный отрезок 2014 года с показателем в более чем 5 миллионов гостей, хотя изначально ожидалось встретить только 4 миллиона человек [10].

Важность сочинских Олимпийских игр сложно переоценить, поскольку данное событие позволило России выйти на качественно новый уровень предоставления сервисов, создало положительный образ для иностранцев и вывело на мировую туристскую арену. Особенно стоит отметить, что опыт организации мероприятия мирового масштаба оказался очень полезным в будущем, поскольку в 2018 году на территории Российской Федерации был проведен Чемпионат мира по футболу. Также не стоит забывать и о том, что среди гостей были не только иностранцы, но и граждане нашей страны, которые могли открыть

для себя новую, ранее для них неизведанную, дестинацию на территории своей страны [12].

Чемпионат мира по футболу 2018 года. Спустя 4 года после проведения Олимпийских игр в Сочи, на территории Российской Федерации было проведено еще одно событие мирового масштаба -Чемпионат мира по футболу. Это мероприятие было отмечено бурным ростом туристского потока как внутреннего, так и зарубежного [1].

Проведение XXI Чемпионата мира по футболу в 11 городах России - это не только крупнейшее спортивное событие, но и мощный импульс для развития туризма. Причем вся инфраструктура, в том числе и средства размещения, будут служить для приема туристов как во время соревнований, так и многие годы после них [9].

Также стоит отметить и другие не менее известные отечественные события: кинофестивали «Международный Московский» и «Кинотавр»; авиакосмический салон «Макс»; «Широкая Масленица» в Москве; музыкальный конкурс имени Чайковского; фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга» и некоторые другие.

Для большей наглядности рассмотрим более подробно некоторые из популярных и известных мероприятий на территории Российской Федерации, которые привлекают множество туристов каждый год.

«Alfa Future People» - один из самых известных музыкальных фестивалей России, которых проходит в г. Нижний Новгороде.

«People» - это международный фестиваль электронной музыки, посещаемость которого исчисляется десятками тысяч человек. Сюда приезжают музыканты со всего мира с всевозможными инновациями в мире музыки. В предыдущие годы фестиваль посетило более 170 000 человек. Ивент совершенствуется и становится все более популярным, что привлекает внимание. Стоит отметить, что такой параметр как шумность становится важным на фестивалях подобного рода. Данная деталь характерна именно для таких ивентов, центральную аудиторию которых в большинстве своем представляют молодые люди до 25 лет. По мнению гостей, общая кучность и шумность способствуют набору впечатлений.

Не менее важным параметром, который из года в год делает этот фестиваль одним из самых массовых - это продвижение. Особое внимание заслуживает веб-сайт проекта «Alfa Future People». Сайт

выполнен в самом современном стиле и является очень удобным в плане навигации. На страницах можно найти всю нужную информацию, вплоть до тематических статей. Также ивент обладает контактами во всех популярных социальных сетях и поддерживает там регулярную связь с общественностью.

Интересной особенностью фестиваля музыки является наличие лектория с постоянно меняющимися выступающими. Это повышает престиж и пользу мероприятия, позволяет привлечь новую целевую аудиторию и, потенциально, познакомить людей с новым жанром музыки, людей, которые изначально были заинтересованы лекторием в первую очередь [5].

Важно обратить внимание на наличие главного спонсора фестиваля - «Альфа-Банк». Выше были рассмотрены примеры Олимпийских игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Эти события получали большую поддержку со стороны государства и различных инвесторов, что позволило провести их в таком масштабе. Поэтому, в данном случае рассматривается крайне актуальный и важный аспект для любого ивента - хороший инвестор. На данном фестивале используется самое современное оборудование, приглашены именитые музыканты и арендована большая площадь. Успех фестиваля в немалой степени зависит от хорошего спонсора и инвесторов. Наличие спонсора, на наш взгляд, является важным критерием успеха мероприятия, так как напрямую поднимает качество организуемого события на высокий уровень и, как следствие, популяризует регион, в котором проводится ивент.

Мировой чемпионат фейерверков, г. Зеленоградск. Впервые это мероприятие было проведено в 2016 году и сразу позиционировало себя как одно из самых значимых событий ивент туризма. Изначально ожидалось, что чемпионат привлечет до 100 тысяч зрителей. Итоговые цифры оказались намного выше - 200 тысяч гостей за 4 дня [8].

Причиной успеха фестиваля организаторы называют, в первую очередь то, что это попросту красиво. Так же, они отмечают, что Калининградская область давно является приоритетной для развития туризма, благодаря различным факторам, в том числе и сравнительную близость от других европейских территорий. Особо можно отметить место проведения чемпионата - на широком и просторном берегу моря.

Это решение помогло не только с проблемой пространства для гостей и участников, но и посодействовало улучшению опыта с точки зрения эстетики: море явилось своеобразным зеркалом, добавляя зрелищности событию.

Снова стоит отметить программу по продвижению ивента. У чемпионата есть свой сайт, который выполнен по самым современным требованиям - максимум информации с минимальной нагрузкой на пользователя. На сайте можно найти различные фотографии и видеозаписи с мероприятия, можно прочитать историю и участников фестиваля, уточнить правила посещения и получить ссылки на страницы ивента в социальных сетях Instagram, Facebook и УкоП:ак:е.

Говоря о страницах в социальных сетях, можно отметить, что все они достаточно часто обновляются и дополняются. В даты проведения фестивалей можно заметить активную работу групп и страниц, с целью помочь гостям получить максимум впечатлений о событии.

Резюмируя вышенаписанное, можно сказать, что Мировой чемпионат фейерверков в г. Зеленоградск является мероприятием мирового уровня. Оно привлекает гостей и участников со всего мира, и является зрелищем, которое гости запомнят на всю жизнь.

Кунгурявляетсядовольноизвестнымгородомзасчет своего историко-природного комплекса регионального значения - Кунгурской ледяной пещеры. Однако, ежегодный фестиваль - «Небесная ярмарка Урала», который проводится с 2002 года и с каждым разом приобретает все больший охват как в количестве туристов, так и участников, делает данную территорию не менее узнаваемой. За время своего существования ивент успел привлечь не только российских участников, но и спортсменов таких стран как Япония, Германия, Франция и других. Создатели фестиваля с достоинством отмечают, что ежегодно мероприятие посещают более 80 тысяч человек [7].

Одной из черт фестиваля является его разнообразие проводимых мероприятий. Помимо основной направленности - воздухоплавания - на территории события проводятся соревнования по уличному баскетболу, литературно-театральные выставки, рок концерты. Все это разнообразие длится в течение семи дней и отличается вариативностью.

В отличие от вышеперечисленных примеров, посещение ивента является бесплатным, платными являются только различные услуги в

виде аттракционов, фудкортов и так далее. Фестиваль отличается яркостью, пестротой и оригинальностью. На территории нашей страны «Небесная ярмарка Урала» является основным соревнованием по воздухоплаванию, что является большим фактором привлекательности для туристов. У события есть свой современный сайт, который своевременно обновляется. Есть страницы в популярных социальных сетях, которые так же регулярно поддерживаются.

Подводя итог, можно сказать, что у данного мероприятия есть потенциал развития в ранг международных фестивалей. Ивент уже является очень интересным и привлекательным для внутренних туристов, а при должном развитии он может привлечь и большое количество зарубежных гостей.

Событийные мероприятия занимают прочное место и в Белгородской области. Сегодня фестивальное движение в области является способом формирования и продвижения брендов территории, привлечения туристов, рекламирования товаров и услуг, формирования имиджа региона, города, посёлка. Оно также способствует привлечению в единый культурный процесс новых разнообразных форм, жанров и видов искусства (музыка, хореография, театр, декоративно-прикладное творчество) и другие [11].

Таблица 2

Наиболее значимые и известные событийные мероприятия

_в Белгородской области_

Образовательный фестиваль исторической

реконструкции «Белгородская черта»; Фестиваль-конкурс «Войны не знали мы, но всё же...», посвящённый памяти капитана милиции А.А. Михайлова (Ивнянский район);

Межрайонный рок-фестиваль «Ударная волна» (п. Борисовка);

Межрайонный фестиваль-праздник садовой земляники «Ягодный рай» (с. Лесноуколово Красненского района); Фестиваль Symphony open-air SOVA; Межрайонный фестиваль силачей и любителей вкусностей «Орешкины потешки» (с. Красное Красненского района);

Международный фестиваль русской усадебной культуры «Юсуповские собрания» (п. Ракитное); Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето

красное» (с. Холки Чернянского района); Фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья» (Прохоровском районе); Областной фестиваль народного творчества «Фомина вишня» (г. Новый Оскол); Аэрофестиваль «Небосвод Белогорья»; Свадебный фестиваль «Как дуб крепка семья пусть будет ваша» и др.

Гастрономические мероприятия «Тыквенный рай» - единственный в области гастрономический праздник по популяризации исконно русского овоща - тыквы; День туристического меню «РКиПЁК»; Гастрономический фестиваль вареников; Фестиваль «Клубничная страна» (п. Уразово); Гастрономический фестиваль «#ОСКОЛФЕСТ»; Кулинарный фестиваль «Русская каша»; Фестиваль по барбекю и жарке на углях «ГрильФест» и др.

Праздники: Театрализованный праздник, посвященный 77-й годовщине Прохоровского танкового сражения «Третье ратное поле России»; Межрайонный фестиваль-ярмарка «Приглашает Стригуновское Лукоморье!» (с. Стригуны Борисовского района); Межрайонный праздник «Бирючанская ярмарка» (г. Бирюч Красногвардейского района; Культурно-брендовое мероприятие, направленное на сохранение православных традиций «Спас - целебное яблочко припас!» (с. Сухосолотино Ивнянского района); Фестиваль Сырцевского сельского поселения «Душистый чаёк, да свежий медок» и др.

Ярмарки Территориальный открытый праздник-ярмарка «Оскольская игрушка»; Фестиваль-ярмарка «Праздник Гуся»; Межрайонный фестиваль-ярмарка «Бирюченская ярмарка» (г. Бирюч); Фестиваль-ярмарка «Стригуновское лукоморье»; Выставка-ярмарка «Медовый Спас»; Гастрономический праздник-ярмарка «Медовый разгуляй»: Брендовый праздник «Русская березка» (ЦКР с. Бессоновка) и др.

Белгородская область активно принимает участие в развитии событийного туризма, ежегодно участвует в конкурсе на соискание Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards.

Так, в 2022 году на соискание XI Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards было заявлено 604 проекта из 62 регионов России [6].

На соискание премии в области Лучшее региональное событие в области гастрономического туризма Гран-при получил Кулинарный фестиваль вареников, ОГАУ «Белгородский центр туризма», Белгородская область, Белгород, 2 место в этой же номинации получил фестиваль «ГРИЛЬФЕСТ-2022», ОГАУ «Белгородский центр туризма», Белгородская область, Белгород.

В номинации Лучшее туристическое событие в области культуры и искусства - население свыше 100 000 Международный конкурс-премия уличной культуры и спорта «КАРДО», ОООУКС «Улицы России», Белгородская область, Белгород завоевала 1 Место.

Межрегиональный этнофорум «БелСказкаFest» одержал 3 место в номинации Лучшее туристическое событие, посвященное Году культурного наследия народов России.

В номинации Лучший региональный календарь туристических событий 2 место - Календарь туристических событий Белгородской области, ОГАУ «Белгородский центр туризма», Белгородская область, Белгород, а ОГАУ «Белгородский центр туризма», Белгородская область был признан Лучшим региональным ТИЦ - организатором турсобытий.

Так же в 2022 году туристические проекты Белгородской области завоевали несколько наград и на других всероссийских конкурсах, и премиях.

«Туристский информационный центр стал лучшим в номинации «Открытие года» на международной выставке «Интурмаркет». «Семейный путеводитель» выиграл Гран-при и стал лучшим в России туристическим путеводителем на премии «Маршрут года», которая проходила в Республике Башкортостан. Фестиваль вареников одержал победу на национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, а фестиваль «ГрильФест» занял третье место. Белгородская область вошла в пятерку лучших регионов, которые будут представлять

в начале февраля в Санкт-Петербурге на премии Russian Travel Awards. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предполагает увеличение количества путешествий по России к 2030 году до 140 млн в год, а также обеспечение экономического роста в стране за счет мультипликативности туристической отрасли [6].

В 2021 году Фестиваль «Белгородская черта» занял второе место в номинации «Военно-исторические и культурные реконструкции», а второе место в номинации «Концерты и музыкальные фестивали» занял проект творческие вечера «Под Дубом».

Специальным дипломом «За популяризацию русской усадебной культуры» был отмечен фестиваль русской усадебной культуры «Юсуповские собрания». Помимо названных проектов в список призёров по различным номинациям вошли ещё четыре проекта Белгородской области: «Волшебный мир театра», кулинарный Фестиваль «Русская Каша», онлайн-марафон «ГрайБлюдо!» и «Юсуповский парк» [6].

В 2020 году в Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2020 приняли участие 59 регионов страны. Белгородская область разделила 20 место с Алтайским краем.

В 2019 году Белгородская область так же принимала активное участие и заняла 33 место, набрав 37 баллов [6].

В 2018 году Белгородская область в соискании Национальной премии Russian Event Awards заняла 25 почетное место из 45 [6].

По данным управления по туризму Белгородской области около 2 млн туристов посетили Белгородскую область в 2022 году, в отелях региона разместились порядка 350 тыс. человек. Турпоток практически не пострадал, учитывая сегодняшнюю ситуацию в Белгородской области, связанную с проведением спецоперации. В 2022 году показатели гостиничной индустрии оказались практически сравнимы с 2021 годом. В планах до 2030 года увеличить среднегодовой показатель загрузки гостиниц в Белгородской области более чем на 40%.

Становится очевидным наличие двух правил продвижения, которые можно условно назвать «законом новостей» и «продвижением большого через малое». Второе особенно важно для России, территория которой является крупнейшей в мире [2].

Таким образом, событийный туризм - важное направление для активизации путешествий, формирования неповторимого облика

территорий и придания им характера туристической дестинации. Нам хорошо известны мировые событийные лидеры - это кинофестивали, карнавалы, гастрономические мероприятия. Но проведение крупных событий невозможно без активной помощи региональных и муниципальных администраций. Представленный рейтинг показывает, насколько администрации заинтересованы в развитии туризма на своей территории, поскольку проведение масштабных событий дает рост туристического потока, социальный и экономический эффект региону.

Список литературы

1. Валькова, О. Е. Чемпионат мира по футболу 2018 г. и его влияние на развитие туризма в Мордовии / О. Е. Валькова // География и туризм. - 2019. - № 1. -С. 125-128.

2. Гененко, О. Н. Инструменты эффективного брендинга территории: теоретический аспект / О. Н. Гененко, Е. В. Мирошниченко, С.А. Ряднова // Бизнес. Образование. Право. - 2023. - № 1 (62). - С. 109-114.

3. Мировой чемпионат фейерверков в Зеленоградске. - URL: https://day-off39.ru/novosti-kaliningrada-i-ob-lasti/4318-mirovoj-chempionat-fejerverkov (дата обращения: 20.04.2020).

4. Мирошниченко, Е. В. Фестивальное движение как способ социокультурного брендирования территории / Е. В. Мирошниченко, Н. В. Посохова // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 18 февраля 2022 года. В 5-ти томах. Том 3 / отв. редакторы Н. В. Посохова, В. В. Кистенев, Н. Е. Мережко, С. А. Енина, М. Е. Мережко, О. Г. Еремина. -Белгород : БГИИК, 2022. - С. 81-88.

5.«Alfa Future people» : Официальный сайт. - URL: https://afp.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).

6. Национальная премия Russian Event Awards : Официальный сайт. - URL: https://rea-awards.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).

7. Официальный сайт «Небесной ярмарки». - URL: https://nebeska.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).

8. Официальный сайт Мирового чемпионата фейерверков. - URL: https://fireworkschampionship.com/ (дата обращения: 18.04.2023).

9. Ростуризм подвел туристические итоги чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. - URL: https://www.russiatourism.ru/news/15818/ (дата обращения: 18.04.2023).

10. Сочи: первый круглогодичный туристический сезон после Олимпиады. - URL: https://ria.ru/20150206/1046238270.html (дата обращения: 18.04.2023).

11. Фестивальный календарь Белгородчины. - URL: https://bgcnt.ru/activity/2898.html (дата обращения: 18.04.2023).

12. Шильченко, Т. Н. Анализ воздействия Олимпийских игр в Сочи 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года на туристическую привлекательность

регионов РФ / Т. Н. Шильченко // Модернизация российского общества: новые экономические ориентиры : материалы XX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием), Таганрог, 19-20 апреля 2019 года / ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». - Таганрог : Таганрогский институт управления и экономики, 2019. - С. 458-465.

PROMOTION OF THE TERRITORY THROUGH EVENT EVENTS: DOMESTIC AND REGIONAL EXPERIENCE

O.N. Genenko1), N.V. Posokhova2)

1,2)Belgorod State University of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: oks_genenko@mail.ru 2)e-mail: skd@bgiik.ru

The article examines the problems of promoting the territory through the organization of event-based cultural events. The types of event events and the features of their organization in the field of culture are considered. The role of the event (brand formation event) in the promotion of the territory is determined. The article analyzes particularly significant cultural events in Russia and the Belgorod region. The positive experience of promoting the territory through cultural events is noted. Event events are considered in the context of the development of creative technologies that form the cultural industry of the country and the region.

Keywords: culture, event tourism, territory promotion, event events, event, creative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.