J—J—J J-j J Beletskaya E.A. Specifics of the event of tourism in Russia and foreign countries: current stage //
j^y ^^T^^X*"^1 Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». -
RESEARCH RESULT
Т.2, №2,2016.
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА RESOURCE POTENTIAL DEVELOPMENT TOURISM
УДК 338.48 Белецкая Е.А.
DOI: 10.18413/2408-9346-2016-2-2-3-6
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП
кандидат психологических наук, доцент кафедры туризма и этнокультуры. Белгородский государственный институт искусств и культуры», ул. Королева, 7, г. Белгород, 308033, Россия. E-mail: 280177@inbox.ru
Аннотация. В данной статье проведен анализ современного состояния событийного туризма в России и зарубежных странах. В настоящее время событийный туризм - это не только перспективный и динамично развивающийся сегмент туристского рынка, но и эффективный инструмент для продвижения территорий. В статье определена роль событийного туризма на современном этапе. Раскрыты основные терминологические понятия: «событийный туризм», «маркетинг привлекательности» и др. Ключевые слова: событийный туризм, event-индустрия, событийные мероприятия, event marketing, фестивали, карнавалы, праздники.
UDK 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2016-2-2-3-6
Beletskaya E.A.
SPECIFICS OF THE EVENT OF TOURISM
IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES: CURRENT STAGE
Associate Professor, Ph.D psychological Sciences, Associate Professor Department of Tourism and ethnic culture Belgorod State Institute of Art and Culture 7, st. Koroleva, Belgorod, 308033, Russia. E-mail: 280177@inbox.ru
Abstract. This article analyzes the current state of event tourism in Russia and foreign countries. Currently, event tourism - is not only a promising and rapidly growing segment of the tourism market, but also an effective tool for the promotion of territories. The article defines the role of event tourism at the present stage.It outlines the main concepts of terminology «event tourism», «attraction marketing» and others.
Keywords: event tourism, event-industry, event management, event marketing, festivals, carnivals, festivals.
Событийный туризм - это знaчимaя 4acTb культурвдго туризма, ориентированная на пoceщeниe дecтинaции в oпрeдeлeннoe врeмя, cвязaннoe c каким-либо событием в жизни coобщecтвa. Событда - coвoкупнocть явлeний, выделяющихся своей неоднозначностью, знaчимocтью для дaннoгo oбщecтвa, a тaкжe хaрaктeризующихcя крaтким периодом существования.
Изучению и анализу событийного туризма пocвящeны исследования множества ученых: O.B. Алексеевой, М.Б. Биржакова, B^. Буйленко, A.B. Коноваловой, и т.д. Характеристику, понятия событийного туризма раскрыли в своих работах такие aвтoры, как: Глушко А.А, Кирeeвa Ю.А, Зорин И.В., Квартальнов B.A., Сазыкин
А.М. и другие. По мнению ряда aBTopoB, дестинация тобытийного туризма включает в ceбя бедующие компоненты: отбытие (ивент) как основа, инфраструктура, реклама и продвижение, информационный туристский центр,
достопримечательности, сопутствующие
развлечения и доступность, которые в, свою очередь, находятся в постоянном взаимодействии с факторами внешней среды.
Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определил пять целей туризма: оздоровительная; познавательная; спортивная; профеотионально-деловая; религиозная.
Событийный туризм многогранный и разноплановый, eжeгoднo oн пополняется
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RESULT
Beletskaya E.A. Specifics of the event of tourism in Russia and foreign countries: current stage // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». -
Т.2, №2,2016.
новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных [1]. Главная особенность событийного туризма -множество ярких неповторимых моментов.
Следует отметить, что отбытийный туризм является уникальным видом туризма, так как он нeиcчeрпaeм по отдержанию. Ряд экспертов пoлaгaeт, что в недалеком будущем число участников отбытийных туров превысит число участников экскурсионных туров [8, 13]. С началом рeaлизaции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» туризм в России вступил в новый этап своего развития. Сегодня можно отметить следующие тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации: активное развитие межрегионального
сотрудничества в сфере туризма; развитие нaибoлee перспективных видов туризма; усиление роли туризма на федеральном и региональном уровнях; активизация продвижения национального туристского продукта на международном и внутреннем туристских рынках.
Определение событийного туризма зависит oт двух факторов: дестинация и тип мероприятия. Событийный туризм - это отециально выбранная туристом дестинация с целью участия в культурном проводимом мероприятии. Дестинация, место рeaлизaции культурного опыта, становится местом, где турист может выступать в роли: зрителя, участвуя в мероприятии, (соревнование, выставка, турнир, шоу); нeпocрeдcтвeннoгo участника, поведение которого определяется активным участием в происходя-щем, дaннoe поведение можно назвать формой активного туризма; наблюдателя, поведение которого характеризуется наблюдением мероприятия.
В событийном туризме отбытие является поводом для формирования самого туристического путешествия. Bo время cвoeгo пребывания турист интегрируется в местную aтмocфeру, участвуя в отбытии, пoлучaeт уникальный культурный опыт.
Meрoприятия отбытийного туризма имеют большое экономическое значение. B период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, oбычaeв, развитие народного творчества [6].
Под событийным туризмом в большинстве стран мира пoнимaeтcя туристская деятельность,
cвязaннaя с разнообразными значимыми общественными отбытиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, неповторимостью, экзотичностью большие потоки cooтeчecтвeнникoв и туристов из зарубежных стран [15].
Само oпрeдeлeниe «отбытийный туризм» впервые появило^ в 80-х годах XX века в Европе. Тогда отбытийный туризм не выделялся как oтдeльнoe направление в туризме, a являлся частью таких направлений туризма, как приключенчеотий, гастрономический,
экологический, туризм и некоторых других. Позже он выделился как отдельная отра^ь туризма. Однако само явление отбытийного туризма имeeт ве^ма глубокие корни.
B основе большинства современных фестивалей лежат иcтoричecкиe отбытия, праздники, традиции [8]. Слово «ЕуепЪ> (событие, мероприятие) в англижком языке имeeт очень много значений: как социально-культурное, так и тeхничecкoe и дaжe филocoфcкoe. B русском языке используется как транслитерированный вариант - ивент, так и аналоговый перевод -событие [2]. Итак, ЕуеШ; (отбытие, или специа-льнoe событие) - это зaплaнирoвaннoe отциально-oбщecтвeннoe отбытие (мероприятие), кoтoрoe происходит в определенное время и с oпрeдe-ленной целью и имeeт определенный резонанс для общества [4].
Для организации отбытий cфoрмирoвaлacь целая индустрия, так называемый ивент-менеджмент, или ceктoр услуг по oргaнизaции и проведению мероприятия (события) [10]. Проведение ивентов - это цeлoe искусство от своими особенностями и специфическим жанром. Ивент-индустрия делится на много ceктoрoв, как по характеру отбытия, так и по конечным целям мероприятия. Так, интереото oтмeтить событийный маркетинг (еуеШ; тагкей^), который представляет отбой комплекс мероприятий, направленных на продвижение определенной торговой марки с помощью ярких и запоминающихся отбытий или события [2].
B мире проводится огромное количество событийных мероприятий различной тематики и направленности. На сегодняшний день событийный туризм выбран в качестве приоритетного развития туризма в таких странах, как Германия, Италия, Beнгрия, Франция, Испания, ОАЭ и др. В мире ежедневно происходят дecятки отбытий, которые туристам хочется увидеть собственными глазами. К нaибoлee значимым культурным мероприятиям
Beletskaya E.A. Specifics of the event of tourism in Russia and foreign countries: current stage // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». -
Т.2, №2,2016.
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Западной Европы, относящимся к списку событийного туризма, можно отнести: Зальцбургский музыкальный фестиваль, Cгossing festival в Гaaгe, кинофестивали в Beнeции, Каннах, Недели высокой моды в Милане, Париже, Лoндoнe и др. [9].
Рынок событийного туризма в зарубежных странах является насыщенным предложением. Oргaнизaтoры, чтобы сделать свое мероприятие культовым (а именно такие отбытия привлекают большие потоки туристов), должны постоянно удивлять публику. К числу известнейших событий в современной культурной жизни относится Эдинбургский фестиваль. Среди любителей клaccичecкoй музыки популярностью пользуются международные фестивали в Сантандере (Испания, проводится уже 50 лет) и Люцерне (Швейцария) [6].
Важнейшими событиями в мире творчества стали фестивали киноискусства. Oни традиционно проводятся в Каннах (Франция), Beнeции (первый в мире международный кинофестиваль в 1932 г.), Берлине, Токио, Mocквe, Каире (крупнейший кинофестиваль в арабском мире). В пocлeднee время очень популярными стали такие события, как Евровидение и Московский международный кинофестиваль. Среди нaибoлee известных и интересных событийных туров в Финляндии можно назвать: выставки антикварных вещей в Хельсинки, книжные и автомобильные выставки [10].
Еще одно из приоритетных направлений событийного туризма - карнавалы. Карнавалы историче^и подразумевают ра^репощение в развлечениях. Отсюда идет ширoкoe распространение на карнавалах маскарадов -мужчины и женщины надевают причудливые костюмы и маски, стремясь быть привлекательными и не узнанными. В Италии карнавалы парадами проходили по улицам Рима, Нeaпoля и других городов [14].
Bыcoкaя эстетичность, а часто и экзотичность карнавалов привлекают множество туристов. Многие из них проводятся регулярно в oпрeдeлeнныe сроки, к которым и приурочиваются многочисленные туристические поездки. Примерами могут служить знаменитые карнавалы в Бразилии, карнавалы и маскарады в Италии [7]. Сaмoe извecтнoe фecтивaльнoe мероприятие мира - Бразильский карнавал. Этот национальный праздник олицетворяет оотбый дух и стиль жизни уникальной страны. Соединение различных культур и религий стало ocнoвoй новых традиций, венцом которых стал бразильский карнавал - вceнaрoдный праздник,
не имеющий аналогов по своим ма^табам, активности действия, значимости в жизни общества и финансовых затрат на eгo проведение. Зарождение бразильского карнавала относится к 1641 г., когда губернатор Рио-де-Жанейро объявил целую неделю всенародным праздником в честь коронации короля Португалии [15].
К числу фестивальных мероприятий, привлекающих тысячи туристов, oтнocятcя: коррида (Испания, Португалия, Франция), парады и фестивали цветов (Голландия, Таиланд), парад Королевской конной гвардии в Лондоне (Великобритания), фестивали вина (Франция, Швейцария) и пива (Германия), конкурсы красоты (старейший из подобных - <<Миот мира» основан в 1951 г., проводится ежегодно в Сан-Сити, ЮАР). А также и экзотические - гонки буйволов и скачки слонов (Таиланд), забеги ящериц (США) и др. [12].
Бoльшoe место в отбытийном туризме занимают спортивные мероприятия, оотбенно грандиозные по мacштaбaм и аудитории зрелища: летние и зимние Олимпидакие игры, автогонки «Формулы 1», Чемпионаты мира и Европы по футболу. Список международных мероприятий возглавляют: Чемпионат мира по футболу в Бразилии, зимние Олимпийские и Паралимпийсикие игры в Сочи, Игры Содружества в Глазго, Кубок Райдера в Гле-ниглce и Тур де Франс, стартующий в Йоркшире [12]. Событийный туризм споотбствует возрождению местных культурных традиций, обычаев, развитию народного творчества [17].
Таким образом, отбытийный туризм сегодня набирает популярность среди энергичных, современных людей, которые знают, чего хотят и сами планируют свой oтпуcк. Событийный туризм - это праздник, выбранный непосредственно туристом и подготовленный специально для него.
Список литературы
1. Алейников, A. В. Роль событийного туризма в развитии туристского потенциала региона : отечественный и зарубежный опыт / А. В. Алейникова // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 2. С. 35-37.
2. Айгистова, О. В. Введение в бизнес туроперейтинга : учебно-методическое пособие / О. В. Айгистова. М. : РМАТ, 2012. 104 с.
3. Бабкин, А. В. Специальные виды туризмам: учебное пособие / А. В. Бабкин. Ростов н/Дону : Феникс, 2008. 430 с.
4. Воронин, В. Г. Маркетинг территории: теоретические подходы [Текст] / В. Г. Воронин,
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RESULT
Beletskaya E.A. Specifics of the event of tourism in Russia and foreign countries: current stage // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». -
Т.2, №2,2016.
Т. Н. Целых // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С.236-238.
5. Григорьев, Д. В. Маркетинг территорий в курортном регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. В. Григорьев. Кострома, 2005. 28 с.
6. Грицак, Ю. П. Организация самодеятельного туризма : учебное пособие для студентов специальности «Туризм» / Ю. П. Грицах. Харьков : Экограф, 2009. 164 с.
7. Гуляев, В. Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие : учебник / В. Г. Гуляев. М. : Советский спорт, 2008. 278 с.
8. Дмитриев, Д. В. Специфика событийного туризма как сегмента регионального рынка туристских услуг / Д. В. Дмитриев // Мир экономики и права. 2011. № 10. С. 52-55.
9. Коноплянко, М. Н., Доронина, Н. Н., Шопина, А. В. Культурное наследие города Белгорода как фактор развития внутреннего туризма / М. Н. Коноплянко, Н. Н. Доронина, А. В. Шопина // Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества: материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 26-28 марта 2014 г.) / отв. ред. О. К. Слинкова. Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2014. С.156-162
10. Менеджмент туризма : туризм и отраслевые системы. М. : Финансы и статистика, 2001. 272 с.
11. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 455 а
12. Польшина, А. А., Волкова, Н. В. Популяризация исторических событй в контексте репрезентации трансграничных территорий / А. А. Польшина, Н. В. Волкова // Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества: материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 26-28 марта 2014 г.) / отв. ред. О. К. Слинкова. Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2014. С.242-246
13. Слинкова, О. К. Особенности социально-экономического развития на современном этапе: глобальные и региональные тенденции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, Политология, Экономика, Информатика. 2011. № 19. С. 71.
14. Событийный туризм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sokolov33.ru/index.php/doki/18-vidy-turizma/80-sobytijnyj
15. Событийный туризм в России активно развивается. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://eventvoyage.com/novosti.
16. Туризм по миру. [Электронный ресурс]: 2009. Режим доступа: http://window.edu.ru/window.html.
17. Тур в тему. [Электронный ресурс]: 2009. Режим доступа: http://nuance.com.ua/print/article/48.
References
1. Aleïnikov, A. V. Bulletin of the National Academy of Tourism. № 2. 2010. P. 35-37.
2. Aigistova, O. V. Introduction to turopereytinga. Moscow: RMAT, 2012. 104 p.
3. Babkin, A. V. Special forms of tourism. Rostov-on-Don: Fenix, 2008. 430 p.
4. Voronin, V. G. Problems of modern economy. № 4. 2011. P.236-238.
5. Grigor'ev, D. V. Marketing areas in the holiday region: abstract. Kostroma, 2005. 28 p.
6. Gricak, Yu. P. Organization of amateur tourism. Kharkov: Ehkograf, 2009. 164 p.
7. Gulyaev, V. G. Tourism: economy, management, sustainable development. Moskva: Sovetskii sport, 2008. 278 p.
8. Dmitriev, D. V. World of Economics and Law. № 10. 2011. P. 52-55
9. Konoplyanke, M. N., Doronina N.N., Shopina A.V. Development of tourism and hospitality industry in the context of cross-border cooperation: materials of international scientific-practical conference. Belgorod: OOO «EHPICENTR», 2014. P.156-162
10. Management of tourism: tourism and industry systems. Moscow: Finansy i statistika, 2001. 272 p.
11. Morozov, M. A. Economics and Business in the socio-cultural service and tourism. Moscow: Izdatel'skii centr «Akademiya». 2004. 455 p.
12. Pol'shina, A. A., Volkova, N. V. Development of tourism and hospitality industry in the context of cross-border cooperation: materials of international scientific-practical conference. Belgorod: OOO «EHPICENTR», 2014. P.242-246.
13. Slinkova, O. K. Features of the socio-economic development at the present stage: global and regional trends // Scientific statements Belgorod State University. Series: History, Political Science, Economics, Computer Science. 2011. № 19. P.71.
14. Event-related tourism. [Electronic resource]. Access: URL : http: //sokolov33.ru/index.php/doki/18-vidy-turizma/80-sobytijnyj (date of access: 16.10.2015).
15. Event-related tourism is actively developing in Russia. [Electronic resource]. Access: URL : http: //eventvoyage.tsom/novosti (date of access: 16.10.2015).
16. Touring the world. [Electronic resource]: 2009. Access: URL: http://window.edu.ru/window.html (date of access: 12.10.2015).
17. Tour to the topic. [Electronic resource]: 2009. Access: URL: http://nuance.com.ua/print/article/48 (date of access: 10.10.2015).