Научная статья на тему 'Продвижение "синей экономики" в Средиземноморском регионе'

Продвижение "синей экономики" в Средиземноморском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
615
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / "СИНЯЯ ЭКО-НОМИКА" / "СИНИЙ РОСТ" / РЕГИОН СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ / СОЮЗ ДЛЯ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колесникова Марина Львовна

. Переход к «синей экономике» рассматривается Европейским союзом как фактор обеспечения устойчивого развития морской экономической деятельности. Одним из региональных направлений внедрения её принципов является Средиземное море. Евросоюз за-нимается продвижением «синей экономики» в регионе с учётом интересов и возможностей средиземноморских стран и отдельных международных организаций. К настоящему време-ни при активном участии ЕС в Средиземноморском регионе сформирована политическая ба-за для развития различных направлений деятельности в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продвижение "синей экономики" в Средиземноморском регионе»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

УДК 339.976

Марина КОЛЕСНИКОВА

ПРОДВИЖЕНИЕ «СИНЕЙ ЭКОНОМИКИ» В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ*

Аннотация. Переход к «синей экономике» рассматривается Европейским союзом как фактор обеспечения устойчивого развития морской экономической деятельности. Одним из региональных направлений внедрения её принципов является Средиземное море. Евросоюз занимается продвижением «синей экономики» в регионе с учётом интересов и возможностей средиземноморских стран и отдельных международных организаций. К настоящему времени при активном участии ЕС в Средиземноморском регионе сформирована политическая база для развития различных направлений деятельности в данной области.

Ключевые слова: морская экономическая деятельность, Европейский союз, «синяя экономика», «синийрост», регион Средиземного моря, Союз для Средиземноморья.

«Синяя экономика» в Европейском союзе

В своей морской экономической деятельности Европейский союз ориентируется на переход к устойчивому управлению ресурсами и пространствами Мирового океана. Концепция «синей экономики» (Blue Economy), которой придерживается Евросоюз, по своей сути является совокупностью современных идей и установок, определяющих основные направления, тенденции и рамки функционирования морских отраслей.

«Синяя экономика» возникла на основе более широкого понятия «зелёной экономики». Она является её составной частью, одновременно дополняет и определяет основные векторы дальнейшего развития морской деятельности. Принципы «зелёной экономики» были определены на Конференции Организации Объединённых Наций (ООН) по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 20-22 июня 2012 г.). «Зелёная экономика» нацеливает мировое сообщество на ликвидацию бедности и социальное равенство при сохранении экологического баланса, и определяется как основной путь развития современного мира1.

«Синяя экономика» выступает в качестве основы для устойчивого развития и «концептуализирует» океаны как «пространства для развития» ^Development Spaces) . Она обеспечивает экономическую деятельность, которая находится «в равновесии с долгосрочной способностью океанских экосистем к поддержанию этой деятельности»3. Таким образом, её концепция предполагает создание условий, способствующих экономическому росту и повышению

„ 4

качества жизни людей при одновременном сохранении окружающей среды .

Внедрение положений «синей экономики» в процессы освоения и использования Мирового океана - это распространенная мировая практика. Данная деятельность сегодня осуще-

© Колесникова Марина Львовна - научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018121127

Статья написана в рамках НИР 0191-2014-0025 «Комплексные исследования экономического, социального и политического развития стран Черноморско-Средиземноморского региона» (2018 г.).

1 Карпов В.К. «Зелёная экономика» - будущее экономики мира. Теория и практика мировой науки, №5, 2017, Екатеринбург, Россия. С. 69.

2 United Nations, 2013.

3 The Star. Time to focus on blue economy, 7 May 2018.

4 World Bank, 2017.

ствляется в контексте мероприятий по достижению Цели ООН в области устойчивого развития №14 (ЦУР 14). Напомним, что в 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Он представляет собой план действий для членов организации, в котором формулируются 17 целей и 169 задач устойчивого развития. Цель №14 посвящена проблематике Мирового океана и декларируется как «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития»1.

В 2012 г. в рамках новых подходов к морской деятельности Европейская комиссия разработала стратегию «синего роста» (Blue Growth). Эта инициатива направлена на эффективное использование экономического потенциала морских акваторий и прибрежных территорий Евросоюза для создания новых рабочих мест и обеспечения социально-экономического развития. В качестве главной цели заявлено достижение умного, устойчивого и инклюзивного роста в морских секторах с акцентом на инновации2.

Стратегия «синего роста» носит долгосрочный характер. Она рассматривается как морская составляющая программы «Европа 2020» (2010 г.) и при этом является продолжением действий ЕС по реализации концепции комплексной морской политики (2007 г.).

В Европейском союзе «синяя экономика» охватывает разные виды морской экономической деятельности. В стратегии же «синего роста» определены пять наиболее перспективных для инноваций и развития морских областей, которые включают рыболовство и аквакульту-ру, прибрежный, морской и круизный туризм, морские биотехнологии, морскую энергетику и разработку морских месторождений полезных ископаемых. В соответствии с целями программы «Европа 2020» указанные отрасли должны стать одним из факторов обеспечения экономического развития ЕС.

Экономические аспекты голубой экономики в Средиземном море

Средиземноморский регион обладает экономическим потенциалом, связанным, прежде всего, с наличием природных (минеральных, биологических и энергетических) ресурсов. Другим важным экономическим фактором является наличие уникальных логистических возможностей Средиземного моря, за счёт которых обеспечиваются морские грузовые перевозки в Европу, а также в страны Северной и Центральной Атлантики из региона Персидского залива, Индийского океана, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Между тем в Средиземноморском регионе существует ряд проблем, которые негативно влияют на устойчивость его экономического развития. Среди них отмечается неравномерность социально-экономического развития расположенных вокруг Средиземного моря стран, в том числе среди стран - членов ЕС. К ним также относятся экологические и климатические проблемы. Реализация принципов «синей экономики» в морской экономической деятельности стран региона приобретает с течением времени всё большую актуальность для развития таких секторов как туризм (прибрежный, морской, круизный), морское судоходство, рыболовство и аквакультура, добыча минеральных ресурсов.

1 United Nations, 21.10.2015.

2 European Economic and Social Committee, 06.06.2013.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

По оценкам Всемирного фонда дикой природы (2017 г.) Средиземное море вносит значительный вклад в экономику региона. Площадь моря составляет 1% от общей площади Мирового океана, при этом деятельность в данном морском бассейне обеспечивает до 20% мирового морского продукта1. Ежегодный валовый морской продукт (gross marine product), который производится здесь, оценивается в 450 млрд долл. США .

Всемирный фонд дикой природы оценивает ежегодное производство в сфере морского туризма в Средиземном море в 300 млрд долл., в сфере прибрежного туризма - в 110 млрд долл. По совокупности это составляет до 92% валового морского продукта, производимого в регионе за год.

В целом на Средиземное море приходится около трети мирового туризма, на долю которого, в свою очередь, приходится около 11% совокупного валового внутреннего продукта средиземноморских стран.

Важное место в туристической отрасли Средиземноморского региона занимает круиз-ный туризм. В 2017 г. отрасль внесла в экономику ЕС около 47,86 млрд евро. Соответственно растёт сектор круизных судов Евросоюза, который в настоящее время является вторым в мире после Карибского бассейна. В качестве примера можно привести Италию, которая лидирует среди средиземноморских стран Европейского союза в отрасли круизного туризма, занимая третье место после Германии и Великобритании. Испания и Франция занимают соответственно четвёртое и пятое места3. При этом Италия является ведущим центром строительства круизных судов в Европе.

Другими значимыми видами морской деятельности в регионе являются рыболовство и аквакультура, хотя по своим показателям эти отрасли значительно уступают туристической. По подсчётам Всемирного фонда дикой природы (2017 г.), в сфере рыболовства и аквакуль-туры в Средиземном море ежегодно производится до 8 млрд долл. (примерно 2% регионального валового морского продукта), значения для каждой страны отличаются.

По совокупности количества занятых в отрасли и валовой добавленной стоимости рыболовство и аквакультура в Средиземноморском регионе являются одним из факторов экономического роста и обеспечения социально-экономической стабильности прибрежных стран. Кроме того, рыболовство благоприятно влияет на функционирование туристической деятельности.

Логистический потенциал Средиземноморского региона обеспечивается развитием портовой деятельности. Регион имеет примерно 450 портов и терминалов, через которые проходит до 30% мирового объёма морских грузовых перевозок4. При этом доля грузов, обработанных в основных портах восьми средиземноморских стран ЕС (Греция, Испания, Италия,

1 Мировой морской продукт и валовый морской продукт - данные термины используются в докладе Всемирного фонда дикой природы (2017 г.) (World Wide Fund for Nature, 2017). При этом валовый морской продукт сравнивается с годовым национальным валовым внутренним продуктом (gross domestic product). Дефиниции данных терминов отсутствуют.

2 World Wide Fund for Nature, 2017.

3 The Cruise Lines International Association, 2017.

4 The Union for the Mediterranean, 29.11.2017.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

Кипр, Мальта, Словения, Франция, Хорватия) составляет по итогам 2016 г. около 37% от общего объёма грузов, переваленных в портах Европейского союза1.

Добыча углеводородов (нефти и природного газа) в Средиземноморском регионе составляет незначительную долю мирового производства. Однако на регион приходится существенная часть общемировой нефтепереработки, прежде всего, за счёт переработки нефти из стран Персидского залива2.

Формирование политической основы для голубой экономики в Средиземноморье

Европейский союз активно продвигает концепцию «синей экономики» в регионе с учётом интересов и возможностей других средиземноморских стран и международных организаций. К настоящему времени создана основа для её развития, в том числе для укрепления сотрудничества между региональными акторами под эгидой ЕС.

17 ноября 2015 г. в Брюсселе состоялось важное мероприятие в данной области - конференция по «синей экономике» министров и глав делегаций стран - участниц Союза для Средиземноморья. Упомянутая межправительственная организация создана в 2008 г. и объединяет государства ЕС и пятнадцать стран Южного и Восточного Средиземноморья. В принятой совместной декларации подчёркивается необходимость использования возможностей «синей экономики» в Средиземноморском регионе3.

Декларация предусматривает выполнение ряда мероприятий, которые должны способствовать продвижению «синей экономики» в регионе. В их число входит создание ежегодного тематического форума Союза для Средиземноморья как основного ресурса для обмена информацией и передовым опытом между странами региона, а также для обеспечения синергизма между текущими профильными программами. Кроме того, в функции форума входит осуществление контроля выполнения положений декларации.

Значимым практическим шагом является создание виртуального центра знаний по морским вопросам. Центр выступает в качестве универсальной централизованной базы для обмена тематической информацией, а также для создания сетевого взаимодействия между пользователями. В настоящее время на его основе функционирует Платформа для заинтересованных сторон по «синей экономике» в Средиземноморье. Это - «универсальный интернет-портал, позволяющий консолидировать общую, техническую и секторальную информацию, касающуюся морских вопросов в Средиземноморье, и обмениваться ею»4. Конечная цель работы интернет-платформы заключается в содействии формированию тематического интерактивного сообщества. С апреля 2017 г. работа ресурса находится в ведении Секретариата Союза для Средиземноморья, который занимается практической реализацией решений, принимаемых государствами - членами организации.

Развитие «синей экономики» в регионе осуществляется также на уровне субрегионов. Так, 28 октября 2016 г. в Марселе (Франция) состоялась встреча министров иностранных дел

1 Eurostat, 2018.

2 Encyclopedia Britannica, 2018.

3 Union for the Mediterranean Ministerial Conference on Blue Economy, 17.11.2015.

4 The Mediterranean Blue Economy Stakeholder Platform, 2018.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

стран формата «диалог 5+5»1, на которой было принято решение о работе над инициативой устойчивого развития «синей экономики» в Западном Средиземноморье2. 19 апреля 2017 г. Европейская комиссия запустила программу, подготовленную странами «диалога 5+5» в сотрудничестве с Секретариатом Союза для Средиземноморья. Она состоит из двух документов, включая Сообщение Европейской комиссии по самой инициативе и рамочный план действий.

30 ноября 2017 г. министры стран Западного Средиземноморья на неофициальном совещании в Неаполе (Италия) приняли декларацию, в которой была одобрена указанная инициатива Европейской комиссии3.

Субрегиональный подход к развитию «синей экономики» в Средиземноморье отражён в Стратегии ЕС для Адриатического и Ионического регионов (2014 г.), которая по сути является макрорегиональной стратегией. В качестве одного из приоритетных направлений определён «синий рост».

В рамках новых подходов Европейский союз реализует в Средиземноморском бассейне целый ряд проектов по функциональным направлениям морской деятельности. Например, в 2014 г. в ЕС была предложена к выполнению научно-исследовательская и инновационная инициатива BLUEMED, её выполнение поддержано в декларации 2015 г.

Мероприятия по реализации принципов «синей экономики» в Средиземноморском регионе осуществляют международные организации. Так, в среднесрочной стратегии Генеральной комиссии по рыболовству в Средиземном море Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН на период 2017-2020 гг. отмечается необходимость поддержки «синего роста» для рыболовства4.

Свой вклад в развитие «синей экономики» должна внести Средиземноморская стратегия устойчивого развития на период 2016-2025 гг., принятая в рамках совещания сторон Барселонской Конвенции (Греция, 9-12 февраля 2016 г.). Цель Стратегии - сформулировать стратегические политические рамки обеспечения устойчивого будущего Средиземноморского региона, в том числе путём адаптации международных обязательств к региональным условиям, а также стимулированием регионального сотрудничества5.

Заключение

Концепция «синей экономики» Европейского союза является приоритетным направлением обеспечения устойчивого развития морской экономики. По своему содержанию «синяя экономика» представляет своеобразную «парадигму» ведения морской деятельности ЕС - совокупность общепринятых в Евросоюзе идей, правил и установок. Их реализацию предполагается осуществлять в рамках постоянно обновляемой нормативно-правовой базы и с учётом актуальных экономических, социальных и экологических задач.

1 Формат «диалог 5+5»1 включает пять стран северного побережья Средиземного моря (Франция, Италия, Мальта, Португалия и Испания) и пять стран южного побережья (Алжир, Ливия, Марокко, Мавритания и Тунис).

2 The Union for the Mediterranean, 28.10.2016.

3 European Commission, 08.10.2017.

4 General Fisheries Commission for the Mediterranean of the Food and Agriculture Organization, 2017.

5 United Nations Environment Programme / Mediterranean Action Plan, 2016.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

Одним из региональных направлений для реализации принципов «синей экономики» является Средиземноморье, на экономический потенциал которого могут негативно влиять различные факторы. Большую роль в её продвижении в регионе играет Европейский союз, который предпринял ряд усилий в этом направлении, опираясь на другие средиземноморские страны и международные организации.

Интересным опытом для изучения является информационная поддержка деятельности Евросоюза в области развития «синей экономики» в Средиземноморском регионе, в том числе создание тематических информационных ресурсов, способствующих обмену опытом и взаимодействию между заинтересованными сторонами. Эти практические шаги ЕС актуальны в контексте развития цифровой экономики.

Список литературы

Карпов В.К. «Зелёная экономика» - будущее экономики мира. Теория и практика мировой науки, №5, 2017. Екатеринбург. С. 69.

References

Karpov V.K. «Zelyonaya ehkonomika» - budushchee ehkonomiki mira. Teoriya i praktika mirovoj nauki, №5, 2017. Ekaterinburg. P. 69.

United Nations, Blue Economy Concept Paper, 2013. URL: https://sustainabledevelopment.un. org/content/documents/2978BEconcept.pdf.

The Star. Time to focus on blue economy, 07.05.2018. URL: https://www.thestar.com.my/opini on/letters/2018/05/07/time-to-focus-on-blue-economy/

World Bank. The potential of the blue economy, 2017. URL: https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/26843/115545.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

United Nations. Transforming our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development, 21.10. 2015. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld.

European Economic and Social Committee. Opinion of the European Economic and Social Committee on the «Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Blue Growth: opportunities for marine and maritime sustainable growth», COM (2012) 494 final, 06.06.2013. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52012AE2274.

World Wide Fund for Nature. Report actions for a sustainable future reviving the economy of the Mediterranean sea, 2017. URL: http://awsassets.wwfffr.panda.org/downloads/170927_rapport_ reviving_mediterranean_sea_economy.pdf.

The Cruise Lines International Association. Contribution of Cruise Tourism to the Economies of Europe, 2017. URL: https://www.cliaeurope.eu/images/Reports/2017_Europe_Economic_Impact_ Report_-_20thJune.pdf.

The Union for the Mediterranean. UfM Conference highlights the key role of the Blue Economy in sustainable development, job creation and investments Water & Environment, 29.11.2017. URL: https://ufmsecretariat.org/ufm-conference-blue-economy2017/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

Eurostat, Country level - gross weight of goods handled in main ports, by type of cargo, 2018. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc.

Encyclopedia Britannica, Mediterranean Sea, 2018. URL: https://www.britannica.com/place/ Mediterranean-Sea.

Union for the Mediterranean Ministerial Conference on Blue Economy. Declaration, 17.11. 2015. URL: https://ufmsecretariat.org/wp-content/uploads/2015/11/2015-11-17-declaration-on-blue-economy_en.pdf.

The Mediterranean Blue Economy Stakeholder Platform. MedBESP, 2018. URL: http://www. medblueconomyplatform.org/vkc/

The Union for the Mediterranean. Foreign Affairs Ministers of the 5+5 Dialogue discuss pressing regional challenges and highlight the positive contribution of UfM activities to the enhancement of regional cooperation, 28.10.2016. URL: https://ufmsecretariat.org/foreign-affairs-ministers-of-the-55-dialogue-discuss-pressing-regional-challenges-and-highlight-the-positive-contribution-of-ufm-activities-to-the-enhancement-of-regional-cooperation/

European Commission. Western Mediterranean countries strengthen co-operation to promote Blue Economy in the region, 08.12.2017. URL: https://webgate.ec.europa.eu/maritimeforum/en/ node/4124.

General Fisheries Commission for the Mediterranean of the Food and Agriculture Organization, Midterm strategy (2017-2020) towards the sustainability of Mediterranean and Black Sea, 2017. URL: http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/faoweb/GFCM/News/Mid-term_strategy-e.pdf.

United Nations Environment Programme / Mediterranean Action Plan, Mediterranean strategy for sustainable development 2016-2025, 2016. URL: https://planbleu.org/sites/default/files/publica tions/mssd_2016-2025_final.pdf.

Promoting the blue economy in the Mediterranean region

Author. Marina Kolesnikova, Research Associate, Department of Black and Mediterranean Sea Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. The transition to the blue economy is considered by the European Union as a factor of provision of the sustainable development of maritime economic activities. One of the regional directions of implementation of its principles is the Mediterranean sea. The European Union promotes the blue economy in the region taking into account the interests and capabilities of Mediterranean countries and individual international organizations. To date with the active participation of the EU in the Mediterranean region a political framework has been established for the development of various activities in this area.

Keywords: maritime economic activity, European Union, blue economy, blue growth, Mediterranean region, Union for the Mediterranean.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018121127

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.