Научная статья на тему 'Средиземноморские страны ЕС в “синей экономике”'

Средиземноморские страны ЕС в “синей экономике” Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СИНЯЯ ЭКОНОМИКА / СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ РЕГИОН / СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ / СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЕ СТРАНЫ / МОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / EUROPEAN UNION / BLUE ECONOMY / MEDITERRANEAN REGION / MEDITERRANEAN SEA / MEDITERRANEAN COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION / MARITIME / MARINE ACTIVITIES / BRANCH SPECIALIZATION / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Марина Львовна

В статье рассмотрены особенности развития “синей экономики” в средиземноморских странах ЕС. Решаются две задачи: дать характеристику их отраслевой специализации и провести количественную оценку производительности труда в данных отраслях. В первой части рассчитаны коэффициенты отраслевой специализации, с помощью которых делается отраслевой и страновый срезы. Во второй части на основе рассчитанной валовой добавленной стоимости на одного занятого определены относительные коэффициенты производительности труда, которые учитывают отраслевую и страновую специфику. Полученные результаты приводят к выводу о том, что по уровню специализации и производительности труда доминирующей отраслью в регионе является прибрежный туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediterranean Countries of the EU in a “Blue Economy”

This paper explores the features of the development of the Blue Economy in the Mediterranean countries of the EU. Two tasks are being solved: one is to characterize their sectoral specialization and the other to conduct a quantitative assessment of productivity in these sectors. In the first part, the coefficients of sectoral specialization are calculated, with the help of which the sectoral and country sections are made. In the second part, on the basis of the calculated gross value added per employee, relative productivity ratios are determined, which take into account sectoral and country specific characteristics. The results suggest that coastal tourism is the dominant industry in the region in terms of specialization and productivity.

Текст научной работы на тему «Средиземноморские страны ЕС в “синей экономике”»

УДК 339.92

Марина КОЛЕСНИКОВА

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЕ СТРАНЫ ЕС В "СИНЕЙ ЭКОНОМИКЕ"

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития "синей экономики" в средиземноморских странах ЕС. Решаются две задачи: дать характеристику их отраслевой специализации и провести количественную оценку производительности труда в данных отраслях. В первой части рассчитаны коэффициенты отраслевой специализации, с помощью которых делается отраслевой и страновый срезы. Во второй части на основе рассчитанной валовой добавленной стоимости на одного занятого определены относительные коэффициенты производительности труда, которые учитывают отраслевую и страновую специфику. Полученные результаты приводят к выводу о том, что по уровню специализации и производительности труда доминирующей отраслью в регионе является прибрежный туризм.

Ключевые слова: Европейский Союз, синяя экономика, Средиземноморский регион, Средиземное море, средиземноморские страны, морская деятельность, отраслевая специализация, производительность труда.

"Синяя экономика" ЕС в Средиземноморском регионе

Морские акватории "под суверенитетом и юрисдикцией" государств - членов Европейского Союза охватывают воды Средиземного, Балтийского и Чёрного морей, а также Северо-Восточной части Атлантического океана, включая воды вокруг Азорских островов, Мадейры и Канарских островов [Directive, 2008]. К Средиземному морю, одной из самых крупных морских акваторий ЕС, выходят восемь стран ЕС, которые разделяют морской бассейн с двенадцатью другими государствами. В этих странах ЕС проживает 192 млн чел. (2016 г.), или 37,7% от общего населения объединения [Eurostat, 2019].

Имеющийся ресурсный потенциал (природный, трудовой, транзитный) создаёт предпосылки для устойчивого развития исследуемых стран [Колесникова, 2018: 122]. "Ежегодная экономическая стоимость", которую производит Средиземное

© Колесникова Марина Львовна - научный сотрудник отдела Черноморско-Средиземно-морских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: kml2007@mail.ru

Статья написана в рамках НИР 0191-2014-0025 "Комплексные исследования экономического, социального и политического развития стран Черноморско-Средиземноморскогорегиона" (2019 г.). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019161170

море, по своим размерам сопоставима с крупными региональными экономиками [The Mediterranean..., 2019]. В результате морской деятельности в данном морском бассейне ежегодно создается до 20% мирового морского продукта, а стоимость произведённого валового морского продукта доходит до 450 млрд долл. США в год [World Wide Fund for Nature, 2017: 16].

Для Европейского Союза Средиземноморский регион является одним из приоритетных направлений для развития "синей экономики", к которой ЕС относит всю "секторальную и межсекторальную экономическую деятельность, связанную с океанами, морями и побережьями", в том числе в отдаленных (внешних) регионах ЕС1 и в странах ЕС, не имеющих выхода к морю. Сюда же включается экономическая стоимость "природного капитала", а также нерыночных товаров и услуг, производимых с его помощью [European Commission, 2018: 16].

Отраслевая специализация

Для количественной оценки и анализа состояния "синей экономики" Евросоюз союз использует имеющиеся сведения по отдельным видам морской деятельности. В их число входят экономические показатели шести традиционных или "устоявшихся" отраслей и секторов2. К ним в ЕС (с определёнными оговорками) относят производство и добычу живых ресурсов (рыболовство, аквакультуру, переработку рыбной продукции и пр.); морскую добычу нефти и газа; портовую и складскую деятельность, реализацию водных проектов3; морской транспорт; судостроение и судоремонт; прибрежный туризм4 [European Commission, 2018: 13].

В настоящей статье автор опирается на количественные данные, представленные в 2018 г. в первом докладе Европейской Комиссии по "синей экономике", а также на сведения Евростата за 2019 г. При этом не рассматривается морская добыча нефти и газа, что связано с отсутствием информации по нескольким странам (Кипр, Мальта, Словения), а также большим разбросом имеющихся данных по другим государствам.

Отправной точкой анализа стал расчёт коэффициентов отраслевой (секторальной) специализации5. Он представляет собой соотношение удельного веса отрасли страны в отрасли ЕС к удельному весу хозяйства страны в хозяйстве ЕС (расчёт по валовой добавленной стоимости) и исчисляется по следующей формуле:

1 ЕС имеет девять внешних регионов (EU's outermost regions), которые являются частью его территории. В их числе Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Сен-Мартен, Реюньон, Майотта (Франция), Канарские острова (Испания), Азорские острова и Мадейра (Португалия) [European Commission, 2019].

2 Далее вместо "отрасли и / или сектора" будет условно употребляться "отрасли".

3 Включает строительство водных путей, портовых и речных сооружений, плотин и дамб и т.д., а также дноуглубительные работы [European Commission, 2018: 18].

4 Помимо данных отраслей и секторов в рамках достижения упомянутых целей Европейская Комиссия рассматривает показатели других видов деятельности, перспективных для развития синей экономики. В их число входят и отрасли, внесенные в Стратегию синего роста (2012 г.) [European Commission, 2018: 13].

5 Соотношение удельного веса отрасли региона в объеме выпуска продукции отрасли страны к удельному весу хозяйства региона в хозяйстве страны [Белокрылова, 2011: 240].

Современная Европа, 2019, №3

Кос - двдсОТР / ДВДССТР,

где ДВДСОТР - доля валовой добавленной стоимости отрасли страны в валовой добавленной стоимости отрасли ЕС, ДВДССТР - доля валовой добавленной стоимости страны в валовой добавленной стоимости ЕС, в том числе:

ДВДСОТР — ВДСОТР СТР / ВДСОТР ЕС

где ВДСОТР СТР - валовая добавленная стоимость отрасли страны, ВДСОТР ЕС -валовая добавленная стоимость отрасли ЕС;

ВДССТР — ВДССТР / ВДСЕС,

где ВДССТР - валовая добавленная стоимость страны, ВДСЕС - валовая добавленная стоимость ЕС.

Коэффициент специализации показывает отрасли, на которых в основном сосредоточена хозяйственная деятельность страны. Он свидетельствует о степени концентрации на собственной территории такого объёма производств конкретной отрасли, который способен полностью удовлетворить свои потребности, а также обеспечить при определённых условиях экспорт продукции [Васильев, 2007: 79].

Принято считать, что если данный коэффициент превышает единицу, то это свидетельствует о специализации страны в данной отрасли [Белокрылова, 2011: 240]. Например, в Греции его значения превышают единицу для пяти отраслей, что говорит о её специализации на этих отраслях. В трёх греческих отраслях они значительно выше единицы (более чем в 6 раз для прибрежного туризма, в 3,5 - для морского транспорта и более чем в 3 раза - для портовой деятельности и пр.), чем определяется выраженное направление страны на их специализацию (таблица 1).

Таблица 1.

Коэффициенты отраслевой специализации, 2016 г.

Страна/ отрасль Производство и добыча живых ресурсов Порты, складская деятельность, реализация водных проектов Морской транспорт Судостроение и судоремонт Прибрежный туризм

Греция 1,39 3,19 3,56 1,54 5,97

Испания 2,29 0,61 0,28 0,97 3,28

Италия 1,10 0,87 1,31 1,12 1,07

Кипр 0,83 3,42 2,58 2,25 6,00

Мальта 2,86 1,71 1,57 1,29 6,14

Словения 0,38 0,81 0,23 0,2323 0,23

Франция 0,99 0,51 0,48 1,03 0,91

Хорватия 0,69 1,72 2,86 3,83 10,76

Источник: рассчитано по материалам European Commission (2018 г.) и данным электронной базы Eurostat (2019 г.).

Коэффициенты специализации превышают единицу в двух отраслях Испании. Их значения (3,28 для прибрежного туризма и 2,29 для производства и добычи живых ресурсов) указывают на высокую степень отраслевой специализации. В Италии в четырёх отраслях их значения выше единицы, но ненамного, что говорит о незначительной степени концентрации морских отраслей в стране.

Во Франции такая отрасль одна (судостроение и судоремонт), её показатель практически равен единице.

Небольшие страны региона показывают разные результаты. Мальта демонстрирует высокие значения коэффициентов во всех отраслях, в двух из них - значительно выше единицы. Для Кипра они существенно выше единицы в четырёх отраслях. В Хорватии таких отраслей также четыре. Здесь лидирует прибрежный туризм со значением коэффициента, превышающим единицу почти в 11 раз. Показатели Словении не достигли единицы для всех отраслей.

Таким образом, оценка странового профиля показывает, что по количеству отраслей и секторов специализации в регионе лидирует Греция, у которой индекс специализации превышает единицу в пяти морских отраслях и секторах (выбранных для исследования). За ней следуют три страны, имеющие по четыре отрасли специализации из пяти (Хорватия, Кипр и Мальта). Италия специализируется на трех отраслях морской деятельности, а Франция - на одной.

Одна из средиземноморских стран Европейского Союза - Словения - имеет индекс специализации ниже единицы во всех пяти морских секторах и отраслях.

Отраслевой срез показывает, что в производстве и добыче живых ресурсов значительно выражен уровень специализации у Мальты (коэффициент отраслевой специализации значительно превышает единицу и равен 2,86) и Испании (2,29), менее - у Греции (1,39) и Италии (1,1). В портовой и складской деятельности, в реализации водных проектов коэффициенты специализации выше у Кипра (3,42) и Греции (3,19), ниже - у Хорватии (1,72) и Мальты (1,71). Морской транспорт выступает как "сильная" отрасль специализации в Греции (3,56), в Хорватии (2,86) и на Кипре (2,58), как менее выраженная - на Мальте (1,57) и в Италии (1,31). На судостроении и судоремонте более "сосредоточены" Хорватия (3,83) и Кипр (2,25), в меньшей мере - Греция (1,54), Мальта (1,29), Италия (1,12) и Франция (1,01).

Самые высокие показатели коэффициентов специализации в регионе у прибрежного туризма, что объективно определяется уникальными природными особенностями региона [Добровольская, 2009: 6]. В результате влияния этого естественного фактора на Средиземное море приходится около трети мирового объема туризма, значительная часть которого локализована на побережье стран ЕС. Во многом благодаря этому Европа остаётся мировым лидером международного туризма [Махновский, 2017: 16].

Ежегодное производство в сфере прибрежного туризма приносит 110 млрд долл., что по совокупности составляет до 92% валового морского продукта, производимого здесь за год [World Wide Fund for Nature, 2017: 16]. Следует отметить, что он является самым крупным среди других морских секторов (с точки зрения обеспечения занятости и экономического вклада) и выступает в качестве ведущего направления "синей экономики" во многих странах Средиземноморья. Кроме

того, исследователи отмечают его взаимосвязанность с другими видами морской деятельности и влияние на их экономический рост [Union for the Mediterranean, 2017: 68].

Прибрежный туризм стал сферой, на которой специализируются шесть стран. При этом значения коэффициентов специализации в этой отрасли значительно выше единицы. Самый высокий показатель у Хорватии (10,76), затем следуют Мальта (6,14), Кипр (6,0), Греция (5,97) и Испания (3,28). Самый низкий показатель отмечается у Италии (1,07). Обращает на себя внимание факт, что для Франции он ниже единицы (0,91), хотя она считается "исторически первой" страной "средиземноморских курортов" [Добровольская, 2009: 6].

Анализ количественных значений рассчитанных показателей позволяет сделать вывод, что страны ЕС в регионе не только специализируются в разных морских отраслях, но и имеют различный уровень специализации в рамках отдельных отраслей. В частности, в морской сфере сильно выражена специализация Греции и Мальты (в пяти отраслях), на Кипре и в Хорватии - в четырёх. В Испании выраженная специализация отмечается в двух отраслях. В других странах она или выражена слабо, как в Италии (отдельные отрасли), или показывает полное отсутствие, как в Словении. Отдельно выступает Франция, показатели которой определяют слабо выраженный уровень специализации только в одной морской отрасли.

Неравномерность количественных показателей специализации отмечается и при оценке разных отраслей. Наиболее высокие показатели специализации в регионе имеет прибрежный туризм. Значение данного показателя, заметно превышающего единицу, имеют пять стран из восьми, что существенно выше, чем в остальных видах деятельности.

Производительность труда

На основании данных Европейской Комиссии (2018 г.) и Евростата (2019 г.) рассчитаны средние объемы произведённой в 2016 г. добавленной стоимости на одного занятого в отраслях "синей экономики" (таблица 2).

Из таблицы 2 следует, что в большинстве стран ЕС региона, за исключением Франции и Италии, средняя производительность труда в национальных экономиках ниже, чем в среднем по ЕС. Большинство стран, кроме частично Франции и Италии, отстают от средней производительности труда во всей экономике Евросоюза (62,4 тыс. евро на одного занятого).

В Греции средняя производительность в трёх отраслях ниже, чем в ЕС, а также в экономике самой Греции. В сфере производства и добычи живых ресурсов - ниже в 8,1 раза, чем в ЕС, и в 5,6 раз ниже, чем в экономике Греции; в судостроении и судоремонте - ниже в 2,2 и в 1,5 раза соответственно; в прибрежном туризме - в 3,3 и 2,2 раза. Однако эти отрасли являются сферами специализации для страны (согласно таблице 1). Данное обстоятельство позволяет говорить о вовлечении в процессы производства дополнительных человеческих ресурсов и создании рабочих мест за счёт дешёвой рабочей силы, то есть, в конечном итоге - об экстенсивном характере этих трёх видов морской деятельности в стране.

Таблица 2.

Валовая добавленная стоимость на одного занятого, 2016 г.

Страна Вся экономика Производство и добыча живых ресурсов Порты, складская деятельность, реализация водных проектов Морской транспорт Судостроение и судоремонт Прибрежный туризм

Тыс евро на чел.* % к ЕС Тыс евро на чел. Копт** Тыс евро на чел. Копт Тыс евро на чел. Копт Тыс евро на чел. Копт Тыс евро на чел. Копт

Греция 42,8 68,6 7,7 0,32 46 0,92 58,4 0,73 28 0,9 19,2 0,85

Испания 56,1 89,9 28,2 0,9 51,2 0,78 81,4 0,78 41,8 1,03 33 1,11

Италия 68,5 109,8 34,9 0,91 61,4 0,76 78,9 0,62 48,3 0,97 42,6 1,17

Кипр 46 73,7 11,9 0,46 88,4 1,64 27,8 0,32 35 1,05 26,6 1,09

Мальта 45,8 73,4 17,5 0,68 76,3 1,42 297 3,47 34,7 1,04 40,8 1,68

Словения 39,1 62,7 29,8 1,36 41,2 0,9 54 0,74 24,7 0,87 26,1 1,26

Франция 78,7 126,1 48,4 1,1 69,7 0,76 111,3 0,76 64,8 1,13 61,8 1,48

Хорватия 25 40,1 4,9 0,35 21,8 0,74 34,9 0,75 14 0,77 21,6 1,63

ЕС 62,4 100 35 100 73,2 100 116,7 62,74 45,3 100 33,1 100

* При расчёте добавленной стоимости на одного занятого учитывался возраст работающих от 20 до 64 лет; ** КОПТ - относительный коэффициент производительности труда.

Источник: рассчитано по материалам European Commission (2018 г.) и данным электронной базы Eurostat (2019 г.).

В Испании в четырёх отраслях (кроме морского транспорта) производительность труда более низкая, чем в экономике ЕС в целом. При этом производство и добыча живых ресурсов и прибрежный туризм выступают для неё как отрасли специализации, что в сочетании с низкой производительностью труда также позволяет сделать вывод об их экстенсивном характере. В то же время средняя производительность труда в морском транспорте Испании превышает производительность труда в экономике ЕС, а коэффициент отраслевой специализации почти в 5 раз ниже единицы.

Лидером по производительности труда стала Франция, хотя она специализируется только на одной отрасли - судостроении и судоремонте. А в небольших странах ЕС (Кипр, Мальта, Словения и Хорватия) средняя производительность труда варьируется относительно среднего уровня ЕС, но по большей части не достигает его (кроме как в нескольких отраслях, см. таблицу 2).

Таким образом, уровень производительности труда имеет как отраслевые, так и страновые отличия. Несмотря на низкий уровень производительности труда на отдельных направлениях, коэффициент их отраслевой специализации имеет значение выше единицы. Это свидетельствует об экстенсивном характере этих отраслей.

Относительные коэффициенты производительности труда

Наличие национальной специфики и экономических различий в странах региона (разница в численности населения, объёме экономики, валовом внутреннем продукте на душу населения и т.д.), не позволяет объективно сравнивать состояние

Современная Европа, 2019, №3

исследуемых отраслей и экономик в целом. Исходя из этого для учета отраслевой, а также страновой специфики был рассчитан относительный коэффициент производительности труда как показатель отраслевой производительности труда в отдельных странах (таблица 2).

КОПТ = ДСПТОТР / ДОПТ^

где ДСПТОТР - доля средней производительности труда отрасли страны в средней производительности труда отрасли ЕС, ДСПТстр - доля средней производительности труда в экономике страны в средней производительности труда в экономике ЕС в целом, в том числе:

ДСПТОТР = СПТОТР СТР / СПТОТР ЕС, где СПТОТР СТР - средняя производительность труда в отрасли страны, СПТОТР ЕС - средняя производительность труда в отрасли ЕС;

ДСПТСТР=СПТСТР / СПТЕС, где СПТСТР - средняя производительность труда в стране, СПТЕС - средняя производительность труда в ЕС.

Значение данного показателя выше единицы свидетельствует о высоком уровне производительности труда в отрасли относительно производительности труда в экономике в целом.

Рисунок 1.

Относительные коэффициенты производительности труда по отраслям, 2016 г.

1,8

О Добыча и производство живых ресурсов 1 > < \ с

проектов А морской m, О Судострое х Прибрежны анспорт с ; с

й туризм С > <

; ................<, : >..............., :................ > S < S ?

2 с ) ............... ? ?

А * 3 с ................/ : \................ с ) ' \ г S I

с )

С ) L с 5

Греция Испания Италия

Кипр

Мальта Словения Франция Хорватия

Примечание: показатель Мальты по морскому транспорту (3,47) не представлен на диаграмме для удобства размещения индикаторов по остальным отраслям и показателям. Источник: рассчитано по материалам European Commission (2018 г.) и данным электронной базы Eurostat (2019 г.).

Оценка данного коэффициента по странам выявила наибольшее количество отраслевых показателей, превышающих единицу, у Мальты (четыре), Кипра и Франции (три), Испании и Словении (два). В Хорватии и Италии имеется по одной отрасли с коэффициентом больше единицы, в Греции такие отрасли отсутствуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отраслевой профиль относительного коэффициента производительности труда показывает наиболее высокие результаты в отрасли прибрежного туризма, где значения выше единицы имеют семь стран из восьми (кроме Греции). За ним следуют судостроение и судоремонт (четыре страны), портовая деятельность (две страны). Отрасли морского транспорта, а также добычи и производства живых ресурсов имеют показатели выше единицы только в одной стране. Самые низкие показатели отраслевого коэффициента наблюдаются в сфере морского транспорта, кроме аномально высокого значения у Мальты. В судостроении и судоремонте фиксируются наиболее близкие по значению результаты для всех стран.

Заключение

Проведённые исследования выявили различную степень специализации средиземноморских стран ЕС в исследованных морских отраслях. Такие страны, как Хорватия, Греция, Кипр, Мальта и Испания, имеют от двух до трёх морских отраслей с сильно выраженной специализацией. В других странах она или слабо выражена, как в Италии (отдельные отрасли), или практически отсутствует, как в Словении. Особняком стоит Франция, которая имеет слабо выраженный уровень специализации только в одной морской отрасли.

Сравнительная оценка уровня специализации по странам показывает лидерство Греции, у которой индекс специализации превышает единицу в пяти морских отраслях. За ней следуют три страны, имеющие по четыре отрасли из пяти (Хорватия, Кипр и Мальта). Италия специализируется на трёх отраслях, а Франция - на одной. Словения имеет индекс специализации ниже единицы во всех пяти морских секторах и отраслях.

Оценка показателей производительности труда продемонстрировала, что в большинстве стран ЕС региона, за исключением Франции и Италии, средняя производительность труда в национальных экономиках ниже, чем в среднем по Европейскому Союзу. Большинство стран частично, кроме Франции и Италии, отстают от средней производительности труда во всей экономике Евросоюза.

Лидером по производительности труда является Франция. В небольших странах ЕС (Кипр, Мальта, Словения и Хорватия) средняя производительность труда в морских отраслях варьируется относительно среднего уровня ЕС, но по большей части не достигает его.

Оценка показателя коэффициента производительности труда, рассчитанного для каждой отрасли, свидетельствует, что лидером по уровню средней производительности труда среди средиземноморских стран ЕС выступает Франция. Благодаря этому страна лидирует в трёх морских отраслях. Наибольшее количество отраслевых показателей, превышающих единицу, выявлено у Мальты, Кипра и Франции,

Испании и Словении. Хорватия и Италия имеют по одной отрасли, в Греции такие отрасли отсутствуют.

Отраслевой профиль относительного коэффициента производительности труда показывает наиболее высокие результаты в отрасли прибрежного туризма, где значения выше единицы имеют семь стран из восьми (кроме Греции). За ним следуют судостроение и судоремонт, портовая деятельность, морской транспорт, а также добыча и производство живых ресурсов. Самые низкие показатели наблюдаются в сфере морского транспорта во всех странах, кроме Мальты. В судостроении и судоремонте фиксируются наиболее близкие по значению результаты для всех стран.

На основе сравнительной оценки критериев отраслевой специализации, а также средних отраслевых показателей производительности труда, сделан вывод об экстенсивном характере отдельных видов морской деятельности, особенно в небольших экономиках региона.

По результатам данной оценки установлено, что доминирующей отраслью синей экономики в регионе является прибрежный туризм.

Список литературы

Белокрылова О.С. (2011) Региональная экономика и управление, Альфа-М, ИНФРА-М., Москва, Россия, 240 с.

Васильев А.Н. (2007) О некоторых показателях специализации региона, Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, № 4, с. 78-84.

Добровольская Е.С. (2009) Пространственно-временные аспекты иностранного туризма в странах Средиземноморья, Диссертация кандидата географических наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Колесникова М.Л. (2018) Продвижение "голубой экономики" в Средиземноморском регионе, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, № 2, с. 121-127.

Махновский Д.Е. (2014) Приморские регионы Европы: развитие экономики на рубеже XX и XXI веков, Балтийский регион, № 4 (22), с. 59-78.

Трофимова О.Е. (2014) Средиземноморская политика ЕС: факторы влияния, Современная Европа, № 1 (57), С. 94-106.

References

Belokrylova O.S. (2011) Regional'naya ekonomika i upravlenie, Alfa-M, INFRA-M., Moscow, Russia, 240 p.

Dobrovolskaya E.S. (2009) Prostranstvenno-vremennye aspekty inostrannogo turizma v stranah Sredizemnomor'ya, Ph.D. Thesis, Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova, Moscow, Russia.

European Commission (2018) "The 2018 annual economic report on the EU Blue economy, Brussels, 2018-07-17", available at: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/79299d10-8a35-11e8-ac6a-01aa75ed71a1.

European Commission (2019) "The Outermost Regions: European lands in the world", Brussels, 18 October 2017.

European Parliament and of the Council (2008) Directive 2008/56/EC of 17 June 2008 establishing a framework for community action in the field of marine environmental policy.

Eurostat (2019) "GDP and main aggregates - selected international annual data", available at: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/naida_10_gdp.

Eurostat (2019) "Population on 1 January by age group and sex", available at: https://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-datasets/-/DEMO_PJANGROUP.

Kolesnikova M.L. (2018) Prodvizhenie "goluboj ekonomiki" v Sredizemnomorskom regione, Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN, № 2, pp. 121-127.

Mahnovskij D^. (2014) Primorskie regiony Еvropy: razvitie ekonomiki na rubezhe XX i XXI vekov, Baltijskij region, № 4 (22), pp. 59-78.

Plan Bleu (2017) "A Blue Economy for a sustainable development of the Mediterranean region", Marseilles, 30-31 May 2017.

The Mediterranean Blue Economy Stakeholder Platform (2019) "Blue Economy", available at: http://www.medblueconomyplatform.org/blue-economy/#gsc.tab=0.

Trofimova O£. (2014) Sredizemnomorskaya politika ЕS: faktory vliyaniya, Sovremennaya Evropa, № 1 (57), pp. 94-106.

Union for the Mediterranean (2017) "Blue economy in the Mediterranean", December 2017.

Vasilyev A.N. (2007) O nekotoryh pokazatelyah specializacii regiona, Izvestiya Dal'nevostochnogo fed-eral'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie, № 4, pp.78-84.

World Bank (2017) "The Potential of the Blue Economy: Increasing Long-term Benefits of the Sustainable Use of Marine Resources for Small Island Developing States and Coastal Least Developed Countries", June 2017.

World Wide Fund for Nature (2017) "Report actions for a sustainable future reviving the economy of the Mediterranean sea", 27 September 2017.

Mediterranean Countries of the EU in a "Blue Economy"

Author: Kolesnikova M., Research Associate, Department of Black Sea and Mediterranean Region Studies, Institute of Europe (Russian Academy of Sciences). Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: kml2007@mail.ru

Abstract. This paper explores the features of the development of the Blue Economy in the Mediterranean countries of the EU. Two tasks are being solved: one is to characterize their sectoral specialization and the other to conduct a quantitative assessment of productivity in these sectors. In the first part, the coefficients of sectoral specialization are calculated, with the help of which the sectoral and country sections are made. In the second part, on the basis of the calculated gross value added per employee, relative productivity ratios are determined, which take into account sectoral and country-specific characteristics. The results suggest that coastal tourism is the dominant industry in the region in terms of specialization and productivity.

Key words: European Union, blue economy, Mediterranean region, Mediterranean sea, Mediterranean countries of the European Union, maritime / marine activities, branch specialization, productivity.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019161170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.