Современная Европа, 2017, №4, с. 78-86
УДК 339.942
Марина КОЛЕСНИКОВА
МОРСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье дается общий обзор комплексной морской политики Европейского Союза. Исследуются ее основные экономические аспекты и тенденции их развития на современном этапе. Проводится анализ основных планирующих и директивных документов Евросоюза, регулирующих комплексную морскую политику. Процесс разработки, документального оформления и последующей практической реализации комплексной морской политики ЕС представляет собой уникальный опыт управления и координации основных отраслей морской деятельности. Является актуальным изучение и обобщение данного опыта, его научная оценка в контексте дальнейшего развития национальной морской политики Российской Федерации, в том числе для возможного использования в разработке отечественных моделей межотраслевого управления морской деятельностью и развития экономики приморских регионов.
Ключевые слова: Европейский Союз, морская политика, комплексная морская политика EC, морская деятельность, морская промышленность.
Формирование морской политики Европейского Союза на современном этапе
Термин "морская политика Европейского Союза" применяется в документах ЕС, а также в зарубежных и российских научных исследовательских работах, однако чёткого определения данного понятия нет. В отдельных исследованиях морская политика в целом трактуется как "любое решение, которое может повлиять на будущее развитие морской деятельности", что на практике касается в основном "инвестиционных решений, направленных на расширение морского сектора в той или иной форме" [Alfred J. Baird, 2005]. В настоящее время в документах Евросоюза употребляется термин "комплексная (интегрированная) морская политика" (КМП). КМП реализуется в Евросоюзе с 2007 года.
Морская политика не включена в перечень областей регулирования, в рамках которых применяются компетенции ЕС, прописанные в Договоре о функционировании Евросоюза. В круг её ведения попадают части отдельных политик и направлений деятельности ЕС, которые касаются морской деятельности (рыбного хозяйства, экологии, транспорта, вопросов безопасности на море, науки, промышленной политики и т. д.). Таким образом, элементы морской политики относятся к определённым областям, которые входят в сферы осуществления компетенций ЕС. Большая их часть - в сферу совместных компетенций с государствами-членами. Среди них рыболов-
© Колесникова Марина Львовна - научный сотрудник отдела Черноморско-Средиземно-морских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: [email protected]
ство (за исключением сохранения морских биологических ресурсов), окружающая среда, транспорт, трансъевропейские сети, энергия. "С некоторыми оговорками" в эту сферу входят научные исследования [Энтин Л.М., 2009: 38]. Сохранение морских биологических ресурсов (в рамках общей политики в отношении рыболовства) включено в сферу исключительной компетенции ЕС. К компетенции поддержки, координации и дополнения деятельности государств-членов относятся промышленность, туризм, образование и профессиональное обучение, которые в морской части могут быть отнесены к ведению морской политики.
Некоторые элементы морской политики можно опосредованно отнести к совместной сфере компетенции ЕС (внутренний рынок, экономическое, социальное и территориальное сплочение). Например, в рамках транспортной политики Евросоюза реализуется проект создания европейского морского транспортного пространства без барьеров, направленный на устранение препятствий для внутренней торговли и расширение внутреннего рынка ЕС для морского транспорта за счёт упрощения административных процедур. Данный проект также является одним из элементов комплексной морской политики.
Формирование морской политики Европейского Союза началось в 50-е годы прошлого века [Антюшина Н.М., 2011: 111] с определения позиций по одному из видов морской деятельности - рыболовству. Согласно Римскому договору о создании Европейского экономического сообщества (1957 г.), оно было включено в сферу общей аграрной политики. Там же, в Договоре, содержались положения по общей транспортной политике. Отдельный раздел документа был посвящен транспорту (ст. 74 - 84 Договора). Применение предписаний раздела ограничивалось перевозками железнодорожным, автомобильным и внутренним водным видами транспорта (ст. 84, п. 1). В результате морские и воздушные перевозки оказались за рамками общей транспортной политики [Constantinos I. Chlomoudis and Athanasios A. Pallis, 2005], хотя в Договоре предусматривалась возможность распространения положений транспортного раздела на морской и воздушный транспорт (ст. 84, п. 2). Первый шаг в создании общей политики в области морского транспорта сделан в 1974 г., когда было принято решение Суда Европейских сообществ (случай 167/73 [Judgment of the Court of Justice..., 1974]) о применении общих правил Договора о создании Европейского экономического сообщества к морским перевозкам [DG Guide to the transport acquis, 1999]. Что касается формирования политики в области портовой деятельности, то первые значимые инициативы в этой области датируются 1970-ми годами [Patrick Verhoeven, 2011].
К началу XXI века политика ЕС в области морской деятельности состояла из отдельных, не связанных между собой отраслевых политик. Формирование новых подходов к морской политике ЕС пришлось на время глубоких структурных изменений в мировой экономике, обусловленных развитием процессов глобализации и повышением активности морской деятельности. Реформа в данной сфере рассматривалась Европейским союзом как условие реализации морского экономического потенциала, которое позволит обеспечить стабильный экономический рост, повышение конкурентоспособности ЕС на глобальном рынке и повышение уровня жизни населения. Одновременно необходимо было остановить процесс деградации морской среды.
Началом формирования комплексной политики стало принятие Европейской комиссией 7 июня 2006 г. Зелёной книги "К будущей морской политике Союза. Европейский взгляд на моря и океаны". Документ подготовлен на основе соответ-
ствующего доклада, одобренного в 2005 г. Цель - обсуждение будущей морской политики ЕС, которая рассматривала бы "океаны и моря в целостном виде" (holistic way) [Green Paper, 2006]. Зелёная книга основывалась на существующих политиках и инициативах ЕС, согласовывалась с Лиссабонской стратегией и предусматривала несколько основных аспектов устойчивого развития, в том числе экономический, социальный и экологический. При разработке новой морской политики ЕС учитывался опыт других приморских государств: Норвегии, США, Австралии и Японии.
В октябре 2007 г. с учётом проведенных консультаций и дискуссий Европейская комиссия опубликовала Синюю книгу, содержащую ключевые элементы концепции КМП Евросоюза. Кроме того, в 2007 г. в сопроводительном рабочем документе к Синей книге представлен План действий Евросоюза по разработке конкретных мер в рамках реализации КМП. Это позволило сформировать пакет документов, который запустил практическую реализацию морской политики ЕС в новом формате.
Приоритеты морской политики ЕС, сформулированные в Синей книге, касались пяти основных сфер - экономической, научной, социальной, международной и информационной [Гиголаев Г.Е., Гудев П.А., 2010: 36]. Главное функциональное содержание КМП, определённое Европейской комиссией, - обеспечение координации деятельности морских отраслей на основе организации управления, выстроенной на комплексном и межсекторальном подходах на всех уровнях. В качестве инструментов реализации КМП предполагалось использовать "горизонтальные" средства планирования, которые пересекаются со связанными с морем секторальными направлениями политики и содействуют совместной выработке морской политики [Communication from the Commission...An Integrated Maritime Policy for the European..., 2007].
Синяя книга стала одним из основных законодательных актов в области регулирования КМП Евросоюза. За десять лет реализации КМП направления её деятельности значительно расширились. Многие проекты обрели самостоятельное значение. Следствием данных факторов стал рост числа соответствующих инициатив, программ и проектов ЕС, связанных с освоением ресурсов и пространств Мирового океана.
Выполнение основных принципов КМП обеспечило оптимальное развитие всех морских видов деятельности. В докладе 2012 г. "Прогресс комплексной морской политики ЕС" Европейская комиссия подчеркнула конкретную пользу, которую принесло внедрение КМП в развитие экономики и морского транспорта ЕС.
Экономические аспекты морской политики Евросоюза
Перед разработчиками КМП ставилась задача обеспечения экономического роста, благосостояния граждан и защиты окружающей среды на основе устойчивого развития путем содействия сотрудничеству всех заинтересованных сторон. Авторы КМП увязывали благополучие ЕС с морской деятельностью, опираясь на географические (выход к нескольким морям и двум океанам, большая протяжённость береговой линии), исторические и экономические особенности (значение морских пространств и ресурсов для жизнедеятельности ЕС, объём ВВП прибрежных государств-членов ЕС, количество населения приморских регионов) Европейского Союза.
Основные направления развития "морского будущего" ЕС - создание новых рабочих мест и "растущей, конкурентоспособной морской экономики, которая разви-
вается в гармонии с морской средой" [Тарханова Л.Б., 2012: 73]. По данным 2017 г. морской сектор экономики ЕС обеспечивает более 5 млн рабочих мест, которые создают почти 500 млрд евро в год [Commission staff..., 2017]. Морская промышленность ЕС "интегрирована в европейскую экономику" и включает морские перевозки и морской транспорт, промышленное использование морских ресурсов, а также все виды деятельности, прямо или косвенно участвующие в производстве морской продукции и морских услуг [The Future Of The Maritime Industry..., 2005]. Она является источником инновационного и инфраструктурного развития, а также рассматривается как гарант участия ЕС в международной торговле и в получении выгод от эксплуатации океанов [Communication from the Commission..., 1991].
КМП ЕС охватывает широкий спектр экономической деятельности, связанной с морем. Евросоюз занимает ведущие позиции в ряде традиционных морских отраслей: морских перевозках и портовой отрасли, судостроении и связанной с ней деятельности, прибрежном туризме, рыболовстве. Перспективны новые отрасли, например, наблюдается развитие возобновляемой энергетики. Отмечен потенциал для роста у круизного судоходства ЕС, аквакультуры, подводных телекоммуникаций и морских биотехнологий [Marine industries..., 2005]. Возможность к росту - у прибрежного и морского туризма, что особенно важно для прибрежных регионов, так как эта отрасль является главным катализатором их экономического развития.
В общих чертах экономические аспекты КМП и их развитие можно оценить следующим образом.
• Портовая деятельность. Порты считаются центрами экономической активности ЕС. Они рассматриваются как важные элементы, обеспечивающие единство EC, развитие целых регионов, в том числе периферийных, а также как источники рабочих мест [Communication from the Commission...on a European Ports..., 2007].
В 2007 г. в контексте КМП разработаны положения портовой политики ЕС. Цель - способствовать гармоничному развитию портов ЕС и привлечению новых инвестиций для развития портовой инфраструктуры. Портовая политика ЕС получила продолжение в принятом в мае 2013 г. Сообщении Европейской комиссии "Порты: механизм для роста".
Портовая деятельность ЕС развивается в контексте транспортной политики Европейского союза. Следует отметить, что по вопросам, отнесённым к морской составляющей, КМП имеет пересекающиеся позиции с транспортной политикой. В 2011 г. был сделан важный шаг в её развитии - принята Белая книга "Дорожная карта создания единого европейского транспортного пространства - стремление к достижению конкурентной и ресурсосберегающей транспортной системы." По своей сути она являлась концепцией развития транспортной системы Евросоюза, в которой затрагивались морские аспекты.
В 2013 г. принят Регламент Европейского парламента и Европейского совета "Руководящие принципы развития трансъевропейских сетей", в котором выделена морская часть. Документом изменены концептуальные подходы ЕС к развитию транспортной инфраструктуры и реализуемой в ЕС комплексной программы модернизации трансъевропейских сетей. Теперь цель этих действий - преобразование существующих в "лоскутном" виде автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей, аэропортов, речных и морских портов, железнодорожных и автомобильных терминалов в единую сеть, охватывающую все государства-члены. Включены меры по совершенствованию морской составляющей транспортной отрасли Евросоюза (инфраструктуры морского транспорта и морских портов). Со-
гласно обновленным руководящим принципам развития трансъевропейских транспортных сетей, их структура должна включать два уровня. Первый - состоящий из комплексной сети, которая обеспечивает доступ ко всем регионам ЕС. Второй уровень - базовая сеть, созданная на основе комплексной.
Согласно документу, инфраструктура морского транспорта входит в общую систему трансъевропейской транспортной сети наряду с инфраструктурой железнодорожного, внутреннего водного, автомобильного и воздушного видов транспорта. Данная инфраструктура состоит из таких компонентов, как морское пространство, порты, навигационное оборудование и т.д., включая так называемые морские магистрали (Motorways of the sea). Морские порты становятся узлами базовой сети и должны быть связаны с железнодорожным, автомобильным и внутренним водным транспортом до 31 декабря 2030 г. Таким образом, морские порты и береговая инфраструктура должны стать частью мультимодальных логистических платформ (сообщений), включая оперативно совместимые внутренние водные порты и аэропорты, соединенные с сетью железных дорог. В качестве ключевых определены 329 европейских морских портов.
• Морской транспорт. Морской транспорт играет ведущую роль в достижении и поддержании стабильных и предсказуемых глобальных конкурентных условий логистических операций. Большое значение придаётся морскому транспорту и портам ЕС как звеньям логистических цепочек, которые связывают единый рынок и имеют высокую международную конкурентоспособность. В целях развития морских перевозок в 2009 г. Европейская комиссия представила "Стратегические цели и рекомендации для морской транспортной политики ЕС до 2018 г." Документ направлен на создание условий, обеспечивающих безопасные, надёжные и эффективные перевозки внутри ЕС, международные перевозки, а также на повышение конкурентоспособности судоходства и смежных морских отраслей ЕС на мировых рынках.
• Судоходство. ЕС уделяет большое внимание развитию судоходства. Согласно данным, приведённым в 2016 г. в докладе Ассоциации судовладельцев Европейского сообщества (European Community Shipowners' Associations - ECSA), на судоходство приходится 37% внутренней торговли ЕС (для сравнения: на автомобильный транспорт - 45%, на железнодорожный - чуть больше 10%) [Short Sea Shipping..., 2016: 4]. Развитие судоходства ЕС предусматривает в первую очередь рост морских грузовых и пассажирских перевозок на короткие расстояния (каботажное судоходство1) в рамках комплексной европейской транспортной системы. Задача использования всего потенциала каботажного судоходства и морских транспортных услуг для бизнеса и граждан в Европе была поставлена в "Стратегических целях и рекомендациях для морской транспортной политики ЕС до 2018 г." По мнению Ассоциации судовладельцев Европейского сообщества, каботажное судоходство - важная отрасль, которая занимает значительную долю в общем объёме грузовых и пасса-
1 Определение, данное Европейской комиссией в 1999 г.: "каботажное судоходство включает в себя внутренние и международные морские перевозки, в том числе вспомогательные услуги, вдоль побережья и островов, рек и озер. Понятие каботажного судоходства распространяется и на морские перевозки между государствами-членами Союза, а также Норвегией и Исландией, и другими государствами на Балтике, Черном и Средиземном морях". См. European Commission, The development of short sea shipping in Europe: a dynamic alternative in a sustainable transport chain. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM (99) 317 final, 29.06.1999, p. 2.
жирских перевозок по территории Евросоюза и обладает существенным потенциалом развития [Short Sea Shipping..., 2016: 2]. Переход на короткие морские перевозки при прогнозируемом увеличении объёмов перевозимых грузов и росте количества пассажиров позволит снизить нагрузку на логистические цепочки, воздействие на окружающую среду и инфраструктуру европейской транспортной сети, считает Ассоциация.
В целях повышения эффективности и конкурентоспособности морского транспорта ЕС и упрощения административных процедур морских перевозок на короткие расстояния в ЕС реализуется программа создания европейского морского пространства без барьеров. Проект "Европейское морское транспортное пространство без барьеров" внесен в Синюю книгу (2007 г.) как один из значимых. Связано это с тем, что морской транспорт является объектом сложных административных процедур даже в случаях, когда суда курсируют только между портами ЕС. Громоздкие административные процедуры повышают стоимость морских перевозок грузов внутри ЕС, что делает их менее привлекательными для логистики внутреннего рынка.
В рамках развития указанного проекта 30 ноября 2010 г. Еврокомиссия дала старт пилотному проекту «Синий пояс» («Blue Belt»). Его цель - создание единого внутреннего рынка для товаров ЕС, а также обеспечение свободного мореплавания судов в прилегающих к Евросоюзу морских и океанских акваториях. Для этого проектом предусматривается минимизация административной нагрузки и упрощение таможенных формальностей для судов, курсирующих между портами ЕС. Также предполагается переход к эффективному использованию систем мониторинга и отчётности.
• Энергетическая политика так же, как и транспортная, имеет пересекающиеся позиции с КМП, что отражено в сопроводительном документе к Синей книге "Энергетическая политика и морская политика: обеспечение лучшего совпадения" (2007 г.). КМП предоставляет возможность "полного использования энергетического потенциала, который находится на огромной морской территории государств-членов ЕС в интересах энергетической устойчивости и безопасности поставок" [Commission staff working document..., 2007].
• В Синей книге перечислены проекты, развитие которых имеет особое значение для КМП и для морской экономики. Примером является Европейская сеть морских кластеров (European Network of Maritime Clusters - ENMC), которая представляет собой значительную часть морской промышленности Европы. Её назначением является развитие и укрепление европейской морской промышленности и морского хозяйства в целом.
• Основные инструменты практической реализации КМП - морское пространственное планирование и комплексное управление прибрежными зонами (КУПЗ) [Тарханова Л.Б., 2012: 69].
• Учитывая важность и высокий потенциал развития морской экономики для ЕС, в 2012 г. к реализации предложен проект «Синий рост» («Blue growth»). Это долгосрочная стратегия устойчивого роста морских отраслей, которая позиционируется как "морское измерение" стратегии "Европа - 2020", принятой в 2010 г.
В проекте три компонента. Первый заключается в развитии секторов, которые имеют высокий потенциал для обеспечения устойчивой занятости и экономического роста (аквакультура, прибрежный туризм, морские биотехнологии, океанская энергия, добыча полезных ископаемых). Второй - в поддержке знаний (развитие
морских знаний, морского пространственного планирования, комплексной морской разведки). Третий связан с развитием стратегий морских бассейнов1 (Адриатического и Ионического морей, Арктического и Атлантического океанов, Балтийского, Черного, Средиземного и Северного морей) путём выявления общих проблем, решений и действий. В числе планирующих и концептуальных документов этого направления следующие акты: "Европейский Союз и Арктический регион" (2008 г.), Стратегия ЕС для региона Балтийского моря (2009 г.), а также программа "Навстречу к комплексной морской политике для более эффективного управления в Средиземноморье" (2009 г.).
В рамках «Синего роста» в государствах-членах предусмотрены действия для устранения дефицита квалифицированных кадров, например, посредством стимулирования развития кластеров промышленности и образования.
• Отмечается интеграция морской политики с экосистемным подходом, который в настоящее время внедряется в другие политики ЕС. В 2008 г. принята Рамочная директива по морской стратегии - Marine Strategy Framework Directive (MSFD), положения которой также учитываются в проекте «Синий рост». Директива регламентирует экологическую часть КМП и устанавливает рамки, в которых государства-члены должны принять необходимые меры для достижения или поддержания "хорошего экологического состояния морской среды" не позднее 2020 г. [Directive..., 2008]. Такие меры могут накладывать ограничения на экономическую деятельность.
• Ещё одним экономическим аспектом КМП можно считать оптимизацию использования ограниченных ресурсов. Примером может служить развитие Европейской сети для морской разведки (A European network for maritime surveillance). Её деятельность рассматривается как необходимая мера для оптимизации использования ограниченных ресурсов.
Заключение
Разработка комплексной морской политики ЕС была обусловлена объективными изменениями динамики развития мировой экономики, условий международной торговли и конкуренции, а также темпов и общего содержания технологического развития. Её формирование началось в 2006 г. с публикации Зелёной книги "К будущей морской политике Союза. Европейский взгляд на моря и океаны", которая стала прологом практической реализации комплексной морской политики Европейского союза. Реализуется комплексная морская политика ЕС с 2007 г.
1 Стратегия морского бассейна (Sea basin strategy) означает отлаженный механизм сотрудничества по отношению к конкретной географической зоне, разработанный институтами ЕС, государствами-членами ЕС, их регионами и, в соответствующих случаях, третьими странами, использующими моря совместно с государствами-членами ЕС. Стратегия учитывает географические, климатические, экономические и политические особенности морского бассейна. См. Regulation (EU) no 1303/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 laying down common provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund, the European Agricultural Fund for Rural Development and the European Maritime and Fisheries Fund and laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund and the European Maritime and Fisheries Fund and repealing Council Regulation (EC) № 1083/2006.
Концептуальной основой комплексной морской политики ЕС является организация управления, основанная на принципе межотраслевой координации и максимального учёта всего комплекса факторов, влияющих на морскую деятельность. Новый формат морской политики согласован с Лиссабонской стратегией (которую позднее сменила "Европа 2020") и выстроен таким образом, чтобы содействовать устойчивому развитию Европейского Союза в целом. При разработке КМП учитывался опыт различных приморских государств.
Новыми видами обеспечения морской деятельности стали система наблюдения за морской средой, морское пространственное планирование, комплексное управление прибрежными зонами и информационное обеспечение. Они оказывают положительное влияние на развитие и эффективность морских отраслей ЕС.
КМП пересекается со многими политиками ЕС, которые имеют морские аспекты. Это касается прежде всего транспортной и энергетической политик Евросоюза. Особенностью морской политики на современном этапе является её интеграция с экосистемным подходом.
Экономические аспекты комплексной морской политики EC включают множество различных сфер деятельности. Это морские перевозки, портовая деятельность, судостроение, рыболовство и аквакультура, производство энергии и транспортировка энергоресурсов, подводные телекоммуникации, морские биотехнологии, прибрежный и морской туризм. В качестве отраслевых приоритетов экономического развития в настоящее время рассматриваются морской транспорт, портовая деятельность, телекоммуникации и энергетика. Специфическими экономическими составляющими комплексной морской политики являются проект «Синий рост» и морские кластеры, развитие которых считается первоочередной задачей.
Учитывая содержание рассмотренных концептуальных и планирующих документов, можно сделать вывод о том, что морская политика ЕС имеет значительный потенциал развития, реализация которого будет способствовать увеличению доли морехозяйственной деятельности в структуре экономики Евросоюза. Это может стать важным фактором роста конкурентоспособности экономики ЕС и повышения экологической безопасности.
Список литературы
Антюшина Н. М. (2011) Морская стратегия Европейского Союза: шаг вперед? Современная Европа. №1.
Гиголаев Г.Е., Гудев П.А. (2010) Международные условия. Теория и практика морской деятельности. Выпуск 18. М. : СОПС.
Тарханова Л.Б. (2012) Экономический анализ морской интегрированной политики европейских прибрежных государств. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. № 5.
Энтин Л.М. (2009) Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009 - 2017 годы. М.: Аксиом.
References
Antyushina N. M. (2011) Morskaya strategiya Evropejskogo Soyuza: shag vpered? Sovremennaya Evro-pa. № 1.
Gigolaev G.E., Gudev P.A. (2010) Mezhdunarodnye usloviya. Teoriya i praktika morskoj deyatel'nosti. Vypusk 18. M. : SOPS.
Tarhanova L.B. (2012) Ehkonomicheskij analiz morskoj integrirovannoj politiki evropejskih pribrezhnyh gosudarstv. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ehkonomika. № 5.
Ehntin L.M. (2009) Pravo Evropejskogo Soyuza. Novyj ehtap ehvolyucii: 2009 - 2017 gody. M.: Aksiom.
Alfred J. Baird (2005), Maritime policy in Scotland, available at: https://www.researchgate.net/publication/248989211_Maritime_policy_in_Scotland (Accessed 11 July 2017).
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - An Integrated Maritime Policy for the European. COM (2007) 0575 final, 10.10.2007.
Communication from the Commission - Communication on a European Ports Policy. COM (2007) 616 final, 18.10.2007.
Communication from the Commission to the Council, the European Parliament and the Economic and Social Committee - New Challenges For Maritime Industries. COM (91) 335 final, 20.09.1991.
Commission staff working document Accompanying document to the Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions An Integrated Maritime Policy for the European Union Energy policy and Maritime policy: ensuring a better fit. SEC (2007) 1283, 10.10.2007.
Commission staff working document Report on the Blue Growth Strategy Towards more sustainable growth and jobs in the blue economy. SWD (2017) 128 final, 31.3.2017.
Constantinos I. Chlomoudis and Athanasios A. Pallis (2005), The EU port policy in a historical perspective, available at:
http://www.ersj.eu/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=101&Itemid=154.
Directive 2008/56/EC of the European Parliament and of the Council of 17 June 2008 establishing a framework for community action in the field of marine environmental policy (Marine Strategy Framework Directive).
Green Paper (2006), Towards a future Maritime Policy for the Union: a European vision for the oceans and seas. Volume II. SEC (2006) 689, 7.6.2006.
Judgment of the Court of Justice of the European Communities of 4 April 1974 (1974), Commission of the European Communities v French Republic. Case 167-73, available at: http://minorityrights.org/wp-content/uploads/old-site-downloads/download-288-Commission-of-the-European-Communities-v-French-Republic.pdf.
Marine industries global market analysis, March 2005. URL: http://oar.marine.ie/bitstream/10793/559/1/Foresight%20Series%201%20Marine%20Industries%20Global%2 0Market%20Analysis.pdf.
Patrick Verhoeven (2011), Dock Labor Schemes in the Context of EU Law and Policy. URL: http://www.ersj.eu/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=323&Itemid=154.
Short Sea Shipping (2016), The full potential yet to be unleashed. The European Community Shipowners' Associations,. URL:
http://www.ecsa.eu/images/NEW_Position_Papers/ECSA_SSS_Download%201.pdf.
The Future Of The Maritime Industry In Europe. The Sea Is The Future, 7-8 June 2005. URL: http://old.mareforum.com/NewEurMaritPolicy_FEM.pdf.
DG Transport Guide to the Transport Acquis of U.S. Department of Transportation of Office of the Assistant Secretary for Research and Technology (1999), available at: https://ntl.bts.gov/lib/10000/10200/10259/en.pdf.
Maritime policy of the European Union and its economic aspects
Author. Kolesnikova M., Department of the Black sea - Mediterranean studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article provides an overview of the Integrated Maritime Policy of the European Union. It examines the main economic aspects and development trends on the modern stage. Author undertakes the analysis of key planning and policy documents of the European Union governing the Integrated Maritime Policy. The process of developing, documenting and further implementation of the Integrated Maritime Policy represents a unique experience in management and coordination of major sectors of maritime activities. The article is an actual study and generalization of this experience. It offers scientific evaluation in the context of development of the maritime policy of the Russian Federation, including the possible use of domestic models of inter-sectoral management of maritime activities and development of the economy of coastal regions.
Key words: European Union, marine policy, Integrated Maritime Policy of the European Union, maritime activities, maritime industry.