Научная статья на тему 'Продукция двойного назначения как объект экспортного контроля: проблемы правового регулирования в РФ и сша'

Продукция двойного назначения как объект экспортного контроля: проблемы правового регулирования в РФ и сша Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4021
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКЦИЯ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДВОЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Екатерина Константиновна

Сегодня перед российской экономикой стоит задача диверсификации оборонно-промышленного комплекса за счет увеличения объемов выпуска продукции двойного назначения. Предполагается, что высокотехнологичная продукция будет составлять половину всего объема производства ОПК к 2030 году. Однако в действующем законодательстве есть некоторые пробелы, в частности, связанные с регулированием двойных технологий. Исследованием правового статуса продукции двойного назначения и проблемам экспортного контроля уделяется внимание как в зарубежной (M. Beck, B. Seyoum, A. Wetter и др.), так и отечественной (Малькевич В. Л., Покровский К. К., Роскошная М. С., Терехин Н. В. и др.) правовой науке. Используя метод анализа и сравнительно-правовой метод, автор раскрывает вопросы содержания понятий продукции и технологий двойного назначения, правового статуса международного режима Вассенаарских договоренностей, проблемы процедуры идентификации продукции по контрольным спискам товаров и технологий двойного назначения. Сделан вывод о том, что в действующем российском законодательстве необходимо урегулировать вопросы передачи продукции и технологий двойного назначения, ввести законодательное определение технологии двойного назначения, создать единый список контролируемых товаров, регламентировать принцип всеобъемлющего контроля. Выводы исследования могут представлять интерес для ученых, а также могут быть использованы в практической деятельности российских и международных компаний, разрабатывающих и экспортирующих продукцию двойного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL-USE GOODS AS EXPORT CONTROL OBJECTS: LEGAL ISSUES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA

Today, the Russian economy faces the task of diversifying the military-industrial complex by increasing the output of dual-purpose goods. High-tech products are supposed to make the half of the total volume of MIC production by 2030. However, there are some gaps in the current legislation, related to dual technologies regulation. Legal issues of dual-use goods and export control are considered in the foreign (M. Beck, B. Seyoum, A. Wetter, etc.) and Russian (Malkevich V. L., Pokrovsky K. K., Roskoshnaya M. S., Terekhin N. V., etc.) legal science. Using the method of analysis and the comparative legal method, the author reveals the content of the terms of dual-use goods and technologies, the legal status of the Wassenaar Arrangement international regime, the problem of the product identification procedure according to the control lists of dual-use goods and technologies. It is concluded that it is necessary to regulate the issues of transfer of dual-use products and technologies, introduce a legislative definition of dual-use technology, create a single list of controlled goods, and regulate the principle of ‘catch-all’ control in the current Russian legislation. The results of the analysis may be interesting for scientists, and may be useful for Russian and international companies that develop and export dual-use goods.

Текст научной работы на тему «Продукция двойного назначения как объект экспортного контроля: проблемы правового регулирования в РФ и сша»

7. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

7.1. ПРОДУКЦИЯ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ И США

Фролова Екатерина Константиновна, аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

katty.miltonham@gmail.com

Аннотация: сегодня перед российской экономикой стоит задача диверсификации оборонно-промышленного комплекса за счет увеличения объемов выпуска продукции двойного назначения. Предполагается, что высокотехнологичная продукция будет составлять половину всего объема производства ОПК к 2030 году. Однако в действующем законодательстве есть некоторые пробелы, в частности, связанные с регулированием двойных технологий. Исследованием правового статуса продукции двойного назначения и проблемам экспортного контроля уделяется внимание как в зарубежной (M. Beck, B. Seyoum, A. Wetter и др.), так и отечественной (Малькевич В. Л., Покровский К. К., Роскошная М. С., Терехин Н. В. и др.) правовой науке.

Используя метод анализа и сравнительно-правовой метод, автор раскрывает вопросы содержания понятий продукции и технологий двойного назначения, правового статуса международного режима Вассенаарских договоренностей, проблемы процедуры идентификации продукции по контрольным спискам товаров и технологий двойного назначения. Сделан вывод о том, что в действующем российском законодательстве необходимо урегулировать вопросы передачи продукции и технологий двойного назначения, ввести законодательное определение технологии двойного назначения, создать единый список контролируемых товаров, регламентировать принцип всеобъемлющего контроля.

Выводы исследования могут представлять интерес для ученых, а также могут быть использованы в практической деятельности российских и международных компаний, разрабатывающих и экспортирующих продукцию двойного назначения. Ключевые слова: продукция двойного назначения, экспортный контроль, двойные технологии, контрольные списки, Соединенные Штаты Америки.

DUAL-USE GOODS AS EXPORT CONTROL OBJECTS: LEGAL ISSUES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA

Frolova Ekaterina K., graduate student of the chair of business and corporate law Study place: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL)

katty.miltonham@gmail.com

Annotation: today, the Russian economy faces the task of diversifying the military-industrial complex by increasing the output of dual-purpose goods. High-tech products are supposed to make the half of the total volume of MIC production by 2030. However, there are some gaps in the current legislation, related to dual technologies regulation. Legal issues of dual-use goods and export control are considered in the foreign (M. Beck, B. Seyoum, A. Wetter, etc.) and Russian (Malkevich V. L., Pokrovsky K. K., Roskoshna-ya M. S., Terekhin N. V., etc.) legal science.

Using the method of analysis and the comparative legal method, the author reveals the content of the terms of dual-use goods and technologies, the legal status of the Wassenaar Arrangement international regime, the problem of the product identification procedure according to the control lists of dual-use goods and technologies.

It is concluded that it is necessary to regulate the issues of transfer of dual-use products and technologies, introduce a legislative definition of dual-use technology, create a single list of controlled goods, and regulate the principle of'catch-all' control in the current Russian legislation.

The results of the analysis may be interesting for scientists, and may be useful for Russian and international companies that develop and export dual-use goods.

Keywords: dual-use goods, export control, dual technologies, control list, the United States of America.

Одной из задач современной российской экономики является диверсификация оборонно-промышленного комплекса и увеличение объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. Президент Россий-

ской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2016 года отметил, что доля выпуска высокотехнологичной продукции должна достигнуть 50% от всего объема производства на предприятиях оборонно-

промышленного комплекса (ОПК) к 2030 году [7]. Это связано с тем, что перевооружение армии должно завершиться к 2020 году и сократятся объемы государственных заказов в сфере ОПК [14], поэтому необходимо использовать специфические возможности предприятий ОПК в производстве высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения. Предполагается, что высокотехнологичная продукция станет экспортироваться, а это значит, что она станет объектом экспортного контроля.

Перспективными областями, где прогнозируется существенное увеличение выпуска продукции гражданского и двойного назначения, являются авиационное производство, производство технологического оборудования, специализированного транспорта, медицинской техники. Например, АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» реализует проект по разработке и производству систем управления воздушным движением. Такое оборудование уже поставляется в Монголию, ведутся переговоры с Ираном [14].

Сегодня перед юридической наукой стоит задача проанализировать правовой статус продукции и технологий двойного назначения, выяснить, все ли вопросы, которые могут возникнуть при экспорте высокотехнологичной продукции, урегулированы в действующем законодательстве, и предложить варианты совершенствования правовых норм.

Статус продукции двойного назначения является объектом рассмотрения различных наук, преимущественно он анализируется в экономике, но есть исследования и в юриспруденции, и в политологии, и в военном деле.

Исследования в экономике посвящены анализу вопросов диверсификации оборонно-промышленного комплекса (Гле-бова О. В., Козин М. Н., Алякин А. А., Русаков С. Н., Рассадин В. Н., Сначес-Андерс А., Половинкин В. Н., Фомичев А. Б.).

В правовой науке есть исследования, посвященные правовому статусу результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения (Орехов Д. В., Хитрова Л. Н., Евстафьев В., Яковлев А. Ю., Звин-чукова, Холопова Е. Н. и другие).

Для анализа объектов экспортного контроля как важнейшего элемента системы экспортного контроля необходимо точно разграничить понятия «товар», «продукция», «технология».

В Словаре русского языка С.И. Ожегова товар определен как продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена, купли-продажи, а продукция как совокупность продуктов производства или отдельный продукт производства [13]. В экономических словарях под товаром понимают любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме [12]. Продукцию определяют как продукт производства в вещественной или информационной форме, чаще всего в предметном виде, количественно измеряемый в натуральном и денежном выражении; результат процесса производства. Под технологией обычно понимают совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д. [1]. Можно сказать, что к технологии относится и информация, необходимая для разработки, производства и использования продукции. Таким образом, для обозначения объектов экспортного контроля можно использовать единый термин «продукция», который включает в себя товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, технологии.

Большинство источников под продукцией двойного назначения понимают материалы, технологии и научно-техническую информацию, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники [2]. Продукция и технологии двойного назначения становятся объектами экспортного контроля лишь в случае, если будут связаны с вооружением и военной техникой. При этом продукция двойного назначения, во-первых, специально для военного использования не создается, во-вторых, обладает специфическими характеристиками, делающими ее эффективной для использования в военных целях, в-третьих, она может применяться и в коммерческих, гражданских целях, не нанося какого-либо вреда.

Для установления экспортного контроля над каждым конкретным товаром необходимо точно определить его назначение. В случае, если будет доказано, что такая продукция будет использоваться в гражданских целях, экспортный контроль на нее распространяться не будет.

Многие исследователи утверждают, что технологии двойного назначения относятся обычно к новейшим и перспективным достижениям науки и техники [3]. Для их характеристики используются такие понятия, как высокие, наукоёмкие, базовые (критичные) технологии. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года предполагается опережающее развитие наукоёмкой продукции, подразумевая под ней, в том числе, и продукцию двойного назначения [15].

Н.В. Терехин говорит об особом «юридическом статуте» продукции двойного назначения, который определяется опасностью свободного обращения этой группы товаров, информации, работ, услуг, технологий, результатов интеллектуальной деятельности на мировом рынке [16, с.12]. Свободная продажа такой продукции может привести к дестабилизации международной обстановки, и поэтому необходимо строго контролировать экспорт данной продукции из государств, располагающих ею, в другие страны.

Исследователи выделяют два пути развития технологий двойного назначения:

- расширение области использования фундаментального открытия или изобретения, которая охватывает и оборонно-промышленный комплекс;

- и целенаправленное проектирование технологии для решения определённой военно-технической задачи, предусматривающее возможность реализации данной технологией функции в гражданских целях [3].

Если вначале военные разработки использовались в гражданских целях (так называемый процесс «спин-офф»), и это были, например, радары, средства навигации, жидкокристаллические дисплеи, то в последствии, наоборот, технологии проникали из гражданского сектора в военный (процесс «спин-он»), как, например, беспилотные летательные аппараты [9, с.9]. В связи с окончанием холодной войны и конверсией оборонно-промышленного комплекса в конце 1980-х - 1990-х годах в экономике развитых стран стала увеличиваться доля продукции двойного назначения.

На международном уровне нераспространение продукции двойного назначения контролируется в рамках режима «Вас-сенаарские договоренности об экспортном контроле над обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного применения» (Вассенаарские договоренности) [23]. Соглашение о создании данного режима было достигнуто 19 декабря 1995 г. в г. Вассенааре. РФ и США являются участниками данного режима. В основном документе, в так называемых Первоначальных элементах, есть «Контрольные списки товаров и

двойных технологий, подлежащих контролю», «Список вооружений».

Согласно ст. 1 п. 1 Первоначальных элементов главной целью данного режима является «содействие региональной и международной безопасности и стабильности путем повышения транспарентности и ответственности в области передач обычных вооружений, товаров и технологий двойного применения, чтобы препятствовать таким образом дестабилизирующим накоплениям». Государства, участвующие в данном режиме, взяли на себя обязательство осуществлять контроль за экспортом всей номенклатуры из Списка товаров и технологий двойного применения, а также из Списка вооружений на национальном уровне. Решение о передаче или об отказе в передаче любого товара является исключительной прерогативой каждого государства-участника.

Режим Вассенаарских договоренностей подвергается критике со стороны ученых. Прежде всего, положения, принятые в рамках данного режима, не имеют обязательной силы, и страны-члены применяют меры контроля по своему усмотрению. Государства-члены фактически перешли от режима общего интереса к режиму координации. В режимах, представляющих общий интерес, участники соглашаются установить правила для воздержания от определенного поведения и создать учреждения, обладающие полномочиями для мониторинга и посредничества для урегулирования разногласий между ними. В режимах координации стороны договариваются о результате, которого все хотят избежать, но не приходят к согласию о совместных результатах. Такие режимы просто требуют координации политики, а не сотрудничества [20]. Участники Вассенаарских договоренностей соглашаются предотвращать опасные случаи продажи вооружений и продукции двойного назначения (для конечного использования в военных целях) странам, вызывающим серьезную озабоченность. Однако они не пришли к единому мнению о том, какие государства являются странами, вызывающими озабоченность, и что представляет собой «дестабилизирующая» ситуация. Такой режим координации приводит к созданию национальных экспортных систем, которые становятся все более разнородными и асимметричными [21,22].

Опыт США представляется ценным с точки зрения разработки правового регулирования статуса продукции двойного назначения. Соединенные Штаты поддерживают строжайший режим одностороннего экспортного контроля в отношении товаров и технологий двойного назначения. США так же, как и Россия играют ведущую роль в создании различных многосторонних механизмов экспортного контроля. США к тому же поощряют развитие экспортного контроля в других странах с помощью информационно-пропагандистских программ [19, с.25].

Контроль экспорта товаров и технологий двойного назначения осуществляется на основании Закона о регулировании экспорта (Export Administration Act, 1979) и принятых в соответствии с ним Правил экспортного контроля США (Export Administration Régulations - EAR).

Под товарами двойного назначения понимается продукция, которая имеет как коммерческое, так и военное применение (секция 772.1 EAR). Технологией считается информация, необходимая для разработки, производства, использования, эксплуатации, установки, обслуживания, ремонта, капитального ремонта или переоборудования товара, указанного в Контрольном списке коммерческих товаров (Commercial Control

List) (секция 16 (4) Закона о регулировании экспорта, 772.1 EAR). При этом, согласно примечанию 2 к данному термину в секции 772.1 EAR, изменение дизайна существующего товара создает новый товар, и технология для создания модифицированного товара следует считать технологией для разработки или производства уже нового товара.

Экспорт технологии помимо фактической передачи за пределы США, означает также раскрытие технологии на территории США лицу, не являющемуся гражданином США (такое раскрытие информации называется «приравненным к экспорту»), раскрытие технологии за пределами США при проведении встреч, консультаций, или раскрытие ее на территории другого государства гражданину другой страны (это приравнивается к реэкспорту) (секция 734.2(2) EAR).

Экспортному контролю подлежит также продукция иностранного производства, которая была непосредственно произведена с использованием американских составляющих (например, части конечного продукта, технология, ресурсы) и имеющая установленный «минимум» американского участия. По общему правилу, этот минимум составляет 25%, а при передаче в страну, входящую в группу стран, поддерживающих терроризм, составляет 10%. В данную группу входят Куба, Иран, Северная Корея, Судан, Сирия.

Продукция гражданского или двойного назначения перед тем, как покинуть территорию США, и перед передачей технических данных по каналам связи должна быть классифицирована в соответствии с Контрольным списком коммерческих товаров (Commercial Control List). При этом список контролируемой продукции и технологий двойного назначения, принятый в США, гораздо шире, чем Список, принятый в рамках Вассенаарских договоренностей.

Необходимость получения разрешения на экспорт (лицензии), а также требования к такой лицензии и экспорту обусловлены как видом экспортируемого товара, так и страной, и конечным пользователем товара или видом его использования. В ходе реформы системы экспортного контроля в США в 20092015 годах списки стран, юридических и физических лиц, в отношении которых установлены экономические санкции и эмбарго, были объединены в Консолидированный список контроля (Consolidated Screening List).

По общему правилу надлежащая классификация объекта экспортного контроля является обязанностью экспортера. В случае наличия сомнения в правильности классификации того или иного объекта экспортер может направить классификационный запрос в Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США (по товарам, включенным в Контрольный список коммерческих товаров). Неправильное определение режима экспортного контроля может привести к применению серьезных финансовых и уголовных санкций.

Максимальное уголовное наказание налагается в виде штрафа для юридических лиц - до одного миллиона долларов или пятикратный размер стоимости экспорта, для физических лиц - штрафы до 250 тыс. долл. или (и) тюремное заключение до 10 лет. Административные наказания могут быть выражены в виде штрафа до 11 тыс. долл. за нарушение и до 120 тыс. долл. в случае нарушения незаконного экспорта продукции, контролируемой по причине обеспечения национальной безопасности. Нарушителям экспортного законодательства может быть отказано в экспортных привилегиях, что означает запрет данному лицу экспортировать продукцию, регулируемую правилами EAR. Кроме этого, другим юридическим и физическим

лицам будет запрещено участвовать в любой экспортной операции с лицом, кому запрещено осуществлять экспорт [8].

Сегодня найти высокотехнологичную продукцию военного или двойного назначения выпуска западных стран, не содержащую компоненты американского производства, прежде всего, электронные, очень сложно. За любую попытку обойти созданную жесткую систему контроля предусмотрено наказание. Режим экспортного контроля США оказывает влияние на развитие инновационных технологий в мире. Жесткие меры экспортного контроля ограничивают сотрудничество между исследователями. Ученые говорят, что сегодня важные открытия могут быть сделаны, работая в команде и имея доступ к лучшим научным разработкам в разных странах мира.

В Российской Федерации контроль экспорта продукции двойного назначения осуществляется на основании Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (далее - Закон об экспортном контроле). Здесь вместо термина продукция «двойного назначения» употребляется термин «контролируемые товары и технологии» - это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (ст. 1 Закона об экспортном контроле).

Таким образом, объекты экспортного контроля в российском законодательстве делятся на объекты, которые:

1. могут быть использованы при создании оружия массового поражения;

2. могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения. Продукция, которая является особо опасной и создаёт опасность жизни и здоровью людей, сопоставимая с последствиями применения оружием массового поражения.

3. являются товарами и услугами двойного применения.

Объекты экспортного контроля в РФ занесены в шесть контрольных списков по видам контролируемых товаров и технологий. Эти списки сформированы с учетом требований международных режимов экспортного контроля и гармонизированы по своему содержанию с действующими в развитых странах контрольными списками [10]. Исключение составляют раздел 4 Списка товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется с целью обеспечения национальной безопасности, и некоторые пункты из Списка продукции двойного назначения, применяемой в ядерных целях, что связано с контролем радиоизотопной продукции.

Контрольные списки структурно включают в себя несколько разделов с примечаниями и приложениями (с примечаниями, общими критериями и определениями терминов, используемых в списке). Информация в контрольных списках отражена в табличной форме (графы «№ пункта», «Наименования» и «Код ТН ВЭД»; в «химическом» Списке (ХО) добавлена графа «Регистрационный номер по КАС (CAS - Chemical Abstracts Service)»).

И.В. Качаев обращает внимание на проблему, когда отдельные товары и технологии, идентичные по техническому наименованию и функциональному назначению, могут быть указаны в нескольких контрольных списках [4]. В связи с этим при проведении процедуры идентификации необходимо изучать несколько близких по тематической направленности

списков. Трудности в применении контрольных списков связаны и с необходимостью адаптации описания товара в его техническом паспорте к описанию аналогичного товара в контрольном списке. Процедуру идентификации упростило бы наличие в списках перечней синонимов всех наименований товаров, которые используются в международном обороте и в узкоспециальной терминологии.

Рассмотрев контрольные списки, можно отметить, что экспортному контролю подлежат помимо прочего технологии, технические данные и техническая помощь. Данные термины раскрываются в примечаниях к каждому списку.

Под технологией понимается специальная информация, которая требуется для разработки, производства или применения какой-либо продукции. Информация принимает форму технических данных или технической помощи. Технические данные могут быть представлены в виде диаграмм, моделей, планов, руководств и инструкций, таблиц, технических проектов и спецификаций, записанных на бумажных или других носителях (диски, ленты, ПЗУ), формул, чертежей. Техническая помощь может принимать такие формы, как инструктаж, консультации, передача практических знаний, профессиональная подготовка и обучение. Техническая помощь может включать в себя передачу технических данных.

Вызывает недоумение, почему такие важные термины, как «технология», «технические данные», «техническая помощь» раскрываются в российском законодательстве только в примечаниях к контрольным спискам. Современное развитие науки и техники говорит о том, что контролировать нужно именно технологии и технические данные, а значит, необходимо выработать четкие механизмы контроля. Построение эффективного контроля невозможно без четкого определения, что именно в законе понимается под технологией. Можно использовать опыт США при толковании понятия технологии. В Закон об экспортном контроле можно ввести определение понятия технологии двойного назначения: «это специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования любого товара, включенного в контрольные списки экспортного контроля. Данная специальная информация может быть в форме технических данных или технической помощи».

Невозможно до бесконечности удлинять контрольные списки по мере появления новых товаров или технологий, поэтому если экспортируемые материал или технология не включены в контрольные списки и экспортер имеет основания полагать, что данная продукция может быть каким-либо образом направлена на производство вооружений или если продукция приобретается в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, работает принцип всеобъемлющего контроля (ст. 20 ФЗ «Об экспортном контроле»). В этом случае экспортер обязан получить разрешение от Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

В. Л. Малькевич писал о том, что зарубежные специалисты критиковали использование в России нескольких контрольных списков, поскольку в таком случае существует возможность подготовки недостоверных заключений государственных органов из-за неполной информации. В качестве примера приводится ситуация с высокоточными станками, которые одновременно контролируются режимом Вассенаарских договорённостей и Группой ядерных поставщиков (ГЯП) [5, с.294]. По Вассе-наарским договорённостям контролируются токарные и фре-

зерные станки высокой точности, степень которой определяется количеством имеющихся у станка осей, совместно координируемых для контурного управления, и точностью позиционирования. Группа ядерных поставщиков контролирует те же типы станков, но при этом по токарным станкам контроль ГЯП аналогичен контролю в рамках Вассенаарских договорённостей, а по фрезерным охватывает большее число параметров. Наличие двух разных контрольных списков для Вассенаарских договорённостей (список «ДН» [17]) и для Группы ядерных поставщиков (список «ЯО» [18]) может привести к недопониманию экспортёрами того, какой список следует применять. В этом случае, если российский экспортёр обращается в независимую экспертную организацию, компетентную только в отношении контрольного списка «ЯО», а его потенциальный объект экспорта в то же время контролируется и по списку «ДН», то выданное ему экспертное заключение может быть основано на неполной информации.

Следует согласиться с мнением западных специалистов и предложить ввести в законодательстве РФ единый список контролируемой продукции. Это, во-первых, устранит неопределённость в идентификации товаров для целей экспортного контроля, во-вторых, упростит процедуры идентификации, и, в-третьих, экспортёр будет проводить одну экспертизу вместо того, чтобы согласовывать действия разных экспертных организаций и заказывать проведение ими совместных экспертиз.

Меры ответственности, предусмотренной за нарушение экспортного законодательства в России, значительно менее суровые, чем в США. Мерами административной ответственности является штраф в размере стоимости объектов, явившихся предметами административного правонарушения, с конфискацией или без. Мерами ответственности по УК РФ является штраф до 500 тысяч рублей или доход осужденного за период от одного года до пяти лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет. Квалифицированный состав влечет наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (ст.189 УК РФ).

Стремительное развитие технологий бросает новые вызовы системе экспортного контроля. Появляется оборудование для аддитивного производства ^-печати), возникают вопросы о том, как контролировать продукцию двойного назначения, которую можно создавать на 3D-принтере [11]. Потенциальным объектом экспортного контроля могут стать и нанотехно-логии. Например, применение наночастиц в производстве строительных материалов для создания высокопрочного и долговечного бетона [6]. Малоизученность воздействия нано-компонентов на человека и на окружающую среду, их способность беспрепятственно преодолевать существующие системы очистки, говорит о том, что нанокомпоненты могут быть использованы как биологическое оружие. В национальном законодательстве на уровне закона должно быть зафиксировано понятие и признаки технологии двойного назначения. К тому же, необходимо более детально регламентировать процедуру установления так называемого всеобъемлющего контроля.

В российском законодательстве в отличие от законодательства США не так четко и прозрачно урегулированы все виды экспорта продукции двойного назначения. В США контролируется и фактический экспорт, и передача технологий иностран-

ным лицам внутри страны, и реэкспорт, и передача продукции, содержащей компоненты американского происхождения. Такой жесткий режим объясняется политическими целями США - установить технологическое лидерство в мире.

В России, учитывая цели, поставленные Президентом, в действующем законодательстве необходимо урегулировать вопросы передачи продукции и технологий двойного назначения, и здесь можно обратиться к опыту США. В данной статье предложено ввести законодательное определение технологии двойного назначения, создать единый консолидированный список контролируемых товаров, регламентировать принцип всеобъемлющего контроля. При этом необходимо усиление взаимодействия государства и представителей делового и научного сообщества для повышения эффективности экспортного контроля.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,95%.

Список литературы:

1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969-1978

2. Большой юридический словарь http: //jurisprudence.academic.ru /10906/ (дата обращения: 17.07.2017)

3. Военный энциклопедический словарь/ М-во обороны Рос. Федерации; [Ред. А. Э. Сердюков]. — М.: Военное изд-во, 2007. — 831 с.

4. Качаев И.В. Идентификация товаров и технологий в целях экспортного контроля // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2013. № 6 (16).

5. Малькевич В.Л. Экспортный контроль: от противостояния к сотрудничеству. - Москва : О-во сохранения лит. наследия, 2012.

6. Покровский К.К., Суслина И.В. Экспортный контроль при передаче строительной продукции наноиндустрии на зарубежные рынки товаров и технологий // Строительные науки, 2012, №3.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // «Парламентская газета», № 45, 02-08.12.2016

8. Правила экспортного контроля (Export Administration Regulations) // Свод федеральных правил США. Том 15, части 730-774 (2007) http://www.ecfr.gov/, section 764.3 (дата обращения: 17.07.2017)

9. Приоритеты зарубежных НИОКР двойного назначения /[Л. В. Пан-кова, Л. И. Остапкович, В. О. Корощупов и др.] ; отв. ред.: Л. В. Панко-ва, С. Ю. Казеннов ; Нац. исслед. ин-т мировой экономики и между-нар. отношений им. Е. М. Примакова Рос. акад. Наук. М., ИМЭМО РАН, 2016. С. 9.

10. Роскошная М. С. Выявление актуальных угроз системы экспортного контроля / Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. П раво. 2016. Т. 16, вып. 3

11. Роскошная М., Харьковский Е. 3D-печать и экспортный контроль: на перегонки со временем / Индекс безопасности , 2016, № 4 (115), Том 21.

12. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -5-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2006. — 494 с.

13. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. Под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. - 896 с.

14. Совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции двойного назначения, 8.09.2016 // http://www.kremlin.ru/events/president/news/52852 (дата обращения: 17.07.2017)

15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Абз. 3 п.63

16. Терехин Н.В. Международно-правовые аспекты экспортного контроля за передачей продукции двойного и военного назначения (На примере России и США): дис ... канд. юрид. наук: 12.00.10 М., 2004.

17. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»

18. Указ Президента РФ от 14 января 2003 № 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»

19. Beck, Michael, Richard Cupitt, Seema Gahlaut and Scott Jones, eds. To Supply or to Deny: Comparing Nonproliferation Export Controls in Five Key Countries. New York, NY: Kluwer, 2003

20. Haas, Ernest. «Words Can Hurt You; or, You Said What to Whom About Regimes.» In International Regimes, edited by Steven Krasner, pp. 23-61. New York, NY: Cornell University Press, 1983.

21. Oltmann S. Dual Use Research: Investigation Across Multiple Science Disciplines // Sci Eng Ethics (2015) 21:327-34.

22. Seyoum, Belay. Export Controls and International Business: A Study with Special Emphasis on Dual-Use Export Controls and Their Impact on Firms in the US / JOURNAL OF ECONOMIC ISSUES. Vol. LI No. 1. March 2017

23. Wassenaar arrangements (December 1995, электронный ресурс: http.V/www.wassenaar.org/guidelmes/docs/GlinesandProced,includingt heIE. pdf. (дата обращения: 17.07.2017)

24. Wetter A. Enforcing European union law on exports of dual-use goods / Anna Wetter . - Oxford ; New York : Oxford univ. press, 2009 . - XX, 168 с. - (SIPRI research report / Stockholm intern. peace research inst. № 24).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Продукция двойного назначения как объект экспортного контроля: проблемы правового регулирования в РФ и США» аспирантки кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-

фина (МГЮА) Фроловой Екатерины Константиновны Статья Фроловой Е.К. посвящена анализу правового статуса продукции двойного назначения как объекта экспортного контроля и определению проблем правового регулирования данного объекта в законодательстве России и США.

Актуальность настоящего исследования заключается в привлечении внимания к роли высокотехнологичной продукции в обеспечении

стабильности российской экономики. Автор отмечает, что проблемы правового статуса такой продукции недостаточно исследованы в российской юридической науке. В данной научной статье раскрываются различные аспекты правового регулирования экспортного контроля данной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор затрагивает целый ряд дискуссионных вопросов юридической науки, касающихся понятия технологии двойного назначения, правового статуса международного режима Вассенаарских договоренностей, контролирующего нераспространение продукции двойного назначения, процедуры идентификации продукции по контрольным спискам товаров и технологий двойного назначения. В связи с этим предлагается ввести законодательное определение технологии двойного назначения, под которой предложено понимать специальную информацию, требующуюся для разработки, производства или использования любого товара, включенного в контрольные списки экспортного контроля. Данная информация может быть в форме технических данных или технической помощи. Помимо этого, автор рекомендует создать единый список контролируемых товаров и подробнее регламентировать принцип всеобъемлющего контроля.

Достоинством работы является сравнительно-правовой подход автора к рассмотрению исследуемых проблем, который строится на изучении российского законодательства и законодательства США в указанной сфере отношений.

Работа, несомненно, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Выводы и предложения автора, основанные на анализе зарубежного опыта правового регулирования отношений в области экспортного контроля, могут быть использованы при совершенствовании российского законодательства, а также могут быть востребованы в деятельности российских предприятий, поставляющих выпускаемую продукцию на экспорт.

Анализ опирается на использование широкого круга научных источников как российских, так и зарубежных авторов.

Научная статья Фроловой Е.К. «Продукция двойного назначения как объект экспортного контроля: проблемы правового регулирования в РФ и США» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья рекомендована к публикации.

Рецензент:

кандидат юридических наук,

доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права

Московского государственного юридического

университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Кузнецова Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.