Научная статья на тему 'ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / современные методы обучения. / elementary school / modern teaching methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Улбала Бахтияровна, Саухамбаева Мадина Жасарсыновна, Алтаева Назымкул Адилхановна, Манашахов Ерсултан Исатайулы, Мехманова Айнур Аппазовна

продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности, можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Улбала Бахтияровна, Саухамбаева Мадина Жасарсыновна, Алтаева Назымкул Адилхановна, Манашахов Ерсултан Исатайулы, Мехманова Айнур Аппазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTIVE LEARNING METHODS IN PRIMARY SCHOOL

productive teaching methods. The method is the main requirement in higher education that is, the development of the qualities of a creative person. Analyzing the main types of creative activity, one can see that with its regular implementation, a person develops the qualities of quick orientation in changing situations, the ability to see the problem and not be afraid of its novelty, originality and fruitfulness of thinking, ingenuity, intuition, etc. The demand for these qualities is quite high at the present time and will obviously increase in the future.

Текст научной работы на тему «ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Ибрагимова У.Б.1, Саухамбаева М.Ж.2, Алтаева Н.А.3, Манашахов Е.И.4,

Мехманова А.А.5

1Ибрагимова Улбала Бахтияровна - кандидат филологических наук, доцент; 2Саухамбаева Мадина Жасарсыновна - магистр, преподаватель;

3Алтаева Назымкул Адилхановна - старший преподаватель; 4Манашахов Ерсултан Исатайулы - преподаватель;

5Мехманова Айнур Аппазовна - преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе - то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности, можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Ключевые слова: начальная школа, современные методы обучения.

PRODUCTIVE LEARNING METHODS IN PRIMARY SCHOOL Ibragimova U.B.1, Sauhambaeva M.Zh.2, Altaeva N.A.3, Manashahov E.I.4,

Mekhmanova A.A.5

1Ibragimova Ulbala Bakhtiyarovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;

2Sauhambayeva Madina Zhasarsynovna - Master, Teacher;

3Altaeva Nazimkul Adilkhanovna - Senior Lecturer; 4Manashahov Yersultan Isatayuly - Lecturer; 5Mekhmanova Ainur Appazovna - Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, SOUTH KAZAKHSTAN UNIVERSITY NAMED AFTER M. AUEZOV, SHYMKENT, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: productive teaching methods. The method is the main requirement in higher education - that is, the development of the qualities of a creative person. Analyzing the main types of creative activity, one can see that with its regular implementation, a person develops the qualities of quick orientation in changing situations, the ability to see the problem and not be afraid of its novelty, originality and fruitfulness of thinking, ingenuity, intuition, etc. The demand for these qualities is quite high at the present time and will obviously increase in the future. Keywords: elementary school, modern teaching methods.

УДК 372.9

Обстоятельством функционирования плодотворных методов является присутствие проблемы. При решении проблем выделяют четыре главных стадии:

1. основание проблемной ситуации;

2. разбор проблемного обстоятельства, формулировка проблемы и представление ее в виде одной либо нескольких проблемных задач;

3. решение проблемной задачи с помощью выдвижения предположений и последовательных проверок;

4. проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуальных трудностей, которое вызвано двумя факторами: первый фактор - острым желанием разрешить какой-либо вопрос, второй фактор -неосуществимостью сделать это при помощи наличного резерва сведений либо благодаря известным методам действия, и формирующее необходимость в усвоении новых сведений или поиске новых методов действий.

Анализ проблемной ситуации - значительная стадия независимой познавательной деятельности. На данной стадии происходит определение того, что знакомо и незнакомо, связь между ними, характер неведомого и его отношение к известному. Все это дает разрешение сформулировать проблему и изобразить ее в виде цепочки проблемных задач. Проблемная задача имеет различия от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что надлежит установить. Верная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это достаточно весомое вложение в решение проблемы. Не случайно говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее нужно последовательно работать с каждой проблемной задачей по-отдельности. Выдвигаются догадки и гипотезы о вероятном решении проблемной задачи. Из большого числа предположений и гипотез выдвигаются несколько хорошо аргументированных предположений. После этого проблемные задачи решаются с помощью последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сравнение цели, условий задачи и обретенного итога. Значительный смысл имеет разбор всего пути проблемного поиска. Нужно возвратиться обратно и снова взглянуть, есть ли другие более четкие и ясные формулировки проблемы, более рациональные методы ее решения. Также существенным является проведением анализа ошибок и осмысление сути и причины неверных гипотез и догадок. Это позволяет проверить верность решения определенной проблемы и обрести ценный осмысленный опыт и знания, - все это есть главным приобретением обучаемого.

Обучение благодаря продуктивному способу называют проблемным обучением. В продуктивных способах существуют следующие достоинства проблемного обучения:

1. учит думать логично, научно и творчески;

2. учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3. учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4. делает учебный материал более доказательным;

5. делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6. способствует превращению знаний в убеждения;

7. вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8. формирует и развивает познавательные интересы;

9. формирует творческую личность.

Продуктивные способы не универсальны, не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы. Данный учебный материал надлежит доставлять репродуктивными способами. Организовать проблемную ситуацию на абсолютном неведении неосуществимо. Для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний. Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.

Список литературы /References

1. АсмоловА.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика. М., 2009. № 4. С. 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.