Научная статья на тему 'Продовольственный ритейл в сельской местности: выбор оптимального формата'

Продовольственный ритейл в сельской местности: выбор оптимального формата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сельская местность / розничная торговля / формат магазина / продовольственный ритейл / жесткие дискаунтеры / минимаркеты / rural area / retail trade / retail format / food retail / hard discounter / convenience store

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Виктор Евгеньевич, Антинескул Екатерина Александровна

В условиях усиления конкурентной борьбы продовольственных ритейлеров многие торговые сети разрабатывают новые форматы торговых точек для городских пространств, которые могли бы быть экономически эффективны и в сельской местности. Появление нового формата торговой точки, интересной для клиента и способной выдержать конкуренцию с пунктами выдачи маркетплейсов и алкомаркетами, может стать ключом к доминированию на рынке. Статья посвящена оценке перспектив создания оптимального формата для продовольственных торговых сетей, имеющих высокий потенциал для распространения в сельской местности. Методологическую основу исследования составили системный подход, циклическая теория ритейла и теории пространственного развития. Методика работы включала три этапа: во-первых, сравнительный анализ структуры форматов продовольственных ритейлеров за 2015–2023 гг. в РФ; во-вторых, оценку территориального распределения двух форматов торговых сетей (жестких дискаунтеров и минимаркетов) на примере Приволжского и Уральского федеральных округов; в-третьих, определение новых форматов торговых сетей вне города. На основе анализа рыночных трендов развития сетевой розничной торговли предложена концептуальная модель оптимального формата ритейла для сельской местности по параметрам ассортиментной, ценовой политики, распределения площади торгового зала и дополнительных услуг. Предложения по совершенствованию модели формата ритейла для сельской местности могут способствовать росту розничной торговли и развитию торговой инфраструктуры вне городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food retail in rural areas: Choosing the optimal format

Tightening competition among food retailers stimulates them to develop new formats of stores for urban spaces, which also can be economically efficient in rural areas. Appearance of a new format of stores that excites clientele’s interest and is able to compete with pick-up points and liquor stores may become a key to the domination in the market. The paper examines the prospects of creating an optimal format for food retailers that hold potential for spread in rural areas. Methodologically, the study relies on a systems approach, the cyclical theory of retail, and spatial development theories. The method encompasses three stages: first, holding a comparative analysis of the format structure of food retailers for 2015–2023; second, evaluating the territorial distribution of the two formats of retail chains (hard discounters and convenience stores) using the case of Volga and Ural Federal Districts; third, determining new formats of retail chains outside cities. Based on the analysis of market trends in the development of retail chain stores the paper suggests a conceptual model of the optimal retail format for rural areas with respect to product range, pricing, distribution of sales area, and additional services. The suggestions about the improvements in the model of the retail format for rural areas may spur the retail trade growth and promote the development of trade infrastructure outside urban areas.

Текст научной работы на тему «Продовольственный ритейл в сельской местности: выбор оптимального формата»

DOI: 10.29141/2658-5081-2024-25-2-6 EDN: QWQCZQ JEL classification: M21, L81

В. Е. Ковалев Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, РФ Е. А. Антинескул Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, РФ

Продовольственный ритейл в сельской местности: выбор оптимального формата

Аннотация. В условиях усиления конкурентной борьбы продовольственных ритейле-ров многие торговые сети разрабатывают новые форматы торговых точек для городских пространств, которые могли бы быть экономически эффективны и в сельской местности. Появление нового формата торговой точки, интересной для клиента и способной выдержать конкуренцию с пунктами выдачи маркетплейсов и алкомаркетами, может стать ключом к доминированию на рынке. Статья посвящена оценке перспектив создания оптимального формата для продовольственных торговых сетей, имеющих высокий потенциал для распространения в сельской местности. Методологическую основу исследования составили системный подход, циклическая теория ритейла и теории пространственного развития. Методика работы включала три этапа: во-первых, сравнительный анализ структуры форматов продовольственных ритейлеров за 2015-2023 гг. в РФ; во-вторых, оценку территориального распределения двух форматов торговых сетей (жестких дискаунтеров и минимаркетов) на примере Приволжского и Уральского федеральных округов; в-третьих, определение новых форматов торговых сетей вне города. На основе анализа рыночных трендов развития сетевой розничной торговли предложена концептуальная модель оптимального формата ритейла для сельской местности по параметрам ассортиментной, ценовой политики, распределения площади торгового зала и дополнительных услуг. Предложения по совершенствованию модели формата ритейла для сельской местности могут способствовать росту розничной торговли и развитию торговой инфраструктуры вне городов.

Ключевые слова: сельская местность; розничная торговля; формат магазина; продовольственный ритейл; жесткие дискаунтеры; минимаркеты .

Для цитирования: Kovalev V. E., Antineskul E. A. (2024). Food retail in rural areas: Choosing the optimal format. Journal of New Economy, vol. 25, no. 2, pp. 108-129. DOI: 10.29141/26585081-2024-25-2-6. EDN: QWQCZQ.

Информация о статье: поступила 19 января 2024 г.; доработана 26 февраля 2024 г.; одобрена 26 марта 2024 г.

Victor Ye. Kovalev Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

Ekaterina A. Antineskul Perm State University, Perm, Russia

Food retail in rural areas: Choosing the optimal format

Abstract. Tightening competition among food retailers stimulates them to develop new formats of stores for urban spaces, which also can be economically efficient in rural areas. Appearance of a new format of stores that excites clientele's interest and is able to compete with pick-up points and liquor stores may become a key to the domination in the market. The paper examines the prospects of creating an optimal format for food retailers that hold potential for spread in rural areas. Methodologically, the study relies on a systems approach, the cyclical theory of retail, and spatial development theories. The method encompasses three stages: first, holding a comparative analysis of the format structure of food retailers for 2015-2023; second, evaluating the territorial distribution of the two formats of retail chains (hard discounters and convenience stores) using the case of Volga and Ural Federal Districts; third, determining new formats of retail chains outside cities. Based on the analysis of market trends in the development of retail chain stores the paper suggests a conceptual model of the optimal retail format for rural areas with respect to product range, pricing, distribution of sales area, and additional services. The suggestions about the improvements in the model of the retail format for rural areas may spur the retail trade growth and promote the development of trade infrastructure outside urban areas.

Keywords: rural area; retail trade; retail format; food retail; hard discounter; convenience store.

For citation: Kovalev V. E., Antineskul E. A. (2024). Food retail in rural areas: Choosing the optimal format. Journal of New Economy, vol. 25, no. 2, pp. 108-129. DOI: 10.29141/2658-50812024-25-2-6. EDN: QWQCZQ.

Article info: received January 19, 2024; received in revised form February 26, 2024; accepted March 26, 2024

Введение

Урбанизация большинства территорий РФ стимулирует интерес продовольственных ритейлеров к освоению городов. При этом сельская местность отстает в развитии розничной торговли продовольственными товарами. Во-первых, эти территории существенно отличаются в экономическом развитии и потенциале роста для продовольственного ритейла. Во-вторых, демографические прогнозы понижают привлекательность сельской местности за счет превалирующей доли пожилого населения со специфической потребительской корзиной. Однако в экспертном сообществе существует мнение о потенциале развития розничной торговли в сельской местности за счет создания особого формата ритейла, учитывающего специфику поведения потребителя через ассортиментную матрицу и дополнительные сервисы (например, такие как сборка и доставка товаров, пункты самовывоза, информация о товарах по QR-коду и др.). Данная точка зрения обоснована существенно меньшей конкуренцией в отделенных местностях [Bertrand, Kramarz, 2002; Basker, 2005; Jia, 2008; Ficano, 2013]. Соответственно, оценка потенциала форматов ритейла для сельской местности становится инструментом экономического развития и роста розничной торговли и услуг.

Эксперты акцентируют внимание на том, что жесткая конкурентная среда, вызванная расширением крупных торговых сетей и консолидацией рынка, вредна для малых форматов торговых точек, особенно в пригородных и сельских районах. Однако развитие продовольственного ритейла в пригородных и сельских муниципалитетах возможно за счет регулирования землепользования местными органами власти. В сфере розничной торговли небольшие торговые объекты более важны для этих районов с точки зрения повышения их привлекательности для населения и качества жизни. Согласно проведенным исследованиям, регулирование землепользования муниципалитетами в сфере розничной торговли является одним из государственных инструментов, который местные органы власти используют для развития инфраструктуры сельской местности [Peiffer-Smadja, Torre, 2018]. В противном случае жители сельской местности ищут магазины в соседних территориях, способствуя развитию других торговых объектов [Reed, Yu, Hughes, 2023]. За рубежом изучение перспектив освоения сельской местностью сетевой розничной торговли связывают с возможностями сотрудничества с другими розничными торговцами, арендодателями в муниципалитетах [Ekstrom, Jonsson, 2022].

Существует значительный разрыв в концентрации розничных торговых сетей продуктами питания между городами и сельской местностью [Wang, Li, 2022]. Следовательно, возникает необходимость создать современные форматы продовольственного ритейла по социально-экономическими параметрам развития ограниченных территорий, которые вынужденно пользуются услугами традиционной торговли. Потребность в подобных форматах отмечают респонденты в рамках ранее проведенных исследований, посвященных изучению конкретных потребностей потребителей в бедных районах или сельской местности [Bahn, Abebe, 2017].

Так, традиционные форматы розничной торговли продуктами питания в сельской местности рассматриваются в качестве вынужденного места совершения покупок из-за отсутствия альтернативы. Проведенные ранее исследования подтверждают, что население готово добираться до супермаркетов, расположенных дальше от дома, но удовлетворяющих запросы в конкретных продуктах питания или предлагающих более выгодные условия их приобретения [Hoenink et al., 2023]. В других исследованиях протестирована востребованность продажи продуктов питания на автозаправочных станциях в сельской местности [Neumeier, 2015].

Интересен опыт ученых, исследовавших продовольственный рынок Германии. Они называют отсутствие возможности приобрести продукты в сельской местности «пищевыми пустынями». Данное явление можно идентифицировать по данным ГИС-анализа, то есть по расположению торговых точек [Neumeier, Kokorsch, 2021]. «Пищевые пустыни» возникают в тех местностях, где определено местонахождение жилых объектов, при этом в радиусе пешей доступности отсутствует какая-либо продовольственная торговая сеть. Это характерно и для российского рынка. Доказано, что повлиять на уменьшение количества «пищевых пустынь» может муниципальная политика землепользования, поскольку регулированием структуры розничной торговли в регионе занимаются пригородные и сельские власти, для которых деятельность объектов торговли имеет решающее значение для повышения качества жизни населения [Peiffer-Smadja, Torre, 2018].

Кроме того, в сельской местности продовольственные магазины являются приоритетным источником информации о полезных продуктах питания, доступных для семей, поскольку в таких объектах торговли ассортимент формируется под запросы местного населения из-за более тесного контакта с клиентом [Bustillos et al., 2009]. Проведенные

исследования обосновывают высокое доверие жителей сельской местности к ритейлу как направлению пропаганды здорового пищевого поведения среди населения с низким уровнем дохода, так как им недоступно совершение регулярных покупок в магазинах, расположенных в городе. В том числе локальные торговые точки стремятся сформировать доступные цены на продукты питания, ориентируясь на ограниченный бюджет данной категории потребителей [Fergus, Seals, Holston, 2021].

Экономическую эффективность освоения ритейлерами сельской местности подтверждают исследования, согласно которым небольшие по численности местности обеспечивают схожий уровень прибыльности, несмотря на отсутствие транспортной инфраструктуры, с учетом меньших затрат на обучение персонала и обслуживание отдела продаж [Patil, Borle, Singh, 2023]. Доказан высокий потенциал получения прибыли за счет разработки инновационных и экономически эффективных форматов торговли в сельской местности.

Таким образом, поиск и внедрение оптимального формата продовольственного ри-тейла для сельской местности является актуальной темой, интересной для рассмотрения на материалах российского рынка.

Цель исследования - оценка форматов продовольственного ритейла, оптимальных для применения в сельской местности и ориентированных на экономическое развитие инфраструктуры этих территорий.

Задачи:

- провести обзор научных работ, посвященных оценке эффективности форматов продовольственного ритейла;

- оценить данные статистики по структуре форматов продовольственных торговых сетей за 2015-2023 гг. в РФ;

- проанализировать распределения двух форматов торговых сетей (жестких дискаун-теров и минимаркетов) в Приволжском и Уральском федеральных округах;

- определить концептуальную модель оптимального формата торговых сетей для сельской местности в РФ.

Тенденции развития форматов продовольственного ритейла в РФ

В последнее десятилетие ученые неоднократно обращались к оценке экономической эффективности и распространению форматов продовольственного ритейла на российском рынке. Согласно теории «колеса розничной торговли» российские торговые сети совершили полный круг форматов торговых точек: ритейлеры начали с небольших форм магазинов, затем среди покупателей были популярны супермаркеты и гипермаркеты, а сейчас наблюдается медленное возвращение к маленьким и удобным форматам [Gauri et al., 2021]. Современные форматы продовольственного ритейла отличаются размером торговых помещений; местом размещения (дислокацией); шириной и глубиной ассортимента; уровнем цен; способом продажи; уровнем сервиса [Диянова, 2009]. Данные параметры требуют регулярной диагностики эффективности и определения слабых мест или возможностей развития. Некоторыми исследованиями подтверждено, что состояние конкуренции между форматами торговых сетей стимулирует рост доли современных форматов и уход покупателя от традиционных форматов (особенно в сельской местности) [Goldman, Ramaswami, Krider, 2002; Sharkey, 2009].

Российские ученые за последние 15 лет проводили исследования популярности и эффективности форматов ритейла в РФ, определив тенденции форматизации на продовольственном рынке (табл. 1).

Таблица 1. Тенденции изменения форматов продовольственного ритейла в России

Table 1. Trends in food retail format transformation in Russia

Источник Тенденции

В. В. Радаев [2007, с. 29] «Волны новых торговых форматов: от премиального к экономичному сегменту»

О. Высоцкий [2010] Жесткие дискаунтеры в России менее привлекательны. Потребитель даже с минимальным достатком требует определенного уровня обслуживания и не хочет, чтобы магазин окончательно превращался в склад с минимальным набором небрендированной продукции. Магазины эконом-класса успешны в областях, регионах и в городах-мил-лионниках

Н. Н. Калькова, Э. А. Сеитджелиев [2018] Мягкие дискаунтеры более распространены в сельской местности, тогда как жесткие присутствуют в городе. Сегодня в регионах России созданы благоприятные условия для развития торговой деятельности дискаунтеров

А. Н. Федотов [2021], А. Н. Федотов, С. В. Щепина [2018] Для конечного потребителя очень важно, чтобы получил развитие комплекс разнообразных торговых форматов, более качественное, комфортное и эффективное с точки зрения новой техники и технологии обслуживание, широта и полнота ассортимента товаров и услуг. Продажи в формате гипермаркет в России сократились, что объясняется изменениями покупательских предпочтений, которые переключились на дискаунтеры и магазины у дома

Н. О. Старкова, О. С. Хлусова [2019, с. 91] «Будущее как сетевой, так и всей розничной торговли невозможно представить без ее интеграции с финансовой и банковской инфраструктурой, а также каналами электронной коммерции. И в данном случае такое взаимодействие будет реализовываться не только в контексте использования новейших инструментов оплаты, но в том числе при формировании принципиально новых моделей маркетплейсов»

В. П. Чеглов [2019, с. 185], В. П. Чеглов, А. Н. Столярова [2020, с. 29] «... тренды на смешение форматов дискаунтера и супермаркета ...»

С. В. Щепина [2021, с. 9] «... индустрии продуктового ритейла придется смириться с тем, что ритейл-ландшафт изменится навсегда: покупка продуктов онлайн для многих станет новой нормой, неизбежно изменятся потребительские предпочтения, покупательское поведение, также какое-то время уйдет на восстановление покупательной способности населения»

А. Ю. Мунши, Л. Ю. Александрова, Ш. М. Мунши [2022] Диверсификация форматов розничной торговли и товарных позиций (открытие сети аптек, магазинов зоотоваров и др.), мультиформатность, расширение сегмента дискаунтеров, в первую очередь жестких дискаун-теров («Светофор», «Маяк»). Взаимопроникновение офлайн в онлайн посредством создания онлайн-магазинов, запуска мобильных приложений и онлайн в офлайн путем открытия пунктов выдачи товаров, постаматов, шоурумов, торговых точек

И. Н. Ефременко, М. В. Михайлюк, С. Н. Резников [2023Ь] Рыночная доля жестких дискаунтеров в среднесрочной перспективе будет повышаться. Переход части спроса в менее дорогой онлайн (экономика затрат, Б2С -^гесМо-сошишег) и социальная поляризация населения породили новый запрос на экономичное потребление, а также удобное приобретение продукции онлайн

Окончание таблицы 1

Table 1 (concluded)

Источник Тенденции

Б. Е. Куралбай, Л. Т. Смоленцева [2023] Развитие дискаунтерной торговли в регионах зависит от того, насколько хорошо эти магазины могут адаптироваться к особенностям местной экономики и потребностям населения. Цены на товары могут отличаться в разных регионах, и дискаунтеры должны быть готовы к изменению цен в соответствии с местной конъюнктурой рынка

И. Н. Ефременко, М. В. Михайлюк, С. Н. Резников [2023a, с. 408] «Аналитически расширенные параллели с современным европейским опытом развития и более дробного деления дисконт-торговли позволили глубже осмыслить перспективы перехода российского ритейла в мягкие и жесткие дискаунтеры и выхода на рынок «новых» антикризисных форматов»

В долгосрочной перспективе выделенные тенденции ведут к усилению конкуренции между крупными форматами ритейла, что стимулирует открытие малых торговых точек, где количество удобных и свободных площадок для покупателя больше, а затрат на их открытие меньше [Климанова, Басаев, 2022]. Потребность в оптимизации форматов продовольственных торговых сетей связана и с тем, что «...сельскохозяйственное производство и потребление продовольствия будут все больше локализоваться в рамках национальных границ, а международные цепи поставок будут рассогласовываться и местами деградировать» [Папцов, 2021, с. 294-295].

Следовательно, ключевой проблемой исследования является определение оптимального и перспективного формата продовольственного ритейла на российском рынке для сельской местности.

Методика исследования

Исследование базируется на применении системного подхода к определению оптимального формата продовольственного ритейла в РФ, эффективного для распространения в сельской местности (рис. 1).

1. Сравнительный анализ структуры форматов продовольственных ритейлеров за 2015-2023 гг.

2. Оценка распределения двух форматов торговых сетей (жестких дискаунтеров и минимаркетов) в Приволжском и Уральском федеральных округах

3. Определение параметров развития форматов торговых сетей вне городов и пригородов

Рис. 1. Этапы определения оптимального формата продовольственного ритейла Fig. 1. Stages in defining the optimal food retail format

Исследовательский вопрос заключался в установлении разницы во времени и в территориальном размещении форматов ритейла от традиционной торговой точки и до ми-нимаркета. В частности, ожидается, что только минимаркеты и дискаунтеры являются перспективными форматами продовольственного ритейла с достаточной способностью экономически эффективного распространения продукции в сельской местности.

Результаты исследования Сравнительный анализ структуры форматов продовольственных ритейлеров РФ за 2015-2023 гг. За последние 9 лет структура форм реализации продуктов питания на продовольственном рынке РФ претерпела изменения (рис. 2). Ключевыми агрегато-рами форматов ритейла являются ТОП-10 торговых сетей, которые в рамках изученной статистики с каждым годом контролируют большую долю рынка.

Рынки и ярмарки 6,7 6,7 6,7 6,7 6,0 4,6 Несетевые современные форматы 14,0 15,0 13,2 12,0 11,5 16,0

18,4 17,9 19,9 17>6 19>8 17,4

Региональные торговые сети (700 сетей без ТОП-ЮО)

ТОП-100 торговых сетей 1 о, о 10,0 10 6 9,2

(без ТОП-Ю) '

4,6 3,4

4,2 4,1 9,5 8,8

20>° 15,0 Ш

19,2 13,1 14,2

25,3 22,9 Ы 2°'5 25,3

Традиционная торговля 28,3

ТОП-Ю торговых сетей 22,6 25,7 26,7 30>9 32>9 29,1 27,5

19,8 18.1

38,5 40,7

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 2. Формы торговли на продовольственном рынке РФ в 2015-2023, %1 Fig. 2. Forms of trade in the Russian food market in 2015-2023, %

По оценке INFOLine драйвером роста рынка являются дискаунтеры (от англ. discounter - магазины и торговые сети, реализующие товары по ценам ниже среднерыночных). Например, торговые сети «Моя цена», «Чеснок», «Светофор», «Рубль», «Чижик», керченский «Народный амбар»2. Помимо лидеров в регионах формируются креативные компании, создающие современные форматы продовольственного ритейла («Жизнь-март» в Екатеринбурге, «Квартет Вкусов», на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов).

Сегментация товарооборота сетевой розничной торговли РФ по форматам ритейла за 2015-2023 гг. (табл. 2) демонстрирует положительную динамику доли интернет-торговли (на 18,9 %) и жестких дискаунтеров (на 33,9 %).

Данные табл. 3 подтверждают положительный темп роста торговой площади по форматам ритейла.

Согласно табл. 3, среди Т0П-200 торговых сетей FMCG РФ 63 % к 2023 г. занимают дискаунтеры. Рост площадей дискаунтеров в 2023 г., кроме сетей «Пятерочка», «Магнит», «Светофор», «Верный», связан с открытиями жестких дискаунтеров «Доброцен», «Чижик», «Находка» и «Победа!». Доля гипермаркетов и супермаркетов в структуре торговой площади в 2022 г. продолжила сокращаться, что обусловлено отказом от инвестиций в крупные форматы, снижением посещаемости торговых центров, усилением конкуренции со стороны дискаунтеров и магазинов малых форматов, в том числе алкомаркетов и специализированных сетей по продаже продукции категории «фреш» (продукция собственного производства и свежие продукты), онлайн-ритейлеров и маркетплейсов.

1 Розничная торговля food и потребительский рынок России. https://infoline.spb.ru/upload/iblock/9be/9b eb7db36c0d4db274a79020e501ddf3.pdf.

2 Дискаунтеры укрепляются в «Т0П-200 крупнейших торговых сетей FMCG России», отмечают аналитики INFOLine. https://infoline.spb.ru/news/index.php?news=283121.

Таблица 2. Сегментация товарооборота сетевой розничной торговли РФ по форматам ритейла в 2015-2023, % Table 2. Segmentation of Russian retail chains' turnover by retail formats in 2015-2023, %

Формат ритейла 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2023 к 2022

Гипермаркеты 19 18 18 16 16 14 13 12 12 -3,7

Супермаркеты 12 12 12 12 11 10 10 10 10 1,3

Специализированные продуктовые магазины 2 3 4 5 6 7 7 8 9 16,3

Традиционная торговля 29 26 24 21 19 18 16 14 14 -7,8

Интернет-торговля 1 1 2 2 3 4 5 6 7 18,9

Дискаунтеры 23 25 25 27 28 29 29 31 31 8,4

Жесткие дискаунтеры 1 1 1 2 2 4 5 6 7 33,9

Источник: Розничная торговля food и потребительский рынок России. https://infoline.spb.ru/ upload/iblock/9be/9beb7db36c0d4db274a79020e501ddf3.pdf.

Таблица 3. Динамика торговой площади по формату ритейла среди ТОП-200 торговых сетей FMCG РФ, 2015-2023 Table 3. Dynamics of sales area by retail format among TOP-200 FMCG retail chains in Russia, 2015-2023

Форматы ритейла 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 Средний темп, %

Динамика торговой площади по форматам ТОП-200 торговых сетей FMCG РФ, млн м2

Гипермаркеты 5 6 6 6 6 6 6 5 5 0,44

Супермаркеты 3 3 3 3 3 3 3 3 3 0,00

Дискаунтеры 8 10 12 13 14 16 18 20 20 3,51

Магазины у дома 2 2 3 3 3 3 4 4 4 0,59

Структура то1 рговой площади по фо рматам ТОП-200 торговых сетей FMCG РФ, %

Гипермаркеты 28 27 25 22 21 19 17 15 15 4,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Супермаркеты 16 15 12 11 10 10 10 10 10 1,85

Дискаунтеры 46 47 52 56 58 60 61 63 63 5,31

Магазины у дома 10 11 11 11 11 11 12 12 12 0,52

Источник: Розничная торговля food и потребительский рынок России https://infoline.spb.ru/ upload/iblock/9be/9beb7db36c0d4db274a79020e501ddf3.pdf.

Сети гипермаркетов активно трансформируют объекты для развития интернет-продаж, выделяя в них зоны даркстор (от англ. dark store - «темный магазин» - магазин-склад, который предоставляет товары только для онлайн-покупок). Федеральные сети продолжают развитие франчайзинговых проектов микромаркетов («Авокадо», «Первым делом», «Фасоль»)1.

Ключевым ассортиментом дискаунтеров и минимаркетов становятся собственные торговые марки (СТМ) из-за низкого уровня качества всего цикла работы российских производителей, начиная с качества товара и заканчивая соблюдением санитарных норм, недостатком мощностей производства, не отвечающего потребностям ритейле-ров. Кроме того, СТМ замещают товары запрещенные к ввозу в РФ из-за Постановления Правительства РФ от 31.07.2015 г. № 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения

1 Отраслевой обзор. Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG. Итоги 2022 - 2023. https://infoline.spb.ru/upload/iblock/613/6138b92a7e5e5c6ffa547cc2a739f974.pdf.

которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые до 5 августа 2016 г. (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию». Наиболее популярны у населения собственные продуктовые марки «Лента» и «365 дней» («Лента»), «Красная цена» («Перекресток», «Пятерочка»), «Наша Семья» («Ашан»), «Aro» («Метро Кэш энд Кэрри»). В среднем товары собственных торговых марок приносят около 11 % прибыли торговым сетям [Кра-понина, 2015].

В результате определена необходимость создания уникальных форматов ритейлеров, имеющих персонифицированные предложения товаров из-за высокой конкуренции на рынке сетевой розничной торговли продовольственными товарами. Практически способность адаптации новых форматов продовольственного ритейла в рамках субъектов РФ возможно оценить с помощью данных оборота сетевой розничной торговли и интернет-торговли продовольственными товарами (табл. 4).

Таблица 4. Темпы оборота сетевой розничной торговли и интернет-торговли продовольственными товарами в федеральных округах РФ, 2020-2023 Table 4. Turnover rates of retail chains and online trade in foods in federal districts of Russia, 2020-2023

Федеральные округа РФ Средний темп роста оборота сетевой розничной торговли продовольствием Средний темп роста оборота интернет-торговли продовольствием Средняя доля интернет-торговли продовольствием, %

млрд руб. % млрд руб. % среднее значение темп роста

Российская Федерация 2 940,0 29,1 135,7 19,9 3,7 1,5

Северо-Западный 281,4 28,1 16,7 18,5 5,1 1,9

Центральный 1 081,4 31,0 41,6 12,8 5,5 1,9

Южный 346,1 32,6 13,8 24,5 2,6 1,3

Сибирский 269,4 28,9 10,5 21,9 2,7 1,2

Приволжский 494,2 27,9 19 446,4 21,9 2,6 1,2

Уральский 234,1 28,5 7 312,5 22,2 2,2 0,9

Северо-Кавказский 136,8 32,8 2 105,4 21,1 1,2 0,6

Дальневосточный 173,6 27,7 2 369,8 15,9 1,5 0,5

Источник: Розничная торговля и общественное питание. https://rosstat.gov.ru/statistics/ roznichnayatorgovlya; Аналитика - АКИТ. https://akit.ru/analytics/analyt-data.

Высокий потенциал принятия новых форматов по данным «средний темп роста оборота сетевой розничной торговли и интернет-торговли продовольствием» выявлен в Северо-Западном, Центральном и Южном федеральных округах. В них представлены различные варианты применения форматов ритейла с высокими конкурентными преимуществами.

Среди рассмотренных территорий в Сибирском, Приволжском и Уральском федеральных округах определены схожие темпы роста сетевой розничной торговли и интернет-торговли продовольствием (рис. 3).

Однако средняя доля продаж продовольствия через интернет в общем объеме оборота розничной торговли за более длительную ретроспективу (2015-2023 гг.) выделяет Центральный федеральный округ среди остальных территорий по доле принятия нового формата интернет-торговли (4,0 %). Уступают по данному показателю Северо-Западный (3,4 %), а также Сибирский (2,5 %) и Уральский (2,4 %) федеральные округа. По результатам корреляционного анализа зависимости развития сетевой розничной торговли

и интернет-торговли продовольственных товаров на территориях российских федеральных округов выделена сильная прямая связь (значение коэффициента корреляции свыше 0,7 и Б-тест уровнем значимости свыше 0,05) (табл. 5).

Северо-Кавказский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Южный федеральный округ Российская Федерация Приволжский федеральный округ Центральный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ

Рис. 3. Средняя доля продаж продовольствия через розничные торговые сети и интернет в общем объеме оборота розничной торговли в 2015-2023, %1 Fig. 3. Average share of food sales through retail chains and online services in total retail turnover in 2015-2023, %

Таблица 5. Корреляционный анализ доли торговых сетей в обороте розничной торговли пищевыми продуктами и доли продаж через интернет в федеральных округах РФ, 2015-2022 Table 5. Correlation analysis of retail chains' share in food retail turnover and the share of sales via the Internet

in federal districts of Russia, 2015-2022

Федеральный округ Среднее значение доли оборота розничной торговли пищевыми продуктами розничных торговых сетей, % Среднее значение доли продаж через интернет, % Коэффициент корреляции F-тест

Российская Федерация 39,3 2,8 0,904 0,014

Северо-Западный 61,7 3,4 0,870 0,617

Сибирский 42,8 2,5 0,859 0,001

Центральный 40,3 4,0 0,909 0,022

Приволжский 41,4 1,8 0,833 0,001

Уральский 47,1 2,4 0,883 0,001

Южный 33,6 2,0 0,865 0,828

Дальневосточный 14,2 0,9 0,843 0,001

Северо-Кавказский 8,0 0,5 0,906 0,002

Источник: Розничная торговля и общественное питание. https://rosstat.gov.ru/statistics/ roznichnayatorgovlya; Аналитика - АКИТ. https://akit.ru/analytics/analyt-data.

1 Розничная торговля и общественное питание. https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya; Аналитика - АКИТ. https://akit.ru/analytics/analyt-data.

I 0,5

8,0

■ 0,9

14,2

Н 2,8 Ж 4,0

Ш 2,5

Ш 2,4

3,4

33,6 39,3 41,4 40,3 42,8 47,1

61,7

I Среднее значение доли продаж через интернет Среднее значение доли оборота розничной торговли пищевыми продуктами розничных торговых сетей

Таким образом, доказана зависимость развития новых форматов торговли (на примере интернет-торговли) от развития действующих форматов розничных торговых сетей в территориях. Анализ проведен по субъектам РФ и позволил разделить территории на три группы в соответствии с наиболее высокой долей торговых сетей и темпами их роста: свыше 54 %; от 27 до 54 %; менее 27 % (табл. 6).

Таблица 6. Группы субъектов РФ по доле торговых сетей в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, 2015-2023 Table 6. Groups of Russia's constituent entities by the share of retail chains in food retail turnover, 2015-2023

Группа Количество субъектов Доля, % Среднее значение, % Средний темп роста, %

торговые сети интернет-торговля торговые сети интернет-торговля

Свыше 54 % 31 36 65,3 4,8 5,79 1,24

От 27 до 54 % 42 48 43,7 4,1 4,43 1,26

Менее 27 % 14 16 12,2 0,9 2,11 0,31

Всего 87 100 40,4 3,2 4,11 0,94

Источник: Розничная торговля и общественное питание. https://rosstat.gov.ru/statistics/ roznichnayatorgovlya; Аналитика - АКИТ. https://akit.ru/analytics/analyt-data.

Систематизировав актуальные изменения в темпах развития продовольственных ри-тейлеров субъектов РФ, можно определить территории, объединяющие регионы с высокими темпами роста за 2015-2023 гг. в группе «свыше 54 %» по доле и позволяющие завоевывать интерес целевой аудитории. Эти субъекты РФ (Курганская область, Челябинская область, Свердловская область, Кировская область, Новгородская область, Чувашская Республика, Саратовская область, Тюменская область, Ульяновская область и др.) рекомендуется использовать в качестве объектов для определения оптимального формата ритейла для сельской местности.

При исследовании рассмотренных субъектов РФ проводился анализ текущей структуры форматов ритейла, а также их динамики развития. Современный формат торговых сетей должен интегрироваться с цифровым программным обеспечением ритейлера, системой логистики. Однако формат не будет окупаться при отсутствии регулярного контроля за достижением целевых показателей его эффективности.

Распределение двух форматов торговых сетей (жестких дискаунтеров и минимар-кетов) в Приволжском и Уральском федеральных округах. Эффективность взаимодействия с клиентом в рамках оптимального формата ритейла подтверждается опубликованными данными Росстата1 о количестве открытых торговых точек. Была произведена оценка структуры форматов торговых сетей исходя из полученных статистических данных за 2022-2023 гг. по федеральным округам РФ (табл. 7).

Согласно данным табл. 7, наиболее популярным форматом по количеству открытых торговых точек являются минимаркеты, а вдвое меньшую долю занимают специализированные продовольственные магазины.

Для оценки тенденции изменения количества форматов торговых сетей в субъектах РФ и определения текущего тренда роста территории разделены по группам в соответствии с увеличением количества магазинов по форматам за 2022-2023 гг. (табл. 8).

В 2023 г. доля субъектов, в которых выявлена тенденция спада универмагов и ми-нимаркетов, составила 74,1 и 70,6 % (к 2022 г.). Третьим форматом сетевой розничной

1 Розничная торговля и общественное питание. Росстат. https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayator-§оу1уа.

Таблица 7. Анализ изменения структуры розничной торговли по форматам торговых сетей в федеральных округах РФ в 2022-2023, %

Table 7. Changes in the structure of retail trade by retail chain formats in federal districts of Russia in 2022-2023, %

Федеральный округ Гипермарке ты Супермаркеты Специализированные продовольственные магазины Минимаркеты Универмаги

2022 2023 2022 2023 2022 2023 2022 2023 2022 2023

Российская Федерация 0,20 0,20 4,23 4,44 11,13 11,64 29,28 28,59 0,27 0,25

Центральный 0,21 0,20 4,92 5,14 12,14 12,90 20,77 20,26 0,29 0,28

Северо-Западный 0,21 0,21 4,61 4,73 8,55 9,18 29,33 29,06 0,10 0,07

Южный 0,13 0,13 2,83 2,99 8,68 8,90 33,50 32,97 0,08 0,08

Северо-Кавказский 0,08 0,10 2,50 2,54 15,20 15,52 32,56 31,45 0,28 0,25

Приволжский 0,23 0,23 5,31 5,80 10,57 11,23 33,12 32,50 0,42 0,40

Уральский 0,37 0,39 4,06 4,08 12,06 12,67 25,69 25,45 0,08 0,07

Сибирский 0,19 0,18 4,38 4,62 13,05 13,10 34,66 33,48 0,51 0,43

Дальневосточный 0,12 0,12 2,60 2,53 8,13 8,49 34,55 33,06 0,20 0,09

Источник: Розничная торговля и общественное питание, https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya.

Таблица 8. Зависимость распространенности форматов торговых сетей от изменения количества магазинов за 2022-2023

Table 8. Prevalence of retail chain formats depending on changes in the store numbers in 2022-2023

Тенденции изменения количества магазинов по форматам Гипермарке ты Супермаркеты Специализрованные продовольственные магазины Минимаркеты Универмаги

Количество субъектов РФ в группе Доля группы, % Количество субъектов РФ в группе Доля группы, % Количество субъектов РФ в группе Доля группы, % Количество субъектов РФ в группе Доля группы, % Количество субъектов РФ в группе Доля группы, %

Рост формата 30 35,3 64 75,3 68 80,0 25 29,4 14 16,5

Спад формата 51 60,0 21 24,7 17 20,0 60 70,6 63 74,1

Без изменений 4 4,7 0 0,0 0 0,0 0 0,0 8 9,4

Всего 85 100,0 85 100,0 85 100,0 85 100,0 85 100,0

Источник: Розничная торговля и общественное питание, https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya.

торговли в группе «спада формата» признаны гипермаркеты - 60,0 %. В общей совокупности на 2023 г. зафиксирован тренд роста формата среди супермаркетов и специализированных продовольственных магазинов с проникновением в 75,3 и 80,0 % субъектов РФ.

Сложность анализа полученных данных заключается в том, что формат дискаунтеров не рассматривается. Однако авторы статьи полагают, что дискаунтеры были включены в состав супермаркетов. Эта статистика свидетельствует об изменении приоритетов потребителей в отношении форматов ритейла (в зависимости от субъектов РФ). Среди рассмотренных потенциально перспективных территорий, сгруппированных по изменению количества магазинов по форматам торговых сетей (табл. 8), для детального изучения вопроса, связанного с определением оптимального формата продовольственных магазинов для сельской местности, выделены субъекты Приволжского и Уральского федеральных округов.

В рамках исследования авторами изучено количество жестких дискаунтеров-лидеров, территориально расположенных в городах и сельской местности Поволжского и Уральского федеральных округов в феврале 2024 г. (приложение). Такой формат, согласно данным табл. 2, имеет наиболее высокие темпы роста (33 %).

Исходя из приложения, доля жестких дискаунтеров в сельской местности существенно меньше по сравнению с городской (8,4 % в Уральском федеральном округе и 10,4 % в Поволжском федеральном округе). Определено, что ритейлеры в рамках роста конкурентной борьбы занимают лучшие площади и лидируют по освоению определенных субъектов РФ. Например, «Чижик» и «Светофор» превалируют по количеству в Свердловской области, а «Победа» лидирует в Самарской области. В первую очередь ограничения в распространении данного формата в сельской местности связаны с демографическими особенностями их развития и недостаточно развитой инфраструктурой.

Можно предположить, что существует высокий потенциал в развитии микромаркетов в сельской местности. Однако, полученные данные статистики по субъектам РФ в Уральском и Поволжском федеральных округах опровергают это предположение (табл. 9).

Средний темп сокращения доли формата минимаркета в рассмотренных субъектах пока меньше 1 %, однако, наметившаяся тенденция свидетельствует о том, что текущие параметры формата теряют интерес местного населения и требуют оптимизации.

Таким образом, предположение, что минимаркеты и дискаунтеры являются перспективными форматами продовольственного ритейла с достаточной способностью экономически эффективного распространения в сельской местности субъектов РФ, при условии сохранения их текущих параметров, опровергнуто. Соответственно, требуется адаптация данных форматов для тиражирования вне агломераций.

По результатам систематизации полученных данных продовольственных ритейлеров авторы статьи определили, что выбранный формат торговой точки в сельской местности будет эффективным при учете следующих параметров:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ограниченный размер торговой площади в сельской местности - до 200 м2;

- возможность специализации ассортимента по персональным предложениям клиентам (до 3000 БКи) с преобладанием СТМ;

- реализация ценовой политики жестких дискаунтеров;

- лучшие промо-предложения в сравнении с местными конкурентами;

- масштабирование продовольственного ритейлера на целевом рынке за счет франшизы.

Таблица 9. Анализ доли минимаркетов в структуре торговых сетей в Поволжском и Уральском федеральных округах РФ, 2022-2023 Table 9. The share of convenience stores in the structure of retail chains in the Volga and Ural Federal Districts of Russia,

2022-2023

Минимаркеты, Доля минимаркетов

Субъект РФ количество в структуре торговых сетей, %

2022 2023 2022 2023 изменение

Приволжский федеральный округ 54 675 54 557 33,12 32,50 -0,61

Уральский федеральный округ 17 008 17 082 25,69 25,45 -0,25

Республика Башкортостан 8 686 8 678 37,04 0,24 -0,27

Республика Марий Эл 1 038 1 025 24,26 0,10 -1,01

Республика Мордовия 1 961 1 980 42,01 0,06 0,39

Республика Татарстан 5 198 5 379 30,13 1,42 -0,99

Удмуртская Республика 3 646 3 608 40,56 0,63 -1,13

Чувашская Республика 2 433 2 427 39,53 0,20 -0,70

Пермский край 4 829 4 767 31,48 0,50 -1,00

Кировская область 2 630 2 560 31,23 1,22 -0,90

Нижегородская область 5 085 5 087 31,93 0,30 -0,26

Оренбургская область 3 663 3 507 31,55 0,23 -1,47

Пензенская область 2 459 2 429 31,24 0,12 -0,50

Самарская область 4 080 4 229 22,16 0,09 0,08

Саратовская область 5 360 5 352 38,00 0,23 -0,13

Ульяновская область 3 607 3 529 31,33 0,20 -0,66

Курганская область 2 172 2 088 33,59 0,32 -1,27

Свердловская область 4 274 4 493 19,67 0,04 0,79

Тюменская область 6 801 6 807 32,06 0,06 -0,66

Ханты-Мансийский автономный округ 2 396 2 321 28,46 0,12 -0,94

Ямало-Ненецкий автономный округ 771 821 23,82 0,00 -1,29

Источник: Розничная торговля и общественное питание. https://rosstat.gov.ru/statistics/ roznichnayatorgovlya.

Перечисленные параметры необходимы для быстрого освоения сельской местности оптимальным форматом, способным конкурировать с алкомаркетами и пунктами выдачи маркетплейсов. Так, основной задачей создания оптимального формата продовольственного ритейла для сельской местности является регулярная оценка потребительских предпочтений ассортимента товаров в корзине покупателя, суммы и частоты покупок.

Обсуждение результатов

Экономическое развитие оптимального формата продовольственной сетевой розничной торговли для сельской местности неразрывно связано с потребительским принятием и эффективностью операционных процессов. Необходимость его выявления обусловлена экономической нестабильностью и ростом конкуренции в городах, поскольку современный рынок продовольственной розничной торговли насыщен. В результате борьба за клиента в сельской местности может стать потенциальным направлением для расширения ритейлеров.

Проведенный анализ форматов магазинов на рынке российского ритейла позволил сравнить их темпы роста и долю в структуре розничной торговли. По мнению авторов, большинство современных продуктовых ритейлеров, работающих в режиме мульти-форматности, развивают существующие форматы (супермаркеты, гипермаркеты, «у до-

ма» и др.) и создают новые, ориентированные под городские территории. Для того чтобы продовольственным ритейлерам не потерять свои позиции на рынке, требуется также активно осваивать сельскую местность.

Можно выделить несколько направлений развития форматов для продуктового ри-тейлера в сельской местности. Например, оптимизация текущих магазинов по критериям: цена, ассортимент, площадь и услуги. Так, один региональный ритейлер преобразовал текущие супермаркеты в продуктово-алкогольный дискаунтер. Для развития приоритетных категорий необходима стандартизация оборудования в магазинах разного формата. Авторами сформированы оптимальные параметры концептуальной модели формата продовольственного ритейла для сельской местности (рис. 4).

Рис. 4. Концептуальная модель оптимального формата продовольственного ритейла

для сельской местности Fig. 4. Conceptual model of the optimal food retail format for rural areas

Примером также может выступать формат «фреш», для которого нужна небольшая площадь и низкие инвестиционные издержки, что позволяет быстро занять наиболее перспективные местности. Таким образом, формат «фреш» является трансформацией формата «у дома».

Второе направление развития предполагает «сглаживание» форматов за счет уникального сервиса: кафетерия, бара и т. д. Наличие кулинарных островов, детских зон и творческих мастерских позволят сделать пребывание клиентов в новых форматах наиболее комфортным и увеличат общее время нахождения в них. В результате появляются форматы «минимаркет+бар» или «супермаркет+ресторан».

Третье направление - это конструирование полностью нового уникального формата, например, «магазин-праздник» с соответствующим ассортиментом и сервисом дополнительных услуг. Приоритетным при реализации процесса изменения форматов является повышение уровня эффективности.

Отдельно стоит выделить необходимость изменений в организационной структуре магазинов формата. Данная задача предполагает изменения мотивации и системы оплаты труда, пересмотр штатного расписания и переход к новой системе управления, предусматривающей несколько магазинов на одного директора в одном формате.

Второй инструмент предполагает разработку франшизы на тиражирование уникальных форматов. При этом необходимо осуществить четкое закрепление разных ассортиментов по разным видам (форматам) магазинов внутри регионального продуктового ритейлера (форматизация ассортимента). При формировании ценовой политики необходимо равномерно распределить квоту на товар с дроблением на ценовые сегменты. Следовательно, этот вопрос требует дополнительных исследований. Авторы планируют проводить дальнейшие исследования по оценке экономической эффективности, производственной и логистической окупаемости затрат на базе форматов малых продовольственных ритейлеров в сельской местности.

Заключение

Исследованиями уже доказано влияние восприятия потребителями формата ритейла на формирование конкурентной ситуации [Ботт^ег, 2007]. Оптимальный формат продовольственной торговой точки сегодня должен быть ориентирован на эффективный контакт с потребителем. Ранее проведенные исследования установили, что федеральные ритейлеры для улучшения взаимодействия с потребителем кластеризируют форматы торговых точек по ключевым параметрам, которые являются одними из основных критериев выбора клиентом магазина для совершения покупки [Ковалев, Новикова, Антинескул, 2022].

Большинство продовольственных ритейлеров используют наиболее удобные для потребителя и выгодные для освоения торговые площади, а сельская местность является недостаточно изученной с точки зрения определения оптимального формата магазина. Покупателям важна возможность присоединения к социальной группе с соответствующим предложением ассортимента и дополнительных услуг [Новикова, Ощепкова, 2021].

Последние научные исследования связывают дальнейшее развитие форматов розничной торговли с организацией взаимодействия с местными органами власти, заинтересованными в развитии инфраструктуры территорий. В зарубежной практике уже проводится оценка взаимосвязи розничной торговли и муниципалитетов, направленная на формирование перспективных мест для размещения торговых точек, способствующих привлечению клиентов.

В статье не проводилась оценка специализированных продовольственных магазинов, которые являются популярными по доле в структуре розничной торговли. Анализ отсутствует из-за сложностей в сборе статистики по микро-ритейлерам, представленными небольшим количеством торговых точек, наличием данной оценки в исследованиях многих ученых, подтверждающих парадигму. Ограничиваясь результатами текущего исследования, авторы считают, что современные форматы продовольственного ритейла требуют оптимизации под изменяющееся поведение покупателей с ориентированием на повышение экономической эффективности операционной деятельности, адаптированную под меняющуюся инфраструктуру территорий. В связи с чем последующее исследование может быть направлено на изучение особенностей целевой аудитории, ее потребностей и специфичных регионально-административных факторов.

Приложение. Количество дискаунтеров-лидеров в городах и сельской местности Поволжского и Уральского федеральных округов, 2024

Appendix. Number of leading discounters in urban and rural areas of the Volga and Ural Federal Districts, 2024

Субъект РФ «Доброцен» «Светофор» «Чижик» «Находка» «Победа!» Всего

город село/ поселок город село/ поселок город село/ поселок город село/ поселок город село/ поселок город село/ поселок

Челябинская область 46 2 54 8 90 5 13 2 0 0 203 17

Курганская область 0 0 13 2 5 0 0 0 0 0 18 2

Тюменская область 19 3 14 0 15 1 0 0 0 0 48 4

Свердловская область 47 5 56 8 83 9 0 0 0 0 186 22

Ханты-Мансийский автономный округ 13 1 22 1 0 0 0 0 0 0 35 2

Ямало-Ненецкий автономный округ 3 0 6 0 0 0 0 0 0 0 9 0

УрФО 128 11 165 19 193 15 13 2 0 0 499 47

Доля дискаунтера среди конкурентов в УрФО, % 23,4 2,0 30,2 3,5 35,3 2,7 2,4 0,4 0,0 0,0 91,4 8,6

Пермский край 26 3 33 2 84 5 8 2 2 0 153 12

Республика Марий Эл 1 0 4 0 9 0 0 0 14 0 28 0

Республика Татарстан 3 0 26 4 41 1 92 17 46 0 208 22

Республика Чувашия 1 0 10 1 11 0 0 0 28 0 50 1

Оренбургская область 16 2 20 5 3 1 20 6 10 0 69 14

Республика Башкортостан 17 8 42 5 57 13 60 35 18 0 194 61

Удмуртская Республика 5 0 12 1 23 2 20 11 5 0 65 14

Кировская область 6 0 20 0 1 0 2 0 0 0 29 0

Нижегородская область 10 1 31 2 73 8 0 0 2 0 116 11

Саратовская область 6 2 27 0 61 0 0 0 42 0 136 2

Самарская область 4 2 21 2 34 5 12 3 84 0 155 12

Республика Мордовия 1 0 5 2 4 0 0 0 17 0 27 2

Ульяновская область 0 0 8 1 14 1 15 1 56 0 93 3

ПФО 96 18 259 25 415 36 229 75 324 0 1 323 154

Доля дискаунтера среди конкурентов в ПФО, % 6,5 1,2 17,5 1,7 28,1 2,4 15,5 5,1 21,9 0,0 89,6 10,4

Источник: составлено по данным ритейлеров «Светофор»: официальный сайт, https://svetofor-nsk.ru/shops/urfo/chelyabinsk.html; «Чижик»: официальный сайт. https://chizhikmagazin.ru/shops/; «Находка»: официальный сайт, https://nahodka-magazin.ru/magaziny/; «Победа»: официальный сайт. Ь11рн: / / м а I а з инпобеда.рф/ м а га -зины/; «Доброцен»: официальный сайт, https://zig3mp323.ukit.me/adriesa_maghazinov.

Источники

Высоцкий О. (2010). Научные основы ценовой политики продуктового дискаунтного формата торговли // Труды ИСА РАН. Т. 60. С. 58-74.

Диянова С. Н. (2009). Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли // Молодой ученый. № 7 (7). С. 82-86.

Ефременко И. Н., Михайлюк М. В., Резников С. Н. (2023a). Западные модели рыночной эволюции европейского ритейла как бенчмарки перестройки бизнес-модели дисконт-ритейла в российской розничной торговле // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. № 12. С. 408-413.

Ефременко И. Н., Михайлюк М. В., Резников С. Н. (2023b). Конвергенция траекторий рыночной институционализации жестких дискаунтеров России и Европы: динамика роста и стратегии развития в системе товароснабжения потребительского рынка // Экономика устойчивого развития. № 4 (56). С. 290-294.

Калькова Н. Н., Сеитджелиев Э. А. (2018). Перспективы развития мягких дискаунтеров на розничном рынке // Научные исследования: теория, методика и практика: материалы IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». С. 343-345.

Климанова Я. Д., Басаев З. В. (2022). Стратегии цифровой трансформации бизнес-моделей на российском рынке розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. Т. 12, № 6. С. 1723-1742. https://doi.Org/10.18334/epp.12.6.114964.

Ковалев В. Е., Новикова К. В., Антинескул Е. А. (2022). Кластерный анализ продовольственных ритейлеров России // Управленец. Т. 13, № 2. С. 70-84. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2022-13-2-5.

Крапонина Ю. Э. (2015). Как торговые сети выживают в условиях санкционной войны // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. Ю. В. Мамченко. Москва: Перо. С. 86-90.

Куралбай Б. Е., Смоленцева Л. Т. (2023). Тенденции развития дискаунтерной торговли в России // Инновации в науке и практике: сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. Уфа: НИЦ Вестник науки. С. 9-15.

Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши Ш. М. (2022). Развитие розничной торговли России в контексте ее цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. Т. 12, № 5. С. 1599-1612. https://doi.Org/10.18334/epp.12.5.114640.

Новикова К. В., Ощепкова Е. Д. (2021). Микромаркеты как новый формат торговли в условиях пандемии // Маркетинг и маркетинговые исследования. № 3. С. 208-214.

Папцов А. Г. (2021). Тенденции глобального продовольственного обеспечения в условиях пандемии // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 230, № 4. С. 285-296. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2021-230-4-285-296.

Радаев В. В. (2007). Как завоевывается рынок: распространение новых организационных форм в российской розничной торговле // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 10, № 3. С. 22-37.

Старкова Н. О., Хлусова О. С. (2019). Современное состояние российского рынка сетевого ритейла // Экономика устойчивого развития. № 2 (38). С. 87-92.

Федотов А. Н. (2021). Особенности организации маркетинга сетевого продуктового ритейла в условиях новых торговых форматов // Baikal Research Journal. Т. 12, № 1. https://doi. org/10.17150/2411-6262.2021.12(1).10.

Федотов А. Н., Щепина С. В. (2018). Политика диверсификации торговых сетей на рынке продовольствия в условиях экономических санкций и импортозамещения // Baikal Research Journal. Т. 9, № 3. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2018.9(3).13.

Чеглов В. П. (2019). Форматы сетевой розничной торговли и отражении практики в национальных отраслевых стандартах // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды: материалы XI Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. С. 185-193.

Чеглов В. П., Столярова А. Н. (2020). Трансформация внутренней торговли в России в условиях цифровизации экономики // Менеджмент и бизнес-администрирование. № 2. С. 27-38. https://doi.org/10.33983/2075-1826-2020-2-27-38.

Щепина С. В. (2021). Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. Т. 12, № 2. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2021.12(2).13.

Bahn R. A., Abebe G. K. (2017). Analysis of food retail patterns in urban, peri-urban and rural settings: A case study from Lebanon. Applied Geography, vol. 87, pр. 28-44. https://doi.org/10.1016/j.apgeog. 2017.07.010.

Basker E. (2005). Job creation or destruction? Labor market effects of WalMart expansion. Review of Economics and Statistics, vol. 87, pp. 174-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bertrand M., Kramarz F. (2002). Does entry regulation hinder job creation? Evidence from the French retail industry. Quarterly Journal of Economics, vol. 117, issue 4, pp. 1369-1413.

Bustillos B., Sharkey J. R., Anding J., Mcintosh A. (2009). Availability of more healthful food alternatives in traditional, convenience, and nontraditional types of food stores in two rural Texas counties. Journal of the American Dietetic Association, vol. 109, issue 5, pp. 883-889. https://doi.org/10.1016/). jada.2009.02.011.

Dominguez C. S. (2007). Retailing establishments: A competitive analysis of commercial formats from the consumers' profiles and perceptions. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 14, issue 5, pр. 297-308. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2006.09.002.

Ekstrom K. M., Jonsson H. (2022). Orchestrating retail in small cities. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 68, pp. 103008. https://doi.org/10.1016/jjretconser.2022.103008.

Fergus L., Seals K., Holston D. (2021). Nutrition interventions in low-income rural and urban retail environments: A systematic review. Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics, vol. 121, issue 6, pp. 1087-1114. https://doi.org/10.1016/jjand.2020.12.018.

Ficano C. C. (2013). Business churn and the retail giant: Establishment birth and death from Wal-Mart's entry. Social Science Quarterly, vol. 94, issue 1, pp. 263-291. https://doi.org/10.1111/jM540-6237.2012.00857.x.

Gauri D. K., Jindal R. P., Ratchford B., Fox E., Bhatnagar A., Pandey A., ... Howerton E. (2021). Evolution of retail formats: Past, present, and future. Journal of Retailing, vol. 97, issue 1, pр. 42-61. https:// doi.org/10.1016/j.jretai.2020.11.002.

Goldman A., Ramaswami S., Krider R. E. (2002). Barriers to the advancement of modern food retail formats: theory and measurement. Journal of Retailing, vol. 78, pp. 281-295. https://doi.org/10.1016/ S0022-4359(02)00098-2.

Hoenink J. C., Eisink M., Adams J., Pinho M. G. M., Mackenbach J. D. (2023). Who uses what food retailers? A cluster analysis of food retail usage in the Netherlands. Health and Place, vol. 81, pp. 103009. https://doi.org/10.1016/j.healthplace.2023.103009.

Jia P. (2008). What happens when Wal-Mart comes to town: An empirical analysis of the discount retailing industry. Econometrica, vol. 76, issue 6, pp. 1263-1316. https://doi.org/10.3982/ECTA6649.

Neumeier S. (2015). Street petrol station shops as an alternative to missing local food suppliers -Contribution to the German discourse on 'Daseinsvorsorge': A German view. Applied Geography, vol. 60, pp. 150-164. http://dx.doi.org/10.1016/jj.apgeog.2015.03.003.

Neumeier S., Kokorsch M. (2021). Supermarket and discounter accessibility in rural Germany- identifying food deserts using a GIS accessibility model. Journal of Rural Studies, vol. 86, pр. 247-261. https:// doi.org/10.1016/j.jrurstud.2021.06.013.

Patil A., Borle S., Singh S. (2023). An empirical investigation of unique traits of retailing industry in emerging economies: The perspective of consumer-packaged goods manufacturers. Journal of Business Research, vol. 154, pр. 113254. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2022.08.018.

Peiffer-Smadja O., Torre A. (2018). Retail decentralization and land use regulation policies in suburban and rural communities: The case of the Île-de-France region. Habitat International, vol. 72, pp. 27-38. https://doi.org/10.1016/jj.habitatint.2017.02.003.

Reed C., Yu T. E., Hughes D. (2023). Evaluating the factors influencing the location strategies of specialty grocers versus traditional supermarkets in the United States. Applied Geography, vol. 158, pp. 103034. https://doi.org/10.1016/jj.apgeog.2023.103034.

Sharkey J. R. (2009). Measuring potential access to food stores and food-service places in rural areas in the U.S. American Journal of Preventive Medicine, vol. 36, issue 4S, pp. 151-155. https://doi. org/10.1016/j.amepre.2009.01.004.

Wang D., Li L. (2022). Disparities in spatio-temporal accessibility to fresh foods in Shanghai, China. Applied Geography, vol. 145, pp. 102752. https://doi.org/10.1016/j.apgeog.2022.102752.

Информация об авторах Ковалев Виктор Евгеньевич - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности. Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: kovalev@usue.ru

Антинескул Екатерина Александровна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции. Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, РФ. E-mail: antineskul-e-a@yandex.ru

■ ■ ■

References

Vysotskiy O. (2010). Scientific foundations of the pricing policy of food discount trading format. Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossiyskoy akademii nauk (ISA RAN) = Proceedings of the Institute for Systems Analysis Russian Academy of Sciences (ISA RAS), vol. 60, pp. 58-74. (In Russ.)

Diyanova S. N. (2009). The concept of marketing of modern retail formats. Molodoy uchenyy = Young Scientist, no. 7 (7), pp. 82-86. (In Russ.)

Efremenko I. N., Mikhaylyuk M. V., Reznikov S. N. (2023a). Western models of market evolution of European retail as benchmarks for restructuring the discount retail business model in Russian retail. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii = Competitiveness in the Global World: Economics, Science, Technology, no. 12, pp. 408-413. (In Russ.)

Efremenko I. N., Mikhaylyuk M. V., Reznikov S. N. (2023b). Convergence of trajectories of market institutionalization of hard discounters in Russia and Europe: Dynamics of growth and development strategies in the commodity supply system of the consumer market. Ekonomika ustoychivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, no. 4 (56), pp. 290-294. (In Russ.)

Kalkova N. N., Seitdzheliev E. A. (2018). Prospects for the development of soft discounters in the retail market. Proc. 4th Int. Sci.-Prac. Conf. "Scientific Research: Theory, Methodology and Practice (pp. 343-345). Cheboksary: TsNS "Interaktiv plyus" Publ. (In Russ.)

Klimanova Ya. D., Basaev Z. V. (2022). Strategies for digital transformation of business models in the Russian retail market. Ekonomika, predprinimatelstvo i parvo = Economics, Entrepreneurship, Law, vol. 12, no. 6, pp. 1723-1742. https://doi.org/10.18334/epp.12.6.114964. (In Russ.)

Kovalev V. E., Novikova K. V., Antineskul E. A. (2022). Cluster analysis of food retailers in Russia. Upravlenets = The Manager, vol. 13, no. 2, pp. 70-84. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2022-13-2-5. (In Russ.)

Kraponina Yu. E. (2015). How retail chains survive in a sanctions war. Proc. 2nd Int. Sci.-Prac. Conf. "Issues of Modern Science: Problems, Trends and Prospects" (pp. 86-90). Moscow: Pero. (In Russ.)

Kuralbay B. E., Smolentseva L. T. (2023). Trends in the development of discount trade in Russia. Proc. 12th Int. Sci.-Prac. Conf. "Innovations in Science and Practice" (pp. 9-15). Ufa: NITs Vestnik nauki Publ. (In Russ.)

Munshi A. Yu., Aleksandrova L. Yu., Munshi Sh. M. (2022). Development of retail trade in Russia amidst digitalization. Ekonomika, predprinimatelstvo i parvo = Economics, Entrepreneurship, Law, vol. 12, no. 5, pp. 1599-1612. https://doi.org/10.18334/epp.12.5.114640. (In Russ.)

Novikova K. V., Oshchepkova E. D. (2021). Micromarkets as a new format of trade in a pandemic. Marketing i marketingovye issledovaniya = Marketing and Marketing Research, no. 3, pp. 208-214. (In Russ.)

Paptsov A. G. (2021). Trends in global food security in the pandemic conditions. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, vol. 230, no. 4, pp. 285-296. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2021-230-4-285-296. (In Russ.)

Radaev V. V. (2007). Capturing the market: Diffusion of the new orgainizational forms in Russian retailing. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii = The Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 10, no. 3, pp. 22-37. (In Russ.)

Starkova N. O., Khlusova O. S. (2019). Current state of the Russian retail chain market. Ekonomika ustoychivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, no. 2 (38), pp. 87-92. (In Russ.)

Fedotov A. N. (2021). Arranging features of marketing of grocery chain retailing in the context of new trade formats. Baikal Research Journal, vol. 12, no. 1. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2021.12(1).10. (In Russ.)

Fedotov A. N., Shchepina S. V. (2018). Policy of diversifying trade networks in food market in terms of economic sanctions and import substitution. Baikal Research Journal, vol. 9, no. 3. https://doi. org/10.17150/2411-6262.2018.9(3).13. (In Russ.)

Cheglov V. P. (2019). Formats of retail chain stores and reflection of practice in national industry standards. Proc. 9th Int. Sci.-Prac. Conf. "Innovative Economy: Global and Regional Trends" (pp. 185-193). Nizhniy Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. (In Russ.)

Cheglov V. P., Stolyarova A. N. (2020). Transformation of domestic trade in Russia in the context of digitalization of the economy. Menedzhment i biznes-administrirovanie = Management and Business Administration, no. 2, pp. 27-38. https://doi.org/10.33983/2075-1826-2020-2-27-38. (In Russ.)

Shchepina S. V. (2021). Development of existing and alternative formats of retail chains in the context of the pandemic. Baikal Research Journal, vol. 12, no. 2. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2021.12(2).13. (In Russ.)

Bahn R. A., Abebe G. K. (2017). Analysis of food retail patterns in urban, peri-urban and rural settings: A case study from Lebanon. Applied Geography, vol. 87, pp. 28-44. https://doi.org/10.1016Zj.apgeog. 2017.07.010.

Basker E. (2005). Job creation or destruction? Labor market effects of WalMart expansion. Review of Economics and Statistics, vol. 87, pp. 174-183.

Bertrand M., Kramarz F. (2002). Does entry regulation hinder job creation? Evidence from the French retail industry. Quarterly Journal of Economics, vol. 117, issue 4, pp. 1369-1413.

Bustillos B., Sharkey J. R., Anding J., McIntosh A. (2009). Availability of more healthful food alternatives in traditional, convenience, and nontraditional types of food stores in two rural Texas counties. Journal of the American Dietetic Association, vol. 109, issue 5, pp. 883-889. https://doi.org/10.1016/;). jada.2009.02.011.

Dominguez C. S. (2007). Retailing establishments: A competitive analysis of commercial formats from the consumers' profiles and perceptions. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 14, issue 5, pp. 297-308. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2006.09.002.

Ekstrom K. M., Jonsson H. (2022). Orchestrating retail in small cities. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 68, pp. 103008. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2022.103008.

Fergus L., Seals K., Holston D. (2021). Nutrition interventions in low-income rural and urban retail environments: A systematic review. Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics, vol. 121, issue 6, pp. 1087-1114. https://doi.org/10.1016/jjand.2020.12.018.

Ficano C. C. (2013). Business churn and the retail giant: Establishment birth and death from Wal-Mart's entry. Social Science Quarterly, vol. 94, issue 1, pp. 263-291. https://doi.org/10.1111/j.1540-6237.2012.00857.x.

Gauri D. K., Jindal R. P., Ratchford B., Fox E., Bhatnagar A., Pandey A., ... Howerton E. (2021). Evolution of retail formats: Past, present, and future. Journal of Retailing, vol. 97, issue 1, pp. 42-61. https:// doi.org/10.1016/j.jretai.2020.11.002.

Goldman A., Ramaswami S., Krider R. E. (2002). Barriers to the advancement of modern food retail formats: theory and measurement. Journal of Retailing, vol. 78, pp. 281-295. https://doi.org/10.1016/ S0022-4359(02)00098-2.

Hoenink J. C., Eisink M., Adams J., Pinho M. G. M., Mackenbach J. D. (2023). Who uses what food retailers? A cluster analysis of food retail usage in the Netherlands. Health and Place, vol. 81, pp. 103009. https://doi.org/10.1016/jj.healthplace.2023.103009.

Jia P. (2008). What happens when Wal-Mart comes to town: An empirical analysis of the discount retailing industry. Econometrica, vol. 76, issue 6, pp. 1263-1316. https://doi.org/10.3982/ECTA6649.

Neumeier S. (2015). Street petrol station shops as an alternative to missing local food suppliers -Contribution to the German discourse on 'Daseinsvorsorge': A German view. Applied Geography, vol. 60, pp. 150-164. http://dx.doi.org/10.1016/jj.apgeog.2015.03.003.

Neumeier S., Kokorsch M. (2021). Supermarket and discounter accessibility in rural Germany- identifying food deserts using a GIS accessibility model. Journal of Rural Studies, vol. 86, pp. 247-261. https:// doi.org/10.1016/j.jrurstud.2021.06.013.

Patil A., Borle S., Singh S. (2023). An empirical investigation of unique traits of retailing industry in emerging economies: The perspective of consumer-packaged goods manufacturers. Journal of Business Research, vol. 154, pp. 113254. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2022.08.018.

Peiffer-Smadja O., Torre A. (2018). Retail decentralization and land use regulation policies in suburban and rural communities: The case of the Île-de-France region. Habitat International, vol. 72, pp. 27-38. https://doi.org/10.1016/jj.habitatint.2017.02.003.

Reed C., Yu T. E., Hughes D. (2023). Evaluating the factors influencing the location strategies of specialty grocers versus traditional supermarkets in the United States. Applied Geography, vol. 158, pp. 103034. https://doi.org/10.1016/jj.apgeog.2023.103034.

Sharkey J. R. (2009). Measuring potential access to food stores and food-service places in rural areas in the U.S. American Journal of Preventive Medicine, vol. 36, issue 4S, pp. 151-155. https://doi. org/10.1016/j.amepre.2009.01.004.

Wang D., Li L. (2022). Disparities in spatio-temporal accessibility to fresh foods in Shanghai, China. Applied Geography, vol. 145, pp. 102752. https://doi.org/10.1016/jj.apgeog.2022.102752.

Information about the authors

Victor Ye. Kovalev, Dr. Sc. (Econ.), Associate Prof., Prof. of Global Economy and Foreign Economic Activities Dept. Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia. E-mail: kovalev@usue.ru Ekaterina A. Antineskul, Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof., Associate Prof. of Management, Marketing and Commerce Dept. Perm State University, Perm, Russia. E-mail: antineskul-e-a@yandex.ru

© Ковалев В. Е., Антинескул Е. А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.