© Садыков Р. Р., 2011
САДЫКОВ Руслан Рафильевич
Докторант кафедры технологии питания
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-48 e-mail: [email protected]
Продовольственный комплекс как основа обеспечения продовольственной безопасности
Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственный комплекс; национальная безопасность; модель продовольственного комплекса.
Аннотация. Рассматриваются вопросы продовольственной безопасности региона как составной части продовольственной безопасности страны.
Продовольственная безопасность региона является составной частью продовольственной безопасности страны и складывается из совокупности частных показателей, характеризующих ее состояние. Как и продовольственная безопасность страны, безопасность региона подразумевает гармоничное сочетание элементов, ее составляющих.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] (далее - Стратегия национальной безопасности) в качестве приоритетов обеспечения национальной безопасности определены важнейшие социальные, политические и экономические преобразования для создания безопасных условий жизнедеятельности населения страны. Одним из стратегических национальных приоритетов является повышение качества жизни российских граждан.
Цели и средства достижения высокого качества и уровня жизни населения в первую очередь обусловливаются посредством обеспечения продовольственной безопасности, гарантированным снабжением населения высококачественными и безопасными продуктами питания.
Согласно Стратегии национальной безопасности продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
Реализация мер, гарантирующих продовольственную безопасность на уровне государства, сосредоточивается на приоритетах устойчивого развития - высококачественные стандарты жизнеобеспечения, рациональное природопользование, сбалансированное потребление, развитие технологий целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала, используемого, кроме прочего, и в агропромышленных целях.
Определение места продовольственной безопасности в территориальной соподчи-ненности основано на выделении ряда иерархических уровней, уточнении субъектов и их функций в решении задач ее обеспечения.
Общее рассмотрение продовольственной проблемы подразумевает учет межнациональных интересов сопредельных стран и учет состояния продовольственной безопасности в межтерриториальном аспекте. В соответствии с этим, уровни продовольственной безопасности классифицируют следующим образом.
1. Наднациональный (общемировой). На этом уровне учитываются мировые тенденции развития продовольственных рынков, оценивается соотношение объемов производства и потребления, осуществляются мониторинг и контроль состояния продовольственной обеспеченности населения всех стран. Субъектами наднационального уровня являются межправительственные органы управления: Организация Объединенных Наций, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН и др.
Задачи, решаемые на данном уровне, определяют объем делегированных полномочий и функций по содействию стабильному экономическому росту, разработке и внедрению программ борьбы с голодом, созданию запасов жизненно важных продуктов питания и продовольствия.
Началом формирования данного уровня является принятие в 1974 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О Всемирной продовольственной конференции» [2], которой были закреплены уровень и критерий продовольственной безопасности, характеризующие соотношение поставок импортной продукции и общего потребления продукции за период. Международные обязательства, определенные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, устанавливают максимальный размер импортных поставок продовольствия на внутренний рынок в размере 16%, при этом критическим уровнем обозначен диапазон в 40-50%.
2. Субрегиональный уровень. Предполагает наличие соответствующего органа, в обязанности которого вменяются отслеживание ситуации в сфере продовольственной безопасности и координация совместных усилий стран определенного региона, объединенных в рамках формы межрегиональной интеграции по экономическим или иным признакам.
Примерами региональной интеграции по правовому признаку являются Содружество Независимых Государств, интеграционной формой по экономико-политическому признаку - Европейский Союз и др. Поскольку Российская Федерация входит в Содружество Независимых Государств, необходимо принять во внимание взятые на этой основе международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности.
Решением Совета глав правительств СНГ в 2010 г. была утверждена Концепция повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ [3], в которой приведена оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности Содружества Независимых Государств с помощью ряда критериев с установленными предельными значениями:
• уровень переходящих запасов, составляющий 15-20% годового потребления;
• удельный вес производимой сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. Рекомендуемые пороговые значения этого критерия, %:
зерна - не менее 95;
растительного масла - не менее 80;
сахара - не менее 80;
мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85;
молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90;
рыбной продукции - не менее 80.
Автором установлено, что сопоставимые значения критерия Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [4] и удельного веса внутреннего производства продовольствия полностью идентичны, однако рекомендованные нормы по уровню переходящих запасов в Доктрине не установлены.
3. Национальный (государственный / страновой) уровень. Цели, задачи, нормы и принципы реализации мер государственного регулирования, направленного на обеспечение продовольственной безопасности в рамках страны в целом, отражены в ряде федеральных и ведомственных нормативных правовых актов исполнительных и законодательных органов государственной власти Российской Федерации.
Функции и полномочия государственных органов направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.
В рамках государственной политики Правительство Российской Федерации:
• проводит единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;
• организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению;
• предпринимает меры по достижению и поддержанию пороговых значений продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия;
• осуществляет в установленном порядке меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
• координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.
4. Региональный (уровень субъекта государства). Проведение скоординированной политики в области обеспечения безопасности со стороны субъектов Российской Федерации основывается на взаимодействии с федеральными органами власти и направлено на:
• реализацию единой государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности с учетом региональных особенностей;
• разработку и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;
• формирование и поддержание необходимых запасов и резервов продовольствия в субъектах Российской Федерации;
• обеспечение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.
5. Местный (уровень муниципальных образований). На уровне муниципальных образований и органов местного самоуправления в решении задачи по обеспечению продовольственной безопасности решаются вопросы узкого круга потребителей и производителей сельскохозяйственного сырья, продукции и пищевых продуктов. На органы местного самоуправления возлагаются дифференцированные функции региональных исполнительных органов власти: формирование и организация использования регионального продовольственного фонда; обеспечение необходимого уровня производства продовольствия для удовлетворения потребностей населения муниципального образования; обеспечение валового регионального выпуска сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов; мониторинг торговых надбавок к ценам на продовольственную продукцию; разработка комплекса мер, направленных на оказание помощи малоимущим гражданам муниципального образования в приобретении продуктов питания первой необходимости; содействие формированию рыночных структур, выходу организаций на рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также содействие росту покупательной способности и активности населения; мониторинг продовольственной безопасности на муниципальном уровне.
6. Локальный уровень. Решаются задачи обеспечения продовольствием домохозяйств в необходимом количестве и качестве в соответствии с нормами и требованиями
безопасности продуктов питания. Обеспечение продовольствием на локальном уровне также выполняет и производственную функцию по поставкам сырья и ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Одновременно на локальном уровне обеспечения продовольственной безопасности действуют хозяйствующие субъекты, как относящиеся, так и не относящиеся к агропромышленному комплексу. Перед хозяйствующими субъектами АПК остро стоят вопросы обеспечения стабильности и постоянства единого производственного цикла, перед прочими организациями - технологического использования сельскохозяйственного сырья не для целей организации питания.
Реализация межсубъектного взаимодействия, несомненно, усиливает интенсивность торговых потоков и направлений продовольственных ресурсов, что в целом содействует повышению эффективности экономических отношений (рис. 1).
Рис. 1. Схема иерархических уровней обеспечения продовольственной безопасности
Интегрированный подход к продовольственной безопасности, реализуемый в сложном иерархическом взаимодействии уровней субъектов воздействия на агропромышленный комплекс, торговлю и общественное питание, отражает агрегирован-ность продовольственной безопасности.
В целях уточнения и выявления субъектов продовольственного рынка, сектора агропромышленного комплекса Свердловской области необходимо построить модель продовольственного комплекса региона, основанную на экономических механизмах взаимодействия.
Уровни продовольственной безопасности, находящиеся выше по иерархии, принимают участие в реализации модели опосредованно, через органы (при их наличии), которым делегированы соответствующие полномочия.
Если вопросы, стоящие на всех уровнях продовольственной безопасности, взаимосвязаны и аналогичны, то различаются подход и механизм решения задач, которые детерминированы особенностями каждого уровня, и при обосновании модели это следует учитывать.
Свердловская область как составная часть регионального уровня продовольственной безопасности Российской Федерации имеет следующую структуру субъектов продовольственного комплекса:
• сельскохозяйственные предприятия растениеводства и животноводства;
• предприятия мясной промышленности;
• предприятия молочной промышленности;
• предприятия мукомольно-крупяной промышленности;
• предприятия хлебопекарной промышленности;
• предприятия масложировой промышленности;
• предприятия плодоовощной и консервной промышленности;
• предприятия кондитерской промышленности;
• предприятия крахмалопаточной промышленности;
• предприятия по производству пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов;
• предприятия обслуживания специальной агропромышленной инфраструктуры;
• сети оптовой и розничной торговли продуктами питания и сельскохозяйственной продукцией;
• органы исполнительной государственной власти (функции регулирования) - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, территориальные исполнительные органы Свердловской области, управления сельского хозяйства и продовольствия, Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области, Министерство социальной защиты населения Свердловской области, управления социальной защиты населения и др.;
• контролирующие органы регионального уровня - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», территориальные отделы и филиалы ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области и др.;
• специализированные комитеты органов местного самоуправления.
Модель продовольственного комплекса Свердловской области, выстроенная на основе данной структуры, может быть представлена в виде схемы (рис. 2).
Организация эффективного взаимодействия участников процесса обеспечения продовольственной безопасности в рамках продовольственного комплекса Свердловской области базируется на принципах управления и планирования, а участие государственных органов в балансировании ситуации предполагает использование программно-целевого метода управления.
Параметры модели должны однозначно характеризовать состояние продовольственного рынка. Роль государственных органов исполнительной власти Свердловской области заключается в противодействии возникновению искусственных и технических дефицитов продовольствия, сохранении стабильности в периоды избытка продовольствия ресурсов путем пополнения регионального продовольственного фонда. Включение в модель адаптивного экономического механизма предполагает постоянное отслеживание ситуации в области продовольственной безопасности и оперативное воздействие на нее.
Показатели и критерии продовольственной безопасности, включенные в совокупную панель индикаторов, должны в автоматическом режиме определять выбор мер
воздействия не только со стороны государственных органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления, но и со стороны саморегулируемых организаций, функции которых могут быть возложены на отраслевые союзы и ассоциации.
Инфраструктура продовольственного комплекса
Рис. 2. Модель продовольственного комплекса
Модель продовольственного комплекса является общей и включает в себя хозяйствующих субъектов и потребителей продовольствия - резидентов Свердловской области. Межрегиональные и импортные поставки в разрезе ввоза (в том числе импорт) и вывоза (в том числе экспорт) сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов - значимое звено в обеспечении продовольственной безопасности по приоритетному критерию оценки, а именно по доле внутреннего производства продовольствия в совокупной реализации продуктов питания на рынке.
Источники
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
2. О Всемирной продовольственной конференции : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1974 г. № А/В.Е8/3348 (XXIX) А/РУ.2323.
3. Концепция повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ : Решение Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 г.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.