Международная научно-практическая конференция
УДК 37
Соколов Валерий Данилович Sokolov Valery Danilovich
канд. воен. наук, профессор доцент Военной академии материально-технического обеспечения,
г. Санкт-Петербург Cand. military science, Professor, associate Professor
Military logistics academies, Saint Petersburg
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СНИЖЕНИЕ НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
FOOD PRODUCTS THAT AFFECT THE REDUCTION OF NERVOUS
TENSION OF TEACHERS
Аннотация: В статье даются некоторые рекомендации профессорско-преподавательскому составу, в том числе и имеющие отношение к питанию, которые должны способствовать преодолению негативного влияния стрессодепрессивных факторов на здоровье.
Abstract: the article provides some recommendations to the teaching staff, including those related to nutrition, which should help to overcome the negative impact of stress-depressive factors on health.
Ключевые слова: здоровье, педагог, рекомендации, витамины, пищевые продукты
Keywords: health, teacher, recommendations, vitamins, food products
Здоровье - самая большая ценность человеческой жизни. От состояния здоровья зависит всё то, что делает нашу жизнь полноценной и счастливой: качество жизни, её продолжительность, физическая, умственная, и наконец, педагогическая активность и т. д.
В статье на тему: «Отношение повышенного нервного напряжения к здоровью педагогического работника», опубликованного в сборнике научных статей «Культура и гуманитарные науки в современном мире». Выпуск №3 [1], мы сделали попытку показать, как негативные воздействия стрессодепрессивных факторов влияют на здоровье профессорско-преподавательского состава.
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований Исследователями доказано [2], что педагогические профессиональные стрессы являются постоянной и универсальной основой не только эмоционального выгорания, но и полной дезинтеграции различных психических сфер, прежде всего - эмоциональной. Профессию педагога относят группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Напоминаем, что анализ состояния здоровья педагогов показал [3], - около 89% обследованных имеют расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в более чем 43% случаев выявляются признаки нозологически (нозология - учение о болезнях) очерченных патологических нарушений. Угнетающее действие хронического стресса, как правило, вызывает у педагога депрессию, психосоматические заболевания и другие проблемы с психическим здоровьем.
Главный признак негативных воздействий на человека - плохое настроение, упадок сил и прочие симптомы. Естественная реакция разумного человека на подобные симптомы - это нормальное явление.
Специалисты предупреждают: «Помните, педагогический стресс - самый опасный и разрушительный» [4]. Он является главным профессиональным риском, который может заметно ухудшить качество жизни, поэтому не стоит пренебрегать профилактикой, устраняющей негативные последствия. Вот несколько полезных советов, помогающих приспособиться к имеющимся нагрузкам (табл. 1)
Анализ данных табл. 1 показывает, что специалисты предлагают достаточное количество рекомендаций для «борьбы» с негативными последствиями стресс-факторов. Причём, одинаковых рекомендаций практически не предлагается.
Международная научно-практическая конференция Таблица 1. Полезные советы, снижающие нервное напряжение
Литературные источники
[3] [4] [5]
1. Противострессовое дыхание 1. Измените свое отношение к проблемам 1. Разумные физические нагрузки. Лучше - на свежем воздухе. Ещё лучше - в дневное время суток, поскольку солнечный свет способствует усилению выработки гормонов, отвечающих за подъём настроения
2. Минутная релаксация 2. Не принимайте близко к сердцу мнение окружающих 2. Тренировки для мозга -умственные нагрузки, самое эффективное - изучение иностранных языков
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете 3. Не позволяйте негативу и переживаниям ввергать вас в уныние и бездействие 3. Полноценное питание.. .побольше продуктов, богатых витаминами Б, группы В и источниками кислот ю-3 (омега-3)
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс 4. Балуйте себя маленькими радостями 4. Уменьшение негативных воздействий, стрессов -стараться избегать таких ситуаций, общения с вызывающими их людьми и др.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперёд и расслабьтесь 5. Надейтесь на лучшее
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - всё равно какой 6. Забудьте о прошлом
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите 7. Получайте максимальное удовольствие от профессии и жизни
8. Побеседуйте на какую-нибудь отвлечённую тему с любым человеком, находящимся рядом
9. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений
Нам представителям научно-педагогического состава нашей академии наиболее интересен третий пункт в третьей графе табл.1 - что из себя представляют указанные пищевые вещества, и, как они влияют на организм
182
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований человека? Потому что, пища обеспечивает организм энергией, необходимой для передвижения и трудовой деятельности, служит источником «пластических» веществ, белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных солей, благодаря которым происходит обновление клеток и тканей.
Выработка гормонов, ферментов и других регуляторов обменных процессов в организме также происходит благодаря пищевым продуктам. От характера и полноценности питания зависит обмен веществ в организме, функционирование органов и систем, тканей и клеток. При правильном питании обеспечивается постоянство внутренней среды организма человека, что является залогом здоровья, физической активности и долголетия. Обеспечивается полноценное функционирование иммунной системы, повышается сопротивляемость организма, его возможность противостоять стрессовым и депрессивным факторам.
Витамины группы Э. Под этим термином понимают несколько соединений, относящихся к стеринам: Эргокальциферол (витамин Э2) и холекальциферол (витамин Э3) принимают активное участие в регулировании фосфорно-кальциевого обмена в организме. Витамин Э может образовываться в коже под влиянием солнечных лучей. Поэтому в ряде случаев, например, в условиях северных широт (к которым относится г. Санкт-Петербург) рекомендуется проводить профилактическое ультрафиолетовое облучение.
Источниками витамина Э в питании являются (мкг%): коровье масло (1,31,5), молоко (0,05), яйца (2,2), печень трески (100) и печень животных (2,5), рыбий жир (125). После ультрафиолетового облучения содержание витамина Э в организме увеличивается в несколько раз. В обычных условиях взрослый человек не нуждается в дополнительном введении эргокальциферола. В условиях недостаточного солнечного облучения рекомендуется до 500 МЕ этого витамина (1 МЕ равна 0,025 мкг чистого кристаллического эргекальциферола) [6].
Тиамин (витамин В1). Физиологическая роль витамина В1 заключается прежде всего в активном стимулировании нервной системы человека.
Международная научно-практическая конференция
Установлена роль тиамина в регуляции процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре больших полушарий головного мозга. Это обстоятельство имеет первостепенное значение для оценки роли тиамина в питании при преодолении стрессодепрессивных факторов.
Отсутствие витамина B1 в пище даже приводит к тяжелому заболеванию -полиневриту, или бери-бери, что означает оковы ног.
Роль тиамина в обмене веществ определяется его участием в углеводном обмене. Он входит в состав ферментов, катализирующих некоторые окислительные процессы. С увеличением в рационах питания углеводов повышается и потребность в витамине В1. Согласно рекомендациям Федерального исследовательского центра (ФИЦ) питания, биотехнологии и безопасности пищи РФ на каждые 4,2 МДж (1000 ккал) суточного рациона должно приходиться 0,6 мг тиамина. Суточная потребность взрослого человека в тиамине составляет 1,5-2,4 мг. Эта потребность увеличивается при значительном нервно-психическом напряжении, что вызывает необходимость дополнительной потребления витамина В1.
Источниками тиамина в питании являются главным образом (мг%) хлеб (0,03-0,15), гречневая крупа (0,5), бобовые (0,5-0,6), мясо (в свинине 0,5-1,44). Много этого витамина в дрожжах (до 20) [6].
Рибофлавин (витамин В2). Физиологическая роль витамина В2 определяется главным образом его участием в окислительно-восстановительных процессах при углеводном, белковом и жировом обмене. Он входит в состав ферментов, являющихся в организме катализаторами многих реакций конечного биологического окисления.
Согласно рекомендациям ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи РФ на каждые 4,2 МДж (1000 ккал) суточного рациона требуется 0,8 мг рибофлавина. Суточная потребность взрослого человека составляет 1,5-3 мг.
Витамин В2 содержится в мясе (в говядине - 0,2 мг%), бобовых (в горохе - 0,2 мг%), хлебе (0,07-0,13 мг%), коровьем молоке (0,15 мг%), яйцах (0,3 мг%).
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований Особенно богаты витамином В2 дрожжи (в пекарских дрожжах - 6 мг%), а также печень (2 мг%) и другие субпродукты (почки, сердце) [6].
Краткая характеристика других водорастворимых витаминов приведена в табл. 2 [6].
Таблица 2. Характеристика некоторых водорастворимых витаминов
Названия Физиологическая роль Основные источники в питании
Пантотеновая кислота (витамин В3) Входит в состав ферментов, катализирующих синтез жирных кислот, ацетилхолина и многих других соединений Хлеб (0,7), крупа (0,5 - в гречневой), капуста (0,3), картофель (0,5), мясо (0,7) в мг %
Цианкобаламин (витамин В12) Входит в состав многих ферментов, участвующих в синтезе нуклеиновых кислот, холина, креатина и др., участвует в процессах кроветворения Мясо (2-8), печень (50-130), молоко (0,2-0,6), рыба (11-в сельди) в мкг %
Пиридоксин (витамин В6) Входит в состав ферментов, катализирующих реакции обмена аминокислот Крупы (1), рис (0,7), хлеб (0,3), картофель (0,2), мясо, (0,8 - в говядине), рыба (0,4 -в треске) в мг %
Фолацин (фолиевая кислота (витамин Вс) Входит в состав ферментов, участвующих в синтезе некоторых аминокислот, пуриновых и пиримидиновых соединении; вместе с витамином В12 участвует в процессах кроветворения Капуста (15), картофель (11), яйца (13), зелень (113) в мкг %
Потребность в пантотеновой и фолиевой кислотах, биотине, мезоинозите частично обеспечивается самим организмом за счёт синтеза этих витаминов микробной флорой кишечника.
В состав полиненасыщенных жирных кислот семейства омега-3 входят: а-линоленовая и другие кислоты. Более 50 лет назад была доказана необходимость присутствия этих липидов (от греч. ПроБ - эфир) для нормального функционирования организма. Они участвуют в регулировании обмена веществ в клетках, кровяного давления, способствуют выведению из организма избыточного количества холестерина, предупреждая и ослабляя атеросклероз, повышают эластичность кровеносных сосудов, поддерживают иммунитет, работу мозга и улучшают настроение.
Международная научно-практическая конференция
Наиболее ценным продуктом, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты, является мясо лососевых, живущих в дикой природе. Независимо от того, что почти все виды рыбы содержат жиры омега-3, больше всего их в жирной рыбе, в основном, в морской (семга, палтус и др.). Для организма намного полезнее рыба в слабосолёном варианте, чем в жареном. Кроме того, омега-3 содержится и в других продуктах: мясо диких животных, различные масла (льняное, рыжиковое, соевое, рапсовое); орехи (грецкие, кешью), семечки, урбеч из семян льна; оливки; брокколи; масло авокадо и сам плод; шпинат; морские водоросли [7, 8].
В качестве заключения отмечаем, что любой преподаватель должен адекватно реагировать на сложные жизненные, служебные ситуации. Некоторые рекомендации, предложенные нами, в том числе и продовольственной направленности, должны способствовать снижению влияния повышенного нервного напряжения на здоровье и работоспособность преподавательского состава
Библиографический список:
1. Соколов В.Д. Отношение повышенного нервного напряжения к здоровью педагогического работника. - СПб.: Ассоциация содействия изучению и популяризации истории и социально-гуманитарных наук «НИЦ» «Пересвет». 2020. Сборник научных статей «Культура и гуманитарные науки в современном мире». Выпуск № 3. - С. 86-95.
2. Влияние стресс-факторов на профессиональное здоровье педагога. Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4-5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. - Витебск: ГУО «ВОИРО». [Электронный ресурс] URL: www.vashpsixolog.ru. (дата обращения 20. 04. 2020).
3. Дыненкова Е. Н. Профессиональный стресс и пути его преодоления. [Электронный ресурс] URL: http://centerlado.ru/uploadedFiles/
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований files/biblioteka/sborniki/Metodicheskoe_posobie_dlya_pedagogov_Professionalnyy_ stress_i_puti_ego_preodoleniya.pdf. (дата обращения 20. 09. 2020).
4. Стресс у педагогов [Электронный ресурс] URL: https://vitaportal.ru/psihologiya/stress-u-pedagogov.html. (дата обращения 20. 09. 2020).
5. Пять неожиданных масок депрессии: врачи рассказали, под какими болезнями сегодня чаще всего прячется скрытая депрессия [Электронный ресурс] URL: https://www.yar.kp.ru/daily/26773.4/3809374/ (дата обращения 20. 09. 2020).
6. Пищевая химия / Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др. Под ред. А.П. Нечаева. Издание 3-е, испр. -СПб.: ГИОРД, 2004. -640 с.
7. Омега 3 - что это такое? [Электронный ресурс] URL: https://alter-zdrav.ru/omega-3-chto- eto-takoe-dlya-chego-polezno-gde-soderzhitsya/ (дата обращения 20. 09. 2020).
8. Ларин И.А., Жозе М.А. О содержании омега-3 и омега-6 жирных кислот в пайках военнослужащих / Ларин И.А., Жозе М.А. // В сборнике: Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пермь. 2016. -С. 198-203.