Научная статья на тему 'Продовольственные безопасность и независимость: определения, измерение, факторы и пути повышения устойчивости. Показатели оценки уровня и обеспечения продовольственной безопасности в сфере потребления'

Продовольственные безопасность и независимость: определения, измерение, факторы и пути повышения устойчивости. Показатели оценки уровня и обеспечения продовольственной безопасности в сфере потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / УДЕЛЬНЫЕ ВЕСА / ИНДЕКСЫ / ОБЪЕМЫ / РЕСУРСЫ / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / РАСПОЛАГАЕМЫЕ РЕСУРСЫ / РАСХОДЫ НА ПИТАНИЕ / КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКТА / НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ КАЧЕСТВО / ОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарькавый Владимир Владимирович

Рассмотрены показатели одной из трех групп системы оценки уровня и обеспечения Пб, рекомендуемой к использованию Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (далее Доктрина, или, Доктрина Пб): группа показателей для оценки Пб в сфере потребления. Группа содержит семь показателей, отражающих количественный, качественный и социально-экономические аспекты продовольственной безопасности. С их помощью можно оценивать уровень физической и экономической доступности пищевых продуктов для каждого гражданина страны, соблюдения населением рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. С тем, чтобы объективно оценивать равномерность доступности отдельных групп населения, в рассматриваемую совокупность показателей необходимо включить еще один потребление продуктов питания по отдельным группам населения, который свидетельствует о структуре расходов домашних хозяйств на продукты питания в разрезе групп населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов. Учитывая возрастающее внимание населения к качеству и безопасности продовольствия (в некоторых экономически развитых странах это уже стало элементом аграрной и продовольственной политики), для более объективной характеристики проблемы в этот перечень показателей и индикаторов следовало бы дополнительно ввести показатели: фактического и нормативного содержания питательных веществ в пищевом рационе населения; нормы потребления питательных веществ на уровне прожиточного минимума; содержание в продуктах питания вредных для здоровья людей веществ, удельные веса забракованного импортного и отечественного продовольствия, тем более, что все эти показатели имеются в специализированных службах, используются ими, но не публикуются в общественно-политических и, в том числе, в экономических источниках. В настоящей статье автором сделана попытка реализовать в таблицах обозначенные выше предложения в части возможности создания методической основы мониторинга состояния качества и безопасности продовольственных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарькавый Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственные безопасность и независимость: определения, измерение, факторы и пути повышения устойчивости. Показатели оценки уровня и обеспечения продовольственной безопасности в сфере потребления»

УДК 51-74: 631.365.32

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИЗМЕРЕНИЕ, ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ* Показатели оценки уровня и обеспечения продовольственной безопасности в сфере потребления

© 2015 г. В.В. Гарькавый

Рассмотрены показатели одной из трех групп системы оценки уровня и обеспечения Пб, рекомендуемой к использованию Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (далее Доктрина, или, Доктрина Пб): группа показателей для оценки Пб в сфере потребления. Группа содержит семь показателей, отражающих количественный, качественный и социально-экономические аспекты продовольственной безопасности. С их помощью можно оценивать уровень физической и экономической доступности пищевых продуктов для каждого гражданина страны, соблюдения населением рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. С тем, чтобы объективно оценивать равномерность доступности отдельных групп населения, в рассматриваемую совокупность показателей необходимо включить еще один - потребление продуктов питания по отдельным группам населения, который свидетельствует о структуре расходов домашних хозяйств на продукты питания в разрезе групп населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов. Учитывая возрастающее внимание населения к качеству и безопасности продовольствия (в некоторых экономически развитых странах это уже стало элементом аграрной и продовольственной политики), для более объективной характеристики проблемы в этот перечень показателей и индикаторов следовало бы дополнительно ввести показатели: фактического и нормативного содержания питательных веществ в пищевом рационе населения; нормы потребления питательных веществ на уровне прожиточного минимума; содержание в продуктах питания вредных для здоровья людей веществ, удельные веса забракованного импортного и отечественного продовольствия, тем более, что все эти показатели имеются в специализированных службах, используются ими, но не публикуются в общественно-политических и, в том числе, в экономических источниках. В настоящей статье автором сделана попытка реализовать в таблицах обозначенные выше предложения в части возможности создания методической основы мониторинга состояния качества и безопасности продовольственных товаров.

Ключевые слова: показатели, удельные веса, индексы, объемы, ресурсы, домашние хозяйства, располагаемые ресурсы, расходы на питание, конечное потребление, безопасности продукта, ненадлежащее качество, опасность товаров.

There are considered indicators of one of the three groups of assessment of the food security ensuring level that are recommended to be used by the Food Security Doctrine of the Russian Federation (the Doctrine, or Food Security Doctrine): that is a group of indicators to assess food security in consumption sphere. The group consists of seven indicators reflecting the quantitative and qualitative socio-economic aspects of food safety. They can be used to assess the level of physical and economic affordability of food for every citizen of the country, compliance of rational food consumption norms by the people for an active and healthy lifestyle. In order to evaluate objectively the availability uniformity to certain population groups into the considered set of indicators must be included food intake in separate population groups that shows the structure of household food expenditure in the context of population groups, depending on the level of available resources. Considering increasing public attention to the food quality and safety (in some economically developed countries, it has become an element of the agrarian and food policy), for a more objective analysis of the problem into this list indicators and indexes there should be included such indicators as actual and normative content of nutrients in the diet of the population; consumption rates of nutrients at a subsistence level; content of harmful substances for human health in food products; specific weights of the defective imported and domestic food; especially because all these indicators are available and used in specialized services, but are not published in socio-political and, in particular, in economic sources. In this article, the author attempted to implement in the tables specified above proposals in terms of the possibility of establishing a methodical basis for monitoring status of the food quality and safety.

Key words: performance, specific weight, indices, volumes, resources, households, disposable resources, food expenses, final consumption, product safety, inadequate quality, danger of products.

* См. начало статьи в № 2(30), № 3(31) за 2015 год.

Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности и независимости используется, как правило, множество показателей, индикаторов и пороговых значений. В предыдущем параграфе в качестве критериев Пб рассмотрены: уровень самообеспечения по отдельным видам продукции; процентного соотношения объемов импортируемого продовольствия к общему объему продуктов, использованных на

потребление; удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка

соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения.

Из предыдущих параграфов известно, что продовольственная безопасность является комплексным понятием, содержащим как минимум три аспекта:

- количественный - степень реализации текущей потребности в продуктах сельскохозяйственного производства (мера доступности продуктов), ориентирован на обеспечение достаточного объема продовольствия. Именно этот аспект рассмотрен в предыдущем параграфе;

- качественный: удовлетворение потребности в безопасных для здоровья, качественных продуктах сельскохозяйственного производства. Показатели этого аспекта характеризует уровень обеспечения людей безопасным и качественным продовольствием (санитарно-гигиеническая кондиционность пищи);

- социально-экономический (доходно-ценовая доступность продовольствия): рост доходов населения, обеспечивающий доступ к продовольствию на уровне жизнеобеспечения всех групп населения. Этот аспект предусматривает повышение доходов населения или отдельных его групп до уровня, обеспечивающего реальную (экономическую) доступность продовольствия.

Каждый из этих трех аспектов имеет свои показатели оценки. Наиболее полно их классификация произведена А.В. Гордеевым, А.И. Алтуховым, Д.Ф. Вермель [2, 3]. Их разработки, а также предложения других ученых стали основой совокупности показателей,

рекомендованной Доктриной для использования при оценке состояния продовольственной безопасности. Для оценки Пб в сфере потребления предлагаются следующие показатели:

- располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;

- обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек;

- потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;

- объемы адресной помощи населению;

- суточная калорийность питания человека;

- количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;

- индекс потребительских цен на пищевые продукты.

К перечисленной совокупности показателей необходимо добавить еще один:

- потребление продуктов питания по отдельным группам населения, который свидетельствует о структуре расходов домашних хозяйств на продукты питания в разрезе групп населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов.

Информация по разделу «Сфера потребления» представлена в таблицах 511 и сопутствующем тексте.

Таблица 5 - Располагаемые ресурсы и расходы на питание домашних хозяйств в России (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц, тыс. руб.)

2013 г.

Ресурсы и расходы 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. +, - к 2013 г.

В городской местности

Располагаемые ресурсы, всего 16,3 18,3 20,4 23,6 + 7,3

Расходы на конечное потребление 11,7 12,9 14,4 16,7 + 5,0

в том числе,

на домашнее питание (тыс. руб.) 3,5 3,8 4, 0 4,9 + 1,4

Доля на питание от расходов на конечное потребление, % 29,9 29,4 27,8 29,3 - 0,6

В сельской местности

Располагаемые ресурсы, всего 10,1 11,7 13,3 14,2 + 4,1

Расходы на конечное потребление 7,3 8,2 9,3 9,7 + 2,4

в том числе,

на домашнее питание (тыс. руб.) 3, 1 3,5 3,7 4, 1 + 1,0

Доля на питание от расходов на конечное потребление, % 42,5 42,7 39,8 41,8 - 0 ,7

Примечания: данные о располагаемых ресурсах, расходах на конечное потребление, в том числе на домашнее питание за 2010-2012 гг. взяты из [4, с. 30]; среднегодовые располагаемые ресурсы в городской и сельской местности - [5, с. 85]; расходы на потребление, всего и проценты на домашнее питание - [6, табл. 6.34].

Ранжированный ряд конкретных продуктов по долям расходов представляется следующим списком: 1 -мясо; 2 - хлебобулочные изделия и крупы; 3 - молочные изделия, сыр и яйца; 4 -овощи; 5 - сахар, джем, мед, шоколад и конфеты; 6 - фрукты; 7 - рыба и морепродукты; 8 - другие продукты питания. Следует заметить, что такой порядок соблюдается во всех группах с разными уровнями располагаемых ресурсов. В первой группе населения (с наименьшими располагаемыми ресурсами) расходуемые на продукты питания ресурсы занимают почти 41% от всех потребительских расходов, в пятой группе (с наибольшими располагаемыми ресурсами) они составляют всего 17,5%. Такое положение ставит вопрос о выравнивании распологаемых ресурсов за счет государства путем увеличения адресной помощи и других возможных мер. В сельской местности выше доля малоимущих семей. При том, что доля сельского населения составляет 26% общей численности населения, доля семей со среднедушевыми доходами ниже

прожиточного минимума составила в 2013 году более 40% общего числа малоимущих семей.

Одновременно следует отметить и негативную сущность высокой доли расходов на продукты питания (около 30% - таблицы 5 и 6). Такие показатели в стране свидетельствуют о двух-трехкратном превышении их уровня в экономически развитых странах [7, с. 17], что ограничивает расходование средств на другие не менее важные направления для развития человеческого фактора.

Рациональная норма потребления выполняется ежегодно - по хлебопродуктам, картофелю, сахару и кондитерским изделиям, яйцам, с 2005 г. -по маслу растительному, с 2012 г. - по мясу и мясопродуктам. Норма не выполняется: начиная с 2000 г. по рыбе и рыбопродуктам, ежегодно - по молоку и молокопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам. Минимальный набор продуктов потребительской корзины также не всегда выдерживается по многим видам продуктов, молоко и молочные продукты,

овощи и бахчевые - все годы меньше своей доли в продовольственной корзине. Таблица 7 - Потребление основных пищевых продуктов на душу населения в России, кг

Продукты Рациональная норма потребления 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Минимальн ый набор продуктов потребитель ской корзины

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 72,5 75 45 55 69 70 74 76 58,6

Молоко и молокопродукт ы (в пересчете на молоко) 330 387 215 234 247 246 249 248 290

Яйца (штук) 260 297 229 251 269 271 276 269 210

Рыба и рыбопродукты 20 20 10,4 12,6 15,6 16,6 17,1 17,1 18,5

Масло растительное 11 10,2 10,0 12,2 13,4 13,5 13,7 13,7

Сахар и кондитерские изделия 26 47 35 38 39 40 40 40 23,8

Картофель 97,5 106 109 109 104 110 111 111 100,4

Овощи и бахчевые 130 89 79 87 102 106 109 109 114,6

Фрукты и ягоды 95 35 32 46 58 60 61 64 60

Хлебопродукты 100 120 117 121 120 119 119 118 120,5

Примечания: минимальный набор продуктов потребительской корзины утвержден Государственной Думой 21.11. 2012; данные таблицы взяты из [4, табл. 24, с. 11], 2013 г. - из [5].

Только в последние три года в пределы нормы входят фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты. Не могут превысить дореформенную долю в корзине рыба и рыбопродукты.

Проблема продовольственной

безопасности в мире и, прежде всего, в развитых странах в основном смещается в сферу обеспечения качества потребляемых продуктов. Безопасность и качество продовольственного сырья и пищевых продуктов становятся одним из основных факторов, определяющих здоровье населения. Здоровое питание способствует профилактике заболеваний, повышению устойчивости организма к

неблагоприятным воздействиям

окружающей среды, продлению жизни, обеспечивает нормальный рост и развитие детей. В последние годы рост спроса на высококачественные продукты питания стимулирует интерес к изучению проблемы продовольственной

безопасности с точки зрения информации о безопасности продукта [8, с. 192]. В этой связи к перечню показателей и индикаторов Доктрины по разделу «Сфера ... потребления» целесообразно отнести следующие, расширяющие диапазон оценки качественного аспекта Пб, показатели:

- фактическое и нормативное содержание питательных веществ в пищевом рационе населения;

- нормы потребления питательных веществ на уровне прожиточного минимума;

- содержание в продуктах питания вредных для здоровья веществ;

- удельные веса забракованного импортного и отечественного продовольствия.

В статистической отчетности найдены лишь показатели пищевой и энергетической ценности продуктов питания в среднем на одного члена домашнего хозяйства (таблица 8). Суточная калорийность питания человека, количество потребляемых белков, жиров, кроме углеводов, растут из года в год. Однако хорошо это или плохо?

Таблица 8 - Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания (по данным выборочного обследования в среднем на члена домашнего хозяйства)

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Пищевая ценность, г в сутки

белки 73 71 77 77 78 78

жиры 99 96 105 105 105 106

углеводы 338 368 348 341 341 337

Энергетическая ценность, ккал в сутки 2551 2630 2652 2624 2633 2626

Примечание: данные таблицы взяты из [6, табл. 6.37].

Согласно Справочнику по лечебному питанию [9, таблица 1], средняя суточная потребность взрослого человека должна составлять: в белках и жирах - 80-100 г, в углеводах - 400-500 г, в энергии -2850 ккал (11900 кДж).

Еще один показатель,

характеризующий уровень качественного аспекта Пб, рассматривается в таблице 9.

По данным таблицы существенное повышение качества отечественных и импортных продовольственных товаров и алкогольных напитков в целом очевидно. Вместе с тем наблюдается значительный всплеск ненадлежащего качества и (или) опасности продуктов: отечественных - по мясу и птице (13,1 в 2013 г. против 5,0% в 2012 г.); импортных - по кондитерским изделиям, соответственно, 26,6 и 5,9.

О незначительном снижении качества можно судить по увеличению доли проб продуктов ненадлежащего качества и опасности в числе отобранных образцов. Например, отечественная птица, продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов), консервы плодоовощные и ягодные, мука; импортные птица и сыры.

Важный и неотъемлемый показатель продовольственной безопасности -физическая доступность населения к продуктам питания. Она зависит от торговых площадей, количества розничных рынков и объектов розничной торговли.

Торговое обслуживание населения улучшается, но на селе это происходит более низкими темпами, чем в городах. Если в 1990 году обеспеченность сельского населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составляла 277 кв. метров, то в 2012 году — 320 кв. метров. В городской местности сеть организаций розничной торговли развивалась опережающими темпами. В результате, если к началу рыночных реформ удельная

обеспеченность сельского населения организациями розничной торговли превышала городской уровень в 1,4 раза, то в 2012 году этот показатель в городской местности был в 2 раза выше, чем в сельской. По состоянию на 1 апреля 2014 г. в сельской местности действовало 1520 розничных рынков, из них 879 универсальных, 374 сельскохозяйственных и всего 23 сельскохозяйственных кооперативных рынка. Торговое

обслуживание в малых городах и отдаленных населенных пунктах осуществляется с помощью автолавок,

которых насчитывается более 8 тысяч. Они обслуживают 36 тысяч сельских населенных пунктов [10, с. 87].

Таблица 9 - Качество отечественных и импортных товаров, поступивших на потребительский рынок (в процентах от количества отобранных образцов (проб) _товаров по каждой товарной группе)_

Установлены ненадлежащее качество

и (или) опасность товаров

Продукты и напитки 2000 г. 2012 г. 2013 г.

отечест- импорт- отечест- импорт- отечест- импорт-

венных ных венных ных венных ных

П юдукты питания

Мясо и птица 8,2 53,5 5,0 5,0 13,1 5,7

из них мясо птицы 31,0 25,8 3,1 3,1 3,7 9,5

Изделия колбасные 14,8 57,5 2,0 2,0 2,0 0,4

Продукция рыбная

пищевая товарная (без рыбных консервов) 28,5 36,2 3,5 3,5 5,8 3,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консервы мясные

и мясорастительные 62,1 71,9 0,0 0,0 0,4 0,0

Консервы и пресервы рыбные 19,8 56,0 0,8 0,8 0,6 0,0

Консервы плодоовощные и 26,5 42,6 1, 1 1, 1 2,2 0, 1

ягодные

Изделия макаронные 26,2 31,9 0,6 0,6 0,4 0,0

Крупа 39,2 49,9 1,7 1,7 1,4 0,2

Мука 36,2 10,3 0,6 0,6 2,2 0,1

Изделия кондитерские 17,1 21,4 5,9 5,9 3,9 26,6

Масло животное 23,9 13,7 1,9 1,9 1,7 0,2

Масла растительные 32,5 18,1 1,0 1,0 0,2 0,3

Продукция маргариновая и 22,6 37,3 1,2 1,2 1, 1 0,2

майонезная

Цельномолочная

продукция 18,8 36,4 4,2 4,2 1,0 2,7

Сыры 21,9 27,1 1,3 1,3 1,3 4,3

Алкогольные напитки

Водка и ликеро-

водочные изделия 10,2 35,7 1,0 0, 1 0,5 0,8

Вина виноградные и плодовые 21 ,1 11 ,9 1, 5 0,9 1,2 0,7

Вина шампанские

и игристые 11,2 40,4 0,5 0,1 0,9 0,4

Коньяки, коньячные

напитки и спирты коньячные 2,3 20,1 0,2 0, 1 0,2 0, 1

Пиво 17,2 26,6 2,0 0,7 3,1 3,5

Примечание: данные таблицы взяты из [6, табл. 21.25].

Для оценки размеров и динамики развития материальной базы торговли пищевыми продуктами можно

использовать индексы физического объема

оборота розничной торговли и оборот розничной торговли на душу населения (таблица 10).

Таблица 10 - Индексы физического объема оборота розничной торговли и оборот розничной торговли продовольственными товарами

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Индексы физического объема оборота розничной торговли (1990=100)

Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия 90,8 142,5 205,2 212,1 219,8 225,4

из них:

продукты питания 82,4 123,7 180,6 185,1 194,1 203,5

алкогольные напитки 130,5 239,6 286,3 297,8 302,6 288,6

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями на душу населения

в фактически действовавших ценах, руб. 7511 22420 56018 63684 69562 77648

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 107,9 110,9 105,0 103,3 103,5 102,3

*Примечания: данные по обороту розничной торговли продовольственными товарами до 2010 г. взяты из [6, табл. 21.11 и 21.13].

Из материалов таблицы следует, что индексы физического объема оборота розничной торговли продуктами питания стабильно растут и достаточно высоки, вместе с тем они значительно ниже индексов физического объема оборота розничной торговли алкогольными напитками. Растет и оборот розничной торговли пищевыми продуктами в

фактически действовавших ценах на душу населения (в 10,3 раза в 2013 г. против 2000 г.). Однако начиная с 2010 г. он начал снижаться. Но снижение не следует напрямую связывать с сокращением торговых площадей. Вероятнее всего на снижение индексов повлияли цены, другие финансовые изменения (таблица 11).

Таблица 11 - Индексы потребительских цен (тарифов) на товары и услуги (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Все товары и услуги 120,2 110,9 108,8 106,1 106,6 106,5

в том числе

продовольственные товары 117,9 109,6 112,9 103,9 107,5 107,3

непродовольственные товары 118,5 106,4 105,0 106,7 105,2 104,5

услуги 133,7 121,0 108,1 108,7 107,3 108,0

Примечания: данные взяты из [6 табл. 25.3]; в продовольственные товары включены алкогольные напитки.

Потребительские цены (тарифы) на все товары и услуги, снизившись к 2010 году против 2000 года на 11,4%, стабилизировались на среднегодовом приросте в 7%. В эти же четыре года прирост цен на продовольственные товары и услуги в среднем за год составил 8%.

Самый низкий уровень среднегодового прироста имеет место в группе непродовольственных товаров - всего 5,3%.

Выводы

1. Использование совокупности предлагаемых в Доктрине и

рассмотренных в настоящей статье показателей и индексов в сфере потребления позволяет охарактеризовать уровень продовольственного обеспечения населения, выявить тенденции и узкие места в экономической части и, частично, в социальном аспекте этого процесса. Частично в социальном аспекте, т.к. в совокупности показателей, на мой взгляд, недостает таких, с помощью которых уровень Пб оценивается по влиянию на состояние здоровья человека продуктов и самого питания.

2. Анализ собранных, обработанных и сведенных в таблицы фактических показателей в рамках их совокупности, рекомендованной Доктриной с авторскими дополнениями, выявил позитивные и негативные черты (стороны) процесса обеспечения Пб, учет которых в управленческих решениях способствовал бы росту уровня продовольственной безопасности.

Располагаемые ресурсы, расходы на конечное потребление и расходы на домашнее питание (таблицы 5 и 6).

Позитивные черты:

- в среднем на одного члена домохозяйства расходы в месяц растут как в городе, так и на селе, что свидетельствует о расширении экономической и физической доступности населения страны к продовольствию;

- доля расходов на питание в расходах населения на конечное потребление в городах и на селе уменьшается;

- показатели таблиц дают представление о структуре расходов домашних хозяйств на продукты питания в разрезе городского и сельского населения, групп населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов и позволяют выявить закономерности распределения расходов;

- ранжированный ряд продуктов по снижению доли расходов на них следующий: 1 место - мясо; 2 -хлебобулочные изделия и крупы; 3 -молочные изделия, сыр и яйца; 4 - овощи; 5 - сахар, джем, мед, шоколад и конфеты; 6 - фрукты;

7 - рыба и морепродукты; 8 - другие продукты питания. Отечественный потребительский менталитет в питании подтверждает и то, что такой порядок соблюдается во всех группах с разными уровнями располагаемых ресурсов.

Негативные черты:

- наблюдаемая разница между приростами расходов на питание в городах и на селе указывает не на сближении трендов этих показателей, а на дальнейшее их расхождение;

- доля расходов на питание в расходах населения на конечное потребление в сельской местности остается намного больше, нежели в городах.

Эти два показателя указывают на ущемление «равного права сельского и городского населения на продовольствие»;

- высокая доля расходов на продукты питания (около и более 30%), свидетельствуют о двух-трехкратном превышении их уровня в экономически развитых странах, что ограничивает расходование средств на другие, не менее важные направления для развития человеческого фактора;

- потребительские расходы и расходы на продукты питания домашних хозяйств по группам населения с различным уровнем располагаемых ресурсов распределяются в соответствии с закономерностью: чем выше в группе уровень располагаемых ресурсов, тем меньше доля расходуемых ресурсов на продукты питания. Такое положение ставит вопрос о выравнивании распологаемых ресурсов путем увеличения адресной помощи и других возможных мер.

Потребление основных пищевых продуктов на душу населения в России (таблица 7). Безопасность и качество продовольственного сырья и пищевых продуктов (таблицы 8, 9).

Позитивные черты:

- рациональные нормы потребления выполняются: ежегодно - по хлебопродуктам, картофелю, сахару и кондитерским изделиям, яйцам, начала выполняться с 2005 г. - по маслу

растительному, с 2012 года - по мясу и мясопродуктам;

- в последние три года в пределы нормы своей доли в минимальном наборе продовольственной корзины входят фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты;

- количество потребляемых человеком белков и жиров растет ежегодно в среднем на одного члена домашнего хозяйства;

- существенное повышение качества отечественных и импортных продовольственных товаров и алкогольных напитков в целом очевидно.

Негативные черты:

- рациональная норма потребления по молоку и молокопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам не выполняется ежегодно, с 2000 г. по рыбе и рыбопродуктам;

- минимальный набор продуктов потребительской корзины также не всегда выдерживается по многим видам продуктов: молоко и молочные продукты, овощи и бахчевые - все годы меньше своей доли в корзине. Не могут достигнуть дореформенной доли в корзине рыба и рыбопродукты;

- средняя суточная потребность взрослого человека не восполняется по белку на 22-25%, по углеводам - на 3033%, с 2010 года перевыполняется на 5-6% по жирам, что также вредно здоровью, как и не выполнение нормы;

- суточная калорийность питания человека еще не достигла нормы 2850 ккал (11900 кДж) и составляет от нее 90-92%.

- наблюдается значительный всплеск ненадлежащего качества и (или) опасности продуктов: отечественных - по мясу и птице; импортных - по кондитерским изделиям; незначительное снижение качества по продукции рыбной (без рыбных консервов), консервам плодоовощным и ягодным, муке; по импортной птице и сырам.

Материальная основа физической доступности населения к продуктам питания (таблица 10).

Позитивные черты:

- существенный рост обеспеченности торговли продовольственными товарами

торговыми площадями, розничными рынками, объектами розничной торговли;

- использование в качестве оценочных показателей размеров и динамики развития материальной базы торговли пищевыми продуктами индексов физического объема оборота розничной торговли и оборот розничной торговли на душу населения;

- индексы физического объема оборота розничной торговли продуктами питания стабильно растут и достаточно высоки;

- растет оборот розничной торговли пищевыми продуктами в фактически действовавших ценах на душу населения (в 10,3 раза в 2013 г. против 2000 г.).

Негативные черты:

- индексы физического объема оборота розничной торговли продуктами питания значительно ниже индексов физического объема оборота розничной торговли алкогольными напитками;

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами в фактически действовавших ценах на душу населения с 2010 г. начал снижаться. Но снижение не следует напрямую связывать с сокращением торговых площадей.

Потребительские цены (тарифы) на товары и услуги (таблица 11):

- потребительские цены на все товары и услуги, снизившись к 2010 году против 2000 года на 11,4%, в последующие годы не выходили за уровень среднегодового прироста в 7%;

- после снижения цен к 2010 году по продовольственным и непродовольственным товарам, а также по услугам, прирост среднегодовых цен по ним в 2010-2013 годы составил, соответственно - 8, 5,3 и 8%.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины

продовольственной безопасности

Российской Федерации» // Российская

газета от 3 февраля 2010 г. Федеральный выпуск № 5100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алтухов, А.И. Продовольственная безопасность Российской Федерации: современное состояние и перспективы решения / А.И. Алтухов. - Москва: Экономика, 1999. - С. 15.

3. Гордеев, А.В. Продовольственная безопасность России: состояние и меры обеспечения / А.В. Гордеев, А.И. Алтухов, Д.Ф. Вермель // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1998. -№ 10. - С. 7.

4. Статистические материалы по развитию агропромышленного производства России. - Москва: Россельхозакадемия, 2014.

5. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р // АПК: Экономика, управление. - 2015. -№ 3. - С. 83-88.

6. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. -Москва, 2014. - 693 с.

7. Доклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности Минсельхоза России на 2013 год и на плановый период 2014, 2015 и 2016 годов // ^1р://§о.таН.ги^еаг^?^=1.

8. Егерева, О.А. Продовольственная безопасность России и проблема здорового питания населения / О.А. Егерева // Никоновские чтения - 1997 «Личное и коллективное в современной деревне»; Всероссийский институт аграрных проблем и информатики. - Москва: Энциклопедия сел и деревень, 1997. - С. 192.

9. Справочник по лечебному питанию для диетсестер и поваров // http://spravpit.liferus.ru.

10. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства

Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р

// АПК: Экономика, управление. - 2015. -№ 3. - С. 83-88.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 janvarja 2010 g. No. 120. "Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii" [Presidential Decree of January 30th 2010 No.120. "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation"], Rossijskaja gazeta ot 3 fevralja 2010. Federal'nyj vypusk, No. 5100.

2. Altuhov A.I. Prodovol'stvennaja bezopasnost' Rossijskoj Federacii: sovremen-noe sostojanie i perspektivy reshenija [Food security of the Russian Federation: the current state and prospects for solutions], Moscow, Jekonomika, 1999, p. 15.

3. Gordeev A.V., Altuhov A.I., Ver-mel' D.F. Prodovol'stvennaja bezopasnost' Rossii: sostojanie i mery obespechenija [Food safety of Russia: state and ensuring measures], Jekonomika sel'skohozjajstvennyh

1 pererabatyvajushhih predprijatij, 1998, No. 10, pp. 7.

4. Statisticheskie materialy po razvitiju agropromyshlennogo proizvodstva Rossii [Statistical materials on the development of agro-industrial production in Russia], Moscow, Rossel'hozakademija, 2014.

5. Strategija ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdena rasporja-zheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot

2 fevralja 2015 g. No.151-r [Strategy for the sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period until 2030, approved by the Federal Government on February 2nd 2015, No. 151-p], APK: Jekonomika, upravlenie, No. 3, 2015, pp. 8388.

6. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2014: Stat.sb. [Statistical Yearbook. 2014: Statistical Collection], Rosstat, Moscow, 2014, 693 p.

7. Doklad o rezul'tatah za 2012 god i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti Minsel'hoza Rossii na 2013 god i na planovyj

period 2014, 2015 i 2016 godov [Report on the results for 2012 and the main activities of the Ministry of Agriculture of Russia in 2013 and the planning period of 2014, 2015 and 2016], available at: http://go.mail.ru/search? fm=1.

8. Egereva O.A. Prodovol'stvennaja bezopasnost' Rossii i problema zdorovogo pitanija naselenija [Food safety of Russia and the problem of healthy population nutrition], Nikonovskie chtenija - 1997 «Lichnoe i kollektivnoe v sovremennoj derevne», Vserossijskij institut agrarnyh problem i informatiki, Moscow, Jenciklopedija sel i dereven', 1997, p. 192.

9. Spravochnik po lechebnomu pitaniju dlja dietsester i povarov [Handbook of

therapeutic feeding for dietsester and cooks], available at: http://spravpit.liferus.ru.

10. Strategija ustojchivogo razvitija sel'skih territory Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdena rasporja-zheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 fevralja 2015 g. № 151-r [Strategy for the sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period until 2030, approved by the Federal Government on February 2nd 2015 № 151-p], APK: Jekonomika, upravlenie, No. 3, 2015, pp. 83-88.

Сведения об авторе

Гарькавый Владимир Владимирович - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Россия). Тел.: 8 (863-59) 42-6-32.

Information about author

Garkavy Vladimir Vladimirovich - Doctor of Economics, professor of Economics and management department, Azov-Black Sea Engineering Institute, a branch of FSBEI HE "Don State Agrarian University" in Zernograd (Rostov region, Russia). Phone: 8 (863-59) 42-6-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.