Научная статья на тему 'Продовольственное снабжение как инструмент обеспечения экономической безопасности России в 1917 году'

Продовольственное снабжение как инструмент обеспечения экономической безопасности России в 1917 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС / FOOD CRISIS / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / PROVISIONAL GOVERNMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ / SOCIALIZATION OF LAND / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / STATE REGULATION OF THE ECONOMY / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / LAND REFORM / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRARIAN POLICY / РЕВОЛЮЦИОННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / REVOLUTIONARY RULE-MAKING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бойко Л.А., Бойко А.П.

В данной статье была рассмотрена проблема продовольственного обеспечения как фактора-катализатора, ускорившего революционные процессы в России в 1917 году. Кроме того, были изучены основные показатели, характеризующие состояние российской экономики в предреволюционный период. Проанализирована нормотворческая деятельность царского правительства, Временного правительства и органов советской власти в сфере государственного регулирования аграрного вопроса. Был сделан вывод о том, что неэффективное решение продовольственного вопроса послужило одной из причин свержения дома Романовых, затем Временного правительства и, как следствие, популярности партийной программы большевиков и их прихода к власти в результате Октябрьского переворота 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SUPPLY AS A TOOL FOR ENSURING ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA IN 1917

In this article the problem of food security as a catalyst-factor, accelerating the revolutionary processes in Russia in 1917, was considered. In addition, the main indicators characterizing the state of the Russian economy in the pre-revolutionary period were studied. The normative activities of the tsarist government, the Provisional Government and the bodies of Soviet power in the sphere of state regulation of the agrarian question were analyzed. It was concluded that the ineffective solution of the food issue served as one of the reasons for the overthrow of the Romanovs' house, then the Provisional Government and, as a consequence, the popularity of the party program of the Bolsheviks and their coming to power as a result of the October 1917 coup.

Текст научной работы на тему «Продовольственное снабжение как инструмент обеспечения экономической безопасности России в 1917 году»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В 1917 ГОДУ

Л.А. Бойко, канд. филос. наук, доцент А.П. Бойко, студент

Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В данной статье была рассмотрена проблема продовольственного обеспечения как фактора-катализатора, ускорившего революционные процессы в России в 1917 году. Кроме того, были изучены основные показатели, характеризующие состояние российской экономики в предреволюционный период. Проанализирована нормотворческая деятельность царского правительства, Временного правительства и органов советской власти в сфере государственного регулирования аграрного вопроса. Был сделан вывод о том, что неэффективное решение продовольственного вопроса послужило одной из причин свержения дома Романовых, затем - Временного правительства и, как следствие, популярности партийной программы большевиков и их прихода к власти в результате Октябрьского переворота 1917 года.

Ключевые слова: продовольственный кризис, Временное правительство, социализация земли, государственное регулирование экономики, земельная реформа, аграрная политика, революционное нормотворчество.

Продовольственный кризис начала 1917 года в России был кризисом не производства, а распределения и снабжения. Он стал одной из главных причин Февральской революции 1917 г. Государственная власть не сумела преодолеть кризис, выполнить обязательства по снабжению продовольствием не только армии, но и России в целом. Тяготы Первой мировой войны ощущались всем населением России: огромные человеческие жертвы, сокращение народно-хозяйственного потенциала, экономическая разруха, эпидемии, голод, вызванный тем, что на фронт ушли 12,8 млн крестьян [5].

В 1916 году разразились транспортный и топливный кризисы, железные дороги из-за низкой пропускной способности не могли обеспечить бесперебойную доставку продовольствия в города. Крестьяне, не получая необходимых промышленных товаров, не поставляли сельхозпродукты на рынок, предпочитая дожидаться лучших времён. Уже осенью 1916 года в Москве и Петрограде появились очереди за продуктами питания, острым оказался продовольственный кризис. В ноябре 1916 г. самым острым политическим вопросом стал вопрос о продовольственном снабжении фронта и тыла. В обществе расценивалось

благоприятное разрешение продовольственного кризиса чуть ли не как спасение династии Романовых.

С осени 1916 года правительство взяло под свою юрисдикцию заготовительные мероприятия по снабжению населения, чем до того занимались местные органы самоуправления. Общий продовольственный план зимой 1916/1917 года утверждался Центральным бюро по мукомолью и Главноуполномоченным по закупке хлеба для армии, который давал наряды для войсковых интендантов [7].

Только в течение 1916 года сменилось несколько министров сельского хозяйства. В России назревал продовольственный крах. Не только резкое сокращение урожая, но и нежелание помещиков продавать хлеб по твёрдым ценам, введённым правительством в сентябре 1916 года, привело к тому, что на рубеже 1916-1917 гг. цены на продукты питания взлетели вверх. Остро продовольственный кризис переживали центральные промышленные регионы, которые снабжались продукцией, ввезённой из других районов России.

Нарастание экономического кризиса привело к попытке полного регулирования экономики на государственном уровне. В городах появилась система распределения

продуктов по карточкам. Государство стало контролировать материально-техническое снабжение предприятий (в т.ч. частных) и распределение их продукции. В 29 ноября 1916 года министр земледелия А. Риттих подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной» [6]. В 31 губернии была введена продразвёрстка на хлеб. Однако царское правительство оказалось неспособным осуществить продразвёрстку из-за распылённости крестьянских хозяйств, что привело к провалу конечной цели заготовки хлеба. Централизация стала наиболее слабым местом в проведении продовольственной политики [4]. Деятельность государственных органов была разобщена и раздроблена.

В большинстве губерний, где были назначены большие наряды на развёрстку, местные органы отказывались от неё, предпочитая добровольные закупки хлеба посредством сельскохозяйственных обществ, земств, кооперативов. Массовый саботаж правительственных мероприятий российской деревней на рубеже 1916/1917, а также многочисленные противоречия правовых актов, регулирующих снабжение, порождали постоянные трения между различными органами и учреждениями -как местными, так и центральными.

Однако этих мер было явно недостаточно, о чём свидетельствует справка о финансовом и экономическом положении страны, которая была представлена 17 января 1917 на заседании Совета Министров. В ней подчёркивалось, что резко снизилось промышленное производство, урожай хлеба упал на 50%, в 4 раза - с 8,5 млрд руб. до 33,5 млрд руб. увеличился государственный долг. Возросла инфляция: покупательная способность рубля упала до 27 копеек.

В январе-феврале 1917 года Москва и Петроград получили лишь четверть планируемых поставок продуктов питания, что вызвало продовольственный кризис и стало предпосылкой для массовых выступлений рабочих [1]. В начале 1917 г. в Москве было издано официальное запреще-

ние изготовлять пирожные, торты, конфеты и другие кондитерские изделия.

К началу 1917 года перебои в поставках продовольствия в крупных городах России лишь усилились. Из-за нехватки хлеба в середине февраля забастовали 90 тыс. рабочих Петрограда, которые не желали терпеть спекуляцию и рост цен. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловско-го завода. Администрация объявила о его закрытии, что послужило поводом к началу массовых выступлений в столице. Кризис, связанный с продовольственным снабжением столицы из-за разрухи на транспорте, выплеснул 23 февраля на улицы Петрограда тысячи рабочих с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Хлеб, по свидетельству современников, появился в Петрограде только после отречения Николая II.

19 марта 1917 при министерстве земледелия был создан Главный земельный комитет (к июлю они были созданы в 1/3 губерний европейской России). По Положению о земельных комитетах от 21 апреля (4 мая) 1917 года они создавались «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным Собранием» [8]. Эта единственная, пожалуй, мера, удовлетворявшая требованиям широких слоёв населения новой России, носила скорее демонстративный характер. Таким образом, от решения еще одного из главных вопросов революции - аграрного - Временное правительство фактически уклонилось, оттягивая его решение до созыва Учредительного собрания.

Решение Временного правительства ввести в воюющей стране хлебную монополию постановлением от 25 марта 1917 года привело к роспуску первого состава Временного правительства.

Признавая необходимость проведения земельной реформы, Временное правительство вместе с тем в апреле 1917 года издало закон «Об охране посевов». Согласно этому закону землевладельцам гарантировалось полное возмещение убытков в случае народных волнений. Одновременно крестьянам запрещался само-

вольный захват помещичьих земель; за участие в беспорядках они могли привлекаться к уголовной ответственности. Всё это не могло не усилить недовольство крестьянства аграрной политикой буржуазного Временного правительства.

Во втором коалиционном составе Временного правительства были сформированы министерства труда (меньшевик М.И. Скобелев), продовольствия (народный социалист А.В. Пешехонов), государственного призрения (кадет Д.И. Шаховский), которые должны были организовать снабжение продовольствием. Министерству продовольствия вменялось в обязанность обеспечение твёрдых цен на продукты питания и перераспределение продовольственных запасов. В новой же послереволюционной обстановке подобные действия Временного правительства были явно запоздалыми и недостаточными.

Придя к власти, это правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции - аграрного и рабочего, о борьбе с разрухой и голодом, о войне и мире. К осени 1917 года Россию охватили крестьянские бунты. Крестьянство надеялось, что революция быстро решит проблемы деревни, однако вместо земли крестьянство получило лишь смутные обещания о подготовке аграрной реформы. Захват помещичьих земель и усадеб принял массовый характер. Это были первые всполохи гражданской войны.

Пришедшая на смену Временному правительству советская власть не смогла бы упрочиться без решения коренного вопроса революции - вопроса о земле. При работе над «Декретом о земле» Ленин использовал эсеровский наказ о «социализации земли», составленный на основании 242 местных крестьянских наказов, и целиком включил его раздел «О земле» в текст декрета. В наказе содержалось требование отмены частной собственности на землю. Согласно Декрету «О земле», утверждённому в ночь с 26 на 27 октября 1917 г., помещичьи земли конфисковывались с помощью особых комиссий, назначенных местными Советами. Затем эти земли передавались в пользование кресть-

янам, делились по принципу уравнительного землепользования (т.е. поровну, по трудовой норме - по количеству работников в семье, которые могли обрабатывать надел; или по потребительской норме - по числу едоков в семье). Декрет означал конфискацию земли помещиков, отмену их частной собственности без выкупа. Согласно «Декрету о земле», каждая крестьянская земля должна была получить по 2-3 десятины земли, однако за неимением техники и скота земля не могла быть использована [3].

Декрет о земле привлёк все крестьянство на сторону революции. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Русский пролетариат был малочисленным и состоял в основном из крестьян, выброшенных в город, но имевших крепкие связи с деревней. Большевистская постановка аграрного вопроса могла привести к тому, что они повернули бы обратно в деревню.

1 декабря 1917 года впервые в мировой экономической практике был создан государственный орган непосредственного регулирования народного хозяйства и управления - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

В феврале ВЦИК принял «Основной закон о социализации земли», по которому весной 1918 года началась реализация «Декрета о земле». Крестьяне должны были безвозмездно получить 150 млн десятин земли, освобождались от задолженности банкам и от платежей за аренду. На V Всероссийском съезде Советов (4-10 июля 1918 года) была принята Конституция РСФСР, в 5 главе которой излагались следующие положения: обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудящийся да не ест».

Таким образом, большевики провели аграрную реформу, в которую входили: реализация «Декрета о земле» и закона о социализации земли, уравнительный передел, а позднее введена продовольственная диктатура - реквизиция хлеба продотрядами.

Необходимо отметить, что правом издавать законы, в том числе связанные с

решением продовольственного вопроса, после Октябрьского переворота 1917 года обладали все высшие органы государственной власти: съезды Советов РСФСР, ВЦИК и его Президиум, СНК. Центральные правительственные ведомства (ВСНХ, наркоматы и др.) были наделены правом законодательной инициативы, что отражалось в подготовке ими законопроектов, а также издания распорядительных нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения [2, с. 15-16]. Распространенной формой законодательного акта стал декрет и классическое постановление, издаваемые высшими органами государственной власти. Причем все они имели одинаковую юридическую силу.

Четкого назначения той или иной формы нормативного акта законодатель не придерживался: в декрете могли содержаться подробные инструкции реализации властного предписания, в то время как в положении указывались общие черты регулирования, а в инструкции они конкретизировались, резолюции составлялись как

предписания и т. д. Такая практика понятна - юридическая техника государственных органов и служащих при разработке властно-распорядительных актов находилась еще в стадии становления, нормативный массив по аграрному вопросу формировался стихийно, по мере появления проблем, его систематизация и иерархизация были тогда не самыми главными вопросами революционного нормотворчества.

Подводя итог, следует отметить, что любое нарушение равновесия в системе продовольственного снабжения государства неизбежно ведёт к кризису экономической системы в целом, создаёт ряд угроз экономической безопасности страны. Опыт дореволюционного царского правительства, а затем и Временного правительства, недооценивавших важность решения аграрного вопроса для крестьянства, показал, что кризис системы продовольственного снабжения может повлечь за собой революционные настроения в обществе и стать катализатором процесса смены политического режима.

Библиографический список

1. Быстренко В.И. Аграрный вопрос и роль крестьянства в революционных событиях в России в 1917 году (к 100-летию Февральской революции в России) // Наука и Мир. -2017. - Т. 2. №3 (43). - С. 27-31.

2. Журавлев В.В. Декреты советской власти 1917-1920 гг. как исторический источник. М., 1979.

3. Захарченко Г.В. О некоторых государственно-правовых особенностях в практике продовольственного распределения первых лет советской власти // Право и практика. Научные труды института Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. - 2016. - №1 (15). - С. 51-54.

4. Карпачев М.Д. о кризисе продовольственного снабжения в годы Первой мировой войны // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. - 2012. - №1. - С. 255-268.

5. Кондратьев Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. -М., 1991.

6. Оськин М.В. Продовольственная политика России накануне февраля 1917 г.: поиск выхода из кризиса // Российская история. - 2011. - №3. - С. 53-66.

7. Оськин М.В. Продовольственное снабжение русской армии накануне и после Февральской революции 1917 г. // Вопросы истории. - 2016. - №12. - С. 40-53.

8. Об учреждении земельных комитетов. Постановление Временного правительства 21 апреля 1917 // Сборнике Указов и Постановлений Временного Правительства. Вып.1. 27 февраля - 5 мая 1917 г. - 1917. - С. 192-197.

FOOD SUPPLY AS A TOOL FOR ENSURING ECONOMIC SAFETY

OF RUSSIA IN 1917

L.A. Boyko, candidate of philosophical sciences, associate professor A.P. Boyko, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. In this article the problem of food security as a catalyst-factor, accelerating the revolutionary processes in Russia in 1917, was considered. In addition, the main indicators characterizing the state of the Russian economy in the pre-revolutionary period were studied. The normative activities of the tsarist government, the Provisional Government and the bodies of Soviet power in the sphere of state regulation of the agrarian question were analyzed. It was concluded that the ineffective solution of the food issue served as one of the reasons for the overthrow of the Romanovs' house, then the Provisional Government and, as a consequence, the popularity of the party program of the Bolsheviks and their coming to power as a result of the October 1917 coup.

Keywords: food crisis, Provisional Government, socialization of land, state regulation of the economy, land reform, agrarian policy, revolutionary rule-making.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.