ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ. 2014. № 1.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 321 (091)
И.В. Сахневич*
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Сахневич И.В. Правовые основы продовольственной политики Временного правительства. - Статья
В статье рассматриваются организационные и правовые меры Временного правительства, направленные на снижение остроты продовольственного кризиса в России после Февральской революции 1917 г
Оценивая эффективность регулирующего воздействия мероприятий Правительства по решению продовольственной проблемы, автор пришел к выводу о том, что они не достигли поставленных (намеченных) целей
Ключевые слова: продовольственная политика, хлебная монополия, твердые цены
Sahnevich I.V. Legal bases of Provisional Government food policy. - Article .
The article deals with the organizational and legal steps of the Provisional Government aimed at alleviating the food crisis in Russia after The February revolution of 1917 .
Evaluating the efficiency of the regulatory impact of the government aimed at solving the food problem, the author came to the conclusion that they hadn't achieved their purposes .
Keywords: food policy; grain monopoly; fixed prices
Сахневич І.В. Правові засади продовольчої політики Тимчасового уряду. - Стаття .
У статті розглядаються організаційні та правові заходи Тимчасового уряду, спрямовані на зниження гостроти продовольчої кризи в Росії після Лютневої революції 1917 р .
Оцінюючи ефективність регулюючого впливу заходів Уряду щодо вирішенням продовольчої проблеми, автор дійшов висновку про те, що вони не досягли поставлених цілей .
Ключові слова: продовольча політика, хлібна монополія, фіксовані ціни .
Продовольственный кризис в России в способности денег. Последнее вынуждало
годы Первой мировой войны стал неожи- производителей воздерживаться от прода-
данностью как для правящих кругов, так жи хлеба на рынке [2, с. 11-12; 1, с. 43-49].
и для экономистов, предсказывавших из- Царское правительство ввело ряд мер
лишки хлеба и падение цен на сельскохо- чрезвычайного характера по регулирова-
зяйственную продукцию в стране в случае нию внутреннего хлебного рынка, как-то:
военных действий [1, с. 37]. установление таксированных цен; запрет
Рост цен на хлеб стал серьезной про- вывоза зерновых за пределы производя-
блемой для населения Основными при- щих губерний; реквизиции; продразвер-
чинами его были: сокращение посевных стка; но до февраля 1917 г продоволь-
площадей; повышение спроса на продук- ственный кризис не был преодолен ты, прежде всего со стороны армии; транс- В начале Февральской революции во-
портный кризис; падение покупательной просами снабжения населения занималась
* Сахневич Инна Валерьевна - доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, Курский государственный университет, г Курск, Российская Федерация
специально созданная для этой цели Продовольственная комиссия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов . В состав этой комиссии были включены представители Временного комитета Государственной Думы . 9 марта 1917 г. вместо продовольственной комиссии и созданного ещё царским правительством Особого совещания по продовольствию был образован Общегосударственный продовольственный комитет под председательством министра земледелия [3]. Этому комитету были присвоены все права, которыми в своё время обладало Особое совещание, и в его состав входили представители Государственной Думы, Совета рабочих и солдатских депутатов, Всероссийского крестьянского союза, кооперативных организаций, а также торгово-промышленных кругов, помещиков и различных ведомств Возобновление деятельности Особых совещаний царского времени, прерванной в первые дни революции, было осуществлено в соответствии с требованием Совета съездов представителей промышленности и торговли, которое было высказано в телеграмме от 5 марта 1917 года на имя военного министра Временного правительства: «Текущие неотложные нужды промышленности, в особенности работающей на оборону, требуют немедленного возобновления работ Особых совещаний по топливу, продовольствию и перевозкам» [4, с. 243]. Наряду с Общегосударственным комитетом, были созданы продовольственные комитеты на местах 25 марта было принято «Временное положение о местных продовольственных органах», определившее их состав, функции и ведомственную подчиненность [3]
Местные продовольственные органы подразделялись на губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты В губернском комитете 14 мест предоставлялись организациям буржуазии и крупных аграриев, 10 - Советам рабочих и крестьянских депутатов, 6 - кооперативам,
5 - представителям местного управленческого и хозяйственного аппарата.
Губернские комитеты имели широкие полномочия и в области сельскохозяйственного производства, и в сфере распределения Они фиксировали наличие хлебных продуктов, фуража и предметов первой необходимости, учитывали и контролировали работу мукомолен, определяли условия поставки хлеба государству, осуществляли реквизиции, регистрировали местные таксы на хлеб и фураж, согласовывали их с уровнем твердых цен и т.д. Распорядительный аппарат состоял из продовольственных управ, избираемых на годичных срок
Рассмотрим практику реализации правительственных мер, регулирующих продовольственную сферу на примере Курской губернии - типичного аграрного региона Центральной России. На основе Временного положения были созданы местные продовольственные комитеты в Курской губернии, в ведении которых находилось издание постановлений о борьбе со спекуляцией Другие властные органы не имели права принимать подобные постановления [5]
Так, например, Путивльская городская дума 31 августа выработала обязательное постановление, которое предписывало воспретить вывозку из пределов города продуктов и предметов первой необходимости, «скупаемых на базаре спекулянтами и скупщиками». Вступить в силу постановление должно было с момента опубликования его в Курских губернских ведомостях [6]. Аналогичное обязательное постановление было одобрено Суджанской городской думой . Помимо запрещения вывозить из г Суджи съестные припасы, постановление вводило запрет на скупку с целью перепродажи разных продуктов «по пути следования на городской рынок» и на самом рынке раньше 12 часов дня Предпринималось это для того, чтобы покупатели могли приобрести продукты непосредственно
от производителей, минуя посредников Время, с которого скупщикам разрешалось производить покупку продуктов, обозначалось поднятием на рынке флага [7]
Копии обязательных постановлений были отправлены Курскому губернскому комиссару, который в свою очередь направил запрос по этому поводу в губернский продовольственный комитет В ответ на запрос губернская продовольственная управа сообщила, что, хотя борьба со спекулянтами и скупщиками сама по себе необходима, но все обязательные постановления в этой области издаются губернским продовольственным комитетом, поэтому городские думы не имеют права издавать их Таким образом, данные постановления, видимо, остались только на бумаге и в жизнь проведены не были
5 мая было создано Министерство продовольствия, полномочия которого включали руководство деятельностью Общегосударственного продовольственного комитета и контроль над работой местных продовольственных органов Министерство продовольствия объявлялось высшим исполнительным органом, проводником в жизнь правительственных решений по продовольственному вопросу В его функции входило снабжение продовольствием и предметами первой необходимости фронта и тыла; обеспечение сельскохозяйственного производства посевным материалом, машинами и рабочей силой; регулирование производства и распределения продуктов, в том числе хлеба, установление продуктовых цен [3]
Так, например, в октябре Министерство продовольствия «для облегчения испытываемых войсками затруднений в заготовке рыбы» предполагало воспользоваться «своими заготовками» [8]. Для выяснения вопроса, в каком размере может выразиться помощь министерства продовольствия, гарнизонам Московского военного округа предписывалось собрать сведения о потребности войск округа в рыбе [8]. В то же
время, отдавая приказ о сборе сведений, начальник Курского гарнизона подчеркивал, что воинские части, имеющие возможность заготовить рыбу своими силами, не должны отказываться от этого, поскольку поставки от министерства не гарантированы
Есть основания полагать, что Министерство продовольствия пыталось разграничить сферы деятельности по снабжению армии и населения Первая должна была в основном находиться в ведении Главного интендантского управления, тогда как о второй должны были заботиться продовольственные комитеты Так, 11 сентября на основании телеграммы Окружного интенданта Московского военного округа начальник Курского гарнизона издал приказ о получении зернового фуража из складов интендантства, указывая, что, начиная с октября, никакого отпуска фуража, помимо интендантских магазинов, губернским продовольственным комитетом производиться не будет [9].
Одной из попыток регулирования производства и рынка было введение государственных монополий на некоторые продукты питания 25 марта 1917 г принято постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства» [3] Согласно ему, весь хлеб урожая прошлых лет и будущего урожая 1917 г., за исключением количества, необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельцев, поступал в распоряжение государства и мог быть отчуждаем лишь «при посредстве государственных продовольственных органов» Речь шла о принудительном отчуждении государством всех свободных запасов хлеба по твердой цене Владелец хлеба обязывался по первому требованию местного продовольственного органа объявить количество, место хранения запасов и все необходимые экономические данные своего хозяйства Доставка зерна в продовольственные склады также вменялась ему в обязанность В случае обнаружения скрытых запасов они отчуждались в поль-
зу государства по половинной цене. Залог хлеба запрещался
Хлебная монополия по своей сути требовала ограничения свободы торговли и сферы деятельности частного предпринимательства Между тем уже в самом законе указывалось, что «частные торговопромышленные предприятия и лица могут быть привлечены к заготовкам хлебных продуктов» Решение вопроса о привлечении частного торгового аппарата к скупке и торговле хлебом было предоставлено местным органам
Проект закона о введении хлебной монополии вызвал возражения и протесты торгово-промышленных кругов, но с принятием закона хлеботорговцы стремились использовать хлебную монополию в своих интересах. Так, состоявшийся с 26 по 28 апреля в Петрограде III Чрезвычайный всероссийский съезд представителей биржевой торговли и сельского хозяйства согласился с введением монополии, но потребовал привлечения торговцев к закупкам хлеба и их представительства «на равных началах с кооперативными и иными общественными организациями» в продовольственных органах В ответ на это, Министерство торговли и промышленности в специальном письме министру продовольствия от 29 мая 1917 г. выступило за пересмотр инструкций по проведению хлебной монополии [10, с. 223-224]. Спустя два месяца, 27 июля Министерство продовольствия своим циркуляром предложило губернским продовольственным комитетам привлечь к заготовкам хлеба частные торгово-промышленные организации и фирмы, причём рекомендовалось привлекать преимущественно крупные мукомольные и хлеботорговые предприятия [3, с 490-495] Временное правительство встало на путь привлечения частных скупщиков к заготовке хлеба
Для успеха осуществления хлебной монополии необходимо было заинтересовать производителя, обеспечить снабжение
деревни промышленными товарами по приемлемым ценам, что Временному правительству так и не удалось осуществить Как отмечал современник, «пуд хлеба по твёрдой цене равнялся одной подкове, или полуаршину плохого ситца, или полуфунту гвоздей... если удавалось найти этот товар» [11, с 19]
К концу лета 1917 г. Временное правительство признавало, что положение с заготовками и снабжением хлебом населения чрезвычайно тяжёлое В опубликованном 29 августа заявлении правительства говорилось: «Города, целые губернии и даже фронт терпят острую нужду в хлебе, хотя его в стране достаточно. Установленная законом сдача государственным властям производится весьма слабо Многие не сдали даже тех запасов, которые у них остались от прежнего урожая» [10, с. 224] . Выход из создавшегося положения правительство увидело в увеличении вдвое твёрдых цен на хлеб Этот мера была многократно раскритикована как в то время, так и позднее; правительству указывалось, что удвоение цен только усилит спекуляцию хлебом, потому что крестьянство будет рассматривать это повышение как первый шаг к дальнейшему повышению, кроме того, увеличение хлебных цен неизбежно приведет к увеличению цен на другие товары широкого потребления Несомненно, что данное решение правительства больно ударило по большому количеству жителей страны, прежде всего городских, но не только В связи с неурожаями далеко не везде даже крестьянское население могло обеспечить себя хлебом Так, крестьяне Рыльского уезда Курской губернии собрали в 1917 г ржи на 1010 тыс пудов меньше, чем им необходимо было на продовольствие и семена, т. е. уезд был не обеспечен собственным хлебом [12]. Заметим, что подобное положение складывалось в уезде и в довоенные годы Например, недобор ржи - основного продукта питания крестьян, - в 1913 г. составил 1105 тыс. пуд., в 1914 г. - 365 тыс. пуд. ,
в 1915 г. - 216 тыс. пудов. И лишь хороший урожай 1916 г полностью обеспечил население уезда этим продуктом, дав сверх необходимого количества еще 108 тыс. пуд. Таким образом, и в довоенное время крестьяне испытывали недостаток в хлебе и вынуждены были покупать его, но тогда цены регулировал рынок Теперь же крестьянство должно было покупать хлеб по ценам, установленным правительством [13]
В то же время, оценивая решение правительства об удвоении хлебных цен, необходимо учитывать, что в стране в течение войны происходило обесценение рубля, быстрыми темпами росла денежная масса [14, с. 48].
Вслед за хлебной монополией, постановлением от 14 сентября была введена сахарная монополия - экспорт и импорт сахара, а также его продажа внутри страны были признаны исключительным правом казны Внутренняя торговля могла производиться правительственными органами с заводов и складов, из казённых лавок, а также из кооперативных и частных магазинов по поручению казны на комиссионных началах Мероприятия по монополизации торговли сахаром были продиктованы, прежде всего, соображениями фискального характера, поэтому общее руководство сахарной монополией сосредоточилось в руках министерства финансов
Площадь посевов сахарной свёклы уменьшилась в 1917 г по сравнению с 1916 г. на 12,1 % [15, с. 16], что вызывало серьёзную обеспокоенность Министерства земледелия Временного правительства Данное министерство обратилось с воззванием к населению свекловозделывающих районов, в том числе и Курской губернии, в котором говорилось о поступающих с мест известиях о нарушении земледельцами договоров по аренде земель под посевы сахарной свёклы Земледельцы стремились использовать эти земли под посевы хлебов Подобные действия, указывалось в воззвании, «неминуемо тяжело отзовутся на деле
снабжения страны крайне необходимым для её продовольствия сахаром», потому что «для посева хлебов в России найдётся достаточно места, а каждая десятина, отнятая из-под свекловичной культуры, незаменима» Весьма странным для переживаемого момента продовольственного кризиса выглядело утверждение о том, что «хлеб легко привезти отовсюду, но сахара привезти неоткуда», но его можно отнести к пафосности, свойственной всей риторике того периода С той же эмоциональностью курянам напоминали, что они питают сахаром всю страну и, уменьшив площади, занятые под свекловицу, тем самым лишают сахара «не только . солдат, находящихся на фронте и рабочих, работающих в городах, но и самих себя» [16].
Помимо причин, вызванных продолжающейся войной, на состояние продовольственной сферы влияли изменения, происходившие в земельных отношениях Наблюдалось постепенное расширение крестьянского землевладения и землепользования, вызванное активной сдачей частными владельцами земли в аренду крестьянам Это было связано с запрещением сделок купли-продажи земли и с опасениями владельцев земли в связи с проектами ликвидации частного землевладения По сравнению с 1916 г., в 1917 г. площадь озимых хлебов сократилась: у крестьян - на 700 дес., у частных владельцев - на 1820 дес. Площадь посева яровых увеличилась у крестьян на 2200 дес , сократилась у помещиков на 2450 дес. [17].
Осуществление мероприятий Временного правительства по регулированию продовольственного снабжения армии и населения на практике не достигло намеченных целей Твердые цены на сельскохозяйственную продукцию не соответствовали сложившемуся соотношению между спросом и предложением и ценам на промышленную продукцию . Борьба с высокими ценами посредством установления фиксированных цен была неэффективна при
Особенности церковного судопроизводства в России во II половине XIX века ___________________(на материалах Орловской епархии)____________________
отсутствии тотального контроля государства за их соблюдением Временное правительство, не имея того административного ресурса, которое было у предшествующего (губернские и уездные комиссары так и не смогли стать полноценной заменой упраздненных должностей и учреждений царского правительственного аппарата на местах), пыталось действовать в основном теми же методами
Кроме того, после Февральской революции на продовольственный вопрос стали оказывать влияние не только объективные экономические трудности военного времени, но и социально-политические изменения, происходившие в российском обществе
Список литературы
1. Погребинский А. П. Сельское хозяйство и продовольственный вопрос в России в годы первой мировой войны / А.П. Погребинский . // Исторические записки . Т 31. -М . : Наука, 1950. - С. 37-60.
2 Устинов В М Эволюция внутренней торговли СССР в 1913-1924 гг. / В. М. Устинов . - М . : Экономическая жизнь, 1925. - 103 с.
3 Узаконения и распоряжения по продовольственному делу за 1914-1917 гг. , Ч. 1 . -
б/м: Изд-е мин . Продовольствия, б/г. - Х^П, 788 с
4. Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Документы и материалы. М . - Л.: Наука, 1957. - Ч. II. - 655 с.
5. Государственный архив Курской области (далее - ГАКО), ф .54, оп. 1, д . 2218, л . 2.
6 . ГАКО, ф . 54, оп . 1, д . 2218, л. 4, 7, 8 .
7 . ГАКО, ф . 54, оп . 1, д . 2218, л. 24-29.
8 . ГАКО, ф . Р-322, оп . 1, д .7, л .54.
9. ГАКО, ф .Р-322, оп . 1, д .7, л .37 .
10 Дихтяр Г А Внутренняя торговля в дореволюционной России / Г.А. Дихтяр . -М .: Изд-во АН СССР, 1960. - 237 с.
11 Орлов Н А Продовольственное дело в России / Н А Орлов - М : Изд отдела Нар ком по продовольствию, 1919 - 30 с
12. ГАКО, ф . 143, оп . 1, д . 593, л. 7-12об.
13. ГАКО, ф . 143, оп . 1, д . 593, л. 8 .
14. Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах) . - М . : Изд. Центр . стат. упр . , 1925. -104 с.
15 Урожай хлебов в России в 1917 году / Под ред. А. Е . Лосицкого . - М . : Изд-е Моск. обл прод ком-та, 1918 - 94 с
16 . ГАКО, ф. Р-322, оп . 1, д. 60, л . 288а
17 . ГАКО, ф. 143, оп . 1, д . 593, л. 7 .
УДК 348.58(47) «18»:94(47).07
Е.С. Матвеева* ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ)**
Матвеева Е.С. Особенности церковного судопроизводства в России во II половине XIX века (на материалах Орловской епархии). - Статья .
В статье рассмотрены вопросы взаимоотношения светской и духовной властей в России во II половине XIX века, а также изменения в церковном судопроизводстве, произошедшие вследствие судебной реформы 1864 года и принятия Устава Духовных Консисторий 1883 года . Особенное внимание уделяется церковному судопроизводству и делам о преступлениях, совершаемыми духовными лицами
* Матвеева Евгения Сергеевна - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Орёл, Россия .
** Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда .