Научная статья на тему 'ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА'

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / INTERNAL FOOD AID / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ECONOMIC ACCESSIBILITY OF FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

Настоящее исследование посвящено изучению института внутренней продовольственной помощи как инструмента обеспечения экономической доступности продовольствия и поддержки отечественных производителей продукции агропродовольственного комплекса в условиях глобальных вызовов. Цель. Обосновать направления развития государственной системы продовольственной помощи населению в России на основе обобщения опыта функционирования программ внутренней продовольственной помощи в различных странах мира. Задачи. Выявить пути совершенствования организационно-экономического механизма осуществления внутренней продовольственной помощи для повышения устойчивости агропродовольственного комплекса и социальной сферы. Исследовать разнообразные механизмы оказания продовольственной помощи в США, странах Евросоюза, странах Латинской Америки, дать их систематизацию, уделив особое внимание опыту стран, использующих институт внутренней продовольственной помощи для поддержки национального агропродовольственного комплекса. Обосновать рекомендации по совершенствованию институциональной составляющей системы продовольственной помощи с акцентом на государственной поддержке с помощью данного института малых форм агробизнеса. Результаты. Выделены два типа организации системы продовольственной помощи в мировой практике: американский тип, предполагающий государственную поддержку как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия; европейский подход, заключающийся в гарантированных возможностях обеспечения потребителей всеми видами основных продуктов питания посредством разветвленной системы социальных пособий и преобладании оказания продовольственной помощи благотворительными организациями. Выводы. В условиях перевода Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с 2018 г. на проектное управление обоснована необходимость выделения вопросов осуществления внутренней продовольственной помощи с учетом регулирования поставок продовольственной продукции малого агробизнеса в рамках программы продовольственной помощи в самостоятельную подпрограмму Государственной программы развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food aid as a t ool of the state support of an agro-food complex: analysis of the international experience

The present study is devoted to the study of the institute of domestic food aid as a tool for ensuring the economic accessibility of food and supporting domestic producers of agro-food products in the face of global challenges. Aim. To substantiate the directions of the development of the state system of food aid to the population in Russia on the basis of generalization of the experience of the functioning of domestic food aid programs in various countries of the world. Tasks. Identify ways to improve the organizational and economic mechanism for implementing domestic food aid to improve the sustainability of the agro-food complex and the social sphere. To study the various mechanisms of food aid in the United States, the countries of the European Union, Latin American countries, to systematize them, paying special attention to the experience of countries using the institute of domestic food aid to support the national agro-food complex. To substantiate recommendations for improving the institutional componentf the food aid system with an emphasis on state support with the help of this institute of small forms of agribusiness. Results. Two types of organization of the system of food aid in world practice are distinguished: an American type that presupposes state support for both agricultural producers and consumers of food; the European approach, consisting of guaranteed opportunities to provide consumers with all types of basic food products through an extensive system of social benefits and the prevalence of food aid by charitable organizations. Conclusions. In the context of the transfer of the State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020, from 2018, the project management has justified the need to highlight the issues of domestic food aid, taking into account the regulation of food supplies for small agribusiness in the framework of the food aid program to an independent subprogram of the State Program for the Development of Agriculture.

Текст научной работы на тему «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА»

Продовольственная помощь как инструмент государственной поддержки агропродовольственного комплекса: анализ международного опыта

Food aid as a Tool of the State Support of an Agro-food Complex: Analysis of the international Experience

УДК 338.439

Решетникова Елена Геннадиевна

заведующий лабораторией Института аграрных проблем РАН (г. Саратов), доктор экономических наук, профессор 410012, г. Саратов, Московская ул., д. 94

Elena G. Reshetnikova

Institute of Agrarian Problems of the RAS — Saratov Branch Moskovskaya Str. 94, Saratov, Russian Federation, 410012

<

О

Настоящее исследование посвящено изучению института внутренней продовольственной помощи как инструмента обеспечения экономической доступности продовольствия и поддержки отечественных производителей продукции агропродовольственного комплекса в условиях глобальных вызовов. Цель. Обосновать направления развития государственной системы продовольственной помощи населению в России на основе обобщения опыта функционирования программ внутренней продовольственной помощи в различных странах мира.

Задачи. Выявить пути совершенствования организационно-экономического механизма осуществления внутренней продовольственной помощи для повышения устойчивости агропродовольственного комплекса и социальной сферы.

Исследовать разнообразные механизмы оказания продовольственной помощи в США, странах Евросоюза, странах Латинской Америки, дать их систематизацию, уделив особое внимание опыту стран, использующих институт внутренней продовольственной помощи для поддержки национального агропро-довольственного комплекса. Обосновать рекомендации по совершенствованию институциональной составляющей системы продовольственной помощи с акцентом на государственной поддержке с помощью данного института малых форм агробизнеса. Результаты. Выделены два типа организации системы продовольственной помощи в мировой практике: американский тип, предполагающий государственную поддержку как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия; европейский подход, заключающийся в гарантированных возможностях обеспечения потребителей всеми видами основных продуктов

питания посредством разветвленной системы социальных пособий и преобладании оказания продовольственной помощи благотворительными организациями. Выводы. В условиях перевода Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с 2018 г. на проектное управление обоснована необходимость выделения вопросов осуществления внутренней продовольственной помощи с учетом регулирования поставок продовольственной продукции малого агробизнеса в рамках программы продовольственной помощи в самостоятельную подпрограмму Государственной программы развития сельского хозяйства. Ключевые слова: внутренняя продовольственная помощь, экономическая доступность продовольствия

The present study is devoted to the study of the institute of domestic food aid as a tool for ensuring the economic accessibility of food and supporting domestic producers of agro-food products in the face of global challenges. Aim. To substantiate the directions of the development of the state system of food aid to the population in Russia on the basis of generalization of the experience of the functioning of domestic food aid programs in various countries of the world.

Tasks. Identify ways to improve the organizational and economic mechanism for implementing domestic food aid to improve the sustain-ability of the agro-food complex and the social sphere.

To study the various mechanisms of food aid in the United States, the countries of the European Union, Latin American countries, to systematize them, paying special attention to

g the experience of countries using the institute

g of domestic food aid to support the national

x agro-food complex.

ш To substantiate recommendations for improv-

x ing the institutional component of the food

aid system with an emphasis on state support ^ with the help of this institute of small forms

g of agribusiness.

^ Results. Two types of organization of the sys-

K tem of food aid in world practice are distin-

^ guished: an American type that presupposes

g state support for both agricultural producers

=jE and consumers of food; the European approach,

g consisting of guaranteed opportunities to pro-

vide consumers with all types of basic food s products through an extensive system of social

benefits and the prevalence of food aid by charitable organizations.

Conclusions. In the context of the transfer of the State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020, from 2018, the project management has justified the need to highlight the issues of domestic food aid, taking into account the regulation of food supplies for small agribusiness in the framework of the food aid program to an independent subprogram of the State Program for the Development of Agriculture.

Keywords: internal food aid, economic accessibility of food

Усиление глобальных вызовов усложняет процесс достижения основных критериев продовольственной безопасности: физической и экономической доступности продовольствия. В этих условиях важно развивать институциональную среду агропродовольственного комплекса для обеспечения экономического и социального равновесия национального продовольственного рынка.

В современной ситуации одним из эффективных инструментов государственной поддержки агропродовольственного комплекса становится институт внутренней продовольственной помощи, который имеет достаточно богатую историю за рубежом.

В настоящее время Россия близка к началу реализации программы внутренней продовольственной помощи. В этом направлении проведена большая подготовительная работа: распоряжением Правительства РФ № 1215-р 3 июля 2014 г. утверждена «Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации», осуществлены комплексные пилотные проекты с целью оценки эффективности механизмов внутренней продовольственной помощи для поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции в пяти регионах России — республиках Мордовия и Бурятия, Ульяновской, Омской и Саратовской областях.

В Концепции под внутренней продовольственной помощью понимается система государственной помощи населению нашей страны, которая может быть предоставлена как в денежной, так и в натуральной форме [1]. Внутренняя продовольственная помощь включает прямые поставки продовольствия нуждающимся или выделение денежных средств для приобретения необходимых продуктов питания для сбалансированного пищевого рациона с учетом уровня рациональных норм потребления.

Концепция предполагает поэтапное развитие системы продовольственной помощи населению с учетом экономических возможностей, социальных и демографических особенностей на национальном и региональном уровнях.

В процессе осуществления пилотных проектов проводился выбор форм внутренней продовольственной помощи для наиболее эффективной поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, оценивалось состояние и определялись направления развития инфраструктурной сферы агропродовольственного комплекса, имела место апробация электронных платежных систем, были проведены и другие подготовительные мероприятия [2].

В преддверии полномасштабной реализации программы продовольственной помощи важно выявить возможные слабые звенья организационно-экономического механизма ее осуществления, проанализировав богатый зарубежный опыт в данной сфере, с целью наиболее полного использования данного инструмента для повышения устойчивости агропродовольственного комплекса и социальной сферы.

Важной особенностью рассматриваемого инструмента государственной поддержки является решение двух взаимосвязанных задач — через материальную поддержку низкодоходных групп населения стимулировать спрос на продукцию отечественного АПК и способствовать улучшению структуры их питания.

Неотъемлемой чертой демократического государства является обеспечение достойного уровня жизни граждан, прежде всего, показателей потребления продовольствия, соответствующих сбалансированному рациональному питанию и принципам здорового образа жизни. Такой подход зафиксирован в международных и национальных нормативно-правовых документах, посвященных социальной сфере [3, с. 36].

Одной из целей «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» является ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение

питания, обеспечение здорового образа жизни [4]. В соответствии с третьим Римским принципом Декларации продовольственной безопасности Всемирного саммита по продовольствию 2009 г. необходима реализация двуединого подхода, позволяющего объединить в единую систему долгосрочные, среднесрочные и оперативные меры обеспечения продовольственной безопасности [5]. Оперативные меры дают возможность оказать быструю и своевременную помощь бедным слоям населения, но они должны сочетаться с мероприятиями по активизации социальной политики, направленными на смягчение социально-экономической дифференциации, снижение показателей бедности.

Продовольственная бедность представляет собой явление, когда в результате сложившегося по разным причинам дефицита денежных средств у семьи или отдельного индивида возникают угроза нормальной жизнедеятельности и риск развития различных патологических состояний. В связи с этим оказание продовольственной помощи является одним из важнейших направлений социальной защиты. И если оказание социальной помощи в нашей стране регулируется федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и федеральным законом № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», то понятие и процесс оказания продовольственной помощи мало отражены в существующих документах стратегического планировании и нормативно-правовых актах. Институциональные аспекты оказания внутренней продовольственной помощи нуждаются в интенсивной разработке.

Следует отметить, что продовольственная помощь, представляя собой процесс доведения до определенных категорий потребителей продуктов питания в различных формах (натуральной, адресного денежного эквивалента в форме дебетовой карты), является многоуровневой категорией, обладающей разветвленной иерархической структурой.

Продовольственная помощь может быть оказана как на международном уровне, так и на национальном уровне. На глобальном уровне она может оказываться международными организациями экономически слабо развитым странам или регионам, подвергшимся действию разрушительных природных катаклизмов. Например, к таким международным организациям относится Всемирная продовольственная программа (ВПП), являющаяся крупнейшей в мире гуманитарной организацией, осуществляющей ежегодно поставки около 4 млн т продуктов питания и обеспечение продуктами 90 млн человек, включая 56 млн голодающих детей в 80 самых бедных странах мира [6].

Координирующая роль в организации g международной продовольственной помощи g принадлежит ФАО (Всемирной продоволь- 2

ш

ственной и сельскохозяйственной организации ООН), которая выполняет следующие ^ задачи:

« 0

• сбор статистических данных о питании в раз- g ных странах мира, g

• реализацию программы помощи голодаю- | щим, ^

• образовательную деятельность для занятых i сельскохозяйственным трудом, £

• защиту интересов потребителей продоволь- g ствия путем разработки безопасных пище- М вых стандартов и организации их внедрения

в мире и др.

Продовольственная помощь может носить национальный и региональный характер, т. е. она может быть оказана внутри страны или региона людям, находящимся в сложной ситуации, не имеющим возможность самостоятельно поддерживать минимально приемлемый уровень питания. В данном случае продовольственная помощь становится важным инструментом увеличения спроса на продукцию отечественного агропродовольственного комплекса, одновременно она является существенным фактором государственной поддержки производителей продовольственной продукции и сельскохозяйственного сырья.

Проведенный нами анализ показывает, что в мире используются разнообразные механизмы оказания продовольственной помощи, к которым относятся государственная поддержка, помощь благотворительных организаций и спонсоров [7, с. 50]. В то же время среди многообразия форм функционирования систем внутренней продовольственной системы на уровне государств можно выделить два основных подхода к организации продовольственной помощи, сложившихся в настоящее время.

Американский тип организации системы продовольственной помощи предполагает непосредственное участие государства в решении данного вопроса, при указанном подходе имеет место государственная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия.

Для стран Евросоюза (ЕС) характерен второй подход, заключающийся в приоритетной поддержке сельскохозяйственного товаропроизводителя при гарантированных возможностях обеспечения потребителей всеми видами основных продуктов питания посредством разветвленной системы социальных пособий.

Система государственной продовольственной помощи, зародившаяся в США в 1930-е гг., в настоящее время объединяет несколько программ, которые ориентированы как на низко-

g доходные группы, так и на некоторые другие § категории населения. Координирует оказание if продовольственной помощи Министерство сель-

ш

^ ского хозяйства США.

В основе системы государственной продо-

s вольственной помощи США лежит широко

g известная федеральная программа льготной

g покупки продуктов или программа продоволь-

g ственных талонов (Supplemental Nutrition As-

^ sistance Program), предназначенная для по-

g мощи лицам с низкими доходами [8]. Органи-

El зация продовольственной помощи основана на

ш

g получении всеми малообеспеченными специ-s альных дебетовых карт, на которых находится определенная сумма денежных средств. Эта сумма лимитирует возможность приобретения продуктовых товаров.

По состоянию на октябрь 2016 г. продовольственную помощь получали более 43 млн человек, средний месячный размер пособия на человека составил 126,13 долл., на домохозяйство — 256,93 долл. [9]. В государственную систему продовольственной помощи помимо программы льготной покупки продуктов питания входят следующие программы: детское питание (CNP), включающее программы школьных обедов (NSLP), завтраков (NSBP) и др.; дополнительное питание детей, беременных и кормящих женщин (WIC).

Все перечисленные программы важны для улучшения питания малообеспеченной части населения, но не менее важна их роль для государственного регулирования агропродо-вольственной сферы, обеспечения определенного уровня доходов фермеров. Программы продовольственной помощи оказывают большое влияние на развитие национального агропродовольственного комплекса. Следует отметить, что в настоящее время для национального агропродовольственного комплекса США характерны прямая государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, вертикальная интеграция в виде цепочек «от поля до прилавка», внутренняя продовольственная помощь как эффективный инструмент государственной поддержки производителей продовольствия и малообеспеченных групп населения, нуждающихся в улучшении питания.

Одной из программ детского питания является «Национальная программа школьных обедов» (National School Lunch Program — NSLP). В соответствии с федеральным законодательством Министерство сельского хозяйства США компенсирует затраты на предоставление питания на льготных условиях. Данная программа начала функционировать еще в 1946 г., ее цель заключается в защите здоровья детей посредством улучшения уровня и структуры питания, обеспечении на необходимом уровне

спроса на продукцию национального агропро-довольственного комплекса.

Для организации обедов в школах в соответствии с данной программой оказывается государственная поддержка как в денежной, так и в товарной форме. Чтобы стать участником «Национальной программы школьных обедов» от школы или иного учреждения требуется согласие на предоставление питания, соответствующего определенным требованиям по питательным характеристикам, качеству и безопасности, а также ведение необходимой отчетности. При определении уровня компенсаций по государственной программе школьных обедов, предоставляемых школам через агентства штатов, учитываются количество предоставленных обедов и ставка возмещения, которая зависит от дохода семьи ученика. В зависимости от уровня дохода семьи школьники могут иметь право на получение бесплатного обеда или обеда по льготной цене.

По оценкам специалистов, на таких условиях питаются около 60% школьников [10]. Более молодая программа детского питания — программа школьных завтраков (SBP) — начала функционировать с 1975 г. Требования к школам, участвующим в Программе. аналогичны — NSLP: предоставление питания в соответствии с установленными нормами и выполнение стандартов отчетности. Завтраки получают около 9,3 млн детей в день, около 82% питания по данной программе предоставляется бесплатно или по льготной цене.

В 2002 г. в качестве пилотного проекта началась реализация Программы по предоставлению свежих фруктов и овощей (Fresh Fruit and Vegetable Program — FFVP). Разработка такой программы рассматривалась как способ включения свежих фруктов и овощей в «Национальную программу школьных обедов» и «Программу школьных завтраков».

По итогам реализации пилотного проекта было решено сделать данную программу постоянной. Также в американских школах действует специальная программа по молоку (SMP). Следует отметить, что программы по предоставлению молока в школах действуют и в странах ЕС, получили они распространение во многих регионах и нашей страны. Можно констатировать, что данная программа имеет наибольшее распространение в мире. Специальная программа по молоку (SMP) в США помогает школам, не принимающим участие в других программах льготного питания школьников, обеспечивать детей бесплатным или дешевым молоком. Поскольку участие в этой программе ограничивается теми школами, которые не принимают участие в других программах, специальная программа по молоку является относительно небольшой

программой с ежегодным финансированием менее чем 15 млн долл.

В ЕС процесс оказания продовольственной помощи более сложен в силу целого ряда причин, среди основных причин — отнесение первоначально продовольственной помощи к вопросам сельскохозяйственной политики, а затем перевод ее в сферу действия социальной политики, отнесение большинства социальных вопросов в странах ЕЭС к компетенции национальных правительств.

С принятием Социальной хартии на Европейском саммите в Страсбурге 9 декабря 1989 г. государства ЕС определили основные направления единой социальной политики, однако в настоящий момент эта сфера единой политики ЕС имеет существенные отличия на уровне стран — участниц ЕС. Процесс формирования единой социальной политики ЕС не закончен [11].

Социальная система в странах ЕС состоит из национального и наднационального уровней. В перечень функций социальной политики на уровне стран входит обеспечение коллективных социальных потребностей, здравоохранение, охрана труда, защита окружающей среды, образование и профессиональное обучение, социальная защита пенсионеров, нетрудоспособных граждан, многодетных семей, безработных.

Институты ЕС на наднациональном уровне содействуют решению тех проблем, которые по своим масштабам и объемам не под силу решить правительствам государств. Главная цель социальной политики ЕС заключается в создании пространства социальной стабильности и справедливости на всей его территории. В развитии этого интеграционного направления принимают участие все государства — члены организации.

В странах ЕС при решении социальных проблем основное внимание уделено выравниванию уровней жизни населения через многообразие социальных пособий. Следует отметить, что в странах Западной Европы имеет место самый низкий уровень дифференциации населения по уровню доходов, индекс Джини в большинстве стран ЕС колеблется в интервале 0,2-0,3. Но продовольственная помощь в странах ЕС не приобрела такого размаха, как в США. В то же время натуральная помощь, оказываемая благотворительными организациями, имеет в европейских странах достаточно богатую историю. Особенность данной ситуации обусловлено тем, что в ЕС институт продовольственной помощи находится на пересечении социальной и сельскохозяйственной политики.

Единая сельскохозяйственная политика ЕС нацелена на создание условий для достойного

уровня жизни фермеров, снабжение населения § качественной продукцией по справедливым це- § нам, сохранение сельхознаследия. Инструмент £

ш

продовольственной помощи в силу сложности его использования в содружестве многих го- ^ сударств не является в ЕС инструментом по- М мощи фермерам, здесь задействованы другие ^ эффективные рычаги. ^

Европейская программа продовольствен- | ной помощи людям с низкими доходами берет ^ свое начало в 1987 г. Следует отметить, что | гуманитарные государственные программы £ действовали и ранее. Программа «Школьное ^ молоко» работает в ЕС с 1977 г. и направ- 5 лена на формирование у школьников здоровых привычек в питании [12]. За эти годы молочные продукты получали в дошкольных образовательных учреждениях, детских садах, начальной и средней школе более 20 млн детей.

Идея создания и реализации программы «Школьное молоко» возникла из-за тенденции развития ожирения среди детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, в ЕС каждый третий ребенок в возрасте от 6 до 9 лет имеет лишний вес или страдает ожирением. Реализация программы предполагает получение государствами — членами ЕС субсидий на поставку молока и молочных продуктов в школы по сниженным ценам, субсидии распределяются между производителями молочных продуктов ЕС, в рамках программы определен список молочных продуктов, но каждая страна имеет право изменить данный перечень. В этот список могут входить обычное молоко и молочные напитки с содержанием сока, меда, шоколада, сыры и ряд других продуктов.

Особенность Европейской программы продовольственной помощи малообеспеченным гражданам заключалась в том, что на этапе ее возникновения предполагалось снабжение нуждающихся излишками сельскохозяйственной продукции фермеров и продуктами из запасов чрезвычайного назначения. Закупка продуктов на рынке допускалась лишь в исключительных случаях.

В 2008 г. Еврокомиссией было предложено разрешить закупать продукты на рынке для оказания продовольственной помощи из-за постепенной ликвидации складов чрезвычайного назначения в ЕС и увеличения цен на основные продукты питания. Однако в 2011 г. Германия, Великобритания, Швеция, Дания, Чехия и Нидерланды, которые не пользовались этой программой, выступили с заявлением, что программа не выполняет основные принципы, которые были заложены при ее создании, а именно выделение фермерами излишков продовольственной продукции для

g поддержки европейцев, имеющих низкие до-g ходы.

Европейский суд в апреле 2011 г. поддер-

ш

^ жал иск Германии, решив, что программа g не соответствует своему регламенту, так как s основным источником реализации програм-g мы стали закупки продовольствия, которые g финансировались за счет средств единой к сельскохозяйственной политики ЕС. Вместе ^ с тем продовольственную помощь по своей g сути следует относить к элементу социаль-El ной политики. Длительные дискуссии по g данному вопросу привели к принятию ком-s промиссного решения в ноябре 2011 г., которое дало возможность не снижать объемы финансирования «Европейской программы продовольственной помощи нуждающимся в 2012-2013 годах». После этого программа продовольственной помощи как часть сельскохозяйственной политики была завершена. Однако в 2015 г. был создан специальный фонд для малоимущих для предоставления продовольственной помощи нуждающимся в наиболее бедных странам ЕС. Так, в ноябре 2016 г. Европейский фонд помощи выделил малоимущим жителям Таллинского района Ласнамяэ продуктовые наборы. Были розданы 898 продуктовых пакетов весом 13 кг, в продуктовый набор вошли мясные и рыбные консервы, сахар, рапсовое масло, изюм, шоколад и др. [13].

Во многих странах ЕС продовольственная помощь предоставляется благотворительными организациями. Например, в Германии с 1993 г. существует организация Tafel, деятельность которой направлена на помощь малоимущим и беженцам, ее помощью пользуется более 1,5 млн человек [14]. Данная организация является некоммерческой общественной организацией, которая занимается продажей товаров по очень низким ценам. В этой системе существуют два вида помощи (по минимальной цене и бесплатно). Продажа товаров по минимальной цене предполагает реализацию товаров на уровне 10-30% от первоначальной стоимости продукта. Самыми дешевыми являются скоропортящиеся продукты, такие как молоко и молочные продукты, хлебные изделия. Для обслуживания в Tafel заинтересованные в нем лица представляют справку о материальном положении. Следует отметить, что все продукты отвечают санитарным нормам, срок годности продуктов истекает через день. В этой системе реализуется то, что не продано в течение дня: помятые фрукты и овощи, упаковки с эстетическими дефектами или же избыточное количество какого-либо продукта, который не приняли к реализации. В данной системе возможна и бесплатная выдача продовольствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Великобритании продуктовая помощь малоимущим осуществляется через продуктовые банки, создание которых является благотворительным проектом. В каждом округе Великобритании на специальный склад благотворительные организации направляют продукты, такие как консервы, крупы, макароны, шоколадные изделия. Основным источником создания продуктовых банков являются пожертвования в виде продуктов. Волонтеры собирают их на выходе из супермаркетов, при проведении акций в школах и других организациях [15].

Еще одним направлением осуществления продовольственной помощи является законодательно запрещенная впервые в Европе во Франции утилизация продовольствия из супермаркетов [16]. В соответствии с принятым законом супермаркеты должны передавать продукты с истекшим сроком годности благотворительным организациям. В противном случае может быть наложен крупный штраф до 100 000 евро. Следует отметить, что продукт с истекшим сроком годности может употребляться в пищу по следующей причине.

В европейских магазинах продовольственные товары в соответствии с единым стандартом для всех стран ЕС на упаковке имеют две даты. Первая дата показывает, когда продукт выставляется на продажу, вторая дата означает, когда его желательно употребить в пищу. Но после второй даты продукт также годен для употребления в течение небольшого отрезка времени.

В соответствии с новым законом все супермаркеты должны передавать такие продукты благотворительным организациям, которые будут бесплатно раздавать их малообеспеченным людям. Франция стала пионером в этом важном деле, в ряде стран Европы подобные проекты находятся в стадии обсуждения. В Великобритании, которая последовательно отстаивает права потребителей, супермаркеты могут по собственной инициативе отдавать нуждающимся подобные продукты, но соответствующий закон пока не принят.

Опыт создания продуктовых банков и законодательно оформленной замены утилизации продовольствия ее передачей малоимущим слоям населения целесообразно использовать и в нашей стране.

Следует отметить, что все страны БРИКС имеют национальные программы внутренней продовольственной помощи, но наиболее известна в мире стратегия «Нулевой голод» (Fome Zero), осуществляемая с 2003 г. в Бразилии. В этой стране внутренняя продовольственная помощь носит комплексный и многоуровневый характер, включая такие программы, как программа «Семейный бюджет», «Националь-

ная программа школьного питания», «Программа приобретения продовольствия», «Национальная программа укрепления семейных хозяйств».

В Бразилии действуют три направления в сфере обеспечения продовольственной безопасности:

• финансовая помощь семьям для увеличения их дохода с целью приобретения пищевых продуктов с использованием продовольственных карт;

• выделение средств на закупку продуктов питания у семейных фермерских хозяйств: «Программа закупки продовольствия у семейных фермерских хозяйств» (РАА);

• меры, связанные с просвещением по вопросам питания. Третье направление предусматривает реализацию просветительских программ по вопросам питания, а также муниципальных программ, направленных на создание субсидируемых столовых и банков продовольствия.

Опыт Бразилии заключается в комплексном подходе к проблеме борьбы с голодом, который дал положительные результаты. Реализация комплексного подхода на практике нашла отражение в создании Чрезвычайного министерства для координации работы различных федеральных ведомств по осуществлению системы мер, направленных на решение проблемы голода:

• программы «Продовольственная карта», создания чрезвычайных запасов продовольствия;

• поддержки производства продовольствия для собственного потребления;

• просветительской деятельности по вопросам питания;

• стимулирования сельскохозяйственного производства и сбыта продукции семейных фермерских хозяйств;

• стимулирования местных мер, таких как создание субсидированных столовых для неимущего населения, банков продовольствия;

• развития прямых каналов сбыта;

• осуществления централизованных закупок продовольствия для больниц, детских садов, школ, пенитенциарных учреждений. Следует отметить, что Программа приобретения продовольствия (РАА) представляет собой инструмент государственной политики, направленный на поддержку реализации продовольствия, произведенного семейными хозяйствами, и упрощение доступа к продуктам питания для малообеспеченных семей, для которых характерна продовольственная нестабильность.

В Бразилии накоплен большой опыт в еще одной сфере — осуществлении программ школьного питания, он имеет пятидесяти-

летнюю историю. Исследование, проведенное § Продовольственной и сельскохозяйственной § организацией ООН в Боливии, Гватемале, £

ш

Гондурасе, Колумбии, Никарагуа, Парагвае, Перу и Эль-Сальвадоре, «Панорама школь- ^

ного питания и использование возможности з

о

прямых закупок у семейных фермерских хо- ^ зяйств — опыт 8 стран» учитывало в первую ^ очередь опыт Бразилии [17]. Оно показало, | какой вклад программы школьного питания ^ вносят в усиление социальной защиты детей, | укрепление продовольственной безопасности £ и улучшение структуры питания. ^

Все страны Латинской Америки, которые 5 охватило данное исследование, показали заинтересованность в прямой закупке продовольствия у семейных фермерских хозяйств для осуществления школьных программ с целью стимулирования местного производства. Однако ФАО подчеркивает необходимость принятия соответствующего законодательства для стимулирования интеграции малых производителей в государственную систему закупок.

Таким образом, внутренняя продовольственная помощь становится все более распространенным в мире инструментом поддержки сельскохозяйственных производителей и востребованной мерой социальной защиты.

Развивая институциональную составляющую обеспечения продовольственной безопасности целесообразно, на наш взгляд, в подразделе 8 «Развитие социальных институтов и социальная политика» «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в структуре социальной защиты выделить специальное направление, заключающееся в развитии продовольственной помощи [18].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. № 1544 «О переводе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» Государственная программа развития сельского хозяйства переводится с 2018 г. на проектное управление [19].

В качестве одной из пяти целей развития АПК в новой редакции Государственной программы определено обеспечение продовольственной безопасности России с учетом экономической и территориальной доступности продукции АПК. Переход этого важного документа стратегического планирования на механизмы проектного управления предусматривает выделение в нем проектной и процессной частей. Сконцентрированные в процессной части документа мероприятия сгруппированы по подпрограммам.

g Считаем необходимым выделить вопросы о осуществления внутренней продовольственен ной помощи с учетом регулирования поставок ^ продовольственной продукции малого агробиз-g неса в рамках программы продовольственной s помощи в самостоятельную подпрограмму Го-g сударственной программы развития сельского g хозяйства.

^ Литература

со

g 1. Концепция развития внутренней продовольствен-g ной помощи в Российской Федерации / Утв. рас-Ig поряжением Правительства Российской Федерации s от 3 июля 2014 г. № 1215-р: [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420206166.

2. Концепция разработки мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО: Проект Министерства сельского хозяйства РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.milkbranch.ru/i/ndocs/387/con-cep_26.03.2013.pdf.

3. Решетникова Е. Г. Сфера потребления продовольствия: необходимость институциональных преобразований в условиях новых рисков // Экономика и управление. 2017. № 3 (137). С. 34-42.

4. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г.: [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420355765.

5. Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности / Принята на Всемирном саммите по продовольственной безопасности (Рим, 16-18 ноября 2009 г.): [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/summit2009_declaration.shtml.

6. Всемирная продовольственная программа: [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ruwiki/418452.

7. Решетникова Е. Г. Информационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3 (16). С. 45-50.

8. Американская программа льготной покупки продуктов [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Американская_программа_ льготной_покупки_продуктов.

9. Накормить всех, но по талонам: 19 миллионов россиян получат продуктовые карточки: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravda.ru/ news/society/26-05-2017/1335474-ration_cards-0.

10. Кучма В. Р., Горелова Ж. Ю. Школьное питание в США: [Электронный ресурс] // Санэпидконтроль. Охрана труда. 2012. № 5: [Электронный ресурс]. URL: https://www.profiz.ru/sec/5_2012/shkolnoe_ pitanie.

11. Договор о ЕЭС // Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. Договоры, учреждающие Европейские сообщества / Под ред. Ю. А. Борко, М. В. Каргаловой, Ю. М. Юмашева. М.: Право, 1994. 96 c.

12. Как работает программа «Школьное молоко» в Евросоюзе: [Электронный ресурс]. URL: http:// milknews.ru/index/kak_rabotaet_programma_shkol-noye_moloko_v_eu.html.

13. В таллинском районе Ласнамяэ малоимущие получили продовольственную помощь от ЕС: [Электронный ресурс]. URL: http://baltnews.ee/obc/ 20161103/1015332366.html.

14. Диль М. Tafel — помощь малоимущим в Германии: [Электронный ресурс]. URL: https://www.tu-pa-germania.ru/zhizn/tafel-pomosch-maloimuschim. html.

15. Продовольственные банки спасают бедных в Великобритании: [Электронный ресурс]. URL: http:// wlna.info/economika/45642-prodovolstvennye-ban-ki-spasayut-bednyh-v-velikobritanii.html.

16. Во Франции начал действовать запрет на уничтожение продуктов: [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.org/a/content/news/27534521. html.

17. FAO: Панорама школьного питания и использование возможности прямых закупок у семейных фермерских хозяйств: [Электронный ресурс]. URL: http:// prodmagazin.ru/2013/08/26/fao-panorama-shkolno-go-pitaniya-i-ispolzovanie-vozmozhnosti-pryamyih-zakupok-u-semeynyih-fermerski.

18. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134.

19. О переводе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы на проектное управление: Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. № 1544: [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/30726/.

References

1. The Concept of development of internal food aid in the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation of July 3, 2014 No. 121. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 420206166. (in Russ.).

2. The concept of developing measures to support domestic producers and processors of agricultural products on the basis of the mechanisms of domestic food aid within the WTO "green box". The project of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Available at: http://www.milkbranch. ru/i/ndocs/387/concep_26.03.2013.pdf.

3. Reshetnikova E. G. Sfera potrebleniya prodo-vol'stviya: neobkhodimost' institutsional'nykh pre-obrazovaniy v usloviyakh novykh riskov [Food consumption: A need for institutional reforms in the face of new risks]. Ekonomika i upravlenie, 2017, no. 3 (137), pp. 34-42.

4. Transformation of our world: An agenda for sustainable development for the period up to 2030. Declaration of the UN General Assembly of 25.09.2015. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 420355765. Accessed 23.10.2017. (in Russ.).

5. Declaration of the World Summit on Food Security. Adopted at the World Summit on Food Security (Rome, 16-18 November 2009). Available at: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ summit2009_declaration.shtml. Accessed 11.11.2017. (in Russ.).

6. World Food Program. Available at: https://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/ruwiki/418452. Accessed 21.11.2017. (in Russ.).

7. Reshetnikova E. G. Informatsionnye aspekty obe-specheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Information aspects of ensuring food security of Russia]. Informatsionnaya bezopasnost' regionov, 2014, no. 3 (16), pp. 45-50.

8. Supplemental Nutrition Assistance Program. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/AMepuKaH-CKaa_np0rpaMMa_^tr0TH0n_n0KynKn_np0flyKT0B. Accessed 23.10.2017. (in Russ.).

9. Feed everyone, but for coupons: 19 million Russians will get ration cards. Available at: https://www. pravda.ru/news/society/26-05-2017/1335474-rati-on_cards-0/. Accessed 11.11.2017. (in Russ.).

10. Kuchma V. R., Gorelova Zh.Yu. Shkol'noe pitanie v SShA [School food service in the USA]. Sane-pidkontrol'. Okhrana truda, 2012, no. 5. Available at: https://www.profiz.ru/sec/5_2012/shkolnoe_pi-tanie/.

11. Borko Yu. A., Kargalova M. V., Yumashev Yu. M., eds. Dogovor o EES. Evropeyskiy Soyuz: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Dokumenty Evropey-skogo Soyuza. T. 1: Dogovory, uchrezhdayushchie Evropeyskie soobshchestva [Treaty on the EEC. The European Union: the past, the present, the future. Documents of the European Union. Vol. 1: Treaties establishing the European Communities]. Moscow: Pravo Publ., 1994. 96 p.

12. How the "School milk" Program works in the European Union. Available at: http://milknews.ru/in-dex/kak_rabotaet_programma_shkolnoye_moloko_ v_eu.html. Accessed 30.10.2017. (in Russ.).

13. In the Lasnamae district of Tallinn, the poor received food aid from the EU. Available at: http://balt-

news.ee/obc/20161103/1015332366.html. Accessed g 30.10.2017. (in Russ.). □=

14. Dil' M. Tafel — assistance to the poor in Germany. x Available at: https://www.tupa-germania.ru/ uj zhizn/tafel-pomosch-maloimuschim.html. Accessed x 30.10.2017. (in Russ.). ^

15. Food banks save the poor in the UK. Available at: ^ http://wlna.info/economika/45642-prodovolstven- ^ nye-banki-spasayut-bednyh-v-velikobritanii.html. ^ Accessed 30.10.2017. (in Russ.). ®

16. In France, a ban on destruction of products began

to operate. Available at: https://www.svoboda.org/aZ m content/news/27534521.html. Accessed 30.10.2017. ^ (in Russ.). g

17. FAO: A panorama of school meals, and the use of g direct purchases from family farms. Available at: s http://prodmagazin.ru/2013/08/26/fao-panorama-shkolnogo-pitaniya-i-ispolzovanie-vozmozhnosti-prya-myih-zakupok-u-semeynyih-fermerskih-hozyaystv/. Accessed 11.11.2017. (in Russ.).

18. The concept of a long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82134/. Accessed 03.10.2017. (in Russ.).

19. On the transfer of the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and foodstuffs for 2013-2020 on project management. Decree of the Government of the Russian Federation of December 13, 2017 No. 1544. Available at: http:// government.ru/docs/30726/. Accessed 03.10.2017. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.