ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ, УГРОЗЫ
Заметным событием в мире науки и бизнеса России в январе этого года был Гайдаровский форум на тему "Россия и мир: вызовы интеграции ". Его программа включала шесть пленарных и семь панельных дискуссий, а также заседания 23 круглых столов.
Один из них был посвящён проблемам продовольственной безопасности в условиях интеграции. Его организаторы: Российско-немецкая высшая школа управления (РНВШУ) РАНХиГС, Институт Европы (ИЕ) РАН и Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова (ВИАПИ). Модераторы заседания декан РНВШУ заслуженный деятель науки РФ д.э.н., проф. В.К. Фальцман и зам.директора Института Европы член-корр. РАН В.П. Фёдоров.
Открывая заседание, В.К. Фальцман сообщил, что 2 декабря прошлого года исполнилось 20 лет распоряжению правительства России о создании РНВШУ в составе Академии народного хозяйств.
Доклад на тему "Продовольственная безопасность: быть или не быть?" представила зав. кафедрой макро- и микроэкономики РНВШУ академик Россельхоз-академии Э.Н. Крылатых.
В первой части доклада были затронуты современные трактовки понятия "продовольственная безопасность' (ПБ), "продовольственная независимость" (ПН) а также методы их измерения. "Доктрина продовольственной безопасности РФ" определяет её как "... состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная безопасность и независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объёме не ниже рациональных норм".
Во второй части рассмотрены варианты стратегии ПБ, включая оказание международной продовольственной помощи развивающимся странам и населению, переживающему последствия природных и техногенных катаклизмов.
В настоящее время около 1 млрд человек из 7 млрд жителей планеты голодают, ещё около 1,5 млрд испытывают трудности в доступе к продуктам питания. По каналам Всемирной продовольственной программы ООН организует продовольственную помощь голодающему населению. В 2008 году продукты питания на сумму 5 млрд долларов были поставлены для поддержки голодающего населения преимущественно Африки и Азии, прежде всего детей в этих регионах.
Для оценки продовольственной безопасности государств мира используется интегральный индекс ПБ, разработанный организацией Economist Intelligence Unit. Для расчёта индекса и соответствующих рейтингов используется три целевые группы показателей: ценовая доступность продовольствия; физическая доступность (наличие продовольствия); качество продовольствия. В общей сложности -25 показателей. Максимально возможный индекс ПБ - 100.
К пяти наиболее благополучным странам (с индексами 86-90) относятся США, Дания, Норвегия, Франция, Нидерланды. Россия с индексом 68,3 занимает 29-е место из 105 стран, представленных в рейтинге. Крайне низкий уровень ПБ (менее 25) сложился в государствах Гаити, Бурунди, Чад, Демократическая республика Конго. Таким образом, существует четырёхкратный перепад уровней продовольственной безопасности в мире.
Основное воздействие на продовольственную безопасность любой страны оказывают его сельского хозяйство, насыщенность продовольственного рынка, цены, доходы и платёжеспособный спрос населения, а также интеграция страны в мировую продовольственную систему. Для России после её присоединения к ВТО возникают серьёзные угрозы и риски снижения ПБ и, особенно, продовольственной независимости. В условиях либерализации торговли неизбежная экспансия крупных мировых компаний приведёт к вытеснению национальных производителей, особенно из мясного сегмента.
В докладе были обоснованы новые направления научных исследований продовольственной безопасности в России и в мире. Предстоит развивать теоретическую концепцию и методологию исследований с применением логико-графических и экономико-математических моделей. Необходимо с помощью системной аналитики и ситуационного прогнозирования выявлять и оценивать тенденции изменения ПБ и ПН, а также изменения конкурентоспособности продуктовых сегментов рынка России, её экспортные потенциалы и условия регулирования импорта. Важнейшим направлением исследований можно считать обоснование новых мер аграрной политики по адаптации сельского хозяйства России к условиям ВТО. Результаты некоторых исследований были представлены в докладе.
Глобальная продовольственная безопасность вряд ли будет обеспечена в ближайшие 40-50 лет. Для этого государствам, которые имеют сейчас интегральные индексы ниже 30, нужно пройти сложный путь развития сельского хозяйства, преодолевая растущие ограничения в количестве и качестве природных ресурсов, нужно освоить новые технологические уклады, добиться политической и социальной стабильности, особенно в Африке, Азии, Южной Америке. Требуется учитывать также, что для большинства стран этих регионов климатические изменения для сельского хозяйства будут неблагоприятными.
В докладе был дан прогноз продовольственной безопасности в России и в мире. Россия достигнет ПБ на уровне 85-87 глобального индекса к 2025-2030 годам. Однако при условии не менее 4%-го среднегодового прироста сельскохозяйственной продукции, технического переоснащения отрасли, опережающего развития инфраструктуры, прорывов в биотехнологии, селекции и семеноводстве, племенном деле, системе управления и реализации программ устойчивого развития сельских территорий.
В выступлении директора Аграрного центра МГУ д.э.н, проф. С.В. Киселёва "Продовольственная безопасность в Евразийском регионе: новые тенденции и вызовы" отмечалось, что классическое понимание продовольственной безопасности заключается в наличии продовольствия, его физической и экономической доступности. Во всех странах мира существует проблема продовольственной безопасности. По данным ФАО, доля недоедающих в развитых странах составляет 2% от общего их числа. При этом проблема заключается не в обеспеченности собственным продовольствием, а в отсутствии доходов.
В новых независимых государствах в последние годы имела место позитивная динамика энергетической ценности питания. Относительно благополучная ситуация сложилась в России и Казахстане, соответственно 3376 и 3310 ккал. на человека в день Сложное положение пока в Армении (2280 ккал.) и Таджикистане (2118 ккал). Прирост этого показателя за период с 1995 по 2007 год составлял от 6 до 16%. Исключение - Узбекистан, где он снизился на 3%. Положительный тренд подтверждается и другими показателями, в частности, показателем глобального индекса голода, отражающего детскую смертность, недостаток веса у детей и число недоедающих. Индекс голода сократился для всех стран региона. Однако его абсолютный уровень остаётся высоким для Таджикистана (15,8), Армении (9,2). В Узбекистане и Кыргызстане эти индикаторы соответственно 6,9 и 5,8.
Новой тенденцией в анализе и решении проблем ПБ стали вопросы пищевой ценности продовольствия. Речь идёт о безопасности питания (food and nutrition security). Обеспечение продовольственной безопасности и безопасности питания должно стать частью стратегии развития страны в целом и её сельской экономики.
Относительно новый вопрос в обеспечении продовольственной безопасности -усиление внимания к потерям продовольствия. По различным оценкам, в настоящее время от 30 до 50% продовольствия теряется или гибнет. Необходимо сократить потери на всех этапах цепочки от производства до потребления.
Специфичным аспектом обеспечения продовольственной безопасности остаётся наличие воды и водных ресурсов. Ещё один вопрос - надёжность потоков продовольствия между странами. До настоящего времени отсутствуют налаженные системы поставки продовольствия с Юга на Север, из Центральной Азии и Кавказа в Россию и другие страны.
Одной из новых тенденций в мировом и региональном масштабах является проблема изменения климата. Задача науки - продолжить и расширить исследования в этой области, разработать стратегии адаптации для отдельных стран и регионов, выработать конкретные рекомендации для сельскохозяйственной политики в некоторых государствах и регионах.
Доклад на тему "Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности России в условиях региональной и глобальной интеграции" представил руководитель Аграрного центра ЕврАзЭС, академик Международной академии информатизации В.И. Тарасов. Он отметил некоторые результаты исследования ПБ единого экономического пространства. В основном реализовано: формирование единой инфраструктуры; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики; свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы; функционирование однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.
Вместе с тем присоединение России к ВТО сделало единую таможенную территорию (ЕЭП-3) менее защищённой, увеличило риски замещения отечественной продукции трёх стран зарубежным продовольствием, объёмы перепроизводства которого по некоторым видам достигли в США и ЕС критических размеров. Добившись от российской делегации восьмикратного снижения импортной пошлины на живых свиней, основные партнёры по переговорам (ЕС, Китай и США) получи-
ли возможность широкомасштабного вторжения на внутренний рынок свинины России и ЕЭП. В то же самое время, в рамках проводимой аграрной политики ЕС жёстко защищает свою таможенную территорию квотами и сверхвысокими вне-квотными пошлинами: говядина охлаждённая - 174%, говядина мороженая - 215%, сахар белый - 215%, пшеница - 173%. У России практически нет перспектив выйти на внутренний рынок Европейского Союза со своим традиционным экспортным товаром - фуражной пшеницей. Вместе с тем в результате формирования единой таможенной территории следует ожидать поставок значительного количества молочных продуктов, мяса птицы и свинины из Республики Беларусь, что увеличивает нестабильность внутреннего российского рынка для российских производителей.
Доклад на тему "Перспективы развития мясо-молочного комплекса России в условиях членства в ВТО" представили директор Центра международного агробизнеса ВШМБ РАНХиГС, д.э.н., профессор Лищенко В.Ф и директор программы Центра международного агробизнеса ВШМБ РАНХиГС, к.э.н. Андреев С.Б.
Развитие мясо-молочного комплекса России в ближайшей и среднесрочной перспективе имеет очень хорошие возможности, но всё будет зависеть от стабильности политической системы и динамики социально-экономического развития. Вступление России в ВТО будет способствовать этому развитию в силу разных причин.
Во-первых, "шоковая терапия" начала 1990-х годов была настолько поучительным и разрушительным уроком для российского мясо-молочного комплекса, что нынешнее вступление в ВТО, хотя и является серьёзным испытанием жизнеспособности этих отраслей, никого уже не удивляет и не пугает.
Во-вторых, у федерального руководства этой сферы экономики нет страха перед новыми вызовами, так как правительство имеет достаточно финансовых, экономических, административных и материальных ресурсов для того, чтобы успешно модернизировать мясо-молочный комплекс с учётом новых правил ВТО.
Мясное и молочное животноводство РФ наиболее серьёзно пострадало в результате проведённых в стране в 1990-е годы преобразований. Россия вынуждена была прибегнуть к массированному импорту мяса и молока. Восстановление мясомолочного комплекса происходит медленно и довольно неравномерно по отдельным подотраслям. В настоящее время наибольшую тревогу вызывает свиноводство: эта отрасль наименее защищена российским государством в рамках новых правил ВТО.
Мясо и мясопродукты - основа современного продовольственного комплекса и гарантия полноценного питания населения. Россия располагает достаточными потенциальными возможностями обеспечить себя всеми видами мяса в нужных объёмах и в широком ассортименте.
Для России вполне реально выйти на уровень 90-100 кг подушевого производства мяса в ближайшие 10-15 лет. Это нынешний уровень производства мяса в ведущих экономиках мира. Для нас же это грандиозная, но вполне достижимая хозяйственная задача.
Расширение экспорта мяса, особенно при действующих правилах ВТО, представляют трудно разрешимую задачу для российских экспортёров. Оно невозможно без создания специальных федеральных экспортных программ под эгидой Минэкономразвития и других федеральных и региональных государственных ведомств, которые обслуживают и регулируют внешнюю торговлю продовольственными товарами.
Обеспечение населения полноценными и адекватными по объёму и ассортименту молочными продуктами - менее сложная по сравнению с мясом задача,
выполнимая уже в ближайшем десятилетии. Россия в недалёком прошлом имела уровень подушевого потребления молока около 400 кг в год и была крупнейшим производителем этой продукции в мире. За двадцать лет постсоветского периода в молочном животноводстве накоплен достаточный положительный опыт, и нам сейчас понятно, как можно ускорить рыночную модернизацию этой отрасли. Особенно интересен опыт, полученный в Калининградской, Ленинградской, Липецкой, Белгородской и ряде других областей.
В заключение докладчик выразил уверенность в том, что Россия в состоянии выполнить директивы "Доктрины продовольственной безопасности" уже в ближайшие 10-15 лет, и в основном за счёт собственных ресурсов.
Хотелось бы надеяться, что вступление России в ФАО и ВТО будет способствовать выработке более реалистичной политики федеральных властей как при ускоренной модернизации мясо-молочного комплекса страны, так и в защите интересов российских продовольственных компаний на мирохозяйственном пространстве.
Подводя итоги работы "Круглого стола", модератор В.К. Фальцман предложил ответить на вопрос: "Будет ли Россия и дальше жить по формуле "нефть в обмен на продовольствие" или Россия выйдет на уровень продовольственного самообеспечения и даже станет донором продовольствия для развивающегося мира?".
По его словам, предстоящий подъём российского сельского хозяйства неизбежен по следующим соображениям: экономически доступные источники нефти в России в недалёком будущем иссякнут; продовольствие на мировом рынке дорожает, так как спрос на него растёт (по Мальтусу) быстрее предложения; Россия (одна из немногих стран) располагает резервами сельхозугодий, воды, минеральных удобрений.
Возможность будущего подъёма российского сельского хозяйства позволяет по-новому взглянуть на устойчивость экономического роста страны. Известно, что длительное время экономика России развивалась по минерально-сырьевому пути. В связи с этим вот уже полвека ставится задача перехода к преимущественно инновационному типу развития. Но пока Россия собиралась, многие научно-технические компетенции были утрачены, а мировые ниши высокотехнологичной продукции оказались заняты другими странами. Однако процесс модернизации российской экономики активно идёт. Особенно за счёт заимствований, импорта техники и технологий. Хотя этого недостаточно, чтобы характер экономического роста стал преимущественно инновационным.
В таких условиях предстоящий подъём сельского хозяйства выступает как дополнительный фактор развития страны. Поэтому итоги работы "Круглого стола" вносят оптимистическую ноту в понимание неотвратимости подъёма сельского хозяйства.
Проведённое заседание, по мнению его участников, было полезным не только для лучшего представления проблемы продовольственной безопасности в России и в мире, но и для развития научных исследований, агробизнеса и подготовки управленческих кадров для АПК.
Крылатых Э.Н., Фёдоров В.П.