НА УЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПОЗДРАВЛЯЕМ! Назаренко Виктора Ивановича -
дипломанта премии А.В. Чаянова за 2011 год. Заслугой Назаренко В.И.1, отмеченной Российской Академии Наук, стала серия работ в области аграрной экономики, которая вносит заметный вклад в дело развития в стране сельского хозяйства и решения, в частности, продовольственной проблемы. Желаем дальнейших успехов.
Руководство ИЕ РАН и редакция журнала.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС
("Круглый стол")
"Гайдаровский Форум 2012", проведенный в январе этого года в Москве, был организован Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
О его направленности говорит название: "Россия и мир: 2012-2020". Российско-немецкая высшая школа управления РАНХиГС совместно с Институтом Европы РАН организовали "круглый стол" "Международная экономическая интеграция и российский бизнес". Целью дискуссии в его рамках было обсуждение актуальных проблем развития российского бизнеса в интеграционных средах и международных инновационных проектах. Заседание открыл декан школы, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор В.К. Фальцман.
В своём докладе "О конкурентоспособности технически сложной продукции России" он отметил, что с присоединением России к ВТО, интеграцией в Евразийское экономическое пространство, АТЭС и другие формирования возрастает необходимость устойчивой конкурентоспособности отраслей как на внутреннем, так и на мировых рынках. Проведённое автором исследование включает обстоятельный анализ данных о производстве и объёмах внешней торговли продукцией различных отраслей: ВПК, ав-топрома, электроники за двадцатилетний период (1990-2010 гг.). Докладчик использует метод сопоставления объёмов производства определённых классов продукции, её экспорта и импорта, предполагая, что конкурентоспособность выше, чем больше её экспорт и меньше импорт по сравнению с собственным производством.
Во внешней торговле конкурентоспособными были и остаются многие виды вооружений и оборонной техники российского производства. В начале анализируемого двадцатилетия экспорт продукции оборонного назначения составлял 2,5-3 млрд долл. К 2010 году заказы на экспорт достигли 10 млрд долл. По оценкам экспертов Департа-
1 Назаренко В.И. - д.э.н., профессор, академик РАСХН, сотрудник ИЕ РАН.
мента вооружений США, Россия в 1990 году имела техническое превосходство или паритет с США по 15 из 32 видов вооружений. Россия в настоящее время лидирует в области экспорта вооружений, находясь на втором месте в мире после США.
Однако за прошедшее двадцатилетие наметилось отставание в конкурентоспособности военно-промышленного комплекса (ВПК). Поэтому Министерство обороны России впервые ставит вопрос об импорте некоторых видов военной техники.
К переходу от экспорта к импорту вооружений нужно подходить чрезвычайно осторожно, так как это ослабит отечественный ВПК и обороноспособность страны. Тем более, что не может быть и речи о приобретении на Западе самых современных видов оборонной техники и технологий её производства.
Перспективы для возрождения отечественного автопрома и некоторых других отраслей открывает промышленная сборка. За 20 лет производство легковых автомобилей сократилось в России почти в 2 раза, а импорт вырос в 6 раз. По грузовым автомобилям выпуск упал в 6 раз, а импорт вырос в 3 раза.
Можно ожидать, что производство в России автомобилей зарубежных марок положительно отразится на техническом уровне десятков предприятий-смежников. Именно поэтому в документах о присоединении России к ВТО подчёркнута необходимость увеличения компонентов сборки российского производства.
Следует, однако, учесть опыт ВАЗа, появление которого в России не отразилось на технологиях смежных производств, привело со временем к консервации отсталости самого автомобильного производства.
Самое крупное когда-то в мире отечественное станкостроение практически прекратило своё существование, а спрос на металлорежущие станки и кузнечно-прессовые машины удовлетворялся импортом.
Начинается реконструкция Ульяновского станкостроительного завода, но есть угроза того, что она и модернизация оборонной промышленности в целом, будут производиться за счёт импортных станков и кузнечно-прессовых машин.
В электронике (персональные компьютеры, оборудование сотовой связи) Россия осваивает информационные и коммуникационные технологии за счёт импортной техники. Между тем в стране создана собственная торговая инфраструктура, сервисное обслуживание, используется отечественная спутниковая связь, успешно развивается производство программного обеспечения. По уровню использования информационных и коммуникационных средств (интернет, электронная почта) Россия приблизилась к уровню насыщения первоначального спроса. Например, в России на 100 семей приходится 54 персональных компьютера, а в Германии - 61. Количество компьютеров в обеспеченных семьях мало отличается от средних величин.
Таким образом, по мнению В.К. Фальцмана: есть возможность и необходимость сохранения в 2012-2020 годах лидерства и конкурентоспособности в оборонных отраслях; признана неизбежность догоняющего развития и заимствования зарубежных научно-технических достижений в отраслях станкостроения, автопрома; в области производства персональных компьютеров и средств сотовой связи пока сохраняется зависимость от импорта, однако в перспективе может быть реализована стратегия импортозамещения.
С докладом на тему "Европейская интеграция: современный этап" выступил заместитель директора Института Европы РАН, член-корреспондент РАН Фёдоров Валентин Петрович.
Чтобы понять сегодняшнюю ситуацию в Европе, отметил он, надо вспомнить предысторию евро.
Франция и Англия не хотели объединения Германии в 1990 году. Видя, что помешать объединению не удастся, Миттеран выдвинул условие, а именно чтобы ФРГ отказалась от марки и ввела евро. Расчёт понятен. Имея общую с другими странами валюту,
Германия не будет больше зачинщиком конфликтов в Евросоюзе, ибо это ударило бы по общей валюте. Если раньше в Европе опасались усиления Германии, то теперь стали бояться её ослабления, поскольку это грозило дестабилизацией всего Евросоюза. В определённом смысле Миттеран продолжил линию Робера Шумана, предложившего в 1950 году объединить основные отрасли промышленности обеих стран, чтобы война между ними стала физически невозможной.
Введение евро было политическим решением. Оно не отражало объективной необходимости новой денежной единицы. Европа ни тогда, ни сейчас ещё не созрела для этого. Деньги порождаются внутренними процессами, появляются на поверхности изнутри хозяйства, а евро был спущен сверху на манер госплановского задания.
Жизнь оказалась сложнее предложенной модели. При общей валюте стали невозможны изменения обменных курсов. Германии это принесло двойной выигрыш. Её партнёры не могут защищать себя с помощью девальвации, а Германии не нужно теперь прибегать к ревальвации, что было для неё до евро привычным делом и что затрудняло её экспорт.
Из-за германского перекоса в экономике ЕС остался незаполненным один канал для "роста" благосостояния в странах-партнёрах - кредиты во всех их видах. Ответственность за долги притуплялась кейнсианскими рецептами, которые осуществлялись односторонне - возвращение долгов отодвигалось в будущее. В конце концов, "кредитная бомба" в Европе взорвалась. Без евро всего этого не случилось бы. Отсюда следует вывод, который европейцев никак не обрадует: спустя два с лишним десятилетия, они платят за объединение Германии. Американский экономист Роберт Шиллер, поддерживая призывы европейцев к Германии быть более щедрой, считает, что Меркель не должна быть уж слишком немкой (nicht so deutsch sein).
В отношении того, как будут развиваться события в будущем, можно составить несколько сценариев. Один из возможных - следующий.
Чтобы не погубить интеграцию и не потерять грядущее десятилетие, Евросоюз должен освободиться от ненужного груза. Иначе он не выдержит борьбы с конкурентами - с "дружественными" США или с набирающими силу членами БРИКС. Поэтому ради сохранения европейских стратегических позиций еврозона может пойти на исключение из своего состава стран-балластов. Однако никто в Евросоюзе не хочет проявлять инициативу в этом вопросе. Не хочет быть первой и Германия, ибо опасается, что может возникнуть мысль о её решающей роли в разрушении Евросоюза.
Можно привести и другой пример. В конце 1970-х годов тогдашний президент Бун-десбанка Эммингер говорил автору этого доклада ("между нами экспертами"), что западногерманские правящие круги раньше американцев осознали неизбежность золотой недееспособности доллара, то есть отмены его обмена на золото, что и произошло в начале 1970-х годов. Но они демонстративно ничего не делали, и не говорили об этом, ибо тогда американцы породили бы на все времена миф о том, что западные немцы способствовали разрушению золотого доллара. Эммингер, которого в международных финансовых кругах за профессиональную эрудицию называли "мистер немецкая марка", просил до поры до времени не сообщать об этом не потому, что речь шла о какой-то тайне, а по той причине, что он сам хотел рассказать об этом в своих мемуарах.
В ФРГ поговаривают о том, что Бундесбанк на всякий случай печатает прежнюю валюту, то есть немецкие марки. Это решительно опровергается властями, что вполне понятно. Кстати, секретность в отношении немецкой валюты имела место и раньше. Так, денежная реформа в июне 1948 года готовилась тайно в течение трёх лет. Другой факт. В период "холодной войны" опять же на всякий случай в ФРГ была изготовлена чрезвычайная национальная валюта, которая с началом третьей мировой войны должна была заменить немецкую марку. Хранились деньги в бункере в населённом пункте Кохем на Мозеле. В 1988 году эти банкноты были ликвидированы.
Выдвигаемые лозунги "меньше Европы" и "больше Европы" не противоречат друг другу. Если первый означает количественное сокращение членов ЕС, то под вторым понимается более высокая степень экономического сплочения оставшихся стран. Мер-кель неоднократно предупреждала: "Рухнет евро, рухнет Европа". При исключении Греции из еврозоны Европа не рухнет, но это будет уже другая Европа и другая интеграция.
Слово "другая" следует понимать как изменение конфигурации на международной арене. Что касается внутренней общественной структуры, то капитализм не позволяет себя устранить.
Кто-то усматривает спасение от бездушного капитализма в разумном потреблении, в отказе от консьюмеризма. Подсчитано, что среднестатистический немец имеет в своём обиходе 10 тысяч предметов, от отдельно взятой книги до автомобиля. Однако никто не хочет показать пример и от чего-то отказаться.
В заключение доклада автор оценил положение России на фоне кризисных потрясений в Евросоюзе. Живя в кредит, страны ЕС, по его мнению, практически полностью "проели" свой ВВП на много лет вперед. Восстановление утраченных позиций будет сочетаться с пересмотром интеграционного законодательства в сторону его ужесточения и большей централизации власти в руках брюссельской бюрократии. Доктрина так называемого ограниченного суверенитета, приписываемая брежневскому руководству, найдёт своё широкое применение уже в интеграционном союзе, благо изобретать другой термин не потребуется. Потенциал партнёрства ФРГ с ЕС, условно говоря, дружбы, исчерпан или почти исчерпан. Этого нельзя сказать относительно взаимоотношений России и Германии, здесь существуют большие возможности для укрепления и расширения партнёрства. Им не грозит потеря декады лет, кто бы ни стоял во главе обеих стран.
Тематика инновационного развития была раскрыта в выступлении к.э.н., доцента и руководителя Бизнес-инкубатора МГИМО, преподавателя РНВШУ Хотяшевой Ольги Михайловны.
Её доклад "Бизнес-инкубаторы - драйверы развития экономики (опыт США и России)" содержал развёрнутую презентацию, которая отражала достаточно полную картину состояния этой новой сферы становления бизнеса.
В мире насчитывается около 7 тыс. бизнес-инкубаторов. Из них 94% являются не прибыльными организациями. Большинство новых БИ работают с клиентами из высокотехнологичных секторов экономики. В целом, стартапы-клиенты БИ имеют значительно больший процент выживания в течение 5 лет. Бизнес-инкубаторство (БИ) - это процесс "выращивания" бизнеса от формирования предпринимательской идеи до её коммерциализации. БИ ставят перед собой цель: создание рабочих мест; поощрение предпринимательства; коммерциализация технологий; диверсификация локальных экономик; улучшение инвестиционного климата и др.
Бизнес-инкубаторство в России находится на стадии становления. По самым приблизительным оценкам в 2012 году количество БИ составляло 300 организаций, большая часть из которых является либо обособленными государственными образованиями, либо создается при ВУЗах (в основном технологических). Наибольшая концентрация БИ наблюдается в Центральном и Приволжском регионах. Наиболее распространёнными услугами российских БИ являются: предоставление в аренду офисных и технических помещений; бизнес-услуги и привлечение инвестиций для клиентов.
Сдерживают развитие бизнес-инкубаторства в России отсутствие необходимой экспертизы в области коммерциализации инноваций; трудности привлечения стартового капитала на начальной и посевной стадиях, особенно в нетехнологических БИ;
высокая стоимость входа на рынок для стартапов; отсутствие глобальной предпринимательской культуры.
Доклад к.э.н., доцента Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ и МГИМО (У) МИД РФ Андрианова Константина Николаевича был по-свящён промышленной политики Германии.
Федеральное министерство экономики и технологий в 2008 году определило промышленную политику "как "штандортную политику, проводимую в интересах промышленности". Её главной целью является создание необходимых рамочных условий для поддержания и усиления международных конкурентных позиций предприятий промышленности.
Составной частью этой политики является поддержка конкретных проектов в промышленности, в том числе в высокотехнологичных и инновационных сферах. В качестве примера региональной промышленной политики докладчик привёл опыт Баварии. Успешное экономическое развитие Баварии в послевоенные годы во многом связано с проведением активной промышленной политики, которая представляет особый интерес для регионального развития России.
Важнейшим элементом промышленной политики Германии является инновационная (технологическая) политика, включая научные исследования и образование.
В Германии создана и функционирует комплексная национальная инновационная система (НИС).
Большое общегосударственное значение имеют крупные научно-исследовательские организации, действующие за счёт бюджетных средств (финансируются федеральным правительством).
Значимую роль в развитии германской НИС играет государственно-частное партнёрство (ГЧП). Оно воздействует практически на все направления развития НИС Германии, начиная от выработки соответствующей политики и заканчивая конкретными вопросами передачи технологий и освоения нововведений.
В Германии используются различные инструменты для поддержки финансирования инновационной сферы. Традиционно государство является основным источником финансирования фундаментальных научных исследований и прикладных опытно-конструкторских работ, осуществляемых в вузах и научно-исследовательских институтах.
Накопленный Германией опыт в области разработки и реализации промышленной политики целесообразно и возможно использовать в практике индустриального развития России. В этой связи представляется крайне важным моментом развитие российско-германского экономического сотрудничества, особенно в области инноваций. Так, В.В. Путин на IV ежегодном экономическом Форуме руководителей и топ-менеджеров ведущих германских компаний заявил: "... нам крайне важно обеспечить по-настоящему полноформатную экономическую и технологическую кооперацию наших стран... Благодаря своим естественным преимуществам Россия могла бы стать полноценным индустриальным партнёром Германии. Речь идёт о максимально широком вовлечении нашей промышленности в единые производственные цепочки с реальным сектором экономики Федеративной Республики. Устойчивые кооперационные связи мы сможем сформировать в машиностроении, фармацевтике, производстве медицинской техники, строительных материалов, пищевой промышленности и во многих других отраслях".
Доклад на тему "Интеграционные процессы в аграрной сфере для обеспечения продовольственной безопасности России и мира" был представлен зав. кафедрой
1 Standort (нем.) - местоположение.
РНВШУ, главным научным сотрудником Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) академиком Россельхозакадемии Крылатых Эльмирой Николаевной.
Продовольственная безопасность мира признана важнейшей целевой составляющей современных интеграционных процессов. В последние 15 лет этой проблеме в глобальной экономике придаётся возрастающее значение. Основополагающими являются документы ООН "Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности" (1996 г.); "Декларация тысячелетия" (2000 г.).
В масштабах мира поставлена задача к 2015 году в два раза сократить долю голодающего населения, которая сейчас составляет 17% (1,2 млрд чел.). Кроме того, ещё около 1 млрд чел. страдают от неполноценного, несбалансированного питания ("хроническое недоедание"). Возникают угрозы исчерпания ресурсов сельскохозяйственного производства, особенно земельных и водных ресурсов на африканском континенте, в отдельных регионах Азии и Европы. На этом фоне российская обеспеченность названными ресурсами становится её конкурентным преимуществом, использование которого, к сожалению, пока жёстко ограничено технологической отсталостью, неразвитостью инфраструктуры, а в ряде регионов - дефицитом трудовых ресурсов.
Рабочая группа ВИАПИ и РНВШУ выполнила прогнозные расчёты на 2030 и 2050 годы с использованием европейской модели "AGLNK-COSIMO" по трём группам стран и России применительно к рынкам пшеницы, основных видов мяса, овощам. Некоторые из этих результатов были представлены на презентации к докладу и в специальных брошюрах.
Главное внимание было сосредоточено на освещении проблем, связанных с вступлением России в ВТО, путей и способе их разрешения.
Прогнозные расчёты показали, что риски присоединения РФ к ВТО для продовольственной безопасности страны и её агропродовольственного сектора состоят в следующем:
• снижение уровня продовольственной независимости и безопасности России в связи с возрастающим импортом при либерализации доступа на рынки крупных экспортёров сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Если доля импортной продукции в потреблении городского населения составит более 30-40%, то такая угроза станет реальной.
• ухудшение положения для малого и среднего агробизнеса из-за возрастающей конкуренции со стороны отечественных агрохолдингов и крупных международных корпораций с тенденцией монополизации внутреннего рынка и каналов внешней торговли.
* * *
Проведение "круглого стола" позволило раскрыть новые тенденции международной экономической интеграции. Даже в условиях не преодолённого пока экономического кризиса необходимо сближение России и ЕС, что открывает хорошие перспективы сотрудничества в инновационных сферах.
С практической точки зрения, существенным результатом заседания стало развитие научных контактов Института Европы РАН и Российско-немецкой высшей школы управления РАНХиГС. Кроме того, обсуждение помогло слушателям Академии сориентироваться в выборе тематики выпускных работ.
Э.Н. Крылатых, академик РАСХН, В.П. Фёдоров, профессор, зам.директора ИЕ РАН.