ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СТРАН ЕВРОСОЮЗА
Е.Ф. ЧЕРНЕНКО
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10а, 117198 Москва, Россия
Преемственность внешнеэкономической стратегии и политики ЕС рассматривается на примере современного этапа его развития, включая расширение Евросоюза на Восток.
Интеграционные процессы, набирающие обороты в современном мире, заставляют говорить о новых подходах к разработке внешнеэкономической политики (ВЭП). Это в полной мере относится и к ЕС - наиболее развитой форме экономической интеграции регионального уровня. Одной из важнейших качественных характеристик ВЭП является преемственность внешнеполитической стратегии, которая обеспечивает устойчивую реализацию следующих основополагающих принципов интеграционного развития всей конструкции Европейского Союза: постепенности и адекватного механизм.
Вся история строительства объединенной Европы демонстрирует
преемственность как важнейший метод регулирования европейского интеграционного процесса. Поскольку развитие ЕС многопланово, проследим обеспечение преемственности на примере создания экономического и валютного союза (ЭВС). Переход к этому важнейшему этапу европейской интеграции готовился достаточно долго, с учетом предшествующего опыта по созданию зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка. Зона свободной торговли является простейшей формой интеграции, при которой страны-участницы отменяют торговые барьеры внутри объединения, но сохраняют собственную политику в отношении третьих стран. Таможенный союз добавляет к этому единый внешний таможенный тариф. Общий рынок дополняется свободой передвижения услуг,
капиталов и рабочей силы. Путь, пройденный европейской интеграцией до
нынешнего этапа, венцом которого стал валютный союз с введением единой денежной единицы, занял порядка четырех десятилетий.
Схема современного этапа выглядит так: основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. В случае несоответствия экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или препятствий нормальному
функционированию Союза Совет Министров принимает необходимые меры. Например, странам-членам следует избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета. Это жестко контролируется. С самого начала формирования валютного союза было предусмотрено проведение единой валютной политики, введение единой валюты — евро, создание института в лице Единого Центрального Банка (ЕЦБ), который вместе с Центральными Банками стран-членов образовал единую систему Центральных Банков стран, входящих в ЭВС.
Идея валютного союза впервые была оформлена планом Вернера в 1969 г. в Гааге на встрече глав государств и правительств шести участников Европейской
экономической интеграции. Срок был определен до 1980 г. Поэтапно предполагалось решить следующие задачи: ввести полную взаимную обратимость валют, обеспечить свободу передвижения капиталов, объединить все официальные золотовалютные резервы и создать фонд валютного сотрудничества для поддержания паритета валют, твердо зафиксировать обменные курсы и перейти к единой валюте. Реализации этого плана помешали переход к повой Ямайской мировой валютной системе, прекращение обмена доллара на золото, замена механизма фиксированных валютных курсов на механизм плавающих валютных курсов. 24 апреля 1972 г. шесть стран ЕС создали механизм плавания своих валют. К «валютной змее» позже присоединился и ряд других стран. Для удержания курсов валют в установленных пределах был введен механизм валютных интервенций. В 1973 г. в этих целях был создан Европейский Фонд валютного сотрудничества, объединивший ресурсы национальных Центральных банков. 21 апреля 1973 г. появилась Единая Расчетная Единица (ЕРЕ), представлявшая собой валютную корзину (коллективную денежную единицу). Курс ЕРЕ впервые не был привязан к доллару. Цель создания ЕРЕ заключалась в том, чтобы образовать ориентир для привязки западноевропейских валют. Сама ЕРЕ была привязана к курсу специальных прав заимствования (Special Drawing Rights) - резервным и платежным средствам, эмитируемым МВФ, начиная с 1970 г., в форме кредитных записей на специальных счетах. Европейская валютная система вступила в силу 13 марта 1979 года, опираясь на уже имевшийся опыт валютной интеграции, коллективную денежную единицу и механизм совместного плавания. Появившаяся ЭКЮ (European Currency Unit) была непосредственной предшественницей евро и определялась на основе корзины. Подписание 2-3 декабря 1985 г. Евросоветом «Единого Европейского Акта» было закономерным шагом на пути к построению внутреннего рынка и отмене пограничного контроля для физических лиц, товаров, а также пограничных налоговых сборов к концу 1992 г., что создавало реальные предпосылки для перехода к экономическому и валютному союзу. Фактически с 27-28 июня 1988 г. по апрель 1989 г. разрабатывался трехэтапный план экономического и валютного союза. 14-16 июня 1989 г. в Мадриде Евросоюзом было принято решение о начале первого этапа ЭВС с 1 июля 1990 г. После подписания 7 февраля
1992 г. в Маастрихте Договора о Европейском Союзе, вступившем в силу с 1 ноября
1993 г., произошел переход от координации действий к общей политике.
Новая стратегия западноевропейской интеграции предполагала три этапа: подготовительный, организационный и заключительный. Подготовительный - до 1 января 1996 г. - либерализация движения капиталов внутри ЕС и завершение формирования единого внутреннего рынка. В ходе этого этапа началось осуществление программ стабилизации бюджетов, цен и других показателей финансовой политики. К этим показателям относятся: а) планируемый и фактический дефицит государственного бюджета в размере около 3% ВВП в рыночных ценах; б) государственный долг не более 60% ВВП в рыночных ценах; в) годовая инфляция в размере не выше 1,5% усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами; г) средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции; д) участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют +/- 2,25%). Организационный - до 31 декабря 1998 г. -учреждение Европейского валютного института (ЕВИ), тесная координация экономической политики стран-членов. Заключительный - до 2002 г. -
осуществление единой валютной политики странами-участницами валютного союза (Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Италия, Испания Португалия, Финляндия, Ирландия); жесткая фиксация двусторонних обменных курсов по отношению друг к другу; преобразование Европейского валютного института в Европейский центральный банк; с 1 января 1999 г. жесткая фиксация курсов валют 11 стран, входящих в Союз, по отношению к евро; переход функции валютного регулирования от Центральных банков стран-членов к ЕЦБ и т.д.
В результате строгой преемственности внешнеэкономической и валютной стратегии, проведения соответствующей политики стран-членов ЕС это интеграционное объединение успешно конкурирует с США и другими странами на мировых рынках, является привлекательной организацией для новых членов, а евро стала реальным противовесом доллару, повысив устойчивость мировой валютной системы. Выигрыш для физических лиц заключается в том, что становится дешевле ведение счетов и поездки в пределах ЕС. Унификация денежных рынков стран ЕС позволяет надежнее бороться с инфляцией, снижать процентные ставки, а в перспективе и налоги, что будет стимулировать рост производства и занятости стабилизировать государственные финансы. По мнению Фонда перспективных исследований и инициатив, факторами, негативно воздействующими на конъюнктуру стран ЭВС, являются прежде всего слабое развитие мировой торговли, обусловившее стагнацию европейского экспорта, и низкая инвестиционная активность фирм. Определенную роль в сдерживании экспорта из стран ЭВС играет и растущий курс евро. Не добавляет оптимизма и неудачная попытка принятия Конституции ЕС. Вместе с тем Евросоюз продолжает двигаться на Восток, реализуя идею ОЕЭП (Общего европейского экономического пространства).
В этой связи перед Россией стоят определенные задачи: во-первых, всесторонний учет российских национальных интересов в ходе реализации проекта ОЕЭП, способствующий повышению влияния России, как на политические, так и на экономические процессы в Европе; во-вторых, укрепление взаимных торговых отношений на основе создания в перспективе зоны свободной торговли, предусмотренной в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 24 июня
1994 г.; в-третьих, переговоры об ОЕЭП не должны подменять рассмотрение конкретных вопросов влияния расширения ЕС на Восток на торгово-экономические интересы России; в-четвертых, следует настаивать на реальном содействии ЕС присоединению России к ВТО. Если рассматривать процесс расширения ЕС в русле глобализации, то он закономерен и во многом позитивен, так как в перспективе может еще более расширить и укрепить политические, внешнеэкономические и культурные связи России с объединенной Европой, которые складывались веками. Европейское направление, безусловно, является одним из приоритетных для России. На сегодняшний день половина иностранных инвестиций в России осуществлена странами Евросоюза. Примерно 2/3 совместных предприятий с участием российской стороны находятся на территории ЕС. На Россию приходится 85% товарооборота ЕС со странами СНГ и 70% всех обязательств запада по оказанию кредитного, технического и гуманитарного содействия. 40% внешнеторгового оборота России приходилось на ЕС до расширения. Объем торговли товарами с расширенным ЕС составляет 48,5% от общего объема внешней торговли РФ товарами, или 101,3 млрд. долл. Для сравнения товарооборот с Китаем составляет 6%, с США - 4%, с Японией 3%. Как известно, зависимость Европы от внешних поставок энергоносителей весьма велика - примерно 50%. Согласно прогнозам, к 2020 г. эта зависимость по нефти, газу и углю составит 70-90%. Сейчас на Россию приходится свыше 20%
поставок нефти в страны Евросоюза и 40% газа. Россия представляет собой перспективный рынок для европейских товаров и почти необъятное поле деятельности для западноевропейских капиталов. На неё приходится более 20% импорта потребительских товаров из Старого Света. В ЕС закупается значительная часть сельскохозяйственных товаров, машинно-технических изделий и т.д. До 2020 года энергетическая отрасль России будет нуждаться в 670 млрд. евро инвестиций. Велика потребность России и в современных европейских технологиях. Так что взаимная заинтересованность ЕС и России друг в друге несомненна. Не будем забывать и о необходимости объединения общеевропейских усилий в экономическом противостоянии США. 7 ноября 2002 г. ЕС предоставил российской экономике рыночный статус и, начиная с 2003 г., товары и услуги из России в ЕС встречают на своём пути минимальное количество ограничений.
Вместе с тем расширение ЕС за счет вступления центрально- и восточноевропейских стран создает для России определенные трудности: (1) возможное сокращение объемов экспортных поставок российских энергоносителей на европейский рынок после распространения на новых членов принципов энергетической политики ЕС; (2) затруднение доступа российской сельскохозяйственной продукции на рынки новых стран-членов при распространении на них режима аграрного протекционизма ЕС; (3) постепенное повышение цен на продовольственные товары, поставляемые новыми членами ЕС в Россию; (4) дополнительные трудности для российских компаний на рынках стран ЦВЕ в связи с конкуренцией дешевой продукции из развивающихся стран, на которые распространяется общая система преференций (ОСП ЕС); (5) усиление переориентации внешней торговли новых членов (прежде всего импорта) с российского рынка на единый внутренний рынок ЕС; (6) распространение на государства ЦВЕ норм технической и антидемпинговой политики ЕС, его визового и пограничного режима; (7) возможное усложнение переговорного процесса.
Сохраняя преемственность внешнеполитического курса РФ на приоритетность ее национальных интересов и экономической безопасности, следует рассмотреть некоторые меры, которые могли бы смягчить негативные последствия вступления в ЕС стран ЦВЕ. Первая мера - установление по согласованию с ЕС переходного периода, проведение мониторинга изменений торгово-политического режима для предотвращения негативных для России последствий расширения Евросоюза. Мониторинг должен охватить все сферы, находящиеся в ведении девяти отраслевых подкомитетов: торговлю и промышленность, энергетику, окружающую среду, науку и технику, развитие людских ресурсов, транспорт, телекоммуникации и космос, горнодобывающую промышленность, охрану прав и интеллектуальной собственности, таможенное и трансграничное сотрудничество, сельское хозяйство и защиту прав потребителей, финансы и т.д. Вторая - поддержка российских экспортеров машинно-технической, высокотехнологичной и наукоемкой продукции, комплектного оборудования путем предоставления льготных кредитов гарантий и т.п. Третья - кооперация с западными компаниями, создание СП. Четвертая -заключение со странами ЦВЕ долгосрочных соглашений и контрактов о поставках и транзите российских энергоносителей. Пятая - обеспечение российского участия в промышленных предприятиях ЦВЕ топливно-энергетического комплекса. Шестая -координация внешнеэкономической политики по отношению к ЦВЕ со стороны СНГ, проведение гибкой тарифной и ценовой политики, совершенствование транспортных коммуникаций. Седьмая - гармонизация стандартов и сертификационных требований. Восьмая - развитие инфраструктуры и
информационного обеспечения внешнеэкономических связей, создание совместных банков, торговых палат, консигнационных складов, информационноконсультационных центров, развитие маркетинговой и рекламно-выставочной деятельности российских компаний, межправительственных комиссий Приведенные меры являются минимально необходимыми для обеспечения российских экономических интересов в долгосрочной перспективе, а по большому счету могли бы способствовать укреплению национальной безопасности России
На вопрос, следует ли России самой стремиться в ЕС, по всей видимости следует ответить отрицательно. В обозримой перспективе Россия не будет готова к полному открытию своего рынка для конкуренции со стороны западноевропейских фирм. Несмотря на решение о снижении в два раза импортного обложения российских товаров, Евросоюз продолжает применять антидемпинговые меры против российских экспортеров (действуют 11 антидемпинговых пошлин в отношении российских товаров). Как предупреждает известный французский историк и политолог Элеи Каррер д’Анкос, не надо забывать, что статус тех стран, которые вступают в Евросоюз сегодня, значительно ниже, чем, например, у Франции или Германии, которые изначально создавали эту организацию. К тому же быть членом ЕС - значит подчиняться всем законам Союза, многие из которых слишком тяжелы и забюрократизированы. По мнению директора ВНИКИ профессора В.Орешкина, оптимальным вариантом для России представляется сотрудничество с ЕС по принципу «интеграция без членства». На саммите Россия-ЕС, прошедшем 6 ноября 2003 г. в Риме, было решено начать работу по формированию четырех общих пространств: общего экономического пространства, общего пространства внешней безопасности, общего пространства свободы, безопасности и правосудия и общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты. К числу основных интеграционных проектов можно отнести также энергетический диалог.
Официальные органы ЕС одобрили три документа, отражающие оценку состояния дел на российском направлении и содержащие рекомендации по его улучшению: «Доклад Комитета Европейского парламента по международным делам, правам человека и общей внешней и оборонной политике», «Сообщения Комиссии европейских сообществ Совета ЕС и Европейскому Парламенту» и «Заключение Совета ЕС по вопросу отношений с Россией». В заключениях Совета ЕС в формате министров иностранных дел, заседавшего 23 февраля 2004 г. в Брюсселе, выражена решимость строить «подлинно стратегическое партнерство с Россией, основанное на равных правах и обязательствах, взаимном доверии, открытом и откровенном диалоге». Было также заявлено о заинтересованности ЕС в «открытой, стабильной и демократической России». 27 апреля 2004 г. в Люксембурге в «Совместном заявлении о расширении ЕС» в отношениях Россия-ЕС нашли отражение следующие моменты: во-первых, введены упрощенные условия проезда по территории Литвы граждан России в Калининградскую область; во-вторых, предварительно согласованы грузовые тарифы для российских товаров, а также введена упрощенная схема транзита грузов между Калининградской областью и остальной территорией России; в-третьих, получены гарантии ЕС о бесперебойном снабжении Калининградской области электроэнергией.
После официального присоединения к ЕС новых членов 1 мая 2004 г. были достигнуты позитивные договорённости в ходе московского саммита. Так, России удалось заручиться твердой поддержкой ЕС при вступлении в ВТО, подтверждено стремление к безвизовому режиму, а также достигнута договорённость о выборочных санитарных проверках грузов на пути из России в Калининградскую
область. Актуален вопрос о скоростном пассажирском поезде в калининградском направлении. Несмотря на отмеченные позитивные тенденции, не следует ожидать, что отношения Россия-ЕС в расширенном формате будут развиваться беспроблемно. Пока не удалось подписать новое соглашение о сотрудничестве. Однако и та, и другая сторона, стремясь отстаивать свои интересы, неизбежно самим ходом интеграционных процессов будут продвигаться к сотрудничеству, поиску компромиссов, а при необходимости, и к совместным действиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
№ 157-ФЗ от 13 октября 1995 г.
2. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы,- М.: ВНИКИ, 2000-2001.
3. иьщее европейское экономическое пространство: перспективы взаимоотношений России и ЕС. - М.: Дело, 2004.
4. Региональная интеграция и развитие. - М.: Весь мир, 2005.
5. Россия в глобальной политике. - Том 2. - №2. - 2004, март-апрель.
7. Росия и мир: 2007. Экономика и внешняя политика: ежегодный прогноз. - М.: Фонд перспективных исследований и инициатив, 2006.
8. Россия: интеграция в мировую экономику. / Под ред. Р.И.Зименкова. - М.: Финансы и статистика, 2002.
9. Сафонов И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС. - М.: «Экономика», 2003.
10. Семёнов К.А. Международная экономическая интеграция. - М.: «Логос», 2001.
11. Сумароков В.М., Сумароков Н.В. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. - М.: Финансы и статистика, 2006.
12. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М.: Международные отношения, 2003.
EXTERNAL ECONOMIC STRATEGY OF THE EUROPEAN UNION COUNTRIES
E.F. CHERNENKO
Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The succession of the EU external economic strategy and policy is studied on the basis of the contemporary stage of its development, including the expansion of the European Union to the East.